КРАЗ
777999000000000000000
 

КрАЗ

(KrAZ)

Кременчуг, СССР/Украина, 1959-

В мае 1958 г. правительство СССР приняло решение о перепрофилировании Ярославского автомобильного завода (ЯАЗ) на серийный выпуск дизельных двигателей и агрегатов трансмиссии с переносом производства грузовиков на Кременчугский комбайновый завод, бывший завод металлоконструкций. Официальной датой рождения Кременчугского автозавода (КрАЗ) считается 10 апреля 1959 г., когда из привозных деталей там собрали первые 10-тонные самосвалы ЯАЗ-222, получившие марку КрАЗ-222. В декабре того же года на главном конвейере начался выпуск 12-тонного грузовика КрАЗ-219 (6x4) и 7-тонного полноприводного варианта КрАЗ-214 (6х6). Идентичный автомобилю ЯАЗ-214, созданному в 1956 г. по требованиям Министерства обороны СССР, он сразу же стал основным тяжелым грузовиком Советской армии, носителем инженерного оборудования и ракетного вооружения. Его оборудовали форсированным 6-цилиндровым двухтактным дизельным двигателем ЯАЗ-М206Б (6970 см3, 205 л.с.), 5-ступенчатой коробкой передач и 2 ступенчатой раздаточной с межосевым дифференциалом, отключаемым передним мостом с оригинальными амортизаторами и раздельным приводом средней и задней осей, пневматическим усилителем рулевого механизма, механической лебедкой, расположенной под металлической грузовой платформой, 3-местной деревометаллической кабиной и всеми односкатными 20-дюймовыми колесами.

Мостоукладчик ТММ на шасси КрАЗ-214, 6х6, 1963 г.

КрАЗ-214, 6х6, 1960 г.

Ракетный комплекс 2К5 «Коршун» на шасси КрАЗ-214, 1960 г.

Автомобиль использовался как для перевозки грузов, так и для буксировки прицепов или артиллерийских систем массой до 50 т. На шоссе его скорость достигала 55 км/ч, в составе наиболее тяжелого автопоезда - 40 км/ч. В 1963-67 гг. выпускался КрАЗ-214Б с 24-вольтовой системой электрооборудования и телескопическими гидроамортизаторами передней подвески вместо прежних рычажных. Автомобили серии «214» послужили базой первых советских тяжелых инженерных машин. На их шасси устанавливался тяжелый механизированный мост ТММ с двумя раскладными колейными блоками, позволявшими за 50-60 с навести мост длиной 10,5 м, шириной 3,8 м и грузоподъемностью 60 т. При использовании нескольких мостоукладчиков длина переправы достигала 42 м. На основе КрАЗов был создан понтонно-мостовой парк ПМП для наведения наплавных переправ длиной до 227 м с шириной проезжей части 6,5 м, а также для сборки паромов грузоподъемностью до 170 т, служивших для оперативной доставки боевой техники через водные преграды. Парк включал 32 понтонных грузовика КрАЗ-214 со специальной платформой, тяговой лебедкой и подъемно-перегрузочными устройствами, перевозивших раскладные речные звенья.

КрАЗ-255Б, 6x6, 1967 г.

Сваебойная установка УСМ на шасси КрАЗ-255Б1, 6х6, 1978 г.

Войсковой экскаватор ЭОВ-4421 на шасси КрАЗ-255Б1, 6х6, 1982 г.

КрАЗ-257Б1, 6х4, 1978 г.

Каждое состояло из двух средних и двух крайних шарнирно соединенных между собой понтонов, которые при сбрасывании на поверхность воды автоматически раскладывались, образуя секцию наплавного моста длиной 6,75 м. Четыре береговых звена образовывали переходные участки моста длиной 5,5 м. В этот парк входили также 12 плоскодонных буксирных катеров БМК-Т для наведения мостов и перемещения паромов, перевозившихся на шасси КрАЗ-214. На них устанавливали также наиболее мощные советские ракетные системы - 250-мм установку залпового огня БМД-25 и 2П5 тактического ракетного комплекса 2К5 «Коршун», состоявшую из 6 ракет с дальностью полета 55 км. Доработанный грузовик КрАЗ-219 (6x4) также использовался в военных целях, в том числе для монтажа тяжелого кранового оборудования и системы перегрузки и установки на стартовую позицию баллистических ракет Р-5.

В процессе модернизации базового семейства грузовиков КрАЗ (6x4), проведенном в начале 60-х гг., они получили новый четырехтактный дизель ЯМЗ-238 V8 (14860 см3, 215 л.с.), а с 1966 г. на моделях с индексом Б мощность составила 240 л.с. Эти машины на долгое время стали основной гражданской продукцией завода. Их единственной модификацией в 1977 г. была серия Б1 с раздельным пневматическим приводом передних и задних тормозов, внешне отличавшаяся расположением фар и указателей поворота в единых блоках на передних крыльях. Из них в вооруженных силах применялись в основном бортовые грузовики КрАЗ-257Б/Б1, седельные тягачи «258Б/Б1» и шасси «257К/К1» с механизмом блокировки подвески, на которых монтировали 16-тонный дизель-электрический кран К-162, экскаватор Э-4010 и специальное военное оборудование. В 1967 г. основным армейским грузовиком стал внедорожный 7,5-тонный КрАЗ-255Б (6х6), впоследствии преобразованный в модель «255Б1». От предшественника 214-й серии он отличался 240-сильным дизелем с повышенной почти вдвое экономичностью, новыми коробкой передач и рулевым механизмом МАЗ с гидроусилителем и широкопрофильными шинами с централизованной системой регулирования внутреннего давления. Автомобиль мог преодолевать 30-градусный подъем и брод глубиной до 1 м, достигал максимальной скорости 70 км/ч и мог буксировать по шоссе прицепы массой до 30 т. В военной сфере к КрАЗу-255Б по наследству перешли все функции, которые в армии выполнял его предшественник. На этом шасси устанавливали звенья модернизированных понтонного парка ПМП-М и мостоукладчика ТММ-3, а также буксирные катера БМК-Т и БМК-130/150, войсковые одноковшовые экскаваторы Э-305В и ЭОВ-4421 с собственными силовыми агрегатами и сваебойную мостостроительную установку УСМ с четырьмя дизель-молотами и 2,5-тонным гидрокраном. Для буксировки 26-тонных полуприцепов-топливозаправщиков и тяжелой бронетехники применяли седельные тягачи КрАЗ-255В/В1.

В 60-е гг. на заводе приступили к разработке нового дорожного семейства КрАЗ-250 (6x4), унифицированного с серийной гаммой, но оснащенного цельнометаллической кабиной. Из-за отсутствия производственных мощностей для ее сборки небольшая партия машин этой гаммы появилась только в 1978 г., а уже через год на ее основе началось производство 9-тонного армейского грузовика КрАЗ-260 (6х6), сменившего серию «255Б» и внешне отличавшегося встроенными в бампер световыми приборами и характерными плоскими передними панелями крыльев.

КрАЗ-260, 6х6, 1979 г.

Речной понтон парка ПП-91 на шасси КрАЗ-260Г, 6х6, 1990 г.

Тягач КрАЗ-260В с ракетным комплексом С-300ПМУ-1, 1995 г.

КрАЗ-259, 10х10, 1967 г.

КрАЗ-4Р-3120.02, 8х8, 1983 г.

На нем устанавливались дизельный двигатель ЯМЗ-238Л с турбонаддувом мощностью 300 л.с., синхронизированная 4-ступенчатая коробка передач с 2-ступенчатыми редуктором-демультипликатором и раздаточной коробкой с электропневматическим переключением, более простой привод задних колес со средним проходным мостом. Машины 260-й серии стали новой базой для тяжелой военной техники Советской армии. На них устанавливали радиолокационные станции, системы залпового огня, 10-тонные краны и экскаваторы, мостоукладчик ТММ-3М1, сваебойную установку УСБ-Т и различное специальное оснащение, а на удлиненном шасси КрАЗ-260Г перевозили моторные звенья нового понтонного парка ПП-91, позволявшего создавать мостовые переправы длиной 268 м и паромные средства грузоподъемностью до 360 т. Десятитонный КрАЗ-260Д оснащался дизелями мощностью 320-360 л.с. Седельный тягач КрАЗ-260В, предназначенный для работы с полуприцепами полной массой до 27,5 т, применяли для перевозки зенитных ракет большой дальности и буксировки пусковых установок 5П85ТЕ/ТЕ2 зенитных ракетных комплексов С-300ПМУ и С-300ПМУ-1.

С начала 60-х гг. КрАЗ активно занимался созданием новых образцов армейских автомобилей, базировавшихся на агрегатах серийных машин, способных буксировать артиллерийские системы и нести тяжелое оборудование и вооружение. В конце 60-х и начале 70-х гг. завод построил несколько опытных образцов шасси и тягачей серии «253» (6х6) грузоподъемностью 9-10 т с разными кабинами над двигателем, 300-сильным дизелем, 8-ступенчатой коробкой передач и независимой подвеской всех колес. Специальный вариант седельного тягача служил для работы с низкопрофильным 2-осным активным полуприцепом в составе автопоезда КрАЗ-259 с колесной формулой 10x10.

Второй этап опытно-конструкторских разработок относится к первой половине 80-х гг. и периоду перестройки в СССР. Эти работы проводились в соответствии с поручением Правительства от 17 февраля 1976 г. о создании семейства тактических автомобилей грузоподъемностью 12-18 т, которое получило код «Открытие». В 1982 г. были созданы бескапотные прототипы 8х8 - бортовой КрАЗ-4Р-3130 с двумя передними управляемыми мостами и революционный для автомобильной промышленности СССР грузовик «4Р-3120» с шарнирно-сочлененной рамой. Через год появилось длиннобазное шасси «4Р-3120.02» грузоподъемностью 16-18 т для работы с разными грузовыми секциями с длиной монтажной платформы 10 м. Эти автомобили оснащали многотопливным 360-сильным двигателем ЯМЗ-8421, работавшим на бензине, на дизельном и даже ракетном топливе, 10-ступенчатой коробкой передач ЯМЗ-202 и арочными шинами. Несмотря на высокую проходимость, сочлененные машины оказались слишком длинными и дорогими, и их доработку прекратили. В декабре 1987 г. были готовы 11 новых опытных машин с неразрезной рамой.

КрА3-5Э63151, 6х6, 1987 г.

КрАЗ-6Э6316, 8х8, 1987 г.

КрАЗ-5131ВЕ, 4х4, 1996 г.

КрАЗ-6322, 6х6, 1996 г.

Для замены 260-й серии предназначались 10-тонные капотные грузовики и шасси «5Э63151» (6х6), а также седельный тягач «4Э6440», оснащенные агрегатами ЯМЗ, модернизированной кабиной от КрАЗ-260 с трехсекционным лобовым стеклом и новой передней облицовкой. Вариант тягача «4Э64401» (6х6) работал в сцепе с 2-осным полуприцепом КрАЗ-09485 в составе активного автопоезда «4Э6010» (10x10). Одновременно были построены принципиально новые 15-тонные бескапотные грузовики «6Э6316» и шасси «6Э63161» (8х8) с 420-сильным дизелем ЯМЗ и установленной перед ним оригинальной 3-местной кабиной с тремя лобовыми пуленепробиваемыми стеклами и возможностью навески защитной брони (для ее камуфляжа на передней стенке кабины помещалась надпись «Сибирь», которую ошибочно принимали за марку этих машин). Автомобили могли буксировать прицепы массой 12-15 т и развивали скорость 80-90 км/ч. В 1988 г. они прошли военные испытания, затем дорабатывались, но в 1991 г. после образования независимой Украины все работы над ними были свернуты.

С распадом СССР производственное объединение «АвтоКрАЗ» имени 50-летия Советской Украины, превратившееся впоследствии в ОАО «Холдинговая компания «АвтоКрАЗ», лишилось своего основного рынка сбыта и наиболее крупных военных заказов. С начала 90-х гг. его основной деятельностью стало создание и выпуск обновленных образцов гражданской автотехники с новыми силовыми агрегатами и более современными кабинами. В 1995 г., через год после появления первых гражданских 2-осных автомобилей КрАЗ, представлявших собой укороченные исполнения стандартных грузовиков 6x4, был создан армейский бортовой 5-тонный грузовик КрАЗ-5131ВЕ (4х4), сначала получивший 330-сильный дизель ЯМЗ-238БЛ, а затем - 330-сильный ЯМЗ-238Д с турбонаддувом. В середине 90-х гг. на смену военной серии «260» пришел тактический 10-тонный 330-сильный бортовой грузовик КрАЗ-6322 (6х6) с новым стилем оформления облицовки и крыльев, развивавший максимальную скорость 85 км/ч. Его вариантами являются 11-тонное длиннорамное шасси «63221» для монтажа инженерного оборудования, ремонтно-эвакуационная машина «6322-056» с гидрокраном и седельный тягач «6446» для буксировки полуприцепов полной массой до 34 т, в том числе зенитных ракетных систем С-300ПМУ-2 «Фаворит» и С-400 «Триумф». Новое 4-осное шасси КрАЗ-7133Н4 (8x4) используется под аэродромный топливозаправщик ТЗА-30 вместимостью 30 тыс. л.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

КрАЗ
(KrAZ)
Кременчуг
СССР/Украина
1959-
В мае 1958 г. правительство СССР приняло решение о перепрофилировании Ярославского автомобильного завода (ЯАЗ) на серийный выпуск дизельных двигателей и агрегатов трансмиссии с переносом производства грузовиков на Кременчугский комбайновый завод, бывший завод металлоконструкций. Официальной датой рождения Кременчугского автозавода (КрАЗ) считается 10 апреля 1959 г., когда из привозных деталей там собрали первые 10-тонные самосвалы ЯАЗ-222, получившие марку КрАЗ-222. В декабре того же года на главном конвейере начался выпуск 12-тонного грузовика КрАЗ-219 (6x6) и 7-тонного полноприводного варианта КрАЗ-214 (6x6). Идентичный автомобилю ЯАЗ-214, созданному в 1956 г. по требованиям Министерства обороны СССР, он сразу же стал основным тяжелым грузовиком Советской армии, носителем инженерного оборудования и ракетного вооружения. Его оборудовали форсированным 6-цилиндровым двухтактным дизельным двигателем ЯАЗ-М206Б (6970 см3, 205 л.с.), 5-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной с межосевым дифференциалом, отключаемым передним мостом с оригинальными амортизаторами и раздельным приводом средней и задней осей, пневматическим усилителем рулевого механизма, механической лебедкой, расположенной под металлической грузовой платформой, 3-местной деревометаллической кабиной и всеми односкатными 20-дюймовыми колесами. Автомобиль использовался как для перевозки грузов, так и для буксировки прицепов или артиллерийских систем массой до 50 т. На шоссе его скорость достигала 55 км/ч, в составе наиболее тяжелого автопоезда - 40 км/ч. В 1963-67 гг. выпускался КрАЗ-214Б с 24-вольтовой системой электрооборудования и телескопическими гидроамортизаторами передней подвески вместо прежних рычажных. Автомобили серии "214" послужили базой первых советских тяжелых инженерных машин. На их шасси устанавливался тяжелый механизированный мост ТММ с двумя раскладными колейными блоками, позволявшими за 50-60 с навести мост длиной 10,5 м, шириной 3,8 м и грузоподъемностью 60 т. При использовании нескольких мостоукладчиков длина переправы достигала 42 м. На основе КрАЗов был создан понтонно-мостовой парк ПМП для наведения наплавных переправ длиной до 227 м с шириной проезжей части 6,5 м, а также для сборки паромов грузоподъемностью до 170 т, служивших для оперативной доставки боевой техники через водные преграды. Парк включал 32 понтонных грузовика КрАЗ-214 со специальной платформой, тяговой лебедкой и подъемно-перегрузочными устройствами, перевозивших раскладные речные звенья. Каждое состояло из двух средних и двух крайних шарнирно соединенных между собой понтонов, которые при сбрасывании на поверхность воды автоматически раскладывались, образуя секцию наплавного моста длиной 6,75 м. Четыре береговых звена образовывали переходные участки моста длиной 5,5 м. В этот парк входили также 12 плоскодонных буксирных катеров БМК-Т для наведения мостов и перемещения паромов, перевозившихся на шасси КрАЗ-214. На них устанавливали также наиболее мощные советские ракетные системы - 250-мм установку залпового огня БМД-25 и 2П5 тактического ракетного комплекса 2К5 "Коршун", состоявшую из 6 ракет с дальностью полета 55 км. Доработанный грузовик КрАЗ-219 (6x6) также использовался в военных целях, в том числе для монтажа тяжелого кранового оборудования и системы перегрузки и установки на стартовую позицию баллистических ракет Р-5.
В процессе модернизации базового семейства грузовиков КрАЗ (6x6), проведенном в начале 60-х гг., они получили новый четырехтактный дизель ЯМЗ-238 V8 (14860 см3, 215 л.с.), а с 1966 г. на моделях с индексом Б мощность составила 240 л.с. Эти машины на долгое время стали основной гражданской продукцией завода. Их единственной модификацией в 1977 г. была серия Б1 с раздельным пневматическим приводом передних и задних тормозов, внешне отличавшаяся расположением фар и указателей поворота в единых блоках на передних крыльях. Из них в вооруженных силах применялись в основном бортовые грузовики КрАЗ-257Б/Б1, седельные тягачи "258Б/Б1" и шасси "257К/К1" с механизмом блокировки подвески, на которых монтировали 16-тонный дизель-электрический кран К-162, экскаватор Э-4010 и специальное военное оборудование. В 1967 г. основным армейским грузовиком стал внедорожный 7,5-тонный КрАЗ-255Б (6x6), впоследствии преобразованный в модель "255Б1". От предшественника 214-й серии он отличался 240-сильным дизелем с повышенной почти вдвое экономичностью, новыми коробкой передач и рулевым механизмом МАЗ с гидроусилителем и широкопрофильными шинами с централизованной системой регулирования внутреннего давления. Автомобиль мог преодолевать 30-градусный подъем и брод глубиной до 1 м, достигал максимальной скорости 70 км/ч и мог буксировать по шоссе прицепы массой до 30 т. В военной сфере к КрАЗу-255Б по наследству перешли все функции, которые в армии выполнял его предшественник. На этом шасси устанавливали звенья модернизированных понтонного парка ПМП-М и мостоукладчика ТММ-3, а также буксирные катера БМК-Т и БМК-130/150, войсковые одноковшовые экскаваторы Э-305В и ЭОВ-4421 с собственными силовыми агрегатами и сваебойную мостостроительную установку УСМ с четырьмя дизель-молотами и 2,5-тонным гидрокраном. Для буксировки 26-тонных полуприцепов-топливозаправщиков и тяжелой бронетехники применяли седельные тягачи КрАЗ-255В/В1.
В 60-е гг. на заводе приступили к разработке нового дорожного семейства КрАЗ-250 (6x6), унифицированного с серийной гаммой, но оснащенного цельнометаллической кабиной. Из-за отсутствия производственных мощностей для ее сборки небольшая партия машин этой гаммы появилась только в 1978 г., а уже через год на ее основе началось производство 9-тонного армейского грузовика КрАЗ-260 (6x6), сменившего серию "255Б" и внешне отличавшегося встроенными в бампер световыми приборами и характерными плоскими передними панелями крыльев. На нем устанавливались дизельный двигатель ЯМЗ-238Л с турбонаддувом мощностью 300 л.с., синхронизированная 4-ступенчатая коробка передач с 2-ступенчатыми редуктором-демультипликатором и раздаточной коробкой с электропневматическим переключением, более простой привод задних колес со средним проходным мостом. Машины 260-й серии стали новой базой для тяжелой военной техники Советской армии. На них устанавливали радиолокационные станции, системы залпового огня, 10-тонные краны и экскаваторы, мостоукладчик ТММ-3М1, сваебойную установку УСБ-Т и различное специальное оснащение, а на удлиненном шасси КрАЗ-260Г перевозили моторные звенья нового понтонного парка ПП-91, позволявшего создавать мостовые переправы длиной 268 м и паромные средства грузоподъемностью до 360 т. Седельный тягач КрАЗ-260В, предназначенный для работы с полуприцепами полной массой до 27,5 т, применяли для перевозки зенитных ракет большой дальности и буксировки пусковых установок 5П85ТЕ/ТЕ2 зенитных ракетных комплексов С-300ПМУ и С-300ПМУ-1. Тягач КрАЗ-260Д (320-360 л.с.) работал с активными полуприцепами.
С начала 60-х гг. КрАЗ активно занимался созданием новых образцов армейских автомобилей, базировавшихся на агрегатах серийных машин, способных буксировать артиллерийские системы и нести тяжелое оборудование и вооружение. В период с 1962 до 1968 г. завод построил и испытал несколько опытных образцов шасси и тягачей серии "253" (6x6) грузоподъемностью 6-10 т с разными кабинами над двигателем, 310-сильным дизелем, 8-ступенчатой коробкой передач и независимой подвеской всех колес. Специальный вариант седельного тягача служил для работы с низкопрофильным 2-осным активным полуприцепом в составе автопоезда КрАЗ-259 с колесной формулой 10x10.
Второй этап опытно-конструкторских разработок относится к первой половине 80-х гг. и периоду перестройки в СССР. Эти работы проводились в соответствии с поручением Правительства от 17 февраля 1976 г. о создании семейства тактических автомобилей грузоподъемностью 12-18 т, которое получило код "Открытие". В 1982 г. были созданы бескапотные прототипы 8x8 - бортовой КрАЗ-ЧР-3130 с двумя передними управляемыми мостами и революционный для автомобильной промышленности СССР грузовик "ЧР-3120" с шарнирно-сочлененной рамой. Через год появилось длиннобазное шасси "ЧР-3120.02" грузоподъемностью 16-18 т для работы с разными грузовыми секциями с длиной монтажной платформы 10 м. Эти автомобили оснащали многотопливным 360-сильным двигателем ЯМЗ-8421, работавшим на бензине, на дизельном и даже ракетном топливе, 10-ступенчатой коробкой передач ЯМЗ-202 и арочными шинами. Несмотря на высокую проходимость, сочлененные машины оказались слишком длинными и дорогими, и их доработку прекратили. В декабре 1987 г. были готовы 11 новых опытных машин с неразрезной рамой. Для замены 260-й серии предназначались 10-тонные капотные грузовики и шасси "5Э63151" (6x6), а также седельный тягач "4Э6440", оснащенные агрегатами ЯМЗ, модернизированной кабиной от КрАЗ-260 с трехсекционным лобовым стеклом и новой передней облицовкой. Вариант тягача "4Э64401" (6x6) работал в сцепе с 2-осным полуприцепом КрАЗ-09485 в составе активного автопоезда "4Э6010" (10x00). Одновременно были построены принципиально новые 15-тонные бескапотные грузовики "6Э6316" и шасси "6Э63161" (8x8) с 420-сильным дизелем ЯМЗ и установленной перед ним оригинальной 3-местной кабиной с тремя лобовыми пуленепробиваемыми стеклами и возможностью навески защитной брони (для ее камуфляжа на передней стенке кабины помещалась надпись "Сибирь", которую ошибочно принимали за марку этих машин). Автомобили могли буксировать прицепы массой 12-15 т и развивали скорость 80-90 км/ч. В 1988 г. они прошли военные испытания, затем дорабатывались, но в 1991 г. после образования независимой Украины все работы над ними были свернуты.
С распадом СССР производственное объединение "АвтоКрАЗ" имени 50-летия Советской Украины, превратившееся впоследствии в ОАО "Холдинговая компания "АвтоКрАЗ", лишилось своего основного рынка сбыта и наиболее крупных военных заказов. С начала 90-х гг. его основной деятельностью стало создание и выпуск обновленных образцов гражданской автотехники с новыми силовыми агрегатами и более современными кабинами. В 1995 г., через год после появления первых гражданских 2-осных автомобилей КрАЗ, представлявших собой укороченные исполнения стандартных грузовиков 6x6, был создан армейский бортовой 5-тонный грузовик КрАЗ-5131ВЕ (4x4), сначала получивший 330-сильный дизель ЯМЗ-238БЛ, а затем - 330-сильный ЯМЗ-238Д с турбонаддувом. В середине 90-х гг. на смену военной серии "260" пришел тактический 10-тонный 330-сильный бортовой грузовик КрАЗ-6322 (6x6) с новым стилем оформления облицовки и крыльев, развивавший максимальную скорость 85 км/ч. Его вариантами являются 11-тонное длиннорамное шасси "63221" для монтажа инженерного оборудования, ремонтно-эвакуационная машина "6322-056" с гидрокраном и седельный тягач "6446" для буксировки полуприцепов полной массой до 34 т, в том числе зенитных ракетных систем С-300ПМУ-2 "Фаворит" и С-400 "Триумф". Новое 4-осное шасси КрАЗ-7133Н4 (8x8) используется под аэродромный топливозаправщик ТЗА-30 вместимостью 30 тыс. л.
КрАЗ-214, 6x6, 1960 г.
Ракетный комплекс 2К5 "Коршун" на шасси КрАЗ-214, 1960 г.
КрАЗ-259Б, 10x10, 1962 г.
Мостоукладчик ТММ на шасси КрАЗ-214, 6x6, 1963 г.
КрАЗ-255Б, 6x6, 1967 г.
Тягач КрАЗ-260Д (6x6) с активным полуприцепом, 1976 г.
КрАЗ-257Б1, 6x6, 1978 г.
Сваебойная установка УСМ на шасси КрАЗ-255Б1, 6x6, 1978 г.
Войсковой экскаватор ЭОВ-4421 на шасси КрАЗ-255Б1, 6x6, 1982 г.
КрАЗ-ЧР-3120, 8x8, 1982 г.
КрАЗ-5Э6315, 6x6, 1988 г.
КрАЗ-6Э6316, 8x8, 1989 г.
КрАЗ-260, 6x6, 1989 г.
Тягач КрАЗ-260В с ракетным комплексом С-300ПМУ-1, 1995 г.
КрАЗ-5131ВЕ, 4x4, 1996 г.
КрАЗ-6322, 6x6, 1996 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с