KRUPP
999999999999000777888
 

КРУПП

(KRUPP)

Эссен/Мюльхаузен/Бамберг/Вильгельмсхафен, Германия, 1908-

Автомобильное производство всегда играло второстепенную роль в деятельности некогда крупнейшего германского сталелитейного и машиностроительного концерна, основанного Фридрихом Круппом (Friedrich Krupp) в 1811 г. в Эссене. Начало деятельности в области военной автотехники относится к 1908 г., когда «Крупп» совместно с фирмой «Даймлер» (Daimler) приступил к разработке полноприводных машин «Крупп-Даймлер» (KD) 4х4 с карданным приводом неразрезных ведущих мостов. Через год начался выпуск броневиков и шасси с двигателями «Даймлер» мощностью 52-70 л.с., служивших для установки зенитных пулеметов и 77-мм пушек «Крупп», перевозки боеприпасов и 10 человек боевого расчета. С началом Первой мировой войны основным в этой гамме стало шасси Kw.19 с 4-цилиндровым мотором (9,9 л, 80 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач, задним блокируемым дифференциалом, передней барабанной лебедкой и стальными колесами с литыми шинами.

Крупп-Даймлер 80PS (Kw.19), 4х4, 1915 г.

Крупп-Даймлер 52PS, 4х4, 1910 г.

Крупп-Даймлер KD-I (Sd.Kfz.3), 4х4, 1918/35 г.

Наибольшую известность получили короткобазные самоходные лафеты и тягачи KD-I со 100-сильным мотором и деревянными 1,5-метровыми задними колесами с высокими стальными грунтозацепами. В 1917-18 гг. их построили 855 экземпляров. В середине 30-х гг. на реконструированных шасси KD-I собирались бронеавтомобили Sd.Kfz.3 с экипажем из 6 человек.

Версальский мирный договор надолго прервал выпуск военной техники на заводах Круппа. Несмотря на образование в 1920 г. в Эссене отделения по выпуску коммерческих автомобилей, разработка 3-тонных армейских грузовиков серии L3H (6x4) началась лишь в начале 30-х гг. на эльзасском военном заводе в Мюльхаузене. Приход к власти Гитлера, чему в немалой степени способствовали владельцы «Круппа», позволил получить крупный заказ на многоцелевые 1-тонные автомобили-тягачи с колесной формулой 6х4, которые известны под прозвищами «артиллерийский передок» (Krupp-Protze) или «носатый» (Schnauzer). В 1934 г. начался выпуск первой серии L2H43, а в 1937-42 гг. собирался самый известный военный автомобиль марки «Крупп» - L2H143, конструкция которого считается одной наиболее оригинальных в своем классе. Внешне машины выделялись коротким покатым капотом с узкой решеткой облицовки, под которым располагался горизонтальный 4-цилиндровый оппозитный бензиновый 3,3-литровый двигатель «Крупп М304» воздушного охлаждения с вентилятором, укрепленным на оси коленчатого вала.

Вторым оригинальным элементом была задняя независимая пружинная подвеска. Несмотря на сложность конструкции, она оказалась довольно компактной и обеспечивала хорошую приспособляемость колес к профилю пути, позволив отказаться от привода передних колес. Главным отличием моделей L2H43 и L2H143 была мощность двигателя - 55 и 60 л.с. соответственно, а внешне они различались расстоянием между передним и средним мостом (2470 и 2445 мм) и базой задних колес (860 и 910 мм).

Крупп L2H143 (Kfz.70), 6х4, 1942 г.

Крупп L2H143 (Kfz.21), 6х4, 1940 г.

Крупп L2H143 (Sd.Kfz.247), 6х4, 1937 г.

Крупп L3H63, 6х4, 1933 г.

Крупп-Зюдверке Драхе AL8 Dr4, 4х4, 1955 г.

Наиболее распространенные артиллерийские тягачи Kfz.69 снабжались открытыми 4-местными кузовами с двумя 2-местными сиденьями, обращенными спинками друг к другу, между которыми располагались зарядные ящики. Имелись также варианты Kfz.70 с бортовыми кузовами и пулеметом, фургоны разного назначения (Kfz.19, Kfz.72 и др.), штабные автомобили Kfz.21 с цельнометаллическим 4-дверным кузовом, шасси для прожекторов и зенитных пушек (Kfz.74 и Kfz.81) и др. Машины имели полную массу до 3,75 т, могли буксировать 1-тонный прицеп, на шоссе развивали скорость 70 км/ч. В 1937-38 гг. на базе L2H143 построили 20 пулеметных бронеавтомобилей Sd.Kfz.247 с двигателями мощностью 60 и 70 л.с., а в общей сложности было изготовлено около 7 тыс. машин серии L2H.

Менее известные 3-тонные армейские грузовики L3H63 и L3H163 (6x4), выпущенные в 1931-38 гг. в количестве 2 тыс единиц, имели классическую конструкцию и комплектовались 6-цилиндровыми бензиновыми двигателями водяного охлаждения мощностью 90 и 110 л.с. соответственно. В Вермахт поступали также стандартные 3,5-тонные машины L3,5 и 6,5-тонные LD6,5 со 125-сильным дизелем. Уникальной конструкцией было 150-сильное шасси 10x4, построенное в 1931 г. по проекту авиаконструктора Антона Флеттнера (Anton Flettner), которое предполагалось использовать для сверхтяжелых бронемашин. В 1937-40 гг. «Крупп» выпустил также 700 стандартизованных 2,5-тонных грузовиков «Айнхайтс-Дизель» (Einheits-Diesel) 6х6, а в 1944 г. построил уникальный бронированный 130-тонный самоходный минный трал с широкими стальными катками диаметром 2,7 м. На заводе в Мюльхаузене собирали 12-тонные полугусеничные транспортеры серии Sd.Kfz.8, а в Магдебурге - танки и самоходные орудия.

Огромный вклад «Круппа» в вооружение фашистской Германии привел в конце войны к практически полному разрушению его предприятий, а сам концерн по решению Ялтинской и Потсдамской конференций подлежал ликвидации. Для его сохранения производство автомобилей было перенесено в баварский город Бамберг, где до 1954 г. их собирали под нейтральной маркой «Зюдверке» (Sudwerke). В 1953 г. там начался выпуск принципиально новых грузовиков «Драхе» (Drache) с 4-цилиндровыми двухтактными дизельными двигателями и характерным коротким тупым «носом» с плоской передней панелью. В 1955 г. 7,7-тонная модель «Драхе AL8 Dr4» (4х4) со 150-сильным мотором была выставлена на конкурс по созданию новых армейских машин и впоследствии в небольших количествах поставлялась в американские подразделения в Германии и в Бундесвер.

В последующее время автомобильное отделение «Круппа» полностью переключилось на выпуск гражданских грузовиков, но к середине 60-х гг. уже не смогло противостоять усилившейся конкуренции. Оно приняло участие в программах создания перспективных армейских грузовиков и бронетранспортеров с колесными формулами 4х4, 6х6 и 8х8, изготовив в 1968 г. первые прототипы.

Крупп FKL, 6х6, 1986 г.

Крупп-МАН Легуан, 8x8, 1995 г.

В том же году предприятие в Эссене перешло к концерну «Даймлер-Бенц» (Daimler-Benz), однако выпуском военной автотехники продолжали заниматься другие предприятия концерна «Крупп». Эпицентр ее производства переместился на завод «Крупп Индустриеверке» (Krupp Industriewerke) в Вильгельмсхафене, где с конца 50-х гг. выпускали различные краны. В 1971 г. там началась разработка семейства высокомобильных инженерных и ремонтно-эвакуационных гидрокранов с телескопической стрелой, но впоследствии все работы свелись к двум моделям FKL и FKM (6х6) грузоподъемностью 10 и 20 т. Их прототипы были изготовлены в 1977-79 гг., а в 1980 г. фирма получила заказ на 1477 машин, поступавших затем в вооруженные силы стран НАТО. Интересными конструктивными особенностями кранов были заднее расположение 320-сильного дизельного двигателя «Дойц» (Deutz) V8 воздушного охлаждения, автоматическая коробка передач ЦФ (ZF), два сближенных передних управляемых моста, независимая гидропневматическая подвеска и переднее расположение поворотной платформы крана с кабиной оператора, одновременно служившей и для управления машиной в движении. Отделение «Крупп Фёрдертехник» (Krupp Fordertechnik) в Эссене изготовляет тяжелые мостоукладчики «Легуан» (Leguan) для наведения 26-метровых мостов грузоподъемностью 60 т. Они монтируются на тактические грузовики МАН (MAN) 8х8 и носят марку «Крупп-МАН».

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

КРУПП
(KRUPP)
Эссен/Мюльхаузен/Бамберг/Вильгельмсхафен
Германия
1908-
Автомобильное производство всегда играло второстепенную роль в деятельности некогда крупнейшего германского сталелитейного и машиностроительного концерна, основанного Фридрихом Круппом (Friedrich Krupp) в 1811 г. в Эссене. Начало деятельности в области военной автотехники относится к 1908 г., когда "Крупп" совместно с фирмой "Даймлер" (Daimler) приступил к разработке полноприводных машин "Крупп-Даймлер" (KD) 4x4 с карданным приводом неразрезных ведущих мостов. Через год начался выпуск броневиков и шасси с двигателями "Даймлер" мощностью 52-70 л.с., служивших для установки зенитных пулеметов и 77-мм пушек "Крупп", перевозки боеприпасов и 10 человек боевого расчета. С началом Первой мировой войны основным в этой гамме стало шасси Kw.19 с 4-цилиндровым мотором (9,9 л, 80 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач, задним блокируемым дифференциалом, передней барабанной лебедкой и стальными колесами с литыми шинами. Наибольшую известность получили короткобазные самоходные лафеты и тягачи KD-I со 100-сильным мотором и деревянными 1,5-метровыми задними колесами с высокими стальными грунтозацепами. В 1917-18 гг. их построили 855 экземпляров. В середине 30-х гг. на реконструированных шасси KD-I собирались бронеавтомобили Sd.Kfz.3 с экипажем из 6 человек.
Версальский мирный договор надолго прервал выпуск военной техники на заводах Круппа. Несмотря на образование в 1920 г. в Эссене отделения по выпуску коммерческих автомобилей, разработка 3-тонных армейских грузовиков серии L3H (6x6) началась лишь в начале 30-х гг. на эльзасском военном заводе в Мюльхаузене. Приход к власти Гитлера, чему в немалой степени способствовали владельцы "Круппа", позволил получить крупный заказ на многоцелевые 1-тонные автомобили-тягачи с колесной формулой 6x6, которые известны под прозвищами "артиллерийский передок" (Krupp-Protze) или "носатый" (Schnauzer). В 1934 г. начался выпуск первой серии L2H43, а в 1937-42 гг. собирался самый известный военный автомобиль марки "Крупп" - L2H143, конструкция которого считается одной из наиболее оригинальных в своем классе. Внешне машины выделялись коротким покатым капотом с узкой решеткой облицовки, под которым располагался горизонтальный 4-цилиндровый оппозитный бензиновый 3,3-литровый двигатель "Крупп М304" воздушного охлаждения с вентилятором, укрепленным на оси коленчатого вала. Вторым оригинальным элементом была задняя независимая пружинная подвеска. Несмотря на сложность конструкции, она оказалась довольно компактной и обеспечивала хорошую приспособляемость колес к профилю пути, позволив отказаться от привода передних колес. Главным отличием моделей L2H43 и L2H143 была мощность двигателя - 55 и 60 л.с. соответственно, а внешне они различались расстоянием между передним и средним мостом (2470 и 2445 мм) и базой задних колес (860 и 910 мм). Наиболее распространенные артиллерийские тягачи Kfz.69 снабжались открытыми 4-местными кузовами с двумя 2-местными сиденьями, обращенными спинками друг к другу, между которыми располагались зарядные ящики. Имелись также варианты Kfz.70 с бортовыми кузовами и пулеметом, фургоны разного назначения (Kfz.19, Kfz.72 и др.), штабные автомобили Kfz.21 с цельнометаллическим 4-дверным кузовом, шасси для прожекторов и зенитных пушек (Kfz.74 и Kfz.81) и др. Машины имели полную массу до 3,75 т, могли буксировать 1-тонный прицеп, на шоссе развивали скорость 70 км/ч. В 1937-38 гг. на базе L2H143 построили 20 пулеметных бронеавтомобилей Sd.Kfz.247 с двигателями мощностью 60 и 70 л.с., а в общей сложности было изготовлено около 7 тыс. машин серии L2H.
Менее известные 3-тонные армейские грузовики L3H63 и L3H163 (6x6), выпущенные в 1931-38 гг. в количестве 2 тыс. единиц, имели классическую конструкцию и комплектовались 6-цилиндровыми бензиновыми двигателями водяного охлаждения мощностью 90 и 110 л.с. соответственно. В Вермахт поступали также стандартные 3,5-тонные машины L3,5 и 6,5-тонные LD6,5 со 125-сильным дизелем. Уникальной конструкцией было 150-сильное шасси 10x0, построенное в 1931 г. по проекту авиаконструктора Антона Флеттнера (Anton Flettner), которое предполагалось использовать для сверхтяжелых бронемашин. В 1937-40 гг. "Крупп" выпустил также 700 стандартизованных 2,5-тонных грузовиков "Айнхайтс-Дизель" (Einheits-Diesel) 6x6, а в 1944 г. построил уникальный бронированный 130-тонный самоходный минный трал с широкими стальными катками диаметром 2,7 м. На заводе в Мюльхаузене собирали 12-тонные полугусеничные транспортеры серии Sd.Kfz.8, а в Магдебурге - танки и самоходные орудия.
Огромный вклад "Круппа" в вооружение фашистской Германии привел в конце войны к практически полному разрушению его предприятий, а сам концерн по решению Ялтинской и Потсдамской конференций подлежал ликвидации. Для его сохранения производство автомобилей было перенесено в баварский город Бамберг, где до 1954 г. их собирали под нейтральной маркой "Зюдверке" (Sudwerke). В 1953 г. там начался выпуск принципиально новых грузовиков "Драхе" (Drache) с 4-цилиндровыми двухтактными дизельными двигателями и характерным коротким тупым "носом" с плоской передней панелью. В 1955 г. 7,7-тонная модель "Драхе AL8 Dr4" (4x4) со 150-сильным мотором была выставлена на конкурс по созданию новых армейских машин и впоследствии в небольших количествах поставлялась в американские подразделения в Германии и в Бундесвер.
В последующее время автомобильное отделение "Круппа" полностью переключилось на выпуск гражданских грузовиков, но к середине 60-х гг. уже не смогло противостоять усилившейся конкуренции. Оно приняло участие в программах создания перспективных армейских грузовиков и бронетранспортеров с колесными формулами 4x4, 6x6 и 8x8, изготовив в 1968 г. первые прототипы. В том же году предприятие в Эссене перешло к концерну "Даймлер-Бенц" (Daimler-Benz), однако выпуском военной автотехники продолжали заниматься другие предприятия концерна "Крупп". Эпицентр ее производства переместился на завод "Крупп Индустриеверке" (Krupp Industriewerke) в Вильгельмсхафене, где с конца 50-х гг. выпускали различные краны. В 1971 г. там началась разработка семейства высокомобильных инженерных и ремонтно-эвакуационных гидрокранов с телескопической стрелой, но впоследствии все работы свелись к двум моделям FKL и FKM (6x6) грузоподъемностью 10 и 20 т. Их прототипы были изготовлены в 1977-79 гг., а в 1980 г. фирма получила заказ на 1477 машин, поступавших затем в вооруженные силы стран НАТО. Интересными конструктивными особенностями кранов были заднее расположение 320-сильного дизельного двигателя "Дойц" (Deutz) V8 воздушного охлаждения, автоматическая коробка передач ЦФ (ZF), два сближенных передних управляемых моста, независимая гидропневматическая подвеска и переднее расположение поворотной платформы крана с кабиной оператора, одновременно служившей и для управления машиной в движении. Отделение "Крупп Фёрдертехник" (Krupp Fordertechnik) в Эссене изготовляет тяжелые мостоукладчики "Легуан" (Leguan) для наведения 26-метровых мостов грузоподъемностью 60 т. Они монтируются на тактические грузовики МАН (MAN) 8x8 и носят марку "Крупп-МАН".
Крупп-Даймлер 52PS, 4x4, 1910 г.
Крупп-Даймлер 80PS (Kw.19), 4x4, 1915 г.
Крупп-Даймлер KD-I (Sd.Kfz.3), 4x4, 1918/35 г.
Крупп L3H63, 6x6, 1933 г.
Крупп L2H143 (Sd.Kfz.247), 6x6, 1937 г.
Крупп L2H143 (Kfz.21), 6x6, 1940 г.
Крупп L2H143 (Kfz.70), 6x6, 1942 г.
Крупп-Зюдверке Драхе AL8 Dr4, 4x4, 1955 г.
Крупп FKL, 6x6, 1986 г.
Крупп-МАН Легуан, 8x8, 1995 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с