КЗКТ
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

КЗКТ
(KZKT)
Курган
СССР/Россия
1963–
Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ) имени Д. М. Карбышева, ныне — ОАО "Русич", специализируется на изготовлении тяжелых вседорожных тягачей для буксировки прицепов и полуприцепов со сверхтяжелыми грузами, гусеничной бронетехникой, ракетным вооружением и специальным оборудованием. Более 40 лет его основную программу составляет единая базовая модель тяжелого седельного тягача с колесной формулой 8x8, которая предлагается в нескольких исполнениях с различными комплектациями.
Курганский завод был образован в начале ХХ века. С 1950 г. он выпускал сельскохозяйственную технику и комплектующие для тракторных двигателей. Положение круто изменилось в начале 60-х гг., когда вооруженным силам СССР срочно потребовались сверхтяжелые машины высокой проходимости. С середины 50-х гг. их разработкой занималось специальное КБ Минского автомобильного завода (МАЗ), создавшее семейство 4-осных тягачей для буксировки тяжелых артиллерийских систем и доставки гусеничной бронетехники и ракетных комплексов. В конце 50-х гг. там создали седельный тягач МАЗ-537 (8x8) с нагрузкой на сцепное устройство 27 т, который предполагалось собирать в Минске параллельно с балластным вариантом МАЗ-535, однако потребности Советской армии в таких машинах значительно превосходили возможности спецпроизводства Минского автозавода, и в 1964 г. техническую документацию на выпуск МАЗ-537 передали в Курган.
Базовый седельный тягач МАЗ-537 (КЗКТ-537) оснащался дизельным двигателем Д-12А V12 мощностью 525 л.с., установленным сзади кабины, гидромеханической 3-ступенчатой коробкой передач, межосевыми самоблокирующимися дифференциалами, планетарными колесными редукторами, гидроусилителем рулевого механизма, передней независимой торсионной подвеской и задней балансирной без упругих элементов. Он не имел системы регулирования давления в шинах и лебедки. В сцепе с низкорамными полуприцепами автопоезд полной массой 75 т развивал скорость 60 км/ч. Вариант "537А" являлся 15-тонным балластным тягачом с металлической бортовой платформой, лебедкой с тяговым усилием 15 тс и гидравлическим толкающим брусом. Он использовался как дополнительный тягач-толкач при перевозке особо тяжелых грузов, а также для буксировки самолетов со взлетной массой до 200 т. Параллельно с ним КЗКТ выпускал разработанные на МАЗе седельный тягач "537Г" с 15-тонной лебедкой, установленной позади моторного отсека, и "537Д" с генераторной станцией переменного тока. Вариант "537Е" применялся для работы с активными полуприцепами полной массой до 65 т, в ступицы колес которых были вмонтированы тяговые электромоторы. На шасси "537" собирали также тяжелый колесный эвакуационный транспортер КЭТ-Т. С конца 70-х гг. на 16-тонном балластном тягаче "537Л" и седельном "537М" устанавливали дизель ЯМЗ240НМ V12 (22,3 л, 500 л.с.). Все эти машины использовались для буксировки баллистических межконтинентальных ракет стратегического назначения и пусковых контейнеров, перегрузочных систем для установки их в шахтные пусковые колодцы, штабных комплексов, перевозки специального оборудования и ракетного топлива. Первой попыткой создания собственной продукции было изготовление в 70-е гг. седельного тягача КЗКТ-545 (8x8) с двойной 4-дверной кабиной, который построили на основе технической документации, разработанной в Минске на базе серии "543" и переданной в Курган в конце 60-х гг. Он прошел испытания с низкорамным полуприцепом "5247Г" для перевозки танков в составе автопоезда полной массой 110 т.
Вторым направлением деятельности КЗКТ стало изготовление созданного в Минске универсального тягача МАЗ-538 (4x4), выпуск которого в 1963 г. был передан в Курган. В 1964 г. его приняли на вооружение как средний инженерный колесный тягач ИКТ-С. Он оснащался тем же мотором Д-12А, отрегулированным на мощность 375 л.с., гидромеханической коробкой передач и задней подвеской без упругих элементов. Тягач получил просторную кабину, снабженную вентиляцией с избыточным внутренним давлением и двухсторонними органами управления, позволявшими управлять машиной при движении передним или задним ходом, не разворачиваясь, а также специальным оборудованием, которое можно было навешивать с обеих сторон шасси. Более известным тягач ИКТ-С стал по маркировке инженерных машин, созданных на его базе. Основными среди них были путепрокладчик ПКТ с 3,2-метровым бульдозерным отвалом изменяющейся конфигурации, колесный бульдозер-снегоочиститель БКТ и траншейная машина ТМК с бесковшовым роторным рабочим органом для проделывания траншей шириной 1,1 м и глубиной до 1,5 м. При снаряженной массе более 27 т эти машины имели рабочие скорости от 0,3 до 15 км/ч, преодолевали подъемы крутизной 30° и 1,2-метровые брод или снежную целину. На модернизированном шасси КЗКТ-538ДК, способном стабильно работать на скоростях от 0,25 до 45 км/ч, монтировали более эффективные инженерные машины ПКТ-2 с 3,4-метровым отвалом, БКТ-РК2 с задним рыхлителем-корчевателем и модернизированный траншеекопатель ТМК-2. Одной из немногих опытных конструкций КЗКТ в конце 60-х гг. был одноосный тягач "932" для буксировки низкорамного полуприцепа с негабаритными военными грузами.
В конце 70-х гг. КЗКТ предполагалось перевести на выпуск 650-сильных тягачей 8x8 нового поколения, разработанного в СКБ МАЗ, но ограниченные возможности предприятия не позволили обеспечить Советскую армию новой более совершенной автотехникой. В период перестройки Курганский завод оказался без военных заказов, был акционирован и преобразован в ОАО "Русич". В 1990 г. там начался выпуск нового семейства седельных тягачей КЗКТ-7428 "Русич" (8x8) двойного назначения, которые являлись развитием серии "537". Они имеют усиленное шасси с колесной базой 6050 мм и увеличенную до 30 т нагрузку на сцепное устройство, снабжаются целой гаммой силовых агрегатов, новой более вместительной 6-местной кабиной с двумя спальными местами и предназначены для работы в составе автопоездов полной массой 93–115 т, способных развивать максимальную скорость 70 км/ч. Базовый вариант "7428-011" снабжен дизельным двигателем ЯМЗ-8401 V12 (25,9 л, 650 л.с.) с турбонаддувом, другие исполнения комплектуются 500-сильным мотором ЯМЗ-240НМ или американским 650-сильным дизелем "Камминс" (Cummins). Седельный тягач "74281" оборудован 15-тонной лебедкой с тросом длиной 100 м, модель "74282" является балластным тягачом. На шасси "74281-012" монтируют оборудование машины технической помощи МТП-А4 для обслуживания и эвакуации тяжелой автобронетанковой техники. Многоцелевое 27-тонное шасси КЗКТ-8005 может использоваться для установки специального оборудования и вооружения, а его 24-тонный транспортный вариант "80051" снабжен бортовым кузовом.
Путепрокладчик ПКТ на шасси КЗКТ-538 (ИКТ-С), 4x4, 1964 г.
Седельный тягач КЗКТ-537Г, 8x8, 1968 г.
Эвакуационный транспортер КЭТ-Т на шасси КЗКТ-537, 8x8, 1971 г.
Седельный тягач КЗКТ-545, 8x8, 1974 г.
Балластный тягач-толкач МАЗ/КЗКТ-537А, 8x8, 1980 г.
Седельный тягач МАЗ/КЗКТ-537, 8x8, 1985 г.
Траншеекопатель ТМК-2 на шасси КЗКТ-538ДК, 4x4, 1987 г.
Седельный тягач КЗКТ-74281 "Русич", 8x8, 1990 г.
Эвакуационный транспортер КЭТ-ТМ на шасси КЗКТ-74281, 2006 г.