КЗКТ | |
999000444555777222000
|
КЗКТ
(KZKT)
Курган, СССР/Россия, 1963-
Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ) имени Д. М. Карбышева, ныне - ОАО «Русич»,
специализируется на изготовлении тяжелых вседорожных тягачей для буксировки
прицепов и полуприцепов со сверхтяжелыми грузами, гусеничной бронетехникой,
ракетным вооружением и специальным оборудованием. Более 40 лет его основную
программу составляет единая базовая модель тяжелого седельного тягача с колесной
формулой 8х8, которая предлагается в нескольких исполнениях с различными
комплектациями.
Седельный тягач МАЗ/КЗКТ-537, 8х8, 1965 г.
Балластный тягач-толкач МАЗ/КЗКТ-537А, 8х8, 1970 г.
Седельный тягач КЗКТ-537Г, 8х8, 1968 г.
Курганский завод был образован в начале XX века. С 1950 г. он выпускал
сельскохозяйственную технику и комплектующие для тракторных двигателей.
Положение круто изменилось в начале 60-х гг., когда вооруженным силам СССР
срочно потребовались сверхтяжелые машины высокой проходимости. С середины 50-х
гг. их разработкой занималось специальное КБ Минского автомобильного завода
(МАЗ), создавшее семейство 4-осных тягачей для буксировки тяжелых артиллерийских
систем и доставки гусеничной бронетехники и ракетных комплексов. В конце 50-х
гг. там создали седельный тягач МАЗ-537 (8х8) с нагрузкой на сцепное устройство
27 т, который предполагалось собирать в Минске параллельно с балластным
вариантом МАЗ-535, однако потребности Советской армии в таких машинах
значительно превосходили возможности спецпроизводства Минского автозавода, и в
1964 г. техническую документацию на выпуск МАЗ-537 передали в Курган.
Базовый седельный тягач МАЗ-537 (КЗКТ-537) оснащался дизельным двигателем Д-12А
V12 мощностью 525 л.с., установленным сзади кабины, гидромеханической
3-ступенчатой коробкой передач, межосевыми самоблокирующимися дифференциалами,
планетарными колесными редукторами, гидроусилителем рулевого механизма, передней
независимой торсионной подвеской и задней балансирной без упругих элементов. Он
не имел системы регулирования давления в шинах и лебедки. В сцепе с низкорамными
полуприцепами автопоезд полной массой 75 т развивал скорость 60 км/ч.
Путепрокладчик ПКТ на шасси КЗКТ-538 (ИКТ-С), 4х4, 1964 г.
Траншеекопатель ТМК-2 на шасси КЗКТ-538ДК, 4х4, 1987 г.
Эвакуационный транспортер КЭТ-Т на шасси КЗКТ-537, 8х8, 1971 г.
Седельный тягач КЗКТ-545, 8х8, 1974 г.
Седельный тягач КЗКТ-74281 «Русич», 8х8, 1990 г.
Вариант «537А» являлся 15-тонным балластным тягачом с металлической бортовой
платформой, лебедкой с тяговым усилием 15 тс и гидравлическим толкающим брусом.
Он использовался как дополнительный тягач-толкач при перевозке особо тяжелых
грузов, а также для буксировки самолетов со взлетной массой до 200 т.
Параллельно с ним КЗКТ выпускал разработанные на МАЗе седельный тягач «537Г» с
15-тонной лебедкой, установленной позади моторного отсека, и «537Д» с
генераторной станцией переменного тока. Вариант «537Е» применялся для работы с
активными полуприцепами полной массой до 65 т, в ступицы колес которых были
вмонтированы тяговые электромоторы. На шасси «537» собирали также тяжелый
колесный эвакуационный транспортер КЭТ-Т. С конца 70-х гг. на 16-тонном
балластном тягаче «537Л» и седельном «537М» устанавливали дизель ЯМЗ-240НМ V12
(22,3 л, 500 л.с.). Все эти машины использовались для буксировки баллистических
межконтинентальных ракет стратегического назначения и пусковых контейнеров,
перегрузочных систем для установки их в шахтные пусковые колодцы, штабных
комплексов, перевозки специального оборудования и ракетного топлива. Первой
попыткой создания собственной продукции было изготовление в 70-е гг. седельного
тягача КЗКТ-545 (8х8) с двойной 4-дверной кабиной, который построили на основе
технической документации, разработанной в Минске на базе серии «543» и
переданной в Курган в конце 60-х гг. Он прошел испытания с низкорамным
полуприцепом «5247Г» для перевозки танков в составе автопоезда полной массой 110
т.
Вторым направлением деятельности КЗКТ стало изготовление созданного в Минске
универсального тягача МАЗ-538 (4х4), выпуск которого в 1963 г. был передан в
Курган. В 1964 г. его приняли на вооружение как средний инженерный колесный
тягач ИКТ-С. Он оснащался тем же мотором Д-12А, отрегулированным на мощность 375
л.с., гидромеханической коробкой передач и задней подвеской без упругих
элементов. Тягач получил просторную кабину, снабженную вентиляцией с избыточным
внутренним давлением и двухсторонними органами управления, позволявшими
управлять машиной при движении перед ним или задним ходом, не разворачиваясь, а
также специальным оборудованием, которое можно было навешивать с обеих сторон
шасси. Более известным тягач ИКТ-С стал по маркировке инженерных машин,
созданных на его базе. Основными среди них были путепрокладчик ПКТ с
3,2-метровым бульдозерным отвалом изменяющейся конфигурации, колесный
бульдозер-снегоочиститель БКТ и траншейная машина ТМК с бесковшовым роторным
рабочим органом для проделывания траншей шириной 1,1 м и глубиной до 1,5 м. При
снаряженной массе более 27 т эти машины имели рабочие скорости от 0,3 до 15
км/ч, преодолевали подъемы крутизной 30° и 1,2-метровые брод или снежную целину.
На модернизированном шасси КЗКТ-538ДК, способном стабильно работать на скоростях
от 0,25 до 45 км/ч, монтировали более эффективные инженерные машины ПКТ-2 с
3,4-метровым отвалом, БКТ-РК2 с задним рыхлителем-корчевателем и
модернизированный траншеекопатель ТМК-2. Одной из немногих опытных конструкций
КЗКТ в конце 60-х гг. был одноосный тягач «932» для буксировки низкорамного
полуприцепа с негабаритными военными грузами.
Балластный тягач КЗКТ-74282 «Русич», 8х8, 1992 г.
В конце 70-х гг. КЗКТ предполагалось перевести на выпуск 650-сильных тягачей 8х8
нового поколения, разработанного в СКБ МАЗ, но ограниченные возможности
предприятия не позволили обеспечить Советскую армию новой более совершенной
автотехникой. В период перестройки Курганский завод оказался без военных
заказов, был акционирован и преобразован в ОАО «Русич». В 1990 г. там начался
выпуск нового семейства седельных тягачей КЗКТ-7428 «Русич» (8х8) двойного
назначения, которые являлись развитием серии «537». Они имеют усиленное шасси с
колесной базой 6050 мм и увеличенную до 30 т нагрузку на сцепное устройство,
снабжаются целой гаммой силовых агрегатов, новой более вместительной 6-местной
кабиной с двумя спальными местами и предназначены для работы в составе
автопоездов полной массой 93-115 т, способных развивать максимальную скорость 70
км/ч. Базовый вариант «7428-011» снабжен дизельным двигателем ЯМЗ-8401 V12 (25,9
л, 650 л.с.) с турбонаддувом, другие исполнения комплектуются 500-сильным
мотором ЯМЗ-240НМ или американским 650-сильным дизелем «Камминс» (Cummins).
Седельный тягач «74281» оборудован 15-тонной лебедкой с тросом длиной 100 м,
модель «74282» является балластным тягачом. На шасси «74281-012» монтируют
оборудование машины технической помощи МТП-А4 для обслуживания и эвакуации
тяжелой автобронетанковой техники. Многоцелевое 27-тонное шасси КЗКТ-8005 может
использоваться для установки специального оборудования и вооружения, а его
24-тонный транспортный вариант «80051» снабжен бортовым кузовом.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
КЗКТ
(KZKT)
Курган
СССР/Россия
1963-
Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ) имени Д. М. Карбышева, ныне - ОАО "Русич",
специализируется на изготовлении тяжелых вседорожных тягачей для буксировки
прицепов и полуприцепов со сверхтяжелыми грузами, гусеничной бронетехникой,
ракетным вооружением и специальным оборудованием. Более 40 лет его основную
программу составляет единая базовая модель тяжелого седельного тягача с колесной
формулой 8x8, которая предлагается в нескольких исполнениях с различными
комплектациями.
Курганский завод был образован в начале ХХ века. С 1950 г. он выпускал
сельскохозяйственную технику и комплектующие для тракторных двигателей.
Положение круто изменилось в начале 60-х гг., когда вооруженным силам СССР
срочно потребовались сверхтяжелые машины высокой проходимости. С середины 50-х
гг. их разработкой занималось специальное КБ Минского автомобильного завода
(МАЗ), создавшее семейство 4-осных тягачей для буксировки тяжелых артиллерийских
систем и доставки гусеничной бронетехники и ракетных комплексов. В конце 50-х
гг. там создали седельный тягач МАЗ-537 (8x8) с нагрузкой на сцепное устройство
27 т, который предполагалось собирать в Минске параллельно с балластным
вариантом МАЗ-535, однако потребности Советской армии в таких машинах
значительно превосходили возможности спецпроизводства Минского автозавода, и в
1964 г. техническую документацию на выпуск МАЗ-537 передали в Курган.
Базовый седельный тягач МАЗ-537 (КЗКТ-537) оснащался дизельным двигателем Д-12А
V12 мощностью 525 л.с., установленным сзади кабины, гидромеханической
3-ступенчатой коробкой передач, межосевыми самоблокирующимися дифференциалами,
планетарными колесными редукторами, гидроусилителем рулевого механизма, передней
независимой торсионной подвеской и задней балансирной без упругих элементов. Он
не имел системы регулирования давления в шинах и лебедки. В сцепе с низкорамными
полуприцепами автопоезд полной массой 75 т развивал скорость 60 км/ч. Вариант
"537А" являлся 15-тонным балластным тягачом с металлической бортовой платформой,
лебедкой с тяговым усилием 15 тс и гидравлическим толкающим брусом. Он
использовался как дополнительный тягач-толкач при перевозке особо тяжелых
грузов, а также для буксировки самолетов со взлетной массой до 200 т.
Параллельно с ним КЗКТ выпускал разработанные на МАЗе седельный тягач "537Г" с
15-тонной лебедкой, установленной позади моторного отсека, и "537Д" с
генераторной станцией переменного тока. Вариант "537Е" применялся для работы с
активными полуприцепами полной массой до 65 т, в ступицы колес которых были
вмонтированы тяговые электромоторы. На шасси "537" собирали также тяжелый
колесный эвакуационный транспортер КЭТ-Т. С конца 70-х гг. на 16-тонном
балластном тягаче "537Л" и седельном "537М" устанавливали дизель ЯМЗ-240НМ V12
(22,3 л, 500 л.с.). Все эти машины использовались для буксировки баллистических
межконтинентальных ракет стратегического назначения и пусковых контейнеров,
перегрузочных систем для установки их в шахтные пусковые колодцы, штабных
комплексов, перевозки специального оборудования и ракетного топлива. Первой
попыткой создания собственной продукции было изготовление в 70-е гг. седельного
тягача КЗКТ-545 (8x8) с двойной 4-дверной кабиной, который построили на основе
технической документации, разработанной в Минске на базе серии "543" и
переданной в Курган в конце 60-х гг. Он прошел испытания с низкорамным
полуприцепом "5247Г" для перевозки танков в составе автопоезда полной массой 110
т.
Вторым направлением деятельности КЗКТ стало изготовление созданного в Минске
универсального тягача МАЗ-538 (4x4), выпуск которого в 1963 г. был передан в
Курган. В 1964 г. его приняли на вооружение как средний инженерный колесный
тягач ИКТ-С. Он оснащался тем же мотором Д-12А, отрегулированным на мощность 375
л.с., гидромеханической коробкой передач и задней подвеской без упругих
элементов. Тягач получил просторную кабину, снабженную вентиляцией с избыточным
внутренним давлением и двухсторонними органами управления, позволявшими
управлять машиной при движении передним или задним ходом, не разворачиваясь, а
также специальным оборудованием, которое можно было навешивать с обеих сторон
шасси. Более известным тягач ИКТ-С стал по маркировке инженерных машин,
созданных на его базе. Основными среди них были путепрокладчик ПКТ с
3,2-метровым бульдозерным отвалом изменяющейся конфигурации, колесный
бульдозер-снегоочиститель БКТ и траншейная машина ТМК с бесковшовым роторным
рабочим органом для проделывания траншей шириной 1,1 м и глубиной до 1,5 м. При
снаряженной массе более 27 т эти машины имели рабочие скорости от 0,3 до 15
км/ч, преодолевали подъемы крутизной 30° и 1,2-метровые брод или снежную целину.
На модернизированном шасси КЗКТ-538ДК, способном стабильно работать на скоростях
от 0,25 до 45 км/ч, монтировали более эффективные инженерные машины ПКТ-2 с
3,4-метровым отвалом, БКТ-РК2 с задним рыхлителем-корчевателем и
модернизированный траншеекопатель ТМК-2. Одной из немногих опытных конструкций
КЗКТ в конце 60-х гг. был одноосный тягач "932" для буксировки низкорамного
полуприцепа с негабаритными военными грузами.
В конце 70-х гг. КЗКТ предполагалось перевести на выпуск 650-сильных тягачей 8x8
нового поколения, разработанного в СКБ МАЗ, но ограниченные возможности
предприятия не позволили обеспечить Советскую армию новой более совершенной
автотехникой. В период перестройки Курганский завод оказался без военных
заказов, был акционирован и преобразован в ОАО "Русич". В 1990 г. там начался
выпуск нового семейства седельных тягачей КЗКТ-7428 "Русич" (8x8) двойного
назначения, которые являлись развитием серии "537". Они имеют усиленное шасси с
колесной базой 6050 мм и увеличенную до 30 т нагрузку на сцепное устройство,
снабжаются целой гаммой силовых агрегатов, новой более вместительной 6-местной
кабиной с двумя спальными местами и предназначены для работы в составе
автопоездов полной массой 93-115 т, способных развивать максимальную скорость 70
км/ч. Базовый вариант "7428-011" снабжен дизельным двигателем ЯМЗ-8401 V12 (25,9
л, 650 л.с.) с турбонаддувом, другие исполнения комплектуются 500-сильным
мотором ЯМЗ-240НМ или американским 650-сильным дизелем "Камминс" (Cummins).
Седельный тягач "74281" оборудован 15-тонной лебедкой с тросом длиной 100 м,
модель "74282" является балластным тягачом. На шасси "74281-012" монтируют
оборудование машины технической помощи МТП-А4 для обслуживания и эвакуации
тяжелой автобронетанковой техники. Многоцелевое 27-тонное шасси КЗКТ-8005 может
использоваться для установки специального оборудования и вооружения, а его
24-тонный транспортный вариант "80051" снабжен бортовым кузовом.
Путепрокладчик ПКТ на шасси КЗКТ-538 (ИКТ-С), 4x4, 1964 г.
Седельный тягач КЗКТ-537Г, 8x8, 1968 г.
Эвакуационный транспортер КЭТ-Т на шасси КЗКТ-537, 8x8, 1971 г.
Седельный тягач КЗКТ-545, 8x8, 1974 г.
Балластный тягач-толкач МАЗ/КЗКТ-537А, 8x8, 1980 г.
Седельный тягач МАЗ/КЗКТ-537, 8x8, 1985 г.
Траншеекопатель ТМК-2 на шасси КЗКТ-538ДК, 4x4, 1987 г.
Седельный тягач КЗКТ-74281 "Русич", 8x8, 1990 г.
Эвакуационный транспортер КЭТ-ТМ на шасси КЗКТ-74281, 2006 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с