LANDSVERK
777777777777777777555
 

ЛАНДСВЕРК

(LANDSVERK)

Ландскрона, Швеция, 1929-1957

В 1928 г. шведская машиностроительная и металлургическая компания из города Ландскрона, основанная в середине XIX века, получила название «Ландсверк». Через год главной сферой ее деятельности стало производство вооружения. В области колесной бронетехники первой разработкой «Ландсверка» стал довольно интересный бронеавтомобиль L-170 (fm/29) с 85-сильным мотором переднего расположения, построенный в единственном экземпляре. Его главными особенностями были симметричный корпус с 37-мм пушкой, двумя пулеметами и покатым расположением бронелистов, два поста управления и свободно вращавшиеся боковые запасные колеса, размещенные внутри корпуса.

Ландсверк L-170, 1929 г.

Ландсверк L-185, 1934 г.

Ландсверк L-210, 1938 г.

Ландсверк L-180, 6X4, 1938 г.

Ландсверк L-181, 6X4, 1936 г.

Бронеавтомобиль, весивший более 11 т, оказался слишком тяжелым и неповоротливым. В 1932 г. была представлена не менее оригинальная быстроходная 3-колесная бронемашина L-190 (fm/30), созданная на базе мотоцикла «Харли Дэвидсон» (Harley Davidson) с коляской для пулеметчика. Этот проект реанимировали в 1938 г., построив еще два экземпляра L-210 с 1,2-литровым мотором мощностью 30 л.с., имевших боевую массу 730 кг. В начале 30-х гг. осуществлялась также сборка простых бронемашин М31 с 37-мм пушкой или пулеметом, разработанных фирмой «Тидахольм» (Tidaholm) на 2-тонном шасси «Шевроле» (Chevrolet).

В 1933 г. компания «Ландсверк» взялась за изготовление колесных бронемашин нового поколения. Его первыми представителями стали легкий бронеавтомобиль L-185 (4x2) и тяжелый L-181 (6x4). Первый был построен на шасси английского грузовика «Фордзон» (Fordson) с 85-сильным мотором V8 и трансмиссией с 4 передачами переднего и заднего хода, который мог двигаться в обоих направлениях со скоростью до 80 км/ч. Базой для модели L-181 послужило грузовое шасси «Мерседес-Бенц» (Mercedes-Benz) с 65-сильным двигателем и обычной 5-ступенчатой коробкой передач. Обе машины имели два поста управления, литые шины и бронированные корпуса с башней, где помещались пушки «Мадсен» (Madsen), «Бофорс» (Bofors) или «Эрликон» (Oerlikon) калибра 20 или 37 мм и еще 2-3 пулемета , из которых один располагался в передней или задней стенке корпуса. До 1936 г. построили 18 машин L-181, в том числе 12 единиц с 80-сильным мотором для Голландии. Вариант L-182 отличался установкой финского крупнокалиберного пулемета в башне.

Ландсверк Линкс, 4Х4, 1939 г.

Ландсверк L-182, 6X4, 1938 г.

Наиболее известным стал бронеавтомобиль L-180 (6x4), изготовленный в 1935-39 гг. в 41 экземпляре, которые поставляли в страны Балтийского региона, Данию, Голландию и Ирландию. Его базой являлось шасси грузовика «Бюссинг-НАГ» (Bussing-NAG) со 160-сильным мотором V8 и 6-ступенчатой трансмиссией, оборудованное бронекорпусом с пушками калибра 20 или 37 мм и 2-3 пулеметами.

В 1938-40 гг. на «Ландсверке» изготовили 18 длиннобазных бронеавтомобилей m/39 или «Линкс» (Lynx) со всеми ведущими и управляемыми колесами и симметричной формой 6-местного низкопрофильного корпуса с двумя постами управления. Параллельно их собирали на фирме «Вольво» (Volvo). Машины оснащались двигателями «Вольво» или «Скания-Вабис» (Scania-Vabis) мощностью 135-142 л.с., коробкой передач с четырьмя или пятью ступенями переднего и заднего хода, литыми шинами, 20-мм пушкой и тремя пулеметами. Столь оригинальные для своего времени бронеавтомобили длиной 5,1 м весили 7,8 т и развивали скорость 75-80 км/ч. Они находились на вооружении шведской и датской армий.

В 1943 г. фирма приступила к сборке типового шведского бронетранспортера ТКР, который выпускали также «Вольво» и «Скания-Вабис». Его изготовление продолжалось до 1946 г., а последней бронемашиной, собранной на «Ландсверке» в 1957 г., стал бронеавтомобиль «Унимог SH» (Unimog) 4х4. В послевоенное время основой производственной программы этой фирмы стали тракторы, краны, дорожные машины и тяжелые самосвалы. Марка «Ландсверк» просуществовала до 1992 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

ЛАНДСВЕРК
(LANDSVERK)
Ландскрона
Швеция
1929-1957
В 1928 г. шведская машиностроительная и металлургическая компания из города Ландскрона, основанная в середине XIX века, получила название "Ландсверк". Через год главной сферой ее деятельности стало производство вооружения. В области колесной бронетехники первой разработкой "Ландсверка" стал довольно интересный бронеавтомобиль L170 (fm/29) с 85-сильным мотором переднего расположения, построенный в единственном экземпляре. Его главными особенностями были симметричный корпус с 37-мм пушкой, двумя пулеметами и покатым расположением бронелистов, два поста управления и свободно вращавшиеся боковые запасные колеса, размещенные внутри корпуса. Бронеавтомобиль, весивший более 11 т, оказался слишком тяжелым и неповоротливым. В 1932 г. была представлена не менее оригинальная быстроходная 3-колесная бронемашина L190 (fm/30), созданная на базе мотоцикла "Харли Дэвидсон" (Harley Davidson) с коляской для пулеметчика. Этот проект реанимировали в 1938 г., построив еще два экземпляра L210 с 1,2-литровым мотором мощностью 30 л.с., имевших боевую массу 730 кг. В начале 30-х гг. осуществлялась также сборка простых бронемашин М31 с 37-мм пушкой или пулеметом, разработанных фирмой "Тидахольм" (Tidaholm) на 2-тонном шасси "Шевроле" (Chevrolet).
В 1933 г. компания "Ландсверк" взялась за изготовление колесных бронемашин нового поколения. Его первыми представителями стали легкий бронеавтомобиль L185 (4x4) и тяжелый L181 (6x6). Первый был построен на шасси английского грузовика "Фордзон" (Fordson) с 85-сильным мотором V8 и трансмиссией с 4 передачами переднего и заднего хода, который мог двигаться в обоих направлениях со скоростью до 80 км/ч. Базой для модели L181 послужило грузовое шасси "Мерседес-Бенц" (Mercedes-Benz) с 65-сильным двигателем и обычной 5-ступенчатой коробкой передач. Обе машины имели два поста управления, литые шины и бронированные корпуса с башней, где помещались пушки "Мадсен" (Madsen), "Бофорс" (Bofors) или "Эрликон" (Oerlikon) калибра 20 или 37 мм и еще 2-3 пулемета, из которых один располагался в передней или задней стенке корпуса. До 1936 г. построили 18 машин L181, в том числе 12 единиц с 80-сильным мотором для Голландии. Вариант L182 отличался установкой финского крупнокалиберного пулемета в башне. Наиболее известным стал бронеавтомобиль L180 (6x6), изготовленный в 1935-39 гг. в 41 экземпляре, которые поставляли в страны Балтийского региона, Данию, Голландию и Ирландию. Его базой являлось шасси грузовика "Бюссинг-НАГ" (Bussing-NAG) со 160-сильным мотором V8 и 6-ступенчатой трансмиссией, оборудованное бронекорпусом с пушками калибра 20 или 37 мм и 2-3 пулеметами.
В 1938-40 гг. на "Ландсверке" изготовили 18 длиннобазных бронеавтомобилей m/39 или "Линкс" (Lynx) со всеми ведущими и управляемыми колесами и симметричной формой 6-местного низкопрофильного корпуса с двумя постами управления. Параллельно их собирали на фирме "Вольво" (Volvo). Машины оснащались двигателями "Вольво" или "Скания-Вабис" (Scania-Vabis) мощностью 135-142 л.с., коробкой передач с четырьмя или пятью ступенями переднего и заднего хода, литыми шинами, 20-мм пушкой и тремя пулеметами. Столь оригинальные для своего времени бронеавтомобили длиной 5,1 м весили 7,8 т и развивали скорость 75-80 км/ч. Они находились на вооружении шведской и датской армий.
В 1943 г. фирма приступила к сборке типового шведского бронетранспортера ТКР, который выпускали также "Вольво" и "Скания-Вабис". Его изготовление продолжалось до 1946 г., а последней бронемашиной, собранной на "Ландсверке" в 1957 г., стал бронеавтомобиль "Унимог SH" (Unimog) 4x4. В послевоенное время основой производственной программы этой фирмы стали тракторы, краны, дорожные машины и тяжелые самосвалы. Марка "Ландсверк" просуществовала до 1992 г.
Ландсверк L170, 1929 г.
Ландсверк L185, 1934 г.
Ландсверк L181, 6x6, 1936 г.
Ландсверк L180, 6x6, 1938 г.
Ландсверк L182, 6x6, 1938 г.
Ландсверк L210, 1938 г.
Ландсверк Линкс, 4x4, 1939 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с