LARC
999999999999999999999
 

ЛАРК

(LARC)

Каламазу/Лонгвью/Уотербэри/Фуллертон, США, 1956-1968

Аббревиатура ЛАРК принадлежит семейству колесных «десантных грузовых лихтеров снабжения» (Lighter Amphibious Resupply Cargo, LARC) 4х4, к работе над которыми в США приступили еще в начале 50-х гг. Их предполагалось использовать для доставки по суше и воде различных грузов и вооружения, а также для участия в десантных операциях. Легкая 5-тонная амфибия ЛАРК-5 была разработана в 1958 г. фирмой «Ингерсолл Каламазу» (Ingersoll Kalamazoo), отделением корпорации «Борг Уорнер» (Borg Warner Corporation), для замены созданной еще во время войны многоцелевой машины DUCW.

ЛАРК-5, 4х4, 1963 г.

ЛАРК-60 (БАРК), 4х4, 1965 г.

ЛАРК-5, 4х4, 1963 г.

ЛАРК-15, 4х4, 1966 г.

ЛАРК-60 (БАРК), 4х4, 1956 г.

Она снабжалась водоизмещающим сварным алюминиевым корпусом с передней кабиной управления и грузовой платформой длиной 4,9 м с боковой загрузкой. В его кормовой части разместили дизельный двигатель «Камминс» (Cummins) V8 (12,9 л, 270 л.с.) и гидромеханическую коробку передач, от которой крутящий момент передавался на центральную 2-ступенчатую раздаточную коробку с дифференциалом и далее - бортовыми карданными валами на планетарные редукторы всех односкатных колес и на гребной винт. Колеса снабжались бескамерными шинами низкого давления размером 18.00x25, игравшими роль подвески. Передние колеса были управляемыми, бортовые дисковые тормоза устанавливались на выходе из раздаточной коробки. Амфибия длиной 10,7 м имела полную массу 14 т, на шоссе развивала скорость 48 км/ч и на воде - до 14 км/ч. Испытания опытных образцов, построенных в Каламазу, были проведены в 1959-60 гг., а выпуском модели ЛАРК-5 занималась фирма «Эдамс» (Adams), одно из отделений компании «ЛеТурно-Вестингауз» (LeTourneau-Westinghouse). Затем его передали фирме «Консолидэйтед Дизел Электрик» (Consolidated Diesel Electric Company) или КОНДЭК (CONDEC) из Уотербэри. В 1962-68 гг. они изготовили 950 машин.

Вторая 15-тонная амфибия ЛАРК-15 снабжалась кабиной заднего расположения, а в носовой части корпуса появилась откидная загрузочная аппарель, позволявшая использовать машину как десантное судно. Одновременно с ЛАРК-5 ее разрабатывала фирма «Ингерсолл Каламазу», а производством в 1963-66 гг. занималось военное отделение компании «Фрюхауф» (Fruehauf) из Фуллертона, выпускавшей прицепной подвижной состав. В отличие от легкого варианта, ЛАРК-15 получил два 270-сильных дизеля «Камминс» и две трансмиссии, все индивидуально управляемые колеса, способные поворачиваться в одну или разные стороны. Машина имела длину 13,7 м, полную массу 34,1 т, развивала на шоссе и на воде скорости 50 и 15,3 км/ч соответственно.

В 1951 г. компания «Пасифик Кар энд Фаундри» (Pacific Car and Foundry), известная как «Паккар» (Paccar), начала разработку крупнейшей в мире 60-тонной амфибии ЛАРК-LX (ЛАРК-60) 4х4, представлявшей собой самоходную десантную баржу с носовой загрузочной аппарелью. Первоначально она получила аббревиатуру БАРК (BARC), имевшую тот же смысл, что и ЛАРК, за исключением первой буквы «В». В ней было зашифровано слово barge (баржа), но в морской пехоте она имела иное значение -beach (морское побережье). До сих пор ЛАРК-60 остается уникальным автотранспортным средством, выполненным по законам проектирования морских судов. Вся центральная часть его корпуса была отдана под десантное отделение длиной 13 м и шириной 4,2 м, способное транспортировать 200 морских пехотинцев или до 100 т грузов, включая тяжелую бронетехнику. В обоих бортах корпуса размещались моторные отсеки с двумя 6-цилиндровыми двухтактными двигателями «Детройт Дизель» (Detroit Diesel) мощностью по 165 л.с. с собственными гидромеханическими 3-ступенчатыми коробками передач «Эллисон» (Allison) и индивидуальной системой привода каждого колеса с планетарным редуктором. Колеса снабжались широкопрофильными шинами размером 36.00x41 и собственной гидросистемой управления, позволявшей им одновременно поворачиваться в одну или разные стороны. Крутящий момент на два гребных винта диаметром 1,2 м поступал от суммирующих редукторов, соединявших обе пары двигателей. Кабина управления располагалась в задней части левого борта. Полная масса амфибии достигала 137 т, ее габаритные размеры - 19,0x8,1x6,1 м. Максимальная скорость движения на плаву достигала 12 км/ч, по суше - 33 км/ч. В 1956-65 гг. компании «Тридуэлл Констракшн» (Treadwell Construction Co.), «Трансвэл Электроник» (Transval Electronic Corp.) и «Вестерн Гиэр» (Western Gear Corp.) собрали 60 амфибий ЛАРК-60.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

ЛАРК
(LARC)
Каламазу/Лонгвью/Уотербэри/Фуллертон
США
1956-1968
Аббревиатура ЛАРК принадлежит семейству колесных "десантных грузовых лихтеров снабжения" (Lighter Amphibious Resupply Cargo, LARC) 4x4, к работе над которыми в США приступили еще в начале 50-х гг. Их предполагалось использовать для доставки по суше и воде различных грузов и вооружения, а также для участия в десантных операциях. Легкая 5-тонная амфибия ЛАРК-5 была разработана в 1958 г. фирмой "Ингерсолл Каламазу" (Ingersoll Kalamazoo), отделением корпорации "Борг Уорнер" (Borg Warner Corporation), для замены созданной еще во время войны многоцелевой машины DUCW. Она снабжалась водоизмещающим сварным алюминиевым корпусом с передней кабиной управления и грузовой платформой длиной 4,9 м с боковой загрузкой. В его кормовой части разместили дизельный двигатель "Камминс" (Cummins) V8 (12,9 л, 270 л.с.) и гидромеханическую коробку передач, от которой крутящий момент передавался на центральную 2-ступенчатую раздаточную коробку с дифференциалом и далее - бортовыми карданными валами на планетарные редукторы всех односкатных колес и на гребной винт. Колеса снабжались бескамерными шинами низкого давления размером 18.00x05, игравшими роль подвески. Передние колеса были управляемыми, бортовые дисковые тормоза устанавливались на выходе из раздаточной коробки. Амфибия длиной 10,7 м имела полную массу 14 т, на шоссе развивала скорость 48 км/ч и на воде - до 14 км/ч. Испытания опытных образцов, построенных в Каламазу, были проведены в 1959-60 гг., а выпуском модели ЛАРК-5 занималась фирма "Эдамс" (Adams), одно из отделений компании "ЛеТурно-Вестингауз" (LeTourneau-Westinghouse). Затем его передали фирме "Консолидэйтед Дизел Электрик" (Consolidated Diesel Electric Company) или КОНДЭК (CONDEC) из Уотербэри. В 1962-68 гг. они изготовили 950 машин.
Вторая 15-тонная амфибия ЛАРК-15 снабжалась кабиной заднего расположения, а в носовой части корпуса появилась откидная загрузочная аппарель, позволявшая использовать машину как десантное судно. Одновременно с ЛАРК-5 ее разрабатывала фирма "Ингерсолл Каламазу", а производством в 1963-66 гг. занималось военное отделение компании "Фрюхауф" (Fruehauf) из Фуллертона, выпускавшей прицепной подвижной состав. В отличие от легкого варианта, ЛАРК-15 получил два 270-сильных дизеля "Камминс" и две трансмиссии, все индивидуально управляемые колеса, способные поворачиваться в одну или разные стороны. Машина имела длину 13,7 м, полную массу 34,1 т, развивала на шоссе и на воде скорости 50 и 15,3 км/ч соответственно.
В 1951 г. компания "Пасифик Кар энд Фаундри" (Pacific Car and Foundry), известная как "Паккар" (Paccar), начала разработку крупнейшей в мире 60-тонной амфибии ЛАРК-LX (ЛАРК-60) 4x4, представлявшей собой самоходную десантную баржу с носовой загрузочной аппарелью. Первоначально она получила аббревиатуру БАРК (BARC), имевшую тот же смысл, что и ЛАРК, за исключением первой буквы "В". В ней было зашифровано слово barge (баржа), но в морской пехоте она имела иное значение - beach (морское побережье). До сих пор ЛАРК-60 остается уникальным автотранспортным средством, выполненным по законам проектирования морских судов. Вся центральная часть его корпуса была отдана под десантное отделение длиной 13 м и шириной 4,2 м, способное транспортировать 200 морских пехотинцев или до 100 т грузов, включая тяжелую бронетехнику. В обоих бортах корпуса размещались моторные отсеки с двумя 6-цилиндровыми двухтактными двигателями "Детройт Дизель" (Detroit Diesel) мощностью по 165 л.с. с собственными гидромеханическими 3-ступенчатыми коробками передач "Эллисон" (Allison) и индивидуальной системой привода каждого колеса с планетарным редуктором. Колеса снабжались широкопрофильными шинами размером 36.00x01 и собственной гидросистемой управления, позволявшей им одновременно поворачиваться в одну или разные стороны. Крутящий момент на два гребных винта диаметром 1,2 м поступал от суммирующих редукторов, соединявших обе пары двигателей. Кабина управления располагалась в задней части левого борта. Полная масса амфибии достигала 137 т, ее габаритные размеры - 19,0x0,1x1,1 м. Максимальная скорость движения на плаву достигала 12 км/ч, по суше - 33 км/ч. В 1956-65 гг. компании "Тридуэлл Констракшн" (Treadwell Construction Co.), "Трансвэл Электроник" (Transval Electronic Corp.) и "Вестерн Гиэр" (Western Gear Corp.) собрали 60 амфибий ЛАРК-60.
ЛАРК-60 (БАРК), 4x4, 1956 г.
ЛАРК-5, 4x4, 1963 г.
ЛАРК-5, 4x4, 1963 г.
ЛАРК-60 (БАРК), 4x4, 1965 г.
ЛАРК-15, 4x4, 1966 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с