LATIL
777777777777777777777
 

ЛАТИЛЬ

(LATIL)

Леваллуа-Перрэ/Сюрэн, Франция, 1908-1955

Первый в мире переднеприводный автомобиль в 1898 г. построил французский изобретатель Огюст Жорж Латиль (August Georges Latil, 1878-1961).

Латиль 30CV, 1915 г.

Латиль ТН, 4х4, 1913 г.

Эта легкая 2-местная повозка снабжалась 2-цилиндровым мотором «Де Дион-Бутон» (De Dion-Bouton), расположенным поперечно и вращавшим передние колеса короткими валами с простыми карданными шарнирами. Не имея возможности создать работоспособный механизм привода управляемых колес, Латиль придумал так называемый моторный передок - одноосную моторную тележку, которая устанавливалась под рамой машины с грузовой платформой и местом водителя. Первые же испытания на местности доказали ее полную беспомощность, поэтому в своих конструкциях для армии Латиль использовал более надежное жесткое крепление всех агрегатов на шасси, сохранив передние ведущие и управляемые колеса.

Первый армейский автомобиль Латиля был представлен на конкурсе грузовиков 31 мая 1908 г. Это была 4-тонная машина с прямоугольным капотом и высоким расположением грузовой платформы, в передней части которой установили 16-сильный двигатель, приводивший передние колеса. Грузовик «Латиль 16CV» весил 3350 кг и развивал скорость около 20 км/ч. Во время войны подобные машины мощностью 30-35 л.с. использовали в артиллерийских подразделениях.

С 1909 г. новым владельцем фирмы «Латиль» и главным конструктором был инженер Шарль Блюм (Charles Blum). Он взялся за совершенствование системы Латиля, но одновременно ввел в программу обычные автомобили классической компоновки. Главной заслугой Блюма считаются тяжелые грузовики и тягачи с приводом на все колеса, поставлявшиеся в основном во французскую армию. Первый расчет такого автомобиля он опубликовал в 1912 г., теоретически обосновав его преимущества над обычными конструкциями по проходимости и тяговым качествам.

Латиль ТР, 4х4, 1917 г.

Латиль TP, 4х4, 1916 г.

Латиль TAR, 4х4, 1915 г.

Латиль TAR, 4х4, 1916 г.

Для фирмы «Латиль», уже освоившей механизм переднего привода, создание таких конструкций не составляло больших трудностей: система привода передних колес была использована и для задних, что сделало их не только ведущими, но и управляемыми. Крутящий момент передавался на них длинным продольным валом. Первые такие автомобили, носившие марку «Латиль-Блюм», были построены в 1911-12 гг. и в марте 1913 г. поступили на военные испытания.

Первым из них был артиллерийский тягач модели ТН (4х4) с передними управляемыми колесами, задней лебедкой-кабестаном, короткой грузовой платформой и массивным утюгообразным капотом, под которым располагался 4-цилиндровый мотор (6,1 л, 30 л.с.). Все колеса устанавливались на неразрезных осях и приводились качающимися валами от укрепленных на раме машины главных передач с механической блокировкой дифференциалов. При собственной сухой массе 6 т тягач мог буксировать тяжелую пушку или 2-3 прицепа полной массой 15-19 т. В 1914 г. его развитием стал более прочный вариант TP с 35-сильным двигателем, который, благодаря цельнометаллическим колесам большого диаметра с литыми резиновыми ободами, обладал повышенной проходимостью. При полезной нагрузке 4-5 т тягач мог работать в составе автопоезда полной массой до 16 т. Во французской армии эти машины использовались для буксировки крупнокалиберных орудий, перевозки боеприпасов и амуниции, они служили базой для бронемашин, а в аэростатных частях их применяли как передвижные лебедки.

В марте 1913 г. на испытания был представлен второй артиллерийский тягач со всеми ведущими и управляемыми двускатными колесами большого диаметра, который по праву считается одним из самых революционных автомобилей начала XX века. Это была модель TAR, оборудованная 4-цилиндровым двигателем (7,2 л, 40 л.с.), способным работать на бензине, бензоле или спирте, конусным сцеплением, 6-ступенчатой коробкой передач, обоими неразрезными ведущими мостами, тремя дифференциалами и рессорной подвеской. Тягач весил 5,8 т, мог перевозить 2 т грузов, обладал высокой проходимостью, преодолевая 55-процентные подъемы, служил для буксировки пушек или прицепов полной массой до 36 т, развивая скорость 12-17 км/ч. Во время Первой мировой войны появился оригинальный опытный вариант этой машины с четырьмя ведущими и управляемыми гусеницами. До конца войны было собрано около 2 тыс. автомобилей серии TAR.

В послевоенное время фирма «Латиль» поставляла в армию многочисленные модели своих грузовиков классической конструкции с полезной нагрузкой 1,5-8,5 т (модели М-1В, М-2В, FB-6, V3), однако наибольший интерес представляют специальные разработки этой фирмы. Развитием довоенных конструкций в 1924 г. стал вариант сельскохозяйственного тягача TL (4х4) со всеми управляемыми колесами, 3-литровым мотором и 6-ступенчатой трансмиссией, служивший в армии для буксировки легких орудий и развивавший скорость не более 20 км/ч.

Латиль M-2B3D, 1936 г.

Латиль TL, 4х4, 1928 г.

Латиль KTL-4, 4х4, 1934 г.

Латиль TARH-2, 4х4, 1934 г.

Латиль M-2TL6, 4х4, 1934 г.

Для повышения его проходимости все колеса с литыми шинами снабжали съемными дисками с откидными упругими шпорами-грунтозацепами. С 1932 г. в армию поступал вариант KTL с новым двигателем (3,3 л, 36 л.с.) и пневматическими шинами. Длиннобазный тягач KTL-4 оснащался лебедкой, весил 4250 кг и развивал скорость 35 км/ч. В опытных образцах был создан легкий грузовик GTL-3. Известный тягач TAR также имел достойное продолжение: в течение 20-х гг. одна за другой появились 4 модернизированные версии (от TAR-2 до TAR-5), получивших тормозной привод колес прицепов и тормоз-замедлитель. При их оснащении прежним или новыми двигателями мощность сначала возросла до 43 л.с., а в 1930 г. - до 62 л.с. Масса достигла 7 т, грузоподъемность составила 3 т, а тяговое усилие лебедки увеличилось с 12 до 20 тс. В условиях насыщения армии новой боевой техникой всего этого оказалось недостаточно, и в 1932 г. был создан облегченный вариант TARH-2 с новым верхнеклапанным двигателем (6,1 л, 68 л.с.), закрытой кабиной, длинным прямоугольным капотом и колесами большого диаметра с пневматическими шинами, служивший для буксировки пушек калибра 75 и 90 мм. Производство этих машин на заводе в Сюрэне продолжалось до октября 1939 г.

В 30-е гг. на «Латиле» разработали два более совершенных семейства многоцелевых полноприводных армейских автомобилей. В 1934 г., взяв за основу конструкцию тягача KTL и новый 4-цилиндровый двигатель М-2 (4,1 л, 67-70 л.с.), фирма создала серию M-2TL6 (4х4) грузоподъемностью 1,8-2,5 т, включавшую компактные тягачи, грузовые и специальные автомобили с передними управляемыми колесами и разными размерами колесной базы, способные развивать скорость 45-50 км/ч. На их основе с июня 1935 г. выпускался тягач M-2TZ (6х6) для буксировки орудий калибра до 155 мм и прицепов с легкими танками. Он снабжался 4-ступенчатой коробкой передач с 2-ступенчатой раздаточной и лебедкой, весил 6250 кг и достигал скорости 40 км/ч. В 1939 г. на его базе построили первые французские ремонтно-эвакуационные машины с кран-балкой заднего расположения с механическим приводом.

Вторым оригинальным автомобилем универсального назначения стал «Латиль М-7Т1» (4х4), созданный в конце 1938 г. Он представлял собой сочетание штабного или разведывательного автомобиля с легким быстроходным тягачом для кавалерийских частей. М-7Т1 имел колесную базу 2700 мм и оснащался 4-цилиндровым мотором (2,7 л, 50 л.с.), 8-ступенчатой трансмиссией, независимой пружинной подвеской всех колес с 18-дюймовыми шинами и гидроприводом тормозов.

Латиль M-2TZ, 6х6, 1937 г.

Латиль M-7Z1, 6х6, 1939 г.

Эвакуатор «Латиль M-2TZ», 6х6, 1939 г.

Латиль М-7Т1, 4х4, 1938 г.

Латиль M-4TX, 8х8, 1938 г.

При собственной массе около 2,5 т он достигал скорости 60 км/ч. Несмотря на достаточно крупные заказы от французской армии, до июня 1940 г. успели построить лишь опытные образцы, но затем мелкими партиями тягач выпускали до 1945 г. В общей сложности таких машин было изготовлено около 900 экземпляров. В небольших количествах фирма выпускала его 3-осный вариант M-7Z1 (6х6). Самым оригинальным автомобилем предвоенного периода стал опытный образец ремонтно-эвакуационной машины М-4ТХ (8х8) с передними и задними управляемыми колесами. Она получила рядный 6-цилиндровый двигатель (11,2 л, 140 л.с.), 8-ступенчатую трансмиссию, лебедку, кран-балку и заглублявшийся в грунт массивный стальной упор. Автомобиль, развивавший тяговое усилие до 100 тс, мог вытаскивать из грязи 30-тонный танк В-1bis с заблокированными гусеницами, намного превосходя возможности всех других подобных машин. На шоссе его максимальная скорость составляла 42 км/ч. Получив в 1939 г. заказ на 100 эвакуаторов М-4ТХ, «Латиль» так и не успел организовать их производство. Параллельно фирма работала над созданием экономичных дизельных двигателей, газогенераторных машин, грузовиков с кабиной над двигателем и автобусов, но все эти работы на несколько лет были прерваны войной.

С наступлением мира спрос на военную технику резко снизился и фирма занялась производством унифицированной гаммы грузовиков с полезной нагрузкой 4-7 т, для которых было создано несколько типов дизельных двигателей и обтекаемых кабин над двигателем. Некоторые машины поступали на вооружение французской армии и ВВС, где их использовали на транспортных операциях и для буксировки самолетов. Между тем в 1947 г. Генштабом сухопутных войск Франции была принята программа «Армет» (Armet) по созданию легких 2- и 3-осных полноприводных многоцелевых автомобилей грузоподъемностью 750-1500 кг. За основу новых машин фирма «Латиль» взяла свой самый совершенный вариант М-7Т1, еще в 1946 г. выпущенный в модернизированной версии M-7T1L. Она-то и стала базой созданного годом позже 1-тонного автомобиля М-17Т1 с мотором «Форд» (Ford) V8 (3,9 л, 95 л.с.), предлагавшегося как легкий грузовик и штабной вариант. В трудное послевоенное время его долго испытывали и переделывали, но выпуск так и не был налажен. Для объединения сил фирмы «Латиль» и «Гочкисс» (Hotchkiss) 17 декабря 1953 г. подписали соглашение о сотрудничестве в области армейских автомобилей. В результате через год появился прототип многоцелевого 1,5-тонного грузовика М-18Т2 со 100-сильным двигателем «Гочкисс». До момента, когда в декабре 1955 г. фирма «Латиль» вошла в состав созданной компанией «Рено» (Renault) группы САВИЭМ (SAVIEM), было собрано 115 армейских версий новой модели. После этого некоторые автомобили «Латиль» продолжали выпускать под маркой САВИЭМ, в том числе ряд тягачей серии TL двойного назначения. Затем их производство приобрела военно-промышленная группа «Крёзо-Луар» (Creusot-Loire), у которой его выкупила фирма «Бримон» (Brimont), принявшая эти автомобили за основу своих военных и гражданских машин.

Латиль М-18Т2, 4х4, 1954 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

ЛАТИЛЬ
(LATIL)
Леваллуа-Перрэ/Сюрэн
Франция
1908-1955
Первый в мире переднеприводный автомобиль в 1898 г. построил французский изобретатель Огюст Жорж Латиль (August Georges Latil, 1878-1961). Эта легкая 2-местная повозка снабжалась 2-цилиндровым мотором "Де Дион-Бутон" (De Dion-Bouton), расположенным поперечно и вращавшим передние колеса короткими валами с простыми карданными шарнирами. Не имея возможности создать работоспособный механизм привода управляемых колес, Латиль придумал так называемый моторный передок - одноосную моторную тележку, которая устанавливалась под рамой машины с грузовой платформой и местом водителя. Первые же испытания на местности доказали ее полную беспомощность, поэтому в своих конструкциях для армии Латиль использовал более надежное жесткое крепление всех агрегатов на шасси, сохранив передние ведущие и управляемые колеса.
Первый армейский автомобиль Латиля был представлен на конкурсе грузовиков 31 мая 1908 г. Это была 4-тонная машина с прямоугольным капотом и высоким расположением грузовой платформы, в передней части которой установили 16-сильный двигатель, приводивший передние колеса. Грузовик "Латиль 16CV" весил 3350 кг и развивал скорость около 20 км/ч. Во время войны подобные машины мощностью 30-35 л.с. использовали в артиллерийских подразделениях.
С 1909 г. новым владельцем фирмы "Латиль" и главным конструктором был инженер Шарль Блюм (Charles Blum). Он взялся за совершенствование системы Латиля, но одновременно ввел в программу обычные автомобили классической компоновки. Главной заслугой Блюма считаются тяжелые грузовики и тягачи с приводом на все колеса, поставлявшиеся в основном во французскую армию. Первый расчет такого автомобиля он опубликовал в 1912 г., теоретически обосновав его преимущества над обычными конструкциями по проходимости и тяговым качествам. Для фирмы "Латиль", уже освоившей механизм переднего привода, создание таких конструкций не составляло больших трудностей: система привода передних колес была использована и для задних, что сделало их не только ведущими, но и управляемыми. Крутящий момент передавался на них длинным продольным валом. Первые такие автомобили, носившие марку "Латиль-Блюм", были построены в 1911-12 гг. и в марте 1913 г. поступили на военные испытания.
Первым из них был артиллерийский тягач модели ТН (4x4) с передними управляемыми колесами, задней лебедкой-кабестаном, короткой грузовой платформой и массивным утюгообразным капотом, под которым располагался 4-цилиндровый мотор (6,1 л, 30 л.с.). Все колеса устанавливались на неразрезных осях и приводились качающимися валами от укрепленных на раме машины главных передач с механической блокировкой дифференциалов. При собственной сухой массе 6 т тягач мог буксировать тяжелую пушку или 2-3 прицепа полной массой 15-19 т. В 1914 г. его развитием стал более прочный вариант ТР с 35-сильным двигателем, который, благодаря цельнометаллическим колесам большого диаметра с литыми резиновыми ободами, обладал повышенной проходимостью. При полезной нагрузке 4-5 т тягач мог работать в составе автопоезда полной массой до 16 т. Во французской армии эти машины использовались для буксировки крупнокалиберных орудий, перевозки боеприпасов и амуниции, они служили базой для бронемашин, а в аэростатных частях их применяли как передвижные лебедки.
В марте 1913 г. на испытания был представлен второй артиллерийский тягач со всеми ведущими и управляемыми двускатными колесами большого диаметра, который по праву считается одним из самых революционных автомобилей начала ХХ века. Это была модель TAR, оборудованная 4-цилиндровым двигателем (7,2 л, 40 л.с.), способным работать на бензине, бензоле или спирте, конусным сцеплением, 6-ступенчатой коробкой передач, обоими неразрезными ведущими мостами, тремя дифференциалами и рессорной подвеской. Тягач весил 5,8 т, мог перевозить 2 т грузов, обладал высокой проходимостью, преодолевая 55-процентные подъемы, служил для буксировки пушек или прицепов полной массой до 36 т, развивая скорость 12-17 км/ч. Во время Первой мировой войны появился оригинальный опытный вариант этой машины с четырьмя ведущими и управляемыми гусеницами. До конца войны было собрано около 2 тыс. автомобилей серии TAR.
В послевоенное время фирма "Латиль" поставляла в армию многочисленные модели своих грузовиков классической конструкции с полезной нагрузкой 1,5-8,5 т (модели М-1В, М-2В, FB-6, V3), однако наибольший интерес представляют специальные разработки этой фирмы. Развитием довоенных конструкций в 1924 г. стал вариант сельскохозяйственного тягача TL (4х4) со всеми управляемыми колесами, 3-литровым мотором и 6-ступенчатой трансмиссией, служивший в армии для буксировки легких орудий и развивавший скорость не более 20 км/ч. Для повышения его проходимости все колеса с литыми шинами снабжали съемными дисками с откидными упругими шпорами-грунтозацепами. С 1932 г. в армию поступал вариант KTL с новым двигателем (3,3 л, 36 л.с.) и пневматическими шинами. Длиннобазный тягач KTL-4 оснащался лебедкой, весил 4250 кг и развивал скорость 35 км/ч. В опытных образцах был создан легкий грузовик GTL-3. Известный тягач TAR также имел достойное продолжение: в течение 20-х гг. одна за другой появились 4 модернизированные версии (от TAR-2 до TAR-5), получивших тормозной привод колес прицепов и тормоз-замедлитель. При их оснащении прежним или новыми двигателями мощность сначала возросла до 43 л.с., а в 1930 г. - до 62 л.с. Масса достигла 7 т, грузоподъемность составила 3 т, а тяговое усилие лебедки увеличилось с 12 до 20 тс. В условиях насыщения армии новой боевой техникой всего этого оказалось недостаточно, и в 1932 г. был создан облегченный вариант TARH-2 с новым верхнеклапанным двигателем (6,1 л, 68 л.с.), закрытой кабиной, длинным прямоугольным капотом и колесами большого диаметра с пневматическими шинами, служивший для буксировки пушек калибра 75 и 90 мм. Производство этих машин на заводе в Сюрэне продолжалось до октября 1939 г.
В 30-е гг. на "Латиле" разработали два более совершенных семейства многоцелевых полноприводных армейских автомобилей. В 1934 г., взяв за основу конструкцию тягача KTL и новый 4-цилиндровый двигатель M-2 (4,1 л, 67-70 л.с.), фирма создала серию M-2TL6 (4х4) грузоподъемностью 1,8-2,5 т, включавшую компактные тягачи, грузовые и специальные автомобили с передними управляемыми колесами и разными размерами колесной базы, способные развивать скорость 45-50 км/ч. На их основе с июня 1935 г. выпускался тягач M-2TZ (6х6) для буксировки орудий калибра до 155 мм и прицепов с легкими танками. Он снабжался 4-ступенчатой коробкой передач с 2-ступенчатой раздаточной и лебедкой, весил 6250 кг и достигал скорости 40 км/ч. В 1939 г. на его базе построили первые французские ремонтно-эвакуационные машины с кран-балкой заднего расположения с механическим приводом.
Вторым оригинальным автомобилем универсального назначения стал "Латиль M-7T1" (4х4), созданный в конце 1938 г. Он представлял собой сочетание штабного или разведывательного автомобиля с легким быстроходным тягачом для кавалерийских частей. M-7T1 имел колесную базу 2700 мм и оснащался 4-цилиндровым мотором (2,7 л, 50 л.с.), 8-ступенчатой трансмиссией, независимой пружинной подвеской всех колес с 18-дюймовыми шинами и гидроприводом тормозов. При собственной массе около 2,5 т он достигал скорости 60 км/ч. Несмотря на достаточно крупные заказы от французской армии, до июня 1940 г. успели построить лишь опытные образцы, но затем мелкими партиями тягач выпускали до 1945 г. В общей сложности таких машин было изготовлено около 900 экземпляров. В небольших количествах фирма выпускала его 3-осный вариант M-7Z1 (6x6). Самым оригинальным автомобилем предвоенного периода стал опытный образец ремонтно-эвакуационной машины M-4TX (8x8) с передними и задними управляемыми колесами. Она получила рядный 6-цилиндровый двигатель (11,2 л, 140 л.с.), 8-ступенчатую трансмиссию, лебедку, кран-балку и заглублявшийся в грунт массивный стальной упор. Автомобиль, развивавший тяговое усилие до 100 тс, мог вытаскивать из грязи 30-тонный танк B-1bis с заблокированными гусеницами, намного превосходя возможности всех других подобных машин. На шоссе его максимальная скорость составляла 42 км/ч. Получив в 1939 г. заказ на 100 эвакуаторов M-4TX, "Латиль" так и не успел организовать их производство. Параллельно фирма работала над созданием экономичных дизельных двигателей, газогенераторных машин, грузовиков с кабиной над двигателем и автобусов, но все эти работы на несколько лет были прерваны войной.
С наступлением мира спрос на военную технику резко снизился и фирма занялась производством унифицированной гаммы грузовиков с полезной нагрузкой 4-7 т, для которых было создано несколько типов дизельных двигателей и обтекаемых кабин над двигателем. Некоторые машины поступали на вооружение французской армии и ВВС, где их использовали на транспортных операциях и для буксировки самолетов. Между тем в 1947 г. Генштабом сухопутных войск Франции была принята программа "Армет" (Armet) по созданию легких 2- и 3-осных полноприводных многоцелевых автомобилей грузоподъемностью 750-1500 кг. За основу новых машин фирма "Латиль" взяла свой самый совершенный вариант М-7Т1, еще в 1946 г. выпущенный в модернизированной версии М-7Т1L. Она-то и стала базой созданного годом позже 1-тонного автомобиля М-17Т1 с мотором "Форд" (Ford) V8 (3,9 л, 95 л.с.), предлагавшегося как легкий грузовик и штабной вариант. В трудное послевоенное время его долго испытывали и переделывали, но выпуск так и не был налажен. Для объединения сил фирмы "Латиль" и "Гочкисс" (Hotchkiss) 17 декабря 1953 г. подписали соглашение о сотрудничестве в области армейских автомобилей. В результате через год появился прототип многоцелевого 1,5-тонного грузовика М-18Т2 со 100-сильным двигателем "Гочкисс". До момента, когда в декабре 1955 г. фирма "Латиль" вошла в состав созданной компанией "Рено" (Renault) группы САВИЭМ (SAVIEM), было собрано 115 армейских версий новой модели. После этого некоторые автомобили "Латиль" продолжали выпускать под маркой САВИЭМ, в том числе ряд тягачей серии TL двойного назначения. Затем их производство приобрела военно-промышленная группа "Крёзо-Луар" (Creusot-Loire), у которой его выкупила фирма "Бримон" (Brimont), принявшая эти автомобили за основу своих военных и гражданских машин.
Латиль ТН, 4x4, 1913 г.
Латиль 30CV, 1915 г.
Латиль TAR, 4x4, 1915 г.
Латиль TAR, 4x4, 1916 г.
Латиль ТР, 4x4, 1916 г.
Латиль ТР, 4x4, 1917 г.
Латиль TL, 4x4, 1928 г.
Латиль KTL-4, 4x4, 1934 г.
Латиль М-2TL6, 4x4, 1934 г.
Латиль TARH-2, 4x4, 1934 г.
Латиль М-2В3D, 1936 г.
Латиль М-2TZ, 6x6, 1937 г.
Латиль М-4ТХ, 8x8, 1938 г.
Латиль М-7Т1, 4x4, 1938 г.
Латиль М-7Z1, 6x6, 1939 г.
Эвакуатор "Латиль М-2TZ", 6x6, 1939 г.
Латиль М-18Т2, 4x4, 1954 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с