LETOURNEAU
999999999999999999999
 

ЛеТУРНО

(LeTOURNEAU)

Биркс Холлоу/Токкоа/Виксбург/Лонгвью, США, 1943-1970

Легендарную известность компании «ЛеТурно» принесли уникальные образцы самых крупных в мире внедорожных транспортных средств, предназначенных прежде всего для военных целей. В 1919 г. ее основал инженер Роберт Гилмур ЛеТурно (Robert Gilmour LeTourneau, 1888-1969). Через четыре года он разработал самоходный скрепер с шарнирносочлененной рамой и бензиновым мотором, вращавшим генератор, от которого ток подавался на электромоторы, вмонтированные в широкие металлические колеса, получившие затем название мотор-колеса, а вся схема стала именоваться электромеханической или электрической трансмиссией. Впоследствии она легла в основу большинства машин марки «ЛеТурно».

Танковый транспортер «ЛеТурно Т4», 4х4, 1944 г.

Снегоход-тягач «ЛеТурно-Вестингауз Сно-Багги ТС264», 1954 г.

Эвакуаторы «ЛеТурно-Вестингауз Крэш Пушер CP1/СР2», 1956 г.

В 1943 г. на «ЛеТурно» начался выпуск серии универсальных машин «Турнэпулл» (Tournapull), включавших одноосный 275-сильный тягач «Турнэтрэктор» (Tournatractor), работавший с различными прицепными агрегатами. В 1947-53 гг. в вооруженные силы США было поставлено 800 таких машин. Первой специальной военной машиной «ЛеТурно» в 1944 г. стал опытный 40-тонный транспортер Т4 (4х4), состоявший из двух одноосных тягачей с 220-сильными двигателями «Кадиллак» (Cadillac), между которыми подвешивалась платформа для перевозки основных танков М4.

Продав существенную долю своих акций компании «Вестингауз Эйр Брэйк Ко.» (Westinghouse Air Brake Company), более известной как ВЭБКО (WABCO). 1 мая 1953 г. фирма получила название «Ар. Джи. ЛеТурно-Вестингауз» (R. G. LeTourneau-Westinghouse). Приток финансовых средств позволил ей завершить долгие эксперименты с электрической трансмиссией и приступить к серийному производству вездеходной техники с мотор-колесами. Первым военным автомобилем в этом ряду в 1954 г. стал гигантский 400-сильный снегоход-тягач «Сно-Багги ТС264» (Sno-Buggy) 4х4 полной массой 21 т, предназначенный для обслуживания военной базы США в Антарктиде. Машина имела 4 двускатных колеса с встроенными электромоторами и 3-метровыми шинами низкого давления размером 48.00-68. Их использовали и на двух гигантских 600-сильных аэродромных эвакуаторах «Крэш Пушер СР1/СР2» (Crash Pusher) 6х6 массой по 67 т, построенных в 1955-56 гг. При помощи двух отвалов они могли оперативно освобождать взлетно-посадочную полосу от поврежденных тяжелых бомбардировщиков. Одним из крупнейших в мире одиночных транспортных средств стал «спасатель десантных судов» LCR (Landing Craft Retriever) длиной 22,5 м и полной массой 100 т. Он представлял собой гигантскую П-образную трубчатую конструкцию на четырех ведущих колесах, под которой можно было подвешивать и эвакуировать на берег поврежденные военные суда, баржи и понтоны. На передней поперечине стояли два дизеля мощностью по 230 л.с. и генераторная станция.

Ракетная установка «ЛеТурно-Вестингауз М1», 4х4, 1955 г.

ЛеТурно-Вестингауз ХМ437 «Гоуэр», 4х4, 1959 г.

Спасатель десантных судов «ЛеТурно-Вестингауз LCR», 1955 г.

Прокладчик лесных просек «ЛеТурно-Вестингауз ТТС» («ЛеТро-Крашер»), 3х3, 1967 г.

Схема «Турнэпулл» также нашла широкое применение в военной области. Построенный в начале 50-х гг. противоминный ножевой (плужный) трал «Майн Клиринг» (Mine Clearing) состоял из одноосного тягача-толкача и шарнирно соединенного с ним телескопического передка с V-образным отвалом для «выкорчевывания» мин из земли. Этот же принцип использовали и при создании мачтовых кранов SC5, SC10 и SC240 (4х4/6х6) грузоподъемностью 20-50 т и бурильных установок МВ1А «Большая Берта» (Big Bertha), применявшихся в военном строительстве. В 1953-55 г. фирма построила опытные шасси ХМ1 (4х4) с одноосным тягачом, оснащенным 375-сильным оппозитным двигателем «Континентал» (Continental) воздушного охлаждения, и одноосным прицепом с ракетной системой «Корпорэл» (Corporal). Несколько таких установок под индексами M1 и М2 поступили на вооружение войск НАТО в Западной Европе. В 1957 г. фирма представила 35-тонный тактический грузовик 6х6 с одноосным передком и 335-сильным дизелем «Камминс» (Cummins).

Большой опыт создания сочлененных машин позволил фирме в 1956 г. включиться в работу по созданию тяжелых транспортеров 4х4, известных под аббревиатурой GOER и не официальным названием «Гоуэр». В 1959-60 гг. на «ЛеТурно» были построены опытные образцы 15-тонного транспортного варианта ХМ437 и топливозаправщика ХМ438 вместимостью 19 тыс. л. На их передней секции размещались двухтактный двигатель «Детройт Дизель» (Detroit Diesel) V8 (9,3 л, 274 л.с.), механическая 5-ступенчатая коробка передач и ведущий мост с планетарными редукторами. Энергию для привода мотор-колес задней грузовой секции вырабатывал трехфазный электрогенератор. Все колеса оборудовали дисковыми тормозами и 25-дюймовыми шинами низкого давления, позволявшими обойтись без подвески. На шоссе машины развивали скорость 48 км/ч, на плаву за счет вращения колес - до 5,6 км/ч. Они оказались слишком тяжелыми и дорогими, поэтому к серийному производству была принята легкая 8-тонная серия компании «Катерпиллар» (Caterpillar), которая изготовила также разработанные на «ЛеТурно» опытные 16-тонные грузовые машины ХМ437Е1, цистерны ХМ438Е2 и 20-тонный эвакуатор ХМ554.

Особняком в программе «ЛеТурно» стоит уникальная 95-тонная «тактическая плавающая дробилка» ТТС (Transphibian Tactical Crusher) или «ЛеТро-Крашер» (LeTro-Crusher) для проделывания проходов американским войскам в джунглях Вьетнама, построенная в 1967 г. в двух экземплярах. Она снабжалась массивной передней балкой для повала деревьев, бронированной кабиной и тремя ведущими пустотелыми стальными барабанами диаметром 3,7 м с острыми режущими кромками (двумя передними и одним задним управляемым), служившими для размельчения древесины и обеспечения машине плавучести. В каждую был вмонтирован электромотор, получавший энергию от генератора, который вращал мотор «Детройт Дизель» V12 (14,0 л, 475 л.с.). В 60-е гг. одно из отделений «ЛеТурно» выпускало также 5-тонные военные амфибии ЛАРК-5 (LARC).

Наибольшую известность компании «ЛеТурно» принесли активные многосекционные автопоезда, строившиеся по заказу военного ведомства для доставки грузов и вооружения в труднодоступных заснеженных и пустынных районах США. Они состояли из тягача с дизель-электрической станцией, буксировавшего до 12 прицепов со всеми ведущими колесами.

Активный поезд «ЛеТурно-Вестингауз Сно-Трэйн LCC1», 1955 г.

ЛеТурно-Вестингауз Оверленд Трэйн Mk-II/LCC1 (ТС497), 1962 г.

Первым в 1954 г. для освоения Аляски был построен 125-тонный автопоезд «Турнэтрэйн VC12» (Tournatrain), составленный из тягача 4х4 и пяти 2-осных 25-тонных прицепов. В 1955-57 гг. фирма создала автопоезда «Сно-Трэйн LCC1» (Sno-Train), «Оверленд Трэйн Mk-I/LCC1» (Overland Train) и «Сно-Фрейтер VC22» (Sno-Freighter) с 2- и 3-осными тягачами. Самым известным стал крупнейший в мире 150-тонный автопоезд «Оверленд Трэйн Mk-II/LCC1» (ТС497) длиной 175 м, состоявший из тягача 6х6 и 8-12 двухосных прицепов с 68-дюймовыми колесами. На тягаче и одном или двух последних прицепах устанавливали газовые турбины «Солар» (Solar) мощностью по 1170 л.с. для привода генераторных станций, подававших ток на все колеса автопоезда. Он прошел испытания в пустыне штата Аризона, где и был заброшен на многие годы.

В 1968 г. с переходом к компании ВЭБКО главного отделения «ЛеТурно» по выпуску колесной техники фирма лишилось финансовой поддержки и военных заказов. Через два года, вскоре после смерти Роберта ЛеТурно, ее выкупила строительная группа «Мэретон» (Marathon), закрывшая военное отделение «ЛеТурно».

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

ЛеТУРНО
(LeTOURNEAU)
Биркс Холлоу/Токкоа/Виксбург/Лонгвью
США
1943-1970
Легендарную известность компании "ЛеТурно" принесли уникальные образцы самых крупных в мире внедорожных транспортных средств, предназначенных прежде всего для военных целей. В 1919 г. ее основал инженер Роберт Гилмур ЛеТурно (Robert Gilmour LeTourneau, 1888-1969). Через четыре года он разработал самоходный скрепер с шарнирносочлененной рамой и бензиновым мотором, вращавшим генератор, от которого ток подавался на электромоторы, вмонтированные в широкие металлические колеса, получившие затем название мотор-колеса, а вся схема стала именоваться электромеханической или электрической трансмиссией. Впоследствии она легла в основу большинства машин марки "ЛеТурно".
В 1943 г. на "ЛеТурно" начался выпуск серии универсальных машин "Турнэпулл" (Tournapull), включавших одноосный 275-сильный тягач "Турнэтрэктор" (Tournatractor), работавший с различными прицепными агрегатами. В 1947-53 гг. в вооруженные силы США было поставлено 800 таких машин. Первой специальной военной машиной "ЛеТурно" в 1944 г. стал опытный 40-тонный транспортер Т4 (4x4), состоявший из двух одноосных тягачей с 220-сильными двигателями "Кадиллак" (Cadillac), между которыми подвешивалась платформа для перевозки основных танков М4.
Продав существенную долю своих акций компании "Вестингауз Эйр Брэйк Ко." (Westinghouse Air Brake Company), более известной как ВЭБКО (WABCO), 1 мая 1953 г. фирма получила название "Ар. Джи. ЛеТурно-Вестингауз" (R. G. LeTourneau-Westinghouse). Приток финансовых средств позволил ей завершить долгие эксперименты с электрической трансмиссией и приступить к серийному производству вездеходной техники с мотор-колесами. Первым военным автомобилем в этом ряду в 1954 г. стал гигантский 400-сильный снегоход-тягач "Сно-Багги ТС264" (Sno-Buggy) 4x4 полной массой 21 т, предназначенный для обслуживания военной базы США в Антарктиде. Машина имела 4 двускатных колеса с встроенными электромоторами и 3-метровыми шинами низкого давления размером 48.00-68. Их использовали и на двух гигантских 600-сильных аэродромных эвакуаторах "Крэш Пушер СР1/СР2" (Crash Pusher) 6x6 массой по 67 т, построенных в 1955-56 гг. При помощи двух отвалов они могли оперативно освобождать взлетно-посадочную полосу от поврежденных тяжелых бомбардировщиков. Одним из крупнейших в мире одиночных транспортных средств стал "спасатель десантных судов" LCR (Landing Craft Retriever) длиной 22,5 м и полной массой 100 т. Он представлял собой гигантскую П-образную трубчатую конструкцию на четырех ведущих колесах, под которой можно было подвешивать и эвакуировать на берег поврежденные военные суда, баржи и понтоны. На передней поперечине стояли два дизеля мощностью по 230 л.с. и генераторная станция.
Схема "Турнэпулл" также нашла широкое применение в военной области. Построенный в начале 50-х гг. противоминный ножевой (плужный) трал "Майн Клиринг" (Mine Clearing) состоял из одноосного тягача-толкача и шарнирно соединенного с ним телескопического передка с V-образным отвалом для "выкорчевывания" мин из земли. Этот же принцип использовали и при создании мачтовых кранов SC5, SC10 и SC240 (4x4/6x6) грузоподъемностью 20-50 т и бурильных установок МВ1А "Большая Берта" (Big Bertha), применявшихся в военном строительстве. В 1953-55 г. фирма построила опытные шасси ХМ1 (4x4) с одноосным тягачом, оснащенным 375-сильным оппозитным двигателем "Континентал" (Continental) воздушного охлаждения, и одноосным прицепом с ракетной системой "Корпорэл" (Corporal). Несколько таких установок под индексами М1 и М2 поступили на вооружение войск НАТО в Западной Европе. В 1957 г. фирма представила 35-тонный тактический грузовик 6x6 с одноосным передком и 335-сильным дизелем "Камминс" (Cummins).
Большой опыт создания сочлененных машин позволил фирме в 1956 г. включиться в работу по созданию тяжелых транспортеров 4x4, известных под аббревиатурой GOER и неофициальным названием "Гоуэр". В 1959-60 гг. на "ЛеТурно" были построены опытные образцы 15-тонного транспортного варианта ХМ437 и топливозаправщика ХМ438 вместимостью 19 тыс. л. На их передней секции размещались двухтактный двигатель "Детройт Дизель" (Detroit Diesel) V8 (9,3 л, 274 л.с.), механическая 5-ступенчатая коробка передач и ведущий мост с планетарными редукторами. Энергию для привода мотор-колес задней грузовой секции вырабатывал трехфазный электрогенератор. Все колеса оборудовали дисковыми тормозами и 25-дюймовыми шинами низкого давления, позволявшими обойтись без подвески. На шоссе машины развивали скорость 48 км/ч, на плаву за счет вращения колес - до 5,6 км/ч. Они оказались слишком тяжелыми и дорогими, поэтому к серийному производству была принята легкая 8-тонная серия компании "Катерпиллар" (Caterpillar), которая изготовила также разработанные на "ЛеТурно" опытные 16-тонные грузовые машины ХМ437Е1, цистерны ХМ438Е2 и 20-тонный эвакуатор ХМ554.
Особняком в программе "ЛеТурно" стоит уникальная 95-тонная "тактическая плавающая дробилка" ТТС (Transphibian Tactical Crusher) или "ЛеТро-Крашер" (LeTro-Crusher) для проделывания проходов американским войскам в джунглях Вьетнама, построенная в 1967 г. в двух экземплярах. Она снабжалась массивной передней балкой для повала деревьев, бронированной кабиной и тремя ведущими пустотелыми стальными барабанами диаметром 3,7 м с острыми режущими кромками (двумя передними и одним задним управляемым), служившими для размельчения древесины и обеспечения машине плавучести. В каждую был вмонтирован электромотор, получавший энергию от генератора, который вращал мотор "Детройт Дизель" V12 (14,0 л, 475 л.с.). В 60-е гг. одно из отделений "ЛеТурно" выпускало также 5-тонные военные амфибии ЛАРК-5 (LARC).
Наибольшую известность компании "ЛеТурно" принесли активные многосекционные автопоезда, строившиеся по заказу военного ведомства для доставки грузов и вооружения в труднодоступных заснеженных и пустынных районах США. Они состояли из тягача с дизель-электрической станцией, буксировавшего до 12 прицепов со всеми ведущими колесами. Первым в 1954 г. для освоения Аляски был построен 125-тонный автопоезд "Турнэтрэйн VC12" (Tournatrain), составленный из тягача 4x4 и пяти 2-осных 25-тонных прицепов. В 1955-57 гг. фирма создала автопоезда "Сно-Трэйн LCC1" (Sno-Train), "Оверленд Трэйн Mk-I/LCC1" (Overland Train) и "Сно-Фрейтер VC22" (Sno-Freighter) с 2- и 3-осными тягачами. Самым известным стал крупнейший в мире 150-тонный автопоезд "Оверленд Трэйн Mk-II/LCC1" (ТС497) длиной 175 м, состоявший из тягача 6x6 и 8-12 двухосных прицепов с 68-дюймовыми колесами. На тягаче и одном или двух последних прицепах устанавливали газовые турбины "Солар" (Solar) мощностью по 1170 л.с. для привода генераторных станций, подававших ток на все колеса автопоезда. Он прошел испытания в пустыне штата Аризона, где и был заброшен на многие годы.
В 1968 г. с переходом к компании ВЭБКО главного отделения "ЛеТурно" по выпуску колесной техники фирма лишилась финансовой поддержки и военных заказов. Через два года, вскоре после смерти Роберта ЛеТурно, ее выкупила строительная группа "Мэретон" (Marathon), закрывшая военное отделение "ЛеТурно".
Танковый транспортер "ЛеТурно Т4", 4x4, 1944 г.
Снегоход-тягач "ЛеТурно-Вестингауз Сно-Багги ТС264", 1954 г.
Активный поезд "ЛеТурно-Вестингауз Сно-Трэйн LCC1", 1955 г.
Ракетная установка "ЛеТурно-Вестингауз М1", 4x4, 1955 г.
Спасатель десантных судов "ЛеТурно-Вестингауз LCR", 1955 г.
Эвакуаторы "ЛеТурно-Вестингауз Крэш Пушер СР1/СР2", 1956 г.
ЛеТурно-Вестингауз ХМ437 "Гоуэр", 4x4, 1959 г.
ЛеТурно-Вестингауз Оверленд Трэйн Mk-II/LCC1 (ТС497), 1962 г.
Прокладчик лесных просек "ЛеТурно-Вестингауз ТТС" ("ЛеТро-Крашер"), 3x3, 1967 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с