ЛУАЗ | |
Допомога проекту
WebMoney E558684278515 WebMoney R339002842822 WebMoney Z368823732896 |
ЛуАЗ
(LuAZ)
Луцк
СССР/Украина
1969–2006
Помимо легких утилитарных полноприводных автомобилей для сельского хозяйства
Луцкий автомобильный завод — ЛуАЗ (до 1967 г. — Луцкий машиностроительный завод
— ЛуМЗ) выпускал довольно интересный военный автомобиль ЛуАЗ-967М (4x4),
своеобразный советский "Механический мул", но в отличие от известных
американских самоходных тележек он имел герметичный низкопрофильный кузов и мог
преодолевать водные преграды. С середины 50-х гг. его разработкой занимался
Научный автомоторный институт (НАМИ), где создали прототип с мотоциклетными
агрегатами. Позднее их заменили узлами от легковых машин Запорожского автозавода
(ЗАЗ). В 1969 г. в Луцке началось производство гражданского грузопассажирского
автомобиля ЛуАЗ-969 (4x4), а с 1976 г. — модернизированного варианта "969М",
существовавших также в опытных образцах для армии. Параллельно осуществлялась
доработка низкопрофильного плавающего военного автомобиля ЛуАЗ-967, который в
окончательном исполнении "967М" был принят на вооружение как транспортер
переднего края (ТПК). Это название предопределяло его использование боевыми
подразделениями в непосредственной близости от линии фронта для скрытной
доставки мелких грузов, вооружения и вывоза раненых. Его кузов представлял
стальной понтон на лонжеронной раме с откидным лобовым стеклом, центральным
местом водителя и грузовой площадкой для размещения 6 солдат, грузов или двух
раненых на носилках, которых можно было подтягивать на лодке-волокуше при помощи
лебедки. Еще одной оригинальной особенностью была возможность управлять машиной
лежа в кузове. Автомобиль снабжался двигателем МеМЗ-967А V4 (1,2 л, 37 л.с.)
воздушного охлаждения, расположенным в переднем свесе, 5-ступенчатой коробкой
передач, заключенным в продольную трубу карданным приводом задних отключаемых
колес и независимой торсионной подвеской. Он имел снаряженную массу 930 кг,
дорожный просвет — 280 мм и минимальную высоту — 800 мм, мог преодолевать
подъемы крутизной 58%, на шоссе развивал скорость 75 км/ч и на плаву за счет
вращения колес — 3–4 км/ч. Для преодоления траншей служили съемные трапы.
Опытный плавающий мини-джип ЛуАЗ967МП предполагалось использовать для установки
оборудования связи и штабных целей. В 1989 г. Луцкий завод представил
оригинальный плавающий 6-местный мини-вездеход ЛуАЗ-1901 (6x6) с тремя
равномерно разнесенными мостами и независимой торсионной подвеской, известный
под названием "Геолог". Он получил 3-цилиндровый дизель мощностью 51 л.с., имел
грузоподъемность 550 кг, на суше мог передвигаться со скоростью 60 км/ч, на
плаву — 5 км/ч. Автомобиль прошел цикл испытаний для принятия на вооружение, но
конверсия и развал СССР не позволили продолжить работу над ним. С 80-х гг. в
вооруженных силах использовались серийные грузопассажирские автомобили ЛуАЗ-1302
(4x4), а с декабря 1999 г. завод собирал российские военные джипы УАЗ-3151
(4x4).
ЛуАЗ-967 (ТПК), 4x4, 1969 г.
ЛуАЗ-967МП (ТПК), 4x4, 1982 г.
ЛуАЗ-967М (ТПК), 4x4, 1983 г.
ЛуАЗ-1901, 6x6, 1983 г.