AEC - Лондон . Уолтхэмстоу . Саутхолл / Великобритания (1914-1979)
  AEC - Лондон, Уолтхэмстоу, Саутхолл; Великобритания, 1914-1979
Предприятие AEC было создано, ДЛЯ производствА городских автобусов, НО С течением времени, стало, одним ИЗ крупнейших В Великобритании, изготовителей, грузовых автомобилей (гражданские / военные). Корни, данного предприятия, уходят К - London General Omnibus Company, преобразованая В июне 1912 г. В филиал группы ПО эксплуатации, лондонского метро - Associated Equipment Company (AEC) . Ассоциированная (партнерская) Компания ПО Производству Подвижного СоставА - тесно сотрудничалА С предприятием Daimler.
С началом Первой Мировой Войны, низкорамное автобусное шасси AEC Model B, оснащенное - двигателем Daimler, мощностью 40 л.с. А также карданным приводом - послужило, базой ДЛЯ создания, военных грузовых автомобилей, грузоподъемностью 3 тонны, следующих типов (моделей): Model W / Model X / Model Y - которые, ДО июня 1916 г. реализовывались ПОД маркой Daimler А затем - получили, обозначение AEC. Наиболее известными, стали, грузовые автомобили, Model Y (ДО концА 1917 г. произведено - около 2800 автомобилей).
Кроме того, предприятие AEC В небольшом количестве, производило, грузовые автомобили AEC Model S, грузоподъемностью 4 тонны.
С сентября 1914 г. ПО инициативе Чарльз(а) Сэмсон(а) (капитан 3-го рангА Королевского Департамента Военно-Морской Авиации (RNAS), автобусные шасси AEC (г/п - 5 тонн), оборудовали, бронекорпусами ИЗ котельной стали (производитель, котельной стали - СУДО-строительное предприятие ИЗ городА Дюнкерк, Франция).
С осени 1915 г. С британском арсенале (город Вулвич) НА базе, данных бронемашин, изготавливали, бронеавтомобили, оснащенные, поворотной башней С пулеметным вооружением / также, НА НИХ устанавливали - 75-мм зенитные орудия.
Стандартные, городские автобусы AEC - широко применялись, ДЛЯ транспортировки, личного составА ВС Британской Империи (крупные воинских соединения).
К 1919 г. В ВС Великобритании А также ЕЕ союзников, служило - более 10000 транспортных средств, марки AEC.
После Первой Мировой Войны, предприятие AEC, перешло, НА производство, гражданской автотехники - автобусы / грузовые автомобили.
В 1927 г., предприятие AEC, вводит В встрой, новый завод В городе Саутхолл (ДЕЛА предприятия AEC, идут УСПЕШНО).
Развитием, AEC Model Y стали, модификации: AEC Model YA / AEC Model YB / AEC Model YC - оснащенные, двигателями Tylor.
В 1920-е гг. ИХ сменили, новые военные грузовые автомобили: AEC 501 / AEC 505 / AEC 506 - грузоподъемностью 5 тонн.
С 1921 г. создавали, опытные образцы: полугусеничные грузовые машины + грузовые автомобили (3-осные / 6x4). Руководитель - главный конструктор J.(G.) Rackham.
Развитие, полноприводных автомобилей, появилось В ходе сотрудничествА, предприятия AEC С небольшим предприятием Hardy.
В 1931-1932 гг. предприятие Hardy В сотрудничестве С британским филиалом, предприятия FWD (США), разработало, полноприводный грузовой автомобиль С колесной формулой 4Х4 (известный КАК AEC-Hardy). Данный автомобиль, послужил основой ДЛЯ AEC Matador.
В 1933 г. - изготовлен, опытный тягач (130 л.с. / К.Ф. - 8Х8), способный - осуществлять, буксировку 2-х прицепов, полной массой 15 тонн, СО скоростью - 45 км/ч.
В 1935 г. ОДИН такой тягач, был - продан В СССР.
В этом же, 1935 г., началось - формирование, новой военной программы - стартовало, производство, военного грузового автомобиля AEC O 644 Marshal: грузоподъемность - 3 тонны / двигатель - 4-цилиндровый бензиновый С верхним распределительным валом, рабочим объемом 5.1 Л., мощностью 80 л.с. / кабинА - открытая С легким навесом / колесА - 22-дюймовые односкатные / колесная формулА - 6Х4 / компоновкА - кабинА НАД двигателем / коробкА перемены передач - 4-ступенчатая механическая / кузов - деревометаллический С тентом / привод тормозных механизмов - гидравлический С вакуумным усилителем / редуктор - 2-ступенчатый.
Военный грузовой автомобиль AEC O 644 Marshal, производился ДО 1941 г. Количество - 934 автомобиля. НА шасси, данного автомобиля, устанавливали - фургоны / ремонтное оборудование / понтоны / передвижные церкви.
ВО время Второй Мировой Войны, предприятие AEC являлось, одним ИЗ немногих В мире, предприятий, выпускавшее, исключительно - полноприводные грузовые автомобили, бескапотной компоновки.
В 1938 г. НА вооружение ВС Великобритании, принят - полноприводный грузовой автомобиль AEC Matador (г/п - 3 тонны / К. Ф. - 4Х4), оснащенный - 2-ступенчатой раздаточной коробкой / 4-ступенчатой механической коробкой перемены передач / гидравлическим приводом тормозных механизмов С пневматическим усилителем тормозов Lockheed (позднее, стал устанавливаться - пневматический приводом тормозных механизмов) / лебедкой С тяговым усилием - 7 тс / рессорной подвеской.
В.Г.А. AEC O 853 Matador . Силовой агрегат - вихрекамерный дизельный двигатель А-173: 6-цилиндровый / головкА блокА цилиндров Ricardo / мощность - 95 л.с. / Р. О. - 7.6 Л. . Клиренс - 330 мм . МАССА - 7150 кг . Скорость - 60 км/ч.
В.Г.А. AEC 853 Matador . Силовой агрегат - бензиновый двигатель (верхнеклапанный): мощность - 92 л.с. . Клиренс - 330 мм . МАССА - 7150 кг . Скорость - 60 км/ч.
В 1941-1942 гг. шасси AEC Matador послужило, основой ДЛЯ создания: самоходной артиллерийской установки Deacon (Калибр - 57-мм) / штабного бронетранспортерА Dorchester (ВЕС - 12 тонн).
ДО ноября 1945 г. предприятие AEC, изготовило - 9620 автомобилей AEC Matador.
ДЛЯ Королевских ВВС производили, унифицированные С AEC O 853 Matador (AEC 853 Matador) - полноприводные трехосные шасси AEC O 854 Matador (AEC 854 Matador), грузоподъемностью 10 тонн. НА данные шасси, устанавливались - цистерны (топливозаправщики), емкостью 9000...11500 Л. / специальные фургоны / автокраны, полной массой . ДО 20 тонн. НА базе данных шасси, созданы - штабные бронеавтомобили . AEC O 857 / AEC ACV Mk1 осназщенные - дизельный двигатель А-198 С непосредственным впрыском топливА (Р. О. - 9.65 Л. / 150 л.с.).
AEC O 857 / AEC ACV Mk1 - МАССИВНЫЕ Т. С. (скорость движения - 50 км/ч / снаряженная массА - 18.3 тонн) оснащенные - З-дверными кузовами (длинА - около 8 М. / высотА - 2.7 М.), внутри которых, располагались, помещения ДЛЯ работы - восьми человек.
В 1944-1945 гг. данных Т. С. произвели В количестве - 151 единицА...
ДО концА Второй Мировой Войны, предприятие AEC изготовило - около 12000 различных военных автомобилей. Также AEC (), производил - силовые агрегаты ДЛЯ Tank Infantry Mk3 Valentine...
В июне 1941 г. НА шасси AEC Matador, началось - производство, тяжелых бронеавтомобилей (пушечных), боевой массой 11...14 тонн, оборудованных - рессорная подвескА / пневмопривод тормозных механизмов / дизельный двигатель, заднего расположения / 4-ступенчатая механическая коробкА перемены передач / 2-ступенчатая раздаточная коробкА.
1-я модификация AEC O 855 Mk1 - двигатель А-196, мощностью 105 л.с. / башня (ОТ среднего танкА Tank Infantry Mk3 Valentine), С . 40-мм танковой пушкой + 7.92-мм пулеметом.
2-я модификация AEC O 856 Mk2 (май 1943 г.), С измененной формой бронекорпусА - 57-мм танковая пушкА / двигатель А-197 (дизельный), мощностью 158 л.с. / (2)двойная главная передачА
3-я модификация AEC O ??? Mk3 - 75-мм танковая пушкА (М3, США)
Бронирование, тяжелых бронеавтомобилей AEC имело, толщину 6.35...57 мм. Скорость движения, данных бронеавтомобилей, составлялА 58...72 км/ч. Преодолеваемый брод - глубиной, ДО 70 см.
ДО концА Второй Мировой Войны, изготовлено - 629 БА AEC...
После Второй Мировой Войны НА вооружение ВС Великобритании (+ ВВС Великобритании), поступило - несколько моделей, грузовых автомобилей, марки AEC (CV, бескапотных), переоборудованных В военные грузовые автомобили.
С 1953 г. применялось, четырехосное шасси AEC Mammoth Major Mk3 (длинА - 9.2 М. / К. Ф. - 8Х4 / мощность - 150 л.с.), предназначенное ДЛЯ установки тяжелого оборудования + топливозаправщик.
В 1960-е гг. НА шасси AEC Mercury (грузоподъемность - 7.5 тонн / К. Ф. - 4Х2), выпускали, низкорамные авиатранспортабельные топливозаправщики С емкостью цистерны, В 10000 Л. Габаритная высотА топливозаправщикА составлялА - 1880 мм. Оборудование - съемный верх кабины / съемное рулевое колесо.
С 1962 г. усиленное шасси AEC Mandator (мощность - 180 л.с.), оснащенное - 1-местной кабиной / гидравлическим перегрузочным устройством - применялось В качестве ракетовозА (перевозкА (доставкА), тактических ракет).
Военные модификации, шасси: AEC Mandator (мощность - 205 л.с.) / AEC Mammoth Major 6 (К. Ф. - 6Х4 / мощность - 205 л.с.) - находились В производстве - ДО 1977 г.
Производство, грузового автомобиля AEC Matador, продолжался - ДО июня 1959 г.
Основу послевоенной военной автотехники, предприятия AEC составлялА, новая гаммА бескапотных грузовых автомобилей AEC Militant (военный индекс - FV11000).
В мае 1951 г. появился, first грузовой автомобиль AEC O 859 Mk1 (FV11008): Г/П - 10 тонн . двигатель - верхнеклапанный шестицилиндровый, А-223 // Р. О. - 11.3 Л. / мощность - 144 л.с. . К. Ф. - 6Х4 . КПП - 5-МКПП С дополнительным двухступенчатым редуктором А двойными главными передачами . полная массА - 20.7 тонн . привод тормозных механизмов - пневматический . рессорная подвескА...
С 1954 г. производился AEC O 860 Mk1 (К. Ф. - 6Х6 / мощность - 150 л.с. / сущность - модификация AEC O 859 Mk1).
Данные шасси, применялись ДЛЯ создания, следующих обзцов техники:
- балластный тягач FV11001 (7-местная кабинА / бортовой кузов / короткобазный / лебедкА / предназначение - буксировкА 40-мм зенитных орудий Bofors)
- балластный тягач FV11002 (7-местная кабинА / бортовой кузов / короткобазный / лебедкА / предназначение - буксировкА 40-мм зенитных орудий Bofors)
- бортовой грузовой автомобиль FV11018 (6Х6, лебедкА)
- самосвал FV11005 С 3-х сторонней разгрузкой
- седельный тягач FV11010
- топливозаправщик
- шасси ДЛЯ автокранов, полной массой . ДО 24 тонн
- шасси ДЛЯ сменных КУЗОВОВ, полной массой . ДО 24 тонн
- шасси ДЛЯ экскаваторов, полной массой . ДО 24 тонн
В 1962 г. военная автотехникА, серии Mk2 (AEC O 859 Mk2 / AEC O 860 Mk2), сталА оснащаться - двигателем (6-цилиндровый дизельный AV-690, рабочим объемом 11.3 Л., мощностью - 192 л.с.) / кабиной (короткая цельнометаллическая С специфической передней облицовкой радиторА, производитель - Park Royal).
В 1966 г. стартовало, производство, грузового автомобиля AEC O 870 Mk3 (FV11046): грузоподъемность - 10 тонн // двигатель - дизельный AV-760 (12.5 Л. / 226 л.с.) // К. Ф. - 6Х6 // колесные редукторы - планетарные // КПП - 6-ступенчатая // полная массА - ДО 28 тонн // рулевой механизм - С гидроусилителем руля. Модификация AEC O 870 Mk3 (FV11046) С левосторонним расположением органов управления, обозначалась AEC O 880.
В 1966-1972 гг. НА основе AEC O 870 Mk3 (AEC O 880), производили, штабные бронетранспортеры FV11061 (кузов: длинА . 7.6 М + высотА . 3.250 М.). ...НА короткобазном шасси AEC O 870 Mk3 (AEC O 880), В 1965-1979 гг. производили: ремонтно-эвакуационную машину FV11044 С краном, грузоподъемностью 2.6 тонны А также 2-я лебедками.
ЭТО последний военный автомобилем, марки AEC. Автомобилей AEC Militant произвели В количестве 611 единиц.
(После 2-й Мировой Войны, AEC расширился ДО небольшого концернА...
В 1962 г. предприятие AEC вошло В состав, автомобильного концернА Leyland Motors, ПО причине, НЕ способность AEC противостоять, натиску более крупных предприятий. С этого времени, продукция AEC - сталА быстро терять, свою индивидуальность (ЕЕ сохранили, только военные автомобили).
В 1977 г., маркА , покидает, гражданские грузовые автомобили / военные грузовые автомобили - В 1979 г.
В 1979 г. головной завод предприятия AEC В городе Саутхолл - был закрыт.

Известные разработки:
- AEC Y '1917
- AEC O 644 Marshal (К.Ф. - 6х6) '1939
- AEC O 853 Matador (К.Ф. - 4х4) '1940
- AEC Matador-Deacon (К.Ф. - 4x4) '1942
- AEC O 854 (К.Ф. - 6x6) '1942
- AEC Matador-Dorchester (К.Ф. - 4x4) '1943
- AEC O 856 Mk.II (К.Ф. - 4x4) '1943
- AEC O 857 ACV Mk.I (К.Ф. - 6x6) '1944
- AEC O 859 Militant Mk.I (FV-11005) (К.Ф. - 6x4) '1954
- AEC O 860 Militant Mk.I (FV-11018) (К.Ф. - 6x6) '1956
- AEC O 870 Militant Mk.III (FV-11044) (К.Ф. - 6x6) '1967
- AEC O 880 Militant Mk.III (FV-11047) (К.Ф. - 6x6) '1972

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 : Подписано в печать - 8 сентября 2006 г. Тираж - 3000 экземпляров / РЕДАКЦИЯ: FVAAM Роман І. Цвєтков

АИК

(AEC)

Лондон-Уолтхэмстоу/Саутхолл, Великобритания, 1914-1979

Фирма АИК создавалась для производства городских автобусов, но со временем стала одним из крупнейших британских изготовителей гражданских и военных грузовиков. Ее корни уходят к «Главной лондонской компании омнибусов» (London General Omnibus Company), которая в июне 1912 г. была преобразована в филиал группы по эксплуатации лондонской «подземки» «Ассошиэйтед Икуипмент Компани» (Associated Equipment Company, AEC*) - «Ассоциированная (партнерская) компания по производству подвижного состава», тесно сотрудничавшая с фирмой «Дэймлер» (Daimler).
*Перечень автобусов AEC

LGOC
1) X-type
2) B-type

1918-1941
K-type (1919-1926)
S-type (1920-1927)
NS-type (1922-1929)
400-series
500-series
Renown (1925-1929)
LS-type (1927-1928)
Reliance 660-series (1928-1932)
LT-type (1929-1933)
ST-type (1929-1931)
Mercury 640/O640-series (1930-35)
Regal 662/O662-series (1929-40)
Regal 4 642/O642-series (1930-37)
Regal II 862/O862-series (1935-39)
Ranger 650-series (1934)
Ranger 665/O665-series (1930-38)
Ranger 670/O670-series (1931-37)
Regent 661/O661-series (1929-1942)
Renown 663-series (1929-1938)
Renown 664/O664-series (1930-40)
Q-type 761/O761-series (1933-1936)
Q-type 762/O762-series (1932-1937)
Q-type O763-series (1937)

1945-1979
Regent II (1945-1947)
Regent III RT-type (1939-1954)
Regent III (1947-1957)
Regal I (1946-1947)
Regal III (1947-1953)
Regal IV (1949-1960)
Regal V (1955-1959)
Reliance (1953-1979)
Monocoach (Integral)
Regent V (1954-1969)
Routemaster (1954-1968)
Ranger (1955-?)
Bridgemaster (1956-1962)
Ranger (1957-1979)
Renown (1962-1967)
Regal VI (1962-1979)
Swift (1964-1979)
Merlin (1965-1972)
Sabre (1968-1970)

Prototypes
T-type (1920)
Regent IV (1949)
FRM (1966)

Троллейбусы . Trolleybuses
601
602
603/603T
604
605
607
661T
662T
663T
664T
691T
761T

С началом Первой мировой войны низкорамное автобусное шасси модели B с 40-сильным мотором «Дэймлер» и карданным приводом послужило базой 3-тонных армейских грузовиков W, Y и X, до июня 1916 г. продававшихся под маркой «Дэймлер», а затем получивших обозначение АИК. Наиболее известными стали грузовики модели Y, которых до конца 1917 г. было изготовлено около 2,8 тыс. экземпляров. В небольшом количестве фирма выпускала 4-тонные машины серии S. С сентября 1914 г. по инициативе Чарльза Сэмсона (Charles Samson), капитана третьего ранга Королевского департамента военно-морской авиации (RNAS), 5-тонные автобусные шасси АИК оснащали бронированными корпусами из котельной стали, которую выпускала французская судостроительная фирма из Дюнкерка. С осени 1915 г. в британском арсенале в Вулвиче на них строили бронеавтомобили с поворотной пулеметной башней, а также устанавливали 75-мм зенитные орудия. Между тем обычные городские автобусы АИК широко использовались для перевозки крупных воинских формирований. К 1919 г. в армии Великобритании и ее союзников служило более 10 тыс. машин марки АИК.

АИК Y, 1917 г.

С наступлением мира компания АИК переключилась на изготовление гражданских грузовиков и автобусов. Ее дела шли столь успешно, что в 1927 г. она ввела в строй новый завод в Саутхолле. Продолжением армейской серии Y стали исполнения YA, YB и YC с двигателями «Тайлор» (Taylor), в 20-е гг. их сменили 5-тонные модели «501», «505» и «506». С 1921 г. под руководством главного конструктора Дж. Рэкхэма (G. J. Rackham) создавали опытные образцы полугусеничных машин и 3-осных грузовиков 6x4. Толчком для развития полноприводных автомобилей явилось сотрудничество с небольшой фирмой «Харди» (Hardy), разработавшей в 1931-32 гг. совместно с британским филиалом американской компании «Фор Уил Драйв» (FWD) грузовой автомобиль с колесной формулой 4х4, известный как «АИК-Харди» и впоследствии вошедший в программу АИК под маркой «Матадор» (Matador). В 1933 г. был построен опытный 130-сильный грузовик-тягач 8x8, способный буксировать два прицепа полной массой 15 т со скоростью 45 км/ч. Известно, что в 1935 г. один экземпляр этого автомобиля был продан в СССР.

АИК Маршал-644, 6X6, 1939 г.

АИК Матадор O853, 4X4, 1940 г.

Формирование новой военной программы началось в 1935 г. с выпуска 3-тонного армейского бескапотного грузовика «Маршал-644» (Marshal) 6x4 со всеми односкатными 22-дюймовыми колесами, открытой кабиной с легким навесом и деревометаллическим кузовом с тентом. На нем использовались 4-цилиндровый бензиновый двигатель (5,1 л, 80 л.с.) с верхним распределительным валом, 4-ступенчатая коробка передач с 2-ступенчатым редуктором и гидроприводом тормозов с вакуумным усилителем. На этом шасси устанавливали фургоны, ремонтное оборудование, понтоны и даже передвижные церкви. До 1941 г. изготовили 934 автомобиля этой серии.

В годы Второй мировой войны фирма АИК стала одним из немногих в мире изготовителей исключительно полноприводных бескапотных армейских машин. Их история началась в 1938 г. с принятия на вооружение 3-тонного грузовика «Матадор» (4x4), оборудованного 4-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной, гидроприводом тормозов с пневматическим усилителем «Локхид» (Lockheed), рессорной подвеской и лебедкой с тяговым усилием 7 тс. Более поздние исполнения получили пневматический привод тормозов. Вариант «Матадор O853» оснащался 6-цилиндровым вихрекамерным дизельным двигателем A173 (7,6 л, 95 л.с.) с головкой блока цилиндров «Рикардо» (Ricardo), модель «853» - верхнеклапанным 92-сильным бензиновым мотором.

АИК Матадор Дикон, 4X4, 1942 г.

АИК-854, 6X6, 1942 г.

АИК O857 ACV Mk-I , 6X6, 1944 г.

АИК Матадор Дорчестер, 4X4, 1943 г.

Машины весили 7150 кг, имели дорожный просвет 330 мм и развивали скорость 60 км/ч. В 1941-42 гг. шасси «Матадор» послужило базой 57-мм самоходной артиллерийской установки «Дикон» (Deacon) и 12-тонного штабного бронетранспортера «Дорчестер» (Dorchester). До ноября 1945 г. было изготовлено 9620 машин «Матадор». Для Королевских ВВС выпускали унифицированные с ними 10-тонные шасси O854 и «854» (6x6) для цистерн-топливозаправщиков емкостью 9,0-11,5 тыс. л, специальных фургонов и автокранов полной массой до 20 т. В свою очередь, 3-осные шасси послужили базой штабных бронированных автомобилей O857 или ACV Mk-I, получивших дизельный двигатель A198 (9,65 л, 150 л.с.) с непосредственным впрыском топлива. Это были массивные машины с З-дверными кузовами длиной около 8 м и высотой 2,7 м, внутри которых располагались помещения для работы 8 человек. При снаряженной массе 18,3 т они развивали скорость 50 км/ч. В 1944-45 гг. их построили в количестве 151 экземпляра, а в общей сложности до конца войны фирма АИК изготовила около 12 тыс. различных военных автомобилей, а также выпускала моторы для танков «Валентайн» (Valentine).

В июне 1941 г. на шасси «Матадор» начался выпуск тяжелых пушечных бронеавтомобилей массой 11-14 т, оборудованных дизельным двигателем заднего расположения, 4-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной, пневмоприводом тормозов и рессорной подвеской. Первый вариант O855 Mk-I со 105-сильным мотором A196 оснащался башней от танка «Валентайн» с 40-мм пушкой и пулеметом калибра 7,92 мм. В мае 1943 г. второй бронеавтомобиль O856 Mk-II с измененной формой корпуса получил 158-сильный дизель A197, двойную главную передачу и 57-мм пушку. На последнем исполнении Mk-III устанавливалось американское 75-мм орудие M3. Все они имели броню толщиной от 6,35 до 57 мм, развивали скорость 58-72 км/ч и преодолевали броды глубиной до 70 см. До конца войны было сделано 629 бронеавтомобилей АИК.

В послевоенное время на вооружение британской армии и ВВС поступило несколько моделей бескапотных коммерческих грузовиков АИК, переоборудованных для военных нужд.

АИК O856 Mk-II, 4X4, 1943 г.

АИК Милитэнт O859 Mk-I (FV11005), 6X4, 1954 г.

АИК Милитэнт O860 Mk-I (FV11018), 6X6, 1956 г.

С 1953 г. для установки тяжелого оборудования и топливозаправщиков использовалось 150-сильное шасси «Мэммот Мэйджор Mk-III» (Mammoth Major) 8x4 длиной 9,2 м. В 60-е гг. 7,5-тонное шасси «Меркьюри» (Mercury) 4x2 послужило базой низкорамных авиатранспортабельных топливозаправщиков с емкостью цистерны 10 тыс. л и габаритной высотой 1880 мм, оборудованных съемными верхом кабины и рулевым колесом. С 1962 г. усиленное 180-сильное шасси «Мэндейтор» (Mandator) с одноместной кабиной и гидравлическим перегрузочным устройством применялось для доставки тактических ракет. В военизированных исполнениях 205-сильные шасси «Мэндейтор» и «Мэммот Мэйджор-6» (6x4) оставались в производстве до 1977 г.

Выпуск известного грузовика «Матадор» продолжался до июня 1959 г., но основу послевоенной армейской техники АИК составила новая гамма бескапотных автомобилей «Милитэнт» (Militant) с военным индексом FV11000. В мае 1951 г. появился первый 10-тонный грузовик O859 Mk-I (FV11008) 6x4 полной массой 20,7 т, оснащенный 6-цилиндровым верхнеклапанным двигателем A223 (11,3 л, 144 л.с.), 5-ступенчатой коробкой передач с дополнительным 2-ступенчатым редуктором и двойными главными передачами, пневмоприводом тормозов и рессорной подвеской. С 1954 г. выпускался 150-сильный вариант O860 Mk-I (6x6). На таких шасси предлагали бортовые машины FV11018 (6x6) с лебедкой, самосвал FV11005 с трехсторонней разгрузкой, седельный тягач FV11010, топливозаправщик, шасси для сменных кузовов, автокранов и экскаваторов полной массой до 24 т, а также короткобазные балластные тягачи FV11001/11002 с бортовым кузовом, 7-местной кабиной и лебедкой, служившие для буксировки 40-мм зенитных орудий «Бофорс» (Bofors). В 1962 г. машины серии Mk-II получили 6-цилиндровый дизель AV690 (11,3 л, 192 л.с.) и короткую цельнометаллическую кабину фирмы «Парк Ройял» (Park Royal) со специфической передней облицовкой.

АИК Милитэнт O870 Mk-III (FV11044), 6X6, 1967 г.

АИК Милитэнт O880 Mk-III (FV11047), 6X6, 1972 г.

В 1966 г. началось производство 10-тонного грузовика O870 Mk-III (FV11046) 6x6 полной массой до 28 т с дизелем AV760 (12,5 л, 226 л.с.), 6-ступенчатой коробкой передач, планетарными колесными редукторами и рулевым механизмом с гидроусилителем. Вариант с левосторонним расположением органов управления имел индекс O880. В 1966-72 гг. на их основе выпускали штабные бронетранспортеры FV11061 с кузовами длиной 7,6 м и высотой 3250 мм. На короткобазном шасси в 1965-79 гг. собирали ремонтно-эвакуационную машину FV11044 с 2,6-тонным краном и двумя лебедками, ставшую последним армейским автомобилем марки АИК. Машин серии «Милитэнт» было собрано 611 экземпляров.

Расширившись в послевоенные годы до небольшого концерна, фирма АИК так и не смогла противостоять натиску более крупных компаний. Войдя в 1962 г. в состав автомобильного концерна «Лейланд Моторс» (Leyland Motors), она стала быстро терять индивидуальность, которую сохраняли только военные автомобили. На гражданских грузовиках марка AEC исчезла в 1977 г., но на военных сохранялась еще два года, пока в 1979 г. головной завод компании АИК в Саутхолле не был закрыт.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

AEC - Лондон, Уолтхэмстоу, Саутхолл; Великобритания, 1914-1979
Фирма AEC создавалась для производства городских автобусов, но со временем стала одним из крупнейших британских изготовителей гражданских и военных грузовиков. Ее корни уходят к London General Omnibus Company, которая в июне 1912 г. была преобразована в филиал группы по эксплуатации лондонской «подземки» Associated Equipment Company (AEC) - Ассоциированная (партнерская) компания по производству подвижного состава, тесно сотрудничавшая с фирмой Daimler.

С началом Первой мировой войны низкорамное автобусное шасси модели B с 40-сильным мотором Daimler и карданным приводом послужило базой 3-тонных армейских грузовиков W, Y и X, до июня 1916 г. продававшихся под маркой Daimler, а затем получивших обозначение AEC. Наиболее известными стали грузовики модели Y, которых до конца 1917 г. было изготовлено около 2,8 тыс. экземпляров. В небольшом количестве фирма выпускала 4-тонные машины серии S. С сентября 1914 г. по инициативе Чарльза Сэмсона, капитана третьего ранга Королевского департамента военно-морской авиации (RNAS), 5-тонные автобусные шасси AEC оснащали бронированными корпусами из котельной стали, которую выпускала французская судостроительная фирма из Дюнкерка. С осени 1915 г. в британском арсенале в Вулвиче на них строили бронеавтомобили с поворотной пулеметной башней, а также устанавливали 75-мм зенитные орудия. Между тем обычные городские автобусы AEC широко использовались для перевозки крупных воинских формирований. К 1919 г. в армии Великобритании и ее союзников служило более 10 тыс. машин марки AEC.

AEC Y '1917

С наступлением мира компания AEC переключилась на изготовление гражданских грузовиков и автобусов. Ее дела шли столь успешно, что в 1927 г. она ввела в строй новый завод в Саутхолле. Продолжением армейской серии Y стали исполнения YA, YB и YC с двигателями Tylor, в 20-е гг. их сменили 5-тонные модели «501», «505» и «506». С 1921 г. под руководством главного конструктора Дж. Рэкхэма создавали опытные образцы полугусеничных машин и 3-осных грузовиков 6x4. Толчком для развития полноприводных автомобилей явилось сотрудничество с небольшой фирмой Hardy, разработавшей в 1931-32 гг. совместно с британским филиалом американской компании FWD грузовой автомобиль с колесной формулой 4x4, известный как AEC-Hardy и впоследствии вошедший в программу AEC под маркой Matador. В 1933 г. был построен опытный 130-сильный грузовик-тягач 8x8, способный буксировать два прицепа полной массой 15 т со скоростью 45 км/ч. Известно, что в 1935 г. один экземпляр этого автомобиля был продан в СССР.

AEC Marshal-644 6х6 '1939
AEC Matador-О853 4х4 '1940

Формирование новой военной программы началось в 1935 г. с выпуска 3-тонного армейского бескапотного грузовика Marshal-644 6x4 со всеми односкатными 22-дюймовыми колесами, открытой кабиной с легким навесом и деревометаллическим кузовом с тентом. На нем использовались 4-цилиндровый бензиновый двигатель (5,1 л, 80 л.с.) с верхним распределительным валом, 4-ступенчатая коробка передач с 2-ступенчатым редуктором и гидропривод тормозов с вакуумным усилителем. На этом шасси устанавливали фургоны, ремонтное оборудование, понтоны и даже передвижные церкви. До 1941 г. изготовили 934 автомобиля этой серии.

В годы Второй мировой войны фирма AEC стала одним из немногих в мире изготовителей исключительно полноприводных бескапотных армейских машин. Их история началась в 1938 г. с принятия на вооружение 3-тонного грузовика Matador (4x4), оборудованного 4-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной, гидроприводом тормозов с пневматическим усилителем Lockheed, рессорной подвеской и лебедкой с тяговым усилием 7 тс. Более поздние исполнения получили пневматический привод тормозов. Вариант Matador-О853 оснащался 6-цилиндровым вихрекамерным дизельным двигателем А-173 (7,6 л, 95 л.с.) с головкой блока цилиндров Ricardo, Matador-853 - верхнеклапанным 92-сильным бензиновым мотором.

AEC Matador-Deacon 4x4 '1942
AEC 854 6x6 '1942
AEC О857 ACV Mk.I 6x6 '1944
AEC Matador-Dorchester '1943

Машины весили 7150 кг, имели дорожный просвет 330 мм и развивали скорость 60 км/ч. В 1941-42 гг. шасси Matador послужило базой 57-мм самоходной артиллерийской установки Deacon и 12-тонного штабного бронетранспортера Dorchester. До ноября 1945 г. было изготовлено 9620 машин Matador. Для Королевских ВВС выпускали унифицированные с ними 10-тонные шасси Matador-О854 и Matador-854 (6x6) для цистерн-топливозаправщиков емкостью 9,0-11,5 тыс. л, специальных фургонов и автокранов полной массой до 20 т. В свою очередь, 3-осные шасси послужили базой штабных бронированных автомобилей О857 или ACV, получивших дизельный двигатель А-198 (9,65 л, 150 л.с.) с непосредственным впрыском топлива. Это были массивные машины с З-дверными кузовами длиной около 8 м и высотой 2,7 м, внутри которых располагались помещения для работы 8 человек. При снаряженной массе 18,3 т они развивали скорость 50 км/ч. В 1944-45 гг. их построили в количестве 151 экземпляра, а в общей сложности до конца войны фирма AEC изготовила около 12 тыс. различных военных автомобилей, а также выпускала моторы для танков Valentine.

В июне 1941 г. на шасси Matador начался выпуск тяжелых пушечных бронеавтомобилей массой 11-14 т, оборудованных дизельным двигателем заднего расположения, 4-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной, пневмоприводом тормозов и рессорной подвеской. Первый вариант О855 Mk.I со 105-сильным мотором А-196 оснащался башней от танка Valentine с 40-мм пушкой и пулеметом калибра 7,92 мм. В мае 1943 г. второй бронеавтомобиль О856 Mk.II с измененной формой корпуса получил 158-сильный дизель А-197, двойную главную передачу и 57-мм пушку. На последнем исполнении Mk.III устанавливалось американское 75-мм орудие M3. Все они имели броню толщиной от 6,35 до 57 мм, развивали скорость 58-72 км/ч и преодолевали броды глубиной до 70 см. До конца войны было сделано 629 бронеавтомобилей AEC.

В послевоенное время на вооружение британской армии и ВВС поступило несколько моделей бескапотных коммерческих грузовиков AEC, переоборудованных для военных нужд.

AEC 0856 Mk.II 4x4 '1943
AEC Militant О859 Mk.I (FV-11005) 6x4 '1954
AEC Militant О860 Mk.I (FV-11018) 6x6 '1956

С 1953 г. для установки тяжелого оборудования и топливозаправщиков использовалось 150-сильное шасси Mammoth Major Mk.III 8x4 длиной 9,2 м. В 60-е гг. 7,5-тонное шасси Mercury 4x2 послужило базой низкорамных авиатранспортабельных топливозаправщиков с емкостью цистерны 10 тыс. л и габаритной высотой 1880 мм, оборудованных съемными верхом кабины и рулевым колесом. С 1962 г. усиленное 180-сильное шасси Mandator с одноместной кабиной и гидравлическим перегрузочным устройством применялось для доставки тактических ракет. В военизированных исполнениях 205-сильные шасси Mandator и Mammoth Major 6 (6x4) оставались в производстве до 1977 г.

Выпуск известного грузовика Matador продолжался до июня 1959 г., но основу послевоенной армейской техники AEC составила новая гамма бескапотных автомобилей Militant с военным индексом FV-11000. В мае 1951 г. появился первый 10-тонный грузовик О859 Mk.I (FV-11008) 6x4 полной массой 20,7 т, оснащенный 6-цилиндровым верхнеклапанным двигателем А-223 (11,3 л, 144 л.с.), 5-ступенчатой коробкой передач с дополнительным 2-ступенчатым редуктором и двойными главными передачами, пневмоприводом тормозов и рессорной подвеской. С 1954 г. выпускался 150-сильный вариант О860 Mk.I (6x6).

На таких шасси предлагали бортовые машины FV-11018 (6x6) с лебедкой, самосвал FV-11005 с трехсторонней разгрузкой, седельный тягач FV-11010, топливозаправщик, шасси для сменных кузовов, автокранов и экскаваторов полной массой до 24 т, а также короткобазные балластные тягачи FV-11001 и FV-11002 с бортовым кузовом, 7-местной кабиной и лебедкой, служившие для буксировки 40-мм зенитных орудий Bofors. В 1962 г. машины серии Mk.II получили 6-цилиндровый дизель AV-690 (11,3 л, 192 л.с.) и короткую цельнометаллическую кабину фирмы Park Royal со специфической передней облицовкой.

AEC Militant О870 Mk.III (FV-11044) 6x6 '1967
AEC Militant О880 Mk.III (FV-11047) 6x6 '1972

В 1966 г. началось производство 10-тонного грузовика О870 Mk.III (FV-11046) 6x6 полной массой до 28 т с дизелем AV-760 (12,5 л, 226 л.с.), 6-ступенчатой коробкой передач, планетарными колесными редукторами и рулевым механизмом с гидроусилителем. Вариант с левосторонним расположением органов управления имел индекс О880. В 1966-72 гг. на их основе выпускали штабные бронетранспортеры FV-11061 с кузовами длиной 7,6 м и высотой 3250 мм. На короткобазном шасси в 1965-79 гг. собирали ремонтно-эвакуационную машину FV-11044 с 2,6-тонным краном и двумя лебедками, ставшую последним армейским автомобилем марки AEC. Машин серии Militant было собрано 611 экземпляров.

Расширившись в послевоенные годы до небольшого концерна, фирма AEC так и не смогла противостоять натиску более крупных компаний. Войдя в 1962 г. в состав автомобильного концерна Leyland Motors, она стала быстро терять индивидуальность, которую сохраняли только военные автомобили. На гражданских грузовиках марка AEC исчезла в 1977 г., но на военных сохранялась еще два года, пока в 1979 г. головной завод компании AEC в Саутхолле не был закрыт.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с (corrected version)