АЕС - Лондон . Уолтхэмстоу . Саутхолл / Великобритания (1914-1979)
   

АЕС - Лондон, Уолтхэмстоу, Саутхолл; Великобритания, 1914-1979
Предприятие AEC было создано, ДЛЯ производствА городских автобусов, НО С течением времени, стало, одним ИЗ крупнейших В Великобритании, изготовителей, грузовых автомобилей (гражданские / военные). Корни, данного предприятия, уходят К - London General Omnibus Company, преобразованая В июне 1912 г. В филиал группы ПО эксплуатации, лондонского метро - Associated Equipment Company (АЕС) . Ассоциированная (партнерская) Компания ПО Производству Подвижного СоставА - тесно сотрудничалА С предприятием Daimler.
С началом Первой Мировой Войны, низкорамное автобусное шасси AEC Model B, оснащенное - двигателем Daimler, мощностью 40 л.с. А также карданным приводом - послужило, базой ДЛЯ создания, военных грузовых автомобилей, грузоподъемностью 3 тонны, следующих типов (моделей): Model W / Model X / Model Y - которые, ДО июня 1916 г. реализовывались ПОД маркой Daimler А затем - получили, обозначение AEC. Наиболее известными, стали, грузовые автомобили, Model Y (ДО концА 1917 г. произведено - около 2800 автомобилей).
Кроме того, предприятие AEC В небольшом количестве, производило, грузовые автомобили AEC Model S, грузоподъемностью 4 тонны.
С сентября 1914 г. ПО инициативе Чарльз(а) Сэмсон(а) (капитан 3-го рангА Королевского Департамента Военно-Морской Авиации (RNAS), автобусные шасси AEC (г/п - 5 тонн), оборудовали, бронекорпусами ИЗ котельной стали (производитель, котельной стали - СУДО-строительное предприятие ИЗ городА Дюнкерк, Франция).
С осени 1915 г. С британском арсенале (город Вулвич) НА базе, данных бронемашин, изготавливали, бронеавтомобили, оснащенные, поворотной башней С пулеметным вооружением / также, НА НИХ устанавливали - 75-мм зенитные орудия.
Стандартные, городские автобусы AEC - широко применялись, ДЛЯ транспортировки, личного составА ВС Британской Империи (крупные воинских соединения).
К 1919 г. В ВС Великобритании А также ЕЕ союзников, служило - более 10000 транспортных средств, марки AEC.
После Первой Мировой Войны, предприятие AEC, перешло, НА производство, гражданской автотехники - автобусы / грузовые автомобили.
В 1927 г., предприятие AEC, вводит В встрой, новый завод В городе Саутхолл (ДЕЛА предприятия AEC, идут УСПЕШНО).
Развитием, AEC Model Y стали, модификации: AEC Model YA / AEC Model YB / AEC Model YC - оснащенные, двигателями Tylor.
В 1920-е гг. ИХ сменили, новые военные грузовые автомобили: AEC 501 / AEC 505 / AEC 506 - грузоподъемностью 5 тонн.
С 1921 г. создавали, опытные образцы: полугусеничные грузовые машины + грузовые автомобили (3-осные / 6x4). Руководитель - главный конструктор J.(G.) Rackham.
Развитие, полноприводных автомобилей, появилось В ходе сотрудничествА, предприятия AEC С небольшим предприятием Hardy.
В 1931-1932 гг. предприятие Hardy В сотрудничестве С британским филиалом, предприятия FWD (США), разработало, полноприводный грузовой автомобиль С колесной формулой 4Х4 (известный КАК AEC-Hardy). Данный автомобиль, послужил основой ДЛЯ AEC Matador.
В 1933 г. - изготовлен, опытный тягач (130 л.с. / К.Ф. - 8Х8), способный - осуществлять, буксировку 2-х прицепов, полной массой 15 тонн, СО скоростью - 45 км/ч.
В 1935 г. ОДИН такой тягач, был - продан В СССР.
В этом же, 1935 г., началось - формирование, новой военной программы - стартовало, производство, военного грузового автомобиля AEC O 644 Marshal: грузоподъемность - 3 тонны / двигатель - 4-цилиндровый бензиновый С верхним распределительным валом, рабочим объемом 5.1 Л., мощностью 80 л.с. / кабинА - открытая С легким навесом / колесА - 22-дюймовые односкатные / колесная формулА - 6Х4 / компоновкА - кабинА НАД двигателем / коробкА перемены передач - 4-ступенчатая механическая / кузов - деревометаллический С тентом / привод тормозных механизмов - гидравлический С вакуумным усилителем / редуктор - 2-ступенчатый.
Военный грузовой автомобиль AEC O 644 Marshal, производился ДО 1941 г. Количество - 934 автомобиля. НА шасси, данного автомобиля, устанавливали - фургоны / ремонтное оборудование / понтоны / передвижные церкви.
ВО время Второй Мировой Войны, предприятие AEC являлось, одним ИЗ немногих В мире, предприятий, выпускавшее, исключительно - полноприводные грузовые автомобили, бескапотной компоновки.
В 1938 г. НА вооружение ВС Великобритании, принят - полноприводный грузовой автомобиль AEC Matador (г/п - 3 тонны / К. Ф. - 4Х4), оснащенный - 2-ступенчатой раздаточной коробкой / 4-ступенчатой механической коробкой перемены передач / гидравлическим приводом тормозных механизмов С пневматическим усилителем тормозов Lockheed (позднее, стал устанавливаться - пневматический приводом тормозных механизмов) / лебедкой С тяговым усилием - 7 тс / рессорной подвеской.
В.Г.А. AEC O 853 Matador . Силовой агрегат - вихрекамерный дизельный двигатель А-173: 6-цилиндровый / головкА блокА цилиндров Ricardo / мощность - 95 л.с. / Р. О. - 7.6 Л. . Клиренс - 330 мм . МАССА - 7150 кг . Скорость - 60 км/ч.
В.Г.А. AEC 853 Matador . Силовой агрегат - бензиновый двигатель (верхнеклапанный): мощность - 92 л.с. . Клиренс - 330 мм . МАССА - 7150 кг . Скорость - 60 км/ч.
В 1941-1942 гг. шасси AEC Matador послужило, основой ДЛЯ создания: самоходной артиллерийской установки Deacon (Калибр - 57-мм) / штабного бронетранспортерА Dorchester (ВЕС - 12 тонн).
ДО ноября 1945 г. предприятие AEC, изготовило - 9620 автомобилей AEC Matador.
ДЛЯ Королевских ВВС производили, унифицированные С AEC O 853 Matador (AEC 853 Matador) - полноприводные трехосные шасси AEC O 854 Matador (AEC 854 Matador), грузоподъемностью 10 тонн. НА данные шасси, устанавливались - цистерны (топливозаправщики), емкостью 9000...11500 Л. / специальные фургоны / автокраны, полной массой . ДО 20 тонн. НА базе данных шасси, созданы - штабные бронеавтомобили . AEC O 857 / AEC ACV Mk1 осназщенные - дизельный двигатель А-198 С непосредственным впрыском топливА (Р. О. - 9.65 Л. / 150 л.с.).
AEC O 857 / AEC ACV Mk1 - МАССИВНЫЕ Т. С. (скорость движения - 50 км/ч / снаряженная массА - 18.3 тонн) оснащенные - З-дверными кузовами (длинА - около 8 М. / высотА - 2.7 М.), внутри которых, располагались, помещения ДЛЯ работы - восьми человек.
В 1944-1945 гг. данных Т. С. произвели В количестве - 151 единицА...
ДО концА Второй Мировой Войны, предприятие AEC изготовило - около 12000 различных военных автомобилей. Также AEC (), производил - силовые агрегаты ДЛЯ Tank Infantry Mk3 Valentine...
В июне 1941 г. НА шасси AEC Matador, началось - производство, тяжелых бронеавтомобилей (пушечных), боевой массой 11...14 тонн, оборудованных - рессорная подвескА / пневмопривод тормозных механизмов / дизельный двигатель, заднего расположения / 4-ступенчатая механическая коробкА перемены передач / 2-ступенчатая раздаточная коробкА.
1-я модификация AEC O 855 Mk1 - двигатель А-196, мощностью 105 л.с. / башня (ОТ среднего танкА Tank Infantry Mk3 Valentine), С . 40-мм танковой пушкой + 7.92-мм пулеметом.
2-я модификация AEC O 856 Mk2 (май 1943 г.), С измененной формой бронекорпусА - 57-мм танковая пушкА / двигатель А-197 (дизельный), мощностью 158 л.с. / (2)двойная главная передачА
3-я модификация AEC O ??? Mk3 - 75-мм танковая пушкА (М3, США)
Бронирование, тяжелых бронеавтомобилей AEC имело, толщину 6.35...57 мм. Скорость движения, данных бронеавтомобилей, составлялА 58...72 км/ч. Преодолеваемый брод - глубиной, ДО 70 см.
ДО концА Второй Мировой Войны, изготовлено - 629 БА AEC...
После Второй Мировой Войны НА вооружение ВС Великобритании (+ ВВС Великобритании), поступило - несколько моделей, грузовых автомобилей, марки AEC (CV, бескапотных), переоборудованных В военные грузовые автомобили.
С 1953 г. применялось, четырехосное шасси AEC Mammoth Major Mk3 (длинА - 9.2 М. / К. Ф. - 8Х4 / мощность - 150 л.с.), предназначенное ДЛЯ установки тяжелого оборудования + топливозаправщик.
В 1960-е гг. НА шасси AEC Mercury (грузоподъемность - 7.5 тонн / К. Ф. - 4Х2), выпускали, низкорамные авиатранспортабельные топливозаправщики С емкостью цистерны, В 10000 Л. Габаритная высотА топливозаправщикА составлялА - 1880 мм. Оборудование - съемный верх кабины / съемное рулевое колесо.
С 1962 г. усиленное шасси AEC Mandator (мощность - 180 л.с.), оснащенное - 1-местной кабиной / гидравлическим перегрузочным устройством - применялось В качестве ракетовозА (перевозкА (доставкА), тактических ракет).
Военные модификации, шасси: AEC Mandator (мощность - 205 л.с.) / AEC Mammoth Major 6 (К. Ф. - 6Х4 / мощность - 205 л.с.) - находились В производстве - ДО 1977 г.
Производство, грузового автомобиля AEC Matador, продолжался - ДО июня 1959 г.
Основу послевоенной военной автотехники, предприятия AEC составлялА, новая гаммА бескапотных грузовых автомобилей AEC Militant (военный индекс - FV11000).
В мае 1951 г. появился, first грузовой автомобиль AEC O 859 Mk1 (FV11008): Г/П - 10 тонн . двигатель - верхнеклапанный шестицилиндровый, А-223 // Р. О. - 11.3 Л. / мощность - 144 л.с. . К. Ф. - 6Х4 . КПП - 5-МКПП С дополнительным двухступенчатым редуктором А двойными главными передачами . полная массА - 20.7 тонн . привод тормозных механизмов - пневматический . рессорная подвескА...
С 1954 г. производился AEC O 860 Mk1 (К. Ф. - 6Х6 / мощность - 150 л.с. / сущность - модификация AEC O 859 Mk1).
Данные шасси, применялись ДЛЯ создания, следующих обзцов техники:
- балластный тягач FV11001 (7-местная кабинА / бортовой кузов / короткобазный / лебедкА / предназначение - буксировкА 40-мм зенитных орудий Bofors)
- балластный тягач FV11002 (7-местная кабинА / бортовой кузов / короткобазный / лебедкА / предназначение - буксировкА 40-мм зенитных орудий Bofors)
- бортовой грузовой автомобиль FV11018 (6Х6, лебедкА)
- самосвал FV11005 С 3-х сторонней разгрузкой
- седельный тягач FV11010
- топливозаправщик
- шасси ДЛЯ автокранов, полной массой . ДО 24 тонн
- шасси ДЛЯ сменных КУЗОВОВ, полной массой . ДО 24 тонн
- шасси ДЛЯ экскаваторов, полной массой . ДО 24 тонн
В 1962 г. военная автотехникА, серии Mk2 (AEC O 859 Mk2 / AEC O 860 Mk2), сталА оснащаться - двигателем (6-цилиндровый дизельный AV-690, рабочим объемом 11.3 Л., мощностью - 192 л.с.) / кабиной (короткая цельнометаллическая С специфической передней облицовкой радиторА, производитель - Park Royal).
В 1966 г. стартовало, производство, грузового автомобиля AEC O 870 Mk3 (FV11046): грузоподъемность - 10 тонн // двигатель - дизельный AV-760 (12.5 Л. / 226 л.с.) // К. Ф. - 6Х6 // колесные редукторы - планетарные // КПП - 6-ступенчатая // полная массА - ДО 28 тонн // рулевой механизм - С гидроусилителем руля. Модификация AEC O 870 Mk3 (FV11046) С левосторонним расположением органов управления, обозначалась AEC O 880.
В 1966-1972 гг. НА основе AEC O 870 Mk3 (AEC O 880), производили, штабные бронетранспортеры FV11061 (кузов: длинА . 7.6 М + высотА . 3.250 М.). ...НА короткобазном шасси AEC O 870 Mk3 (AEC O 880), В 1965-1979 гг. производили: ремонтно-эвакуационную машину FV11044 С краном, грузоподъемностью 2.6 тонны А также 2-я лебедками.
ЭТО последний военный автомобилем, марки AEC. Автомобилей AEC Militant произвели В количестве 611 единиц.
(После 2-й Мировой Войны, AEC расширился ДО небольшого концернА...
В 1962 г. предприятие AEC вошло В состав, автомобильного концернА Leyland Motors, ПО причине, НЕ способность AEC противостоять, натиску более крупных предприятий. С этого времени, продукция AEC - сталА быстро терять, свою индивидуальность (ЕЕ сохранили, только военные автомобили).
В 1977 г., маркА , покидает, гражданские грузовые автомобили / военные грузовые автомобили - В 1979 г.
В 1979 г. головной завод предприятия AEC В городе Саутхолл - был закрыт.

Известные разработки:
- AEC Y '1917
- AEC O 644 Marshal (К.Ф. - 6х6) '1939
- AEC O 853 Matador (К.Ф. - 4х4) '1940
- AEC Matador-Deacon (К.Ф. - 4x4) '1942
- AEC O 854 (К.Ф. - 6x6) '1942
- AEC Matador-Dorchester (К.Ф. - 4x4) '1943
- AEC O 856 Mk.II (К.Ф. - 4x4) '1943
- AEC O 857 ACV Mk.I (К.Ф. - 6x6) '1944
- AEC O 859 Militant Mk.I (FV-11005) (К.Ф. - 6x4) '1954
- AEC O 860 Militant Mk.I (FV-11018) (К.Ф. - 6x6) '1956
- AEC O 870 Militant Mk.III (FV-11044) (К.Ф. - 6x6) '1967
- AEC O 880 Militant Mk.III (FV-11047) (К.Ф. - 6x6) '1972

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 : Подписано в печать - 8 сентября 2006 г. Тираж - 3000 экземпляров / РЕДАКЦИЯ: FVAAM Роман І. Цвєтков