Albion - Глазго / Великобритания (1914-1957)
  Albion - Глазго; Великобритания, 1914-1957
В 1899 г. выпускники Эдинбургского УниверситетА - Томас Блэквуд Мюррей (Thomas Вlackwood Murray) / Норман Фултон (Norman Fulton) - основали, предприятие Albion, которое В будущем, стало, крупнейшим автопроизводителем Шотландии.
Первоначально, предприятие Albion, выпускало, легковые автомобили.
В 1902 г. данное предприятие, приступило К производству грузовых автомобилей, которые, вскоре стали, основной продукцией, предприятия Albion.
В 1910 г. В производственном активе, предприятия Albion, появился - неприхотливый грузовой автомобиль Albion А10, грузоподъемностью 3 тонны - ОДНА ИЗ самых известных, моделей, данной марки.
Данный автомобиль, обладал - классической компоновкой / однодисковым сцеплением / четырехступенчатой механической коробкой перемены передач / четырехцилиндровым бензиновым карбюраторным двигателем (моноблок), мощностью 32 л.с. (КПП, СА + сцпеление, расположены - ПОД грузовой платформой.)
С 1914 г. грузовой автомобиль Albion А10, данный автомобиль, применялся В основном В ВС Великобритании (Британская Империя). Шасси, В. Г. А. Albion А10, применялось - ДЛЯ установки 75-мм зенитной пушки.
В ВС Великобритании, поступило - около 6000 Albion А10.
В 1920-1930-е гг. Albion, производил, гражданские грузовые автомобили А также автобусы, эпизодически, поступавшие В ВС Великобритании.
В 1923 г. НА службу - ВС Великобритании + ВВС Великобритании, принят - военный грузовой автомобиль Albion SB (г/п - 1.5 тонны) - единственное исключение. Данный автомобиль, оснащался - односкатные колесА / пневматические шины.
С началом Второй Мировой Войны, предприятие Albion, СНОВА приступилА К производству, специализированных военных грузовых автомобилей.
НА первых порах, Albion, предлагал, гражданские автомобили, НА базе которых, изготавливась - санитарная машинА Albion АМ-463 - ниаболее известный образец... - грузоподъемность . 1.5 тонны / колесная формулА . 4Х4 / компоновкА . кабинА ЗА двигателем / мощность . 65 л.с.
В начале 1940 г. НА предприятии Albion, началось - полномасштабное () производство, специализированных военных грузовых автомобилей.
В феврале 1940 г., началось - производство, военного грузового автомобиля Albion FT-11N: блокировкА дифференциалов / гидропривод тормозов С вакуумным усилителем / грузоподъемность - 3 тонны / колесная формулА - 4Х4 / компоновкА - кабинА НАД двигателем / КУЗОВ - бортовой, общего назначения.
Силовым агрегатом Albion FT-11N, выступил, бензиновый карбюраторный двигатель (6-цилиндровый), рабочим объемом 4.6 Л., мощностью 90 л.с. работавший В ПАРЕ С 4-ступенчатой механической коробкой перемены передач. Раздаточная коробкА - 2-ступенчатая.
ДО августА 1944 г. - изготовлено, 500 автомобилей данной модели, В 5 модификациях.
В 1938 г. создан, опытный образец Albion BY1 (3-осный военный грузовой автомобиль): грузоподъемность - 3 тонны / кабинА - открытая / колесная формулА - 6Х6 /компоновкА - бескапотная. В.Г.А. Albion BY1 - первенец, нового семействА полноприводных грузовых автомобилей (К. Ф. - 6Х6, бескапотной компоновки) А также тягачей, предприятия Albion - лучшие В.Г.А. ОТ Albion.
В 1940 г. создан, военный грузовой автомобиль Albion BY3 (преемник Albion BY1), производившийся КАК - бортовой грузовой автомобиль / шасси.
Предназначение Albion BY3 - перевозкА мостовых секций (инженерные войскА) / перевозкА понтонов (инженерные войскА) / установкА санитарных кузовов...
Данный автомобиль, оснащался - 4-цилиндровый бензиновый двигатель (Р. О. - 4.25 Л. / мощность - 80 л.с.) / 8-ступенчатая механическая КПП / механический привод тормозных механизмов С вакуумным усилителем / односкатные колесА С 21-дюймовыми шинами.
В 1941 г. НА смену Albion BY3 приходит, Albion BY5 (облегченный НА 1 тонну), оснащенный, двигателем, мощностью 90 л.с. ОТ В.Г.А. Albion FT-11 (N?) А также - 20-дюймовыми колесами. Данный автомобиль (Albion BY5), производился - ДО августА 1945 г.
В 1940 г. началось - производство, военных грузовых автомобилей, грузоподъемностью 10 тонн, семействА Albion СХ (К. Ф. - 6Х6): флагман - Albion СХ-6: задние колесА - двускатные / компоновкА - кабинА ЗА двигателем / КПП - 8-Ст. МКП / силовой агрегат - 6-цилиндровый дизельный двигатель, рабочим объемом . 9.1 Л., мощностью . 100 л.с. / тормозные механизмы, оснащены - вакуумный усилитель . гидравлический привод.
С 1940 г. ПО 1942 г. произведено, 172 автомобиля Albion СХ-6.
В 1941 г. НА конвейере, предприятия Albion, В.Г.А. Albion СХ-6 был сменен, новым грузовым автомобилем Albion СХ-23N (компоновкА - кабинА НАД двигателем / колесА - односкатные, ВСЕ), произведенный В количестве 400 единиц.
В декабре 1943 г. стартовало, производство, самого известного, военного автомобиля, предприятия Albion - артиллерийского тягачА Albion СХ-22S, базой ДЛЯ которого, выступило, укороченное шасси Albion СХ-6.
Предназначен - буксировкА артиллерийских систем / перевозкА боеприпасов А также орудийного расчетА.
КомпоновкА - кабинА ЗА двигателем.
КУЗОВ - бортовой грузопассажирский / С боковой (входной) дверью.
ЛебедкА - С тяговым усилием 8 тс.
Выпуск - beginning 1943 ... middle 1945 гг. / 500 автомобилей Albion СХ-22S.
В 1941-1944 гг. выпускался, НА базе Albion СХ-6, седельный тягач (танковоз) Albion CX-24S, предназначенный ДЛЯ буксировки, полуприцепов, массой 20 тонн. Данный автомобиль, оснащен, new шестицилинровым дизельным двигателем, рабочим объемом 10.5 Л., мощностью 140 л.с. А также: привод тормозных механизмов . пневматический + лебедкА . грузоподъемностью 8 тонн. Было изготовлено, 751 седельный тягач Albion CX-24S.
В январе 1943 г. создан, опытный образец, танкового тягачА (транспортерА) Albion СХ-33: количество осей - четыре / привод - полный / силовая установкА - 2 Х двигатель, мощностью 140 л.с. (расположены - друг С другом / каждый С.А. приводил В действие СВОЮ пару, ведущих МОСТОВ) / управляемые колесА - передней оси / задней оси.
Albion СХ-33 мог перевозить (НА своей платформе), тяжелый танк Churchill Mk1 (Churchill Mk2 / Churchill Mk3 / Churchill Mk4 / Churchill Mk5 / Churchill Mk6 / Churchill Mk7 / Churchill Mk8), А также, одновременно, буксировать - аналогичную ББМ.
В августе 1945 г. изготовлен - 2-й прототип, танкового тягачА Albion СХ-33 (К. Ф. - 8Х8 / управляемые колесА - передней оси).
С января 1945 г. ПО март 1946 г. производился, артиллерийский тягач Albion FT-15N, который, считается - родоначальником, послевоенного поколения, военных автомобилей, марки Albion.
КомпоновкА - низкорамная полукапотная.
Колесная формулА - 6Х6.
Силовая установкА - 6-цилиндровый бензиновый двигатель (рабочий объем - 4.6 Л. / мощность - 95 л.с.).
Трансмиссия - 8-ступенчатая механическая.
Тормозные механизмы - С пневматическим усилителем. Привод - гидравлический.
ЛебедкА - г/п . 8 тонн.
Модификация, базовой модели, Albion FT-15NW, оснащенА - герметизированный кузов (...ДЛЯ преодоления, глубоких водных преград).
В 1949 г. появился Albion FT-103N (военный индекс - FV-13581), созданный НА шасси Albion Clansman (гржданский грузовой автомобиль). Данный автомобиль, является - преемник бескапотных грузовых автомобилей С колесной формулой 6Х6, грузоподъемностью 3 тонны. Двигатель - дизельный, мощностью 75 л.с. В паре 5-МКПП.
В 1949-1951 гг. В.Г.А. Albion FT-103N произвели - 60 автомобилей.
В начале 1950-х гг. предприятие Albion, включилось В программу создания - нового поколения, британских военных грузовых автомобилей, повышенной проходимости.
В 1955-1956 гг. Albion, изготовил, небольшую партию, бортовых грузовых автомобилей Albion WD-66N (военный индекс - FV-14001) С колесной формулой 6Х6, грузоподъемностью 5 тонн А также, шасси FV-14004. (Отличия ПО внешнему виду - наклонная передняя плоская стенкА кабины / выдающийся вперед, короткий капот.)
Оснащение - FV-14001 / FV-14004 - рядный 8-цилиндровый двигатель Rolls-Royce В80 (Р. О. - 5.7 Л. / мощность - 160 л.с.) / 5-ступенчатая механическая коробкА перемены передач (синхронизированная) / 2-ступенчатая раздаточная коробкА.
Военный грузовой автомобиль Albion WD-23N (Albion HD-23N), военный индекс - FV-11101 - самый известный, В.Г.А. марки Albion В послевоенное время.
Полная массА - 20.9 тонн.
КомпоновкА - кабинА НАД двигателем.
Колесная формулА - 6Х6.
Кузов - деревометаллический, общего назначения / длинА - 5.4 М.
Грузоподъемность - 10 тонн.
Силовой агрегат - верхнеклапанный 6-цилиндровый дизельный двигатель (Р. О. - 10.5 Л. / мощность - 160 л.с.).
КПП - 10-МКПП.
Тормозная системА - пневматическая.
НА базе Albion WD-23N (Albion HD-23N), производили: передвижная электростанция / самосвал / самоходный кран (тип - стреловой / г/п - 6 тонн) / фургон / фургон(мастерская), FV-11102...
Производились, В.Г.А. Albion WD-23S (Albion HD-23S), НА укороченном шасси Albion WD-23N (Albion HD-23N). Г/П - 10 тонн. ШАССИ Albion WD-23S (Albion HD-23S), служило - установкА КУЗОВОВ: тип - самосвальный / опрокидование - трехстороннее.
Albion WD-23N (Albion HD-23N) / Albion WD-23S (Albion HD-23S) - производились С 1954 г. - мероприятия ПО модернизации НЕ были завершены, Т.К. К этому времени Albion попал В зависимость ОТ Leyland.
В 1957 г. ДЛЯ устранения, внутренней конкуренции, предприятие Leyland - прекращает, производство, военных грузовых автомобилей Albion.
ДО 1972 г. предприятие Albion, производило (после - утраты индивидуальности А также потери самостоятельности), только - гражданские грузовые автомобили.

Известные разработки:
- Albion А10 `1914
- Albion SB `1924
- Albion BY1 (К.Ф. - 6x6) `1938
- Albion АМ-463 `1939
- Albion СХ-22S (К.Ф. - 6x6) `1943
- Albion FT-15N (К.Ф. - 6x6) `1945
- Albion HD-23N (FV-11102) (К.Ф. - 6x6) `1954
- Albion WD-23N (FV-11102) (К.Ф. - 6x6) `1954

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 : Подписано в печать - 8 сентября 2006 г. Тираж - 3000 экземпляров / РЕДАКЦИЯ: FVAAM Роман І. Цвєтков

АЛЬБИОН

(ALBION)

Глазго-Скотстоун, Великобритания, 1914-1957

В 1899 г. выпускники Эдинбургского университета Томас Блэквуд Мюррей (Thomas Blackwood Murray) и Норман Фултон (Norman Fulton) основали фирму «Альбион», которой со временем суждено было стать крупнейшим автомобильным изготовителем Шотландии. Сначала она выпускала легковые машины, а в 1902 г. приступила к сборке грузовиков, вскоре ставших ее главной продукцией. В 1910 г. в программе «Альбиона» появился простой 3-тонный грузовой автомобиль А10 - одна из самых известных машин этой марки. Она имела классическую компоновку с моноблочным 4-цилиндровым двигателем мощностью 32 л.с., но однодисковое сцепление и 4-ступенчатая коробка передач располагались под грузовой платформой. С 1914 г. этот автомобиль был основным армейским грузовиком, шасси которого использовалось для установки 75-мм зенитной пушки. В британские вооруженные силы поступило около 6 тыс. таких машин.

В 20-30-е гг. фирма занималась изготовлением гражданских грузовиков и автобусов, которые эпизодически поступали в вооруженные силы страны. Исключение составлял 1,5-тонный автомобиль модели SB со всеми односкатными колесами и пневматическими шинами, служивший в британской армии и ВВС с 1923 г. К выпуску специальных армейских машин фирма приступила лишь с первыми залпами Второй мировой войны. Поначалу для вооруженных сил она предлагала свои гражданские автомобили, из которых наиболее известной стала санитарная машина АМ-463 (4x2) на 1,5-тонном капотном шасси с 65-сильным двигателем. Широкое производство специальных армейских грузовиков развернулось на «Альбионе» лишь в начале второго военного года.

Альбион А10, 1914 г.

Альбион SB, 1924 г.

Альбион АМ-463, 1939 г.

Альбион BY1, 6X4, 1938 г.

В феврале 1940 г. началось изготовление 3-тонного бескапотного автомобиля FT-11N (4x4) с бортовым кузовом общего назначения. Он оснащался собственным 6-цилиндровым бензиновым двигателем (4,6 л, 90 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач с 2-ступенчатой раздаточной, блокировкой дифференциалов и гидроприводом тормозов с вакуумным усилителем. До августа 1944 г. было построено 500 машин этой серии в 5 модификациях. Главным достижением «Альбиона» в военной области стало создание гаммы 3-осных грузовиков и тягачей с колесной формулой 6x4. Их разработка началась в 1938 г. с опытной 3-тонной модели BY1 с открытой кабиной над двигателем. Ее преемником в 1940 г. стал вариант ВY3, предлагавшийся с бортовым кузовом и как шасси, служившее в инженерных войсках для перевозки мостовых секций и понтонов, а также для установки вместительных санитарных кузовов. Автомобиль оснащался 4-цилиндровым мотором (4,25 л, 80 л.с.), 8-ступенчатой трансмиссией, механическим приводом тормозов с вакуумным усилителем и всеми односкатными колесами с 21-дюймовыми шинами. В 1941 г. ему на смену пришел облегченный на целую тонну грузовик BY5 с 90-сильным двигателем от серии FT-11 и 20-дюймовыми колесами. В производстве он находился до августа 1945 г.

В 1940 г. началось изготовление серии 10-тонных армейских грузовиков СХ (6x4). Ее возглавил капотный вариант СХ6, оборудованный 6-цилиндровым дизельным двигателем (9,1 л, 100 л.с.), 8-ступенчатой трансмиссией, гидроприводом тормозов с вакуумным усилителем и задними двускатными колесами. За два года успели собрать 172 машины. В 1941 г. их сменил бескапотный грузовик CX-23N со всеми односкатными колесами, изготовленный в количестве 400 экземпляров. С декабря 1943 г. на укороченном шасси СХ6 выпускался самый известный армейский автомобиль марки «Альбион» - капотный артиллерийский тягач CX-22S с бортовым грузопассажирским кузовом с боковой входной дверью, предназначенным для перевозки боеприпасов и орудийного расчета, а также с лебедкой, имевшей тяговое усилие 8 тс.

Альбион CX-22S, 6X4, 1943 г.

Альбион WD/HD/23N (FV11102), 6X4, 1954 г.

Альбион FT-15N, 6X6, 1945 г.

До середины 1945 г. таких тягачей собрали 500 единиц. Вторым направлением развития серии СХ6 стал седельный тягач-танковоз CX-24S для буксировки 20-тонных полуприцепов. В отличие от базового шасси он оснащался новым 6-цилиндровым дизелем (10,5 л, 140 л.с.), пневмоприводом тормозов и 8-тонной лебедкой. В 1941-44 гг. на «Альбионе» построили 751 тягач. Среди наиболее интересных разработок военного периода был опытный танковый транспортер-тягач СХ-33 (8x8) с передними и задними управляемыми колесами, созданный в январе 1943 г. Он комплектовался двумя 140-сильными двигателями, располагавшимися рядом друг с другом. Каждый из них приводил свою пару ведущих мостов. Автомобиль был способен везти на себе тяжелый танк «Черчилль» (Churchill), одновременно буксируя еще одну такую же боевую машину. В августе 1945 г. изготовили второй прототип тягача 8x6 с передним управляемым мостом.

Родоначальником послевоенного поколения военных автомобилей «Альбион» считается низкорамный полукапотный артиллерийский тягач FT-15N (6x6) с грузопассажирским кузовом, выпуск которого начался в январе 1945 г. и завершился в марте 1946 г. На нем устанавливались бензиновый 6-цилиндровый мотор (4,6 л, 95 л.с.), 8-ступенчатая трансмиссия, гидропривод тормозов с пневматическим усилителем и 8-тонная лебедка. Вариант FT-15NW получил герметизированный кузов для преодоления глубоких водных преград. В 1949 г. преемником серии 3-тонных бескапотных грузовиков 6x4 стал вариант FT-103N (военный индекс FV13581) на гражданском шасси «Кленсмэн» (Clansman) с 75-сильным дизелем и 5-ступенчатой коробкой передач. За два года их собрали лишь 60 экземпляров.

В начале 50-х гг. компания «Альбион» включилась в программу создания нового поколения британских военных грузовиков повышенной проходимости. В 1955-56 гг. она построила небольшую партию 5-тонных бортовых автомобилей WD-66N (FV14001) 6x6 и шасси FV14004, внешне отличавшихся плоской наклонной передней стенкой кабины и выдающимся вперед коротким капотом. Их оснащали рядным 8-цилиндровым двигателем «Роллс-Ройс» (Rolls-Royce) модели В80 (5,7 л, 160 л.с.), синхронизированной 5-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной. Самым известным армейским грузовиком послевоенного времени стал 10-тонный бескапотный автомобиль WD/HD/23N (FV11101) 6x4 полной массой 20,9 т с деревометаллическим кузовом общего назначения длиной 5,4 м, на основе которого выпускали фургон-мастерскую FV11102. На них использовали собственный верхнеклапанный 6-цилиндровый дизель (10,5 л, 160 л.с.), 10-ступенчатую трансмиссию и пневматическую тормозную систему. На таком шасси монтировали самосвальные кузова, различные фургоны, передвижные электростанции, 6-тонные стреловые краны. Укороченное 10-тонное шасси WD/HD/23S служило для установки самосвальных кузовов с трехсторонним опрокидыванием. Эта серия выпускалась с 1954 г., но работу по ее совершенствованию фирме «Альбион» завершить уже не удалось. К этому времени она попала в зависимость к компании «Лейланд» (Leyland), которая во избежание внутренней конкуренции в 1957 г. прекратила выпуск армейских автомобилей «Альбион». Потеряв свою индивидуальность и самостоятельность, фирма «Альбион» до 1972 г. изготовляла только грузовики гражданского назначения.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

Альбион (Albion) - Глазго-Скотстоун; Великобритания, 1914-1957
В 1899 г. выпускники Эдинбургского университета Томас Блэквуд Мюррей (Thomas Вlackwood Murray) и Норман Фултон (Norman Fulton) основали фирму "Альбион", которой со временем суждено было стать крупнейшим автомобильным изготовителем Шотландии. Сначала она выпускала легковые машины, а в 1902 г. приступила к сборке грузовиков, вскоре ставших ее главной продукцией. В 1910 г. в программе "Альбиона" появился простой 3-тонный грузовой автомобиль А10 - одна из самых известных машин этой марки. Она имела классическую компоновку с моноблочным 4-цилиндровым двигателем мощностью 32 л.с., но однодисковое сцепление и 4-ступенчатая коробка передач располагались под грузовой платформой. С 1914 г. этот автомобиль был основным армейским грузовиком, шасси которого использовалось для установки 75-мм зенитной пушки. В британские вооруженные силы поступило около 6 тыс. таких машин.

В 20-30-е гг. фирма занималась изготовлением гражданских грузовиков и автобусов, которые эпизодически поступали в вооруженные силы страны. Исключение составлял 1,5-тонный автомобиль модели SB со всеми односкатными колесами и пневматическими шинами, служивший в британской армии и ВВС с 1923 г. К выпуску специальных армейских машин фирма приступила лишь с первыми залпами Второй мировой войны. Поначалу для вооруженных сил она предлагала свои гражданские автомобили, из которых наиболее известной стала санитарная машина АМ-463 (4x4) на 1,5-тонном капотном шасси с 65-сильным двигателем. Широкое производство специальных армейских грузовиков развернулось на "Альбионе" лишь в начале второго военного года.

Альбион А10, 1914 г.

Альбион SB, 1924 г.

Альбион АМ-463, 1939 г.

Альбион BY1, 6x6, 1938 г.

В феврале 1940 г. началось изготовление 3-тонного бескапотного автомобиля FT-11N (4x4) с бортовым кузовом общего назначения. Он оснащался собственным 6-цилиндровым бензиновым двигателем (4,6 л, 90 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач с 2-ступенчатой раздаточной, блокировкой дифференциалов и гидроприводом тормозов с вакуумным усилителем. До августа 1944 г. было построено 500 машин этой серии в 5 модификациях. Главным достижением "Альбиона" в военной области стало создание гаммы 3-осных грузовиков и тягачей с колесной формулой 6x6. Их разработка началась в 1938 г. с опытной 3-тонной модели BY1 с открытой кабиной над двигателем. Ее преемником в 1940 г. стал вариант BY3, предлагавшийся с бортовым кузовом и как шасси, служившее в инженерных войсках для перевозки мостовых секций и понтонов, а также для установки вместительных санитарных кузовов. Автомобиль оснащался 4-цилиндровым мотором (4,25 л, 80 л.с.), 8-ступенчатой трансмиссией, механическим приводом тормозов с вакуумным усилителем и всеми односкатными колесами с 21-дюймовыми шинами. В 1941 г. ему на смену пришел облегченный на целую тонну грузовик BY5 с 90-сильным двигателем от серии FT-11 и 20-дюймовыми колесами. В производстве он находился до августа 1945 г.

В 1940 г. началось изготовление серии 10-тонных армейских грузовиков СХ (6x6). Ее возглавил капотный вариант СХ6, оборудованный 6-цилиндровым дизельным двигателем (9,1 л, 100 л.с.), 8-ступенчатой трансмиссией, гидроприводом тормозов с вакуумным усилителем и задними двускатными колесами. За два года успели собрать 172 машины. В 1941 г. их сменил бескапотный грузовик СХ-23N со всеми односкатными колесами, изготовленный в количестве 400 экземпляров. С декабря 1943 г. на укороченном шасси СХ6 выпускался самый известный армейский автомобиль марки "Альбион" - капотный артиллерийский тягач СХ-22S с бортовым грузопассажирским кузовом с боковой входной дверью, предназначенным для перевозки боеприпасов и орудийного расчета, а также с лебедкой, имевшей тяговое усилие 8 тс.

Альбион СХ-22S, 6x6, 1943 г.

Альбион WD/HD/23N (FV-11102), 6x6, 1954 г.

Альбион FT-15N, 6x6, 1945 г.

До середины 1945 г. таких тягачей собрали 500 единиц. Вторым направлением развития серии СХ6 стал седельный тягач-танковоз CX-24S для буксировки 20-тонных полуприцепов. В отличие от базового шасси он оснащался новым 6-цилиндровым дизелем (10,5 л, 140 л.с.), пневмоприводом тормозов и 8-тонной лебедкой. В 1941-44 гг. на "Альбионе" построили 751 тягач. Среди наиболее интересных разработок военного периода был опытный танковый транспортер-тягач СХ-33 (8x8) с передними и задними управляемыми колесами, созданный в январе 1943 г. Он комплектовался двумя 140-сильными двигателями, располагавшимися рядом друг с другом. Каждый из них приводил свою пару ведущих мостов. Автомобиль был способен везти на себе тяжелый танк "Черчилль" (Churchill), одновременно буксируя еще одну такую же боевую машину. В августе 1945 г. изготовили второй прототип тягача 8x8 с передним управляемым мостом.

Родоначальником послевоенного поколения военных автомобилей "Альбион" считается низкорамный полукапотный артиллерийский тягач FT-15N (6x6) с грузопассажирским кузовом, выпуск которого начался в январе 1945 г. и завершился в марте 1946 г. На нем устанавливались бензиновый 6-цилиндровый мотор (4,6 л, 95 л.с.), 8-ступенчатая трансмиссия, гидропривод тормозов с пневматическим усилителем и 8-тонная лебедка. Вариант FT-15NW получил герметизированный кузов для преодоления глубоких водных преград. В 1949 г. преемником серии 3-тонных бескапотных грузовиков 6x6 стал вариант FT-103N (военный индекс FV-13581) на гражданском шасси "Кленсмэн" (Clansman) с 75-сильным дизелем и 5-ступенчатой коробкой передач. За два года их собрали лишь 60 экземпляров.

В начале 50-х гг. компания "Альбион" включилась в программу создания нового поколения британских военных грузовиков повышенной проходимости. В 1955-56 гг. она построила небольшую партию 5-тонных бортовых автомобилей WD-66N (FV-14001) 6x6 и шасси FV-14004, внешне отличавшихся плоской наклонной передней стенкой кабины и выдающимся вперед коротким капотом. Их оснащали рядным 8-цилиндровым двигателем "Роллс-Ройс" (Rolls-Royce) модели В80 (5,7 л, 160 л.с.), синхронизированной 5-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной. Самым известным армейским грузовиком послевоенного времени стал 10-тонный бескапотный автомобиль WD/HD/23N (FV-11101) 6x6 полной массой 20,9 т с деревометаллическим кузовом общего назначения длиной 5,4 м, на основе которого выпускали фургон-мастерскую FV-11102. На них использовали собственный верхнеклапанный 6-цилиндровый дизель (10,5 л, 160 л.с.), 10-ступенчатую трансмиссию и пневматическую тормозную систему. На таком шасси монтировали самосвальные кузова, различные фургоны, передвижные электростанции, 6-тонные стреловые краны. Укороченное 10-тонное шасси WD/HD/23S служило для установки самосвальных кузовов с трехсторонним опрокидыванием. Эта серия выпускалась с 1954 г., но работу по ее совершенствованию фирме "Альбион" завершить уже не удалось. К этому времени она попала в зависимость к компании "Лейланд" (Leyland), которая во избежание внутренней конкуренции в 1957 г. прекратила выпуск армейских автомобилей "Альбион". Потеряв свою индивидуальность и самостоятельность, фирма "Альбион" до 1972 г. изготовляла только грузовики гражданского назначения.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с