Alfa Romeo - Милан / Италия // Авила / Испания (1911-...)
   

Alfa Romeo - Милан (Италия); Авила (Испания), 1911...
Известная своими скоростными легковыми и спортивными автомобилями, итальянская фирма Alfa Romeo выпускала также всевозможные грузовики, автобусы и обширную гамму военных машин. Она появилась в начале 1910 г. под названием A.L.F.A. или просто «Alfa», представлявшим собой аббревиатуру ее полного наименования Anonima Lombarda Fabbrica Automobili - «Ломбардское Акционерное Автомобильное Общество». Уже в 1911-12 гг. ее первые легковые машины 24CV и 20/30CV в штабном и санитарном исполнениях начали поступать в итальянскую армию, сражавшуюся в то время с турками в северной Африке.
В период между двумя мировыми войнами фирма, переименованная в Alfa Romeo, занималась в основном созданием спортивных и гоночных автомобилей, но сильно пошатнувшееся во время экономического кризиса финансовое положение заставило ее в 1930 г. пополнить свою программу грузовыми машинами. Многочисленные военные конфликты, в которых Италия участвовала в 30-е гг., совершенно не повлияли на избранный фирмой курс выпуска исключительно гражданской техники, и только с началом Второй мировой войны Alfa Romeo взялась за изготовление армейских автомобилей. Их основой послужили достаточно прочные, надежные и совершенные гражданские машины, в отличие от продукции других фирм обладавшие весьма привлекательной внешностью. В 1939 г. Alfa Romeo переоборудовала свой престижный 5-местный кабриолет 6С 2500 с 90-сильным мотором в штабную машину Coloniale, поступившую на вооружение итальянской армии, расквартированной в Африке. От гражданского варианта он отличался упрощенным 4-дверным кузовом, охладителем масла, блокировкой дифференциала и дисковыми 19-дюймовыми колесами. Это была самая быстроходная штабная машина, развивавшая скорость около 130 км/ч. За три года их собрали 152 экземпляра.
Более обширной оказалась гамма военных грузовиков Alfa Romeo, которые разрабатывал испанский инженер Вильфредо Рикарт (Wilfredo Ricart). С 1939 г. выпускался 4-тонный вариант 430RE с обтекаемой цельнометаллической кабиной над двигателем, получивший статус стандартизованного автомобиля армии Италии и признанный самым красивым грузовиком периода Второй мировой войны. Его оборудовали 80-сильным дизелем, 4-ступенчатой коробкой передач с 2-ступенчатым редуктором, передней независимой пружинной подвеской, гидроприводом тормозов с вакуумным усилителем и 24-вольтовым электрооборудованием. Автомобиль мог перевозить 16 солдат и буксировать прицеп, развивая скорость 66 км/ч. Он выпускался до 1950 г. в исполнениях СР50 и СМ50 с удлиненной кабиной. В 1940 г. его преемником стал 6,5-тонный вариант 800RE с новым 108-сильным дизелем с непосредственным впрыском и дополнительным 4-ступенчатым редуктором в трансмиссии. В исполнении СР48 его выпуск продолжался до 1950 г. В 1939-44 гг. Alfa Romeo изготовляла также армейские 3-тонные капотные грузовики серии 500 - дизельные 75-сильные 500RE и 500В/BR с бензиновыми и газовыми моторами, а также штабные автобусы 500DR на их базе. В годы войны она построила опытные образцы среднего колесного артиллерийского тягача 4x4 и легкого полугусеничного.
С наступлением мира помимо модернизированных машин военного времени в 1950-52 гг. Alfa Romeo выпускала 3,5-тонный армейский грузовик 450М (4x4), выполненный на шасси 430 с новым 90-сильным дизельным двигателем. Главным же ее достижением в военной области считается создание легкого многоцелевого полноприводного автомобиля 4x4 - итальянского варианта джипа Willys-MB. В 1949 г. за его разработку взялся инженер Джузеппе Буccо (Giuseppe Busso), использовав агрегаты легкового автомобиля Alfa Romeo 1900. Через год появился упрощенный прототип 1900R Folle. Его развитием стал 6-местный разведывательный джип 1900М или Matta, выпускавшийся серийно с 1951 г. под военным индексом AR51. На нем использовались 4-цилиндровый бензиновый двигатель (1,9 л, 65 л.с.) с алюминиевой головкой блока и двумя верхними распределительными валами, 4-ступенчатая коробка передач с 2-ступенчатой раздаточной, передняя независимая торсионная подвеска, гидропривод барабанных тормозов и задний блокируемый дифференциал. Автомобиль с колесной базой 2200 мм имел полезную нагрузку 500 кг и полную массу 1825 кг, развивал скорость 105 км/ч и мог преодолевать подъемы крутизной до 45°. Его внешними отличительными признаками были запасное колесо, укрепленное на капоте, и передняя облицовка, в которой Alfa Romeo осталась верна своему фирменному стилю с характерными прорезями в виде стилизованного сердечка. По большинству параметров джип Alfa Romeo Matta был идентичен машине FIAT Campagnola, однако проигрывал ей в прочности шасси. До 1953 г. собрали 2050 таких машин, включая вариант AR52 для итальянских ВВС.
Неудача с собственным джипом стала поводом к тому, что фирма Alfa Romeo отказалась от изготовления военных автомобилей. Исключение составили легкие фургоны и пикапы F12, выпускавшиеся под маркой Romeo испанским отделением в городе Авила, а также многочисленные мощные и скоростные легковые автомобили Alfa Romeo. Их до сих пор широко используют в вооруженных силах и военной полиции Италии.

Известные разработки:
- Alfa Romeo 6С 2500 Coloniale `1939
- Alfa Romeo 430RE `1940
- Alfa Romeo 800RE `1941
- Alfa Romeo 1900R Folle 4x4 `1950
- Alfa Romeo AR52 Matta 4x4 `1953
- Alfa Romeo F12 Romeo `1958

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 : Подписано в печать - 8 сентября 2006 г. Тираж - 3000 экземпляров