Alfa Romeo - Милан / Италия // Авила / Испания (1911-...) | |
Alfa Romeo - Милан (Италия); Авила (Испания), 1911...
Известная своими скоростными легковыми и спортивными автомобилями, итальянская
фирма Alfa Romeo выпускала также всевозможные грузовики, автобусы и обширную
гамму военных машин. Она появилась в начале 1910 г. под названием A.L.F.A. или
просто «Alfa», представлявшим собой аббревиатуру ее полного наименования Anonima
Lombarda Fabbrica Automobili - «Ломбардское Акционерное Автомобильное Общество».
Уже в 1911-12 гг. ее первые легковые машины 24CV и 20/30CV в штабном и
санитарном исполнениях начали поступать в итальянскую армию, сражавшуюся в то
время с турками в северной Африке.
В период между двумя мировыми войнами фирма, переименованная в Alfa Romeo,
занималась в основном созданием спортивных и гоночных автомобилей, но сильно
пошатнувшееся во время экономического кризиса финансовое положение заставило ее
в 1930 г. пополнить свою программу грузовыми машинами. Многочисленные военные
конфликты, в которых Италия участвовала в 30-е гг., совершенно не повлияли на
избранный фирмой курс выпуска исключительно гражданской техники, и только с
началом Второй мировой войны Alfa Romeo взялась за изготовление армейских
автомобилей. Их основой послужили достаточно прочные, надежные и совершенные
гражданские машины, в отличие от продукции других фирм обладавшие весьма
привлекательной внешностью. В 1939 г. Alfa Romeo переоборудовала свой престижный
5-местный кабриолет 6С 2500 с 90-сильным мотором в штабную машину Coloniale,
поступившую на вооружение итальянской армии, расквартированной в Африке. От
гражданского варианта он отличался упрощенным 4-дверным кузовом, охладителем
масла, блокировкой дифференциала и дисковыми 19-дюймовыми колесами. Это была
самая быстроходная штабная машина, развивавшая скорость около 130 км/ч. За три
года их собрали 152 экземпляра.
Более обширной оказалась гамма военных грузовиков Alfa Romeo, которые
разрабатывал испанский инженер Вильфредо Рикарт (Wilfredo Ricart). С 1939 г.
выпускался 4-тонный вариант 430RE с обтекаемой цельнометаллической кабиной над
двигателем, получивший статус стандартизованного автомобиля армии Италии и
признанный самым красивым грузовиком периода Второй мировой войны. Его
оборудовали 80-сильным дизелем, 4-ступенчатой коробкой передач с 2-ступенчатым
редуктором, передней независимой пружинной подвеской, гидроприводом тормозов с
вакуумным усилителем и 24-вольтовым электрооборудованием. Автомобиль мог
перевозить 16 солдат и буксировать прицеп, развивая скорость 66 км/ч. Он
выпускался до 1950 г. в исполнениях СР50 и СМ50 с удлиненной кабиной. В 1940 г.
его преемником стал 6,5-тонный вариант 800RE с новым 108-сильным дизелем с
непосредственным впрыском и дополнительным 4-ступенчатым редуктором в
трансмиссии. В исполнении СР48 его выпуск продолжался до 1950 г. В 1939-44 гг.
Alfa Romeo изготовляла также армейские 3-тонные капотные грузовики серии 500 -
дизельные 75-сильные 500RE и 500В/BR с бензиновыми и газовыми моторами, а также
штабные автобусы 500DR на их базе. В годы войны она построила опытные образцы
среднего колесного артиллерийского тягача 4x4 и легкого полугусеничного.
С наступлением мира помимо модернизированных машин военного времени в 1950-52
гг. Alfa Romeo выпускала 3,5-тонный армейский грузовик 450М (4x4), выполненный
на шасси 430 с новым 90-сильным дизельным двигателем. Главным же ее достижением
в военной области считается создание легкого многоцелевого полноприводного
автомобиля 4x4 - итальянского варианта джипа Willys-MB. В 1949 г. за его
разработку взялся инженер Джузеппе Буccо (Giuseppe Busso), использовав агрегаты
легкового автомобиля Alfa Romeo 1900. Через год появился упрощенный прототип
1900R Folle. Его развитием стал 6-местный разведывательный джип 1900М или Matta,
выпускавшийся серийно с 1951 г. под военным индексом AR51. На нем использовались
4-цилиндровый бензиновый двигатель (1,9 л, 65 л.с.) с алюминиевой головкой блока
и двумя верхними распределительными валами, 4-ступенчатая коробка передач с
2-ступенчатой раздаточной, передняя независимая торсионная подвеска, гидропривод
барабанных тормозов и задний блокируемый дифференциал. Автомобиль с колесной
базой 2200 мм имел полезную нагрузку 500 кг и полную массу 1825 кг, развивал
скорость 105 км/ч и мог преодолевать подъемы крутизной до 45°. Его внешними
отличительными признаками были запасное колесо, укрепленное на капоте, и
передняя облицовка, в которой Alfa Romeo осталась верна своему фирменному стилю
с характерными прорезями в виде стилизованного сердечка. По большинству
параметров джип Alfa Romeo Matta был идентичен машине FIAT Campagnola, однако
проигрывал ей в прочности шасси. До 1953 г. собрали 2050 таких машин, включая
вариант AR52 для итальянских ВВС.
Неудача с собственным джипом стала поводом к тому, что фирма Alfa Romeo
отказалась от изготовления военных автомобилей. Исключение составили легкие
фургоны и пикапы F12, выпускавшиеся под маркой Romeo испанским отделением в
городе Авила, а также многочисленные мощные и скоростные легковые автомобили
Alfa Romeo. Их до сих пор широко используют в вооруженных силах и военной
полиции Италии.
Известные разработки:
- Alfa Romeo 6С 2500 Coloniale `1939
- Alfa Romeo 430RE `1940
- Alfa Romeo 800RE `1941
- Alfa Romeo 1900R Folle 4x4 `1950
- Alfa Romeo AR52 Matta 4x4 `1953
- Alfa Romeo F12 Romeo `1958
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 : Подписано в
печать - 8 сентября 2006 г. Тираж - 3000 экземпляров