ALM-ACMAT - Мё . Сэн-Назэр / Франция (1959-...)
   

ALM-ACMAT - Мё, Сэн-Назэр; Франция, 1959...
Сегодня эта фирма является крупнейшим французским изготовителем обширной гаммы легких и средних тактических грузовиков и специальных машин, рассчитанных в основном на поставку в страны третьего мира. В 1948 г. ее основал Ренэ Легё (Rene Legueu), дилер фирмы Ford в городке Mё близ Парижа. Поначалу фирма носила аббревиатуру ALM (Atelier Legueu Meaux) и занималась переделкой стандартных грузовиков в варианты 4x4 и 6x6 гражданского назначения. В 1959 г. было разработано капотное семейство «заморских боевых машин» VCOM (Vehicule de Combat Outre-Mer), оснащенных кабиной фирмы Pourtout и предназначенных для африканских стран. В них Легё заложил свои главные конструктивные принципы - широкое использование надежных покупных модульных элементов, простота, полная взаимозаменяемость, стандартизация и унификация, что впоследствии позволило создать обширную гамму армейских автомобилей и обеспечить им высокую конкурентоспособность. Без особых изменений они выпускаются до сих пор.
В 1960 г. был готов первый базовый 1,5-тонный капотный вариант TF-4.15 (4x4) с 6-цилиндровым бензиновым двигателем Ford мощностью 85 л.с., открытыми кабиной и кузовом. В апреле 1962 г. по решению Министерства обороны Франции пять первых образцов TF-4.20 SMT были отправлены на испытания в Африку.
После их доработки военное ведомство выдало фирме заказ на 3100 таких машин, а в 1964 г. они были приняты на вооружение как «легкие автомобили поддержки, разведки и связи» VLRA (Vehicule de Liaison, de Reconnaissance et d'Appui) и предназначались для поддержки действий основных сил и проведения самостоятельных боевых операций.
В 1965 г. фирма ALM переехала на Атлантическое побережье, в город Сэн-Назэр, на новый завод площадью 65 тыс. кв. м, на котором сегодня занято 200 человек. Ее новым президентом стал Поль Легё (Paul Legueu), переименовавший фирму в АСМАТ (Atelier de Construction Mecanique de I'Atlantique), но ее торговой маркой является аббревиатура ALM-ACMAT. С тех пор фирма постоянно совершенствовала и пополняла свою военную гамму новыми вариантами автомобилей. В 1979 г. была создана вторая капотная гамма ТРК (6x6) с 6-цилиндровым дизелем Perkins, в 1987 г. построен первый прототип с колесной формулой 8x8, а в 1990 г. начат выпуск полукапотной серии WPK. К прежнему исполнению VLRA добавились транспортные и вспомогательные машины второго эшелона VLA, бронетранспортеры VSC, а также многоцелевые бронемашины VBL и VLRB.
Программа фирмы ACMAT включает свыше 100 вариантов с колесными формулами 4x4, 6x6 и 8x8 грузоподъемностью 1,5-8,0 т и полной массой 5,7-14,0 т, причем степень их унификации колеблется в пределах 60-90%.
С технической точки зрения все они идентичны и отличаются лишь параметрами, видом кузова или вооружения. На них используются механические синхронизированные коробки передач с числом ступеней 4-6 и 2-ступенчатой раздаточной, механическая блокировка всех дифференциалов, неразрезные ведущие мосты с колесными редукторами, подвеска на полуэллиптических рессорах, рулевой механизм с гидроусилителем. Самостоятельно фирма изготовляет лишь некоторые узлы шасси и лонжеронные рамы.
В легкую гамму ТРК (4x4) входит множество вариантов от ТРК-4.15 до ТРК-4.36 с полезной нагрузкой 1,5-3,6 т и четырьмя размерами колесной базы (от 3300 до 4300 мм). Тяжелая подгруппа ТРК (6x6) включает несколько моделей от ТРК-6.35 до ТРК-6.60 грузоподъемностью 3,5-6,0 т с колесной базой 3850-4800 мм. На обеих сериях применяется дизель Perkins 6.354 (5,8 л, 138-145 л.с), 4-, 5- или 6-ступенчатые коробки передач.
На такие шасси устанавливают пулеметное и пушечное вооружение, различные виды ракет, системы залпового огня, зенитные комплексы, специальное армейское снаряжение, а также бортовые, самосвальные, санитарные и пассажирские кузова, цистерны-заправщики и эвакуационные краны. На шасси ТРК-4.20 выпускают 8-местные бронетранспортеры и башенные бронеавтомобили с пулеметами калибра 7,62 и 12,7 мм. Полукапотная транспортная серия WPK состоит из трех базовых моделей WPK-4.40 (4x4), WPK-6.55 (6х6) и WPK-8.70 (8x8) с полезной нагрузкой 4-8 т. На них устанавливают дизель Perkins Phaser с турбонаддувом мощностью 180-210 л.с. и 6-ступенчатую коробку передач. В 2002 г. фирма представила новую многоцелевую колесную бронемашину TCM-4.20 BL6 (4x4) семейства VLRB полной массой 9,5 т с 4-дверным корпусом вместимостью 6,5 куб. м. Она дала жизнь новому поколению с дизелем Cummins мощностью 167 л.с., автоматической 5-ступенчатой коробкой передач Allison, системами централизованной подкачки шин и АБС.
Все автомобили обладают высокой проходимостью и долговечностью, приспособлены к переброске авиатранспортом и парашютному десантированию, преодолевают подъемы крутизной 65% и броды глубиной до 90 см, имеют запас хода до 1600 км. В зависимости от исполнения максимальная скорость составляет 90-105 км/ч. Продукция фирмы находится на вооружении 47 стран мира и иностранного легиона. 16 мая 2006 г. она вошла в состав компании Renault Trucks.

Известные разработки:
- ALM TF-4.20 SMT 4x4 '1962
- ALM-ACMAT TPK-4.20 VBL 4x4 '1980
- ALM-ACMAT TPK-4.20 VCT 4x4 '1983
- ALM-ACMAT ТРК-4.36 SM3 4x4 '1984
- ALM-ACMAT WPK-4.40 STL 4x4 '1992
- ALM-ACMAT TPK-4.20 BL-SAM 4x4 '1993
- ALM-ACMAT TPK-6.50 BL-CTL 6x6 '1994
- ALM-ACMAT TPK-4.25 SAM 4x4 '1996
- ALM-ACMAT TPK-4.32 SB 4x4 '1996
- ALM-ACMAT TPK-4.25 SH 4x4 '1998
- ALM-ACMAT WPK-8.70 AMP 8x8 '1998
- ALM-ACMAT TCM-4.20 BL6/VLRB 4x4 '2002
- ALM-ACMAT WPK-8.70 LRM 8x8 '????

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 : Подписано в печать - 8 сентября 2006 г. Тираж - 3000 экземпляров