ALM-ACMAT - Мё . Сэн-Назэр / Франция (1959-...) | |
АЛМ-АКМАТ
(ALM-ACMAT)
Мё/Сэн-Назэр, Франция, 1959-
Сегодня эта фирма является крупнейшим французским изготовителем обширной гаммы
легких и средних тактических грузовиков и специальных машин, рассчитанных в
основном на поставку в страны третьего мира. В 1948 г. ее основал Ренэ Легё (Rene
Legueu), дилер фирмы «Форд» (Ford) в городке Mё (Meaux) близ Парижа. Поначалу
фирма носила аббревиатуру АЛМ (ALM) - Atelier Legueu, Meaux - и занималась
переделкой стандартных грузовиков в варианты 4x4 и 6x6 гражданского назначения.
В 1959 г. было разработано капотное семейство «заморских боевых машин» VCOM (Vehicule
de Combat Outre-Mer), оснащенных кабиной фирмы «Пурту» (Pourtout) и
предназначенных для африканских стран. В них Легё заложил свои главные
конструктивные принципы - широкое использование надежных покупных модульных
элементов, простота, полная взаимозаменяемость, стандартизация и унификация, что
впоследствии позволило создать обширную гамму армейских автомобилей и обеспечить
им высокую конкурентоспособность. Без особых изменений они выпускаются до сих
пор.
В 1960 г. был готов первый базовый 1,5-тонный капотный вариант TF-4.15 (4x4) с
6-цилиндровым бензиновым двигателем «Форд» мощностью 85 л.с., открытыми кабиной
и кузовом. В апреле 1962 г. по решению Министерства обороны Франции пять первых
образцов TF-4.20SMT были отправлены на испытания в Африку. После их доработки
военное ведомство выдало фирме заказ на 3100 таких машин, а в 1964 г. они были
приняты на вооружение как «легкие автомобили поддержки, разведки и связи» VLRA (Vehicule
de Liaison, de Reconnaissance et d'Appui) и предназначались для поддержки
действий основных сил и проведения самостоятельных боевых операций.
АЛМ-АКМАТ TPK-4.20VCT, 4Х4, 1983 г.
АЛМ-АКМАТ TPK-4.20BL-SAM, 4X4, 1993 г.
В 1965 г. фирма АЛМ переехала на Атлантическое побережье, в город Сэн-Назэр, на
новый завод площадью 65 тыс. кв. м, на котором сегодня занято 200 человек. Ее
новым президентом стал Поль Легё (Paul Legueu), переименовавший фирму в АКМАТ (АСМАТ)
- Atelier de Construction Mecanique de I'Atlantique, но ее торговой маркой
является аббревиатура АЛМ-АКМАТ. С тех пор фирма постоянно совершенствовала и
пополняла свою военную гамму новыми вариантами автомобилей. В 1979 г. была
создана вторая капотная гамма ТРК (6x6) с 6-цилиндровым дизелем «Перкинс» (Perkins),
в 1987 г. построен первый прототип с колесной формулой 8x8, а в 1990 г. начат
выпуск полукапотной серии WPK. К прежнему исполнению VLRA добавились
транспортные и вспомогательные машины второго эшелона VLA, бронетранспортеры VSC,
а также многоцелевые бронемашины VBL и VLRB.
Программа фирмы АКМАТ включает свыше 100 вариантов с колесными формулами 4x4,
6x6 и 8x8 грузоподъемностью 1,5-8,0 т и полной массой 5,7-14,0 т, причем степень
их унификации колеблется в пределах 60-90%.
АЛМ TF-4.20SMT, 4X4, 1962 г.
АЛМ-АКМАТ TPK-4.20VBL, 4Х4, 1980 г.
АЛМ-АКМАТ TPK-4.32SB, 4X4, 1996 г.
АЛМ-АКМАТ TPK-4.25SAM, 4X4, 1996 г.
АЛМ-АКМАТ ТРК-4.36SM3, 4Х4, 1984 г.
АЛМ-АКМАТ TPK-4.25SH, 4X4, 1998 г.
АЛМ-АКМАТ TPK-6.50BL-CTL, 6X6, 1994 г.
С технической точки зрения все они идентичны и отличаются лишь параметрами,
видом кузова или вооружения. На них используются механические синхронизированные
коробки передач с числом ступеней 4-6 и 2-ступенчатой раздаточной, механическая
блокировка всех дифференциалов, неразрезные ведущие мосты с колесными
редукторами, подвеска на полуэллиптических рессорах, рулевой механизм с
гидроусилителем. Самостоятельно фирма изготовляет лишь некоторые узлы шасси и
лонжеронные рамы.
В легкую гамму ТРК (4x4) входит множество вариантов от ТРК-4.15 до ТРК-4.36 с
полезной нагрузкой 1,5-3,6 т и четырьмя размерами колесной базы (от 3300 до 4300
мм). Тяжелая подгруппа ТРК (6x6) включает несколько моделей от ТРК-6.35 до
ТРК-6.60 грузоподъемностью 3,5-6,0 т с колесной базой 3850-4800 мм. На обеих
сериях применяется дизель «Перкинс 6.354» (5,8 л, 138-145 л.с.), 4-, 5- или
6-ступенчатые коробки передач. На такие шасси устанавливают пулеметное и
пушечное вооружение, различные виды ракет, системы залпового огня, зенитные
комплексы, специальное армейское снаряжение, а также бортовые, самосвальные,
санитарные и пассажирские кузова, цистерны-заправщики и эвакуационные краны. На
шасси ТРК-4.20 выпускают 8-местные бронетранспортеры и башенные бронеавтомобили
с пулеметами калибра 7,62 и 12,7 мм. Полукапотная транспортная серия WPK состоит
из трех базовых моделей WPK-4.40 (4x4), WPK-6.55 (6х6) и WPK-8.70 (8x8) с
полезной нагрузкой 4-8 т. На них устанавливают дизель «Перкинс Фэйзер» (Phaser)
с турбонаддувом мощностью 180-210 л.с. и 6-ступенчатую коробку передач. В 2002
г. фирма представила новую многоцелевую колесную бронемашину TCM-4.20BL6 (4x4)
семейства VLRB полной массой 9,5 т с 4-дверным корпусом вместимостью 6,5 куб. м.
Она дала жизнь новому поколению с дизелем «Камминс» (Cummins) мощностью 167
л.с., автоматической 5-ступенчатой коробкой передач «Эллисон» (Allison),
системами централизованной подкачки шин и АБС.
Все автомобили обладают высокой проходимостью и долговечностью, приспособлены к
переброске авиатранспортом и парашютному десантированию, преодолевают подъемы
крутизной 65% и броды глубиной до 90 см, имеют запас хода до 1600 км. В
зависимости от исполнения максимальная скорость составляет 90-105 км/ч.
Продукция фирмы находится на вооружении 47 стран мира и иностранного легиона. 16
мая 2006 г. она вошла в состав компании «Рено Тракс» (Renault Trucks).
АЛМ-АКМАТ WPK-4.40STL, 4X4, 1992 г.
АЛМ-АКМАТ TCM-4.20BL6/VLRB, 4X4, 2002 г.
АЛМ-АКМАТ WPK-8.70LRM, 8X8
АЛМ-АКМАТ WPK-8.70AMP, 8X8, 1998 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
ALM-ACMAT - Мё, Сэн-Назэр; Франция, 1959...
Сегодня эта фирма является крупнейшим французским изготовителем обширной гаммы
легких и средних тактических грузовиков и специальных машин, рассчитанных в
основном на поставку в страны третьего мира. В 1948 г. ее основал Ренэ Легё (Rene
Legueu), дилер фирмы Ford в городке Mё близ Парижа. Поначалу фирма носила
аббревиатуру ALM (Atelier Legueu Meaux) и занималась переделкой стандартных
грузовиков в варианты 4x4 и 6x6 гражданского назначения. В 1959 г. было
разработано капотное семейство «заморских боевых машин» VCOM (Vehicule de Combat
Outre-Mer), оснащенных кабиной фирмы Pourtout и предназначенных для африканских
стран. В них Легё заложил свои главные конструктивные принципы - широкое
использование надежных покупных модульных элементов, простота, полная
взаимозаменяемость, стандартизация и унификация, что впоследствии позволило
создать обширную гамму армейских автомобилей и обеспечить им высокую
конкурентоспособность. Без особых изменений они выпускаются до сих пор.
В 1960 г. был готов первый базовый 1,5-тонный капотный вариант TF-4.15 (4x4) с
6-цилиндровым бензиновым двигателем Ford мощностью 85 л.с., открытыми кабиной и
кузовом. В апреле 1962 г. по решению Министерства обороны Франции пять первых
образцов TF-4.20 SMT были отправлены на испытания в Африку. После их доработки
военное ведомство выдало фирме заказ на 3100 таких машин, а в 1964 г. они были
приняты на вооружение как «легкие автомобили поддержки, разведки и связи» VLRA (Vehicule
de Liaison, de Reconnaissance et d'Appui) и предназначались для поддержки
действий основных сил и проведения самостоятельных боевых операций.
ALM-ACMAT TPK-4.20 VCT 4x4 '1983
ALM-ACMAT TPK-4.20 BL-SAM 4x4 '1993
В 1965 г. фирма ALM переехала на Атлантическое побережье, в город Сэн-Назэр, на
новый завод площадью 65 тыс. кв. м, на котором сегодня занято 200 человек. Ее
новым президентом стал Поль Легё (Paul Legueu), переименовавший фирму в АСМАТ (Atelier
de Construction Mecanique de I'Atlantique), но ее торговой маркой является
аббревиатура ALM-ACMAT. С тех пор фирма постоянно совершенствовала и пополняла
свою военную гамму новыми вариантами автомобилей. В 1979 г. была создана вторая
капотная гамма ТРК (6x6) с 6-цилиндровым дизелем Perkins, в 1987 г. построен
первый прототип с колесной формулой 8x8, а в 1990 г. начат выпуск полукапотной
серии WPK. К прежнему исполнению VLRA добавились транспортные и вспомогательные
машины второго эшелона VLA, бронетранспортеры VSC, а также многоцелевые
бронемашины VBL и VLRB.
Программа фирмы ACMAT включает свыше 100 вариантов с колесными формулами 4x4,
6x6 и 8x8 грузоподъемностью 1,5-8,0 т и полной массой 5,7-14,0 т, причем степень
их унификации колеблется в пределах 60-90%.
ALM TF-4.20 SMT 4x4 '1962
ALM-ACMAT TPK-4.20 VBL 4x4 '1980
ALM-ACMAT TPK-4.32 SB 4x4 '1996
ALM-ACMAT TPK-4.25 SAM 4x4 '1996
ALM-ACMAT ТРК-4.36 SM3 4x4 '1984
ALM-ACMAT TPK-4.25 SH 4x4 '1998
ALM-ACMAT TPK-6.50 BL-CTL 6x6 '1994
С технической точки зрения все они идентичны и отличаются лишь параметрами,
видом кузова или вооружения. На них используются механические синхронизированные
коробки передач с числом ступеней 4-6 и 2-ступенчатой раздаточной, механическая
блокировка всех дифференциалов, неразрезные ведущие мосты с колесными
редукторами, подвеска на полуэллиптических рессорах, рулевой механизм с
гидроусилителем. Самостоятельно фирма изготовляет лишь некоторые узлы шасси и
лонжеронные рамы.
В легкую гамму ТРК (4x4) входит множество вариантов от ТРК-4.15 до ТРК-4.36 с
полезной нагрузкой 1,5-3,6 т и четырьмя размерами колесной базы (от 3300 до 4300
мм). Тяжелая подгруппа ТРК (6x6) включает несколько моделей от ТРК-6.35 до
ТРК-6.60 грузоподъемностью 3,5-6,0 т с колесной базой 3850-4800 мм. На обеих
сериях применяется дизель Perkins 6.354 (5,8 л, 138-145 л.с.), 4-, 5- или
6-ступенчатые коробки передач. На такие шасси устанавливают пулеметное и
пушечное вооружение, различные виды ракет, системы залпового огня, зенитные
комплексы, специальное армейское снаряжение, а также бортовые, самосвальные,
санитарные и пассажирские кузова, цистерны-заправщики и эвакуационные краны. На
шасси ТРК-4.20 выпускают 8-местные бронетранспортеры и башенные бронеавтомобили
с пулеметами калибра 7,62 и 12,7 мм. Полукапотная транспортная серия WPK состоит
из трех базовых моделей WPK-4.40 (4x4), WPK-6.55 (6х6) и WPK-8.70 (8x8) с
полезной нагрузкой 4-8 т. На них устанавливают дизель Perkins Phaser с
турбонаддувом мощностью 180-210 л.с. и 6-ступенчатую коробку передач. В 2002 г.
фирма представила новую многоцелевую колесную бронемашину TCM-4.20 BL6 (4x4)
семейства VLRB полной массой 9,5 т с 4-дверным корпусом вместимостью 6,5 куб. м.
Она дала жизнь новому поколению с дизелем Cummins мощностью 167 л.с.,
автоматической 5-ступенчатой коробкой передач Allison, системами
централизованной подкачки шин и АБС.
Все автомобили обладают высокой проходимостью и долговечностью, приспособлены к
переброске авиатранспортом и парашютному десантированию, преодолевают подъемы
крутизной 65% и броды глубиной до 90 см, имеют запас хода до 1600 км. В
зависимости от исполнения максимальная скорость составляет 90-105 км/ч.
Продукция фирмы находится на вооружении 47 стран мира и иностранного легиона. 16
мая 2006 г. она вошла в состав компании Renault Trucks.
ALM-ACMAT WPK-4.40 STL 4x4 '1992
ALM-ACMAT TCM-4.20 BL6/VLRB 4x4 '2002
ALM-ACMAT WPK-8.70 LRM 8x8
ALM-ACMAT WPK-8.70 AMP 8x8 '1998
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с (corrected version)