Alvis / Alvis Vickers - Ковентри . Тилфорд / Великобритания (1938-2005)
   

Alvis / Alvis Vickers - Ковентри, Тилфорд; Великобритания, 1938-2005
Компания Alvis из Ковентри была хорошо известна как изготовитель престижных легковых автомобилей и как один из крупнейших в мире производителей военной техники. Впрочем, первая сфера деятельности уже давно отошла в прошлое. Начав свою деятельность в 1914 г. с изготовления алюминиевых поршней, в 1920 г. фирма приступила к созданию спортивных машин, которые выпускала до 1967 г.
За это время она не раз попадала в критические ситуации, поэтому накануне Второй мировой войны руководство Alvis решило взяться за совершенно новое и перспективное дело - создание военной автотехники. Поводом для принятия столь смелого решения было предложение венгерского конструктора Николаса Штраусслера участвовать в конкурсе на легкий разведывательный бронеавтомобиль, организованном британским военным ведомством. По его проекту в 1938-39 гг. было построено полтора десятка бронемашин Alvis-Straussler 4x4 (модели АС-1, АС-2, AC-3D) со 120-сильным двигателем Alvis, 8-ступенчатой трансмиссией, независимой подвеской и оригинальной семигранной башней с двумя 7,69-мм пулеметами, а также 12 безбашенных машин модели А или Dingo с открытым верхом. Конкурс выиграл бронеавтомобиль компании Daimler, унаследовавший марку Dingo. Это не только не обескуражило фирму Alvis, а наоборот, послужило стимулом для создания новой гаммы колесной военной техники.
В 40-е гг. на Alvis проводилась активная разработка принципиально нового многофункционального шасси с военным индексом FV-600 (6x6), оборудованного рядным 8-цилиндровым бензиновым двигателем Rolls-Royce модели В80 (5,7 л, 160-170 л.с.). Концепция машины заключалась в использовании трех равномерно разнесенных ведущих мостов, разных мест расположения силового агрегата, бортовой трансмиссии, передних и средних управляемых колес.
Трансмиссия состояла из гидромуфты Daimler, преселекторной коробки с предварительным выбором ступени и одноступенчатой раздаточной с межосевым дифференциалом, обеспечивавших по 5 передач для движения вперед и назад, а также из двух бортовых передач и планетарных колесных редукторов. Подвеска всех колес с односкатными 20-дюймовыми шинами была независимой рычажно-торсионной, все тормоза - дисковые с гидропневматическим приводом, рулевой механизм с гидроусилителем. Практически симметричное многоцелевое шасси, способное свободно двигаться как передним, так и задним ходом, а в критических ситуациях - на пяти и даже на четырех колесах, позволило создать обширное унифицированное семейство бронированных боевых машин, внедорожных транспортных и пожарных автомобилей.
Первые образцы шасси поступили на испытания в 1948 г., а в декабре 1952 г. Alvis начал выпуск бронетранспортера Saracen серии FV-603 с боевой массой 8,6 т. Он имел двигатель переднего расположения, место водителя размещалось по центральной оси машины, а в задней части корпуса находился десант из 8 человек. На первом 160-сильном варианте Mk.I (FV-603A) использовалась башня от бронеавтомобиля Ferret с 7,62-мм пулеметом.
Наиболее известный 170-сильный Saracen Mk.II (FV-603B), выпускавшийся в 1956-71 гг., получил расширенную башню с двумя пулеметами, форма которой в 1962 г. в третьем исполнении Mk.III (FV-603C) была незначительно изменена. Saracen выпускался также в санитарном варианте FV-602 и штабном FV-604, которые в исполнениях FV-602A и FV-604A снабжали более высокими корпусами. Они весили до 10,2 т и развивали скорость 72 км/ч. До 1972 г. было изготовлено 1838 этих оригинальных машин, но еще до 1981 г. по заказам фирма собирала «пустынный» вариант Mk.VI для Саудовской Аравии, санитарные и штабные машины FV-610 и FV-611A с вместительными корпусами с габаритной высотой около 5 м, служившими также для установки ракетного вооружения и радиолокационных станций.
В 1953 г. шасси с задним расположением силового агрегата стало основой тяжелого бронеавтомобиля Saladin или FV-601, разработкой которого в 1950-52 гг. занималась фирма Crossley, построившая первые прототипы. На Alvis выпуск модернизированного варианта FV-601B начался в 1956 г., а через два года его приняли на вооружение. Это был легкий быстроходный и маневренный колесный танк с пушкой калибра 76 мм, снабженный сварным корпусом с броней толщиной от 8 до 32 мм, 1-2 пулеметами и гранатометами, весивший 10,7 т и способный достигать скорости 72 км/ч. Вариант Mk.II (FV-601C) со 170-сильным мотором получил расширенную башню с двумя 7,62-мм пулеметами, а с 1967 г. оснащался противотанковыми ракетами и предлагался в плавающем исполнении. До 1972 г. Alvis собрал 1177 бронемашин Saladin. В единичных экземплярах их изготовляли до 1981 г., а затем была собрана партия дизельных вариантов с 90-мм пушкой.
В 1954 г. к этим машинам добавилось шасси FV-651 с двигателем Rolls-Royce В81 (6,5 л, 240 л.с.) заднего расположения и 6-местной герметизированной кабиной, ставшее основой семейства быстроходных аэродромных пожарных машин Salamander пенного тушения. С 1956 г. выпускалась первая серия Mk.VI (FV-651A) полной массой 13,7 т, в 1960 г. ее сменила модель Mk.VI A (FV-652) с 238-сильным дизелем, к которой затем прибавились исполнения В, С и D. Автомобили оснащали противопожарным оборудованием фирм Ругеnе или General Fire, состоявшим из цистерн для воды и пенообразователя, мощного насоса, одного или двух лафетных стволов.
В 1959 г. появился опытный грузовой автомобиль PV-1, который через два года был преобразован в 5-тонную транспортную амфибию PV-2 с цельнометаллическим бортовым кузовом и клиновидной 2-местной кабиной. Так, со следующего года программу Alvis пополнил плавающий грузовик Stalwart Mk.II или FV-620 (6x6), получивший 220-сильный вариант мотора Rolls-Royce В81, сухое 2-дисковое сцепление и обычную 5-ступенчатую коробку передач Meadows, от которой крутящий момент бортовыми передачами подавался на все колеса и два водометных движителя Dowty Hydrojet. Максимальная скорость на шоссе составляла 88 км/ч, на воде - 7-10 км/ч. В 1966 г. его заменил более тяжелый вариант Mk.II (FV-622), снабженный кабиной с увеличенными окнами, усиленным кузовом, передней лебедкой и двухконтурной тормозной системой. На его шасси выпускалась версия FV-623 с 3-тонным гидрокраном и ремонтно-эвакуационная машина FV-624. До 1971 г. таких амфибий построили 1,4 тыс. экземпляров. По заказам их собирали до 1983 г.
В начале 70-х гг. компания Alvis практически полностью переключилась на изготовление гусеничных боевых и транспортных машин, а затем и танков, постепенно вытеснивших из программы колесную технику. Работы над ней ограничивались модернизацией бронеавтомобилей Ferret по лицензии британской компании Daimler, а единственной собственной разработкой в начале 80-х гг. стал бронеавтомобиль Ferret 80 (4x4). Затратив на его создание огромные средства, Alvis так и не получил заказов на эти машины и потому в дальнейшем предпочитал пользоваться чужими разработками. Одной из первых колесных машин нового поколения стал легкий многоцелевой авиадесантный транспортер Supacat 6x6 с бортовой системой поворота, разработанный одноименной фирмой в 1982 г.
Через пять лет лицензию на него приобрела компания Fairey Engineering, включенная в концерн Alvis. Новый Supacat Mk.III, предназначенный для перевозки десанта, грузов и легкого вооружения со скоростью до 65 км/ч, был оборудован 78-сильным дизелем Volkswagen и автоматической коробкой передач. В 1993-94 гг. по лицензии южно-африканской компании Reumech на многоцелевую бронемашину Mamba Mk.II 4x4 выпускался собственный вариант Alvis 8/11 для внутренних войск и сил ООН, базировавшийся на шасси Unimog со 123-сильным двигателем.
В 1996 г. в программе Alvis появился более мощный бронеавтомобиль Scarab 4x4 с различным вооружением и противоминным бронированием, разработанный фирмой Mechem из ЮАР. Его основой являлось шасси Unimog U2100 с 240-сильным дизелем Mercedes-Benz и автоматической 6-ступенчатой коробкой передач Allison. В зависимости от исполнения его боевая масса составляла 9-12 т, максимальная скорость - 110 км/ч, запас хода - 800 км. По лицензиям австрийской фирмы Steyr-Daimler-Puch и швейцарской MOWAG на Alvis собирали боевые машины Pandur 6x6 и Piranha 6x6, 8x8 и 10x10 (серии II, III, IV) в нескольких исполнениях с разным вооружением. С середины 90-х гг. совместно с рядом западно-европейских компаний Alvis участвовал в разработке для НАТО новой модульной многоцелевой боевой машины семейства MRAV (8x8), известного под кодовым названием Boxer.
За свою долгую историю фирма Alvis входила в состав компании Rover и автомобильного концерна British Leyland, из которого в 1981 г. ее выкупил военно-промышленный холдинг United Scientific, создавший на ее основе в 1993 г. мини-концерн по изготовлению гусеничной и колесной боевой техники.
Расширение его программы вновь происходило за счет поглощения других фирм. Тяжелые армейские грузовики появились в 1994 г. с присоединением британской компании Unipower, а через три года в подчинении Alvis оказалась и шведская компания Hagglunds, выпускавшая сочлененные гусеничные бронетранспортеры. В 1998 г. с приобретением английской компании GKN Defence из Тилфорда, туда было переведено производство всей колесной бронетехники.
От этой фирмы в наследство Alvis достались многоцелевые бронированные автомобили Tactica и Simba - 4x4. В 2000 г. Alvis начал изготовление легких боевых и разведывательных автомобилей Shadow на американском шасси Hummer, а в 2002 г. приступил к сборке легкого многоцелевого автомобиля MLV (4x4), созданного совместно с концерном IVECO. Он оснащался 185-сильным дизелем IVECO, автоматической коробкой передач и развивал скорость свыше 130 км/ч.
30 сентября 2002 г. Alvis завершил процедуру присоединения британского концерна сухопутного вооружения Vickers Defence Systems, включая его южно-африканское отделение Alvis ОМС. С этого времени все боевые машины новой группы Alvis Vickers Ltd. носили марку Alvis Vickers. В сентябре 2004 г. британские и южно-африканские предприятия Alvis были выкуплены аэрокосмической корпорацией British Aerospace (ВАЕ), превратившей их в свое отделение наземного вооружения. Марка Alvis в 2005 г. была аннулирована. За все время изготовления военной техники, компания Alvis выпустила около 15 тыс. колесных боевых машин, которые находятся на вооружении 60 стран мира.

Известные разработки:
- Alvis-Straussler А Dingo 4x4 '1938
- Alvis Salamander Mk.VI (FV-651A) 6x6 '1957
- Alvis Saracen Mk.II (FV-603B) 6x6 '1958
- Alvis Saracen Mk.II (FV-603C) 6x6 '1962
- Alvis Stalwart Мk.II (FV-622) 6x6 '1966
- Alvis Saladin Mk.II (FV-601C) 6x6 '1967
- Alvis Stalwart Мk.II (FV-623) 6x6 '1971
- Alvis Supacat Mk.II 6x6 '1988
- Alvis Scarab 4x4 '1995
- Alvis Piranha III 8x8 '1997
- Alvis Tactica 4x4 '2001
- Alvis MLV 4x4 '2002
- Alvis ОМС RG-12 Мk.II 4x4 '2003
- Alvis ОМС RG-31 Mk.III 4x4 '2003
- MRAV Boxer 8x8 '2004

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 : Подписано в печать - 8 сентября 2006 г. Тираж - 3000 экземпляров