Alvis / Alvis Vickers - Ковентри . Тилфорд / Великобритания (1938-2005)
   

АЛВИС/АЛВИС ВИККЕРС

(ALVIS/ALVIS VICKERS)

Ковентри/Тилфорд, Великобритания, 1938-2005

Компания «Алвис» из Ковентри была хорошо известна как изготовитель престижных легковых автомобилей и как один из крупнейших в мире производителей военной техники. Впрочем, первая сфера деятельности уже давно отошла в прошлое. Начав свою деятельность в 1914 г. с изготовления алюминиевых поршней, в 1920 г. фирма приступила к созданию спортивных машин, которые выпускала до 1967 г.

Алвис Сарацин Mk-II (FV-603C), 6X6, 1962 г.

Алвис Сарацин Mk-II (FV-603B), 6X6, 1958 г.

За это время она не раз попадала в критические ситуации, поэтому накануне Второй мировой войны руководство «Алвиса» решило взяться за совершенно новое и перспективное дело - создание военной автотехники. Поводом для принятия столь смелого решения было предложение венгерского конструктора Николаса Штраусслера (Nicolas Straussler) участвовать в конкурсе на легкий разведывательный бронеавтомобиль, организованном британским военным ведомством. По его проекту в 1938-39 гг. было построено полтора десятка бронемашин «Алвис-Штраусслер» 4x4 (модели АС-1, АС-2, AC-3D) со 120-сильным двигателем «Алвис», 8-ступенчатой трансмиссией, независимой подвеской и оригинальной семигранной башней с двумя 7,69-мм пулеметами, а также 12 безбашенных машин модели А или «Динго» (Dingo) с открытым верхом. Конкурс выиграл бронеавтомобиль компании «Даймлер» (Daimler), унаследовавший марку «Динго». Это не только не обескуражило фирму «Алвис», а наоборот, послужило стимулом для создания новой гаммы колесной военной техники.

В 40-е гг. на «Алвисе» проводилась активная разработка принципиально нового многофункционального шасси с военным индексом FV-600 (6x6), оборудованного рядным 8-цилиндровым бензиновым двигателем «Роллс-Ройс» (Rolls-Royce) модели В80 (5,7 л, 160-170 л.с.). Концепция машины заключалась в использовании трех равномерно разнесенных ведущих мостов, разных мест расположения силового агрегата, бортовой трансмиссии, передних и средних управляемых колес.

Алвис-Штраусслер А «Динго», 4X4, 1938 г.

Трансмиссия состояла из гидромуфты «Дэймлер», преселекторной коробки с предварительным выбором ступени и одноступенчатой раздаточной с межосевым дифференциалом, обеспечивавших по 5 передач для движения вперед и назад, а также из двух бортовых передач и планетарных колесных редукторов. Подвеска всех колес с односкатными 20-дюймовыми шинами была независимой рычажно-торсионной, все тормоза - дисковые с гидропневматическим приводом, рулевой механизм с гидроусилителем. Практически симметричное многоцелевое шасси, способное свободно двигаться как передним, так и задним ходом, а в критических ситуациях - на пяти и даже на четырех колесах, позволило создать обширное унифицированное семейство бронированных боевых машин, внедорожных транспортных и пожарных автомобилей.

Первые образцы шасси поступили на испытания в 1948 г., а в декабре 1952 г «Алвис» начал выпуск бронетранспортера «Сарацин» (Saracen) серии FV-603 с боевой массой 8,6 т. Он имел двигатель переднего расположения, место водителя размещалось по центральной оси машины, а в задней части корпуса находился десант из 8 человек. На первом 160-сильном варианте Mk-I (FV-603A) использовалась башня от бронеавтомобиля «Феррет» (Ferret) с 7,62-мм пулеметом. Наиболее известный 170-сильный «Сарацин Mk-II» (FV-603B), выпускавшийся в 1956-71 гг., получил расширенную башню с двумя пулеметами, форма которой в 1962 г. в третьем исполнении Mk-III (FV-603C) была незначительно изменена. «Сарацин» выпускался также в санитарном варианте FV-602 и штабном FV-604, которые в исполнениях FV-602A и FV-604A снабжали более высокими корпусами. Они весили до 10,2 т и развивали скорость 72 км/ч. До 1972 г. было изготовлено 1838 этих оригинальных машин, но еще до 1981 г. по заказам фирма собирала «пустынный» вариант Mk-VI для Саудовской Аравии, санитарные и штабные машины FV-610/611A с вместительными корпусами с габаритной высотой около 5 м, служившими также для установки ракетного вооружения и радиолокационных станций.

Алвис Саладин Mk-II (FV-601C), 6X6, 1967 г.

Алвис Саламандер Mk-VI (FV-651A), 6X6, 1957 г.

Алвис Столуэрт Mk-II (FV-622), 6X6, 1966 г.

В 1953 г. шасси с задним расположением силового агрегата стало основой тяжелого бронеавтомобиля «Саладин» (Saladin) или FV-601, разработкой которого в 1950-52 гг. занималась фирма «Кроссли» (Crossley), построившая первые прототипы. На «Алвисе» выпуск модернизированного варианта FV-601B начался в 1956 г., а через два года его приняли на вооружение. Это был легкий быстроходный и маневренный колесный танк с пушкой калибра 76 мм, снабженный сварным корпусом с броней толщиной от 8 до 32 мм, 1-2 пулеметами и гранатометами, весивший 10,7 т и способный достигать скорости 72 км/ч. Вариант Mk-II (FV-601C) со 170-сильным мотором получил расширенную башню с двумя 7,62-мм пулеметами, а с 1967 г. оснащался противотанковыми ракетами и предлагался в плавающем исполнении. До 1972 г. «Алвис» собрал 1177 бронемашин «Саладин». В единичных экземплярах их изготовляли до 1981 г., а затем была собрана партия дизельных вариантов с 90-мм пушкой.

В 1954 г. к этим машинам добавилось шасси FV-651 с двигателем «Роллс-Ройс В81» (6,5 л, 240 л.с.) заднего расположения и 6-местной герметизированной кабиной, ставшее основой семейства быстроходных аэродромных пожарных машин «Саламандер» (Salamander) пенного тушения. С 1956 г. выпускалась первая серия Mk-VI (FV-651A) полной массой 13,7 т, в 1960 г. ее сменила модель Mk-VIA (FV-652) с 238-сильным дизелем, к которой затем прибавились исполнения В, С и D. Автомобили оснащали противопожарным оборудованием фирм «Пайрин» (Pyrene) или «Дженерал Файр» (General Fire), состоявшим из цистерн для воды и пенообразователя, мощного насоса, одного или двух лафетных стволов.

В 1959 г. появился опытный грузовой автомобиль PV-1, который через два года был преобразован в 5-тонную транспортную амфибию PV-2 с цельнометаллическим бортовым кузовом и клиновидной 2-местной кабиной. Так, со следующего года программу «Алвиса» пополнил плавающий грузовик «Столуэрт Mk-II» (Stalwart) или FV-620 (6x6), получивший 220-сильный вариант мотора В81, сухое 2-дисковое сцепление и обычную 5-ступенчатую коробку передач «Мидоус» (Meadows), от которой крутящий момент бортовыми передачами подавался на все колеса и два водометных движителя «Даути Хайдроджет» (Dowty Hydrojet). Максимальная скорость на шоссе составляла 88 км/ч, на воде - 7-10 км/ч. В 1966 г. его заменил более тяжелый вариант Mk-II (FV-622), снабженный кабиной с увеличенными окнами, усиленным кузовом, передней лебедкой и двухконтурной тормозной системой. На его шасси выпускалась версия FV-623 с 3-тонным гидрокраном и ремонтно-эвакуационная машина FV-624. До 1971 г. таких амфибий построили 1,4 тыс. экземпляров. По заказам их собирали до 1983 г.

Алвис Столуэрт Mk-II (FV-623), 6X6, 1971 г.

Алвис Скэреб, 4X4, 1995 г.

Алвис Сьюпакэт Mk-II, 6X6, 1988 г.

В начале 70-х гг. компания «Алвис» практически полностью переключилась на изготовление гусеничных боевых и транспортных машин, а затем и танков, постепенно вытеснивших из программы колесную технику. Работы над ней ограничивались модернизацией бронеавтомобилей «Феррет» (Ferret) по лицензии британской компании «Дэймлер», а единственной собственной разработкой в начале 80-х гг. стал бронеавтомобиль «Феррет-80» (4x4). Затратив на его создание огромные средства, «Алвис» так и не получил заказов на эти машины и потому в дальнейшем предпочитал пользоваться чужими разработками. Одной из первых колесных машин нового поколения стал легкий многоцелевой авиадесантный транспортер «Сьюпакэт» (Supacat) 6x6 с бортовой системой поворота, разработанный одноименной фирмой в 1982 г. Через пять лет лицензию на него приобрела компания «Фэйри Инджиниринг» (Fairey Engineering), включенная в концерн «Алвис». Новый «Сьюпакэт Mk-III», предназначенный для перевозки десанта, грузов и легкого вооружения со скоростью до 65 км/ч, был оборудован 78-сильным дизелем «Фольксваген» (Volkswagen) и автоматической коробкой передач. В 1993-94 гг. по лицензии южно-африканской компании «Рёймек» (Reumech) на многоцелевую бронемашину «Мамба Mk-II» (Mamba) 4x4 выпускался собственный вариант «Алвис 8/11» для внутренних войск и сил ООН, базировавшийся на 123-сильном шасси «Унимог» (Unimog). В 1996 г. в программе «Алвиса» появился более мощный бронеавтомобиль «Скэреб» (Scarab) 4x4 с различным вооружением и противоминным бронированием, разработанный фирмой «Мехем» (Mechem) из ЮАР. Его основой являлось шасси «Унимог U2100» с 240-сильным дизелем «Мерседес-Бенц» и автоматической 6-ступенчатой коробкой передач «Эллисон» (Allison). В зависимости от исполнения его боевая масса составляла 9-12 т, максимальная скорость - 110 км/ч, запас хода - 800 км. По лицензиям австрийской фирмы «Штайр-Даймлер-Пух» (Steyr-Daimler-Puch) и швейцарской МОВАГ (MOWAG) на «Алвисе» собирали боевые машины «Пандур» (Pandur) 6x6 и «Пиранья» (Piranha) 6x6, 8x8 и 10x10 (серии II, III, IV) в нескольких исполнениях с разным вооружением. С середины 90-х гг. совместно с рядом западно-европейских компаний «Алвис» участвовал в разработке для НАТО новой модульной многоцелевой боевой машины семейства MRAV (8x8), известного под кодовым названием «Боксер» (Boxer).

За свою долгую историю фирма «Алвис» входила в состав компании «Ровер» (Rover) и автомобильного концерна «Бритиш Лейланд» (British Leyland), из которого в 1981 г. ее выкупил военно-промышленный холдинг «Юнайтед Сайнтифик» (United Scientific), создавший на ее основе в 1993 г. мини-концерн по изготовлению гусеничной и колесной боевой техники. Расширение его программы вновь происходило за счет поглощения других фирм. Тяжелые армейские грузовики появились в 1994 г. с присоединением британской компании «Юнипауэр» (Unipower), а через три года в подчинении «Алвиса» оказалась и шведская компания «Хэгглундс» (Hagglunds), выпускавшая сочлененные гусеничные бронетранспортеры. В 1998 г. с приобретением английской компании «Джи-Кей-Эн Дифенс» (GKN Defence) из Тилфорда туда было переведено производство всей колесной бронетехники.

Алвис MLV, 4X4, 2002 г.

Алвис Тактика, 4X4, 2001 г.

Алвис Пиранья III, 8X8, 1997 г.

Боевая машина MRAV «Боксер», созданная при участии фирмы «Алвис», 8X8, 2004 г.

От этой фирмы в наследство «Алвису» достались многоцелевые бронированные автомобили «Тактика» (Tactica) и «Симба» (Simba) 4x4. В 2000 г. «Алвис» начал изготовление легких боевых и разведывательных автомобилей «Шэдоу» (Shadow) на американском шасси «Хаммер» (Hummer), а в 2002 г. приступил к сборке легкого многоцелевого автомобиля MLV (4x4), созданного совместно с концерном ИВЕКО (IVECO). Он оснащался 185-сильным дизелем ИВЕКО, автоматической коробкой передач и развивал скорость свыше 130 км/ч.

30 сентября 2002 г. «Алвис» завершил процедуру присоединения британского концерна сухопутного вооружения «Виккерс Дифенс Системз» (Vickers Defence Systems), включая его южно-африканское отделение «Алвис ОМК» (Alvis ОМС). С этого времени все боевые машины новой группы «Алвис Виккерс Лимитед» (Alvis Vickers Ltd.) носили марку «Алвис Виккерс». В сентябре 2004 г. британские и южно-африканские предприятия «Алвис» были выкуплены аэрокосмической корпорацией «Бритиш Аэроспейс» (British Aerospace, ВАЕ), превратившей их в свое отделение наземного вооружения. Марка «Алвис» в 2005 г. была аннулирована. За все время изготовления военной техники компания «Алвис» выпустила около 15 тыс. колесных боевых машин, которые находятся на вооружении 60 стран мира.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

Alvis / Alvis Vickers - Ковентри, Тилфорд; Великобритания, 1938-2005
Компания Alvis из Ковентри была хорошо известна как изготовитель престижных легковых автомобилей и как один из крупнейших в мире производителей военной техники. Впрочем, первая сфера деятельности уже давно отошла в прошлое. Начав свою деятельность в 1914 г. с изготовления алюминиевых поршней, в 1920 г. фирма приступила к созданию спортивных машин, которые выпускала до 1967 г.

Alvis Saracen Mk.II (FV-603C) 6x6 '1962
Alvis Saracen Mk.II (FV-603B) 6x6 '1958

За это время она не раз попадала в критические ситуации, поэтому накануне Второй мировой войны руководство Alvis решило взяться за совершенно новое и перспективное дело - создание военной автотехники. Поводом для принятия столь смелого решения было предложение венгерского конструктора Николаса Штраусслера участвовать в конкурсе на легкий разведывательный бронеавтомобиль, организованном британским военным ведомством. По его проекту в 1938-39 гг. было построено полтора десятка бронемашин Alvis-Straussler 4x4 (модели АС-1, АС-2, AC-3D) со 120-сильным двигателем Alvis, 8-ступенчатой трансмиссией, независимой подвеской и оригинальной семигранной башней с двумя 7,69-мм пулеметами, а также 12 безбашенных машин модели А или Dingo с открытым верхом. Конкурс выиграл бронеавтомобиль компании Daimler, унаследовавший марку Dingo. Это не только не обескуражило фирму Alvis, а наоборот, послужило стимулом для создания новой гаммы колесной военной техники.

В 40-е гг. на Alvis проводилась активная разработка принципиально нового многофункционального шасси с военным индексом FV-600 (6x6), оборудованного рядным 8-цилиндровым бензиновым двигателем Rolls-Royce модели В80 (5,7 л, 160-170 л.с.). Концепция машины заключалась в использовании трех равномерно разнесенных ведущих мостов, разных мест расположения силового агрегата, бортовой трансмиссии, передних и средних управляемых колес.

Alvis-Straussler А Dingo 4x4 '1938

Трансмиссия состояла из гидромуфты Daimler, преселекторной коробки с предварительным выбором ступени и одноступенчатой раздаточной с межосевым дифференциалом, обеспечивавших по 5 передач для движения вперед и назад, а также из двух бортовых передач и планетарных колесных редукторов. Подвеска всех колес с односкатными 20-дюймовыми шинами была независимой рычажно-торсионной, все тормоза - дисковые с гидропневматическим приводом, рулевой механизм с гидроусилителем. Практически симметричное многоцелевое шасси, способное свободно двигаться как передним, так и задним ходом, а в критических ситуациях - на пяти и даже на четырех колесах, позволило создать обширное унифицированное семейство бронированных боевых машин, внедорожных транспортных и пожарных автомобилей.

Первые образцы шасси поступили на испытания в 1948 г., а в декабре 1952 г. Alvis начал выпуск бронетранспортера Saracen серии FV-603 с боевой массой 8,6 т. Он имел двигатель переднего расположения, место водителя размещалось по центральной оси машины, а в задней части корпуса находился десант из 8 человек. На первом 160-сильном варианте Mk.I (FV-603A) использовалась башня от бронеавтомобиля Ferret с 7,62-мм пулеметом. Наиболее известный 170-сильный Saracen Mk.II (FV-603B), выпускавшийся в 1956-71 гг., получил расширенную башню с двумя пулеметами, форма которой в 1962 г. в третьем исполнении Mk.III (FV-603C) была незначительно изменена. Saracen выпускался также в санитарном варианте FV-602 и штабном FV-604, которые в исполнениях FV-602A и FV-604A снабжали более высокими корпусами. Они весили до 10,2 т и развивали скорость 72 км/ч. До 1972 г. было изготовлено 1838 этих оригинальных машин, но еще до 1981 г. по заказам фирма собирала «пустынный» вариант Mk.VI для Саудовской Аравии, санитарные и штабные машины FV-610 и FV-611A с вместительными корпусами с габаритной высотой около 5 м, служившими также для установки ракетного вооружения и радиолокационных станций.

Alvis Saladin Mk.II (FV-601C) 6x6 '1967
Alvis Salamander Mk.VI (FV-651A) 6x6 '1957
Alvis Stalwart Мk.II (FV-622) 6x6 '1966

В 1953 г. шасси с задним расположением силового агрегата стало основой тяжелого бронеавтомобиля Saladin или FV-601, разработкой которого в 1950-52 гг. занималась фирма Crossley, построившая первые прототипы. На Alvis выпуск модернизированного варианта FV-601B начался в 1956 г., а через два года его приняли на вооружение. Это был легкий быстроходный и маневренный колесный танк с пушкой калибра 76 мм, снабженный сварным корпусом с броней толщиной от 8 до 32 мм, 1-2 пулеметами и гранатометами, весивший 10,7 т и способный достигать скорости 72 км/ч. Вариант Mk.II (FV-601C) со 170-сильным мотором получил расширенную башню с двумя 7,62-мм пулеметами, а с 1967 г. оснащался противотанковыми ракетами и предлагался в плавающем исполнении. До 1972 г. Alvis собрал 1177 бронемашин Saladin. В единичных экземплярах их изготовляли до 1981 г., а затем была собрана партия дизельных вариантов с 90-мм пушкой.

В 1954 г. к этим машинам добавилось шасси FV-651 с двигателем Rolls-Royce В81 (6,5 л, 240 л.с.) заднего расположения и 6-местной герметизированной кабиной, ставшее основой семейства быстроходных аэродромных пожарных машин Salamander пенного тушения. С 1956 г. выпускалась первая серия Mk.VI (FV-651A) полной массой 13,7 т, в 1960 г. ее сменила модель Mk.VIA (FV-652) с 238-сильным дизелем, к которой затем прибавились исполнения В, С и D. Автомобили оснащали противопожарным оборудованием фирм Pyrene или General Fire, состоявшим из цистерн для воды и пенообразователя, мощного насоса, одного или двух лафетных стволов.

В 1959 г. появился опытный грузовой автомобиль PV-1, который через два года был преобразован в 5-тонную транспортную амфибию PV-2 с цельнометаллическим бортовым кузовом и клиновидной 2-местной кабиной. Так, со следующего года программу Alvis пополнил плавающий грузовик Stalwart Mk.II или FV-620 (6x6), получивший 220-сильный вариант мотора Rolls-Royce В81, сухое 2-дисковое сцепление и обычную 5-ступенчатую коробку передач Meadows, от которой крутящий момент бортовыми передачами подавался на все колеса и два водометных движителя Dowty Hydrojet. Максимальная скорость на шоссе составляла 88 км/ч, на воде - 7-10 км/ч. В 1966 г. его заменил более тяжелый вариант Mk.II (FV-622), снабженный кабиной с увеличенными окнами, усиленным кузовом, передней лебедкой и двухконтурной тормозной системой. На его шасси выпускалась версия FV-623 с 3-тонным гидрокраном и ремонтно-эвакуационная машина FV-624. До 1971 г. таких амфибий построили 1,4 тыс. экземпляров. По заказам их собирали до 1983 г.

Alvis Stalwart Мk.II (FV-623) 6x6 '1971
Alvis Scarab 4x4 '1995
Alvis Supacat Mk.II 6x6 '1988

В начале 70-х гг. компания Alvis практически полностью переключилась на изготовление гусеничных боевых и транспортных машин, а затем и танков, постепенно вытеснивших из программы колесную технику. Работы над ней ограничивались модернизацией бронеавтомобилей Ferret по лицензии британской компании Daimler, а единственной собственной разработкой в начале 80-х гг. стал бронеавтомобиль Ferret 80 (4x4). Затратив на его создание огромные средства, Alvis так и не получил заказов на эти машины и потому в дальнейшем предпочитал пользоваться чужими разработками. Одной из первых колесных машин нового поколения стал легкий многоцелевой авиадесантный транспортер Supacat 6x6 с бортовой системой поворота, разработанный одноименной фирмой в 1982 г. Через пять лет лицензию на него приобрела компания Fairey Engineering, включенная в концерн Alvis. Новый Supacat Mk.III, предназначенный для перевозки десанта, грузов и легкого вооружения со скоростью до 65 км/ч, был оборудован 78-сильным дизелем Volkswagen и автоматической коробкой передач. В 1993-94 гг. по лицензии южно-африканской компании Reumech на многоцелевую бронемашину Mamba Mk.II 4x4 выпускался собственный вариант Alvis 8/11 для внутренних войск и сил ООН, базировавшийся на шасси Unimog со 123-сильным двигателем. В 1996 г. в программе Alvis появился более мощный бронеавтомобиль Scarab 4x4 с различным вооружением и противоминным бронированием, разработанный фирмой Mechem из ЮАР. Его основой являлось шасси Unimog U2100 с 240-сильным дизелем Mercedes-Benz и автоматической 6-ступенчатой коробкой передач Allison. В зависимости от исполнения его боевая масса составляла 9-12 т, максимальная скорость - 110 км/ч, запас хода - 800 км. По лицензиям австрийской фирмы Steyr-Daimler-Puch и швейцарской MOWAG на Alvis собирали боевые машины Pandur 6x6 и Piranha 6x6, 8x8 и 10x10 (серии II, III, IV) в нескольких исполнениях с разным вооружением. С середины 90-х гг. совместно с рядом западно-европейских компаний Alvis участвовал в разработке для НАТО новой модульной многоцелевой боевой машины семейства MRAV (8x8), известного под кодовым названием Boxer.

За свою долгую историю фирма Alvis входила в состав компании Rover и автомобильного концерна British Leyland, из которого в 1981 г. ее выкупил военно-промышленный холдинг United Scientific, создавший на ее основе в 1993 г. мини-концерн по изготовлению гусеничной и колесной боевой техники. Расширение его программы вновь происходило за счет поглощения других фирм. Тяжелые армейские грузовики появились в 1994 г. с присоединением британской компании Unipower, а через три года в подчинении Alvis оказалась и шведская компания Hagglunds, выпускавшая сочлененные гусеничные бронетранспортеры. В 1998 г. с приобретением английской компании GKN Defence из Тилфорда, туда было переведено производство всей колесной бронетехники.

Alvis Piranha III 8x8 '1997
Alvis Tactica 4x4 '2001
Alvis MLV 4x4 '2002
MRAV Boxer 8x8 '2004

От этой фирмы в наследство Alvis достались многоцелевые бронированные автомобили Tactica и Simba - 4x4. В 2000 г. Alvis начал изготовление легких боевых и разведывательных автомобилей Shadow на американском шасси Hummer, а в 2002 г. приступил к сборке легкого многоцелевого автомобиля MLV (4x4), созданного совместно с концерном IVECO. Он оснащался 185-сильным дизелем IVECO, автоматической коробкой передач и развивал скорость свыше 130 км/ч.

30 сентября 2002 г. Alvis завершил процедуру присоединения британского концерна сухопутного вооружения Vickers Defence Systems, включая его южно-африканское отделение Alvis ОМС. С этого времени все боевые машины новой группы Alvis Vickers Ltd. носили марку Alvis Vickers. В сентябре 2004 г. британские и южно-африканские предприятия Alvis были выкуплены аэрокосмической корпорацией British Aerospace (ВАЕ), превратившей их в свое отделение наземного вооружения. Марка Alvis в 2005 г. была аннулирована. За все время изготовления военной техники, компания Alvis выпустила около 15 тыс. колесных боевых машин, которые находятся на вооружении 60 стран мира.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с (corrected version)