АМО - Москва / Россия . СССР (1917-1933) | |
АМО
(АМО)
Москва, Россия/СССР, 1917-1933
В конце 1915 г., приняв за основу идею промышленника и банкира П. П. Рябушинского,
правительство царской России приняло решение о строительстве новых автомобильных
заводов, способных выполнять крупные военные заказы. 2 августа 1916 г., в разгар
Первой мировой войны, на окраине Москвы братья Рябушинские совместно с А. И.
Кузнецовым основали «Автомобильное Московское общество» (АМО). Его главной
задачей была сборка итальянских 1,5-тонных грузовиков «ФИАТ 15Тер» (FIAT 15Ter),
которые к тому времени уже прекрасно зарекомендовали себя в военных действиях. В
1917-19 гг. на заводе АМО, национализированном в августе 1918 г., собрали более
1,3 тыс. таких машин, которые поступали в основном в русскую армию. Совершенно
естественно, что вскоре ФИАТы послужили основой и для первых советских
грузовиков АМО-Ф-15, разработанных главным конструктором В. И. Ципулиным и
представленных 7 ноября 1924 г. на Красной площади.
АМО-Ф-15 со звукоуловителями, 1929 г.
Бронеавтомобиль БА-27 на шасси АМО-Ф-15, 1928 г.
Топливозаправщик на шасси АМО-3, 1932 г.
АМО-6, 6X4, 1933 г.
Они выпускались до 1931 г и прошли несколько стадий модернизации. Машины
оснащали 4,4-литровым двигателем мощностью 35 л.с., 4-ступенчатой коробкой
передач, карданным приводом задних колес, радиаторами разной формы и разными
кабинами. На их шасси собирали первые санитарные и 8-местные штабные машины,
полевые мастерские, а на парадах 1928-30 гг. прошли грузовики АМО-Ф-15 с
пулеметными установками, осветительными прожекторами и звукоулавливающими
системами. Простые пожарные линейки, выпускавшиеся с 1925 г. на Миусском заводе,
филиале АМО, служили в военизированных пожарных командах крупных городов СССР. В
1927 г. под руководством Б. Д. Страканова на усиленном шасси АМО-Ф-15 был
построен первый советский бронеавтомобиль БА-27 с боевой массой 4,4 т,
снабженный клёпаным корпусом с листами толщиной 4-8 мм, башней от легкого танка
МС-1 с 37-мм пушкой «Гочкисс» (Hotchkiss) и пулеметом калибра 7,62 мм,
электрическими фарами и стартером, новой системой охлаждения двигателя и
вентиляцией боевого отделения, причем первые экземпляры имели два поста
управления - спереди и сзади. В начале 1928 г. бронеавтомобиль приняли на
вооружение РККА и до конца 1931 г. Ижорский завод под Ленинградом собрал 125
машин БА-27.
В 1926 г. на завод АМО пришел новый директор И. А. Лихачев, под руководством
которого в 1929 г. началась первая реконструкция предприятия. Ее проект,
предусматривавший увеличение производительности завода до 25 тыс. автомобилей в
год, был лично одобрен И. В. Сталиным. За основу новых автомобилей был принят
американский грузовик «Отокар SA» (Autocar). В 1930-33 гг. собиравшиеся из
привозных узлов 2,5-тонные машины АМО-2 и отечественные АМО-3 также поступали в
армию, где использовались на общих перевозках и оснащались специальными
надстройками, в том числе прожекторами. Известные впоследствии грузовики ЗИС-5 и
ЗИС-6 (6x4) впервые появились в опытных образцах еще в конце 1932 г. под марками
АМО-5 и АМО-6, причем на двух экземплярах 3-осных машин параллельно испытывали
коническую и червячную главные передачи. Летом 1933 г. собрали 10 грузовиков
обеих серий. АМО был переименован после реконструкции в Завод имени И. В.
Сталина (ЗИС).
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
АМО - Москва; Россия, СССР, 1917-1933
В конце 1915 г., приняв за основу идею промышленника и банкира П. П.
Рябушинского, правительство Царской России приняло решение о строительстве новых
автомобильных заводов, способных выполнять крупные военные заказы. 2 августа
1916 г., в разгар Первой мировой войны, на окраине Москвы братья Рябушинские
совместно с А. И. Кузнецовым основали Автомобильное Московское общество (АМО).
Его главной задачей была организация производства итальянских 1,5-тонных
грузовиков FIAT 15 Ter, которые к тому времени уже прекрасно зарекомендовали
себя в военных действиях. Революция и гражданская война не позволили
организовать их выпуск на почти достроенном предприятии. В 1917-1919 гг. на
заводе АМО из итальянских узлов и деталей было собрано лишь 150 грузовиков.
Впоследствии эти автомобили послужили основой первых советских грузовиков АМО
Ф-15, разработанных главным конструктором В. И. Ципулиным и представленных 7
ноября 1924 г. во время парада на Красной площади.
Бронеавтомобиль БА-27 на шасси АМО-Ф-15, 1928 г.
АМО-Ф-15 со звукоуловителями, 1929 г.
Топливозаправщик на шасси АМО-3, 1932 г.
АМО-6, 6x6, 1933 г.
Они выпускались до 1931 г. и прошли несколько стадий модернизации. Грузовики
оснащались 4,4-литровым двигателем мощностью 35 л.с. и 4-ступенчатой коробкой
передач. На их шасси собирали первые санитарные и 8-местные штабные машины,
полевые мастерские, а на парадах 1928-1930 гг. прошли грузовики АМО Ф-15 с
пулеметными установками, осветительными прожекторами и звукоулавливающими
системами. Простые пожарные линейки, выпускавшиеся с 1925 г. на Миусском заводе,
филиале АМО, служили в военизированных пожарных командах крупных городов СССР. В
1927 г. под руководством Б. Д. Страканова на усиленном шасси АМО Ф-15 был
построен первый советский бронеавтомобиль БА-27 с боевой массой 4,4 т,
снабженный клёпаным корпусом с листами толщиной 4-8 мм, башней от легкого танка
МС-1 с 37-мм пушкой Hotchkiss и пулеметом калибра 7,62 мм, электрическими фарами
и стартером, новой системой охлаждения двигателя и вентиляцией боевого
отделения, причем первые экземпляры имели два поста управления - спереди и
сзади. В начале 1928 г. бронеавтомобиль приняли на вооружение РККА, и до конца
1931 г. Ижорский завод под Ленинградом собрал 215 машин БА-27.
В 1926 г. на завод АМО пришел новый директор И. А. Лихачев, под руководством
которого в 1929 г. началась первая реконструкция предприятия. Ее проект,
предусматривавший увеличение производственной мощности завода до 25 тыс.
автомобилей в год, был лично одобрен И. В. Сталиным. За основу новых автомобилей
был принят американский грузовик Autocar SA. В 1930-1933 гг. собиравшиеся из
привозных узлов 2,5-тонные машины АМО-2 и отечественные АМО-3 также поступали в
армию, где использовались на общих перевозках и оснащались специальными
надстройками, в том числе прожекторами. Известные впоследствии грузовики ЗИС-5 и
ЗИС-6 (6x6) впервые появились в опытных образцах еще в конце 1932 г. под марками
АМО-5 и АМО-6, причем на двух экземплярах 3-осных машин параллельно испытывали
коническую и червячную главные передачи. Летом 1933 г. собрали 10 грузовиков
обеих серий. После реконструкции АМО был переименован в Завод имени И. В.
Сталина (ЗИС).
Известные
разработки:
- Бронеавтомобиль БА-27 на шасси АМО Ф-15 '1928
- АМО Ф-15 со звукоуловителями '1929
- Топливозаправщик на шасси АМО-3 '1932
- АМО-6 6x6 '1933
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с (corrected version)