AM General - Саут Бенд / США (1971-...)
   

AM General - Саут Бенд; США, 1971...
Образованная в процессе централизации американского военно-промышленного комплекса корпорация AM General являлась головным изготовителем широкой гаммы стандартизованных автотранспортных средств для вооруженных сил США и многих стран мира. Своим родоначальником она считает фирму Overland, ставшую в начале ХХ века основой компании Willys-Overland. После войны она вошла в группу Kaiser Jeep, которая в 1964 г. на заводе Studebaker в Саут Бенде наладила выпуск армейских грузовиков 2,5- и 5-тонного классов, ранее изготовлявшихся разными фирмами США. В 1967 г. там было образовано Отделение военной техники и выполнения государственных заказов (Defense & Government Products Division). Зимой 1970 г., когда фирму Kaiser Jeep выкупила корпорация American Motors Corporation, оно превратилось в Отделение продукции общего назначения (General Products Division), а 1 апреля 1971 г. получило статус компании AM General. Аббревиатура AM указывала официального владельца - концерн American Motors, хотя с первых же дней существования AM General, выполнявший в основном государственные военные заказы, фактически являлся самостоятельной компанией.
Так в распоряжении AM General оказалась практически вся гамма стандартизованной военной автотехники. Ее возглавляли джип М151А2 и его производные - санитарные машины М718А1, штабные М107/М108 и шасси М825 для безоткатного орудия. До конца 1980-х гг. было собрано 95 тыс. автомобилей серии М151. Гамма пикапов М715 была преобразована в серию АМ715, включавшую также шасси АМ724 и санитарную машину АМ725. Они отличались возросшей до 150 л.с. мощностью, усилителем привода тормозов, увеличенной базой (3327 мм) и рядом деталей. В 1978-1979 гг. совместно с фирмой Pace Industries были разработаны бронеавтомобили АМ330 и АМ331 (4x4) с 20- и 25-мм пушками, а также бронетранспортер АМ301, оснащенные 300-сильным дизелем V6 и автоматической коробкой передач. Со временем они послужили основой бронемашин Dragoon, выпускавшихся компанией AV Technology. В 1985 г. AM General приступил к серийному производству своего самого известного автомобиля Hummer, которому здесь посвящена отдельная статья.
Стандартизованная 2,5-тонная серия М35 (6x6) до 1989 г. выпускалась в варианте А2 с многотопливным 140-сильным двигателем Continental LD-465-1C и 5-ступенчатой коробкой передач. В нее входили шасси М44А2 и М45А2, грузовики М34А2, М35А2 и М36А2 с удлиненной базой, цистерны М49А2 и М50А2, фургон М109А3, седельный тягач М275А2, самосвал М342А2, мастерская М185А3 и различные специальные шасси. Их развитием стала серия М600 с 12-вольтовым электрооборудованием, предназначенная для подразделений НАТО в странах Европы. В нее вошли грузовики М602 и М621 (аналоги моделей М35 и М34), цистерны М610 и М611 (М50/М49), седельный тягач М607 (М275), фургон М613 (М109), самосвал М624 (М342) и др. В общей сложности в Саут Бенде было собрано свыше 150 тыс. грузовиков 2,5-тонного класса. В рамках программы их переоснащения в 1993 г. компания AM General начала выпуск реконструированного автомобиля М35А3 со 170-сильным дизелем Cummins, автоматической 4-ступенчатой коробкой передач, регулировкой давления в шинах, новыми узлами шасси и передней облицовкой. До апреля 1999 г. было собрано 5484 машины.
Стандартизованную 5-тонную серию М54 компания AM General выпускала недолго, собрав последние из 112 тыс. машин этой гаммы. Еще в 1970 г. ее предшественники приступили к разработке нового семейства, но эта работа была завершена на AM General. В конце 1971 г. в Саут Бенде началось изготовление новой 5-тонной гаммы М809 (6x6) полной массой 14-15,2 т, оборудованной дизелем Cummins NHC-250 (14 л, 243 л.с.), механической 5-ступенчатой коробкой передач, двойной главной передачей, гидропневматической тормозной системой, гидроусилителем рулевого управления и 24-вольтовым электрооборудованием. Базовыми являлись шасси М809, М810 и М811/812 с колесными базами 4547, 4242 и 5461 мм соответственно, на которых выпускались грузовики М813 и М814 с металлическими кузовами со съемными скамейками на 26-30 солдат, инженерное шасси М815, ремонтно-эвакуационные машины М816 и М819, самосвал М817 с 3,8-кубовым кузовом, седельный тягач М818 и фургоны М820/820A2. Развитием серии М139 стала модель М821.
В январе 1977 г. совместно с 6 американскими фирмами компания AM General приняла участие в конкурсе на создание тяжелых армейских автомобилей полной массой 23-34 т. Уже в июне она стала победителем, представив самые дешевые машины, за основу которых было принято крановое шасси Centaur компании ССС. На их основе разработали 14-тонные седельные тягачи М915 (6x6), М916 (6x6) и 20-тонные М920 (8x8), работавшие в составе автопоездов полной массой 48-61 т, а также 20-тонные самосвалы М917, распределители битума М918 (6x6) и шасси М919 (8x8) для бетоносмесителей. Их комплектовали 6-цилиндровым дизельным двигателем Cummins NTC400" (14 л, 400 л.с.), полуавтоматической 16-ступенчатой коробкой передач Caterpillar, одноступенчатой раздаточной Oshkosh с пневмоприводом, задней тележкой Hendrickson и шинами с посадочным размером 20 или 22 дюйма. С января 1983 г. выпускались тягачи М915А1 (6x6) и эвакуаторы М920А1 (6x6) с автоматической 5-ступенчатой коробкой Allison. До конца 1984 г. машин этого модельного ряда собрали 7,3 тыс. единиц.
В 1975 г. компания AM General разработала замену своей же 5-тонной серии грузовиков. Первый заказ на них был получен лишь в апреле 1981 г., а производство семейства М939 (6x6) началось в 1982 г. Конструктивно эта гамма почти не отличалась от серии М809, не считая использования новых автоматической 5-ступенчатой коробки передач Allison, 2-ступенчатой раздаточной коробки, пневматического привода тормозов и установки более надежных мостов Rockwell. Впервые на этих машинах появились система диагностики и кабина с усиленной звукоизоляцией, а непритязательную облицовку стандартизованных грузовиков заменила новая передняя панель со встроенными световыми приборами. В семейство входили базовые шасси М939, М940/М941 и М942/М943/М944 с лебедкой, имевшие соответственно те же размеры колесной базы, что и аналоги из серии М809. На их основе была создана еще более обширная гамма машин: бортовые грузовики М923, М924 и М927 с разными видами кузовов и их варианты М925, М926 и М928 с лебедками, ремонтно-эвакуационные машины М933/М936, самосвалы М929/М930, седельные тягачи М931/М932, фургоны М934/935 и шасси М942/М945 для специального оборудования. Они имели полную массу 14,2-21 т, развивали скорость 84 км/ч и преодолевали подъемы крутизной до 60%. С 1985 г. выпускалась обновленная гамма А1 для эксплуатации в заснеженных и пустынных регионах, снабженная закрытой цельнометаллической кабиной или открытой с мягким верхом, централизованной системой подкачки шин и АБС. До 1992 г. машин этой гаммы изготовили 21 тыс. экземпляров. В конце 80-х гг. компания AM General, приняв участие в конкурсе на танковый тягач НЕТ, построила опытный образец М1А1 (8x8), но победителем была объявлена фирма Oshkosh. С конца 1990-х гг. главной заботой AM General является серийное производство Hummer, а также реконструкция ранее выпущенных грузовиков.
Бурная деятельность компании AM General, превратившейся в 1980-е гг. в американского монополиста в области военной автотехники, всегда привлекала внимание крупных корпораций. 20 сентября 1983 г. фирму AM General выкупила аэрокосмическая компания LTV, а после ее банкротства с апреля 1992 г. AM General входит в состав сталелитейной группы Renco Group. В 1990-е гг. компания AM General получила статус корпорации (AM General Corporation, AMG). Аббревиатура АМ теперь имеет обезличенное значение: в ней зашифровано слово Automotive (автомобильный), поэтому ее полное наименование сейчас можно перевести двояко — Автомобильная корпорация продукции общего назначения или Генеральная автомобильная корпорация.

Известные разработки:
- AM General М35А2 6x6 `1971
- AM General АМ715 4x4 `1973
- AM General М621 6x6 `1973
- AM General М817 6x6 `1978
- AM General М915 6x6 `1978
- AM General М916 6x6 `1978
- AM General М920 8x8 `1980
- AM General М825 4x4 `1982
- AM General М925 6x6 `1982
- AM General М813А1 6x6 `1983
- AM General М934А1 6x6 `1986
- AM General М927А1 6x6 `1992
- AM General М35А3 6x6 `1994

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 : Подписано в печать - 8 сентября 2006 г. Тираж - 3000 экземпляров