AM General - Саут Бенд / США (1971-...) | |
AM General - Саут Бенд; США, 1971...
Образованная в процессе централизации американского военно-промышленного
комплекса корпорация AM General являлась головным изготовителем широкой гаммы
стандартизованных автотранспортных средств для вооруженных сил США и многих
стран мира. Своим родоначальником она считает фирму Overland, ставшую в начале
ХХ века основой компании Willys-Overland. После войны она вошла в группу Kaiser
Jeep, которая в 1964 г. на заводе Studebaker в Саут Бенде наладила выпуск
армейских грузовиков 2,5- и 5-тонного классов, ранее изготовлявшихся разными
фирмами США. В 1967 г. там было образовано Отделение военной техники и
выполнения государственных заказов (Defense & Government Products Division).
Зимой 1970 г., когда фирму Kaiser Jeep выкупила корпорация American Motors
Corporation, оно превратилось в Отделение продукции общего назначения (General
Products Division), а 1 апреля 1971 г. получило статус компании AM General.
Аббревиатура AM указывала официального владельца - концерн American Motors, хотя
с первых же дней существования AM General, выполнявший в основном
государственные военные заказы, фактически являлся самостоятельной компанией.
Так в распоряжении AM General оказалась практически вся гамма стандартизованной
военной автотехники. Ее возглавляли джип М151А2 и его производные - санитарные
машины М718А1, штабные М107/М108 и шасси М825 для безоткатного орудия. До конца
1980-х гг. было собрано 95 тыс. автомобилей серии М151. Гамма пикапов М715 была
преобразована в серию АМ715, включавшую также шасси АМ724 и санитарную машину
АМ725. Они отличались возросшей до 150 л.с. мощностью, усилителем привода
тормозов, увеличенной базой (3327 мм) и рядом деталей. В 1978-1979 гг. совместно
с фирмой Pace Industries были разработаны бронеавтомобили АМ330 и АМ331 (4x4) с
20- и 25-мм пушками, а также бронетранспортер АМ301, оснащенные 300-сильным
дизелем V6 и автоматической коробкой передач. Со временем они послужили основой
бронемашин Dragoon, выпускавшихся компанией AV Technology. В 1985 г. AM General
приступил к серийному производству своего самого известного автомобиля Hummer,
которому здесь посвящена отдельная статья.
Стандартизованная 2,5-тонная серия М35 (6x6) до 1989 г. выпускалась в варианте
А2 с многотопливным 140-сильным двигателем Continental LD-465-1C и 5-ступенчатой
коробкой передач. В нее входили шасси М44А2 и М45А2, грузовики М34А2, М35А2 и
М36А2 с удлиненной базой, цистерны М49А2 и М50А2, фургон М109А3, седельный тягач
М275А2, самосвал М342А2, мастерская М185А3 и различные специальные шасси. Их
развитием стала серия М600 с 12-вольтовым электрооборудованием, предназначенная
для подразделений НАТО в странах Европы. В нее вошли грузовики М602 и М621
(аналоги моделей М35 и М34), цистерны М610 и М611 (М50/М49), седельный тягач
М607 (М275), фургон М613 (М109), самосвал М624 (М342) и др. В общей сложности в
Саут Бенде было собрано свыше 150 тыс. грузовиков 2,5-тонного класса. В рамках
программы их переоснащения в 1993 г. компания AM General начала выпуск
реконструированного автомобиля М35А3 со 170-сильным дизелем Cummins,
автоматической 4-ступенчатой коробкой передач, регулировкой давления в шинах,
новыми узлами шасси и передней облицовкой. До апреля 1999 г. было собрано 5484
машины.
Стандартизованную 5-тонную серию М54 компания AM General выпускала недолго,
собрав последние из 112 тыс. машин этой гаммы. Еще в 1970 г. ее предшественники
приступили к разработке нового семейства, но эта работа была завершена на AM
General. В конце 1971 г. в Саут Бенде началось изготовление новой 5-тонной гаммы
М809 (6x6) полной массой 14-15,2 т, оборудованной дизелем Cummins NHC-250 (14 л,
243 л.с.), механической 5-ступенчатой коробкой передач, двойной главной
передачей, гидропневматической тормозной системой, гидроусилителем рулевого
управления и 24-вольтовым электрооборудованием. Базовыми являлись шасси М809,
М810 и М811/812 с колесными базами 4547, 4242 и 5461 мм соответственно, на
которых выпускались грузовики М813 и М814 с металлическими кузовами со съемными
скамейками на 26-30 солдат, инженерное шасси М815, ремонтно-эвакуационные машины
М816 и М819, самосвал М817 с 3,8-кубовым кузовом, седельный тягач М818 и фургоны
М820/820A2. Развитием серии М139 стала модель М821.
В январе 1977 г. совместно с 6 американскими фирмами компания AM General приняла
участие в конкурсе на создание тяжелых армейских автомобилей полной массой 23-34
т. Уже в июне она стала победителем, представив самые дешевые машины, за основу
которых было принято крановое шасси Centaur компании ССС. На их основе
разработали 14-тонные седельные тягачи М915 (6x6), М916 (6x6) и 20-тонные М920
(8x8), работавшие в составе автопоездов полной массой 48-61 т, а также 20-тонные
самосвалы М917, распределители битума М918 (6x6) и шасси М919 (8x8) для
бетоносмесителей. Их комплектовали 6-цилиндровым дизельным двигателем Cummins
NTC400" (14 л, 400 л.с.), полуавтоматической 16-ступенчатой коробкой передач
Caterpillar, одноступенчатой раздаточной Oshkosh с пневмоприводом, задней
тележкой Hendrickson и шинами с посадочным размером 20 или 22 дюйма. С января
1983 г. выпускались тягачи М915А1 (6x6) и эвакуаторы М920А1 (6x6) с
автоматической 5-ступенчатой коробкой Allison. До конца 1984 г. машин этого
модельного ряда собрали 7,3 тыс. единиц.
В 1975 г. компания AM General разработала замену своей же 5-тонной серии
грузовиков. Первый заказ на них был получен лишь в апреле 1981 г., а
производство семейства М939 (6x6) началось в 1982 г. Конструктивно эта гамма
почти не отличалась от серии М809, не считая использования новых автоматической
5-ступенчатой коробки передач Allison, 2-ступенчатой раздаточной коробки,
пневматического привода тормозов и установки более надежных мостов Rockwell.
Впервые на этих машинах появились система диагностики и кабина с усиленной
звукоизоляцией, а непритязательную облицовку стандартизованных грузовиков
заменила новая передняя панель со встроенными световыми приборами. В семейство
входили базовые шасси М939, М940/М941 и М942/М943/М944 с лебедкой, имевшие
соответственно те же размеры колесной базы, что и аналоги из серии М809. На их
основе была создана еще более обширная гамма машин: бортовые грузовики М923,
М924 и М927 с разными видами кузовов и их варианты М925, М926 и М928 с
лебедками, ремонтно-эвакуационные машины М933/М936, самосвалы М929/М930,
седельные тягачи М931/М932, фургоны М934/935 и шасси М942/М945 для специального
оборудования. Они имели полную массу 14,2-21 т, развивали скорость 84 км/ч и
преодолевали подъемы крутизной до 60%. С 1985 г. выпускалась обновленная гамма
А1 для эксплуатации в заснеженных и пустынных регионах, снабженная закрытой
цельнометаллической кабиной или открытой с мягким верхом, централизованной
системой подкачки шин и АБС. До 1992 г. машин этой гаммы изготовили 21 тыс.
экземпляров. В конце 80-х гг. компания AM General, приняв участие в конкурсе на
танковый тягач НЕТ, построила опытный образец М1А1 (8x8), но победителем была
объявлена фирма Oshkosh. С конца 1990-х гг. главной заботой AM General является
серийное производство Hummer, а также реконструкция ранее выпущенных грузовиков.
Бурная деятельность компании AM General, превратившейся в 1980-е гг. в
американского монополиста в области военной автотехники, всегда привлекала
внимание крупных корпораций. 20 сентября 1983 г. фирму AM General выкупила
аэрокосмическая компания LTV, а после ее банкротства с апреля 1992 г. AM General
входит в состав сталелитейной группы Renco Group. В 1990-е гг. компания AM
General получила статус корпорации (AM General Corporation, AMG). Аббревиатура
АМ теперь имеет обезличенное значение: в ней зашифровано слово Automotive
(автомобильный), поэтому ее полное наименование сейчас можно перевести двояко —
Автомобильная корпорация продукции общего назначения или Генеральная
автомобильная корпорация.
Известные разработки:
- AM General М35А2 6x6 `1971
- AM General АМ715 4x4 `1973
- AM General М621 6x6 `1973
- AM General М817 6x6 `1978
- AM General М915 6x6 `1978
- AM General М916 6x6 `1978
- AM General М920 8x8 `1980
- AM General М825 4x4 `1982
- AM General М925 6x6 `1982
- AM General М813А1 6x6 `1983
- AM General М934А1 6x6 `1986
- AM General М927А1 6x6 `1992
- AM General М35А3 6x6 `1994
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 : Подписано в
печать - 8 сентября 2006 г. Тираж - 3000 экземпляров