ASTRA - ПьяченцА / Италия (1972-...)
   

Astra - Пьяченца; Италия, 1972...
Сразу же по окончании Второй мировой войны конструктор Марио Бертуцци (Mario Bertuzzi) основал фирму по производству специализированных транспортных средств Anonima Sarda Trasporti с аббревиатурой ASTRA, которую вскоре преобразовали в понятное название Astra. К созданию военной техники она приступила в начале 1970-х гг., когда в программу вошла грузовая серия ВМ20 полной массой до 30 т. Все составлявшие ее автомобили снабжали прочной рамой, сваренной из двух пар продольных лонжеронов, 2-местной стеклопластиковой кабиной над двигателем, выполненной на стальном каркасе, 6-ступенчатой коробкой передач, двойными главными передачами и планетарными колесными редукторами, передней подвеской на параболических рессорах, пневматическим приводом тормозов и гидроусилителем рулевого механизма. Военные исполнения имели колесную формулу 6x6 и комплектовались 6-цилиндровым дизельным двигателем 8210.02 (13,8 л, 260 л.с.) фирмы FIAT. Базовым был 10-тонный самосвал ВМ20МТ с 8,5-кубовым кузовом. Впоследствии этот модельный ряд пополнили 13-тонный тактический грузовик МС2 с лебедкой и различные шасси для перевозки гусеничной бронетехники и установки ремонтно-эвакуационного оснащения, кранов, мостоукладчиков, буровых установок. Развитием этой гаммы стали 450-сильный танковый тягач ВМ25 (6x6) и 8,5-тонный армейский грузовик ВМ201М (4x4) с 6-цилиндровым дизелем FIAT (8,1 л, 170 л.с.). На его базе выпускали самосвал и топливозаправщик, а также 4-тонный тактический грузовик ВМ201МС1, соответствовавший требованиям НАТО. В начале 1980-х гг. Astra выпускала также грузовую амфибию VAB, созданную в Испании фирмой Pegaso.
В начале 1980-х гг. легендарную прочность и надежность автомобилей Astra в полной мере подтвердила серия 300 с новой цельнометаллической кабиной работы фирмы Ital Design. В 1983 г. на вооружение поступил грузовик ВМ309F (6x6) полной массой 33 т, способный перевозить на открытой платформе до 20 т грузов или тяжелую бронетехнику. На его основе в 1985 г. создали седельный танковый тягач ВМ305 (6x6), который в сцепе с 60-тонным полуприцепом развивал скорость 80 км/ч. На них использовались дизельные двигатели FIAT-8280 (17,2 л, 352 л.с.) или 355-сильный Mercedes-Benz ОМ423, 16-ступенчатая коробка передач ZF, дифференциалы с электро-пневматической блокировкой, 2-контурная пневматическая тормозная система и многолистовые рессоры подвески.
В 1986 г. Astra стала отделением тяжелых автомобилей концерна IVECO. Через три года она начала изготовление нового семейства 6000, в которое вошло несколько военных грузовиков и тягачей полной массой 25-32 т модульной конструкции, оснащенных дизельными двигателями мощностью 260-420 л.с. и удлиненной цельнометаллической кабиной. В 1994 г. появилась серия 8000 или HD, включавшая гамму тяжелых авиатранспортабельных тактических автомобилей SM (Standard Militare), выпускавшихся под марками Astra и IVECO с разной индексацией. От гражданских они отличались более просторной прямоугольной 5-местной кабиной, всеми дисковыми тормозами с АБС и системой подкачки шин. Их основой являлись 300- и 370-сильные бортовые грузовики SM44.30 (4x4) и SM66.37 (6x6) для перевозки солдат, амуниции и буксировки артиллерийских орудий, имевшие в программе IVECO индексы M170.30WM и М250.37WM. Шасси SM88.42 (М320Е42W) 8x8 полной массой 34 т, оборудованное 420-сильным дизелем IVECO и автоматической 6-ступенчатой трансмиссией, использовалось для установки специальных надстроек и вооружения. Из коммерческой гаммы в вооруженных силах применяли 440-сильные грузовики, самосвалы и седельные тягачи серии HD66.45 (6x6) полной массой 26-33 т. В 1996 г. фирма освоила выпуск новой гражданской гаммы HD7/с, на основе которой родилась модернизированная военная серия.
Она состоит из трех базовых автомобилей SM44.31 (M170.31WM) 4x4, SM66.40 (M250.40WM) 6x6 и SM88.45 (M320.45WM) 8x8 грузоподъемностью 7-17 т, оснащенных дизельным двигателем IVECO Cursor 13 мощностью 310-450 л.с., механическими 16-ступенчатыми или автоматическими коробками с числом передач 5 или 6. Эти шасси используются для перевозки по шоссе гусеничных боевых машин и монтажа командных пунктов, контейнерных перегружателей, ремонтно-эвакуационного оборудования, радиолокационных станций, средств ПВО, спутниковых систем управления и установок для запуска тактических ракет. Военную программу замыкает 500-сильный танковый тягач SM88.50T (M1100.50WTM) 8x8 с 32-ступенчатой трансмиссией и двумя лебедками с тяговым усилием по 25 тс. В составе автопоезда полной массой до 130 т он способен развивать скорость 80 км/ч. С 2005 г. фирма выпускает новую гамму HD8.

Известные разработки:
- Astra ВМ20МВ1 6x6 '1975
- Astra ВМ201МС1 4x4 '1979
- Astra ВМ309F 6x6 '1983
- Astra ВМ305 6x6 '1985
- Astra HD66.45 6x6 '1994
- Astra SM88.42 8x8 '1996 / IVECO M320E42W 8x8 '1996
- Astra SM44.31 4x4 '1999 / IVECO M170.31WM 4x4 '1999
- Astra SM88.45 8x8 '2001 / IVECO M320.45WM 8x8 '2001
- Astra SM88.50T 8x8 '2002 / IVECO M1100.50WTM 8x8 '2002
- Astra SM66.40 6x6 '2004 / IVECO M250.40WM 6x6 '2004

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 : Подписано в печать - 8 сентября 2006 г. Тираж - 3000 экземпляров