Austro-Daimler - Винер-Нойштадт / Австро-Венгрия . Австрия (1899-1942)
  Austro-Daimler - Винер-Нойштадт; Австро-Венгрия / Австрия, 1899-1942
11 июля 1899 г. НА базе механического предприятия Bierenz & Fischer, собиравшего грузовые машины ПО лицензии немецкого предприятия Daimler, образовано, легендарное австро-венгерское автомобилестроительное предприятие Austro-Daimler, обладавшее - полное название Osterreichische Daimler-Motoren-Gesellschaft Bierenz, Fischer & Co. (официальное наименование). СБОРКА военных грузовиков Bierenz, былА продолженА НО ПОД маркой Austro-Daimler.
В 1901 г. начато производство, военного грузового автомобиля (весом 25 тонн, мощностью 10 л.с.), собственной конструкции А также, легковых автомобилей - ШИРОКО В вооруженных силах Австро-Венгрии.
Постепенно, специализацией, предприятия Austro-Daimler, стали - балластные артиллерийские тягачи (мощные / короткобазные).
В 1903 г. появился, 1-й балластный артиллерийский тягач, марки Austro-Daimler. Сущность - стандартный грузовой автомобиль. Особенности: двигатель, мощностью 24 л.с. / максимальная скорость ПРИ полной нагрузке (5 Х 2.5-тонный прицеп) - 18 км/ч / металлические колесА С литыми шинами.
В 1905-1906 гг. К данному балластному артиллерийскому тягачу, добавились - 16/18 PS (грузопассажирский автобус . предназначеный - ДЛЯ доставки военной почты В Боснии) / Austro-Daimler 18/20 PS (тягач) / Austro-Daimler 60 PS (тягач).
Важнейшей заслугой, предприятия Austro-Daimler В военной области, является: создание В 1905 г. первого В мире, полноприводного бронеавтомобиля Austro-Daimler PanzerWagen (4Х4). Разработан - ПОД руководством, технического директорА Austro-Daimler - Paul Daimler.
Техническое описание, бронеавтомобиля Austro-Daimler PanzerWagen (1905 г.):
1) Боевая массА - 2 тонн.
2) Скорость движения - 24 км/ч.
3) Бронекорпус - изготовлен ИЗ никелевой стали, толщиной - 3 мм.
4) Башня - поворотная, полусферической формы.
5) Вооружение - 1...2 пулеметА системы Maxim... А В проекте, значилась И 37-мм пушкА.
6) ШАССИ - рамного типА.
7) Силовой агрегат - четырехцилиндровый бензиновый, рабочим объемом 4.4 Л., мощностью 28...30 л.с.
8) КПП - четырехступенчатая механическая.
9) Мосты - передний . неразрезной С карданным приводом / задний . С традиционными цепными передачами.
В 1906 г. после военных маневров, бронеавтомобиль Austro-Daimler PanzerWagen, признали, непригодным ДЛЯ активных боевых действий.
В июле 1906 г. НА предприятие Austro-Daimler, приходит, гениальный конструктор В будущем очень известный, Ferdinand Porsche - создатель, известнейшего малолитражного автомобиля Volkswagen Käfer (Erste Generation)*. Начинается, создание новых оригинальных образцов военной техники...
*Производство - 1939-2003 гг. / 21529464 автомобиля.
К этому времени, НА предприятии Austro-Daimler, УЖЕ БЫЛ изготовлен, артиллерийский тягач Austro-Daimler 60/80 PS (4Х4), ОН ЖЕ Austro-Daimler М06, оснащенный: двигателем, мощностью 80 л.с. / индивидуальным карданным приводом, каждого ведущего (+управляемого) колесА. Разработчик - Leopold Salvator Habsburg-Lothringen). В истории, данные, образцы военной техники, известны - ПОД маркой Daimler-Salvator.
В 1908-1909 гг. появились, новые артиллерийские тягачи - Austro-Daimler М08 (80 л.с.) / М09 (80 л.с. / К. Ф. - 4Х4) - развитие, Austro-Daimler М06. ОНИ производились В различных исполнениях - Bison (т. е. бизон) / Jaguar (т. е. ягуар) / Wisent (т. е. зубр) // Goliath - самый тяжелый С двигтелем, мощностью 90 л.с. И оснащенный, подъемным краном А также, ремонтным оборудованием.
В 1912-1915 гг. производился, могучий артиллерийский тягач Austro-Daimler М12 (100 л.с. / К. Ф. - 4Х4), предназначенный ДЛЯ буксировки, тяжелых мортир (МАССА - 24 тонны / калибр - 305 мм). Особенностью, данного образцА военной техники, являлось, наличие - электрических фар.
В 1916 г. Austro-Daimler М12 сменил Austro-Daimler М12(16) С приводом НА задние колесА.
В 1917 г. изготовлен, НОВЫЙ артиллерийский тягач Austro-Daimler М17 (4Х4).
Техническое описание, артиллерийского тягачА Austro-Daimler М17
1) МАССА - 13.7 тонн.
2) Скорость движения 11.4 км/ч.
3) Двигатель - четырехцилиндровый, рабочим объемом 13.5 Л. И мощностью 82 л.с.
4) КОЛЕСА - четыре единицы / диаметром 1.5 М. . металлические С высокими грунтозацепами . шириной 450 мм.
В этом же году, был создан, уникальный одноосный артиллерийский тягач (16 л.с. / 12 км/ч - С полной нагрузкой), присоединявшийся, непосредственно К лафету, артиллерийского орудия.
ДО июля 1918 г. предприятие Austro-Daimler, изготовило - около 150 различных артиллерийских тягачей.
17 декабря 1908 г. Ferdinand Porsche, представил, проект активного автопоездА С бензоэлектрической силовой установкой. Автопоезд, состоял ИЗ - 2-осный тягач С силовой установкой В виде, двигателя, мощностью 100 л.с. + электрогенераторА, мощностью 93 кВт, ОТ которого, ток (напряжение - 300 В), поступал НА электромоторы задних колес тягачА / 5 Х прицеп СО всеми, управляемыми мостами. Автопоезд, получил, наименование Austro-Daimler A-Zug. Данная машинА, передвигалась СО скоростью - 18 км/ч - прекрасно вписывалась В серпантин горных дорог... ...потому сразу ЖЕ поступил НА службу В Боснию и Герцеговину, аннексированные Австро-Венгрией. ДО 1913 г. было построено 10 автопоездов Austro-Daimler A-Zug.
В 1912-1914 гг. изготовлено, пять автопоездов Austro-Daimler B-Zug (тягач Austro-Daimler М12 (150 л.с.) + 5...10 Х прицеп (5 тонн) / 26 км/ч (speed шоссе) / расход: 400 Л./100 км бензин И 40 Л./100 км моторное масло). ПРИ установке НА железнодорожный ход . ДЛИНА автопоездА Austro-Daimler B-Zug С 10...12 прицепами, составлялА - 80 М.
В 1916-1918 гг. было изготовлено - пять автопоездов Austro-Daimler C-Zug (тягач Austro-Daimler М16 (150 л.с.) С колесной формулой 4Х4, буксировал, низкорамные прицепы-лафеты С ведущими(+управляемыми) колесами), предназначенные ДЛЯ перевозки, артиллерийских орудий, калибрА 380...420 мм. ПРИЦЕПЫ-лафеты, полной массой 44 тонны, буксировались СО скоростью 16...27 км/ч. Расход топливА - 300 Л./100 км.
С прекращением военных заказов, предприятие Austro-Daimler, оказалось - НА грани банкротствА.
В декабре 1928 г. В результате, объединения Austro-Daimler С Puch - образованА - промышленная ГРУППА Austro-Daimler-Puch.
В мае 1935 г. предприятие Austro-Daimler-Puch, приобрел, австрийский производитель автотехники А также оружия - Steyr - был образован, концерн Steyr-Daimler-Puch, В котором, производством, военных автомобилей, занималось, предприятие Austro-Daimler.
В 1927 г. началось, производство, военного легкового автомобиля Austro-Daimler ADR (75 л.с.), оснащенного - штабными кузовами / санитарными кузовами.
В 1932 г. предприятие Austro-Daimler, наладило, выпуск, новых грузовых автомобилей, ставших, стандартизованными автомобилями австрийской армии.
1-й - неприхотливый, военный грузовой автомобиль Austro-Daimler ADN, стандартной (классической) конструкции, грузоподъемностью - 3.5 тонны. ...дорожный просвет - 300 мм + запас ходА - 300 км + скорость - 70 км/ч.
2-й трехосный, военный грузовой автомобиль Austro-Daimler ADG (6Х6), оригинальной конструкции, грузоподъемностью - 3 тонны. ...дорожный просвет - 300 мм + запас ходА - 300 км + скорость - 70 км/ч.
Техническое описание, военного грузового автомобиля Austro-Daimler ADG (1932 г.):
1) РАМА - трубчатая хребтовая.
2) Двигатель - мощностью 65 л.с.
3) КПП - 7 передач . вперед + 3 передачи . назад / бортовая трансмиссия...
4) ПОДВЕСКА . задних колес - НА продольной рессоре + 2-х поперечных рычагах...
5) КОЛЕСА - односкатные.
6) Запасные колесА - свободно вращавшиеся / монтировались ПО обеим сторонам шасси.
7) Особенности - металлические катки (четыре единицы) . полые, устанавливались ПОД рамой + радиатором.
В 1936-1940 гг. производилась, модификация Austro-Daimler ADG - Austro-Daimler ADGR С двигателем, мощностью 80 л.с. А также, двускатными колесами СЗАДИ.
Количество произведенных военных грузовых автомобилей - 180 единиц . Austro-Daimler ADG / 361 единицА . Austro-Daimler ADGR... Кроме того, НА ИХ шасси, производили, бронеавтомобили Austro-Daimler ADGK.

Austro-Daimler 10 PS (1901 г.)
Полноприводный бронеавтомобиль Austro-Daimler PanzerWagen (1905 г.)
Военная автотехникА Austro-Daimler В 1906 г. (слевА направо): Austro-Daimler М06 (К. Ф. - 4Х4) Austro-Daimler PanzerWagen / Austro-Daimler 18/20 PS.
Austro-Daimler М09 (1909 г. / К. Ф. - 4Х4)
Автопоезд Austro-Daimler B-Zug С тягачом Austro-Daimler M12 . (1912 г.)
Austro-Daimler М12 (1912 г. / К. Ф. - 4Х4)
Автопоезд Austro-Daimler C-Zug С тягачом Austro-Daimler M16 . (1916 г.)
Austro-Daimler М17 (1917 г. / К. Ф. - 4Х4)
Austro-Daimler ADMK (1935 г.)
Austro-Daimler ADAZ (1935 г. / К. Ф. - 6Х6)
Austro-Daimler ADGZ (1935 г. / К. Ф. - 8Х8)
Austro-Daimler ADGR (1936 г. / К. Ф. - 6Х4)
Austro-Daimler ADKZ (1937 г. / К. Ф. - 6Х6)
Austro-Daimler ADSK (1937 г. / К. Ф. - 4Х4)
Austro-Daimler ADGZ (1942 г. / К. Ф. - 8Х8)

Роман І. Цвєтков

АУСТРО-ДАЙМЛЕР

(AUSTRO-DAIMLER)

Винер-Нойштадт, Австро-Венгрия/Австрия, 1899-1942

Фирма «Аустро-Даймлер» была образована 11 июля 1899 г. на базе механического предприятия Биренца (Bierenz) и Фишера (Fischer), собиравшего грузовые машины по лицензии немецкой фирмы «Даймлер», и носила длинное официальное наименование «Остеррайхише Даймлер-Моторен-Гезелльшафт Биренц, Фишер и Компания» (Osterreichische Daimler-Motoren-Gesellschaft Bierenz, Fischer & Co.). Она продолжила сборку военных грузовиков Биренца под маркой «Аустро-Даймлер», а в 1901 г. начала выпуск собственной 2,5-тонной машины с 10-сильным мотором, а также легковых автомобилей, широко применявшихся в вооруженных силах Австро-Венгрии. Постепенно специализацией фирмы стали мощные короткобазные балластные артиллерийские тягачи. Первый из них появился в 1903 г. и представлял собой обычный грузовик с 24-сильным двигателем и металлическими колесами с литыми шинами. Он мог буксировать до пяти 2,5-тонных прицепов со скоростью 18 км/ч. В 1905-06 гг. к нему добавились тягачи 18/20PS и 60PS, а также грузопассажирские автобусы 16/18PS для доставки военной почты в Боснии.

Аустро-Даймлер 10PS, 1901 г.

Аустро-Даймлер «Панцерваген», 4Х4, 1905 г.

Автомобили «Аустро-Даймлер» (слева направо): М06 (4X4), «Панцерваген» и 18/20PS, 1906 г.

Аустро-Даймлер М09, 4X4, 1909 г.

Аустро-Даймлер B-Цуг (М12), 1912 г.

Аустро-Даймлер М12, 4X4, 1912 г.

Аустро-Даймлер C-Цуг (М16), 1916 г.

Аустро-Даймлер М17, 4X4, 1917 г.

Важнейшей заслугой фирмы «Аустро-Даймлер» в военной области считается создание в 1905 г. первого в мире полноприводного бронеавтомобиля «Панцерваген» (Panzerwagen) 4x4, разработанного под руководством технического директора Пауля Даймлера (Paul Daimler). Машина получила рамное шасси с 4-цилиндровым двигателем (4,4 л, 28-30 л.с.) и 4-ступенчатой коробкой передач, передний неразрезной мост с карданным приводом и задний с традиционными цепными передачами. Бронированный корпус был изготовлен из никелевой стали толщиной 3 мм. В полусферической поворотной башне помещались 1-2 пулемета «Максим» (Maxim), а в проекте была и 37-мм пушка. Машина боевой массой 2 т развивала скорость 24 км/ч. После военных маневров 1906 г. ее признали непригодной для активных боевых действий.

Создание других оригинальных образцов военной техники началось с приходом на «Аустро-Даймлер» в июле 1906 г. известного в будущем конструктора Фердинанда Порше (Ferdinand Porsche). К этому времени на фирме уже был построен артиллерийский тягач 60/80PS (4x4) или М06 с 80-сильным мотором и индивидуальным карданным приводом каждого ведущего и управляемого колеса. Его разработал эрцгерцог Леопольд Сальватор Габсбург-Лётринген (Leopold Salvator Habsburg-Lothringen), и потому в истории эти машины известны под маркой «Даймлер-Сальватор». В 1908-09 гг. развитием первого образца стали 80-сильные тягачи М08 и М09 (4x4) в разных исполнениях, получившие названия «Бизон» (Bison), «Ягуар» (Jaguar) и «Зубр» (Wisent), а самый тяжелый 90-сильный «Голиаф» (Goliath) снабжался краном и ремонтным оборудованием. В 1912-15 гг. для буксировки 24-тонных мортир калибра 305 мм выпускался 100-сильный тягач М12 (4x4) с электрическими фарами. В 1916 г. его сменил заднеприводный вариант М12/16, а в 1917 г. появился новый тягач М17 (4x4) с 4-цилиндровым двигателем (13,5 л, 82 л.с.) и четырьмя 1,5-метровыми металлическими колесами шириной 450 мм с высокими грунтозацепами. Он весил 13,7 т и развивал скорость 11,4 км/ч. Одновременно с ним был создан и оригинальный одноосный 16-сильный тягач, который присоединялся непосредственно к лафету пушки и мог двигаться с нею со скоростью 12 км/ч. До июля 1918 г. фирма «Аустро-Даймлер» изготовила около 150 различных тягачей.

Аустро-Даймлер ADAZ, 6X6, 1935 г.

Аустро-Даймлер ADGZ, 8X8, 1935 г.

Аустро-Даймлер ADMK, 1935 г.

Аустро-Даймлер ADGR, 6X4, 1936 г.

17 декабря 1908 г. Фердинанд Порше представил проект активного автопоезда с бензо-электрической силовой установкой. Он состоял из 2-осного тягача со 100-сильным двигателем и электрогенератором мощностью 93 кВт, от которого ток напряжением 300 В поступал на электромоторы задних колес тягача и 5 прицепов со всеми управляемыми мостами. Автопоезд, известный впоследствии как «А-Цуг» (A-Zug), мог передвигаться со скоростью 18 км/ч, прекрасно вписываясь в серпантин горных дорог, и потому сразу же поступил в Боснию и Герцеговину, аннексированные Австро-Венгрией. До 1913 г. было построено 10 таких автопоездов, а в 1912-14 гг. фирма собрала еще 5 поездов «В-Цуг», состоявших из тягача М12 со 150-сильным двигателем и 5-10 пятитонных прицепов. На шоссе они развивали скорость 26 км/ч, потребляя до 400 л бензина и 40 л масла на 100 км. При установке на железнодорожный ход длина автопоезда с 10-12 прицепами достигала 80 м. В 1916-18 гг. было изготовлено 5 автопоездов «С-Цуг» со 150-сильным тягачом М16 (4x2), буксировавшим низкорамные прицепы-лафеты с ведущими и управляемыми колесами, служившие для перевозки орудий калибра 380-420 мм. Полная масса прицепов достигала 44 т, скорость движения автопоезда - 16-27 км/ч, расход топлива - 300 л на 100 км.

С прекращением военных заказов компания «Аустро-Даймлер» оказалась на грани банкротства. В декабре 1928 г. в результате ее объединения с фирмой «Пух» (Puch) была образована группа «Аустро-Даймлер-Пух» (Austro-Daimler-Puch), которую в мае 1935 г. приобрел австрийский производитель оружия и автотехники «Штайр» (Steyr). Так был создан небольшой концерн «Штайр-Даймлер-Пух» (Steyr-Daimler-Puch), в котором роль изготовителя армейских машин была отведена фирме «Аустро-Даймлер».

Выпуск новой военной техники «Аустро-Даймлер» начал в 1927 г. с 75-сильного легкового автомобиля ADR со штабными и санитарными кузовами. В 1932 г. в его программу вошли и новые грузовики, ставшие стандартизованными автомобилями австрийской армии. Первым был простой 3,5-тонный грузовик ADN классической конструкции, но второй 3-тонный вариант ADG (6x4) с 65-сильным мотором, трубчатой хребтовой рамой и всеми односкатными колесами представлял весьма оригинальную конструкцию. Он имел коробку передач с семью ступенями переднего и тремя заднего хода, бортовую трансмиссию, подвеску задних колес на продольной рессоре и двух поперечных рычагах. По обеим сторонам шасси крепились свободно вращавшиеся запасные колеса, а под рамой и радиатором монтировались 4 полых металлических катка. Автомобили имели дорожный просвет 300 мм и запас хода 300 км, развивали скорость 70 км/ч. В 1936-40 гг. выпускался 80-сильный вариант ADGR с задними двускатными колесами. Грузовиков ADG и ADGR изготовили 180 и 361 экземпляр. На их шасси собирали бронеавтомобили ADGK.

Аустро-Даймлер ADKZ, 6X6, 1937 г.

Аустро-Даймлер ADSK, 4X4, 1937 г.

Аустро-Даймлер ADGZ, 8X8, 1942 г.

Большой интерес представляют созданные в 30-е гг. опытные и мелкосерийные военные машины «Аустро-Даймлер». Среди них были легкий разведывательный автомобиль ADTK (L101) с 20-сильным мотором FB воздушного охлаждения и бескапотный 60-сильный вариант ADZK (4x4), на шасси которого создали прототипы штабной машины ADEK и безбашенного бронеавтомобиля ADSK. Особую страницу в деятельности «Аустро-Даймлера» составляют колесно-гусеничные армейские автомобили. Модель ADMK с мотором FB представляла собой легкую гусеничную тележку, на которую монтировались съемные колеса - передние управляемые и задние ведущие, крутящий момент к которым подводился от механизма привода гусениц. При полной массе 2 т на колесах машина развивала скорость 45 км/ч, на гусеницах - 15 км/ч. До 1938 г. их построили 334 штуки. Прототип 80-сильного тягача ADAT с 4 подъемными колесами достигал скорости 70 и 32 км/ч соответственно. Не менее оригинальный артиллерийский тягач ADAZ (6х6) с широкой 10-местной кабиной сочетал в себе классическую лонжеронную раму, бортовые цепные редукторы, независимую подвеску задних колес и охладители масла трансмиссии. Он был оборудован 6-цилиндровым двигателем (11,9 л, 150 л.с.) и уникальной для того времени гидромеханической 3-ступенчатой коробкой передач «Фойт» (Voiht). Полная масса составляла 11,3 т, максимальная скорость - 65 км/ч, расход топлива - 85-95 л на 100 км. В 1935-37 гг. построили 28 таких машин. На их базе было собрано несколько 100-сильных бронеавтомобилей ADKZ с 20-мм пушкой и пулеметом.

Наибольшую известность получила бронемашина ADGZ, один из первых в мире автомобилей с колесной формулой 8x8. По проекту 1931 г. он был задуман как артиллерийский тягач с двумя моторами мощностью по 55 л.с., но вскоре его переделали в тяжелый бронеавтомобиль, впервые представленный в мае 1934 г. От тягача ADAZ он получил 150-сильный мотор и коробку передач, но его раму сделали профильной хребтовой, а симметричный корпус имел два поста управления. Передние и задние односкатные управляемые колеса были подвешены на рычагах и поперечных рессорах, средние двускатные - на продольных рессорах. В башне размещались пушка калибра 20 мм и 2-3 пулемета, экипаж составлял 6-7 человек. Машина боевой массой 12 т достигала скорости 70 км/ч, а расход топлива 90 л на 100 км потребовал установки 4 баков общей емкостью 200 л. В 1935-37 гг. было собрано 27 бронеавтомобилей ADGZ для военной полиции и жандармерии, а в 1942 г. изготовили еще 25 машин для подразделений СС на Восточном фронте Это были последние военные автомобили марки «Аустро-Даймлер».

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

АУСТРО-ДАЙМЛЕР
(AUSTRO-DAIMLER)
Винер-Нойштадт
Австро-Венгрия/Австрия
1899-1942
Фирма "Аустро-Даймлер" была образована 11 июля 1899 г. на базе механического предприятия Биренца (Bierenz) и Фишера (Fischer), собиравшего грузовые машины по лицензии немецкой фирмы "Даймлер", и носила длинное официальное наименование "Остеррайхише Даймлер-Моторен-Гезелльшафт Биренц, Фишер и Компания" (Osterreichische Daimler-Motoren-Gesellschaft Bierenz, Fischer & Co.). Она продолжила сборку военных грузовиков Биренца под маркой "Аустро-Даймлер", а в 1901 г. начала выпуск собственной 2,5-тонной машины с 10-сильным мотором, а также легковых автомобилей, широко применявшихся в вооруженных силах Австро-Венгрии. Постепенно специализацией фирмы стали мощные короткобазные балластные артиллерийские тягачи. Первый из них появился в 1903 г. и представлял собой обычный грузовик с 24-сильным двигателем и металлическими колесами с литыми шинами. Он мог буксировать до пяти 2,5-тонных прицепов со скоростью 18 км/ч. В 1905-06 гг. к нему добавились тягачи 18/20PS и 60PS, а также грузопассажирские автобусы 16/18PS для доставки военной почты в Боснии.
Важнейшей заслугой фирмы "Аустро-Даймлер" в военной области считается создание в 1905 г. первого в мире полноприводного бронеавтомобиля "Панцерваген" (Panzerwagen) 4x4, разработанного под руководством технического директора Пауля Даймлера (Paul Daimler). Машина получила рамное шасси с 4-цилиндровым двигателем (4,4 л, 28-30 л.с.) и 4-ступенчатой коробкой передач, передний неразрезной мост с карданным приводом и задний с традиционными цепными передачами. Бронированный корпус был изготовлен из никелевой стали толщиной 3 мм. В полусферической поворотной башне помещались 1-2 пулемета "Максим" (Maxim), а в проекте была и 37-мм пушка. Машина боевой массой 2 т развивала скорость 24 км/ч. После военных маневров 1906 г. ее признали непригодной для активных боевых действий.
Создание других оригинальных образцов военной техники началось с приходом на "Аустро-Даймлер" в июле 1906 г. известного в будущем конструктора Фердинанда Порше (Ferdinand Porsche). К этому времени на фирме уже был построен артиллерийский тягач 60/80PS (4x4) или М06 с 80-сильным мотором и индивидуальным карданным приводом каждого ведущего и управляемого колеса. Его разработал эрцгерцог Леопольд Сальватор Габсбург-Лётринген (Leopold Salvator Habsburg-Lothringen), и потому в истории эти машины известны под маркой "Даймлер-Сальватор". В 1908-09 гг. развитием первого образца стали 80-сильные тягачи М08 и М09 (4x4) в разных исполнениях, получившие названия "Бизон" (Bison), "Ягуар" (Jaguar) и "Зубр" (Wisent), а самый тяжелый 90-сильный "Голиаф" (Goliath) снабжался краном и ремонтным оборудованием. В 1912-15 гг. для буксировки 24-тонных мортир калибра 305 мм выпускался 100-сильный тягач М12 (4x4) с электрическими фарами. В 1916 г. его сменил заднеприводный вариант М12/16, а в 1917 г. появился новый тягач М17 (4x4) с 4-цилиндровым двигателем (13,5 л, 82 л.с.) и четырьмя 1,5-метровыми металлическими колесами шириной 450 мм с высокими грунтозацепами. Он весил 13,7 т и развивал скорость 11,4 км/ч. Одновременно с ним был создан и оригинальный одноосный 16-сильный тягач, который присоединялся непосредственно к лафету пушки и мог двигаться с нею со скоростью 12 км/ч. До июля 1918 г. фирма "Аустро-Даймлер" изготовила около 150 различных тягачей.
17 декабря 1908 г. Фердинанд Порше представил проект активного автопоезда с бензоэлектрической силовой установкой. Он состоял из 2-осного тягача со 100-сильным двигателем и электрогенератором мощностью 93 кВт, от которого ток напряжением 300 В поступал на электромоторы задних колес тягача и 5 прицепов со всеми управляемыми мостами. Автопоезд, известный впоследствии как "А-Цуг" (A-Zug), мог передвигаться со скоростью 18 км/ч, прекрасно вписываясь в серпантин горных дорог, и потому сразу же поступил в Боснию и Герцеговину, аннексированные Австро-Венгрией. До 1913 г. было построено 10 таких автопоездов, а в 1912-14 гг. фирма собрала еще 5 поездов "В-Цуг", состоявших из тягача М12 со 150-сильным двигателем и 5-10 пятитонных прицепов. На шоссе они развивали скорость 26 км/ч, потребляя до 400 л бензина и 40 л масла на 100 км. При установке на железнодорожный ход длина автопоезда с 10-12 прицепами достигала 80 м. В 1916-18 гг. было изготовлено 5 автопоездов "С-Цуг" со 150-сильным тягачом М16 (4x4), буксировавшим низкорамные прицепы-лафеты с ведущими и управляемыми колесами, служившие для перевозки орудий калибра 380-420 мм. Полная масса прицепов достигала 44 т, скорость движения автопоезда - 16-27 км/ч, расход топлива - 300 л на 100 км.
С прекращением военных заказов компания "Аустро-Даймлер" оказалась на грани банкротства. В декабре 1928 г. в результате ее объединения с фирмой "Пух" (Puch) была образована группа "Аустро-Даймлер-Пух" (Austro-Daimler-Puch), которую в мае 1935 г. приобрел австрийский производитель оружия и автотехники "Штайр" (Steyr). Так был создан небольшой концерн "Штайр-Даймлер-Пух" (Steyr-Daimler-Puch), в котором роль изготовителя армейских машин была отведена фирме "Аустро-Даймлер".
Выпуск новой военной техники "Аустро-Даймлер" начал в 1927 г. с 75-сильного легкового автомобиля ADR со штабными и санитарными кузовами. В 1932 г. в его программу вошли и новые грузовики, ставшие стандартизованными автомобилями австрийской армии. Первым был простой 3,5-тонный грузовик ADN классической конструкции, но второй 3-тонный вариант ADG (6x6) с 65-сильным мотором, трубчатой хребтовой рамой и всеми односкатными колесами представлял весьма оригинальную конструкцию. Он имел коробку передач с семью ступенями переднего и тремя заднего хода, бортовую трансмиссию, подвеску задних колес на продольной рессоре и двух поперечных рычагах. По обеим сторонам шасси крепились свободно вращавшиеся запасные колеса, а под рамой и радиатором монтировались 4 полых металлических катка. Автомобили имели дорожный просвет 300 мм и запас хода 300 км, развивали скорость 70 км/ч. В 1936-40 гг. выпускался 80-сильный вариант ADGR с задними двускатными колесами. Грузовиков ADG и ADGR изготовили 180 и 361 экземпляр. На их шасси собирали бронеавтомобили ADGK.
Большой интерес представляют созданные в 30-е гг опытные и мелкосерийные военные машины "Аустро-Даймлер" Среди них были легкий разведывательный автомобиль ADTK (L101) с 20-сильным мотором FB воздушного охлаждения и бескапотный 60-сильный вариант ADZK (4x4), на шасси которого создали прототипы штабной машины ADEK и безбашенного бронеавтомобиля ADSK. Особую страницу в деятельности "Аустро-Даймлера" составляют колесно-гусеничные армейские автомобили. Модель ADMK с мотором FB представляла собой легкую гусеничную тележку, на которую монтировались съемные колеса - передние управляемые и задние ведущие, крутящий момент к которым подводился от механизма привода гусениц. При полной массе 2 т на колесах машина развивала скорость 45 км/ч, на гусеницах - 15 км/ч. До 1938 г. их построили 334 штуки. Прототип 80-сильного тягача ADAT с 4 подъемными колесами достигал скорости 70 и 32 км/ч соответственно. Не менее оригинальный артиллерийский тягач ADAZ (6х6) с широкой 10-местной кабиной сочетал в себе классическую лонжеронную раму, бортовые цепные редукторы, независимую подвеску задних колес и охладители масла трансмиссии. Он был оборудован 6-цилиндровым двигателем (11,9 л, 150 л.с.) и уникальной для того времени гидромеханической 3-ступенчатой коробкой передач "Фойт" (Voiht). Полная масса составляла 11,3 т, максимальная скорость - 65 км/ч, расход топлива - 85-95 л на 100 км. В 1935-37 гг. построили 28 таких машин. На их базе было собрано несколько 100-сильных бронеавтомобилей ADKZ с 20-мм пушкой и пулеметом.
Наибольшую известность получила бронемашина ADGZ, один из первых в мире автомобилей с колесной формулой 8x8. По проекту 1931 г. он был задуман как артиллерийский тягач с двумя моторами мощностью по 55 л.с., но вскоре его переделали в тяжелый бронеавтомобиль, впервые представленный в мае 1934 г. От тягача ADAZ он получил 150-сильный мотор и коробку передач, но его раму сделали профильной хребтовой, а симметричный корпус имел два поста управления. Передние и задние односкатные управляемые колеса были подвешены на рычагах и поперечных рессорах, средние двускатные - на продольных рессорах. В башне размещались пушка калибра 20 мм и 2-3 пулемета, экипаж составлял 6-7 человек. Машина боевой массой 12 т достигала скорости 70 км/ч, а расход топлива 90 л на 100 км потребовал установки 4 баков общей емкостью 200 л. В 1935-37 гг. было собрано 27 бронеавтомобилей ADGZ для военной полиции и жандармерии, а в 1942 г. изготовили еще 25 машин для подразделений СС на Восточном фронте. Это были последние военные автомобили марки "Аустро-Даймлер".
Аустро-Даймлер 10PS, 1901 г.
Аустро-Даймлер "Панцерваген", 4x4, 1905 г.
Автомобили "Аустро-Даймлер" (слева направо): М06 (4x4), "Панцерваген" и 18/20PS, 1906 г.
Аустро-Даймлер М09, 4x4, 1909 г.
Аустро-Даймлер М12, 4x4, 1912 г.
Аустро-Даймлер С-Цуг (М16), 1916 г.
Аустро-Даймлер М17, 4x4, 1917 г.
Аустро-Даймлер ADAZ, 6x6, 1935 г.
Аустро-Даймлер ADGZ, 8x8, 1935 г.
Аустро-Даймлер ADMK, 1935 г.
Аустро-Даймлер ADGR, 6x6, 1936 г.
Аустро-Даймлер ADKZ, 6x6, 1937 г.
Аустро-Даймлер ADSK, 4x4, 1937 г.
Аустро-Даймлер ADGZ, 8x8, 1942 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с