AUTOCAR
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

ОТОКАР
(AUTOCAR)
Эрдмор/Икстон/Огден
США
1909–1995
Компания "Отокар" известна одними из первых в мире грузовыми автомобилями с кабиной над двигателем, выпускавшимися с 1908 г., а в военной области — семейством бескапотных полноприводных грузовиков, тягачей и специальных шасси. Она была основана в 1899 г. братьями Луисом (Louis) и Джоном Кларк (John Clark) для производства легковых машин, но вскоре переключилась на изготовление грузовиков. Основой ее программы стала 1-тонная модель "Отокар-XVIII" с оппозитным 2-цилиндровым 18-сильным мотором, расположенным горизонтально под сиденьем водителя, 3-ступенчатой коробкой передач и карданным приводом задних колес, развивавшая скорость 32 км/ч. В 1909 г. этот грузовик был принят на вооружение армии США, где использовался как штабная машина, пулеметная тачанка и санитарная карета, а 1,5-тонные шасси XXI служили для монтажа прожекторов и бронированных кузовов. Санитарные машины и броневики "Отокар" использовались и в русской армии.
В последующие годы фирма практически не занималась военными разработками и к началу Второй мировой войны могла предложить ВВС США лишь свои серийные бескапотные шасси U70 (4x4) и U9064 (6x6) для топливозаправщиков, а также капотные 106-сильные седельные тягачи С70 (4x4). Главной же заслугой "Отокара" в военной области стало серийное изготовление обширной гаммы многоцелевых бескапотных шасси с колесной формулой 4x4 грузоподъемностью 2,5–6,0 т, ставших в американских вооруженных силах основными полноприводными транспортными средствами общего назначения. В 1940–41 гг. начался выпуск гаммы из 5 унифицированных базовых моделей, оборудованных разными 6-цилиндровыми бензиновыми силовыми агрегатами, собственными 4- или 5-ступенчатыми коробками передач и мостами, 2-ступенчатыми раздаточными коробками "Тимкен" (Timken), пневматическими тормозными системами "Вестингауз" (Westinghouse), задними двускатными колесами и цельнометаллическими закрытыми или открытыми кабинами с мягким верхом и пулеметной турелью. Эту программу возглавила 2,5-тонная модель U2044 с 5,2-литровым мотором "Геркулес JXD" (Hercules) мощностью 84 л.с., применявшаяся в ВВС США как топливозаправщик.
В 4-тонном классе базовыми стали грузовики U4044/U4144 и седельные тягачи U4044Т/ U4144Т, отличавшиеся лишь установкой двигателя "Геркулес" или собственного мотора (5,9 л, 100 л.с.) и развивавшие скорость 96 км/ч. Параллельно была изготовлена небольшая партия унифицированных с ними 5-тонных грузовиков U5044 и облегченных армейских тягачей U5044Т. Их производство не превышало нескольких сотен экземпляров, а наиболее известным военным автомобилем марки "Отокар" стал стандартизованный полукапотный седельный тягач U7144Т, выпущенный в 1941–45 гг. в количестве 11104 единиц. Он комплектовался двигателем "Геркулес RXC" (8,7 л, 112 л.с.), 10-ступенчатой трансмиссией, мостами "Тимкен" и служил для буксировки полуприцепов общего назначения и топливных цистерн вместимостью 7,6 тыс. л. Компания "Уайт" (White) собирала его под маркой "444Т", а в программе фирмы "Федерал" (Federal) подобный автомобиль носил индекс "94x43". В 1942–44 гг. на "Отокаре" выпускали также 6-тонные шасси U8144 для военных фургонов и седельные тягачи U8144Т для инженерных войск, выделявшиеся установленным за кабиной ящиком, внутри которого размещались лебедка, сцепные приспособления, тросы и шанцевый инструмент. Шасси U8244 для ремонтно-эвакуационных машин снабжалось краном "Гар Вуд" (Gar Wood). Кроме того, в 1940–41 гг. фирма построила несколько 4-тонных капотных грузовиков-тягачей С7066 (6x6) с собственным 106-сильным мотором, передней лебедкой и кабиной с тентом. В общей сложности за время войны на "Отокаре" изготовили около 20 тыс. полноприводных автомобилей.
Второй, менее известной, областью деятельности компании было участие в серийном производстве стандартизованных 1,5-тонных полугусеничных бронетранспортеров, выпуском которых занимались фирмы "Уайт", "Даймонд Т" (Diamond T) и "Интернэшнл" (International), причем вся их продукция практически не отличалась друг от друга. Эти работы начались в мае 1941 г. с организации сборки "носителя вооружения" М2. Осенью 1942 г. на "Отокаре" приступили к выпуску многоцелевого бронетранспортера М3, а затем и их усиленных вариантов М2А1, М3А1 и М3А2. Совместно с компанией "Уайт" на их базе собирали 75- и 105-мм артиллерийские установки Т12 и Т19, а также спаренные и счетверенные зенитные системы Т16, М13 и М15/М15А1. В 1941–44 гг. фирма построила 7,6 тыс. полугусеничных машин. Единственной собственной и наиболее оригинальной разработкой в июне 1943 г. стал 2,5-тонный бронетранспортер Т17 с бензиновым мотором "Уайт" мощностью 210 л.с., развивавший скорость 65 км/ч. Индекс Т17 носили также полугусеничные коммерческие капотные грузовики "Отокар", снабженные движителями конструкции Артура Херрингтона (Arthur Herrington).
В послевоенное время положение фирмы заметно ухудшилось и изготовление военной техники прекратилось, хотя стандартные грузовики, тягачи и шасси "Отокар" продолжали поступать в вооруженные силы США и других стран. В 1953 г. фирма вошла в состав компании "Уайт", а летом 1981 г., когда ее положение стало критическим, новым владельцем "Уайта" и принадлежавшего ему "Отокара" стала шведская компания "Вольво" (Volvo). К этому периоду относится неудачная попытка участия в конкурсе на танковый тягач НЕТ, где "Отокар" представил свое обычное строительное шасси 6x6 с дизельным мотором и 20-тонной лебедкой. Марка "Отокар" просуществовала до 1995 г., когда ее изменили на "Вольво".
Тачанка "Отокар-XVIII", 1909 г.
Бронеавтомобиль на шасси "Отокар-XXI", 1918 г.
Отокар U2044, 4x4, 1940 г.
Отокар М2, 1941 г.
Отокар Т12, 1941 г.
Отокар U5044T, 4x4, 1942 г.
Отокар М3, 1942 г.
Отокар Т19, 1942 г.
Отокар U7144T, 4x4, 1943 г.
Отокар М3А1, 1943 г.
Отокар Т17, 1943 г.
Отокар U8144T, 4x4, 1944 г.