БАЗ/БЗКТ | |
445445445445445445445
|
БАЗ/БЗКТ
(BAZ/BZKT)
Брянск, СССР/Россия, 1958-
Брянский автомобильный завод (БАЗ), с июня 1998 г. - Брянский завод колесных
тягачей (БЗКТ), был основан 4 июня 1958 г. на территории тракторного
производства Стальзавода. Он стал филиалом московского предприятия ЗИЛ по
производству агрегатов и запасных частей к серийным грузовикам, но уже со
следующего года фактически превратился в его отделение по выпуску специальной
военной автомобильной техники.
Пусковая установка ракет П-5 на шасси БАЗ/ЗИЛ-135К, 8X8, 1961 г.
Машина ТЗМ-143 комплекса «Рейс» на шасси БАЗ-135МБК, 1976 г.
Пусковая установка СПУ-143 разведывательного комплекса «Рейс» на шасси
БАЗ-135МБК, 1978 г.
Первой продукцией БАЗз были бронетранспортеры БТР-152В1 и амфибии ЗИЛ-485А,
собиравшиеся ранее в Москве. Толчком к дальнейшему развитию армейской
автотехники послужило создание на БАЗе в 1960 г. собственного СКБ. Летом 1961 г.
там появилась первая разработка - специальное шасси БАЗ-930 (8x8) для установки
ракетного оружия. Оно не обладало необходимой надежностью и проходимостью,
проиграв в конкурсе Министерства обороны СССР машине ЗИЛ-135Л (8x8), созданной
конструктором В. А. Грачевым. Учитывая важность и срочность принятия на
вооружение высокомобильных носителей ракетного вооружения, в том же 1961 г. из
Москвы на БАЗ перевели производство шасси ЗИЛ-135К, хотя в Брянске под
руководством главного конструктора Р. А. Розова уже были созданы собственные
модернизированные шасси «931» и «932» (8x8).
Заряжающая машина 9Т29 комплекса «Луна-М» на шасси БАЗ-135ЛМ, 8X8, 1964 г.
Пусковая установка 9П113 комплекса 9К52 «Луна-М» на шасси БАЗ-135ЛМ, 8X8, 1964
г.
Заряжающая машина 9Т452 комплекса «Ураган» на шасси БАЗ-135ЛМП, 8X8, 1985 г.
Система залпового огня 9К57 «Ураган» на шасси БАЗ-135ЛМП
Длиннобазное шасси ЗИЛ-135К было выполнено по бортовой схеме раздачи мощности с
двумя карбюраторными 7-литровыми двигателями ЗИЛ-375Я5 V8 по 180 л.с., каждый из
которых имел трансмиссию с гидромеханической 3-ступенчатой коробкой передач,
дополнительным 2-ступенчатым редуктором и системой привода четырех колес своего
борта, что позволяло облегчить машину, повысить подвижность и обеспечить ее
живучесть при отказе одного силового агрегата. Шасси без упругой подвески имело
оригинальную компоновку с двумя сближенными на расстояние 1,6 м средними мостами
и двумя управляемыми крайними парами колес, поворачивавшимися в противоположные
стороны, централизованную систему регулирования давления воздуха в шинах и
смещенные вперед силовые агрегаты, располагавшиеся в переднем свесе рамы под
4-местной кабиной из полиэфирной смолы и стеклопластика с обратным наклоном
лобового стекла. Это обеспечивало полезную длину грузовой платформы 9 м и
возможность установки на ней крупногабаритных ракетных комплексов. Машина
развивала скорость 65 км/ч, могла преодолевать рвы шириной до 2,4 м, подъемы
крутизной 29° и 1,1-метровый брод. Уже в 1961 г. на шасси ЗИЛ-135К начали
монтировать 11-метровые пусковые установки 2П30 с контейнером для крылатых ракет
П-5. В 1962 г. началась сборка шасси ЗИЛ-135М с удлиненной 5-местной кабиной, а с
1965 г. выпускался вариант «135МБ» с одним 300-сильным двигателем ЯМЗ-238Н V8,
5-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной с межбортовым
блокируемым дифференциалом. Последнее шасси использовалось для пусковой
установки СПУ-35Б берегового оперативно-тактического ракетного комплекса
«Редут». На модернизированном варианте «135МБК» монтировалась пусковая система
СПУ-143 комплекса «Рейс» для запуска беспилотных летательных аппаратов Ту-143
тактической разведки, а также тяжелая транспортно-заряжающая машина ТЗМ-143 с
платформой и краном.
В декабре 1964 г., после окончательной доводки в Москве, на БАЗе стали
изготовлять шасси ЗИЛ-135ЛМ (8x8). Его главными отличиями от ЗИЛ-135К являлись
расположение силовых агрегатов между первой и второй парами колес, сказавшееся
на уменьшении полезной длины грузовой платформы, использование механической
5-ступенчатой коробки передач, независимой торсионной подвески крайних колес и
новой 4-местной стеклопластиковой кабины. На первой же партии из 10 машин
БАЗ-135ЛМ, развивавших скорость 65 км/ч, смонтировали самоходные пусковые
установки 9П113 тактического ракетного комплекса 9К52 «Луна-М», созданные
Волгоградским заводом «Баррикады», а также оборудование транспортно-заряжающей
машины 9Т29.
Шасси БАЗ-5938 для командного комплекса (справа) и БАЗ-5939 для
транспортно-заряжающей машины, 1973 г.
Шасси БАЗ-5921 (6X6) ракетного комплекса 9К79 «Точка», 1976 г.
Зенитная установка 9А33БМ3 ракетного комплекса 9К33М3 «Оса-АКМ» на шасси
БАЗ-5937, 6X6, 1980 г.
В 1964-68 гг. на БАЗе изготовили несколько опытных образцов шасси: «135Л1» и
«135Л2» с 2-ступенчатыми раздаточными коробками и независимой торсионной
подвеской средних колес, «135М1» с одним 300-сильным дизелем ЯМЗ-238Н, Э135Г с
газотурбинной силовой установкой и «тропический» вариант «135ЛМТ» для поставки в
жаркие страны. Небольшой серией были выпущены 9-тонные бортовые машины «135Л4»
для работы на строительстве газопроводов, а также создан макетный образец
плавающей боевой машины пехоты «проект 1200» (8x8) с пушкой и пулеметом в башне.
В серии «135ЛМ» имелись также варианты с защитным экраном моторного отсека и
бронированной кабиной. В 1975 г. на вооружение была принята одна из самых мощных
советских реактивных систем залпового огня БМ-27 или 9К57 «Ураган»,
разработанная и выпускавшаяся на Мотовилихинских заводах. Она могла запускать 16
реактивных снарядов калибра 220 мм массой по 280,4 кг на расстояние до 35 км.
Первоначально базой пусковой установки 9П140 и транспортно-заряжающей машины
9Т452 с краном грузоподъемностью 300 кг служило шасси ЗИЛ-135ЛМ. С конца 70-х
гг. для систем «Ураган» выпускалось шасси «135ЛМП» с телескопическими
амортизаторами в подвеске, более мощным пневматическим усилителем тормозов и
эффективным отопителем. Опытные плавающие модификации предполагалось
использовать как самоходные 40-тонные понтоны ПММ. Выпуск шасси серии «135»
продолжался до 1994 г.
В 1966 г. СКБ БАЗа начало разработку собственных армейских машин второго
поколения с несущим герметичным сварным корпусом. Это были унифицированные
плавающие шасси полной массой 18-19 т с колесной формулой 6x6, крайними
управляемыми колесами и расстоянием между первыми и вторыми парами осей 2800 и
2600 мм, выполненные по бортовой схеме и приспособленные для боевых действий в
районах, расположенных на высоте до 3500 м над уровнем моря. Они снабжались
танковым 6-цилиндровым двигателем 5Д20Б-300 мощностью 300 л.с., механической
5-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной, независимой
торсионной подвеской, централизованной системой подкачки шин и двумя водометными
движителями. Шасси преодолевали 30-градусный подъем, на шоссе развивали скорость
70 км/ч, на плаву - 8 км/ч. В 1970 г. началось изготовление модели БАЗ-5937 с
полезной нагрузкой 7,3 т, задним расположением силового агрегата и 5-местным
отделением для экипажа. В 1972 г. на вооружение поступили выполненные на ее базе
пусковая установка 9А33Б для всепогодного зенитного ракетного комплекса 9К33
«Оса» с четырьмя ракетами. В 1975 и 1980 гг. появились модернизированные
установки 9А33БМ2 и 9А33БМ3 для комплексов «Оса-АК» и «Оса-АКМ» с шестью
ракетами. Шасси «5938» и «5939», внешне отличавшиеся разной формой передней
части корпуса, использовались под командные пункты, транспортно-заряжающие
машины 9Т217Б/БМ2 и полевые мастерские. В 1976 г. на вооружение был принят
тактический ракетный комплекс 9К79 «Точка» с пусковой установкой 9П129
Волгоградского ГПО «Баррикады», смонтированной на 6,7-тонном шасси БАЗ-5921 с
расположением силового агрегата непосредственно за 4-местным отделением
управления. В 1989 г. ее сменила самоходная установка 9П129-1М для нового
комплекса 9К79-1 «Точка-У». Шасси «5922» с открытым корпусом использовалось для
заряжающих машин 9Т218 и 9Т218-1 с крановым оборудованием. В 7-тонном
транспортном варианте «59223» оно предлагается до сих пор.
Шасси БАЗ-6950, 8X8, 1976 г.
Шасси БАЗ-6944 (8X8) ракетного комплекса 9К714 «Ока», 1983 г.
Балластный тягач БАЗ-6953, 8X8, 1988 г.
Пункт управления «Поляна-Д4М» на шасси БАЗ-69501, 8X8, 1989 г.
Пусковая установка 9П129-1М ракетного комплекса 9К79-1 «Точка-У» на шасси
БАЗ-5921, 6X6, 1989 г.
В начале 70-х гг. СКБ под руководством главного конструктора И. Л. Юрина
приступило к созданию принципиально нового 4-осного плавающего шасси с бортовой
трансмиссией и сближенными парами передних и задних колес на торсионной
подвеске. В 1983 г. на вооружение был принят сверхточный ракетный комплекс 9К714
«Ока», базировавшийся на самоходной установке 9П71 завода «Баррикады»,
смонтированной на новом 12-тонном шасси БАЗ-6944 (8x8) с полностью закрытым
сварным водоизмещающим корпусом. В его средней части размещались 400-сильный
дизель УТД-25 V8, гидромеханическая 5-ступенчатая коробка передач и
2-ступенчатая раздаточная. Две передние оси были управляемыми, для преодоления
водных преград служили два водометных движителя. Военная служба уникального
комплекса «Ока» оказалась слишком короткой: в конце 80-х гг. неожиданно он был
внесен в советско-американский договор о ликвидации ракет средней и меньшей
дальности (РСМД) и снят с вооружения, но базовое шасси послужило основой для
нового поколения военных машин. Одновременно с ним была построена опытная
амфибия «5947» (6x6) с двумя сближенными передними мостами и одним задним, а
также «сухопутное» рамное шасси «6950» (8x8) с 4-местной цельнометаллической
кабиной и грузовой платформой.
Во второй половине 80-х гг. продолжение работ по совершенствованию специальных
шасси под руководством главного конструктора Ю. И. Мосина привело к созданию
машин третьего поколения «Основа-1» с бортовой трансмиссией. Базовым являлось
плавающее 13-тонное корпусное шасси БАЗ-69441 (8x8), внешне напоминавшее модель
«6944», но оборудованное двумя дизельными двигателями КамАЗ-740 мощностью по 210
л.с. и механическими 5-ступенчатыми коробками передач. В это семейство вошло
также неплавающее 14-тонное шасси БАЗ-69501 с двумя моторами КамАЗ-740 и новой
кабиной, которое использовалось для монтажа пунктов боевого управления
зенитно-ракетными комплексами «Поляна-Д4М». Его развитием стали 12-тонное шасси
«69501П» и короткобазный 10,5-тонный вариант «69501ПТ» с цельнометаллической
платформой, а также балластный тягач «6953» для буксировки артиллерийских систем
полной массой до 15 т. Для поддержания общественного порядка в системе МВД СССР
на шасси «695071» был создан мощный водомет «Лавина» с бронированной кабиной,
способный работать при температуре до -30 °С. Его оборудовали цистерной на 8
тыс. л воды и дополнительным 180-сильным мотором для привода насоса ПН-40УВ
производительностью 40 л/с, служившего для подачи воды под давлением 8-9
атмосфер на четыре лафетных ствола, выбрасывавших ее на расстояние до 60 м.
Спецмашина внутренних войск «Лавина» на шасси БАЗ-695071, 8Х8, 1992 г.
Седельный тягач БАЗ-6402, 6Х6, 1997 г.
Балластный тягач БАЗ-6306, 8Х8, 2001 г.
БАЗ-6909, 8Х8, 2004 г.
Рамные 14-тонные шасси «69506», «69507» и «69508» снабжались одним 300-сильным
дизелем ЯМЗ-238Н и механической 8-ступенчатой коробкой передач. К производству
была подготовлена также корпусная амфибия «69481». В связи с начавшейся
перестройкой и прекращением военных заказов выпуск шасси и тягачей на БАЗе
практически прекратился и завод оказался на грани банкротства.
Несмотря на все трудности перехода на рыночные отношения и практически полное
отсутствие в программе гражданской продукции, в 1993 г. АО БАЗ приступило к
созданию обширного семейства неплавающих машин четвертого поколения «Вощина-1»
двойного назначения, приспособленных одновременно для военных и мирных целей.
Коллектив инженеров под руководством главных конструкторов В. П. Трусова и Ю. А.
Шпака, отказавшись от бортовой схемы, создал семейство более простых машин
классической компоновки с 3-местной цельнометаллической кабиной переднего
расположения и установленным за ней силовым агрегатом, механической коробкой
передач и 2-ступенчатой раздаточной, передними управляемыми колесами на
независимой торсионной подвеске и задними колесами на балансирной
рессорно-торсионной, всеми блокирующимися дифференциалами, колесными редукторами
и системой регулирования давления воздуха в шинах. Базовыми в этой гамме
являются 18-тонное шасси БАЗ-6909 (8x8) с расстоянием между средними парами
колес 3600 мм и длиннобазная 20-тонная модификация «6910» (4250 мм) для
установки различного оборудования и вооружения. В семейство входят также
13,5-тонное шасси «69092» (6x6) для инженерного оснащения, балластный тягач
«6306» (8x8) для буксировки артиллерийских систем массой 15 т и седельный
вариант «6402» (6x6), работающий в составе автопоездов полной массой 50 т. Были
построены также образцы седельного тягача «6403» (8x8) и 30-тонного шасси
«79094» (10x10). Одновременно завод изготовил многоцелевые шасси «69095» (6x6),
«69096» (10x8) и «69099» (12x12) грузоподъемностью 14,2-36,0 т с монтажной
длиной рамы до 12 м. Все машины комплектуются дизельными двигателями с
турбонадцувом Ярославского моторного завода (модели «8424», «8425», «7511»,
«849») мощностью 400-500 л.с., двухдисковым сцеплением ЯМЗ-151 и 9-ступенчатой
коробкой передач ЯМЗ-202. Они приспособлены для работы в наиболее суровых
климатических зонах на высоте до 4650 м над уровнем моря, развивают скорость на
шоссе 50-80 км/ч, имеют запас хода 800-1000 км, преодолевают подъемы в 30° и
1,4-метровый брод. В начале 2000-х гг. это семейство принято на вооружение
Российской армии. За все время своего существования Брянский завод разработал
около 70 различных колесных шасси, из которых 32 выпускались серийно.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
БАЗ/БЗКТ - Брянск; СССР/Россия, 1958...
Брянский автомобильный завод (БАЗ), с июня 1998 г. - Брянский завод колесных
тягачей (БЗКТ), был основан 4 июня 1958 г. на территории тракторного
производства Стальзавода. Он стал филиалом московского предприятия ЗИЛ по
производству агрегатов и запасных частей к серийным грузовикам, но уже со
следующего года фактически превратился в его отделение по выпуску специальной
военной автомобильной техники. Первой продукцией БАЗа были бронетранспортеры
БТР-152В1 и амфибии ЗИЛ-485А, собиравшиеся ранее в Москве. Толчком к дальнейшему
развитию армейской автотехники послужило создание на БАЗе в 1960 г. собственного
СКБ. Летом 1961 г. там появилась первая разработка - специальное шасси БАЗ-930
(8x8) для установки ракетного оружия. Оно не обладало необходимой надежностью и
проходимостью, проиграв в конкурсе Министерства обороны СССР машине ЗИЛ-135Л
(8x8), созданной конструктором В. А. Грачевым. Учитывая важность и срочность
принятия на вооружение высокомобильных носителей ракетного вооружения, в том же
1961 г. из Москвы на БАЗ перевели производство шасси ЗИЛ-135К, хотя в Брянске
под руководством главного конструктора Р. А. Розова уже были созданы собственные
модернизированные шасси БАЗ-931 и БАЗ-932 (8x8). Длиннобазное шасси ЗИЛ-135К
было выполнено по бортовой схеме раздачи мощности с двумя карбюраторными
7-литровыми двигателями ЗИЛ-375 V8 по 180 л.с., каждый из которых имел
трансмиссию с гидромеханической 3-ступенчатой коробкой передач, дополнительным
2-ступенчатым редуктором и системой привода четырех колес своего борта, что
позволяло облегчить машину, повысить подвижность и обеспечить ее живучесть при
отказе одного силового агрегата. Шасси без упругой подвески имело оригинальную
компоновку с двумя сближенными на расстояние 1,6 м средними мостами и двумя
управляемыми крайними парами колес, поворачивавшимися в противоположные стороны,
централизованную систему регулирования давления воздуха в шинах и смещенные
вперед силовые агрегаты, располагавшиеся в переднем свесе рамы под 4-местной
кабиной из полиэфирной смолы и стеклопластика с обратным наклоном лобового
стекла. Это обеспечивало полезную длину грузовой платформы 9 м и возможность
установки на ней крупногабаритных ракетных комплексов. Машина развивала скорость
65 км/ч, могла преодолевать рвы шириной до 2,4 м, подъемы крутизной 29° и
1,1-метровый брод. Уже в 1961 г. на шасси ЗИЛ-135К начали монтировать
11-метровые пусковые установки 2П30 с контейнером для крылатых ракет П-5. В 1962
г. началась сборка шасси ЗИЛ-135М с удлиненной 5-местной кабиной, а с 1965 г.
выпускался вариант ЗИЛ-135МБ с одним 300-сильным двигателем ЯМЗ-238Н V8,
5-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной с межбортовым
блокируемым дифференциалом. Последнее шасси использовалось для пусковой
установки СПУ-35Б берегового оперативно-тактического ракетного комплекса Редут.
На модернизированном варианте ЗИЛ-135МБК монтировалась пусковая система СПУ-143
комплекса Рейс для запуска беспилотных летательных аппаратов Ту-143 тактической
разведки, а также тяжелая транспортно-заряжающая машина ТЗМ-143 с платформой и
краном.
В декабре 1964 г., после окончательной доводки в Москве, на БАЗе стали
изготовлять шасси ЗИЛ-135ЛМ (8x8). Его главными отличиями от ЗИЛ-135К являлись
расположение силовых агрегатов между первой и второй парами колес, сказавшееся
на уменьшении полезной длины грузовой платформы, использование механической
5-ступенчатой коробки передач, независимой торсионной подвески крайних колес и
новой 4-местной стеклопластиковой кабины. На первой же партии из 10 машин
БАЗ-135ЛМ, развивавших скорость 65 км/ч, смонтировали самоходные пусковые
установки 9П113 тактического ракетного комплекса 9К52 Луна-М, созданные
Волгоградским заводом «Баррикады», а также оборудование транспортно-заряжающей
машины 9Т29. В 1964-68 гг. на БАЗе изготовили несколько опытных образцов шасси:
БАЗ-135Л1 и БАЗ-135Л2 с 2-ступенчатыми раздаточными коробками и независимой
торсионной подвеской средних колес, БАЗ-135М1 с одним 300-сильным дизелем
ЯМЗ-238Н, БАЗ-135Г с газотурбинной силовой установкой и «тропический» вариант
БАЗ-135ЛМТ для поставки в жаркие страны. Небольшой серией были выпущены 9-тонные
бортовые машины БАЗ-135Л4 для работы на строительстве газопроводов, а также
создан макетный образец плавающей боевой машины пехоты Проект-1200 (8x8) с
пушкой и пулеметом в башне. В серии БАЗ-135ЛМ имелись также варианты с защитным
экраном моторного отсека и бронированной кабиной. В 1975 г. на вооружение была
принята одна из самых мощных советских реактивных систем залпового огня БМ-27
или 9К57 Ураган, разработанная и выпускавшаяся на Мотовилихинских заводах. Она
могла запускать 16 реактивных снарядов калибра 220 мм массой по 280,4 кг на
расстояние до 35 км. Первоначально базой пусковой установки 9П140 и
транспортно-заряжающей машины 9Т452 с краном грузоподъемностью 300 кг служило
шасси ЗИЛ-135ЛМ. С конца 70-х гг. для систем Ураган выпускалось шасси БАЗ-135ЛМП
с телескопическими амортизаторами в подвеске, более мощным пневматическим
усилителем тормозов и эффективным отопителем. Опытные плавающие модификации
предполагалось использовать как самоходные 40-тонные понтоны ПММ. Выпуск шасси
серии БАЗ-135 продолжался до 1994 г.
В 1966 г. СКБ БАЗа начало разработку собственных армейских машин второго
поколения с несущим герметичным сварным корпусом. Это были унифицированные
плавающие шасси полной массой 18-19 т с колесной формулой 6x6, крайними
управляемыми колесами и расстоянием между первыми и вторыми парами осей 2800 и
2600 мм, выполненные по бортовой схеме и приспособленные для боевых действий в
районах, расположенных на высоте до 3500 м над уровнем моря. Они снабжались
танковым 6-цилиндровым двигателем 5Д20Б-300 мощностью 300 л.с., механической
5-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной, независимой
торсионной подвеской, централизованной системой подкачки шин и двумя водометными
движителями. Шасси преодолевали 30-градусный подъем, на шоссе развивали скорость
70 км/ч, на плаву - 8 км/ч. В 1970 г. началось изготовление модели БАЗ-5937 с
полезной нагрузкой 7,3 т, задним расположением силового агрегата и 5-местным
отделением для экипажа. В 1972 г. на вооружение поступили выполненные на ее базе
пусковая установка 9А33Б для всепогодного зенитного ракетного комплекса 9К33 Оса
с четырьмя ракетами. В 1975 и 1980 гг. появились модернизированные установки
9А33БМ2 и 9А33БМ3 для комплексов Оса-АК и Оса-АКМ с шестью ракетами. Шасси
БАЗ-5938 и БАЗ-5939, внешне отличавшиеся разной формой передней части корпуса,
использовались под командные пункты, транспортно-заряжающие машины 9Т217Б,
9Т217БМ2 и полевые мастерские. В 1976 г. на вооружение был принят тактический
ракетный комплекс 9К79 Точка с пусковой установкой 9П129 Волгоградского ГПО
«Баррикады», смонтированной на 6,7-тонном шасси БАЗ-5921 с расположением
силового агрегата непосредственно за 4-местным отделением управления. В 1989 г.
ее сменила самоходная установка 9П129-1М для нового комплекса 9К79-1 Точка-У.
Шасси БАЗ-5922 с открытым корпусом использовалось для заряжающих машин 9Т218 и
9Т218-1 с крановым оборудованием. В 7-тонном транспортном варианте БАЗ-59223 оно
предлагается до сих пор.
В начале 70-х гг. СКБ под руководством главного конструктора И. Л. Юрина
приступило к созданию принципиально нового 4-осного плавающего шасси с бортовой
трансмиссией и сближенными парами передних и задних колес на торсионной
подвеске. В 1983 г. на вооружение был принят сверхточный ракетный комплекс 9К714
Ока, базировавшийся на самоходной установке 9П71 завода «Баррикады»,
смонтированной на новом 12-тонном шасси БАЗ-6944 (8x8) с полностью закрытым
сварным водоизмещающим корпусом. В его средней части размещались 400-сильный
дизель УТД-25 V8, гидромеханическая 5-ступенчатая коробка передач и
2-ступенчатая раздаточная. Две передние оси были управляемыми, для преодоления
водных преград служили два водометных движителя. Военная служба уникального
комплекса Ока оказалась слишком короткой: в конце 80-х гг. неожиданно он был
внесен в советско-американский договор о ликвидации ракет средней и меньшей
дальности (РСМД) и снят с вооружения, но базовое шасси послужило основой для
нового поколения военных машин. Одновременно с ним была построена опытная
амфибия БАЗ-5947 (6x6) с двумя сближенными передними мостами и одним задним, а
также «сухопутное» рамное шасси БАЗ-6950 (8x8) с 4-местной цельнометаллической
кабиной и грузовой платформой.
Во второй половине 80-х гг. продолжение работ по совершенствованию специальных
шасси под руководством главного конструктора Ю. И. Мосина привело к созданию
машин третьего поколения Основа-1 с бортовой трансмиссией. Базовым являлось
плавающее 13-тонное корпусное шасси БАЗ-69441 (8x8), внешне напоминавшее модель
БАЗ-6944, но оборудованное двумя дизельными двигателями КамАЗ-740 мощностью по
210 л.с. и механическими 5-ступенчатыми коробками передач. В это семейство вошло
также неплавающее 14-тонное шасси БАЗ-69501 с двумя моторами КамАЗ-740 и новой
кабиной, которое использовалось для монтажа пунктов боевого управления
зенитно-ракетными комплексами Поляна-Д4М. Его развитием стали 12-тонное шасси
БАЗ-69501П и короткобазный 10,5-тонный вариант БАЗ-69501ПТ с цельнометаллической
платформой, а также балластный тягач БАЗ-6953 для буксировки артиллерийских
систем полной массой до 15 т. Для поддержания общественного порядка в системе
МВД СССР на шасси БАЗ-695071 был создан мощный водомет Лавина с бронированной
кабиной, способный работать при температуре до -30°С. Его оборудовали цистерной
на 8 тыс. литров воды и дополнительным 180-сильным мотором для привода насоса
ПН-40УВ производительностью 40 л/с, служившего для подачи воды под давлением 8-9
атмосфер на четыре лафетных ствола, выбрасывавших ее на расстояние до 60 м.
Рамные 14-тонные шасси БАЗ-69506, БАЗ-69507 и БАЗ-69508 снабжались одним
300-сильным дизелем ЯМЗ-238Н и механической 8-ступенчатой коробкой передач. К
производству была подготовлена также корпусная амфибия БАЗ-69481. В связи с
начавшейся перестройкой и прекращением военных заказов выпуск шасси и тягачей на
БАЗе практически прекратился и завод оказался на грани банкротства.
Несмотря на все трудности перехода на рыночные отношения и практически полное
отсутствие в программе гражданской продукции, в 1993 г. АО БАЗ приступило к
созданию обширного семейства неплавающих машин четвертого поколения Вощина-1
двойного назначения, приспособленных одновременно для военных и мирных целей.
Коллектив инженеров под руководством главных конструкторов В. П. Трусова и Ю. А.
Шпака, отказавшись от бортовой схемы, создал семейство более простых машин
классической компоновки с 3-местной цельнометаллической кабиной переднего
расположения и установленным за ней силовым агрегатом, механической коробкой
передач и 2-ступенчатой раздаточной, передними управляемыми колесами на
независимой торсионной подвеске и задними колесами на балансирной
рессорно-торсионной подвеске, всеми блокирующимися дифференциалами, колесными
редукторами и системой регулирования давления воздуха в шинах. Базовыми в этой
гамме являются 18-тонное шасси БАЗ-6909 (8x8) с расстоянием между средними
парами колес 3600 мм и длиннобазная 20-тонная модификация БАЗ-6910 (4250 мм) для
установки различного оборудования и вооружения. В семейство входят также
13,5-тонное шасси БАЗ-69092 (6x6) для инженерного оснащения, балластный тягач
БАЗ-6306 (8x8) для буксировки артиллерийских систем массой 15 т и седельный
вариант БАЗ-6402 (6x6), работающий в составе автопоездов полной массой 50 т.
Были построены также образцы седельного тягача БАЗ-6403 (8x8) и 30-тонного шасси
БАЗ-79094 (10x10). Одновременно завод изготовил многоцелевые шасси БАЗ-69095
(6x6), БАЗ-69096 (10x8) и БАЗ-69099 (12x12) грузоподъемностью 14,2-36 т с
монтажной длиной рамы до 12 м. Все машины комплектуются дизельными двигателями с
турбонадцувом Ярославского моторного завода (ЯМЗ-8424, ЯМЗ-8425, ЯМЗ-7511,
ЯМЗ-849) мощностью 400-500 л.с., двухдисковым сцеплением ЯМЗ-151 и 9-ступенчатой
коробкой передач ЯМЗ-202. Они приспособлены для работы в наиболее суровых
климатических зонах на высоте до 4650 м над уровнем моря, развивают скорость на
шоссе 50-80 км/ч, имеют запас хода 800-1000 км, преодолевают подъемы в 30° и
1,4-метровый брод. В начале 2000-х гг. это семейство принято на вооружение
Российской армии. За все время своего существования Брянский завод разработал
около 70 различных колесных шасси, из которых 32 выпускались серийно.
1) Пусковая установка ракет П-5 на шасси БАЗ-135К 8x8 '1961
2) Пусковая установка ракет П-5 на шасси ЗИЛ-135К 8x8 '1961
3) Пусковая установка 9П113 комплекса 9К52 Луна-М на шасси БАЗ-135ЛМ 8x8 '1964
4) Шасси БАЗ-5938 для командного комплекса '1973
5) Шасси БАЗ-5939 для транспортно-заряжающей машины '1973
6) Машина ТЗМ-143 комплекса Рейс на шасси БАЗ-135МБК '1976
7) Шасси БАЗ-5921 ракетного комплекса 9К79 Точка 6x6 '1976
8) Шасси БАЗ-6950 8x8 '1976
9) Пусковая установка СПУ-143 разведывательного комплекса Рейс на шасси
БАЗ-135МБК '1978
10) Зенитная установка 9А33БМ3 ракетного комплекса 9К33М3 Оса-АКМ на шасси
БАЗ-5937 6x6 '1980
11) Шасси БАЗ-6944 ракетного комплекса 9К714 Ока 8x8 '1983
12) Балластный тягач БАЗ-6953 8x8 '1988
13) Пункт управления Поляна-Д4М на шасси БАЗ-69501 8x8 '1989
14) Пусковая установка 9П129-1М ракетного комплекса 9К79-1 Точка-У на шасси
БАЗ-5921 6x6 '1989
15) Спецмашина внутренних войск Лавина на шасси БАЗ-695071 8x8 '1992
16) Седельный тягач БАЗ-6402 6х6 '1997
17) Балластный тягач БАЗ-6306 8x8 '2001
18) БАЗ-6909 8x8 '2004
19) Система залпового огня 9К57 Ураган на шасси БАЗ-135ЛМП
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с