БАЗ/БЗКТ
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

БАЗ/БЗКТ - Брянск; СССР/Россия, 1958...
Брянский автомобильный завод (БАЗ), с июня 1998 г. - Брянский завод колесных тягачей (БЗКТ), был основан 4 июня 1958 г. на территории тракторного производства Стальзавода. Он стал филиалом московского предприятия ЗИЛ по производству агрегатов и запасных частей к серийным грузовикам, но уже со следующего года фактически превратился в его отделение по выпуску специальной военной автомобильной техники.
Первой продукцией БАЗа были бронетранспортеры БТР-152В1 и амфибии ЗИЛ-485А, собиравшиеся ранее в Москве. Толчком к дальнейшему развитию армейской автотехники послужило создание на БАЗе в 1960 г. собственного СКБ. Летом 1961 г. там появилась первая разработка - специальное шасси БАЗ-930 (8x8) для установки ракетного оружия.
Оно не обладало необходимой надежностью и проходимостью, проиграв в конкурсе Министерства обороны СССР машине ЗИЛ-135Л (8x8), созданной конструктором В. А. Грачевым. Учитывая важность и срочность принятия на вооружение высокомобильных носителей ракетного вооружения, в том же 1961 г. из Москвы на БАЗ перевели производство шасси ЗИЛ-135К, хотя в Брянске под руководством главного конструктора Р. А. Розова уже были созданы собственные модернизированные шасси БАЗ-931 и БАЗ-932 (8x8).
Длиннобазное шасси ЗИЛ-135К было выполнено по бортовой схеме раздачи мощности с двумя карбюраторными 7-литровыми двигателями ЗИЛ-375 V8 по 180 л.с., каждый из которых имел трансмиссию с гидромеханической 3-ступенчатой коробкой передач, дополнительным 2-ступенчатым редуктором и системой привода четырех колес своего борта, что позволяло облегчить машину, повысить подвижность и обеспечить ее живучесть при отказе одного силового агрегата.
Шасси без упругой подвески имело оригинальную компоновку с двумя сближенными на расстояние 1,6 м средними мостами и двумя управляемыми крайними парами колес, поворачивавшимися в противоположные стороны, централизованную систему регулирования давления воздуха в шинах и смещенные вперед силовые агрегаты, располагавшиеся в переднем свесе рамы под 4-местной кабиной из полиэфирной смолы и стеклопластика с обратным наклоном лобового стекла. Это обеспечивало полезную длину грузовой платформы 9 м и возможность установки на ней крупногабаритных ракетных комплексов. Машина развивала скорость 65 км/ч, могла преодолевать рвы шириной до 2,4 м, подъемы крутизной 29° и 1,1-метровый брод.
Уже в 1961 г. на шасси ЗИЛ-135К начали монтировать 11-метровые пусковые установки 2П30 с контейнером для крылатых ракет П-5. В 1962 г. началась сборка шасси ЗИЛ-135М с удлиненной 5-местной кабиной, а с 1965 г. выпускался вариант ЗИЛ-135МБ с одним 300-сильным двигателем ЯМЗ-238Н V8, 5-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной с межбортовым блокируемым дифференциалом. Последнее шасси использовалось для пусковой установки СПУ-35Б берегового оперативно-тактического ракетного комплекса Редут. На модернизированном варианте ЗИЛ-135МБК монтировалась пусковая система СПУ-143 комплекса Рейс для запуска беспилотных летательных аппаратов Ту-143 тактической разведки, а также тяжелая транспортно-заряжающая машина ТЗМ-143 с платформой и краном.
В декабре 1964 г., после окончательной доводки в Москве, на БАЗе стали изготовлять шасси ЗИЛ-135ЛМ (8x8). Его главными отличиями от ЗИЛ-135К являлись расположение силовых агрегатов между первой и второй парами колес, сказавшееся на уменьшении полезной длины грузовой платформы, использование механической 5-ступенчатой коробки передач, независимой торсионной подвески крайних колес и новой 4-местной стеклопластиковой кабины.
На первой же партии из 10 машин БАЗ-135ЛМ, развивавших скорость 65 км/ч, смонтировали самоходные пусковые установки 9П113 тактического ракетного комплекса 9К52 Луна-М, созданные Волгоградским заводом «Баррикады», а также оборудование транспортно-заряжающей машины 9Т29.
В 1964-68 гг. на БАЗе изготовили несколько опытных образцов шасси: БАЗ-135Л1 и БАЗ-135Л2 с 2-ступенчатыми раздаточными коробками и независимой торсионной подвеской средних колес, БАЗ-135М1 с одним 300-сильным дизелем ЯМЗ-238Н, БАЗ-135Г с газотурбинной силовой установкой и «тропический» вариант БАЗ-135ЛМТ для поставки в жаркие страны. Небольшой серией были выпущены 9-тонные бортовые машины БАЗ-135Л4 для работы на строительстве газопроводов, а также создан макетный образец плавающей боевой машины пехоты Проект-1200 (8x8) с пушкой и пулеметом в башне. В серии БАЗ-135ЛМ имелись также варианты с защитным экраном моторного отсека и бронированной кабиной.
В 1975 г. на вооружение была принята одна из самых мощных советских реактивных систем залпового огня БМ-27 или 9К57 Ураган, разработанная и выпускавшаяся на Мотовилихинских заводах. Она могла запускать 16 реактивных снарядов калибра 220 мм массой по 280,4 кг на расстояние до 35 км. Первоначально базой пусковой установки 9П140 и транспортно-заряжающей машины 9Т452 с краном грузоподъемностью 300 кг служило шасси ЗИЛ-135ЛМ. С конца 70-х гг. для систем Ураган выпускалось шасси БАЗ-135ЛМП с телескопическими амортизаторами в подвеске, более мощным пневматическим усилителем тормозов и эффективным отопителем. Опытные плавающие модификации предполагалось использовать как самоходные 40-тонные понтоны ПММ. Выпуск шасси серии БАЗ-135 продолжался до 1994 г.
В 1966 г. СКБ БАЗа начало разработку собственных армейских машин второго поколения с несущим герметичным сварным корпусом. Это были унифицированные плавающие шасси полной массой 18-19 т с колесной формулой 6x6, крайними управляемыми колесами и расстоянием между первыми и вторыми парами осей 2800 и 2600 мм, выполненные по бортовой схеме и приспособленные для боевых действий в районах, расположенных на высоте до 3500 м над уровнем моря.
Они снабжались танковым 6-цилиндровым двигателем 5Д20Б-300 мощностью 300 л.с., механической 5-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной, независимой торсионной подвеской, централизованной системой подкачки шин и двумя водометными движителями. Шасси преодолевали 30-градусный подъем, на шоссе развивали скорость 70 км/ч, на плаву - 8 км/ч.
В 1970 г. началось изготовление модели БАЗ-5937 с полезной нагрузкой 7,3 т, задним расположением силового агрегата и 5-местным отделением для экипажа. В 1972 г. на вооружение поступили выполненные на ее базе пусковая установка 9АЗЗБ для всепогодного зенитного ракетного комплекса 9КЗЗ Оса с четырьмя ракетами. В 1975 и 1980 гг. появились модернизированные установки 9АЗЗБМ2 и 9АЗЗБМЗ для комплексов Оса-АК и Оса-АКМ с шестью ракетами.
Шасси БАЗ-5938 и БАЗ-5939, внешне отличавшиеся разной формой передней части корпуса, использовались под командные пункты, транспортно-заряжающие машины 9Т217Б, 9Т217БМ2 и полевые мастерские. В 1976 г. на вооружение был принят тактический ракетный комплекс 9К79 Точка с пусковой установкой 9П129 Волгоградского ГПО «Баррикады», смонтированной на 6,7-тонном шасси БАЗ-5921 с расположением силового агрегата непосредственно за 4-местным отделением управления. В 1989 г. ее сменила самоходная установка 9П129-1М для нового комплекса 9К79-1 Точка-У. Шасси БАЗ-5922 с открытым корпусом использовалось для заряжающих машин 9Т218 и 9Т218-1 с крановым оборудованием. В 7-тонном транспортном варианте БАЗ-59223 оно предлагается до сих пор.
В начале 70-х гг. СКБ под руководством главного конструктора И. Л. Юрина приступило к созданию принципиально нового 4-осного плавающего шасси с бортовой трансмиссией и сближенными парами передних и задних колес на торсионной подвеске.
В 1983 г. на вооружение был принят сверхточный ракетный комплекс 9К714 Ока, базировавшийся на самоходной установке 9П71 завода «Баррикады», смонтированной на новом 12-тонном шасси БАЗ-6944 (8x8) с полностью закрытым сварным водоизмещающим корпусом. В его средней части размещались 400-сильный дизель УТД-25 V8, гидромеханическая 5-ступенчатая коробка передач и 2-ступенчатая раздаточная. Две передние оси были управляемыми, для преодоления водных преград служили два водометных движителя.
Военная служба уникального комплекса Ока оказалась слишком короткой: в конце 80-х гг. неожиданно он был внесен в советско-американский договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) и снят с вооружения, но базовое шасси послужило основой для нового поколения военных машин. Одновременно с ним была построена опытная амфибия БАЗ-5947 (6x6) с двумя сближенными передними мостами и одним задним, а также «сухопутное» рамное шасси БАЗ-6950 (8x8) с 4-местной цельнометаллической кабиной и грузовой платформой.
Во второй половине 80-х гг. продолжение работ по совершенствованию специальных шасси под руководством главного конструктора Ю. И. Мосина привело к созданию машин третьего поколения Основа-1 с бортовой трансмиссией. Базовым являлось плавающее 13-тонное корпусное шасси БАЗ-69441 (8x8), внешне напоминавшее модель БАЗ-6944, но оборудованное двумя дизельными двигателями КамАЗ-740 мощностью по 210 л.с. и механическими 5-ступенчатыми коробками передач. В это семейство вошло также неплавающее 14-тонное шасси БАЗ-69501 с двумя моторами КамАЗ-740 и новой кабиной, которое использовалось для монтажа пунктов боевого управления зенитно-ракетными комплексами Поляна-Д4М. Его развитием стали 12-тонное шасси БАЗ-69501П и короткобазный 10,5-тонный вариант БАЗ-69501ПТ с цельнометаллической платформой, а также балластный тягач БАЗ-6953 для буксировки артиллерийских систем полной массой до 15 т.
Для поддержания общественного порядка в системе МВД СССР на шасси БАЗ-695071 был создан мощный водомет Лавина с бронированной кабиной, способный работать при температуре до –30°С. Его оборудовали цистерной на 8 тыс. литров воды и дополнительным 180-сильным мотором для привода насоса ПН-40УВ производительностью 40 л/с, служившего для подачи воды под давлением 8-9 атмосфер на четыре лафетных ствола, выбрасывавших ее на расстояние до 60 м.
Рамные 14-тонные шасси БАЗ-69506, БАЗ-69507 и БАЗ-69508 снабжались одним 300-сильным дизелем ЯМЗ-238Н и механической 8-ступенчатой коробкой передач. К производству была подготовлена также корпусная амфибия БАЗ-69481. В связи с начавшейся перестройкой и прекращением военных заказов выпуск шасси и тягачей на БАЗе практически прекратился и завод оказался на грани банкротства.
Несмотря на все трудности перехода на рыночные отношения и практически полное отсутствие в программе гражданской продукции, в 1993 г. АО БАЗ приступило к созданию обширного семейства неплавающих машин четвертого поколения Вощина-1 двойного назначения, приспособленных одновременно для военных и мирных целей. Коллектив инженеров под руководством главных конструкторов В. П. Трусова и Ю. А. Шпака, отказавшись от бортовой схемы, создал семейство более простых машин классической компоновки с 3-местной цельнометаллической кабиной переднего расположения и установленным за ней силовым агрегатом, механической коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной, передними управляемыми колесами на независимой торсионной подвеске и задними колесами на балансирной рессорно-торсионной подвеске, всеми блокирующимися дифференциалами, колесными редукторами и системой регулирования давления воздуха в шинах.
Базовыми в этой гамме являются 18-тонное шасси БАЗ-6909 (8x8) с расстоянием между средними парами колес 3600 мм и длинно-базная 20-тонная модификация БАЗ-6910 (4250 мм) для установки различного оборудования и вооружения. В семейство входят также 13,5-тонное шасси БАЗ-69092 (6x6) для инженерного оснащения, балластный тягач БАЗ-6306 (8x8) для буксировки артиллерийских систем массой 15 т и седельный вариант БАЗ-6402 (6x6), работающий в составе автопоездов полной массой 50 т.
Были построены также образцы седельного тягача БАЗ-6403 (8x8) и 30-тонного шасси БАЗ-79094 (10x10). Одновременно завод изготовил многоцелевые шасси БАЗ-69095 (6x6), БАЗ-69096 (10x8) и БАЗ-69099 (12x12) грузоподъемностью 14,2-36 т с монтажной длиной рамы до 12 м. Все машины комплектуются дизельными двигателями с турбонадцувом Ярославского моторного завода (ЯМЗ-8424, ЯМЗ-8425, ЯМЗ-7511, ЯМЗ-849) мощностью 400-500 л.с., двухдисковым сцеплением ЯМЗ-151 и 9-ступенчатой коробкой передач ЯМЗ-202. Они приспособлены для работы в наиболее суровых климатических зонах на высоте до 4650 м над уровнем моря, развивают скорость на шоссе 50-80 км/ч, имеют запас хода 800-1000 км, преодолевают подъемы в 30° и 1,4-метровый брод. В начале 2000-х гг. это семейство принято на вооружение Российской армии. За все время своего существования Брянский завод разработал около 70 различных колесных шасси, из которых 32 выпускались серийно.

- Пусковая установка ракет П-5 на шасси БАЗ-135К 8x8 '1961
- Пусковая установка ракет П-5 на шасси ЗИЛ-135К 8x8 '1961
- Пусковая установка 9П113 комплекса 9К52 Луна-М на шасси БАЗ-135ЛМ 8x8 '1964
- Шасси БАЗ-5938 для командного комплекса '1973
- Шасси БАЗ-5939 для транспортно-заряжающей машины '1973
- Машина ТЗМ-143 комплекса Рейс на шасси БАЗ-135МБК '1976
- Шасси БАЗ-5921 ракетного комплекса 9К79 Точка 6x6 '1976
- Шасси БАЗ-6950 8x8 '1976
- Пусковая установка СПУ-143 разведывательного комплекса Рейс на шасси БАЗ-135МБК '1978
- Зенитная установка 9АЗЗБМЗ ракетного комплекса 9КЗЗМЗ Оса-АКМ на шасси БАЗ-5937 6x6 '1980
- Шасси БАЗ-6944 ракетного комплекса 9К714 Ока 8x8 '1983
- Балластный тягач БАЗ-6953 8x8 '1988
- Пункт управления Поляна-Д4М на шасси БАЗ-69501 8x8 '1989
- Пусковая установка 9П129-1М ракетного комплекса 9К79-1 Точка-У на шасси БАЗ-5921 6x6 '1989
- Спецмашина внутренних войск Лавина на шасси БАЗ-695071 8x8 '1992
- Седельный тягач БАЗ-6402 6х6 '1997
- Балластный тягач БАЗ-6306 8x8 '2001
- БАЗ-6909 8x8 '2004
- Система залпового огня 9К57 Ураган на шасси БАЗ-135ЛМП