BENZ
999099009000999999999
 

БЕНЦ

(BENZ)

Мангейм/Гаггенау, Германия, 1901-1926

Эта фирма носит имя Карла Бенца (Carl Benz), построившего в 1886 г. первый в мире 3-колесный автомобиль с бензиновым двигателем. Все последующие годы он посвятил совершенствованию моторов и самоходных экипажей различного назначения, но военных машин среди них долгое время не было. Лишь в начале XX века, построив свои первые грузовые автомобили, способные перевозить до 5 т грузов и буксировать пушки, Бенц предложил их германскому военному ведомству, но оно не проявило к ним никакого интереса. В 1903 г. Бенц покинул свою фирму, которая переключилась на изготовление легковых автомобилей. С началом Первой мировой войны они стали поступать в германские вооруженные силы, где служили как штабные и санитарные машины. На одной из них в 1916 г. испытывали оригинальные металлические колеса с радиальными пружинами, которыми предполагалось заменить пневматические шины.

Штабной «Бенц» с «пружинными» колесами, 1916 г.

Бенц ML13, 1912 г.

Бронеавтомобиль на шасси «Бенц 35/40PS», 1912 г.

Бенц КР (45PS), 1918 г.

Бенц/21 (VP21), 4X4, 1921 г.

Между тем первые военные автомобили вошли в программу «Бенца» еще в 1912 г. с приобретением небольшой фирмы ЗАФ (SAF) из Гаггенау, располагавшей достаточно обширной гаммой грузовиков, переименованных в «Бенц-Гаггенау» (Benz-Gaggenau). Накануне Первой мировой войны для германской армии фирма предлагала несколько моделей грузоподъемностью 1-5 т - от легких фургонов BL10 (20/25PS) до грузовиков ML13 (45/50PS), оборудованных 4-цилиндровыми моторами мощностью 25-50 л.с., карданным или цепным приводом задних колес. В 1912 г. базовые модели BL10, KL11 и ML13 были представлены на Всероссийском пробеге военных грузовиков. Одновременно в России появился и один из первых иностранных броневиков, так называемый блиндированный автобус. Его построили в Германии на грузовом шасси «Бенц 35/40PS», оборудовав корпусом на 6 членов экипажа, в распоряжении которых находились три пулемета «Максим» (Maxim) калибра 7,62 мм.

Крупные военные заказы, поступившие на фирму с началом войны, позволили в 1916 г. занять под выпуск армейских грузовиков производственные площади головного завода в Мангейме, где собирали 3-тонный автомобиль «3KL» с 45-сильным мотором. В 1918 г. его сменил 50-сильный вариант ЕТ3 с карданным приводом задних колес. Главной продукцией предприятия в Гаггенау долгое время оставался 5-тонный грузовик «5К» с двигателем мощностью 58 л.с. Кроме него там было собрано 105 тяжелых артиллерийских тягачей 80PS, а также организован выпуск 45-сильных машин КР (45PS), так называемых моторных передков, - короткобазных тягачей с местами для экипажа буксируемого орудия и гусеницами, навешивавшимися на задние колеса.

После войны фирма, лишившаяся государственных заказов, переориентировалась на выпуск гражданской продукции Единственной машиной военного назначения в ее программе был стандартизованный броневик «Бенц/21» или VP21 (4x4) для сил безопасности и полиции, снабженный односкатными ведущими и управляемыми колесами большого диаметра с литыми шинами, 4-цилиндровым мотором (12,3 л, 100 л.с.), 6-ступенчатой коробкой передач, высоким бронекорпусом для экипажа из 5 человек с двумя пулеметными башнями или одной наблюдательной. Машина с боевой массой 11 т могла двигаться со скоростью 50 км/ч. В 1921-25 гг. их построили 24 экземпляра. К середине 20-х гг. «Бенц» оказался в труднейшем финансовом положении, и в 1926 г. его поглотила более крупная фирма «Даймлер» (Daimler). Так появилась новая автомобильная компания «Даймлер-Бенц» (Daimler-Benz).

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

БЕНЦ
(BENZ)
Мангейм/Гаггенау
Германия
1901-1926
Эта фирма носит имя Карла Бенца (Carl Benz), построившего в 1886 г. первый в мире 3-колесный автомобиль с бензиновым двигателем. Все последующие годы он посвятил совершенствованию моторов и самоходных экипажей различного назначения, но военных машин среди них долгое время не было. Лишь в начале ХХ века, построив свои первые грузовые автомобили, способные перевозить до 5 т грузов и буксировать пушки, Бенц предложил их германскому военному ведомству, но оно не проявило к ним никакого интереса. В 1903 г. Бенц покинул свою фирму, которая переключилась на изготовление легковых автомобилей. С началом Первой мировой войны они стали поступать в германские вооруженные силы, где служили как штабные и санитарные машины. На одной из них в 1916 г. испытывали оригинальные металлические колеса с радиальными пружинами, которыми предполагалось заменить пневматические шины.
Между тем первые военные автомобили вошли в программу "Бенца" еще в 1912 г. с приобретением небольшой фирмы ЗАФ (SAF) из Гаггенау, располагавшей достаточно обширной гаммой грузовиков, переименованных в "Бенц-Гаггенау" (Benz-Gaggenau). Накануне Первой мировой войны для германской армии фирма предлагала несколько моделей грузоподъемностью 1-5 т - от легких фургонов BL10 (20/25PS) до грузовиков ML13 (45/50PS), оборудованных 4-цилиндровыми моторами мощностью 25-50 л.с., карданным или цепным приводом задних колес. В 1912 г. базовые модели BL10, KL11 и ML13 были представлены на Всероссийском пробеге военных грузовиков. Одновременно в России появился и один из первых иностранных броневиков, так называемый блиндированный автобус. Его построили в Германии на грузовом шасси "Бенц 35/40PS", оборудовав корпусом на 6 членов экипажа, в распоряжении которых находились три пулемета "Максим" (Maxim) калибра 7,62 мм.
Крупные военные заказы, поступившие на фирму с началом войны, позволили в 1916 г. занять под выпуск армейских грузовиков производственные площади головного завода в Мангейме, где собирали 3-тонный автомобиль "3KL" с 45-сильным мотором. В 1918 г. его сменил 50-сильный вариант ЕТ3 с карданным приводом задних колес. Главной продукцией предприятия в Гаггенау долгое время оставался 5-тонный грузовик "5К" с двигателем мощностью 58 л.с. Кроме него там было собрано 105 тяжелых артиллерийских тягачей 80PS, а также организован выпуск 45-сильных машин КР (45PS), так называемых моторных передков, - короткобазных тягачей с местами для экипажа буксируемого орудия и гусеницами, навешивавшимися на задние колеса.
После войны фирма, лишившаяся государственных заказов, переориентировалась на выпуск гражданской продукции. Единственной машиной военного назначения в ее программе был стандартизованный броневик "Бенц/21" или VP21 (4x4) для сил безопасности и полиции, снабженный односкатными ведущими и управляемыми колесами большого диаметра с литыми шинами, 4-цилиндровым мотором (12,3 л, 100 л.с.), 6-ступенчатой коробкой передач, высоким бронекорпусом для экипажа из 5 человек с двумя пулеметными башнями или одной наблюдательной. Машина с боевой массой 11 т могла двигаться со скоростью 50 км/ч. В 1921-25 гг. их построили 24 экземпляра. К середине 20-х гг. "Бенц" оказался в труднейшем финансовом положении, и в 1926 г. его поглотила более крупная фирма "Даймлер" (Daimler). Так появилась новая автомобильная компания "Даймлер-Бенц" (Daimler-Benz).
Бенц ML13, 1912 г.
Бронеавтомобиль на шасси "Бенц 35/40PS", 1912 г.
Штабной "Бенц" с "пружинными" колесами, 1916 г.
Бенц КР (45PS), 1918 г.
Бенц/21 (VP21), 4x4, 1921 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с