BERNA
555000555775755000000
 

БЕРНА

(BERNA)

Берн-Ольтен, Швейцария, 1914-1976

Фирма «Берна», основанная в Берне в 1904 г., была вторым по величине швейцарским изготовителем грузовых автомобилей. Во время Первой мировой войны из ее обширной программы в национальной армии использовали в основном 3- и 5-тонные грузовики С2 и GC с моторами мощностью 35-40 л.с., 4-ступенчатой коробкой передач и карданным приводом.

Берна Т3, 1919 г.

Берна L2, 1934 г.

В мае 1918 г. в артиллерийские части стали поступать 40-сильные тягачи Т3 с прочной кованой рамой из хромомолибденовой стали, 3-ступенчатой коробкой передач и задними ведущими колесами большого диаметра. Они предлагались в нескольких исполнениях с широкими металлическими колесами или литыми шинами, с кабиной или без нее, короткой грузовой платформой и боковыми ящиками для буксирных приспособлений. Их скорость достигала 25 км/ч. В 1933-38 гг. «Берна» изготовляла более совершенный 60-сильный артиллерийский тягач Т5, развивавший 35 км/ч.

Оказавшаяся в 1929 г. на грани банкротства, фирма «Берна», передав часть своих акций крупнейшей швейцарской автомобильной компании «Заурер» (Saurer), начала с нею совместную разработку автомобилей и дизельных двигателей, однако вскоре фактически превратилась в ее филиал. Исключением из правил был 2-тонный армейский грузовик L2 с 50-сильным мотором, выпускавшийся по лицензии немецкой фирмы «Адлер» (Adler), но 4-тонный вариант L4 (G6) уже был создан совместно с «Заурером», получив собственный бензиновый двигатель G6 (60-68 л.с.) или 70-сильный дизель «Заурер BOD».

Берна 2VM, 4X4, 1968 г.

Берна 4UM, 4X4, 1953 г.

Начало Второй мировой войны стало поводом к полной унификации армейской продукции фирм «Заурер» и «Берна». В 1939-40 гг. на «Берне» началась сборка новой военной гаммы, включавшей грузовики 1U, 2U, 4U и 5U с полезной нагрузкой 2,5-7,5 т, идентичные сериям «Заурер 2LC» и CT1D. Их главными отличиями были дизельные двигатели R1 и Т1 мощностью 65 и 100 л.с., аналогичные моторам «Заурер», и характерная форма защитной решетки радиатора с выгнутыми вниз поперечинами. Наиболее распространенный 3,5-тонный грузовик 2U выпускался до 1958 г.

С окончанием войны «Берна» совместно с фирмами «Заурер» и ФБВ (FBW) участвовала в разработке нового унифицированного семейства бескапотных армейских грузовиков. В 1950-59 гг. она собирала базовые машины 2UM, 4UM и 5UM (4x4) с полезной нагрузкой 3,5-6,0 т, идентичные грузовикам «Заурер» (модели 2СМ, 4СМ и 5СМ) и ФБВ. Формально машины «Берна» оснащали собственными дизельными двигателями R1, Т1, R2 и Т2 мощностью 65-125 л.с., которые полностью соответствовали силовым агрегатам «Заурер». Ситуация повторилась и в конце 50-х гг., когда на «Берне» под марками 2VM и 5VM наладили сборку армейских грузовиков «Заурер 2DM» и 5DM (4x4), продолжавшуюся до 1973 г. Через год «Берна» была полностью переведена на сборку автомобилей «Заурер», включая ряд военных вариантов. Такое дублирование оказалось нерентабельным, и в октябре 1976 г. выпуск всех грузовиков марки «Берна» был прекращен.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

БЕРНА
(BERNA)
Берн-Ольтен
Швейцария
1914-1976
Фирма "Берна", основанная в Берне в 1904 г., была вторым по величине швейцарским изготовителем грузовых автомобилей. Во время Первой мировой войны из ее обширной программы в национальной армии использовали в основном 3- и 5-тонные грузовики С2 и GC с моторами мощностью 35-40 л.с., 4-ступенчатой коробкой передач и карданным приводом. В мае 1918 г. в артиллерийские части стали поступать 40-сильные тягачи Т3 с прочной кованой рамой из хромомолибденовой стали, 3-ступенчатой коробкой передач и задними ведущими колесами большого диаметра. Они предлагались в нескольких исполнениях с широкими металлическими колесами или литыми шинами, с кабиной или без нее, короткой грузовой платформой и боковыми ящиками для буксирных приспособлений. Их скорость достигала 25 км/ч. В 1933-38 гг. "Берна" изготовляла более совершенный 60-сильный артиллерийский тягач Т5, развивавший 35 км/ч.
Оказавшаяся в 1929 г. на грани банкротства, фирма "Берна", передав часть своих акций крупнейшей швейцарской автомобильной компании "Заурер" (Saurer), начала с нею совместную разработку автомобилей и дизельных двигателей, однако вскоре фактически превратилась в ее филиал. Исключением из правил был 2-тонный армейский грузовик L2 с 50-сильным мотором, выпускавшийся по лицензии немецкой фирмы "Адлер" (Adler), но 4-тонный вариант L4 (G6) уже был создан совместно с "Заурером", получив собственный бензиновый двигатель G6 (60-68 л.с.) или 70-сильный дизель "Заурер BOD". Начало Второй мировой войны стало поводом к полной унификации армейской продукции фирм "Заурер" и "Берна". В 1939-40 гг. на "Берне" началась сборка новой военной гаммы, включавшей грузовики 1U, 2U, 4U и 5U с полезной нагрузкой 2,5-7,5 т, идентичные сериям "Заурер 2LC" и CT1D. Их главными отличиями были дизельные двигатели R1 и Т1 мощностью 65 и 100 л.с., аналогичные моторам "Заурер", и характерная форма защитной решетки радиатора с выгнутыми вниз поперечинами. Наиболее распространенный 3,5-тонный грузовик 2U выпускался до 1958 г.
С окончанием войны "Берна" совместно с фирмами "Заурер" и ФБВ (FBW) участвовала в разработке нового унифицированного семейства бескапотных армейских грузовиков. В 1950-59 гг. она собирала базовые машины 2UM, 4UM и 5UM (4x4) с полезной нагрузкой 3,5-6,0 т, идентичные грузовикам "Заурер" (модели 2СМ, 4СМ и 5СМ) и ФБВ. Формально машины "Берна" оснащали собственными дизельными двигателями R1, Т1, R2 и Т2 мощностью 65-125 л.с., которые полностью соответствовали силовым агрегатам "Заурер". Ситуация повторилась и в конце 50-х гг., когда на "Берне" под марками 2VM и 5VM наладили сборку армейских грузовиков "Заурер 2DM" и 5DM (4x4), продолжавшуюся до 1973 г. Через год "Берна" была полностью переведена на сборку автомобилей "Заурер", включая ряд военных вариантов. Такое дублирование оказалось нерентабельным, и в октябре 1976 г. выпуск всех грузовиков марки "Берна" был прекращен.
Берна Т3, 1919 г.
Берна 2U, 1940 г.
Берна 4UM, 4x4, 1953 г.
Берна 2VM, 4x4, 1968 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с