BERNA
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

БЕРНА
(BERNA)
Берн-Ольтен
Швейцария
1914–1976
Фирма "Берна", основанная в Берне в 1904 г., была вторым по величине швейцарским изготовителем грузовых автомобилей. Во время Первой мировой войны из ее обширной программы в национальной армии использовали в основном 3- и 5-тонные грузовики С2 и GC с моторами мощностью 35–40 л.с., 4-ступенчатой коробкой передач и карданным приводом. В мае 1918 г. в артиллерийские части стали поступать 40-сильные тягачи Т3 с прочной кованой рамой из хромомолибденовой стали, 3-ступенчатой коробкой передач и задними ведущими колесами большого диаметра. Они предлагались в нескольких исполнениях с широкими металлическими колесами или литыми шинами, с кабиной или без нее, короткой грузовой платформой и боковыми ящиками для буксирных приспособлений. Их скорость достигала 25 км/ч. В 1933–38 гг. "Берна" изготовляла более совершенный 60-сильный артиллерийский тягач Т5, развивавший 35 км/ч.
Оказавшаяся в 1929 г. на грани банкротства, фирма "Берна", передав часть своих акций крупнейшей швейцарской автомобильной компании "Заурер" (Saurer), начала с нею совместную разработку автомобилей и дизельных двигателей, однако вскоре фактически превратилась в ее филиал. Исключением из правил был 2-тонный армейский грузовик L2 с 50-сильным мотором, выпускавшийся по лицензии немецкой фирмы "Адлер" (Adler), но 4-тонный вариант L4 (G6) уже был создан совместно с "Заурером", получив собственный бензиновый двигатель G6 (60–68 л.с.) или 70-сильный дизель "Заурер BOD". Начало Второй мировой войны стало поводом к полной унификации армейской продукции фирм "Заурер" и "Берна". В 1939–40 гг. на "Берне" началась сборка новой военной гаммы, включавшей грузовики 1U, 2U, 4U и 5U с полезной нагрузкой 2,5–7,5 т, идентичные сериям "Заурер 2LC" и CT1D. Их главными отличиями были дизельные двигатели R1 и Т1 мощностью 65 и 100 л.с., аналогичные моторам "Заурер", и характерная форма защитной решетки радиатора с выгнутыми вниз поперечинами. Наиболее распространенный 3,5-тонный грузовик 2U выпускался до 1958 г.
С окончанием войны "Берна" совместно с фирмами "Заурер" и ФБВ (FBW) участвовала в разработке нового унифицированного семейства бескапотных армейских грузовиков. В 1950–59 гг. она собирала базовые машины 2UM, 4UM и 5UM (4x4) с полезной нагрузкой 3,5–6,0 т, идентичные грузовикам "Заурер" (модели 2СМ, 4СМ и 5СМ) и ФБВ. Формально машины "Берна" оснащали собственными дизельными двигателями R1, Т1, R2 и Т2 мощностью 65–125 л.с., которые полностью соответствовали силовым агрегатам "Заурер". Ситуация повторилась и в конце 50-х гг., когда на "Берне" под марками 2VM и 5VM наладили сборку армейских грузовиков "Заурер 2DM" и 5DM (4x4), продолжавшуюся до 1973 г. Через год "Берна" была полностью переведена на сборку автомобилей "Заурер", включая ряд военных вариантов. Такое дублирование оказалось нерентабельным, и в октябре 1976 г. выпуск всех грузовиков марки "Берна" был прекращен.
Берна Т3, 1919 г.
Берна 2U, 1940 г.
Берна 4UM, 4x4, 1953 г.
Берна 2VM, 4x4, 1968 г.