BOMBARDIER
999555444555444555000
 

БОМБАРДЬЕ

(BOMBARDIER)

Валькур, Канада, 1942-

Зимой 1941 г. канадский изобретатель-самоучка Жозеф-Арман Бомбардье (Joseph-Armand Bombardier, 1907-1964) представил военному ведомству США свои самоходные сани с 95-сильным мотором, передними управляемыми лыжами и задним гусеничным резино-металлическим движителем, способные буксировать 75-мм пушку по глубокому снегу.

Бомбардье Сноумобил, 1958 г.

Парадный джип «Бомбардье Ильтис», 4X4, 1984 г.

Бомбардье Ильтис, 4X4, 1987 г.

В 1942 г. он основал фирму своего имени, где наладил изготовление таких машин для канадской армии, причем несколько экземпляров было отправлено по ленд-лизу на советский Северный фронт. В 1946 г. компания «Бомбардье» начала изготовление 115-сильного авиатранспортабельного варианта «Сноумобил» (Snowmobile) с закрытым 12-местным грузопассажирским кузовом, у которого лыжи можно было заменять колесами. В 50-е гг. он получил 187-сильный двигатель «Крайслер» (Chrysler) V8, автоматическую 3-ступенчатую коробку передач и гидроусилитель рулевого управления. «Сноумобил» мог перевозить до 1 т грузов и развивал скорость 64 км/ч, а его удельное давление на снег не превышало 0,09 кг/см2. Он оставался в производстве до середины 80-х гг. и сегодня состоит на вооружении ВВС Канады и других северных стран.

Бомбардье M35CDN, 6X6, 1983 г.

Бомбардье Тракстер, 4X4, 2002 г.

В послевоенное время главной продукцией фирмы «Бомбардье», превратившейся в небольшой концерн, стали гусеничные машины высокой проходимости, железнодорожный подвижной состав, самолеты и мотоциклы, в том числе мотовездеходы и так называемые снежные мотоциклы - сноумобили. Разработками военной техники занимается отделение «Лоджистик Икуипмент» (Logistic Equipment Division), хотя все предлагавшиеся под маркой «Бомбардье» армейские автомобили изготовлялись по лицензиям. В октябре 1981 г. немецкий концерн «Фольксваген» (Volkswagen) передал Канаде производство своего джипа «Ильтис» (litis) 4x4, который фирма «Бомбардье» с ноября 1983 г. собрала в количестве 6 тыс. экземпляров для канадской и бельгийской армий. Он практически ничем не отличался от немецкого прототипа и так же оснащался бензиновым мотором (1,7 л, 75 л.с.), 5-ступенчатой коробкой передач и неразрезными мостами на поперечных рессорах. В 1981 г. началась сборка армейского 2,5-тонного грузовика M35CDN (6x6), аналогичного американскому варианту М35А2 компании «АМ Дженерал» (AM General), но оснащенного мотором «Детройт Дизель» (Detroit Diesel) V8 (8,2 л, 165 л.с.), новыми подвеской и гидроусилителем рулевого механизма, пожаробезопасным топливным баком и всеми односкатными шинами размером 11.00x20. Совместно с канадской фирмой «Нодуэлл» (Nodwell) выпускался 14-тонный военный транспортер TF-300TT (6х6) для эксплуатации в условиях тундры, а для канадской армии «Бомбардье» наладила сборку американского многоцелевого 8,5-тонного грузовика «Ошкош НЕМТТ» (Oshkosh) 8x8. Сегодня единственной собственной военной продукцией «Бомбардье» являются патрульные мотовездеходы серии «Тракстер» (Traxter) 4x4 с одноцилиндровым 500-кубовым мотором «Ротакс» (Rotax) жидкостного охлаждения с электростартером, механической 5-ступенчатой коробкой передач и всеми дисковыми тормозами.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

БОМБАРДЬЕ
(BOMBARDIER)
Валькур
Канада
1951-
С 1936 г. канадский изобретатель-самоучка Жозеф-Арман Бомбардье (Joseph-Armand Bombardier) работал над созданием лыжно-гусеничных мотосаней, а во время Второй мировой войны разработал армейский образец В2, поставлявшийся по ленд-лизу в СССР. Первый полугусеничный автомобиль-снегоход, у которого передние управляемые лыжи можно было заменять на колеса, появился в 1951 г. Он входил в многоцелевую серию R с двигателями мощностью 115-187 л.с., автоматической 3-ступенчатой коробкой передач, гидроусилителем рулевого механизма и округлым грузопассажирским кузовом на 12-18 мест. В канадской армии и ВВС использовался 1-тонный авиатранспортабельный вариант R12, развивавший скорость на снежной целине до 64 км/ч.
В послевоенное время фирма "Бомбардье" превратилась в концерн по выпуску гусеничных вездеходов, железнодорожного состава, самолетов и мотоциклов, а военной техникой занималось отделение "Лоджистик Икуипмент" (Logistic Equipment Division). С ноября 1983 г. по документации компании "Фольксваген" (Volkswagen) было собрано 6 тыс. джипов "Ильтис" (Iltis) 4x4 для канадской и бельгийской армий. Они практически ничем не отличались от немецкого прототипа и так же оснащались бензиновым мотором (1,7 л, 75 л.с.), 5-ступенчатой коробкой передач и неразрезными мостами на поперечных рессорах. В 1981 г. началась сборка армейского 2,5-тонного грузовика М35CDN (6x6), аналогичного американскому варианту М35А2 компании "АМ Дженерал" (AM General). Его отличиями были двигатель "Детройт Дизель" (Detroit Diesel) V8 (8,2 л, 165 л.с.), новая подвеска, гидроусилитель рулевого механизма, пожаробезопасный топливный бак и все односкатные колеса. В 80-е гг. совместно с канадской фирмой "Нодуэлл" (Nodwell) выпускался 14-тонный военный транспортер TF-300TT (6x6) для эксплуатации в условиях тундры, а по лицензии компании "Ошкош" (Oshkosh) - облегченный 8,5-тонный вариант многоцелевого грузовика НЕМТТ (6x6) с 350-сильным дизелем. Сегодня единственной военной продукцией "Бомбардье" являются патрульные мотовездеходы "Тракстер" (Traxter) 4x4 с одноцилиндровым 500-кубовым мотором жидкостного охлаждения, 5-ступенчатой коробкой передач и всеми дисковыми тормозами.
Бомбардье R12, 1958 г.
Бомбардье M35CDN, 6x6, 1981 г.
Парадный джип "Бомбардье Ильтис", 4x4, 1984 г.
Бомбардье-Ошкош НЕМТТ, 6x6, 1986 г.
Бомбардье Ильтис, 4x4, 1987 г.
Бомбардье Тракстер, 4x4, 2002 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с