BORGWARD | |
555455445755775000000
|
БОРГВАРД
(BORGWARD)
Бремен, Германия, 1938-1961
Эта фирма носит имя известного немецкого конструктора и предпринимателя Карла
Боргварда (Carl Borgward, 1890-1963). Он прошел путь от простого слесаря до
одного из наиболее известных в мире создателей самых разных видов автомобилей.
Его первая фирма, основанная в Бремене в начале 20-х гг., выпускала
автомобильные радиаторы, а через несколько лет там стали строить дешевые 3
колесные машины. Высокий спрос на них позволил Боргварду в 1929 г. приобрести
компанию «Ганза-Ллойд» (Hansa-Lloyd), выпускавшую легковые и грузовые
автомобили. Полностью реорганизовав и обновив программу, в 1938 г. Боргвард дал
фирме свое имя. Новая компания сразу же вошла в число основных поставщиков
военной техники для Вермахта. В классе легких машин она выпускала 1-тонные
грузовики L1400 с 33-сильным бензиновым мотором, которые служили в основном как
передвижные радиостанции и санитарные кареты.
Боргвард B3000S, 1939 г.
Боргвард HLkI6 (Sd.Kfz.11), 1940 г.
Главной же военной продукцией марки «Боргвард» в то время стала обширная гамма
3-тонных грузовиков В3000, выпущенная в 1938-44 гг. в количестве около 30 тыс.
экземпляров. Основными были базовые модели B3000S (4x2) и В3000А (4x4),
комплектовавшиеся рядными 6-цилиндровыми двигателями, 5-ступенчатой коробкой
передач, гидроприводом тормозов, цельнометаллической или открытой кабиной с
мягким верхом. На первой серии с колесной формулой 4x2 использовали бензиновый
мотор (3,5 л, 65 л.с.) или дизель (4,4 л, 64 л.с.). Вторая серия 4x4,
выпускавшаяся с 1942 г., получила соответствующие силовые агрегаты рабочим
объемом 3,75 и 5,0 л, развивавшие мощность 78 и 75 л.с. В 1938-40 гг. на
«Боргварде» было собрано также 2,5 тыс. стандартизованных 2,5-тонных грузовиков
«Айнхайтс-Дизель» (Einheits-Diesel) 6х6.
По наследству от фирмы «Ганза-Ллойд» к «Боргварду» перешло производство 3-тонных
полугусеничных транспортеров-тягачей серии HLkl5 (Sd.Kfz.11).
Боргвард HLkI6p (Sd.Kfz.251/6), 1942 г.
Боргвард В2000А/О, 4X4, 1956 г.
Боргвард В2000А, 4X4, 1958 г.
Боргвард В4500А, 4X4, 1957 г.
Боргвард В555А, 4X4, 1960 г.
Уже в 1938 г. Карлу Боргварду удалось поставить на производство
модернизированный вариант HLkl6, который первоначально оснащался более мощным
бензиновым двигателем «Майбах» (Maybach) модели NL38 (3,8 л, 90 л.с.), а вторая
серия, собиравшаяся в 1939-44 гг., комплектовалась мотором NL42 (4,2 л, 100
л.с.). В общей сложности на «Боргварде» собрали более 2 тыс. таких машин,
отличавшихся от аналогичной продукции фирмы «Ганомаг» (Hanomag) лишь эмблемой и
деталями кузова. На их базе собирали бронетранспортеры HLkl6p (Sd.Kfz.251) с
многочисленными исполнениями корпуса и различным вооружением, но по своим
параметрам все они были идентичны машинам «Ганомаг Hkl6p». Одновременно в
небольших объемах «Боргвард» выпускал тяжелые 8-тонные полугусеничные тягачи
HLm11 (Sd.kfz.7), аналогичные машинам «Краусс-Маффей KMm11» (Krauss-Maffei).
Высокая активность фирмы стала причиной того, что в конце 1944 г. ее главный
завод был практически полностью разрушен англо-американской авиацией, а после
войны Карла Боргварда интернировали.
Восстановив свои предприятия, в начале 50-х гг. Боргвард предлагал широкую гамму
легковых и грузовых автомобилей, а выпуск военной техники стал возможным лишь с
вступлением ФРГ в блок НАТО и образованием собственных вооруженных сил -
Бундесвера. В 1955 г. фирма «Боргвард» выиграла конкурс на легкий многоцелевой
грузовик НАТО, в котором участвовала также компания «Опель» (Opel). В том же
году начался серийный выпуск стандартного армейского грузовика «0,75t gl» (4x4)
или В2000А/О с колесной базой 3200 мм, массивным коротким капотом и характерной
решеткой радиатора. Первоначально он использовался для охраны границ ФРГ, но
впоследствии стал одним из лучших легких грузовиков Бундесвера и европейских сил
НАТО. Он предлагался в бортовом варианте с открытой кабиной и полезной нагрузкой
750 кг и в штабном исполнении с 4-дверным цельнометаллическим грузопассажирским
кузовом на 7 мест с мягким верхом, который называли «Кюбельваген» (Kubelwagen).
Машины оснащались верхнеклапанным 6-цилиндровым бензиновым двигателем (2,3 л, 82
л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач, гидроприводом тормозов и неразрезными
мостами на рессорной подвеске. Они весили чуть более 3 т и развивали скорость 95
км/ч. До 1961 г. их сделали 5672 экземпляра. Параллельно выпускался 1,5-тонный
армейский грузовик В2500А (4x4), по конструкции почти не отличавшийся от модели
В2000А/О. Их шасси использовали для установки специальных кузовов и
оборудования. В 50-е гг. в вооруженных силах ФРГ применялись стандартные
капотные грузовики В1500 (4x2) и В2000А (4x4), а также 4,5-тонный вариант В4500А
(4x4). Он снабжался 95-сильным дизельным двигателем и 5-ступенчатой коробкой
передач, развивал скорость 75 км/ч и оснащался различными кузовами военного
назначения. В 1959-61 гг. в производстве находился его вариант В555А со
110-сильным мотором. В сентябре 1961 г. компания «Боргвард», одна из наиболее
благополучных немецких автомобильных фирм, неожиданно обанкротилась, а ее заводы
были распроданы. Затем в течение нескольких лет выпуск армейского автомобиля
В2000А/О продолжала фирма «Бюссинг» (Bussing).
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
БОРГВАРД
(BORGWARD)
Бремен
Германия
1938-1961
Эта фирма носит имя известного немецкого конструктора и предпринимателя Карла
Боргварда (Carl Borgward, 1890-1963). Он прошел путь от простого слесаря до
одного из наиболее известных в мире создателей самых разных видов автомобилей.
Его первая фирма, основанная в Бремене в начале 20-х гг., выпускала
автомобильные радиаторы, а через несколько лет там стали строить дешевые
3-колесные машины. Высокий спрос на них позволил Боргварду в 1929 г. приобрести
компанию "Ганза-Ллойд" (Hansa-Lloyd), выпускавшую легковые и грузовые
автомобили. Полностью реорганизовав и обновив программу, в 1938 г. Боргвард дал
фирме свое имя. Новая компания сразу же вошла в число основных поставщиков
военной техники для Вермахта. В классе легких машин она выпускала 1-тонные
грузовики L1400 с 33-сильным бензиновым мотором, которые служили в основном как
передвижные радиостанции и санитарные кареты. Главной же военной продукцией
марки "Боргвард" в то время стала обширная гамма 3-тонных грузовиков В3000,
выпущенная в 1938-44 гг. в количестве около 30 тыс. экземпляров. Основными были
базовые модели В3000S (4x4) и В3000А (4x4), комплектовавшиеся рядными
6-цилиндровыми двигателями, 5-ступенчатой коробкой передач, гидроприводом
тормозов, цельнометаллической или открытой кабиной с мягким верхом. На первой
серии с колесной формулой 4x4 использовали бензиновый мотор (3,5 л, 65 л.с.) или
дизель (4,4 л, 64 л.с.). Вторая серия 4x4, выпускавшаяся с 1942 г., получила
соответствующие силовые агрегаты рабочим объемом 3,75 и 5,0 л, развивавшие
мощность 78 и 75 л.с. В 1938-40 гг. на "Боргварде" было собрано также 2,5 тыс.
стандартизованных 2,5-тонных грузовиков "Айнхайтс-Дизель" (Einheits-Diesel) 6x6.
По наследству от фирмы "Ганза-Ллойд" к "Боргварду" перешло производство 3-тонных
полугусеничных транспортеров-тягачей серии HLkl5 (Sd.Kfz.11). Уже в 1938 г.
Карлу Боргварду удалось поставить на производство модернизированный вариант
HLkl6, который первоначально оснащался более мощным бензиновым двигателем
"Майбах" (Maybach) модели NL38 (3,8 л, 90 л.с.), а вторая серия, собиравшаяся в
1939-44 гг., комплектовалась мотором NL42 (4,2 л, 100 л.с.). В общей сложности
на "Боргварде" собрали более 2 тыс. таких машин, отличавшихся от аналогичной
продукции фирмы "Ганомаг" (Hanomag) лишь эмблемой и деталями кузова. На их базе
собирали бронетранспортеры HLkl6p (Sd.Kfz.251) с многочисленными исполнениями
корпуса и различным вооружением, но по своим параметрам все они были идентичны
машинам "Ганомаг Hkl6p". Одновременно в небольших объемах "Боргвард" выпускал
тяжелые 8-тонные полугусеничные тягачи HLm11 (Sd.kfz.7), аналогичные машинам
"Краусс-Маффей KMm11" (Krauss-Maffei). Высокая активность фирмы стала причиной
того, что в конце 1944 г. ее главный завод был практически полностью разрушен
англо-американской авиацией, а после войны Карла Боргварда интернировали.
Восстановив свои предприятия, в начале 50-х гг. Боргвард предлагал широкую гамму
легковых и грузовых автомобилей, а выпуск военной техники стал возможным лишь с
вступлением ФРГ в блок НАТО и образованием собственных вооруженных сил -
Бундесвера. В 1955 г. фирма "Боргвард" выиграла конкурс на легкий многоцелевой
грузовик НАТО, в котором участвовала также компания "Опель" (Opel). В том же
году начался серийный выпуск стандартного армейского грузовика "0,75t gl" (4x4)
или В2000А/О с колесной базой 3200 мм, массивным коротким капотом и характерной
решеткой радиатора. Первоначально он использовался для охраны границ ФРГ, но
впоследствии стал одним из лучших легких грузовиков Бундесвера и европейских сил
НАТО. Он предлагался в бортовом варианте с открытой кабиной и полезной нагрузкой
750 кг и в штабном исполнении с 4-дверным цельнометаллическим грузопассажирским
кузовом на 7 мест с мягким верхом, который называли "Кюбельваген" (Kubelwagen).
Машины оснащались верхнеклапанным 6-цилиндровым бензиновым двигателем (2,3 л, 82
л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач, гидроприводом тормозов и неразрезными
мостами на рессорной подвеске. Они весили чуть более 3 т и развивали скорость 95
км/ч. До 1961 г. их сделали 5672 экземпляра. Параллельно выпускался 1,5-тонный
армейский грузовик В2500А (4x4), по конструкции почти не отличавшийся от модели
В2000А/О. Их шасси использовали для установки специальных кузовов и
оборудования. В 50-е гг. в вооруженных силах ФРГ применялись стандартные
капотные грузовики В1500 (4x4) и В2000А (4x4), а также 4,5-тонный вариант В4500А
(4x4). Он снабжался 95-сильным дизельным двигателем и 5-ступенчатой коробкой
передач, развивал скорость 75 км/ч и оснащался различными кузовами военного
назначения. В 1959-61 гг. в производстве находился его вариант В555А со
110-сильным мотором. В сентябре 1961 г. компания "Боргвард", одна из наиболее
благополучных немецких автомобильных фирм, неожиданно обанкротилась, а ее заводы
были распроданы. Затем в течение нескольких лет выпуск армейского автомобиля
В2000А/О продолжала фирма "Бюссинг" (Bussing).
Боргвард В3000S, 1939 г.
Боргвард HLkl6 (Sd.Kfz.11), 1940 г.
Боргвард HLkl6p (Sd.Kfz.251/6), 1942 г.
Боргвард В2000А/О, 4x4, 1956 г.
Боргвард В4500А, 4x4, 1957 г.
Боргвард В2000А, 4x4, 1958 г.
Боргвард В555А, 4x4, 1960 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с