BREDA | |
777444555333222111555
|
БРЕДА
(BREDA)
Брешия, Италия, 1932-1957
В 1886 г. инженер Эрнесто Бреда (Ernesto Breda) приобрел небольшое литейное
производство в Милане, существовавшее с середины XIX века, и организовал там
выпуск артиллерийских снарядов, затем изготовлял паровозы, сельхозмашины и
различное оборудование. В годы Первой мировой войны главным направлением
деятельности компании «Эрнесто Бреда» стало изготовление оружия, а в начале 30-х
гг. в его программу вошли военные полноприводные грузовые автомобили и тягачи,
которые собирали на новом заводе в Брешии.
Бреда-40, 4X4, 1940 г.
Бреда-32, 4X4, 1932 г.
Бреда-41, 4X4, 1941 г.
Бреда Довункуэ-41, 6X4, 1943 г.
Машины первых выпусков имели предельно простые функциональные формы с угловатыми
капотом и кабиной с мягким верхом, высокий металлический бортовой кузов с
тентом, массивные колеса диаметром до 1 м с литыми шинами и фары, укрепленные по
бокам передней стенки кабины. Вряд ли модные эстетические изыски были необходимы
для военных тягачей, служивших в основном в частях итальянской армии,
расквартированной в Африке. Важнее для них была простота конструкции, надежность
и практичность, высокая мощность и хорошая проходимость, которыми обладали все
автомобили «Бреда». Их главной конструктивной особенностью являлся
индивидуальный привод каждого ведущего колеса. Трансмиссия состояла из
5-ступенчатой коробки передач, установленной в центре шасси и снабженной одним
блокируемым дифференциалом и двумя 2-ступенчатыми раздаточными коробками,
укрепленными по ее обеим сторонам. От каждой из них крутящий момент передавался
двумя диагональными карданными валами на редукторы переднего и заднего колеса.
Несмотря на сложность эта схема обеспечивала живучесть автомобиля, позволяя ему
передвигаться даже на одном работающем колесе. Другими особенностями машин
«Бреда» были верхнеклапанные дизельные двигатели собственного производства с
непосредственным впрыском топлива, передняя независимая подвеска на поперечной
рессоре, одна задняя лебедка-кабестан, укрепленная под кузовом, и одна
барабанная, расположенная сбоку под кабиной.
Первой автомобильной продукцией марки «Бреда» в 1932 г. стал тяжелый
короткобазный артиллерийский тягач модели «32» (4x4). Он имел колесную базу 2650
мм и весил 8,4 т, но мощный 4-цилиндровый двигатель Т5 (8,0 л, 84 л.с.) позволял
ему буксировать прицепы и пушки массой до 25 т со скоростью 30 км/ч, расходуя 85
л топлива на 100 км. Тягач выпускался до 1940 г., а его последние выпуски
снабжались 110-сильным мотором «Лянча» (Lancia). В 1933 г. появился 4-тонный
грузовик-тягач «Бреда-33», отличавшийся от первой модели лишь увеличенной до
3800 мм колесной базой и возросшей до 10,5 т снаряженной массой. Новый тягач
модели «40» (1941-44 гг.) разрушил устоявшийся к тому времени внешний облик
машин «Бреда», получив обтекаемые кабину и капот, полукруглые крылья,
пневматические шины низкого давления и передний массивный бампер с фарами, но на
следующей модели «41» фирма возвратилась к своим стилевым традициям. Оба
автомобиля оснащали 6-цилиндровым двигателем D11 (8,8 л, 110-115 л.с.),
пневматическим приводом тормозов вместо прежнего механического и весили
10,0-11,5 т. Первая машина служила для буксировки 15-тонных пушек, развивая
скорость 45 км/ч, вторая стала основой ремонтно-эвакуационных машин с 5-тонным
механическим краном-балкой.
Бреда-61, 1942 г.
Бреда Довункуэ-52, 6X4, 1953 г.
В 1941 г. «Бреда» выпустила опытную партию 2,5-тонных грузовиков «Колониале»
(Coloniale) 6x4 с открытой кабиной и коротким капотом, фактически являвшихся
двойниками известных машин «СПА Довункуэ» (SPA Dovunque). Не успев организовать
их серийное производство, фирма «Бреда» переключилась на исполнение срочного
заказа на принципиально новое многоцелевое 7,5-тонное бескапотное шасси
«Довункуэ-41» (6x4) классической компоновки, которое можно было использовать для
бортовых грузовиков, тягачей и установки 90-мм орудий. Их комплектовали
собственным бензиновым мотором (8,5 л, 115 л.с.) или 6-цилиндровым дизелем (9,6
л, 130 л.с.) фирмы ФИАТ (FIAT), 4-ступенчатой коробкой передач с обычной
2-ступенчатой раздаточной, передней подвеской на поперечной рессоре,
пневматической тормозной системой и колесами с шинами низкого давления размером
24 дюйма. Максимальная скорость «Довункуэ-41» полной массой 15,5 т достигала 55
км/ч. Одной из самых необычных итальянских военных машин стал полугусеничный
транспортер-тягач «Бреда-61», собиравшийся по лицензии фирмы «Краусс-Маффей»
(Krauss-Maffei) и служивший для буксировки орудий массой до 8 т, перевозки
боевого расчета или установки 149-мм гаубицы. От немецкой модели KMm11
(Sd.Kfz.7) он отличался собственными 6-цилиндровым бензиновым двигателем (7,4 л,
130-140 л.с.), 5-ступенчатой коробкой передач, правосторонним рулевым
управлением, формой траков и опорных катков гусеничного движителя. С конца 1942
г. по сентябрь 1943 г. их собрали 200 экземпляров.
С окончанием войны «Бреда» возобновила свои работы в военной области. Развитием
модели «40» в конце 40-х гг. стал тягач «Бреда-130» (4x4) с дизелем D28 (9,6 л,
125-130 л.с.), развивавший тяговое усилие 40 тс и применявшийся в основном на
военных аэродромах. Первый послевоенный вариант «Довункуэ-52» (6x4) оснащался
новой цельнометаллической кабиной, 10-ступенчатой трансмиссией и старым
115-сильным двигателем. Последним автомобилем марки «Бреда» в 1957 г. стал
опытный длиннобазный грузовик «Довункуэ-57» с удлиненной кабиной, развивший
скорость 42 км/ч. В дальнейшем фирма «Бреда», переключившаяся на изготовление
вооружения, военных автомобилей больше не выпускала. Со временем она
превратилась в военно-промышленную группу «ОТО-Бреда» (OTO-Breda), которая
сегодня входит в состав итальянского военно-промышленного концерна
«Финмекканика» (Finmeccanica).
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
БРЕДА
(BREDA)
Брешия
Италия
1932-1957
В 1886 г. инженер Эрнесто Бреда (Ernesto Breda) приобрел небольшое литейное
производство в Милане, существовавшее с середины XIX века, и организовал там
выпуск артиллерийских снарядов, затем изготовлял паровозы, сельхозмашины и
различное оборудование. В годы Первой мировой войны главным направлением
деятельности компании "Эрнесто Бреда" стало изготовление оружия, а в начале 30-х
гг. в его программу вошли военные полноприводные грузовые автомобили и тягачи,
которые собирали на новом заводе в Брешии. Машины первых выпусков имели
предельно простые функциональные формы с угловатыми капотом и кабиной с мягким
верхом, высокий металлический бортовой кузов с тентом, массивные колеса
диаметром до 1 м с литыми шинами и фары, укрепленные по бокам передней стенки
кабины. Вряд ли модные эстетические изыски были необходимы для военных тягачей,
служивших в основном в частях итальянской армии, расквартированной в Африке.
Важнее для них была простота конструкции, надежность и практичность, высокая
мощность и хорошая проходимость, которыми обладали все автомобили "Бреда". Их
главной конструктивной особенностью являлся индивидуальный привод каждого
ведущего колеса. Трансмиссия состояла из 5-ступенчатой коробки передач,
установленной в центре шасси и снабженной одним блокируемым дифференциалом и
двумя 2-ступенчатыми раздаточными коробками, укрепленными по ее обеим сторонам.
От каждой из них крутящий момент передавался двумя диагональными карданными
валами на редукторы переднего и заднего колеса. Несмотря на сложность эта схема
обеспечивала живучесть автомобиля, позволяя ему передвигаться даже на одном
работающем колесе. Другими особенностями машин "Бреда" были верхнеклапанные
дизельные двигатели собственного производства с непосредственным впрыском
топлива, передняя независимая подвеска на поперечной рессоре, одна задняя
лебедка-кабестан, укрепленная под кузовом, и одна барабанная, расположенная
сбоку под кабиной.
Первой автомобильной продукцией марки "Бреда" в 1932 г. стал тяжелый
короткобазный артиллерийский тягач модели "32" (4x4). Он имел колесную базу 2650
мм и весил 8,4 т, но мощный 4-цилиндровый двигатель Т5 (8,0 л, 84 л.с.) позволял
ему буксировать прицепы и пушки массой до 25 т со скоростью 30 км/ч, расходуя 85
л топлива на 100 км. Тягач выпускался до 1940 г., а его последние выпуски
снабжались 110-сильным мотором "Лянча" (Lancia). В 1933 г. появился 4-тонный
грузовик-тягач "Бреда-33", отличавшийся от первой модели лишь увеличенной до
3800 мм колесной базой и возросшей до 10,5 т снаряженной массой. Новый тягач
модели "40" (1941-44 гг.) разрушил устоявшийся к тому времени внешний облик
машин "Бреда", получив обтекаемые кабину и капот, полукруглые крылья,
пневматические шины низкого давления и передний массивный бампер с фарами, но на
следующей модели "41" фирма возвратилась к своим стилевым традициям. Оба
автомобиля оснащали 6-цилиндровым двигателем D11 (8,8 л, 110-115 л.с.),
пневматическим приводом тормозов вместо прежнего механического и весили
10,0-11,5 т. Первая машина служила для буксировки 15-тонных пушек, развивая
скорость 45 км/ч, вторая стала основой ремонтно-эвакуационных машин с 5-тонным
механическим краном-балкой.
В 1941 г. "Бреда" выпустила опытную партию 2,5-тонных грузовиков "Колониале"
(Coloniale) 6x6 с открытой кабиной и коротким капотом, фактически являвшихся
двойниками известных машин "СПА Довункуэ" (SPA Dovunque). Не успев организовать
их серийное производство, фирма "Бреда" переключилась на исполнение срочного
заказа на принципиально новое многоцелевое 7,5-тонное бескапотное шасси
"Довункуэ-41" (6x6) классической компоновки, которое можно было использовать для
бортовых грузовиков, тягачей и установки 90-мм орудий. Их комплектовали
собственным бензиновым мотором (8,5 л, 115 л.с.) или 6-цилиндровым дизелем (9,6
л, 130 л.с.) фирмы ФИАТ (FIAT), 4-ступенчатой коробкой передач с обычной
2-ступенчатой раздаточной, передней подвеской на поперечной рессоре,
пневматической тормозной системой и колесами с шинами низкого давления размером
24 дюйма. Максимальная скорость "Довункуэ-41" полной массой 15,5 т достигала 55
км/ч. Одной из самых необычных итальянских военных машин стал полугусеничный
транспортер-тягач "Бреда-61", собиравшийся по лицензии фирмы "Краусс-Маффей"
(Krauss-Maffei) и служивший для буксировки орудий массой до 8 т, перевозки
боевого расчета или установки 149-мм гаубицы. От немецкой модели КМm11
(Sd.Kfz.7) он отличался собственными 6-цилиндровым бензиновым двигателем (7,4 л,
130-140 л.с.), 5-ступенчатой коробкой передач, правосторонним рулевым
управлением, формой траков и опорных катков гусеничного движителя. С конца 1942
г. по сентябрь 1943 г. их собрали 200 экземпляров.
С окончанием войны "Бреда" возобновила свои работы в военной области. Развитием
модели "40" в конце 40-х гг. стал тягач "Бреда-130" (4x4) с дизелем D28 (9,6 л,
125-130 л.с.), развивавший тяговое усилие 40 тс и применявшийся в основном на
военных аэродромах. Первый послевоенный вариант "Довункуэ-52" (6x6) оснащался
новой цельнометаллической кабиной, 10-ступенчатой трансмиссией и старым
115-сильным двигателем. Последним автомобилем марки "Бреда" в 1957 г. стал
опытный длиннобазный грузовик "Довункуэ-57" с удлиненной кабиной, развивший
скорость 42 км/ч. В дальнейшем фирма "Бреда", переключившаяся на изготовление
вооружения, военных автомобилей больше не выпускала. Со временем она
превратилась в военно-промышленную группу "ОТО-Бреда" (OTO-Breda), которая
сегодня входит в состав итальянского военно-промышленного концерна
"Финмекканика" (Finmeccanica).
Бреда-32, 4x4, 1932 г.
Бреда-40, 4x4, 1940 г.
Бреда-41, 4x4, 1941 г.
Бреда-61, 1942 г.
Бреда Довункуэ-41, 6x6, 1943 г.
Бреда Довункуэ-52, 6x6, 1953 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с