BREDA | |
Допомога проекту
WebMoney E558684278515 WebMoney R339002842822 WebMoney Z368823732896 |
БРЕДА
(BREDA)
Брешия
Италия
1932–1957
В 1886 г. инженер Эрнесто Бреда (Ernesto Breda) приобрел небольшое литейное
производство в Милане, существовавшее с середины XIX века, и организовал там
выпуск артиллерийских снарядов, затем изготовлял паровозы, сельхозмашины и
различное оборудование. В годы Первой мировой войны главным направлением
деятельности компании "Эрнесто Бреда" стало изготовление оружия, а в начале 30-х
гг. в его программу вошли военные полноприводные грузовые автомобили и тягачи,
которые собирали на новом заводе в Брешии. Машины первых выпусков имели
предельно простые функциональные формы с угловатыми капотом и кабиной с мягким
верхом, высокий металлический бортовой кузов с тентом, массивные колеса
диаметром до 1 м с литыми шинами и фары, укрепленные по бокам передней стенки
кабины. Вряд ли модные эстетические изыски были необходимы для военных тягачей,
служивших в основном в частях итальянской армии, расквартированной в Африке.
Важнее для них была простота конструкции, надежность и практичность, высокая
мощность и хорошая проходимость, которыми обладали все автомобили "Бреда". Их
главной конструктивной особенностью являлся индивидуальный привод каждого
ведущего колеса. Трансмиссия состояла из 5-ступенчатой коробки передач,
установленной в центре шасси и снабженной одним блокируемым дифференциалом и
двумя 2-ступенчатыми раздаточными коробками, укрепленными по ее обеим сторонам.
От каждой из них крутящий момент передавался двумя диагональными карданными
валами на редукторы переднего и заднего колеса. Несмотря на сложность эта схема
обеспечивала живучесть автомобиля, позволяя ему передвигаться даже на одном
работающем колесе. Другими особенностями машин "Бреда" были верхнеклапанные
дизельные двигатели собственного производства с непосредственным впрыском
топлива, передняя независимая подвеска на поперечной рессоре, одна задняя
лебедка-кабестан, укрепленная под кузовом, и одна барабанная, расположенная
сбоку под кабиной.
Первой автомобильной продукцией марки "Бреда" в 1932 г. стал тяжелый
короткобазный артиллерийский тягач модели "32" (4x4). Он имел колесную базу 2650
мм и весил 8,4 т, но мощный 4-цилиндровый двигатель Т5 (8,0 л, 84 л.с.) позволял
ему буксировать прицепы и пушки массой до 25 т со скоростью 30 км/ч, расходуя 85
л топлива на 100 км. Тягач выпускался до 1940 г., а его последние выпуски
снабжались 110-сильным мотором "Лянча" (Lancia). В 1933 г. появился 4-тонный
грузовик-тягач "Бреда-33", отличавшийся от первой модели лишь увеличенной до
3800 мм колесной базой и возросшей до 10,5 т снаряженной массой. Новый тягач
модели "40" (1941–44 гг.) разрушил устоявшийся к тому времени внешний облик
машин "Бреда", получив обтекаемые кабину и капот, полукруглые крылья,
пневматические шины низкого давления и передний массивный бампер с фарами, но на
следующей модели "41" фирма возвратилась к своим стилевым традициям. Оба
автомобиля оснащали 6-цилиндровым двигателем D11 (8,8 л, 110–115 л.с.),
пневматическим приводом тормозов вместо прежнего механического и весили
10,0–11,5 т. Первая машина служила для буксировки 15-тонных пушек, развивая
скорость 45 км/ч, вторая стала основой ремонтно-эвакуационных машин с 5-тонным
механическим краном-балкой.
В 1941 г. "Бреда" выпустила опытную партию 2,5-тонных грузовиков "Колониале"
(Coloniale) 6x6 с открытой кабиной и коротким капотом, фактически являвшихся
двойниками известных машин "СПА Довункуэ" (SPA Dovunque). Не успев организовать
их серийное производство, фирма "Бреда" переключилась на исполнение срочного
заказа на принципиально новое многоцелевое 7,5-тонное бескапотное шасси
"Довункуэ-41" (6x6) классической компоновки, которое можно было использовать для
бортовых грузовиков, тягачей и установки 90-мм орудий. Их комплектовали
собственным бензиновым мотором (8,5 л, 115 л.с.) или 6-цилиндровым дизелем (9,6
л, 130 л.с.) фирмы ФИАТ (FIAT), 4-ступенчатой коробкой передач с обычной
2-ступенчатой раздаточной, передней подвеской на поперечной рессоре,
пневматической тормозной системой и колесами с шинами низкого давления размером
24 дюйма. Максимальная скорость "Довункуэ-41" полной массой 15,5 т достигала 55
км/ч. Одной из самых необычных итальянских военных машин стал полугусеничный
транспортер-тягач "Бреда-61", собиравшийся по лицензии фирмы "Краусс-Маффей"
(Krauss-Maffei) и служивший для буксировки орудий массой до 8 т, перевозки
боевого расчета или установки 149-мм гаубицы. От немецкой модели КМm11
(Sd.Kfz.7) он отличался собственными 6-цилиндровым бензиновым двигателем (7,4 л,
130–140 л.с.), 5-ступенчатой коробкой передач, правосторонним рулевым
управлением, формой траков и опорных катков гусеничного движителя. С конца 1942
г. по сентябрь 1943 г. их собрали 200 экземпляров.
С окончанием войны "Бреда" возобновила свои работы в военной области. Развитием
модели "40" в конце 40-х гг. стал тягач "Бреда-130" (4x4 с дизелем D28 (9,6 л,
125–130 л.с.), развивавший тяговое усилие 40 тс и применявшийся в основном на
военных аэродромах. Первый послевоенный вариант "Довункуэ-52" (6x6) оснащался
новой цельнометаллической кабиной, 10-ступенчатой трансмиссией и старым
115-сильным двигателем. Последним автомобилем марки "Бреда" в 1957 г. стал
опытный длиннобазный грузовик "Довункуэ-57" с удлиненной кабиной, развивший
скорость 42 км/ч. В дальнейшем фирма "Бреда", переключившаяся на изготовление
вооружения, военных автомобилей больше не выпускала. Со временем она
превратилась в военно-промышленную группу "ОТО-Бреда" (OTO-Breda), которая
сегодня входит в состав итальянского военно-промышленного концерна
"Финмекканика" (Finmeccanica).
Бреда-32, 4x4, 1932 г.
Бреда-40, 4x4, 1940 г.
Бреда-41, 4x4, 1941 г.
Бреда-61, 1942 г.
Бреда Довункуэ-41, 6x6, 1943 г.
Бреда Довункуэ-52, 6x6, 1953 г.