BÜSSING/BÜSSING-NAG
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

БЮССИНГ/БЮССИНГ-НАГ
(BÜSSING/BÜSSING-NAG)
Брауншвейг/Берлин-Обершёневайде/Лейпциг/Эльбинг/Зальцгиттер
Германия
1903–1971
На протяжении всего времени существования фирма "Бюссинг" была одним из наиболее крупных немецких изготовителей грузовых автомобилей, отличавшихся высоким качеством и необычными техническими решениями. С первых же лет она стала одним из главных поставщиков своей автомобильной техники для германских вооруженных сил. В 1903 г. в Брауншвейге ее основал инженер Генрих Бюссинг (1843–1929), построивший свой первый грузовик с 2-цилиндровым мотором мощностью 9 л.с., за которым последовали более тяжелые модели. Военное ведомство внимательно следило за деятельностью Бюссинга, регулярно испытывая его машины, и в 1907 г. тяжелые грузовики этой марки были приняты на вооружение. Накануне Первой мировой войны программа фирмы включала четыре семейства капотных машин II, III, IV и V грузоподъемностью 2,5–5,0 т с 4-цилиндровыми двигателями мощностью 25–40 л.с., способными работать на низкосортном топливе. Во время войны они использовались для доставки пехоты, вооружения, установки зенитных пушек, прожекторов, полевых мастерских, причем многие комплектовались приспособлениями для передвижения по железнодорожным рельсам. В многоместных автобусах "Бюссинг" размещали командные пункты, радиостанции и полевые госпитали. В 1914–18 гг. фирма построила 180 артиллерийских тягачей и 109 специальных машин для перевозки орудий, оснащенных 80-сильным двигателем и приводом на задние колеса большого диаметра, а также несколько опытных тягачей с четырьмя ведущими стальными колесами с высокими грунтозацепами. В 1915 г. был создан прототип тяжелого 90-сильного бронеавтомобиля A5P (4x4) со всеми управляемыми колесами, двумя постами управления и бронекорпусом на 9 членов экипажа с башней и окнами для пулеметов. Он весил более 10 т и двигался со скоростью 35 км/ч.
В 20-е гг., оставшись без военных заказов, компания "Бюссинг" смогла реорганизовать свое производство и внедрить конвейерную сборку машин, что позволило ей стать лидером в производстве тяжелых машин. В трудное время экономического кризиса она приобрела фирмы "Маннесманн-Мулаг" (MannesmannMulag) и "Комник" (Komnick), а в 1931 г. присоединила компанию "НАГ-Протос" (NAGProtos), введя в свою программу новые виды грузовиков. Так образовался небольшой автомобильный концерн "Бюссинг-НАГ" с четырьмя производственными предприятиями, выпускавший в течение почти 20 лет широкую гамму разнообразных грузовиков и автобусов марки "Бюссинг-НАГ".
Главным техническим достижением 20-х гг. считается создание тяжелых 3-осных грузовиков 6x6 с односкатными пневматическими шинами и приводом задних мостов индивидуальными карданными валами. Их первым применением в вооруженных силах в 1926 г. стали открытые многоместные автобусы с боковыми дверями на каждый ряд сидений, смонтированные на 7-тонном шасси "VI GL" со 100-сильным двигателем. Они использовались для переброски крупных воинских формирований и полиции в черте городов и на дальние расстояния. Опыт выпуска гражданских 3-осных грузовиков пригодился при создании 1,5-тонного армейского автомобиля G31 (6x6) с задними двускатными колесами, составившего вместе с аналогичными машинами "Мерседес-Бенц G3а" (MercedesBenz) и "Магирус M206" (Magirus) первую немецкую стандартизованную военную серию. "Бюссинг-НАГ G31" получил бензиновый двигатель (3,9 л, 65 л.с.), 3-ступенчатую коробку передач с 2-ступенчатым редуктором, гидропривод тормозов и рессорную подвеску задних неразрезных мостов. Он предлагался в бортовом исполнении, как радиостанция Kfz.61, штабной вариант Kfz.77, мастерская и т. д. В 1931–35 гг. фирма изготовила 2300 таких машин, а с 1932 г. построила 48 башенных бронеавтомобилей G31p в исполнениях Sd.Kfz.231 с 20-мм пушкой и пулеметом, Sd.Kfz.232 с радиостанцией и бугельной антенной, а также собирала 5-местные штабные варианты Sd.Kfz.263. От аналогичных машин "Даймлер-Бенц" (DaimlerBenz) они отличались укороченной базой (2715 мм) и деталями корпуса. С 1931 г. в армии использовалось также около 300 доработанных 3-тонных гражданских грузовиков 3GL6 (6x6) с 90-сильным бензиновым мотором, 5-ступенчатой коробкой передач и пневматической тормозной системой. Получившие развитие в 30-е гг. тяжелые дизельные коммерческие грузовики "Бюссинг-НАГ" в армии практически не применялись. Лишь в 1936–39 гг. там появилось несколько десятков 9,5-тонных машин "900" (6x6) с дизелем (13,5 л, 130 л.с.) и 4-ступенчатой коробкой передач, служивших для перевозки орудий и легких танков, установки инженерного оборудования и буксировки артиллерийских систем.
В 1938– 40 гг. на "Бюссинге" собрали также 3,2 тыс. стандартизованных 2,5-тонных грузовиков "Айнхайтс-Дизель" (EinheitsDiesel) 6x6. В 1940 г. фирма начала выпуск новых 4,5-тонных армейских автомобилей "500S" (4x4) и "500А" (4x4), а в 1941– 45 гг. предлагала их модернизированные варианты "4500S" и "4500А", отличавшиеся только размерными и весовыми параметрами. Они комплектовались предкамерным дизелем (7,4 л, 105 л.с.), 5-ступенчатой коробкой передач и развивали скорость 65 км/ч. В общей сложности их сделали 14813 единиц.
Важную страницу истории "Бюссинга" составляет серийное производство полугусеничных транспортеров для перевозки солдат и амуниции, установки вооружения и буксировки артиллерийских орудий. Первыми среди них были опытные легкие машины BN L4, созданные в 1934 г. совместно с фирмой "Краусс-Маффей" (Krauss-Maffei). В том же году на заводе под Берлином по лицензии "Краусс-Маффей" началась сборка средних транспортеров BNm8 (Sd.Kfz.7) 8-тонного класса. Эти работы послужили технической базой легких транспортеров для буксировки 5-тонных прицепов, головным разработчиком и изготовителем которых военное ведомство назначило "Бюссинг-НАГ". Они носили военный индекс Sd.Kfz.6 и параллельно собирались компанией "Даймлер-Бенц". Все транспортеры имели принципиально одинаковую конструкцию с подобными машинами пяти других классов, выпускавшимися несколькими немецкими фирмами. Они оснащались лонжеронной рамой из П-образных профилей, 6-цилиндровыми бензиновыми двигателями "Майбах" (Maybach) с двухкамерным карбюратором, обеспечивавшим работу мотора при углах подъема или крена до 45°, сухим 2-дисковым сцеплением, 4-ступенчатой коробкой передач с демультипликатором, отнесенным к жестко укрепленной на раме главной передаче с двойным дифференциалом с цилиндрическими шестернями и бортовыми тормозными барабанами. Гусеничный движитель с передней ведущей звездочкой конструкции "Демаг" (Demag) имел характерное расположение двойных и одинарных дисковых опорных катков в шахматном порядке, снабженных резиновой ошиновкой и установленных на индивидуальной рычажно-торсионной подвеске. Стальные литые траки монтировали на игольчатых подшипниках с собственными масленками и снабжали резиновыми башмаками. Передняя управляемая неведущая ось подвешивалась на поперечной рессоре и служила для незначительного изменения направления движения (до 6°). Крутой разворот обеспечивался подтормаживанием одной из гусениц, которое осуществлялось автоматически при повороте рулевого колеса более чем на 2/3 полного оборота посредством механического или гидравлического привода тормозов ведущих звездочек системы "Клетрак" (Cletrac).
Основная тормозная система была пневматической и воздействовала также на колеса прицепа. Транспортеры комплектовали в основном открытыми 15-местными кузовами с боковыми дверями и тентом или грузопассажирскими на 10–12 мест с задним отсеком для боеприпасов, под которыми располагалась механическая лебедка с тяговым усилием 2,5 тс и горизонтальным барабаном, собранным из двух одиночных катков. Пробные машины ВN L5 образца 1935 г. оснащались мотором "Майбах NL35" (3,5 л, 90 л.с.), трансмиссией с одноступенчатым демультипликатором и укороченным гусеничным движителем шириной 320 мм с четырьмя опорными катками. Первый серийный вариант ВN L7 (1936–37 гг.) получил двигатель NL38 (3,8 л, 100 л.с.) и 2-ступенчатый редуктор, обеспечивавший 8 передач вперед и две назад. Промежуточная модель ВN L8 образца 1938 г. отличалась удлиненным движителем с шестью катками. На ее основе в 1939–43 гг. "Бюссинг-НАГ" выпускал транспортер ВN9, оборудовав его 115-сильным агрегатом HL54 и рулевым управлением с гидроприводом бортовых тормозов. Машины имели грузоподъемность 1,5 т и полную массу 8,5–8,9 т, на шоссе развивали скорость 50 км/ч, преодолевали подъем в 24° и брод глубиной 60 см, в зависимости от условий движения потребляли от 50 до 120 л бензина на 100 км. Фирмы "Бюссинг-НАГ" и "Даймлер-Бенц" совместно изготовили порядка 3 тыс. таких транспортеров. Некоторые из них служили для монтажа зенитных пулеметов и 37-мм пушек (Sd.Kfz.6/2), ремонтноэвакуационного и инженерного оборудования. Их развитием стал "тяжелый тягач Вермахта" SWS (Schwere WehrmachtSchlepper) со 100-сильным мотором HL42, выпущенный в 1943–45 гг. в количестве 825 единиц. Он известен в 4-тонном грузовом варианте с 10-местным бортовым кузовом и в полубронированном с 37-мм зенитной пушкой или с 10-ствольной системой залпового огня. Кроме того, в 1939–43 гг. "Бюссинг-НАГ" собрал 4,5 тыс. легких полугусеничных транспортеров D7 (Sd.Kfz.10), разработанных фирмой "Демаг".
Главной заслугой фирмы "Бюссинг-НАГ" в военной области считается создание первого в мире семейства 4-осных бронемашин с колесной формулой 8x8 и организация их серийного производства. Работы над такой техникой в 1927–32 гг. проводились параллельно фирмами "Бюссинг-НАГ", "Даймлер-Бенц" и "Магирус", причем первая из них построила также уникальное 5-осное плавающее полноприводное шасси с бортовой системой поворота. Вскоре разработку столь сложной и дорогой техники пришлось заморозить. Вспомнили о них только в середине 30-х гг., когда назрела необходимость замены бронемашин на обычных грузовых шасси. В 1937 г., приняв за основу опытный образец 1930 г., "Бюссинг-НАГ" на заводе в Эльбинге, в Восточной Пруссии, приступили к сборке принципиально новых тяжелых бронеавтомобилей серии GS (8x8) рамной конструкции со сварными корпусами с толщиной брони от 8 до 30 мм, задним расположением силового агрегата и всеми управляемыми колесами на независимой подвеске. Базовым являлся башенный вариант Sd.Kfz.231 с 20-мм пушкой и спаренным пулеметом, Sd.Kfz.232 отличался наличием радиостанции; на Sd.Kfz.233 с открытым верхом устанавливалась 75-мм танковая пушка, а Sd.Kfz.263 был штабной машиной. Первая партия 1937–38 гг. оснащалась бензиновым двигателем V8 (7,9 л, 150 л.с.), вторая, выпускавшаяся в 1939–42 гг., — 8,4-литровым мотором мощностью 180 л.с. Все машины снабжали сухим 2-дисковым сцеплением, коробкой передач с тремя ступенями переднего и заднего хода, самоблокирующимися дифференциалами, централизованной системой смазки и односкатными 18-дюймовыми колесами. В зависимости от исполнения бронеавтомобили имели боевую массу 8,3–8,8 т, развивали скорость 85 км/ч и расходовали 50–90 л бензина на 100 км. В 1943–45 гг. в производстве находились более совершенные бронеавтомобили ARK (8x8) с несущим стальным основанием и новыми низкопрофильными корпусами с усиленным бронированием. На них использовался чехословацкий дизельный двигатель "Татра-103" (Tatra) V12 воздушного охлаждения (14,8 л, 210 л.с.) и пневматический привод тормозов вместо прежнего механического.
Вооружение базового варианта Sd.Kfz.234/1 состояло из 20-мм пушки и пулемета, на Sd.Kfz.234/2 "Пума" (Puma) устанавливалась 50-мм пушка, а безбашенные Sd.Kfz.234/3 и Sd.Kfz.234/4 с открытым верхом снабжали 75-мм пушками разных типов. Их полная масса достигала 11,7 т, максимальная скорость 90 км/ч. В общей сложности "Бюссинг-НАГ" изготовил 2235 таких бронемашин, последние из которых собрали 22 января 1945 г., накануне вступления советских войск в Эльбинг. Все предприятия фирмы серьезно пострадали от бомбардировок.
В послевоенное время компания "Бюссинг", которой это название было возвращено в 1950 г., самостоятельно разработкой военной техники уже не занималась. Она выпускала преимущественно гражданские грузовики и автобусы, которые стали поступать в вооруженные силы только с середины 50-х гг., после вступления Германии в НАТО и образования Бундесвера. В последующие годы ее военная деятельность свелась к сборке по лицензии фирмы "Боргвард" (Borgward) легкого многоцелевого автомобиля В2000А/О или "0,75t" (4x4) в штабном и санитарном исполнениях (1962–68 гг.), а по лицензии швейцарской фирмы МОВАГ (MOWAG) — башенного бронеавтомобиля SW-II (4x4) с 20-мм пушкой для пограничной службы ФРГ и полиции (1964–66 гг.). С 1964 г. в составе объединенного конструкторского бюро GB (Gemeinschaftsburo), куда входило еще четыре автомобильных фирмы ФРГ, "Бюссинг" принимал участие в разработке нового поколения многоцелевых бронемашин для Бундесвера. До 1970 г. фирма построила несколько прототипов бронетранспортеров TPz2 (4x4) и TPz1 (6x6), а также бронеавтомобилей SpahPz2 (8x8), оснащенных дизельными двигателями "Дойц" (Deutz) воздушного охлаждения мощностью 360–460 л.с. После сравнительных испытаний военное ведомство отдало предпочтение машинам компании "ДаймлерБенц". В 1966 г. на базе своего 2-осного бронетранспортера "Бюссинг" изготовил образец 200-сильного плавающего автомобиля. Его последней работой в военной области стало создание совместно с фирмами "Гочкисс" (Hotchkiss) и "Лянча" (Lancia) прототипа плавающего "Евро-джипа" для НАТО, построенного в 1971 г. Годом ранее концерн МАН (MAN) приобрел контрольный пакет акций "Бюссинга", что вскоре привело к прекращению производства всех автомобилей этой марки.
Бюссинг IV, 1912 г.
Бюссинг А5Р, 4x4, 1915 г.
Артиллерийский тягач "Бюссинг", 4x4, 1917 г.
Бюссинг-НАГ 3GL6, 6x6, 1931 г.
Бюссинг-НАГ G31, 6x6, 1932 г.
Бюссинг-НАГ G31р (Sd.Kfz.232), 6x6, 1932 г.
Бюссинг-НАГ BN L7 (Sd.Kfz.6), 1936 г.
Бюссинг-НАГ GS Sd.Kfz.263, 8x8, 1939 г.
Бюссинг-НАГ 4500S, 1941 г.
Ремонтно-эвакуационная машина "Бюссинг-НАГ BN9", 1941 г.
Тяжелый тягач "Бюссинг-НАГ SWS", 1943 г.
Самоходная установка на шасси "Бюссинг-НАГ BN9", 1943 г.
Бюссинг-НАГ ARK Sd.Kfz.234/2 "Пума", 8x8, 1943 г.
Бюссинг-НАГ ARK Sd.Kfz.234/3, 8x8, 1943 г.
Самоходная установка на шасси "Бюссинг-НАГ SWS", 1944 г.
Бюссинг-НАГ ARK Sd.Kfz.234/4, 8x8, 1944 г.
Бюссинг 0,75t, 4x4, 1963 г.
Бронетранспортер GB TPz1 фирмы "Бюссинг", 6x6, 1965 г.
Бюссинг SW-II, 4x4, 1966 г.