CADILLAC GAGE/CADILLAC GAGE TEXTRON
999777888555111222333
 

КАДИЛЛАК ГЕЙДЖ/КАДИЛЛАК ГЕЙДЖ ТЕКСТРОН

(CADILLAC GAGE/CADILLAC GAGE TEXTRON)

Уоррен, США, 1962-

Bo второй половине XX века главным американским производителем колесной бронетехники была сравнительно небольшая фирма «Кадиллак Гейдж», располагавшаяся близ Детройта и не имевшая никакого отношения к известной автомобильной компании «Кадиллак». Она возникла в 1941 г. как изготовитель прецизионных оптических приборов для артиллерийских прицелов, затем выпускала гидравлические системы привода и установки танковых башен и орудий, а в 1962 г. начала работу по созданию семейства легких многоцелевых плавающих бронированных машин «Коммандо» (Commando) 4х4, предназначенных для вооруженных сил специальных подразделений и военной полиции.

Кадиллак Гейдж Рэйнджер, 4х4, 1980 г.

Полицейский «Кадиллак Гейдж Коммандо V100», 4х4, 1968 г.

Кадиллак Гейдж Коммандо V150 (25 мм), 4х4, 1971 г.

Кадиллак Гейдж Коммандо V200, 4х4, 1969 г.

На следующий год появился прототип бронеавтомобиля ХМ706 (V100) с высоко расположенным сварным несущим корпусом характерной формы, получившей название «утка». Его выпуск начался в 1964 г. под стандартизованным индексом М706. В левой задней части бронеавтомобиля располагался силовой агрегат, состоявший из бензинового двигателя «Крайслер» (Chrysler) V8 (5,9 л, 210 л.с.) и механической синхронизированной 5-ступенчатой коробки передач. На машине использовали агрегаты армейского грузовика М35, независимую пружинную подвеску всех колес, гидропривод тормозов и наружную лебедку. Корпус с двумя боковыми и одной задней дверями, бронестеклами и амбразурами, расположенный на высоте 610 мм от поверхности земли, снабжался наклонными верхними и нижними бронелистами толщиной до 64 мм, позволявшими защитить экипаж от пулеметного огня и снизить воздействие от взрывной волны противотанковых мин. На бронеавтомобиле устанавливали различные виды башен с пулеметами и легкими пушками. Для ВВС США предлагался вариант М706Е2 с 12,7-мм зенитным пулеметом в открытой башне, а бронетранспортер мог доставлять десант из 7-10 человек. Все они имели боевую массу около 10 т, могли преодолевать подъем в 35°, на шоссе развивали скорость 96 км/ч и на воде за счет вращения колес - около 5 км/ч. В апреле 1969 г. фирма начала выпуск более крупного и мощного бронеавтомобиля V200 с дизелем «Крайслер» (7,2 л, 275 л.с.), на котором можно было использовать пушки калибра от 20 до 90 мм и минометы.

В 1971 г. начался выпуск единственной модели V150, сменившей обе предыдущие. Новый бронеавтомобиль с боевой массой 9,9 т представлял собой развитие машины V100, оснащенной новыми силовыми агрегатами, усиленной ходовой частью, двухконтурной тормозной системой и лебедкой с тяговым усилием 4,5 тс, установленной внутри корпуса. Первоначально его комплектовали 210-сильным бензиновым мотором V8 или 155-сильным дизелем «Крайслер» V6, работавшими с механической коробкой передач. На поздних выпусках устанавливали дизельный двигатель «Камминс V504» (Cummins) V8 мощностью 202 л.с. и автоматическую 4-ступенчатую коробку передач «Эллисон» (Allison). Модель V150 известна в двух десятках исполнений: 10-местный бронетранспортер, бронеавтомобили с пулеметными башнями или пушками калибра 20, 25, 76 и 90 мм, различным ракетным вооружением или 81-мм минометом. В общей сложности было изготовлено 4 тыс. бронемашин серии «Коммандо», поступавших в основном на вооружение стран третьего мира.

Относительно невысокий спрос на колесную бронетехнику марки «Кадиллак Гейдж»заставил фирму искать новые пути расширения и обновления своей программы. В 1976 г. на базе серийного 1-тонного пикапа «Додж» (Dodge) 4х4 она разработала бронеавтомобиль «Рэйнджер» (Ranger). Прототип появился в 1977 г., а серийное производство началось через 3 года. Со временем «Рэйнджер» получил распространение в подразделениях охраны ВВС и ВМФ, в полиции и войсках ООН, где его называли «ПисМейкер» (PeaceMaker) или «ПисКипер» (РеасеКеерег) - «Миротворец». Он оснащался мотором «Крайслер» V8 (5,9 л, 180 л.с.), автоматической 3-ступенчатой коробкой передач, передними дисковыми тормозами, лебедкой с гидроприводом и сварным 8-местным корпусом с пуленепробиваемыми стеклами.

Кадиллак Гейдж Текстрон V300 (LAV-300 Mk-II), 6х6, 2003 г.

Кадиллак Гейдж Текстрон V600 (LAV-600), 6х6, 1983 г.

Кадиллак Гейдж Коммандо Скаут, 4х4, 1978 г.

Кадиллак Гейдж Текстрон ПисКипер Mk-II, 4х4, 2005 г.

В 1977 г. появилась вторая весьма оригинальная новинка - легкая открытая низкопрофильная разведывательная бронемашина «Коммандо Скаут» (Commando Scout) 4х4. В передней части корпуса с характерной клиновидной формой размещались водитель и дизель «Камминс» (155 л.с.), работавший с автоматической 4-ступенчатой коробкой «Эллисон». Машина имела независимую пружинную подвеску, двухконтурный тормозной привод и гидроусилитель рулевого механизма. Лишь в 1983 г. фирма получила первый контракт и до 1987 г. поставила на экспорт 140 машин. Интересно, что «Коммандо Скаут» оказался единственным бронеавтомобилем, принявшим участие в конкурсе на многоцелевой автомобиль, которому впоследствии присвоили название «Хаммер» (Hummer).

Второй попыткой получить крупный государственный заказ стало участие компании «Кадиллак Гейдж» в конкурсе на легкие авиатранспортабельные плавающие бронеавтомобили LAV (Light Armored Vehicle) для Северной Америки. В 1982 г. она представила свой вариант V150ST (LAV-150) - усиленное исполнение серийной модели «Коммандо V150» с дизелем «Камминс 6СТА» (8,3 л, 250 л.с.) с турбонаддувом, автоматической 6-ступенчатой коробкой передач и 5,4-тонной лебедкой. Одновременно с ним появилась 3-осная бронемашина «Коммандо V300» (6х6) или LAV-300, в носовой части корпуса которой сначала устанавливался 235-сильный дизель VT504 с турбонаддувом, а затем 275-сильный «Камминс 6СТА», которые работали с автоматическими 4- или беступенчатыми коробками передач. Разные варианты весили 13,1-15,0 т, развивали скорость на шоссе 93-105 км/ч, на воде - 5 км/ч. В 1983 г. фирма представила усиленный бронеавтомобиль V300A1 или V600 (LAV-600) со 105-мм противотанковым орудием в башне с электрогидравлическим приводом и улучшенной защитой экипажа. Продукция компании «Кадиллак Гейдж» так и не была оценена по достоинству, а победителем конкурса LAV стала швейцарская фирма МОВАГ (MOWAG). К тому же времени относится и неудача с легким танком «Стингрэй» (Stingray). После этого фирма долго испытывала и улучшала машину LAV-600, предлагая ее в разных исполнениях.

В 1994 г. компания «Кадиллак Гейдж», оказавшаяся на грани банкротства, вошла в состав военно-промышленной корпорации «Текстрон» (Textron) и продолжила выпуск своей продукции под маркой «Кадиллак Гейдж Текстрон» (Cadillac Gage Textron, CGT). Через несколько лет она представила модернизированный вариант бронеавтомобиля V150, получившего марку «Текстрон ASV», а в начале 2000-х гг. ее гамма пополнилась бронемашиной LAV-300 Mk-II с боевой массой 12,6 т, достигавшей скорости 106 км/ч. В апреле 2003 г. появился первый образец многоцелевого бронеавтомобиля «ПисКипер Mk-II» (PK-II) для сил безопасности, оборудованного 340-сильным бензиновым двигателем «Шевроле» (Chevrolet) V8, автоматической 5-ступенчатой коробкой передач и достаточно комфортным отсеком для экипажа.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

КАДИЛЛАК ГЕЙДЖ/КАДИЛЛАК ГЕЙДЖ ТЕКСТРОН
(CADILLAC GAGE/CADILLAC GAGE TEXTRON)
Уоррен
США
1962-
Во второй половине ХХ века главным американским производителем колесной бронетехники была сравнительно небольшая фирма "Кадиллак Гейдж", располагавшаяся близ Детройта и не имевшая никакого отношения к известной автомобильной компании "Кадиллак". Она возникла в 1941 г. как изготовитель прецизионных оптических приборов для артиллерийских прицелов, затем выпускала гидравлические системы привода и установки танковых башен и орудий, а в 1962 г. начала работу по созданию семейства легких многоцелевых плавающих бронированных машин "Коммандо" (Commando) 4x4, предназначенных для вооруженных сил, специальных подразделений и военной полиции. На следующий год появился прототип бронеавтомобиля ХМ706 (V100) с высоко расположенным сварным несущим корпусом характерной формы, получившей название "утка". Его выпуск начался в 1964 г. под стандартизованным индексом М706. В левой задней части бронеавтомобиля располагался силовой агрегат, состоявший из бензинового двигателя "Крайслер" (Chrysler) V8 (5,9 л, 210 л.с.) и механической синхронизированной 5-ступенчатой коробки передач. На машине использовали агрегаты армейского грузовика М35, независимую пружинную подвеску всех колес, гидропривод тормозов и наружную лебедку. Корпус с двумя боковыми и одной задней дверями, бронестеклами и амбразурами, расположенный на высоте 610 мм от поверхности земли, снабжался наклонными верхними и нижними бронелистами толщиной до 64 мм, позволявшими защитить экипаж от пулеметного огня и снизить воздействие от взрывной волны противотанковых мин. На бронеавтомобиле устанавливали различные виды башен с пулеметами и легкими пушками. Для ВВС США предлагался вариант М706Е2 с 12,7-мм зенитным пулеметом в открытой башне, а бронетранспортер мог доставлять десант из 7-10 человек. Все они имели боевую массу около 10 т, могли преодолевать подъем в 35°, на шоссе развивали скорость 96 км/ч и на воде за счет вращения колес - около 5 км/ч. В апреле 1969 г. фирма начала выпуск более крупного и мощного бронеавтомобиля V200 с дизелем "Крайслер" (7,2 л, 275 л.с.), на котором можно было использовать пушки калибра от 20 до 90 мм и минометы.
В 1971 г. начался выпуск единственной модели V150, сменившей обе предыдущие. Новый бронеавтомобиль с боевой массой 9,9 т представлял собой развитие машины V100, оснащенной новыми силовыми агрегатами, усиленной ходовой частью, двухконтурной тормозной системой и лебедкой с тяговым усилием 4,5 тс, установленной внутри корпуса. Первоначально его комплектовали 210-сильным бензиновым мотором V8 или 155-сильным дизелем "Крайслер" V6, работавшими с механической коробкой передач. На поздних выпусках устанавливали дизельный двигатель "Камминс V504" (Cummins) V8 мощностью 202 л.с. и автоматическую 4-ступенчатую коробку передач "Эллисон" (Allison). Модель V150 известна в двух десятках исполнений: 10-местный бронетранспортер, бронеавтомобили с пулеметными башнями или пушками калибра 20, 25, 76 и 90 мм, различным ракетным вооружением или 81-мм минометом. В общей сложности было изготовлено 4 тыс. бронемашин серии "Коммандо", поступавших в основном на вооружение стран третьего мира.
Относительно невысокий спрос на колесную бронетехнику марки "Кадиллак Гейдж" заставил фирму искать новые пути расширения и обновления своей программы. В 1976 г. на базе серийного 1-тонного пикапа "Додж" (Dodge) 4x4 она разработала бронеавтомобиль "Рэйнджер" (Ranger). Прототип появился в 1977 г., а серийное производство началось через 3 года. Со временем "Рэйнджер" получил распространение в подразделениях охраны ВВС и ВМФ, в полиции и войсках ООН, где его называли "ПисМейкер" (PeaceMaker) или "ПисКипер" (PeaceKeeper) - "Миротворец". Он оснащался мотором "Крайслер" V8 (5,9 л, 180 л.с.), автоматической 3-ступенчатой коробкой передач, передними дисковыми тормозами, лебедкой с гидроприводом и сварным 8-местным корпусом с пуленепробиваемыми стеклами.
В 1977 г. появилась вторая весьма оригинальная новинка - легкая открытая низкопрофильная разведывательная бронемашина "Коммандо Скаут" (Commando Scout) 4x4. В передней части корпуса с характерной клиновидной формой размещались водитель и дизель "Камминс" (155 л.с.), работавший с автоматической 4-ступенчатой коробкой "Эллисон". Машина имела независимую пружинную подвеску, двухконтурный тормозной привод и гидроусилитель рулевого механизма. Лишь в 1983 г. фирма получила первый контракт и до 1987 г. поставила на экспорт 140 машин. Интересно, что "Коммандо Скаут" оказался единственным бронеавтомобилем, принявшим участие в конкурсе на многоцелевой автомобиль, которому впоследствии присвоили название "Хаммер" (Hummer).
Второй попыткой получить крупный государственный заказ стало участие компании "Кадиллак Гейдж" в конкурсе на легкие авиатранспортабельные плавающие бронеавтомобили LAV (Light Armored Vehicle) для Северной Америки. В 1982 г. она представила свой вариант V150ST (LAV150) - усиленное исполнение серийной модели "Коммандо V150" с дизелем "Камминс 6СТА" (8,3 л, 250 л.с.) с турбонаддувом, автоматической 6-ступенчатой коробкой передач и 5,4-тонной лебедкой. Одновременно с ним появилась 3-осная бронемашина "Коммандо V300" (6x6) или LAV300, в носовой части корпуса которой сначала устанавливался 235-сильный дизель VT504 с турбонаддувом, а затем 275-сильный "Камминс 6СТА", которые работали с автоматическими 4- или 6-ступенчатыми коробками передач. Разные варианты весили 13,1-15,0 т, развивали скорость на шоссе 93-105 км/ч, на воде - 5 км/ч. В 1983 г. фирма представила усиленный бронеавтомобиль V300A1 или V600 (LAV600) со 105-мм противотанковым орудием в башне с электрогидравлическим приводом и улучшенной защитой экипажа. Продукция компании "Кадиллак Гейдж" так и не была оценена по достоинству, а победителем конкурса LAV стала швейцарская фирма МОВАГ (MOWAG). К тому же времени относится и неудача с легким танком "Стингрэй" (Stingray). После этого фирма долго испытывала и улучшала машину LAV600, предлагая ее в разных исполнениях.
В 1994 г. компания "Кадиллак Гейдж", оказавшаяся на грани банкротства, вошла в состав военно-промышленной корпорации "Текстрон" (Textron) и продолжила выпуск своей продукции под маркой "Кадиллак Гейдж Текстрон" (Cadillac Gage Textron, CGT). Через несколько лет она представила модернизированный вариант бронеавтомобиля V150, получившего марку "Текстрон ASV", а в начале 2000-х гг. ее гамма пополнилась бронемашиной LAV300 Mk-II с боевой массой 12,6 т, достигавшей скорости 106 км/ч. В апреле 2003 г. появился первый образец многоцелевого бронеавтомобиля "ПисKипер Mk-II" (PK-II) для сил безопасности, оборудованного 340-сильным бензиновым двигателем "Шевроле" (Chevrolet) V8, автоматической 5-ступенчатой коробкой передач и достаточно комфортным отсеком для экипажа.
Полицейский "Кадиллак Гейдж Коммандо V100", 4x4, 1968 г.
Кадиллак Гейдж Коммандо V200, 4x4, 1969 г.
Кадиллак Гейдж Коммандо V150 (25 мм), 4x4, 1971 г.
Кадиллак Гейдж Коммандо Скаут, 4x4, 1978 г.
Кадиллак Гейдж Рэйнджер, 4x4, 1980 г.
Кадиллак Гейдж Текстрон V600 (LAV600), 6x6, 1983 г.
Кадиллак Гейдж Текстрон V300 (LAV300 Mk-II), 6x6, 2003 г.
Кадиллак Гейдж Текстрон ПисКипер Mk-II, 4x4, 2005 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с