CATERPILLAR
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

КАТЕРПИЛЛАР
(CATERPILLAR)
Пеория
США
1959–
Компания "Катерпиллар", наиболее известный и крупный изготовитель дорожностроительной и горно-добывающей техники, возникла в 1925 г. в результате объединения фирм "Холт" (Holt) и "Бэст" (Best), выпускавших паровые колесные тракторы. К производству автомобильной техники она приступила в 1951 г., построив первые одноосные тягачи для скреперов. Они послужили основой военной программы, для выпуска которой в середине 50-х гг. было образовано отделение оборонной техники. В 1956 г. по заданию военного ведомства США совместно с фирмами "ЛеТурно" (LeTourneau) и "Кларк" (Clark) там началась разработка принципиально нового семейства тяжелых многоцелевых плавающих транспортеров 4x4 с шарнирно-сочлененной рамой, приспособленных к перевозке по воздуху. Присвоенная им аббревиатура GOER расшифровывалась как go any where — "пройдет везде" и ассоциировалась со словом Goer ("Гоуэр") — "Ходок". В 1959 г. первый опытный 5-тонный автомобиль ХМ520 построила фирма "Кларк", а компания "Катерпиллар" предложила 8-тонный вариант ХМ520Е1, который после испытаний был принят за основу легкой гаммы проекта "Гоуэр". Он состоял из двух секций, соединенных друг с другом специальным шарниром, предоставлявшим им три степени свободы с углом взаимного отклонения до 60°, возможность передачи крутящего момента на задние ведущие колеса и управления машиной при помощи гидроцилиндров. На передней секции размещались многотопливный 6-цилиндровый двигатель D333 (8,6 л, 213 л.с.) с турбонаддувом и гидромеханическая 6-ступенчатая коробка "Пауэршифт" (Powershift) с переключением передач под нагрузкой, открытая кабина с откидным лобовым стеклом и 4,5-тонная лебедка. Задняя служила для перевозки грузов или установки различного оборудования. Все колеса снабжались планетарными редукторами и шинами низкого давления размером 18.00–33, позволявшими обойтись без подвески. В 1961 г. были построены еще два варианта: ХМ520Е2 с мотором "Детройт Дизель" (Detroit Diesel) V8 и ХМ520Е3 с механической 5-ступенчатой коробкой.
На следующий год появился топливозаправщик ХМ559Е1 с цистерной вместимостью 13,2 тыс. л и 35-дюймовыми шинами, а в 1965 г. — 10-тонная эвакуационная машина ХМ553, предназначенная для ремонта и буксировки танков М60. Уже в 1960 г. фирма получила первый контракт на поставку модели ХМ520Е1, которая серийно выпускалась с 1963 г. под индексом М520. В 1971 г. началось производство второй серии, включавшей грузовики М520 и их вариант М877 с краном для перегрузки контейнеров, ремонтно-эвакуационные машины М553 и цистерны М559, оснащенные дизелем D333C (10,5 л, 192 л.с.). Все они имели колесную базу 5968 мм, преодолевали подъемы до 31°, на шоссе развивали скорость 48 км/ч и на воде за счет вращения колес — до 13 км/ч.
В конце 50-х гг. компания "ЛеТурно" разработала тяжелую 15-тонную гамму машин "Гоуэр" ХМ437/438 с дизельэлектрической силовой установкой, механическим приводом передних колес и тяговыми электромоторами, встроенными в задние ступицы. В 1960–61 гг. на "Катерпилларе" изготовили опытные образцы, выполненные по этой схеме, — грузовой вариант ХМ437Е1 и цистерну ХМ438Е2 емкостью 18,5 тыс. л. Как и машины "ЛеТурно", они снабжались 274-сильным двигателем "Детройт Дизель" V8 и 5-ступенчатой коробкой передач, но имели грузоподъемность 16 т и уменьшенную до 6604 мм колесную базу. На их основе компания "Катерпиллар" выпускала плавающую 20-тонную ремонтно-эвакуационную машину ХМ554 длиной 12,7 м с 20-тонным стреловым краном и 7-ступенчатой коробкой передач, которая послужила базой для дальнего зенитного ракетного комплекса "Найк-Геркулес" (Nike-Hercules).
Выполнение последних контрактов на гамму "Гоуэр" фирма завершила в июне 1976 г., изготовив в общей сложности 1300 машин, и в последующие годы являлась головным поставщиком в вооруженные силы США колесных и гусеничных погрузчиков, скреперов и бульдозеров, включая бронированные версии.
Катерпиллар ХМ520Е1 "Гоуэр", 4x4, 1960 г.
Катерпиллар ХМ437Е1 "Гоуэр", 4x4, 1961 г.
Ракетный комплекс "Найк-Геркулес" на шасси "Катерпиллар ХМ554", 4x4, 1962 г.
Катерпиллар М520 "Гоуэр", 4x4, 1963 г.
Катерпиллар М553 "Гоуэр", 4x4, 1971 г.