CATERPILLAR
777777222777333777999
 

КАТЕРПИЛЛАР

(CATERPILLAR)

Пеория, США, 1959-

Компания «Катерпиллар», наиболее известный и крупный изготовитель дорожно-строительной и горно-добывающей техники, возникла в 1925 г. в результате объединения фирм «Холт» (Holt) и «Бэст» (Best), выпускавших паровые колесные тракторы. К производству автомобильной техники она приступила в 1951 г., построив первые одноосные тягачи для скреперов.

Катерпиллар ХМ520Е1 «Гоуэр», 4х4, 1960 г.

Катерпиллар М520 «Гоуэр», 4х4, 1963 г.

Катерпиллар М553 «Гоуэр», 4х4, 1971 г.

Катерпиллар ХМ437Е1 «Гоуэр», 4х4, 1961 г.

Ракетный комплекс «Найк-Геркулес» на шасси «Катерпиллар ХМ554», 4х4, 1962 г.

Они послужили основой военной программы, для выпуска которой в середине 50-х гг. было образовано отделение оборонной техники. В 1956 г. по заданию военного ведомства США совместно с фирмами «ЛеТурно» (LeTourneau) и «Кларк» (Clark) там началась разработка принципиально нового семейства тяжелых многоцелевых плавающих транспортеров 4х4 с шарнирно-сочлененной рамой, приспособленных к перевозке по воздуху. Присвоенная им аббревиатура GOER расшифровывалась как go any where - «пройдет везде» и ассоциировалась со словом Goer («Гоуэр») - «Ходок». В 1959 г. первый опытный 5-тонный автомобиль ХМ520 построила фирма «Кларк», а компания «Катерпиллар» предложила 8-тонный вариант ХМ520Е1, который после испытаний был принят за основу легкой гаммы проекта «Гоуэр». Он состоял из двух секций, соединенных друг с другом специальным шарниром, предоставлявшим им три степени свободы с углом взаимного отклонения до 60°, возможность передачи крутящего момента на задние ведущие колеса и управления машиной при помощи гидроцилиндров. На передней секции размещались многотопливный 6-цилиндровый двигатель D333 (8,6 л, 213 л.с.) с турбонаддувом и гидромеханическая 6-ступенчатая коробка «Пауэршифт» (Powershift) с переключением передач под нагрузкой, открытая кабина с откидным лобовым стеклом и 4,5-тонная лебедка. Задняя служила для перевозки грузов или установки различного оборудования. Все колеса снабжались планетарными редукторами и шинами низкого давления размером 18.00-33, позволявшими обойтись без подвески. В 1961 г. были построены еще два варианта: ХМ520Е2 с мотором «Детройт Дизель» (Detroit Diesel) V8 и ХМ520ЕЗ с механической 5-ступенчатой коробкой. На следующий год появился топливозаправщик ХМ559Е1 с цистерной вместимостью 13,2 тыс. л и 35-дюймовыми шинами, а в 1965 г. - 10-тонная эвакуационная машина ХМ553, предназначенная для ремонта и буксировки танков М60. Уже в 1960 г. фирма получила первый контракт на поставку модели ХМ520Е1, которая серийно выпускалась с 1963 г. под индексом М520. В 1971 г. началось производство второй серии, включавшей грузовики М520 и их вариант М877 с краном для перегрузки контейнеров, ремонтно-эвакуационные машины М553 и цистерны М559, оснащенные дизелем D333C (10,5 л, 192 л.с.). Все они имели колесную базу 5968 мм, преодолевали подъемы до 31°, на шоссе развивали скорость 48 км/ч и на воде за счет вращения колес - до 13 км/ч.

В конце 50-х гг. компания «ЛеТурно» разработала тяжелую 15-тонную гамму машин «Гоуэр» ХМ437/438 с дизель-электрической силовой установкой, механическим приводом передних колес и тяговыми электромоторами, встроенными в задние ступицы. В 1960-61 гг. на «Катерпилларе» изготовили опытные образцы, выполненные по этой схеме, - грузовой вариант ХМ437Е1 и цистерну ХМ438Е2 емкостью 18,5 тыс. л. Как и машины «ЛеТурно», они снабжались 274-сильным двигателем «Детройт Дизель» V8 и 5-ступенчатой коробкой передач, но имели грузоподъемность 16 т и уменьшенную до 6604 мм колесную базу. На их основе компания «Катерпиллар» выпускала плавающую 20-тонную ремонтно-эвакуационную машину ХМ554 длиной 12,7 м с 20-тонным стреловым краном и 7-ступенчатой коробкой передач, которая послужила базой для дальнего зенитного ракетного комплекса «Найк-Геркулес» (Nike-Hercules).

Выполнение последних контрактов на гамму «Гоуэр» фирма завершила в июне 1976 г., изготовив в общей сложности 1300 машин, и в последующие годы являлась головным поставщиком в вооруженные силы США колесных и гусеничных погрузчиков, скреперов и бульдозеров, включая бронированные версии.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

КАТЕРПИЛЛАР
(CATERPILLAR)
Пеория
США
1959-
Компания "Катерпиллар", наиболее известный и крупный изготовитель дорожно-строительной и горно-добывающей техники, возникла в 1925 г. в результате объединения фирм "Холт" (Holt) и "Бэст" (Best), выпускавших паровые колесные тракторы. К производству автомобильной техники она приступила в 1951 г., построив первые одноосные тягачи для скреперов. Они послужили основой военной программы, для выпуска которой в середине 50-х гг. было образовано отделение оборонной техники. В 1956 г. по заданию военного ведомства США совместно с фирмами "ЛеТурно" (LeTourneau) и "Кларк" (Clark) там началась разработка принципиально нового семейства тяжелых многоцелевых плавающих транспортеров 4x4 с шарнирно-сочлененной рамой, приспособленных к перевозке по воздуху. Присвоенная им аббревиатура GOER расшифровывалась как go any where - "пройдет везде" и ассоциировалась со словом Goer ("Гоуэр") - "Ходок". В 1959 г. первый опытный 5-тонный автомобиль ХМ520 построила фирма "Кларк", а компания "Катерпиллар" предложила 8-тонный вариант ХМ520Е1, который после испытаний был принят за основу легкой гаммы проекта "Гоуэр". Он состоял из двух секций, соединенных друг с другом специальным шарниром, предоставлявшим им три степени свободы с углом взаимного отклонения до 60°, возможность передачи крутящего момента на задние ведущие колеса и управления машиной при помощи гидроцилиндров. На передней секции размещались многотопливный 6-цилиндровый двигатель D333 (8,6 л, 213 л.с.) с турбонаддувом и гидромеханическая 6-ступенчатая коробка "Пауэршифт" (Powershift) с переключением передач под нагрузкой, открытая кабина с откидным лобовым стеклом и 4,5-тонная лебедка. Задняя служила для перевозки грузов или установки различного оборудования. Все колеса снабжались планетарными редукторами и шинами низкого давления размером 18.00-33, позволявшими обойтись без подвески. В 1961 г. были построены еще два варианта: ХМ520Е2 с мотором "Детройт Дизель" (Detroit Diesel) V8 и ХМ520Е3 с механической 5-ступенчатой коробкой. На следующий год появился топливозаправщик ХМ559Е1 с цистерной вместимостью 13,2 тыс. л и 35-дюймовыми шинами, а в 1965 г. - 10-тонная эвакуационная машина ХМ553, предназначенная для ремонта и буксировки танков М60. Уже в 1960 г. фирма получила первый контракт на поставку модели ХМ520Е1, которая серийно выпускалась с 1963 г. под индексом М520. В 1971 г. началось производство второй серии, включавшей грузовики М520 и их вариант М877 с краном для перегрузки контейнеров, ремонтно-эвакуационные машины М553 и цистерны М559, оснащенные дизелем D333C (10,5 л, 192 л.с.). Все они имели колесную базу 5968 мм, преодолевали подъемы до 31°, на шоссе развивали скорость 48 км/ч и на воде за счет вращения колес - до 13 км/ч.
В конце 50-х гг. компания "ЛеТурно" разработала тяжелую 15-тонную гамму машин "Гоуэр" ХМ437/438 с дизель-электрической силовой установкой, механическим приводом передних колес и тяговыми электромоторами, встроенными в задние ступицы. В 1960-61 гг. на "Катерпилларе" изготовили опытные образцы, выполненные по этой схеме, - грузовой вариант ХМ437Е1 и цистерну ХМ438Е2 емкостью 18,5 тыс. л. Как и машины "ЛеТурно", они снабжались 274-сильным двигателем "Детройт Дизель" V8 и 5-ступенчатой коробкой передач, но имели грузоподъемность 16 т и уменьшенную до 6604 мм колесную базу. На их основе компания "Катерпиллар" выпускала плавающую 20-тонную ремонтно-эвакуационную машину ХМ554 длиной 12,7 м с 20-тонным стреловым краном и 7-ступенчатой коробкой передач, которая послужила базой для дальнего зенитного ракетного комплекса "Найк-Геркулес" (Nike-Hercules).
Выполнение последних контрактов на гамму "Гоуэр" фирма завершила в июне 1976 г., изготовив в общей сложности 1300 машин, и в последующие годы являлась головным поставщиком в вооруженные силы США колесных и гусеничных погрузчиков, скреперов и бульдозеров, включая бронированные версии.
Катерпиллар ХМ520Е1 "Гоуэр", 4x4, 1960 г.
Катерпиллар ХМ437Е1 "Гоуэр", 4x4, 1961 г.
Ракетный комплекс "Найк-Геркулес" на шасси "Катерпиллар ХМ554", 4x4, 1962 г.
Катерпиллар М520 "Гоуэр", 4x4, 1963 г.
Катерпиллар М553 "Гоуэр", 4x4, 1971 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с