CHEVROLET | |
999999999999999999999
|
ШЕВРОЛЕ
(CHEVROLET)
Ошава/Уокервилл/Реджина, Канада, 1939-
Канадское отделение американского концерна «Дженерал Моторс» (General Motors),
разместившееся в провинции Онтарио и выпускавшее свои автомобили под маркой «Шевроле»
(Chevrolet), приступило к разработке армейской техники лишь с началом Второй
мировой войны. Эти работы по заказу военного ведомства страны проводились
совместно с канадским отделением компании «Форд» (Ford). Первые опытные образцы
появились в сентябре 1939 г., а весной 1940 г. фирма представила обширное
семейство унифицированных военных автомобилей разных классов с несколькими
видами кабин, формой передней облицовки и многочисленными типами кузовов.
«Шевроле С8А» с кабиной No.13, 4X4, 1943 г.
Шевроле-1533Х2, 1941 г.
«Шевроле С15А» с кабиной No.12, 4X4, 1942 г.
Базировавшиеся на агрегатах серийных коммерческих машин, выпускавшихся в Канаде
и США, они получили общее наименование «Канадская военная модель» (Canadian
Military Pattern), сокращенно СМР, - типовой образец армейского грузовика
канадского производства. Автомобили «Форд» и «Шевроле» внешне были почти
одинаковыми, кроме эмблем и ряда деталей, но оборудовались разными силовыми
агрегатами и узлами шасси. Канада, входившая в состав Британского содружества,
поставляла их прежде всего в вооруженные силы Великобритании, расквартированные
в разных регионах планеты. Их сборка осуществлялась также в Австралии, Новой
Зеландии, Индии и Египте. Кроме того, канадское отделение «Шевроле» выпускало
доработанные варианты гражданских пикапов и грузовиков серии «1500», служивших
для доставки амуниции и установки вооружения.
Основную долю военной продукции «Шевроле» составило семейство СМР, включавшее 5
базовых шасси с колесными формулами 4x2, 4x4 и 6х6. Все они комплектовались
6-цилиндровым бензиновым двигателем (3,5 л, 85 л.с.), разработанным еще в 1929
г., сухим однодисковым сцеплением, механической 4-ступенчатой коробкой передач,
гидроприводом всех колесных тормозов (на более тяжелых моделях с вакуумным
усилителем), рессорной подвеской неразрезных мостов, односкатными шинами и
6-вольтовым электрооборудованием. Полноприводные модели оснащали одно- или
2-ступенчатой раздаточной коробкой и передним отключаемым мостом, выполненным по
патенту фирмы «Мармон-Херрингтон» (Marmon-Herrington). На моделях 1940-42 гг.
устанавливались открытые кабины No.11 и No.12 (со съемным верхом), имевшие
достаточно сложную конфигурацию короткого капота и передней облицовки,
выполненную в стиле аналогичных британских машин.
Шевроле C60L, 4X4, 1943 г.
Шевроле CGT, 4X4, 1941 г.
Шевроле CGT, 4X4, 1944 г.
Автомобили 1942-45 гг. получили упрощенную закрытую кабину No.13 с плоскими
передними панелями и характерным обратным наклоном лобового стекла. На ряде
грузовиков использовалось еще несколько типов кабин: No.41 - упрощенный вариант
No.11 для Индии, No.42 и No.43 с удлиненным капотом и открытая 4-местная No.43S.
Программу СМР компании «Шевроле» открывали легкие многоцелевые машины С8 (4x2) с
заводским индексом «8420» и С8А (8445) 4x4 с полезной нагрузкой 400 кг, колесной
базой 2565 мм и шинами с посадочным диаметром 13 и 16 дюймов соответственно. Они
известны в основном с закрытыми штабными, санитарными и грузопассажирскими
кузовами. Авиатранспортабельный вариант С8АХ (8448) поставлялся для сборки в
Новой Зеландии. В общей сложности «Шевроле» и «Форд» собрали около 13 тыс. машин
серии «8». Второе семейство грузоподъемностью 750 кг состояло из многоцелевых
моделей С15 (8421) 4x2 и С15А (8444) 4x4 с 16-дюймовыми шинами. Первыми
автомобилями СМР, отгруженными осенью 1940 г. в Англию, были 1,5-тонные
грузовики С30 (8441) 4x4 с кабиной No.11, металлическим кузовом длиной 4,5 м с
тентом, 16-дюймовыми шинами и колесной базой 3410 мм. Параллельно выпускалось
усиленное шасси C60S с шинами размером 20 дюймов, рассчитанное на установку
специального оборудования и вооружения. Длиннобазный вариант C60L (8443) имел
расстояние между обоими мостами 4020 мм. Все эти автомобили развивали скорость
до 90 км/ч. Единственный в программе СМР 3-осный грузовик С60Х (6x6) носил марку
«Джи-Эм-Си» (GMC). В 1940 г. на коротком шасси (2500 мм) с 20-дюймовыми колесами
началось изготовление легкого артиллерийского тягача CGT (8440), FAT или «Куод»
(Quad) 4x4, в целом не отличавшегося от аналогичной машины «Форд». Он оснащался
вакуумным усилителем тормозов и задней лебедкой. Его оборудовали различными
цельнометаллическими грузопассажирскими кузовами с открытым верхом, боковыми
дверями и оригинальными окнами в пологих панелях крыши. В самом конце войны их
сменил упрощенный кузов с брезентовой крышей. Выпускавшиеся на грузовых шасси
легкие бронемашины также носили марку «Джи-Эм-Си». В общей сложности компании «Шевроле»
и «Форд» изготовили свыше 350 тыс. машин семейства СМР, в том числе 209 тыс.
грузовиков серии «60». В послевоенное время под маркой «Шевроле» для канадской
армии собирали пикапы, фургоны и грузовики, аналогичные американским моделям.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
ШЕВРОЛЕ
(CHEVROLET)
Ошава/Уокервилл/Реджина
Канада
1939-
Канадское отделение американского концерна "Дженерал Моторс" (General Motors),
разместившееся в провинции Онтарио и выпускавшее свои автомобили под маркой "Шевроле"
(Chevrolet), приступило к разработке армейской техники лишь с началом Второй
мировой войны. Эти работы по заказу военного ведомства страны проводились
совместно с канадским отделением компании "Форд" (Ford). Первые опытные образцы
появились в сентябре 1939 г., а весной 1940 г. фирма представила обширное
семейство унифицированных военных автомобилей разных классов с несколькими
видами кабин, формой передней облицовки и многочисленными типами кузовов.
Базировавшиеся на агрегатах серийных коммерческих машин, выпускавшихся в Канаде
и США, они получили общее наименование "Канадская военная модель" (Canadian
Military Pattern), сокращенно СМР, - типовой образец армейского грузовика
канадского производства. Автомобили "Форд" и "Шевроле" внешне были почти
одинаковыми, кроме эмблем и ряда деталей, но оборудовались разными силовыми
агрегатами и узлами шасси. Канада, входившая в состав Британского содружества,
поставляла их прежде всего в вооруженные силы Великобритании, расквартированные
в разных регионах планеты. Их сборка осуществлялась также в Австралии, Новой
Зеландии, Индии и Египте. Кроме того, канадское отделение "Шевроле" выпускало
доработанные варианты гражданских пикапов и грузовиков серии "1500", служивших
для доставки амуниции и установки вооружения.
Основную долю военной продукции "Шевроле" составило семейство СМР, включавшее 5
базовых шасси с колесными формулами 4x4, 4x4 и 6x6. Все они комплектовались
6-цилиндровым бензиновым двигателем (3,5 л, 85 л.с.), разработанным еще в 1929
г., сухим однодисковым сцеплением, механической 4-ступенчатой коробкой передач,
гидроприводом всех колесных тормозов (на более тяжелых моделях - с вакуумным
усилителем), рессорной подвеской неразрезных мостов, односкатными шинами и
6-вольтовым электрооборудованием. Полноприводные модели оснащали одно- или
2-ступенчатой раздаточной коробкой и передним отключаемым мостом, выполненным по
патенту фирмы "Мармон-Херрингтон" (Marmon-Herrington). На моделях 1940-42 гг.
устанавливались открытые кабины No.11 и No.12 (со съемным верхом), имевшие
достаточно сложную конфигурацию короткого капота и передней облицовки,
выполненную в стиле аналогичных британских машин. Автомобили 1942-45 гг.
получили упрощенную закрытую кабину No.13 с плоскими передними панелями и
характерным обратным наклоном лобового стекла. На ряде грузовиков использовалось
еще несколько типов кабин: No.41 - упрощенный вариант No.11 для Индии, No.42 и
No.43 с удлиненным капотом и открытая 4-местная No.43S.
Программу СМР компании "Шевроле" открывали легкие многоцелевые машины С8 (4x4) с
заводским индексом "8420" и С8А (8445) 4x4 с полезной нагрузкой 400 кг, колесной
базой 2565 мм и шинами с посадочным диаметром 13 и 16 дюймов соответственно. Они
известны в основном с закрытыми штабными, санитарными и грузопассажирскими
кузовами. Авиатранспортабельный вариант С8АХ (8448) поставлялся для сборки в
Новой Зеландии. В общей сложности "Шевроле" и "Форд" собрали около 13 тыс. машин
серии "8". Второе семейство грузоподъемностью 750 кг состояло из многоцелевых
моделей С15 (8421) 4x4 и С15А (8444) 4x4 с 16-дюймовыми шинами. Первыми
автомобилями СМР, отгруженными осенью 1940 г. в Англию, были 1,5-тонные
грузовики С30 (8441) 4x4 с кабиной No.11, металлическим кузовом длиной 4,5 м с
тентом, 16-дюймовыми шинами и колесной базой 3410 мм. Параллельно выпускалось
усиленное шасси C60S с шинами размером 20 дюймов, рассчитанное на установку
специального оборудования и вооружения. Длиннобазный вариант C60L (8443) имел
расстояние между обоими мостами 4020 мм. Все эти автомобили развивали скорость
до 90 км/ч. Единственный в программе СМР 3-осный грузовик С60Х (6x6) носил марку
"Джи-Эм-Си" (GMC). В 1940 г. на коротком шасси (2500 мм) с 20-дюймовыми колесами
началось изготовление легкого артиллерийского тягача СGT (8440), FAT или "Куод"
(Quad) 4x4, в целом не отличавшегося от аналогичной машины "Форд". Он оснащался
вакуумным усилителем тормозов и задней лебедкой. Его оборудовали различными
цельнометаллическими грузопассажирскими кузовами с открытым верхом, боковыми
дверями и оригинальными окнами в пологих панелях крыши. В самом конце войны их
сменил упрощенный кузов с брезентовой крышей. Выпускавшиеся на грузовых шасси
легкие бронемашины также носили марку "Джи-Эм-Си". В общей сложности компании "Шевроле"
и "Форд" изготовили свыше 350 тыс. машин семейства СМР, в том числе 209 тыс.
грузовиков серии "60". В послевоенное время под маркой "Шевроле" для канадской
армии собирали пикапы, фургоны и грузовики, аналогичные американским моделям.
Шевроле CGT, 4x4, 1941 г.
Шевроле-1533Х2, 1941 г.
"Шевроле С15А" с кабиной No.12, 4x4, 1942 г.
"Шевроле С8А" с кабиной No.13, 4x4, 1943 г.
Шевроле C60L, 4x4, 1943 г.
Шевроле CGT, 4x4, 1944 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с