CHRISTIE
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

КРИСТИ
(CHRISTIE)
Хобокен/Нью Джерси
США
1916–1933
В военной области инженер и изобретатель Джон Уолтер Кристи (John Walter Christie, 1864–1944) создал самые смелые, оригинальные и известные конструкции колесных и колесно-гусеничных машин. Начинал он с проектирования орудийных башен для морских броненосцев, а затем увлекся разработкой легковых и гоночных автомобилей с поперечным расположением двигателя и передними ведущими колесами. Эта схема в различных вариантах на многие годы стала главным техническим направлением работ Кристи, облаченных в самые разнообразные внешние формы. В 1911 г. он начал выпускать одноосный моторный передок с 90-сильным мотором, 2-ступенчатой коробкой передач и шестеренчатым приводом колес, служивший для буксировки прицепов с пожарным оснащением. С началом Первой мировой войны у Кристи появилась идея использовать его и для артиллерийских орудий. Так в 1916 г. появился 5-тонный тягач М1916, представлявший собой тяжелую телегу с задними колесами большого диаметра и жестко укрепленным спереди моторным передком, состоявшим из поперечного 4-цилиндрового двигателя мощностью 60 л.с., коробки передач со встроенным дифференциалом и двух небольших ведущих колес.
Дальнейшие опытно-конструкторские работы Кристи для военного ведомства США можно разделить на несколько направлений, которые развивались параллельно, причем в каждом из них неизменно присутствовали схожие технические решения, основанные на использовании одного ведущего моста и съемных гусениц. Первым и наиболее продуктивным направлением стало создание самоходных низкорамных переднеприводных лафетов для различных орудий. В 1917 г. Кристи построил 2-осный лафет М1917 для 75-мм зенитной пушки, оборудованный поперечным 60-сильным двигателем и 3-ступенчатой коробкой передач. Вариант М1919 с пространственной стальной рамой получил третий подъемный мост и еще три маленьких поддерживающих катка на пружинной подвеске, на которые можно было надевать резинометаллическую гусеницу, превращая колесную машину в колесно-гусеничную. По этой схеме в 1920–21 гг. Кристи создал еще несколько 90-сильных 2-осных самоходных установок калибра 75 и 105 мм. В мае 1920 г. появилась 155-мм гаубица М1920 на шасси 8x8 со 120-сильным мотором "Кристи", 4-ступенчатой коробкой передач, передним неразрезным ведущим мостом, подвешенным на двух витых пружинах, всеми двускатными колесами с массивными шинами и съемными гусеницами. В 1918–20 гг. Кристи экспериментировал с самыми крупными 5-осными шасси 10x0 для орудий калибра 155–203 мм. Ведущим у них по-прежнему являлся первый мост, четвертый был опорным, остальные колеса выполняли роль поддерживающих катков, причем задние служили также для натяжения съемной гусеницы. В процессе работы над этими машинами появился вариант с шестым верхним катком и треугольным обводом гусеницы. Такие установки весили 15–18 т и могли передвигаться по шоссе со скоростью от 18 до 32 км/ч.
Вторым направлением работ Кристи стало создание плавающих бронированных машин для установки или перевозки артиллерийских орудий. В начале 20-х гг. он представил амфибии М1921 и М1922 (6x6/6x6) с вместительным корпусом с толщиной брони 6,35 мм, внутри которого размещали 75-мм пушку. Машины оснащали 90-сильным мотором и 3-ступенчатой коробкой передач, приводившими на этот раз колеса заднего моста, от ступиц которых крутящий момент наружными цепными передачами подавался на средние колеса. Управляемыми были передние неведущие колеса, а для движения на воде служили два гребных винта. В ноябре 1923 г. была испытана амфибия М1923 (8x8/8x8) со съемными гусеницами. Все они весили 6–8 т, развивали на колесах скорость 48 км/ч, на гусеницах — 30 км/ч, на плаву — 12 км/ч.
В конце 20-х гг. на короткое время Кристи подключился к разработке полугусеничных машин. Проведя опыты с гусеничным движителем, установленным на грузовик "Мак АС" (Mack) вместо задних колес, в 1928 г. он создал полугусеничный армейский грузовик "Сьюр-Трэк" (Sur-Trac). Его построили на стандартизованном 5-тонном шасси "Кью-Эм-Си" (QMC) с передним ведущим мостом "Коулмэн" (Coleman) и задним "Кристи", на котором монтировался гусеничный движитель с четырьмя ведущими металлическими колесами. В других исполнениях для привода обеих пар задних колес использовали бортовые цепные передачи или ведущие фрикционные ролики, а в 1930 г. на тягаче "Трактор" (Trucktor) Кристи вновь вернулся к съемным гусеницам. Развитием этой схемы в 1931–32 гг. стали опытные полугусеничные бронеавтомобили Т2, способные двигаться также и на колесах. Их снабжали задним гусеничным движителем с двумя опорными катками, подвешенными на двух наружных продольных рессорах. Крутящий момент от промежуточного моста подавался к ним бортовыми цепными передачами. При надевании гусеницы на все колеса, включая передние, бронеавтомобиль превращался в гусеничную боевую машину. Последней работой Кристи в области колесной техники стала легкая авиадесантная 250-сильная боевая машина М1933 с цепным приводом задних колес, способная развивать скорость 176 км/ч.
Артиллерийский тягач "Кристи М1916", 4x4, 1916 г.
Колесно-гусеничная установка "Кристи М1918", 10x10, 1918 г.
Самоходная установка "Кристи М1920", 8x8, 1920 г.
Амфибия "Кристи М1922", 6x6, 1922 г.
Грузовик-тягач "Кристи Сьюр-Трэк", 1929 г.
Кристи Т2, 1931 г.