CITROËN | |
555555555555555555555
|
СИТРОЕН
(CITROEN)
Париж, Франция, 1923-
Создавая в 1919 г. свою фирму, Андрэ Ситроен (Andre Citroen) вовсе не
предполагал выпускать военную технику. К этому его подтолкнул инженер Адольф
Кегресс (Adolphe Kegresse, 1879-1943), вернувшийся из России, где в царском
гараже разрабатывал и испытывал легкий гусеничный движитель с резинотканевой
лентой и цепным приводом ведущего фрикционного барабана. Так в 1921 г. на базе
серийных легковых моделей А, В-2 и В-10 (18-20 л.с.) началось формирование
первого семейства полугусеничных автомобилей «Ситроен-Кегресс» с усиленными
резинометаллическими лентами. В 1923-24 гг. фирма получила из Марокко первые
заказы на бронеавтомобили и санитарные машины на шасси В-2 и В-10.
Ситроен-Кегресс В-10, 1924 г.
Ситроен-Кегресс Р-14, 1930 г.
Ситроен-Кегресс Р-19, 1931 г.
Ситроен-Кегресс P-17A, 1935 г.
Ситроен-Истэн Р-107В, 1934 г.
«Ситроен C-4G» движения Сопротивления, 1932/43 гг.
Явные успехи в этой области позволили убедить главнокомандующего сухопутными
силами Франции генерала Вейгана (Weygand) в перспективности полугусеничных
автомобилей для перевооружения армии. В перспективную программу вошли легкие
модели с разными двигателями, 3- или 4-ступенчатыми коробками передач, рессорной
подвеской и полым металлическим катком под радиатором для преодоления высоких
препятствий. В 1927-29 гг. были построены первые тягачи Р-7бис (P-7bis) и Р-10
(20-30 л.с.), поступившие на вооружение 1-го моторизованного пулеметного
эскадрона. Для артиллерийских подразделений предназначались 4-местный
транспортер Р-17 и тягач Р-16, буксировавший 155-мм гаубицу. Последний оказался
слишком слабым и медлительным, зато стал основой партии из 96 бронеавтомобилей
«Ситроен-Шнейдер» (Citroen-Schneider) с 37-мм пушкой, правда, вместо прежнего на
них стоял 66-сильный мотор «Панар» (Panhard), а трансмиссия имела по 6 передач
переднего и заднего хода. В драгунских полках служил 7-местный транспортер Р-19
(42 л.с.) с ящиками для амуниции, развивавший скорость 46 км/ч, а облегченный
6-местный вариант Р-19В для войск связи достигал 52 км/ч. В 1930 г. развитием
модели Р-16 стал седельный тягач Р-14 с 50-сильным мотором C-6G и усиленными
гусеницами, на сцепное устройство которого опирался лафет 155-мм гаубицы, в
сцепе с которой он передвигался со скоростью 25 км/ч. В 1931-32 гг. фирма
предлагала также бронированный носитель пушек Р-26 и разведывательный
бронеавтомобиль Р-28. Все вместе они составили первое в мире семейство военных
полугусеничных машин. Создание второго поколения относится к 1934-39 гг., когда
фирма «Ситроен» перешла в собственность шинной компании «Мишлен» (Michelin), не
заинтересованной в развитии военной продукции. Адольф Кегресс покинул «Ситроен»,
а за модернизацию прежних полугусеничных машин взялся инженер Жак Истэн (Jacques
Histin). Серия Р-17 пополнилась облегченными вариантами Р-17А и Р-17В с
32-сильным мотором С-4, а вариант Р-19ВТ снабжался пушками калибра 25 и 37 мм,
служил базой саперных и ремонтно-эвакуационных машин. В 1934 г. на вооружение
поступил тягач «Ситроен-Истэн Р-107В» с новым 50-сильным двигателем, служивший
для буксировки тяжелых прицепов и пушек калибра 75-105 мм. В 1937 г. его
производство передали на фирму «Юник» (Unic). Для африканских стран было
изготовлено несколько «колониальных» бронеавтомобилей Р-104. В общей сложности
на «Ситроене» построили свыше 3 тыс. полугусеничных машин, в том числе 1,5 тыс.
серии Р-17. Их неприспособленность к реальным боевым действиям доказали первые
же военные столкновения 1939-40 гг.
Между тем главной продукцией фирмы «Ситроен» оставались обычные автомобили. Из
легковых во французской армии с конца 20-х гг. служили серийные модели В-14, С-4
и С-6, с 1935 г. - переднеприводные машины 7CV и 11CV, а также модель 11UВ
классической компоновки, оснащенные бензиновым двигателем (1,9 л, 42-56 л.с.).
Ситроен TUB, 1940 г.
Ситроен-23U, 1939 г.
Ситроен-45UD1, 1948 г.
Ситроен-2СV Сахара, 4X4, 1959
Ситроен-А, 4X4, 1979 г.
Основными армейскими грузовиками были 1,5-тонные 42 сильные машины 23U и 23LU
(колесная база 3380 и 3750 мм) и 3,5-тонные Т-45 с 6-цилиндровым верхнеклапанным
мотором (4,6 л, 73 л.с.) и 4-ступенчатой коробкой передач. Их производство
продолжалось до 1944 г., и всего было выпущено 35 тыс. штук. В 1937 г. на шасси
Т-45 построили опытный 84-сильный колесно-гусеничный автомобиль Р-112,
оснащенный последней работой Кегресса - упрочненным гусеничным движителем,
который монтировался под рамой в пределах колесной базы и при необходимости
опускался на грунт, повышая проходимость машины. В феврале того же года появился
опытный 3-местный 60-сильный джип Р-124 с центральным местом водителя. Опыт по
созданию переднеприводных автомобилей в 1939 г. воплотился в легком фургоне ТАМН
грузоподъемностью 850 кг, который в армии получил индекс TUB и использовался для
перевозки больных и раненых. За 9 месяцев производства, с февраля по ноябрь 1940
г., изготовили 650 таких машин. С декабря 1939 г. по май 1940 г. на «Ситроене»
собрали также 50 тягачей W-15T (6x6), на выпуске которых специализировалась
фирма «Гочкисс» (Hotchkiss). Вариант «Ситроена» для буксировки 25-мм
противотанковой пушки получил собственный 1,9-литровый мотор и более высокий
кузов.
После войны фирма «Ситроен» переориентировалась на массовое производство
легковых автомобилей, но даже самые простые и маломощные поступали в вооруженные
силы Франции и стран Африки. Простейший «Ситроен-2CV» превратился в легкую
авиадесантную машину, несшую на себе 12,7-мм зенитный пулемет, 20-мм пушку или
безоткатное орудие. С 1959 г. в армию поступал вариант «2CV-AZ4/4 Сахара» (Sahara)
4x4 с двумя 2-цилиндровыми 425-кубовыми двигателями воздушного охлаждения
мощностью 24 л.с., а с 1968 г. - утилитарный «Меари» (Mehari) 4x2/4x4 со
стекло-пластиковым кузовом, выполнявший функции «автомобиля обслуживания тыла».
Он комплектовался 2-цилиндровым мотором (603 см3, 26 л.с.) и развивал скорость
100 км/ч. Для военных нужд было изготовлено 8807 таких машин. В мае 1979 г.
развитием «Меари» стал 34-сильный армейский вариант «Ситроен-А» (4x4) с
7-ступенчатой трансмиссией, независимой подвеской всех колес, блокировкой
заднего дифференциала и цельнометаллическим кузовом. Он имел массу 840 кг и
достигал скорости 110 км/ч. В 1978 г. новый джип С-44 (4x4) на шасси
«Фольксваген Ильтис» (Volkswagen litis) фирма представила на конкурс военного
ведомства, но его выиграл «Пежо Р4» (Peugeot). Что же касается армейских
грузовиков, то в 1945 г. начался выпуск 4,5-тонной серии P-45U, а с 1948 г.
предлагался вариант 45UD1 с 4,6-литровым дизелем. Впоследствии из нескольких
серий гражданских грузовиков во французскую армию поступали практически все, но
с 1955 г. основными транспортными средствами «Ситроен» общего назначения стали
заднеприводные машины T-55U и полноприводные T-55HWT (4x4) с передним ведущим
мостом французской фирмы «Эрвэйторн» (Herwaythorn).
Ситроен T-55U, 1955 г.
Ситроен-46FT (FOM), 4X4, 1963 г.
Среди немногих специальных военных разработок «Ситроена» был опытный бескапотный
автомобиль PW (4x4), построенный в 1960 г. в рамках программы создания 3-тонных
грузовиков по требованиям НАТО. Его оборудовали 6-цилиндровым бензиновым
двигателем «Ситроен» мощностью 130 л.с. или многотопливным мотором МАН (MAN) и
мостами «Эрвэйторн». Более удачным оказался 3-тонный капотный грузовик FOM (4x4)
со всеми односкатными колесами, выпускавшийся в 1962-64 гг. Базовый вариант имел
заводской индекс «46F», с лебедкой - «46FT», а 5-тонный грузовик получил задние
двускатные колеса. Их предназначение ясно из расшифровки аббревиатуры FOM -
Forces d'Outre-Mer - «заморские вооруженные силы», под которыми подразумевались
франкофонные страны Африки. Автомобили были рассчитаны на эксплуатацию при
температуре до +50 °С и влажности воздуха 95%, снабжались угловатыми капотом и
кабиной с тентом, верхнеклапанным 4-цилиндровым двигателем (5,2 л, 97 л.с.),
5-ступенчатой коробкой передач, гидроусилителем рулевого механизма, шинами
низкого давления, одним или несколькими топливными баками и подвесными
канистрами емкостью до 620 л. Они могли преодолевать брод глубиной 80 см и имели
запас хода 800 км. Их развитием стали 135-сильные грузовики серий «47F» и
«47FT», а в 1972 г. было изготовлено несколько 142-сильных машин «60F» (4x4).
С завершением производства грузовиков в 1975 г. фирма «Ситроен» прекратила
работы и над армейскими машинами, но практически все последующие гражданские
легковые автомобили, легкие фургоны, пикапы и микроавтобусы поступали и
продолжают поступать в вооруженные силы Франции и многих стран мира.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
СИТРОЕН
(CITROËN)
Париж
Франция
1923-
Создавая в 1919 г. свою фирму, Андрэ Ситроен (Andre Citroёn) вовсе не
предполагал выпускать военную технику. К этому его подтолкнул инженер Адольф
Кегресс (Adolphe Kegresse, 1879-1943), вернувшийся из России, где в царском
гараже разрабатывал и испытывал легкий гусеничный движитель с резинотканевой
лентой и цепным приводом ведущего фрикционного барабана. Так в 1921 г. на базе
серийных легковых моделей А, В-2 и В-10 (18-20 л.с.) началось формирование
первого семейства полугусеничных автомобилей "Ситроен-Кегресс" с усиленными
резинометаллическими лентами. В 1923-24 гг. фирма получила из Марокко первые
заказы на бронеавтомобили и санитарные машины на шасси В-2 и В-10.
Явные успехи в этой области позволили убедить главнокомандующего сухопутными
силами Франции генерала Вейгана (Weygand) в перспективности полугусеничных
автомобилей для перевооружения армии. В перспективную программу вошли легкие
модели с разными двигателями, 3- или 4-ступенчатыми коробками передач, рессорной
подвеской и полым металлическим катком под радиатором для преодоления высоких
препятствий. В 1927-29 гг. были построены первые тягачи Р-7бис (P-7bis) и Р-10
(20-30 л.с.), поступившие на вооружение 1-го моторизованного пулеметного
эскадрона. Для артиллерийских подразделений предназначались 4-местный
транспортер Р-17 и тягач Р-16, буксировавший 155-мм гаубицу. Последний оказался
слишком слабым и медлительным, зато стал основой партии из 96 бронеавтомобилей
"Ситроен-Шнейдер" (Citroёn-Schneider) с 37-мм пушкой, правда, вместо прежнего на
них стоял 66-сильный мотор "Панар" (Panhard), а трансмиссия имела по 6 передач
переднего и заднего хода. В драгунских полках служил 7-местный транспортер Р-19
(42 л.с.) с ящиками для амуниции, развивавший скорость 46 км/ч, а облегченный
6-местный вариант Р-19В для войск связи достигал 52 км/ч. В 1930 г. развитием
модели Р-16 стал седельный тягач Р-14 с 50-сильным мотором С-6G и усиленными
гусеницами, на сцепное устройство которого опирался лафет 155-мм гаубицы, в
сцепе с которой он передвигался со скоростью 25 км/ч. В 1931-32 гг. фирма
предлагала также бронированный носитель пушек Р-26 и разведывательный
бронеавтомобиль Р-28. Все вместе они составили первое в мире семейство военных
полугусеничных машин. Создание второго поколения относится к 1934-39 гг., когда
фирма "Ситроен" перешла в собственность шинной компании "Мишлен" (Michelin), не
заинтересованной в развитии военной продукции. Адольф Кегресс покинул "Ситроен",
а за модернизацию прежних полугусеничных машин взялся инженер Жак Истэн (Jacques
Histin). Серия Р-17 пополнилась облегченными вариантами Р-17А и Р-17В с
32-сильным мотором С-4, а вариант Р-19ВТ снабжался пушками калибра 25 и 37 мм,
служил базой саперных и ремонтно-эвакуационных машин. В 1934 г. на вооружение
поступил тягач "Ситроен-Истэн Р-107В" с новым 50-сильным двигателем, служивший
для буксировки тяжелых прицепов и пушек калибра 75-105 мм. В 1937 г. его
производство передали на фирму "Юник" (Unic). Для африканских стран было
изготовлено несколько "колониальных" бронеавтомобилей Р-104. В общей сложности
на "Ситроене" построили свыше 3 тыс. полугусеничных машин, в том числе 1,5 тыс.
серии Р-17. Их неприспособленность к реальным боевым действиям доказали первые
же военные столкновения 1939-40 гг.
Между тем главной продукцией фирмы "Ситроен" оставались обычные автомобили. Из
легковых во французской армии с конца 20-х гг. служили серийные модели В-14, С-4
и С-6, с 1935 г. - переднеприводные машины 7CV и 11CV, а также модель 11UB
классической компоновки, оснащенные бензиновым двигателем (1,9 л, 42-56 л.с.).
Основными армейскими грузовиками были 1,5-тонные 42-сильные машины 23U и 23LU
(колесная база 3380 и 3750 мм) и 3,5-тонные Т-45 с 6-цилиндровым верхнеклапанным
мотором (4,6 л, 73 л.с.) и 4-ступенчатой коробкой передач. Их производство
продолжалось до 1944 г., и всего было выпущено 35 тыс. штук. В 1937 г. на шасси
Т-45 построили опытный 84-сильный колесно-гусеничный автомобиль Р-112,
оснащенный последней работой Кегресса - упрочненным гусеничным движителем,
который монтировался под рамой в пределах колесной базы и при необходимости
опускался на грунт, повышая проходимость машины. В феврале того же года появился
опытный 3-местный 60-сильный джип Р-124 с центральным местом водителя. Опыт по
созданию переднеприводных автомобилей в 1939 г. воплотился в легком фургоне ТАМН
грузоподъемностью 850 кг, который в армии получил индекс TUB и использовался для
перевозки больных и раненых. За 9 месяцев производства, с февраля по ноябрь 1940
г., изготовили 650 таких машин. С декабря 1939 г. по май 1940 г. на "Ситроене"
собрали также 50 тягачей W-15T (6x6), на выпуске которых специализировалась
фирма "Гочкисс" (Hotchkiss). Вариант "Ситроена" для буксировки 25-мм
противотанковой пушки получил собственный 1,9-литровый мотор и более высокий
кузов.
После войны фирма "Ситроен" переориентировалась на массовое производство
легковых автомобилей, но даже самые простые и маломощные поступали в вооруженные
силы Франции и стран Африки. Простейший "Ситроен-2CV" превратился в легкую
авиадесантную машину, несшую на себе 12,7-мм зенитный пулемет, 20-мм пушку или
безоткатное орудие. С 1959 г. в армию поступал вариант "2CV-AZ4/4 Сахара" (Sahara)
4x4 с двумя 2-цилиндровыми 425-кубовыми двигателями воздушного охлаждения
мощностью 24 л.с., а с 1968 г. - утилитарный "Меари" (Mehari) 4x4/4x4 со
стеклопластиковым кузовом, выполнявший функции "автомобиля обслуживания тыла".
Он комплектовался 2-цилиндровым мотором (603 см3, 26 л.с.) и развивал скорость
100 км/ч. Для военных нужд было изготовлено 8807 таких машин. В мае 1979 г.
развитием "Меари" стал 34-сильный армейский вариант "Ситроен-А" (4x4) с
7-ступенчатой трансмиссией, независимой подвеской всех колес, блокировкой
заднего дифференциала и цельнометаллическим кузовом. Он имел массу 840 кг и
достигал скорости 110 км/ч. В 1978 г. новый джип С-44 (4x4) на шасси
"Фольксваген Ильтис" (Volkswagen Iltis) фирма представила на конкурс военного
ведомства, но его выиграл "Пежо Р4" (Peugeot). Что же касается армейских
грузовиков, то в 1945 г. начался выпуск 4,5-тонной серии Р-45U, а с 1948 г.
предлагался вариант 45UD1 с 4,6-литровым дизелем. Впоследствии из нескольких
серий гражданских грузовиков во французскую армию поступали практически все, но
с 1955 г. основными транспортными средствами "Ситроен" общего назначения стали
заднеприводные машины Т-55U и полноприводные T-55HWT (4x4) с передним ведущим
мостом французской фирмы "Эрвэйторн" (Herwaythorn).
Среди немногих специальных военных разработок "Ситроена" был опытный бескапотный
автомобиль PW (4x4), построенный в 1960 г. в рамках программы создания 3-тонных
грузовиков по требованиям НАТО. Его оборудовали 6-цилиндровым бензиновым
двигателем "Ситроен" мощностью 130 л.с. или многотопливным мотором МАН (MAN) и
мостами "Эрвэйторн". Более удачным оказался 3-тонный капотный грузовик FOM (4x4)
со всеми односкатными колесами, выпускавшийся в 1962-64 гг. Базовый вариант имел
заводской индекс "46F", с лебедкой - "46FT", а 5-тонный грузовик получил задние
двускатные колеса. Их предназначение ясно из расшифровки аббревиатуры FOM -
Forces d'Outre-Mer - "заморские вооруженные силы", под которыми подразумевались
франкофонные страны Африки. Автомобили были рассчитаны на эксплуатацию при
температуре до +50 °С и влажности воздуха 95%, снабжались угловатыми капотом и
кабиной с тентом, верхнеклапанным 4-цилиндровым двигателем (5,2 л, 97 л.с.),
5-ступенчатой коробкой передач, гидроусилителем рулевого механизма, шинами
низкого давления, одним или несколькими топливными баками и подвесными
канистрами емкостью до 620 л. Они могли преодолевать брод глубиной 80 см и имели
запас хода 800 км. Их развитием стали 135-сильные грузовики серий "47F" и
"47FT", а в 1972 г. было изготовлено несколько 142-сильных машин "60F" (4x4).
С завершением производства грузовиков в 1975 г. фирма "Ситроен" прекратила
работы и над армейскими машинами, но практически все последующие гражданские
легковые автомобили, легкие фургоны, пикапы и микроавтобусы поступали и
продолжают поступать в вооруженные силы Франции и многих стран мира.
Ситроен-Кегресс В-10, 1924 г.
Ситроен-Кегресс Р-14, 1930 г.
Ситроен-Кегресс Р-19, 1931 г.
"Ситроен С-4G" движения Сопротивления, 1932/43 гг.
Ситроен-Истэн Р-107В, 1934 г.
Ситроен-Кегресс Р-17А, 1935 г.
Ситроен-23U, 1939 г.
Ситроен TUB, 1940 г.
Ситроен-45UD1, 1948 г.
Ситроен T-55U, 1955 г.
Ситроен-2CV Сахара, 4x4, 1959 г.
Ситроен-46FT (FOM), 4x4, 1963 г.
Ситроен-А, 4x4, 1979 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с