CLARK
999000888000999888000
 

КЛАРК

(CLARK)

Бентон Харбор, США, 1959-1976

Компания «Кларк Икуипмент» (Clark Equipment Co.), некогда являвшаяся одним из крупнейших изготовителей дорожно-строительной техники, начала свою деятельность в военной сфере с приобретения в 1961 г. лицензии у швейцарской фирмы «Мейли» (Meili) на ее известный вездеход «Флекстрак» (Flextrac) 6х6 с шарнирно-сочлененной рамой и балансирной подвеской колес.

Кларк-Мичиган ХМ520 «Гоуэр», 4х4, 1959 г.

Американский вариант, испытанный в армии, отличался лишь 72-сильным мотором «Виллис» (Willys). Двумя годами ранее по заказу военного ведомства США отделение пневмоколесной техники «Кларк-Мичиган» (Clark-Michigan) на шасси своего дизельного 110-сильного погрузчика «Мичиган-75» построило прототип 5-тонного сочлененного армейского автомобиля ХМ520 (4х4), возглавившего программу «Гоуэр» (Goer), реализацией которой впоследствии занимались фирмы «Катерпиллар» (Caterpillar) и «ЛеТурно» (LeTourneau). В 1961-62 гг. на «Мичигане» был изготовлен еще один представитель гаммы «Гоуэр» - сочлененный вариант ХМ549 «Куод Трэк» (Quad Trac) 8х8 со съемными гусеницами, также не получивший развития. Следующий грузовик 8х8, разработанный Детройтским арсеналом и построенный на «Кларке» в 1965 г., имел три шарнирных секции: одноосные переднюю с постом управления и заднюю с моторным отсеком, а также среднюю 2-осную грузовую.

Кларк Флекстрак, 6х6, 1961 г.

Его долго испытывали и модернизировали, сделав технической базой трехсекционных инженерных тягачей ВАТ (UET) 4х4, выпускавшихся фирмой «Хендриксон» (Hendrickson). В начале 70-х гг. «Кларк» взялся за реализацию проекта модульных двухсекционных инженерных и строительных машин FAMECE (4х4/6х6) компании «Локхид» (Lockheed), изготовив прототип самосвала с 220-сильным дизелем «Камминс» (Cummins), полуавтоматической 6-ступенчатой коробкой передач «Кларк», приводившей передний мост, и гидроприводом задних колес. В 60-е гг. «Кларк» попытался создать собственную гамму многоосных внедорожных машин «Мобил-Риг» (Mobil-Rig) на пневмокатках. К этому же времени относится и изготовление гигантской самоходной платформы LOTS (8х8) с краном для перегрузки и перевозки баллистических ракет. Она снабжалась одноместной подъемной кабиной и 8 двускатными ведущими и управляемыми колесами, имела длину 21,2 м, ширину 8 м, полную массу 232 т и могла двигаться со скоростью 21 км/ч. В середине 70-х гг. компания «Кларк» завершила разработку военной техники, а в 1983 г. отделение «Мичиган» прекратило существование.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

КЛАРК
(CLARK)
Бентон Харбор
США
1959-1976
Компания "Кларк Икуипмент" (Clark Equipment Co.), некогда являвшаяся одним из крупнейших изготовителей дорожно-строительной техники, начала свою деятельность в военной сфере с приобретения в 1961 г. лицензии у швейцарской фирмы "Мейли" (Meili) на ее известный вездеход "Флекстрак" (Flextrac) 6x6 с шарнирно-сочлененной рамой и балансирной подвеской колес. Американский вариант, испытанный в армии, отличался лишь 72-сильным мотором "Виллис" (Willys). Двумя годами ранее по заказу военного ведомства США отделение пневмоколесной техники "Кларк-Мичиган" (Clark-Michigan) на шасси своего дизельного 110-сильного погрузчика "Мичиган-75" построило прототип 5-тонного сочлененного армейского автомобиля ХМ520 (4x4), возглавившего программу "Гоуэр" (Goer), реализацией которой впоследствии занимались фирмы "Катерпиллар" (Caterpillar) и "ЛеТурно" (LeTourneau). В 1961-62 гг. на "Мичигане" был изготовлен еще один представитель гаммы "Гоуэр" - сочлененный вариант ХМ549 "Куод Трэк" (Quad Trac) 8x8 со съемными гусеницами, также не получивший развития. Следующий грузовик 8x8, разработанный Детройтским арсеналом и построенный на "Кларке" в 1965 г., имел три шарнирных секции: одноосные переднюю с постом управления и заднюю с моторным отсеком, а также среднюю 2-осную грузовую. Его долго испытывали и модернизировали, сделав технической базой трехсекционных инженерных тягачей ВАТ (UET) 4x4, выпускавшихся фирмой "Хендриксон" (Hendrickson). В начале 70-х гг. "Кларк" взялся за реализацию проекта модульных двухсекционных инженерных и строительных машин FAMECE (4x4/6x6) компании "Локхид" (Lockheed), изготовив прототип самосвала с 220-сильным дизелем "Камминс" (Cummins), полуавтоматической 6-ступенчатой коробкой передач "Кларк", приводившей передний мост, и гидроприводом задних колес. В 60-е гг. "Кларк" попытался создать собственную гамму многоосных внедорожных машин "Мобил-Риг" (Mobil-Rig) на пневмокатках. К этому же времени относится и изготовление гигантской самоходной платформы LOTS (8x8) с краном для перегрузки и перевозки баллистических ракет. Она снабжалась одноместной подъемной кабиной и 8 двускатными ведущими и управляемыми колесами, имела длину 21,2 м, ширину 8 м, полную массу 232 т и могла двигаться со скоростью 21 км/ч. В середине 70-х гг. компания "Кларк" завершила разработку военной техники, а в 1983 г. отделение "Мичиган" прекратило существование.
Кларк-Мичиган ХМ520 "Гоуэр", 4x4, 1959 г.
Кларк Флекстрак, 6x6, 1961 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с