COMMER
999777999777000555000
 

KOММEP

(COMMER)

Лутон, Великобритания, 1910-1967

Компания «Коммер» часто принимала участие в конкурсах на разработку армейских автомобилей, но военная тематика в ее программе всегда была второстепенной. Фирма возникла в 1905 г. под названием «Коммерческие автомобили» (Commercial Cars Ltd.), сокращенным вариантом которого и стала марка «Коммер», со временем ставшая одной из наиболее известных в Великобритании.

Коммер WP2W, 1912 г.

Первые военные грузовики, внешне почти не отличавшиеся друг от друга, были представлены в 1910-12 гг. на различных конкурсах и во Всероссийском пробеге. Это были модели WP2W, RCW и ССН грузоподъемностью 2, 3 и 4 т соответственно, развивавшие скорость 35-40 км/ч. Они имели классическую компоновку с 4-цилиндровыми двигателями мощностью 32-40 л.с., работавшими на керосине, конусными сцеплениями, 3- или 5-ступенчатыми коробками передач, рессорной подвеской и цепной передачей на задние колеса. Их особенностями были шариковые подшипники коленчатого вала двигателя и двойная система зажигания. Во время Первой мировой войны самыми распространенными стали трехтонки RC, изготовленные в количестве 3 тыс. экземпляров. В 1914 г. шасси «Коммер» послужило базой для огромной передвижной бронированной крепости с двумя башнями, построенной в британской армии, расквартированной в Египте, и известной под названием «Террор».

После войны фирма «Коммер» попала в трудное финансовое положение, и в 1926 г. ее приобрела компания «Хамбер» (Нumber). Через два года обе фирмы вошли в автомобильный концерн «Рутс» (Rootes), членом которого стала также компания «Хиллман» (Hillman). Создание армейских автомобилей началось на «Коммере» в 1933 г. в соответствии с требованиями военного ведомства на новый многоцелевой грузовик с полезной нагрузкой 750 кг.

Коммер Скаут, 1936 г.

Коммер Q4 (FV-13201), 4х4, 1956 г.

Коммер Суперпойз, 1940 г.

Коммер СВ (FV-13901), 4х4, 1963 г.

Его основой, как и почти всех последующих машин, стало гражданское шасси «Суперпойз» (Superpoise) с 6-цилиндровым двигателем мощностью 60 л.с., 4-ступенчатой коробкой передач, рессорной подвеской, механическим приводом тормозов и односкатными 16-дюймовыми колесами. Внешне новый грузовик «Битл» (Beetle) почти не отличался от автомобиля «Бедфорд MWD» (Bedford), который и стал победителем конкурса. Несмотря на это фирма «Коммер» получила заказ на 400 своих машин, который выполнила в 1935-39 гг. Параллельно на шасси серийных легковых автомобилей «Хиллман Минкс» (Minx) под маркой «Коммер» выпускали легкие пикапы, фургоны и штабные грузопассажирские автомобили «Скаут» (Scout).

С началом войны на «Коммере» было разработано семейство военных автомобилей с достаточно привлекательными формами цельнометаллических кабин, укороченного капота и оперения. Поставляли их в основном в военно-воздушные и военно-морские силы Великобритании. С июля 1940 г. выпускали капотные пикапы Q15 и Q2 грузоподъемностью 750 кг, различавшиеся установкой 4-цилиндрового двигателя «Хамбер» (1,9 л, 42 л.с.) или собственного 6-цилиндрового мотора (3,2 л, 66 л.с.), размером базы (2794 и 3048 мм) и колесами с односкатными 16- или 20-дюймовыми шинами. С 1944 г. на шасси Q2 изготовляли 1,25-тонный бескапотный 40-сильный вариант Q25. С 1939 г. фирма предлагала также 3-тонный капотный грузовик Q4 с собственным двигателем (4,1 л, 80 л.с.), который использовался и на бескапотном короткобазном седельном тягаче Q3, созданном на шасси Q2. С 1939 г. в армии применялись также гражданские капотные автомобили «Суперпойз» грузоподъемностью 3-5 т. Во время войны компания «Коммер» изготовила более 20 тыс. военных автомобилей. Из них в СССР по ленд-лизу поставлялась только модель Q4.

Вскоре после войны фирма приняла участие в программе обновления военного автопарка, приняв за основу коммерческую гамму «Суперпойз Mk-II». С 1950 г. она выпустила 300 армейских пикапов Q2 второго поколения, отличавшихся от своего довоенного прообраза лишь новой кабиной и обтекаемым оперением с вмонтированными в него фарами. На этой машине использовали прежние 80-сильный мотор, трансмиссию и гидропривод тормозов. В 1954 г. появился 3-тонный грузовик Q4 (военный индекс FV-13201), получивший не только более совершенную внешность, но и привод всех односкатных колес, новые верхнеклапанный двигатель (4,8 л, 95 л.с.), 4-ступенчатую коробку передач с 2-ступенчатой раздаточной и вакуумный усилитель в приводе тормозов. Он широко использовался в британской армии в различных исполнениях, из которых наиболее известными стали ремонтная мастерская FV-13206, эвакуационная машина FV-13218 с 4-тонным краном и самосвал FV-13219 с деревянным кузовом. С 1956 г. предлагалось второе усиленное поколение Q4 Mk-II (FV-13225) с 5-тонной лебедкой.

В начале 60-х гг. компания «Коммер» включилась в объявленный военным ведомством конкурс на создание тактического бескапотного автомобиля грузоподъемностью 4,5-5,0 т. В 1962 г. был представлен опытный грузовик СВ (FV-13901) 4х4, получивший от гражданского шасси FC необычный горизонтальный двухтактный силовой агрегат, принесший фирме известность еще в начале 50-х гг. Это был двигатель TS-3A (3,6 л, 117 л.с.) - многотопливный вариант серийного оппозитного агрегата с противоположно движущимися поршнями в каждом из трех цилиндров, механическим нагнетателем и непосредственным впрыском топлива. В блоке с ним работали синхронизированная 5-ступенчатая коробка передач и 2-ступенчатая раздаточная. Единственным вариантом серии СВ стал грузовик FV-13903 с лебедкой-кабестаном. Обе машины снабжались бортовыми алюминиевыми кузовами с тентом и имели полную массу 10 т. Тот конкурс выиграл «Бедфорд MK», однако «Коммер CB» в небольших количествах собирали еще в течение 5 лет. В 1966 г. фирма направила на армейские испытания 1,5-тонный грузовик 4х4 с многотопливным 105-сильным двигателем «Перкинс» (Perkins). К этому времени группа «Рутс» уже практически полностью перешла в собственность концерна «Крайслер» (Chrysler). Американцы, признавшие разработку новой военной техники на «Коммере» нерентабельной, закрыли все работы в этом направлении, и через несколько лет компания «Коммер» была ликвидирована.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

КОММЕР
(COMMER)
Лутон
Великобритания
1910-1967
Компания "Коммер" часто принимала участие в конкурсах на разработку армейских автомобилей, но военная тематика в ее программе всегда была второстепенной. Фирма возникла в 1905 г. под названием "Коммерческие автомобили" (Commercial Cars Ltd.), сокращенным вариантом которого и стала марка "Коммер", со временем ставшая одной из наиболее известных в Великобритании. Первые военные грузовики, внешне почти не отличавшиеся друг от друга, были представлены в 1910-12 гг. на различных конкурсах и во Всероссийском пробеге. Это были модели WP2W, RCW и CCH грузоподъемностью 2, 3 и 4 т соответственно, развивавшие скорость 35-40 км/ч. Они имели классическую компоновку с 4-цилиндровыми двигателями мощностью 32-40 л.с., работавшими на керосине, конусными сцеплениями, 3- или 5-ступенчатыми коробками передач, рессорной подвеской и цепной передачей на задние колеса. Их особенностями были шариковые подшипники коленчатого вала двигателя и двойная система зажигания. Во время Первой мировой войны самыми распространенными стали трехтонки RC, изготовленные в количестве 3 тыс. экземпляров. В 1914 г. шасси "Коммер" послужило базой для огромной передвижной бронированной крепости с двумя башнями, построенной в британской армии, расквартированной в Египте, и известной под названием "Террор".
После войны фирма "Коммер" попала в трудное финансовое положение, и в 1926 г. ее приобрела компания "Хамбер" (Humber). Через два года обе фирмы вошли в автомобильный концерн "Рутс" (Rootes), членом которого стала также компания "Хиллман" (Hillman). Создание армейских автомобилей началось на "Коммере" в 1933 г. в соответствии с требованиями военного ведомства на новый многоцелевой грузовик с полезной нагрузкой 750 кг. Его основой, как и почти всех последующих машин, стало гражданское шасси "Суперпойз" (Superpoise) с 6-цилиндровым двигателем мощностью 60 л.с., 4-ступенчатой коробкой передач, рессорной подвеской, механическим приводом тормозов и односкатными 16-дюймовыми колесами. Внешне новый грузовик "Битл" (Beetle) почти не отличался от автомобиля "Бедфорд MWD" (Bedford), который и стал победителем конкурса. Несмотря на это фирма "Коммер" получила заказ на 400 своих машин, который выполнила в 1935-39 гг. Параллельно на шасси серийных легковых автомобилей "Хиллман Минкс" (Minx) под маркой "Коммер" выпускали легкие пикапы, фургоны и штабные грузопассажирские автомобили "Скаут" (Scout).
С началом войны на "Коммере" было разработано семейство военных автомобилей с достаточно привлекательными формами цельнометаллических кабин, укороченного капота и оперения. Поставляли их в основном в военно-воздушные и военно-морские силы Великобритании. С июля 1940 г. выпускали капотные пикапы Q15 и Q2 грузоподъемностью 750 кг, различавшиеся установкой 4-цилиндрового двигателя "Хамбер" (1,9 л, 42 л.с.) или собственного 6-цилиндрового мотора (3,2 л, 66 л.с.), размером базы (2794 и 3048 мм) и колесами с односкатными 16- или 20-дюймовыми шинами. С 1944 г. на шасси Q2 изготовляли 1,25-тонный бескапотный 40-сильный вариант Q25. С 1939 г. фирма предлагала также 3-тонный капотный грузовик Q4 с собственным двигателем (4,1 л, 80 л.с.), который использовался и на бескапотном короткобазном седельном тягаче Q3, созданном на шасси Q2. С 1939 г. в армии применялись также гражданские капотные автомобили "Суперпойз" грузоподъемностью 3-5 т. Во время войны компания "Коммер" изготовила более 20 тыс. военных автомобилей. Из них в СССР по ленд-лизу поставлялась только модель Q4.
Вскоре после войны фирма приняла участие в программе обновления военного автопарка, приняв за основу коммерческую гамму "Суперпойз Mk-II". С 1950 г. она выпустила 300 армейских пикапов Q2 второго поколения, отличавшихся от своего довоенного прообраза лишь новой кабиной и обтекаемым оперением с вмонтированными в него фарами. На этой машине использовали прежние 80-сильный мотор, трансмиссию и гидропривод тормозов. В 1954 г. появился 3-тонный грузовик Q4 (военный индекс FV-13201), получивший не только более совершенную внешность, но и привод всех односкатных колес, новые верхнеклапанный двигатель (4,8 л, 95 л.с.), 4-ступенчатую коробку передач с 2-ступенчатой раздаточной и вакуумный усилитель в приводе тормозов. Он широко использовался в британской армии в различных исполнениях, из которых наиболее известными стали ремонтная мастерская FV-13206, эвакуационная машина FV-13218 с 4-тонным краном и самосвал FV-13219 с деревянным кузовом. С 1956 г. предлагалось второе усиленное поколение Q4 Mk-II (FV-13225) с 5-тонной лебедкой.
В начале 60-х гг. компания "Коммер" включилась в объявленный военным ведомством конкурс на создание тактического бескапотного автомобиля грузоподъемностью 4,5-5,0 т. В 1962 г. был представлен опытный грузовик СВ (FV-13901) 4x4, получивший от гражданского шасси FC необычный горизонтальный двухтактный силовой агрегат, принесший фирме известность еще в начале 50-х гг. Это был двигатель TS-3A (3,6 л, 117 л.с.) - многотопливный вариант серийного оппозитного агрегата с противоположно движущимися поршнями в каждом из трех цилиндров, механическим нагнетателем и непосредственным впрыском топлива. В блоке с ним работали синхронизированная 5-ступенчатая коробка передач и 2-ступенчатая раздаточная. Единственным вариантом серии СВ стал грузовик FV-13903 с лебедкой-кабестаном. Обе машины снабжались бортовыми алюминиевыми кузовами с тентом и имели полную массу 10 т. Тот конкурс выиграл "Бедфорд МК", однако "Коммер СВ" в небольших количествах собирали еще в течение 5 лет. В 1966 г. фирма направила на армейские испытания 1,5-тонный грузовик 4x4 с многотопливным 105-сильным двигателем "Перкинс" (Perkins). К этому времени группа "Рутс" уже практически полностью перешла в собственность концерна "Крайслер" (Chrysler). Американцы, признавшие разработку новой военной техники на "Коммере" нерентабельной, закрыли все работы в этом направлении, и через несколько лет компания "Коммер" была ликвидирована.
Коммер WP2W, 1912 г.
Коммер Скаут, 1936 г.
Коммер Q4, 1940 г.
Коммер Q4 (FV-13201), 4x4, 1956 г.
Коммер СВ (FV-13901), 4x4, 1963 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с