COMMER | |
999777999777000555000
|
KOММEP
(COMMER)
Лутон, Великобритания, 1910-1967
Компания «Коммер» часто принимала участие в конкурсах на разработку армейских
автомобилей, но военная тематика в ее программе всегда была второстепенной.
Фирма возникла в 1905 г. под названием «Коммерческие автомобили» (Commercial
Cars Ltd.), сокращенным вариантом которого и стала марка «Коммер», со временем
ставшая одной из наиболее известных в Великобритании.
Коммер WP2W, 1912 г.
Первые военные грузовики, внешне почти не отличавшиеся друг от друга, были
представлены в 1910-12 гг. на различных конкурсах и во Всероссийском пробеге.
Это были модели WP2W, RCW и ССН грузоподъемностью 2, 3 и 4 т соответственно,
развивавшие скорость 35-40 км/ч. Они имели классическую компоновку с
4-цилиндровыми двигателями мощностью 32-40 л.с., работавшими на керосине,
конусными сцеплениями, 3- или 5-ступенчатыми коробками передач, рессорной
подвеской и цепной передачей на задние колеса. Их особенностями были шариковые
подшипники коленчатого вала двигателя и двойная система зажигания. Во время
Первой мировой войны самыми распространенными стали трехтонки RC, изготовленные
в количестве 3 тыс. экземпляров. В 1914 г. шасси «Коммер» послужило базой для
огромной передвижной бронированной крепости с двумя башнями, построенной в
британской армии, расквартированной в Египте, и известной под названием
«Террор».
После войны фирма «Коммер» попала в трудное финансовое положение, и в 1926 г. ее
приобрела компания «Хамбер» (Нumber). Через два года обе фирмы вошли в
автомобильный концерн «Рутс» (Rootes), членом которого стала также компания «Хиллман»
(Hillman). Создание армейских автомобилей началось на «Коммере» в 1933 г. в
соответствии с требованиями военного ведомства на новый многоцелевой грузовик с
полезной нагрузкой 750 кг.
Коммер Скаут, 1936 г.
Коммер Q4 (FV-13201), 4х4, 1956 г.
Коммер Суперпойз, 1940 г.
Коммер СВ (FV-13901), 4х4, 1963 г.
Его основой, как и почти всех последующих машин, стало гражданское шасси «Суперпойз»
(Superpoise) с 6-цилиндровым двигателем мощностью 60 л.с., 4-ступенчатой
коробкой передач, рессорной подвеской, механическим приводом тормозов и
односкатными 16-дюймовыми колесами. Внешне новый грузовик «Битл» (Beetle) почти
не отличался от автомобиля «Бедфорд MWD» (Bedford), который и стал победителем
конкурса. Несмотря на это фирма «Коммер» получила заказ на 400 своих машин,
который выполнила в 1935-39 гг. Параллельно на шасси серийных легковых
автомобилей «Хиллман Минкс» (Minx) под маркой «Коммер» выпускали легкие пикапы,
фургоны и штабные грузопассажирские автомобили «Скаут» (Scout).
С началом войны на «Коммере» было разработано семейство военных автомобилей с
достаточно привлекательными формами цельнометаллических кабин, укороченного
капота и оперения. Поставляли их в основном в военно-воздушные и военно-морские
силы Великобритании. С июля 1940 г. выпускали капотные пикапы Q15 и Q2
грузоподъемностью 750 кг, различавшиеся установкой 4-цилиндрового двигателя «Хамбер»
(1,9 л, 42 л.с.) или собственного 6-цилиндрового мотора (3,2 л, 66 л.с.),
размером базы (2794 и 3048 мм) и колесами с односкатными 16- или 20-дюймовыми
шинами. С 1944 г. на шасси Q2 изготовляли 1,25-тонный бескапотный 40-сильный
вариант Q25. С 1939 г. фирма предлагала также 3-тонный капотный грузовик Q4 с
собственным двигателем (4,1 л, 80 л.с.), который использовался и на бескапотном
короткобазном седельном тягаче Q3, созданном на шасси Q2. С 1939 г. в армии
применялись также гражданские капотные автомобили «Суперпойз» грузоподъемностью
3-5 т. Во время войны компания «Коммер» изготовила более 20 тыс. военных
автомобилей. Из них в СССР по ленд-лизу поставлялась только модель Q4.
Вскоре после войны фирма приняла участие в программе обновления военного
автопарка, приняв за основу коммерческую гамму «Суперпойз Mk-II». С 1950 г. она
выпустила 300 армейских пикапов Q2 второго поколения, отличавшихся от своего
довоенного прообраза лишь новой кабиной и обтекаемым оперением с вмонтированными
в него фарами. На этой машине использовали прежние 80-сильный мотор, трансмиссию
и гидропривод тормозов. В 1954 г. появился 3-тонный грузовик Q4 (военный индекс
FV-13201), получивший не только более совершенную внешность, но и привод всех
односкатных колес, новые верхнеклапанный двигатель (4,8 л, 95 л.с.),
4-ступенчатую коробку передач с 2-ступенчатой раздаточной и вакуумный усилитель
в приводе тормозов. Он широко использовался в британской армии в различных
исполнениях, из которых наиболее известными стали ремонтная мастерская FV-13206,
эвакуационная машина FV-13218 с 4-тонным краном и самосвал FV-13219 с деревянным
кузовом. С 1956 г. предлагалось второе усиленное поколение Q4 Mk-II (FV-13225) с
5-тонной лебедкой.
В начале 60-х гг. компания «Коммер» включилась в объявленный военным ведомством
конкурс на создание тактического бескапотного автомобиля грузоподъемностью
4,5-5,0 т. В 1962 г. был представлен опытный грузовик СВ (FV-13901) 4х4,
получивший от гражданского шасси FC необычный горизонтальный двухтактный силовой
агрегат, принесший фирме известность еще в начале 50-х гг. Это был двигатель
TS-3A (3,6 л, 117 л.с.) - многотопливный вариант серийного оппозитного агрегата
с противоположно движущимися поршнями в каждом из трех цилиндров, механическим
нагнетателем и непосредственным впрыском топлива. В блоке с ним работали
синхронизированная 5-ступенчатая коробка передач и 2-ступенчатая раздаточная.
Единственным вариантом серии СВ стал грузовик FV-13903 с лебедкой-кабестаном.
Обе машины снабжались бортовыми алюминиевыми кузовами с тентом и имели полную
массу 10 т. Тот конкурс выиграл «Бедфорд MK», однако «Коммер CB» в небольших
количествах собирали еще в течение 5 лет. В 1966 г. фирма направила на армейские
испытания 1,5-тонный грузовик 4х4 с многотопливным 105-сильным двигателем «Перкинс»
(Perkins). К этому времени группа «Рутс» уже практически полностью перешла в
собственность концерна «Крайслер» (Chrysler). Американцы, признавшие разработку
новой военной техники на «Коммере» нерентабельной, закрыли все работы в этом
направлении, и через несколько лет компания «Коммер» была ликвидирована.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
КОММЕР
(COMMER)
Лутон
Великобритания
1910-1967
Компания "Коммер" часто принимала участие в конкурсах на разработку армейских
автомобилей, но военная тематика в ее программе всегда была второстепенной.
Фирма возникла в 1905 г. под названием "Коммерческие автомобили" (Commercial
Cars Ltd.), сокращенным вариантом которого и стала марка "Коммер", со временем
ставшая одной из наиболее известных в Великобритании. Первые военные грузовики,
внешне почти не отличавшиеся друг от друга, были представлены в 1910-12 гг. на
различных конкурсах и во Всероссийском пробеге. Это были модели WP2W, RCW и CCH
грузоподъемностью 2, 3 и 4 т соответственно, развивавшие скорость 35-40 км/ч.
Они имели классическую компоновку с 4-цилиндровыми двигателями мощностью 32-40
л.с., работавшими на керосине, конусными сцеплениями, 3- или 5-ступенчатыми
коробками передач, рессорной подвеской и цепной передачей на задние колеса. Их
особенностями были шариковые подшипники коленчатого вала двигателя и двойная
система зажигания. Во время Первой мировой войны самыми распространенными стали
трехтонки RC, изготовленные в количестве 3 тыс. экземпляров. В 1914 г. шасси "Коммер"
послужило базой для огромной передвижной бронированной крепости с двумя башнями,
построенной в британской армии, расквартированной в Египте, и известной под
названием "Террор".
После войны фирма "Коммер" попала в трудное финансовое положение, и в 1926 г. ее
приобрела компания "Хамбер" (Humber). Через два года обе фирмы вошли в
автомобильный концерн "Рутс" (Rootes), членом которого стала также компания "Хиллман"
(Hillman). Создание армейских автомобилей началось на "Коммере" в 1933 г. в
соответствии с требованиями военного ведомства на новый многоцелевой грузовик с
полезной нагрузкой 750 кг. Его основой, как и почти всех последующих машин,
стало гражданское шасси "Суперпойз" (Superpoise) с 6-цилиндровым двигателем
мощностью 60 л.с., 4-ступенчатой коробкой передач, рессорной подвеской,
механическим приводом тормозов и односкатными 16-дюймовыми колесами. Внешне
новый грузовик "Битл" (Beetle) почти не отличался от автомобиля "Бедфорд MWD" (Bedford),
который и стал победителем конкурса. Несмотря на это фирма "Коммер" получила
заказ на 400 своих машин, который выполнила в 1935-39 гг. Параллельно на шасси
серийных легковых автомобилей "Хиллман Минкс" (Minx) под маркой "Коммер"
выпускали легкие пикапы, фургоны и штабные грузопассажирские автомобили "Скаут"
(Scout).
С началом войны на "Коммере" было разработано семейство военных автомобилей с
достаточно привлекательными формами цельнометаллических кабин, укороченного
капота и оперения. Поставляли их в основном в военно-воздушные и военно-морские
силы Великобритании. С июля 1940 г. выпускали капотные пикапы Q15 и Q2
грузоподъемностью 750 кг, различавшиеся установкой 4-цилиндрового двигателя "Хамбер"
(1,9 л, 42 л.с.) или собственного 6-цилиндрового мотора (3,2 л, 66 л.с.),
размером базы (2794 и 3048 мм) и колесами с односкатными 16- или 20-дюймовыми
шинами. С 1944 г. на шасси Q2 изготовляли 1,25-тонный бескапотный 40-сильный
вариант Q25. С 1939 г. фирма предлагала также 3-тонный капотный грузовик Q4 с
собственным двигателем (4,1 л, 80 л.с.), который использовался и на бескапотном
короткобазном седельном тягаче Q3, созданном на шасси Q2. С 1939 г. в армии
применялись также гражданские капотные автомобили "Суперпойз" грузоподъемностью
3-5 т. Во время войны компания "Коммер" изготовила более 20 тыс. военных
автомобилей. Из них в СССР по ленд-лизу поставлялась только модель Q4.
Вскоре после войны фирма приняла участие в программе обновления военного
автопарка, приняв за основу коммерческую гамму "Суперпойз Mk-II". С 1950 г. она
выпустила 300 армейских пикапов Q2 второго поколения, отличавшихся от своего
довоенного прообраза лишь новой кабиной и обтекаемым оперением с вмонтированными
в него фарами. На этой машине использовали прежние 80-сильный мотор, трансмиссию
и гидропривод тормозов. В 1954 г. появился 3-тонный грузовик Q4 (военный индекс
FV-13201), получивший не только более совершенную внешность, но и привод всех
односкатных колес, новые верхнеклапанный двигатель (4,8 л, 95 л.с.),
4-ступенчатую коробку передач с 2-ступенчатой раздаточной и вакуумный усилитель
в приводе тормозов. Он широко использовался в британской армии в различных
исполнениях, из которых наиболее известными стали ремонтная мастерская FV-13206,
эвакуационная машина FV-13218 с 4-тонным краном и самосвал FV-13219 с деревянным
кузовом. С 1956 г. предлагалось второе усиленное поколение Q4 Mk-II (FV-13225) с
5-тонной лебедкой.
В начале 60-х гг. компания "Коммер" включилась в объявленный военным ведомством
конкурс на создание тактического бескапотного автомобиля грузоподъемностью
4,5-5,0 т. В 1962 г. был представлен опытный грузовик СВ (FV-13901) 4x4,
получивший от гражданского шасси FC необычный горизонтальный двухтактный силовой
агрегат, принесший фирме известность еще в начале 50-х гг. Это был двигатель
TS-3A (3,6 л, 117 л.с.) - многотопливный вариант серийного оппозитного агрегата
с противоположно движущимися поршнями в каждом из трех цилиндров, механическим
нагнетателем и непосредственным впрыском топлива. В блоке с ним работали
синхронизированная 5-ступенчатая коробка передач и 2-ступенчатая раздаточная.
Единственным вариантом серии СВ стал грузовик FV-13903 с лебедкой-кабестаном.
Обе машины снабжались бортовыми алюминиевыми кузовами с тентом и имели полную
массу 10 т. Тот конкурс выиграл "Бедфорд МК", однако "Коммер СВ" в небольших
количествах собирали еще в течение 5 лет. В 1966 г. фирма направила на армейские
испытания 1,5-тонный грузовик 4x4 с многотопливным 105-сильным двигателем "Перкинс"
(Perkins). К этому времени группа "Рутс" уже практически полностью перешла в
собственность концерна "Крайслер" (Chrysler). Американцы, признавшие разработку
новой военной техники на "Коммере" нерентабельной, закрыли все работы в этом
направлении, и через несколько лет компания "Коммер" была ликвидирована.
Коммер WP2W, 1912 г.
Коммер Скаут, 1936 г.
Коммер Q4, 1940 г.
Коммер Q4 (FV-13201), 4x4, 1956 г.
Коммер СВ (FV-13901), 4x4, 1963 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с