CROSSLEY | |
999333999333777888000
|
КРОССЛИ
(CROSSLEY)
Манчестер/Стокпорт, Великобритания, 1908-1955
Машиностроительная фирма братьев Кроссли внесла существенный вклад в развитие
военной автотехники. В 1867 г. она начала выпуск двигателей внутреннего
сгорания, а в 1904 г. ее автомобильное отделение приступило к изготовлению
легковых машин. Впоследствии на «Кроссли» выпускали легковые и грузовые
автомобили, автобусы, двигатели для самолетов, судов и локомотивов, но основные
объемы производства всегда приходились на военную технику, в том числе
автомобильную.
Кроссли IGA1 (М1923), 1923 г.
Кроссли 20/25НР (RFC), 1914 г.
Кроссли Супер-6 (20,9НР), 6x4, 1930 г.
Кроссли BGV3, 6x4, 1930 г.
В 1908 г. первые легковые машины «Кроссли» поступили в британские вооруженные
силы, но основной военной продукцией в то время стало шасси 20/25НР с колесной
базой 3152 мм, созданное для престижного легкового автомобиля. Его широко
использовали для легких армейских грузовиков, штабных машин, санитарных карет,
прожекторных станций и т.д. В марте 1913 г. под индексом RFC эти машины были
приняты на вооружение Королевского военно-воздушного корпуса. Автомобили 20/25НР
снабжались 4-цилиндровым мотором (4,5 л, 40 л.с.), 4-ступенчатой коробкой
передач, тормозами на всех колесах и, как правило, задними двускатными колесами.
Они имели полезную нагрузку от 500 кг до 2 т и развивали скорость 80 км/ч. В
1912-20 гг. их построили 6,8 тыс. штук, а в 1917 г. усиленные варианты
предполагалось собирать на подмосковном заводе КЗВС. В Англии они послужили
базой 1,8-тонного грузовика модели X (25/30НР) с 44-сильным двигателем, который
выпускался до 1925 г. и первым получил лицензионный гусеничный движитель системы
Кегресса (Kegresse).
В 1921 г. под руководством главного инженера Тома Уишарта (Tom Wishart) началась
разработка легкой военной автотехники для собственных вооруженных сил и
британских колоний. Базовым был 1,5-тонный грузовик WD (40/45НР) с 45-сильным
мотором, построенный в феврале 1923 г.
Уже в сентябре на его основе появился армейский автомобиль BGT1
грузоподъемностью 1,5-2,0 т для Королевских ВВС (RAF), который предлагался как с
прежним двигателем мощностью 50 л.с., так и с новым мотором (5,3 л, 70 л.с.). До
1928 г. их собрали 200 штук. Развитие эта гамма получила в 1927 г. с появлением
1,5-тонных многоцелевых машин BGV1 и BGV2 (6x4) с 32-сильным двигателем и
дополнительным редуктором в трансмиссии. С 1929 г. их выпускали в исполнениях
BGV3, BGV4 и BGV5 с новым мотором (3,7 л, 60 л.с.). До 1935 г. машин этой серии
построили 600 экземпляров, включая полугусеничные тягачи. Одновременно на базе
серийной легковой модели «Супер-6» (20,9НР) с верхнеклапанным двигателем (3,2 л,
60 л.с.) построили опытные образцы закрытого 4-дверного штабного автомобиля 6x4
со всеми односкатными спицевыми колесами.
Главной военной продукцией 20-30-х гг. стало второе семейство IGL, официально
предназначенное для колониальных сил в Индии. Его формирование началось в 1923
г. с 1,75-тонных грузовиков IGL1 и IGL2, созданных на упрощенном и более прочном
шасси, разработанном когда-то для России и оснащенном упомянутыми выше моторами
мощностью 50 и 70 л.с. До 1928 г. изготовили 300 машин серии IGL, поставлявшихся
также в Канаду, Южную Африку и британскую армию.
Кроссли IGL3, 6x4, 1938 г.
Кроссли Mk-II (D2E2), 6x4, 1931 г.
Кроссли IGL8, 6x4, 1936 г.
Кроссли FWD (Кроссли Q), 4x4, 1942 г.
На их основе был построен 50-сильный бронеавтомобиль IGA1 (М1923) полной массой
4,5 т с литыми шинами и бронекорпусом компании «Виккерс» (Vickers) с
полноповоротной чугунной башней полусферической формы и 2 пулеметами калибра
7,69 мм. В 1923-27 гг. собрали 132 бронемашины для Индии, Канады, Аргентины,
Южной Африки и Японии. В 1927-28 гг. для Эстонии построили усовершенствованный
бронеавтомобиль М1927/28 полной массой 4,8 т с двумя пулеметами и пушкой калибра
37 мм. В конце 30-х гг. корпуса бронеавтомобилей, экспортированных в Канаду и
Южную Африку, переставили на 78-сильные шасси «Шевроле» (Chevrolet) с
пневматическими шинами, которые известны как «Кроссли-Шевроле».
Вторая группа «колониальных» грузовиков IGL появилась в 1926-27 гг., когда
начался выпуск 3-осных вариантов IGL2/1 и IGL2/2 (6x4) грузоподъемностью 2-3 т,
оснащенных теми же моторами. На втором шасси была построена оригинальная боевая
машина с бронированными кабиной и капотом, открытым кузовом с пулеметной башней
и боковыми вращающимися запасными колесами. В 1928-34 гг. им на смену
последовательно приходили 3-тонные модели IGL3, IGL4, IGL6, IGL7 и IGL8 в
капотных и бескапотных исполнениях с разными размерами колесной базы,
двигателями мощностью 70-90 л.с., вакуумным усилителем привода тормозов,
передними газовыми амортизаторами (с 1934 г.) и задними одно- или двускатными
колесами. В начале 30-х гг. выпускался бескапотный вариант IGL5 с автобусным
85-сильным дизелем. Все эти автомобили широко использовались в армии как
бортовые грузовики, тягачи, штабные и ремонтно-эвакуационные машины, шасси под
различные кузова, оборудование и вооружение. До 1942 г. их собрали 3,2 тыс
экземпляров.
На шасси BGV и IGL (6x4) было построено 50-60 бронеавтомобилей. Одной из первых
в мире 3-осных бронемашин стал «Кроссли Mk-I» (D2E1), созданный в 1927 г. на
60-сильном шасси BGV5 с корпусом фирмы «Чарльз Робертс» (Charles Roberts), одним
или двумя пулеметами калибра 7,69 мм и съемными гусеницами на задних колесах.
Модель Mk-II (D2E2) имела корпус измененной формы. В 1928-31 гг. на шасси IGL3 и
IGL8 с двигателями мощностью 71 и 90 л.с. собрали более 20 бронеавтомобилей IGA3
(6x4), оборудованных бронекорпусами «Виккерс» с новой башней и радиостанцией.
В процессе перестройки британской автомобильной промышленности на военные рельсы
фирма «Кроссли» получила заказ на 3-тонные бескапотные грузовики и тягачи 4х4
для ВВС, имевшие обозначения «Кроссли FWD», «Кроссли Q» или «Куод» (Quad). Их
основой являлось доработанное шасси IGL5. Прототип «Тип 1» (Туре) образца 1938
г. был оборудован 6-цилиндровым мотором мощностью 110 л.с., 5-ступенчатой
коробкой передач и независимой подвеской всех колес, но в августе 1939 г. в
производство пошли упрощенные варианты «Тип 2» и «Тип 3» с прежним двигателем
(5,3 л, 90-96 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач с 2-ступенчатой раздаточной,
неразрезными мостами на рессорной подвеске, гидроприводом тормозов с вакуумным
усилителем и двумя видами открытых или закрытых кабин. Автомобиль предлагался
как бортовой грузовик, седельный тягач и шасси для различных фургонов,
ремонтно-эвакуационного, противопожарного и военного оборудования, кранов и
экскаваторов. До конца войны изготовили 10142 машины «Кроссли Q». На их базе в
1944 г. был построен опытный вариант 6х6 со 100-сильным дизелем.
В мае 1948 г. фирма «Кроссли» вошла в состав компании АИК (АЕС). Ее последней
военной разработкой в начале 50-х гг. стал бронеавтомобиль «Саладин» (Saladin)
6х6, построенный в 1954-55 гг. в 6 экземплярах. Его выпуск был передан фирме
«Алвис» (Alvis). До 1962 г. на «Кроссли» изготовляли кузова и кабины для
армейских грузовиков АИК, а также прицепы. За все время фирма изготовила более
20 тыс. военных автомобилей.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
КРОССЛИ
(CROSSLEY)
Манчестер/Стокпорт
Великобритания
1908-1955
Машиностроительная фирма братьев Кроссли внесла существенный вклад в развитие
военной автотехники. В 1867 г. она начала выпуск двигателей внутреннего
сгорания, а в 1904 г. ее автомобильное отделение приступило к изготовлению
легковых машин. Впоследствии на "Кроссли" выпускали легковые и грузовые
автомобили, автобусы, двигатели для самолетов, судов и локомотивов, но основные
объемы производства всегда приходились на военную технику, в том числе
автомобильную.
В 1908 г. первые легковые машины "Кроссли" поступили в британские вооруженные
силы, но основной военной продукцией в то время стало шасси 20/25HP с колесной
базой 3152 мм, созданное для престижного легкового автомобиля. Его широко
использовали для легких армейских грузовиков, штабных машин, санитарных карет,
прожекторных станций и т.д. В марте 1913 г. под индексом RFC эти машины были
приняты на вооружение Королевского военно-воздушного корпуса. Автомобили 20/25НР
снабжались 4-цилиндровым мотором (4,5 л, 40 л.с.), 4-ступенчатой коробкой
передач, тормозами на всех колесах и, как правило, задними двускатными колесами.
Они имели полезную нагрузку от 500 кг до 2 т и развивали скорость 80 км/ч. В
1912-20 гг. их построили 6,8 тыс. штук, а в 1917 г. усиленные варианты
предполагалось собирать на подмосковном заводе КЗВС. В Англии они послужили
базой 1,8-тонного грузовика модели Х (25/30НР) с 44-сильным двигателем, который
выпускался до 1925 г. и первым получил лицензионный гусеничный движитель системы
Кегресса (Kegresse).
В 1921 г. под руководством главного инженера Тома Уишарта (Tom Wishart) началась
разработка легкой военной автотехники для собственных вооруженных сил и
британских колоний. Базовым был 1,5-тонный грузовик WD (40/45НР) с 45-сильным
мотором, построенный в феврале 1923 г. Уже в сентябре на его основе появился
армейский автомобиль BGT1 грузоподъемностью 1,5-2,0 т для Королевских ВВС (RAF),
который предлагался как с прежним двигателем мощностью 50 л.с., так и с новым
мотором (5,3 л, 70 л.с.). До 1928 г. их собрали 200 штук. Развитие эта гамма
получила в 1927 г. с появлением 1,5-тонных многоцелевых машин BGV1 и BGV2 (6x6)
с 32-сильным двигателем и дополнительным редуктором в трансмиссии. С 1929 г. их
выпускали в исполнениях BGV3, BGV4 и BGV5 с новым мотором (3,7 л, 60 л.с.). До
1935 г. машин этой серии построили 600 экземпляров, включая полугусеничные
тягачи. Одновременно на базе серийной легковой модели "Супер-6" (20,9НР) с
верхнеклапанным двигателем (3,2 л, 60 л.с.) построили опытные образцы закрытого
4-дверного штабного автомобиля 6x6 со всеми односкатными спицевыми колесами.
Главной военной продукцией 20-30-х гг. стало второе семейство IGL, официально
предназначенное для колониальных сил в Индии. Его формирование началось в 1923
г. с 1,75-тонных грузовиков IGL1 и IGL2, созданных на упрощенном и более прочном
шасси, разработанном когда-то для России и оснащенном упомянутыми выше моторами
мощностью 50 и 70 л.с. До 1928 г. изготовили 300 машин серии IGL, поставлявшихся
также в Канаду, Южную Африку и британскую армию. На их основе был построен
50-сильный бронеавтомобиль IGA1 (М1923) полной массой 4,5 т с литыми шинами и
бронекорпусом компании "Виккерс" (Vickers) с полноповоротной чугунной башней
полусферической формы и 2 пулеметами калибра 7,69 мм. В 1923-27 гг. собрали 132
бронемашины для Индии, Канады, Аргентины, Южной Африки и Японии. В 1927-28 гг.
для Эстонии построили усовершенствованный бронеавтомобиль М1927/28 полной массой
4,8 т с двумя пулеметами и пушкой калибра 37 мм. В конце 30-х гг. корпуса
бронеавтомобилей, экспортированных в Канаду и Южную Африку, переставили на
78-сильные шасси "Шевроле" (Chevrolet) с пневматическими шинами, которые
известны как "Кроссли-Шевроле".
Вторая группа "колониальных" грузовиков IGL появилась в 1926-27 гг., когда
начался выпуск 3-осных вариантов IGL2/1 и IGL2/2 (6x6) грузоподъемностью 2-3 т,
оснащенных теми же моторами. На втором шасси была построена оригинальная боевая
машина с бронированными кабиной и капотом, открытым кузовом с пулеметной башней
и боковыми вращающимися запасными колесами. В 1928-34 гг. им на смену
последовательно приходили 3-тонные модели IGL3, IGL4, IGL6, IGL7 и IGL8 в
капотных и бескапотных исполнениях с разными размерами колесной базы,
двигателями мощностью 70-90 л.с., вакуумным усилителем привода тормозов,
передними газовыми амортизаторами (с 1934 г.) и задними одно- или двускатными
колесами. В начале 30-х гг. выпускался бескапотный вариант IGL5 с автобусным
85-сильным дизелем. Все эти автомобили широко использовались в армии как
бортовые грузовики, тягачи, штабные и ремонтно-эвакуационные машины, шасси под
различные кузова, оборудование и вооружение. До 1942 г. их собрали 3,2 тыс.
экземпляров.
На шасси BGV и IGL (6x6) было построено 50-60 бронеавтомобилей. Одной из первых
в мире 3-осных бронемашин стал "Кроссли Mk-I" (D2E1), созданный в 1927 г. на
60-сильном шасси BGV5 с корпусом фирмы "Чарльз Робертс" (Charles Roberts), одним
или двумя пулеметами калибра 7,69 мм и съемными гусеницами на задних колесах.
Модель Mk-II (D2E2) имела корпус измененной формы. В 1928-31 гг. на шасси IGL3 и
IGL8 с двигателями мощностью 71 и 90 л.с. собрали более 20 бронеавтомобилей IGA3
(6x6), оборудованных бронекорпусами "Виккерс" с новой башней и радиостанцией.
В процессе перестройки британской автомобильной промышленности на военные рельсы
фирма "Кроссли" получила заказ на 3-тонные бескапотные грузовики и тягачи 4x4
для ВВС, имевшие обозначения "Кроссли FWD", "Кроссли Q" или "Куод" (Quad). Их
основой являлось доработанное шасси IGL5. Прототип "Тип 1" (Type) образца 1938
г. был оборудован 6-цилиндровым мотором мощностью 110 л.с., 5-ступенчатой
коробкой передач и независимой подвеской всех колес, но в августе 1939 г. в
производство пошли упрощенные варианты "Тип 2" и "Тип 3" с прежним двигателем
(5,3 л, 90-96 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач с 2-ступенчатой раздаточной,
неразрезными мостами на рессорной подвеске, гидроприводом тормозов с вакуумным
усилителем и двумя видами открытых или закрытых кабин. Автомобиль предлагался
как бортовой грузовик, седельный тягач и шасси для различных фургонов,
ремонтно-эвакуационного, противопожарного и военного оборудования, кранов и
экскаваторов. До конца войны изготовили 10142 машины "Кроссли Q". На их базе в
1944 г. был построен опытный вариант 6x6 со 100-сильным дизелем.
В мае 1948 г. фирма "Кроссли" вошла в состав компании АИК (АЕС). Ее последней
военной разработкой в начале 50-х гг. стал бронеавтомобиль "Саладин" (Saladin)
6х6, построенный в 1954-55 гг. в 6 экземплярах. Его выпуск был передан фирме
"Алвис" (Alvis). До 1962 г. на "Кроссли" изготовляли кузова и кабины для
армейских грузовиков АИК, а также прицепы. За все время фирма изготовила более
20 тыс. военных автомобилей.
Кроссли 20/25НР (RFC), 1914 г.
Кроссли IGA1 (М1923), 1923 г.
Кроссли BGV3, 6x6, 1930 г.
Кроссли Супер-6 (20,9НР), 6x6, 1930 г.
Кроссли Mk-II (D2E2), 6x6, 1931 г.
Кроссли IGL8, 6x6, 1936 г.
Кроссли IGL3, 6x6, 1938 г.
Кроссли FWD (Кроссли Q), 4x4, 1942 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с