DAIMLER | |
555777888999333222000
|
ДЭЙМЛЕР
(DAIMLER)
Ковентри, Великобритания, 1914-1971
На протяжении 33 лет второй малоизвестной сферой деятельности знаменитой
британской фирмы «Дэймлер», прославившейся своими престижными легковыми
автомобилями, было серийное производство гаммы колесных бронемашин. Компания
была основана в 1897 г. как английский филиал немецкой фирмы «Даймлер» (Daimler),
но со временем приобрела самостоятельность и переключилась на изготовление
крупных и роскошных легковых машин с бесклапанными моторами «Найт» (Knight). В
1910 г. фирма «Дэймлер» попала под контроль Бирмингемской компании стрелкового
оружия (Birmingham Small Arms), сокращенно «Би-Эс-Эй» (BSA), благодаря которой с
началом Первой мировой войны там стали выпускать штабные, санитарные машины и
небольшие грузовики на легковом шасси 20НР с карданным приводом, пневматическими
шинами и электрическим стартером. Сотрудничество с компанией АИК (АЕС) привело к
созданию армейских грузовиков W, Y и X на автобусном шасси АИК с мотором «Дэймлер»
(5,7 л, 40 л.с.). До июня 1916 г. они носили марку «Дэймлер», а затем были
переименованы в АИК. На их шасси собирали бронеавтомобили и устанавливали
зенитные пушки.
Дэймлер Y, 1915 г.
Дэймлер Скаут Кар «Динго» Mk-II, 4X4, 1940 г.
Дэймлер Скаут Кар «Динго» Mk-III, 4X4, 1943 г.
Дэймлер Армурд Кар Mk-I, 4X4, 1941 г.
В 1938 г. в рамках конкурса, объявленного военным ведомством, компания «Би-Эс-Эй»
построила макетный прототип компактного безбашенного бронеавтомобиля с открытым
верхом, который возглавил класс легких разведывательных бронемашин «Скаут Кар» (Scout
Car). Он весил чуть более 500 кг, успешно прошел испытания на 10 тыс. миль и
выиграл конкурс. Не имея собственных производственных возможностей для
организации выпуска, «Би-Эс-Эй» передала его фирме «Дэймлер», где с 1939 г.
машину собирали под маркой «Динго Mk-I» (Dingo). В задней части ее бронированного
корпуса установили 6-цилиндровый двигатель (2,5 л, 55 л.с.) и преселекторную
коробку передач с гидромуфтой от легковой модели 15НР, а также одноступенчатую
раздаточную, обеспечивавшие по 5 передач для движения вперед и назад.
Бронеавтомобиль с колесной базой всего 1981 мм имел не только все ведущие, но и
все управляемые колеса, гидропривод тормозов и независимую пружинную подвеску.
Его экипаж состоял из водителя и стрелка с 7,62-мм пулеметом, толщина брони
достигала 30 мм. Легкая машина длиной 3175 мм и высотой всего 1495 мм имела
боевую массу 3048 кг и развивала скорость 88 км/ч. С 1940 г. выпускался
упрощенный вариант Mk-II с передними управляемыми колесами и измененной защитой
радиатора. Серии Mk-III, Mk-IV и Mk-V отличались формой корпуса и конструкцией
деталей. До конца войны выпустили 6626 машин «Динго». По лицензии их собирала
итальянская фирма «Лянча» (Lancia) и канадский филиал компании «Форд» (Ford).
В конце 1939 г. появились прототипы более тяжелых бронеавтомобилей класса «Армурд
Кар» (Armoured Car) с поворотной башней от легкого танка «Тетрарч» (Tetrarch), а
в апреле 1941 г. на «Дэймлере» начался выпуск варианта Mk-I (4x4) с 7,92-мм
пулеметом и пушкой калибра 40 мм. Ha нем использовался собственный 6-цилиндровый
верхнеклапанный мотор заднего расположения (4,1 л, 95 л.с. прежняя 5-ступенчатая
трансмиссия, независимая подвеска, дисковые тормоза «Гирлинг» (Girling) и несущий
корпус с толщиной передней брони 16 мм. Бронеавтомобиль с экипажем из трех
человек весил 7610 кг и развивал скорость 80 км/ч. Вариант Mk-ICS получил
76,2-мм пушку, Mk-II отличался формой башни. До конца войны их изготовили 2694
экземпляра, которые находились на вооружении до 60-х гг. В конце войны фирма «Дэймлер»
участвовала в разработке тяжелого бронеавтомобиля «Ковентри» (Coventry).
Дэймлер Феррет Mk-I/1 (FV-701J), 4X4, 1962 г.
Дэймлер Феррет Mk-I/2 (FV-704), 4X4, 1966 г.
Дэймлер Феррет Mk-II (FV-701E), 4Х4, 1954 г.
Дэймлер Фокс, 4Х4, 1969 г.
Главным вкладом компании «Дэймлер» в военную область считается создание серии
легких бронеавтомобилей «Феррет» (Ferret), выпущенных за 22 года в количестве
4409 экземпляров. Техническое задание на новое поколение колесных
разведывательных и боевых бронемашин было разработано Министерством обороны еще
в 1946 г. и передано на исполнение фирме «Дэймлер». Первые опытные образцы «Феррет»
(4x4) серии FV-701 появились только через три года. После испытаний и доработок
их производство началось в 1952 г., и на следующий год машины были приняты на
вооружение британской армии. Базовым стал безбашенный разведывательный вариант
Mk-I (FV-701C) с открытым верхом и съемным пулеметом калибра 7,62 мм, по прежней
классификации относившийся к категории «Скаут Кар». Одновременно выпускался «Феррет
Mk-II» (FV-701E) с одноместной поворотной башней с ручным приводом и 7,62-мм
пулеметом. По общей конструкции они практически не отличались от первых
бронемашин конца 30-х гг. Обе модели оснащались карбюраторным 6-цилиндровым
мотором «Роллс-Ройс В60» (Rolls-Royce) заднего расположения (4,3 л, 116 л.с.),
гидротрансформатором и преселекторной 5-ступенчатой коробкой передач,
индивидуальным карданным приводом каждого колеса, оснащенного планетарным
редуктором и установленного на независимой пружинной подвеске. Характерной
внешней особенностью машин «Феррет» были крупные фары, широкопрофильные
16-дюймовые шины и одно свободно вращавшееся запасное колесо, укрепленное с
левой стороны сварного корпуса, толщина брони которого составляла 8-16 мм.
Компактный, маневренный «Феррет» с колесной базой 2286 мм и длиной всего 3835 мм
имел экипаж из 2-3 человек, весил 3,5-3,7 т (в боевом состоянии - 4,2-4,4 т) и
мог развивать скорость около 100 км/ч. Он стал самым популярным легким
бронеавтомобилем британской армии и поставлялся во многие страны мира. Все его
последующие варианты отличались в основном формой корпуса или башни и различной
комплектацией. В 1962 г. фирма начала выпуск второго поколения «Феррет».
Обновленные открытый вариант Mk-I/1 (FV-701J) и башенный Mk-II/3 (FV-701H)
получили усиленный корпус и были приспособлены для преодоления водных преград.
Мощность ряда исполнений достигала 129 л.с., а боевая масса - 4,5 т. Им
соответствовали разведывательные машины Mk-l/2 (FV-704) и Mk-II/6 (FV-703) с
пулеметами и радиостанциями, а впоследствии - с противотанковыми ракетами. В
1966-67 гг. в результате очередной модернизации «Феррета» появились плавающие
модели Mk-III (опытная), Mk-IV (FV-711) и Mk-V (FV-712) с усиленной подвеской,
дисковыми тормозами, более широкими 20-дюймовыми шинами и новыми корпусами с
башней из алюминиевого сплава. Их боевая масса составляла 4,7-5,0 т, скорость
превышала 100 км/ч.
Со временем устаревшие бронемашины «Феррет» стали требовать замены. В середине
60-х гг. на «Дэймлере» началась работа над новым бронеавтомобилем «Фокс» (Fox),
15 экземпляров которого были построены в 1967-69 гг. Они успешно прошли
испытания и были приняты на вооружение, но военное ведомство решило передать их
производство на государственное предприятие РОФ (ROF). К этому времени фирма «Дэймлер»
уже находилась под контролем известной компании «Ягуар» (Jaguar), входившей
тогда в концерн «Бритиш Лейланд» (British Leyland). В условиях надвигавшегося
экономического кризиса и отсутствия военных заказов было решено унифицировать
гамму легковых автомобилей обеих компаний, а также освободиться от ставшего
убыточным военного отделения, закрытого в 1971 г. Лицензия на модернизацию
бронеавтомобилей «Феррет» была продана компании «Алвис» (Alvis).
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
ДЭЙМЛЕР
(DAIMLER)
Ковентри
Великобритания
1914-1971
На протяжении 33 лет второй малоизвестной сферой деятельности знаменитой
британской фирмы "Дэймлер", прославившейся своими престижными легковыми
автомобилями, было серийное производство гаммы колесных бронемашин. Компания
была основана в 1897 г. как английский филиал немецкой фирмы "Даймлер" (Daimler),
но со временем приобрела самостоятельность и переключилась на изготовление
крупных и роскошных легковых машин с бесклапанными моторами "Найт" (Knight). В
1910 г. фирма "Дэймлер" попала под контроль Бирмингемской компании стрелкового
оружия (Birmingham Small Arms), сокращенно "Би-Эс-Эй" (BSA), благодаря которой с
началом Первой мировой войны там стали выпускать штабные, санитарные машины и
небольшие грузовики на легковом шасси 20НР с карданным приводом, пневматическими
шинами и электрическим стартером. Сотрудничество с компанией АИК (AEC) привело к
созданию армейских грузовиков W, Y и Х на автобусном шасси АИК с мотором "Дэймлер"
(5,7 л, 40 л.с.). До июня 1916 г. они носили марку "Дэймлер", а затем были
переименованы в АИК. На их шасси собирали бронеавтомобили и устанавливали
зенитные пушки.
В 1938 г. в рамках конкурса, объявленного военным ведомством, компания "Би-Эс-Эй"
построила макетный прототип компактного безбашенного бронеавтомобиля с открытым
верхом, который возглавил класс легких разведывательных бронемашин "Скаут Кар" (Scout
Car). Он весил чуть более 500 кг, успешно прошел испытания на 10 тыс. миль и
выиграл конкурс. Не имея собственных производственных возможностей для
организации выпуска, "Би-Эс-Эй" передала его фирме "Дэймлер", где с 1939 г.
машину собирали под маркой "Динго Mk-I" (Dingo). В задней части ее
бронированного корпуса установили 6-цилиндровый двигатель (2,5 л, 55 л.с.) и
преселекторную коробку передач с гидромуфтой от легковой модели 15НР, а также
одноступенчатую раздаточную, обеспечивавшие по 5 передач для движения вперед и
назад. Бронеавтомобиль с колесной базой всего 1981 мм имел не только все
ведущие, но и все управляемые колеса, гидропривод тормозов и независимую
пружинную подвеску. Его экипаж состоял из водителя и стрелка с 7,62-мм
пулеметом, толщина брони достигала 30 мм. Легкая машина длиной 3175 мм и высотой
всего 1495 мм имела боевую массу 3048 кг и развивала скорость 88 км/ч. С 1940 г.
выпускался упрощенный вариант Mk-II с передними управляемыми колесами и
измененной защитой радиатора. Серии Mk-III, Mk-IV и Mk-V отличались формой
корпуса и конструкцией деталей. До конца войны выпустили 6626 машин "Динго". По
лицензии их собирала итальянская фирма "Лянча" (Lancia) и канадский филиал
компании "Форд" (Ford).
В конце 1939 г. появились прототипы более тяжелых бронеавтомобилей класса "Армурд
Кар" (Armoured Car) с поворотной башней от легкого танка "Тетрарч" (Tetrarch), а
в апреле 1941 г. на "Дэймлере" начался выпуск варианта Mk-I (4x4) с 7,92-мм
пулеметом и пушкой калибра 40 мм. На нем использовался собственный 6-цилиндровый
верхнеклапанный мотор заднего расположения (4,1 л, 95 л.с.), прежняя
5-ступенчатая трансмиссия, независимая подвеска, дисковые тормоза "Гирлинг" (Girling)
и несущий корпус с толщиной передней брони 16 мм. Бронеавтомобиль с экипажем из
трех человек весил 7610 кг и развивал скорость 80 км/ч. Вариант Mk-ICS получил
76,2-мм пушку, Mk-II отличался формой башни. До конца войны их изготовили 2694
экземпляра, которые находились на вооружении до 60-х гг. В конце войны фирма "Дэймлер"
участвовала в разработке тяжелого бронеавтомобиля "Ковентри" (Coventry).
Главным вкладом компании "Дэймлер" в военную область считается создание серии
легких бронеавтомобилей "Феррет" (Ferret), выпущенных за 22 года в количестве
4409 экземпляров. Техническое задание на новое поколение колесных
разведывательных и боевых бронемашин было разработано Министерством обороны еще
в 1946 г. и передано на исполнение фирме "Дэймлер". Первые опытные образцы "Феррет"
(4x4) серии FV-701 появились только через три года. После испытаний и доработок
их производство началось в 1952 г., и на следующий год машины были приняты на
вооружение британской армии. Базовым стал безбашенный разведывательный вариант
Mk-I (FV-701C) с открытым верхом и съемным пулеметом калибра 7,62 мм, по прежней
классификации относившийся к категории "Скаут Кар". Одновременно выпускался "Феррет
Mk-II" (FV-701E) с одноместной поворотной башней с ручным приводом и 7,62-мм
пулеметом. По общей конструкции они практически не отличались от первых
бронемашин конца 30-х гг. Обе модели оснащались карбюраторным 6-цилиндровым
мотором "Роллс-Ройс В60" (Rolls-Royce) заднего расположения (4,3 л, 116 л.с.),
гидротрансформатором и преселекторной 5-ступенчатой коробкой передач,
индивидуальным карданным приводом каждого колеса, оснащенного планетарным
редуктором и установленного на независимой пружинной подвеске. Характерной
внешней особенностью машин "Феррет" были крупные фары, широкопрофильные
16-дюймовые шины и одно свободно вращавшееся запасное колесо, укрепленное с
левой стороны сварного корпуса, толщина брони которого составляла 8-16 мм.
Компактный, маневренный "Феррет" с колесной базой 2286 мм и длиной всего 3835 мм
имел экипаж из 2-3 человек, весил 3,5-3,7 т (в боевом состоянии - 4,2-4,4 т) и
мог развивать скорость около 100 км/ч. Он стал самым популярным легким
бронеавтомобилем британской армии и поставлялся во многие страны мира. Все его
последующие варианты отличались в основном формой корпуса или башни и различной
комплектацией. В 1962 г. фирма начала выпуск второго поколения "Феррет".
Обновленные открытый вариант Mk-I/1 (FV-701J) и башенный Mk-II/3 (FV-701H)
получили усиленный корпус и были приспособлены для преодоления водных преград.
Мощность ряда исполнений достигала 129 л.с., а боевая масса - 4,5 т. Им
соответствовали разведывательные машины Mk-I/2 (FV-704) и Mk-II/6 (FV-703) с
пулеметами и радиостанциями, а впоследствии - с противотанковыми ракетами. В
1966-67 гг. в результате очередной модернизации "Феррета" появились плавающие
модели Mk-III (опытная), Mk-IV (FV-711) и Mk-V (FV-712) с усиленной подвеской,
дисковыми тормозами, более широкими 20-дюймовыми шинами и новыми корпусами с
башней из алюминиевого сплава. Их боевая масса составляла 4,7-5,0 т, скорость
превышала 100 км/ч.
Со временем устаревшие бронемашины "Феррет" стали требовать замены. В середине
60-х гг. на "Дэймлере" началась работа над новым бронеавтомобилем "Фокс" (Fox),
15 экземпляров которого были построены в 1967-69 гг. Они успешно прошли
испытания и были приняты на вооружение, но военное ведомство решило передать их
производство на государственное предприятие РОФ (ROF). К этому времени фирма "Дэймлер"
уже находилась под контролем известной компании "Ягуар" (Jaguar), входившей
тогда в концерн "Бритиш Лейланд" (British Leyland). В условиях надвигавшегося
экономического кризиса и отсутствия военных заказов было решено унифицировать
гамму легковых автомобилей обеих компаний, а также освободиться от ставшего
убыточным военного отделения, закрытого в 1971 г. Лицензия на модернизацию
бронеавтомобилей "Феррет" была продана компании "Алвис" (Alvis).
Дэймлер Y, 1915 г.
Дэймлер Скаут Кар "Динго" Mk-II, 4x4, 1940 г.
Дэймлер Армурд Кар Mk-I, 4x4, 1941 г.
Дэймлер Скаут Кар "Динго" Mk-III, 4x4, 1943 г.
Дэймлер Феррет Mk-II (FV-701E), 4x4, 1954 г.
Дэймлер Феррет Mk-I/1 (FV-701J), 4x4, 1962 г.
Дэймлер Феррет Mk-I/2 (FV-704), 4x4, 1966 г.
Дэймлер Фокс, 4x4, 1969 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с