DAIMLER
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

ДЭЙМЛЕР
(DAIMLER)
Ковентри
Великобритания
1914–1971
На протяжении 33 лет второй малоизвестной сферой деятельности знаменитой британской фирмы "Дэймлер", прославившейся своими престижными легковыми автомобилями, было серийное производство гаммы колесных бронемашин. Компания была основана в 1897 г. как английский филиал немецкой фирмы "Даймлер" (Daimler), но со временем приобрела самостоятельность и переключилась на изготовление крупных и роскошных легковых машин с бесклапанными моторами "Найт" (Knight). В 1910 г. фирма "Дэймлер" попала под контроль Бирмингемской компании стрелкового оружия (Birmingham Small Arms), сокращенно "Би-Эс-Эй" (BSA), благодаря которой с началом Первой мировой войны там стали выпускать штабные, санитарные машины и небольшие грузовики на легковом шасси 20НР с карданным приводом, пневматическими шинами и электрическим стартером. Сотрудничество с компанией АИК (AEC) привело к созданию армейских грузовиков W, Y и Х на автобусном шасси АИК с мотором "Дэймлер" (5,7 л, 40 л.с.). До июня 1916 г. они носили марку "Дэймлер", а затем были переименованы в АИК. На их шасси собирали бронеавтомобили и устанавливали зенитные пушки.
В 1938 г. в рамках конкурса, объявленного военным ведомством, компания "Би-Эс-Эй" построила макетный прототип компактного безбашенного бронеавтомобиля с открытым верхом, который возглавил класс легких разведывательных бронемашин "Скаут Кар" (Scout Car). Он весил чуть более 500 кг, успешно прошел испытания на 10 тыс. миль и выиграл конкурс. Не имея собственных производственных возможностей для организации выпуска, "Би-Эс-Эй" передала его фирме "Дэймлер", где с 1939 г. машину собирали под маркой "Динго Mk-I" (Dingo). В задней части ее бронированного корпуса установили 6-цилиндровый двигатель (2,5 л, 55 л.с.) и преселекторную коробку передач с гидромуфтой от легковой модели 15НР, а также одноступенчатую раздаточную, обеспечивавшие по 5 передач для движения вперед и назад. Бронеавтомобиль с колесной базой всего 1981 мм имел не только все ведущие, но и все управляемые колеса, гидропривод тормозов и независимую пружинную подвеску. Его экипаж состоял из водителя и стрелка с 7,62-мм пулеметом, толщина брони достигала 30 мм. Легкая машина длиной 3175 мм и высотой всего 1495 мм имела боевую массу 3048 кг и развивала скорость 88 км/ч. С 1940 г. выпускался упрощенный вариант Mk-II с передними управляемыми колесами и измененной защитой радиатора. Серии Mk-III, Mk-IV и Mk-V отличались формой корпуса и конструкцией деталей. До конца войны выпустили 6626 машин "Динго". По лицензии их собирала итальянская фирма "Лянча" (Lancia) и канадский филиал компании "Форд" (Ford).
В конце 1939 г. появились прототипы более тяжелых бронеавтомобилей класса "Армурд Кар" (Armoured Car) с поворотной башней от легкого танка "Тетрарч" (Tetrarch), а в апреле 1941 г. на "Дэймлере" начался выпуск варианта Mk-I (4x4) с 7,92-мм пулеметом и пушкой калибра 40 мм. На нем использовался собственный 6-цилиндровый верхнеклапанный мотор заднего расположения (4,1 л, 95 л.с.), прежняя 5-ступенчатая трансмиссия, независимая подвеска, дисковые тормоза "Гирлинг" (Girling) и несущий корпус с толщиной передней брони 16 мм. Бронеавтомобиль с экипажем из трех человек весил 7610 кг и развивал скорость 80 км/ч. Вариант Mk-ICS получил 76,2-мм пушку, Mk-II отличался формой башни. До конца войны их изготовили 2694 экземпляра, которые находились на вооружении до 60-х гг. В конце войны фирма "Дэймлер" участвовала в разработке тяжелого бронеавтомобиля "Ковентри" (Coventry).
Главным вкладом компании "Дэймлер" в военную область считается создание серии легких бронеавтомобилей "Феррет" (Ferret), выпущенных за 22 года в количестве 4409 экземпляров. Техническое задание на новое поколение колесных разведывательных и боевых бронемашин было разработано Министерством обороны еще в 1946 г. и передано на исполнение фирме "Дэймлер". Первые опытные образцы "Феррет" (4x4) серии FV-701 появились только через три года. После испытаний и доработок их производство началось в 1952 г., и на следующий год машины были приняты на вооружение британской армии. Базовым стал безбашенный разведывательный вариант Mk-I (FV-701C) с открытым верхом и съемным пулеметом калибра 7,62 мм, по прежней классификации относившийся к категории "Скаут Кар". Одновременно выпускался "Феррет Mk-II" (FV-701E) с одноместной поворотной башней с ручным приводом и 7,62-мм пулеметом. По общей конструкции они практически не отличались от первых бронемашин конца 30-х гг. Обе модели оснащались карбюраторным 6-цилиндровым мотором "Роллс-Ройс В60" (RollsRoyce) заднего расположения (4,3 л, 116 л.с.), гидротрансформатором и преселекторной 5-ступенчатой коробкой передач, индивидуальным карданным приводом каждого колеса, оснащенного планетарным редуктором и установленного на независимой пружинной подвеске.
Характерной внешней особенностью машин "Феррет" были крупные фары, широкопрофильные 16-дюймовые шины и одно свободно вращавшееся запасное колесо, укрепленное с левой стороны сварного корпуса, толщина брони которого составляла 8–16 мм. Компактный, маневренный "Феррет" с колесной базой 2286 мм и длиной всего 3835 мм имел экипаж из 2–3 человек, весил 3,5–3,7 т (в боевом состоянии — 4,2–4,4 т) и мог развивать скорость около 100 км/ч. Он стал самым популярным легким бронеавтомобилем британской армии и поставлялся во многие страны мира. Все его последующие варианты отличались в основном формой корпуса или башни и различной комплектацией. В 1962 г. фирма начала выпуск второго поколения "Феррет". Обновленные открытый вариант Mk-I/1 (FV-701J) и башенный Mk-II/3 (FV-701H) получили усиленный корпус и были приспособлены для преодоления водных преград. Мощность ряда исполнений достигала 129 л.с., а боевая масса — 4,5 т. Им соответствовали разведывательные машины Mk-I/2 (FV-704) и Mk-II/6 (FV-703) с пулеметами и радиостанциями, а впоследствии — с противотанковыми ракетами. В 1966–67 гг. в результате очередной модернизации "Феррета" появились плавающие модели Mk-III (опытная), Mk-IV (FV-711) и Mk-V (FV-712) с усиленной подвеской, дисковыми тормозами, более широкими 20-дюймовыми шинами и новыми корпусами с башней из алюминиевого сплава. Их боевая масса составляла 4,7–5,0 т, скорость превышала 100 км/ч.
Со временем устаревшие бронемашины "Феррет" стали требовать замены. В середине 60-х гг. на "Дэймлере" началась работа над новым бронеавтомобилем "Фокс" (Fox), 15 экземпляров которого были построены в 1967–69 гг. Они успешно прошли испытания и были приняты на вооружение, но военное ведомство решило передать их производство на государственное предприятие РОФ (ROF). К этому времени фирма "Дэймлер" уже находилась под контролем известной компании "Ягуар" (Jaguar), входившей тогда в концерн "Бритиш Лейланд" (British Leyland). В условиях надвигавшегося экономического кризиса и отсутствия военных заказов было решено унифицировать гамму легковых автомобилей обеих компаний, а также освободиться от ставшего убыточным военного отделения, закрытого в 1971 г. Лицензия на модернизацию бронеавтомобилей "Феррет" была продана компании "Алвис" (Alvis).
Дэймлер Y, 1915 г.
Дэймлер Скаут Кар "Динго" Mk-II, 4x4, 1940 г.
Дэймлер Армурд Кар Mk-I, 4x4, 1941 г.
Дэймлер Скаут Кар "Динго" Mk-III, 4x4, 1943 г.
Дэймлер Феррет Mk-II (FV-701E), 4x4, 1954 г.
Дэймлер Феррет Mk-I/1 (FV-701J), 4x4, 1962 г.
Дэймлер Феррет Mk-I/2 (FV-704), 4x4, 1966 г.
Дэймлер Фокс, 4x4, 1969 г.