DAIMLER/DAIMLER-MARIENFELDE | |
777888999444111222333
|
ДАЙМЛЕР/ДАЙМЛЕР-МАРИЕНФЕЛЬДЕ
(DAIMLER/DAIMLER-MARIENFELDE)
Бад Каннштатт/Берлин-Мзриенфельде, Германия, 1899-1926
Эта фирма носила имя Готлиба Даймлера (Gottlieb Daimler, 1834-1900), одного из
самых известных конструкторов в истории мирового автомобилестроения,
построившего в конце 1885 г. первый в мире четырехколесный автомобиль с
бензиновым двигателем. На следующий год он создал самодвижущийся экипаж с
4-сильным мотором для перевозки 1,5 т грузов - первый в мире грузовик. Даймлер
стал первооткрывателем и в военной области: в октябре 1899 г. на военных
маневрах он представил два грузовика - один грузоподъемностью 400 кг с передним
2-цилиндровым мотором мощностью 4 л.с. и второй двухтонный с 6-сильным агрегатом,
расположенным под сиденьем водителя.
Даймлер-Мариенфельде DM3b, 1912 г.
Военные грузовики «Даймлер 4PS» (спереди) и 6PS, 1899 г.
Крупп-Даймлер, 4X4, 1910 г.
Даймлер М1915, 4X4, 1915 г.
Кончина легендарного изобретателя привела к преобразованию его фирмы в «Акционерное
моторное общество Даймлер» (Daimler-Motoren-Gesellschaft, DMG), управление
которым перешло к сыну Паулю Даймлеру (Paul Daimler). В 1901 г. изготовлявшиеся
там легковые автомобили получили торговую марку «Мерседес» (Mercedes), а в 1904
г. их выпуск перевели на новое предприятие близ Штутгарта. Сборкой грузовиков
стала заниматься бывшая фирма Адольфа Альтманна (Adolf Altmann), переименованная
в «Завод моторов и транспортных средств из Мариенфельде под Берлином» (Motorfahrzeug
und Motorenfabrik AG, Marienfelde b. Berlin). В 1904 г. там начали производство
первого немецкого серийного 2,25-тонного военного грузовика 12PS с 4-цилиндровым
мотором переднего расположения, 4-ступенчатой коробкой передач и шестеренным
приводом задних колес увеличенного диаметра. Вовремя Первой мировой войны это
отделение стало одним из главных поставщиков германской армии и предлагало
грузовики серии DM с карданным приводом и полезной нагрузкой от 1,5 до 6 т (модели
от DM2a до DM6b), имевшие марки «Даймлер», «Мариенфельде» (Marienfelde) или «Даймлер-Мариенфельде».
На них монтировалось различное вооружение и специальное оборудование - от
радиостанций до походных бань. В 1907 г. Пауль Даймлер разработал 2,5-тонный
армейский автомобиль-тягач 70PS (4x4) с авиационным 6-цилиндровым мотором (14,3
л, 70 л.с.), карданным приводом и лебедкой. Во время войны он нашел применение в
качестве быстроходной тачанки огневой поддержки кавалерии. Его развитием стал
вариант 85PS (4x4) для доставки боеприпасов и буксировки орудий. На их основе в
1909 г. совместно с фирмой «Крупп» (Krupp) началось производство полноприводных
шасси «Крупп-Даймлер» для артиллерийских тягачей и самоходных лафетов для
зенитных пулеметов и пушек. В 1914-18 гг. выпускалось целое семейство таких
машин, оснащенных 4-цилиндровыми двигателями «Даймлер» (9,85 и 12,0 л, 80-100
л.с.), 4-ступенчатыми коробками передач, блокируемым дифференциалом заднего
моста, стальными колесами с высокими грунтозацепами или литыми шинами-обручами.
В боевом положении с артиллерийским расчетом из 10 человек они весили 8,0-11,2 т
и развивали скорость 35-45 км/ч. Построенный в 1915 г. на 80-сильном шасси
бронеавтомобиль получил корпус с тремя пулеметами и местами на 8-9 членов
экипажа. Уже после войны «Даймлер» получил заказ на 100 бронеавтомобилей ZVR
(4x4) для Рейхсвера, выпускавшихся в 1919-25 гг. на короткобазном 100-сильном
шасси. Начиная с 1921 г. был построен еще 31 броневик «Даймлер/21» для сил
безопасности и полиции, оснащенный электрогенератором. Все они известны в
нескольких исполнениях с разными корпусами для экипажа из 6-8 человек, передним
и задним постами управления и односкатными колесами диаметром 1,2-1,4 м. Все
оснащались двумя пулеметами и коробкой передач с 5 ступенями переднего и заднего
хода, весили 10-12 т и достигали скорости 45 км/ч. В конце 1935 г.
модернизированные артиллерийские тягачи «Крупп-Даймлер» и броневики «Даймлер»
были приняты на вооружение Вермахта, получив военные индексы Sd.Kfz.1, Sd.Kfz.2
и Sd.Kfz.3. В первой половине 20-х гг. в Рейхсвере применяли также стандартные
грузовики серий DC и DR. Летом 1926 г. в результате объединения фирм «Даймлер» и
«Бенц» (Benz) был создан концерн «Даймлер-Бенц», продолживший все начатые ранее
работы.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
ДАЙМЛЕР/ДАЙМЛЕР-МАРИЕНФЕЛЬДЕ
(DAIMLER/DAIMLER-MARIENFELDE)
Бад Каннштатт/Берлин-Мариенфельде
Германия
1899-1926
Эта фирма носила имя Готлиба Даймлера (Gottlieb Daimler, 1834-1900), одного из
самых известных конструкторов в истории мирового автомобилестроения,
построившего в конце 1885 г. первый в мире четырехколесный автомобиль с
бензиновым двигателем. На следующий год он создал самодвижущийся экипаж с
4-сильным мотором для перевозки 1,5 т грузов - первый в мире грузовик. Даймлер
стал первооткрывателем и в военной области: в октябре 1899 г. на военных
маневрах он представил два грузовика - один грузоподъемностью 400 кг с передним
2-цилиндровым мотором мощностью 4 л.с. и второй двухтонный с 6-сильным агрегатом,
расположенным под сиденьем водителя.
Кончина легендарного изобретателя привела к преобразованию его фирмы в "Акционерное
моторное общество Даймлер" (Daimler-Motoren-Gesellschaft, DMG), управление
которым перешло к сыну Паулю Даймлеру (Paul Daimler). В 1901 г. изготовлявшиеся
там легковые автомобили получили торговую марку "Мерседес" (Mercedes), а в 1904
г. их выпуск перевели на новое предприятие близ Штутгарта. Сборкой грузовиков
стала заниматься бывшая фирма Адольфа Альтманна (Adolf Altmann), переименованная
в "Завод моторов и транспортных средств из Мариенфельде под Берлином" (Motorfahrzeug und
Motorenfabrik AG, Marienfelde b. Berlin). В 1904 г. там начали производство
первого немецкого серийного 2,25-тонного военного грузовика 12PS с 4-цилиндровым
мотором переднего расположения, 4-ступенчатой коробкой передач и шестеренным
приводом задних колес увеличенного диаметра. Во время Первой мировой войны это
отделение стало одним из главных поставщиков германской армии и предлагало
грузовики серии DM с карданным приводом и полезной нагрузкой от 1,5 до 6 т (модели
от DM2a до DM6b), имевшие марки "Даймлер", "Мариенфельде" (Marienfelde) или "Даймлер-Мариенфельде".
На них монтировалось различное вооружение и специальное оборудование - от
радиостанций до походных бань. В 1907 г. Пауль Даймлер разработал 2,5-тонный
армейский автомобиль-тягач 70PS (4x4) с авиационным 6-цилиндровым мотором (14,3
л, 70 л.с.), карданным приводом и лебедкой. Во время войны он нашел применение в
качестве быстроходной тачанки огневой поддержки кавалерии. Его развитием стал
вариант 85PS (4x4) для доставки боеприпасов и буксировки орудий. На их основе в
1909 г. совместно с фирмой "Крупп" (Krupp) началось производство полноприводных
шасси "Крупп-Даймлер" для артиллерийских тягачей и самоходных лафетов для
зенитных пулеметов и пушек. В 1914-18 гг. выпускалось целое семейство таких
машин, оснащенных 4-цилиндровыми двигателями "Даймлер" (9,85 и 12,0 л, 80-100
л.с.), 4-ступенчатыми коробками передач, блокируемым дифференциалом заднего
моста, стальными колесами с высокими грунтозацепами или литыми шинами-обручами.
В боевом положении с артиллерийским расчетом из 10 человек они весили 8,0-11,2 т
и развивали скорость 35-45 км/ч. Построенный в 1915 г. на 80-сильном шасси
бронеавтомобиль получил корпус с тремя пулеметами и местами на 8-9 членов
экипажа. Уже после войны "Даймлер" получил заказ на 100 бронеавтомобилей ZVR
(4x4) для Рейхсвера, выпускавшихся в 1919-25 гг. на короткобазном 100-сильном
шасси. Начиная с 1921 г. был построен еще 31 броневик "Даймлер/21" для сил
безопасности и полиции, оснащенный электрогенератором. Все они известны в
нескольких исполнениях с разными корпусами для экипажа из 6-8 человек, передним
и задним постами управления и односкатными колесами диаметром 1,2-1,4 м. Все
оснащались двумя пулеметами и коробкой передач с 5 ступенями переднего и заднего
хода, весили 10-12 т и достигали скорости 45 км/ч. В конце 1935 г.
модернизированные артиллерийские тягачи "Крупп-Даймлер" и броневики "Даймлер"
были приняты на вооружение Вермахта, получив военные индексы Sd.Kfz.1, Sd.Kfz.2
и Sd.Kfz.3. В первой половине 20-х гг. в Рейхсвере применяли также стандартные
грузовики серий DC и DR. Летом 1926 г. в результате объединения фирм "Даймлер" и
"Бенц" (Benz) был создан концерн "Даймлер-Бенц", продолживший все начатые ранее
работы.
Военные грузовики "Даймлер 4PS" (спереди) и 6PS, 1899 г.
Даймлер-Мариенфельде DM3b, 1912 г.
Крупп-Даймлер, 4x4, 1910 г.
Даймлер M1915, 4x4, 1915 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с