DART | |
111222333444555999000
|
ДАРТ
(DART)
Андерсон/Ватерлоо/Канзас-Сити, США, 1913-1944
Недавно малоизвестная американская компания «Дарт» отметила свой вековой юбилей,
что следует считать редким исключением для небольшой фирмы, специализировавшейся
на изготовлении тяжелой автомобильной техники. Начав свою деятельность в конце
XIX века со сборки велосипедов, в 1903 г. она изготовила первый грузовик-багги,
а во время военных действий США в Мексике поставляла в армию 1,5-тонный «Дарт-С»
с 4-цилиндровым двигателем «Буда» (Buda), 4-ступенчатой коробкой передач и
карданным приводом ведущего моста «Тимкен» (Timken).
Дарт-С, 1915 г.
Дарт Т3, 6X6, 1942 г.
В 1918-19 гг. совместно с компанией «Уайт» (White) выпускался стандартизованный
1,5-тонный армейский грузовик «Либерти» (Liberty) с 30-сильным мотором «Буда». С
1932 г. фирма «Дарт» принимала участие в создании стандартизованных 10-тонных
грузовиков «Кью-Эм-Си» (QMC) 6x6, предопределивших ее дальнейший профиль и
послуживших базой наиболее известных военных машин этой марки.
В начале Второй мировой войны компания «Дарт» поставляла в ВВС США
топливозаправщики емкостью 12,5 тыс. л, смонтированные на серийном бескапотном
шасси «200-353» (6x4) со 126-сильным двигателем «Уокеша» (Waukesha) и
12-ступенчатой коробкой передач «Фуллер» (Fuller). В апреле 1942 г. фирма
представила седельный тягач Т3 (6x6) с низкорамным 40-тонным полуприцепом для
эвакуации поврежденных танков М3. Он был выполнен на гражданском шасси
«Дарт-300AWD» с открытой кабиной, 250-сильным двигателем «Уокеша», 3-ступенчатой
коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной, передней и задней лебедками и
24-дюймовыми колесами. В конце того же года появился танковый транспортер Т13 с
бронированными кабиной и капотом тягача. Одновременно началось производство
армейского крана Т5 общего назначения на бескапотном шасси «452AWD» (6x6) с
одноместной кабиной. Все эти машины выпускались в единичных экземплярах, а после
войны компания «Дарт» переключилась на изготовление карьерных самосвалов.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
ДАРТ
(DART)
Андерсон/Ватерлоо/Канзас-Сити
США
1913-1944
Недавно малоизвестная американская компания "Дарт" отметила свой вековой юбилей,
что следует считать редким исключением для небольшой фирмы, специализировавшейся
на изготовлении тяжелой автомобильной техники. Начав свою деятельность в конце
XIX века со сборки велосипедов, в 1903 г. она изготовила первый грузовик-багги,
а во время военных действий США в Мексике поставляла в армию 1,5-тонный "Дарт-С"
с 4-цилиндровым двигателем "Буда" (Buda), 4-ступенчатой коробкой передач и
карданным приводом ведущего моста "Тимкен" (Timken). В 1918-19 гг. совместно с
компанией "Уайт" (White) выпускался стандартизованный 1,5-тонный армейский
грузовик "Либерти" (Liberty) с 30-сильным мотором "Буда". С 1932 г. фирма "Дарт"
принимала участие в создании стандартизованных 10-тонных грузовиков "Кью-Эм-Си"
(QMC) 6x6, предопределивших ее дальнейший профиль и послуживших базой наиболее
известных военных машин этой марки.
В начале Второй мировой войны компания "Дарт" поставляла в ВВС США
топливозаправщики емкостью 12,5 тыс. л, смонтированные на серийном бескапотном
шасси "200-353" (6x6) со 126-сильным двигателем "Уокеша" (Waukesha) и
12-ступенчатой коробкой передач "Фуллер" (Fuller). В апреле 1942 г. фирма
представила седельный тягач Т3 (6x6) с низкорамным 40-тонным полуприцепом для
эвакуации поврежденных танков М3. Он был выполнен на гражданском шасси
"Дарт-300AWD" с открытой кабиной, 250-сильным двигателем "Уокеша", 3-ступенчатой
коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной, передней и задней лебедками и
24-дюймовыми колесами. В конце того же года появился танковый транспортер Т13 с
бронированными кабиной и капотом тягача. Одновременно началось производство
армейского крана Т5 общего назначения на бескапотном шасси "452AWD" (6x6) с
одноместной кабиной. Все эти машины выпускались в единичных экземплярах, а после
войны компания "Дарт" переключилась на изготовление карьерных самосвалов.
Дарт-С, 1915 г.
Дарт Т3, 6x6, 1942 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с