DELAHAYE | |
Допомога проекту
WebMoney E558684278515 WebMoney R339002842822 WebMoney Z368823732896 |
ДЕЛАЭ
(DELAHAYE)
Париж
Франция
1897–1954
Свое имя этой фирме дал конструктор Эмиль Делаэ (Emile Delahaye, 1843–1905),
успевший разработать лишь первые образцы легких самоходных экипажей и очень
скоро отошедший от дел. Между тем в создании первого армейского автомобиля он,
видимо, принимал активное участие. В 1897 г. грузовик "Делаэ-6" на 600 кг грузов
с местом водителя над двигателем участвовал в конкурсе на лучший военный
автомобиль, а через год уже работал в интендантской службе для подвоза войскам
мешков с мукой. В августе 1905 г. улучшенный вариант "Делаэ-6В" с 13-сильным
мотором победил в конкурсе военных грузовиков и был принят на вооружение. Это
предоставило фирме "Делаэ" возможность поставки своих грузовых машин в
вооруженные силы Франции и ее колоний. Их создавал главный инженер Шарль
Вайффенбах (Charles Weiffenbach). В 1912 г. на Всероссийском пробеге грузовиков
"Делаэ" представила свои новые армейские грузовики — 3-тонную бескапотную модель
"36С" и классическую 2-тонную "53" с моноблочными 4-цилиндровыми двигателями
(3,0–3,6 л, 20–24 л.с.), 3- и 4-ступенчатыми коробками передач и цепным
приводом, развивавшие скорость 26–28 км/ч. В период Первой мировой войны в
программу "Делаэ" входило около трех десятков машин грузоподъемностью до 5 т с
лонжеронной рамой, 4-ступенчатой коробкой передач и цепным приводом. Среди них
были стандартные пикапы модели "46", 1,5-тонные грузовики "43" и фургоны "56", а
основными армейскими 3-тонными автомобилями стали модели "59" и "60" с
30-сильным двигателем, выпускавшиеся до середины 20-х гг. Шасси "63", "78" и
"80" (24–60 л.с.) грузоподъемностью 2,5–5,0 т были приспособлены для инженерных
работ, установки аэростатных лебедок, вооружения и даже передвижных прачечных. В
1917 г. на базе грузовика "Делаэ-60" был построен опытный 3,5-тонный
полугусеничный тягач.
В послевоенное время фирма переключилась на гражданские грузовые и пожарные
автомобили. Лишь в конце 30-х гг., с приближением новой войны, она получила
заказы на армейские грузовики. К этому времени компания предлагала только две
унифицированные гражданские модели. Первая 1,5-тонная "Делаэ-140" выпускалась с
1932 г. и оснащалась 4-цилиндровым мотором мощностью 42 л.с. В 1939–40 гг. в
армию было поставлено 578 таких грузовиков с низкими бортовыми кузовами,
вмещавшими 12 солдат. На их основе выпустили крупную партию санитарных машин, а
в 1940 г. был создан опытный образец 6x6 с задним ведущим мостом "Традо" (Trado)
голландской фирмы ДАФ (DAF). Вторым базовым автомобилем стал "Делаэ-103"
грузоподъемностью 3,5–4,0 т с 6-цилиндровым мотором (3,2 л, 60 л.с.),
выпускавшийся с 1933 г. Его особенностями были сварная лонжеронная рама,
фрикционные амортизаторы в передней подвеске, барабанные тормоза с
гидроприводом. С середины 1938 г. по май 1940 г. на "Делаэ" изготовили для армии
724 таких автомобиля в бортовом исполнении, развивавших скорость 62 км/ч.
Вскоре после освобождения Франции компания "Делаэ" полностью перешла на выпуск
легковых автомобилей, но в соответствии с программой "Армет" (Armet), принятой
Генштабом сухопутных войск в 1947 г., включилась в работу по созданию легких
многоцелевых полноприводных автомобилей. Главной заслугой "Делаэ" в этой области
является создание "полностью французского армейского джипа", работы над которым
начались в 1948 г. Прототип автомобиля "Делаэ182 Дельта" (Delta) 4x4 с колесной
базой 2150 мм и открытым 4-местным кузовом на лонжеронной раме оснащался
4-цилиндровым верхнеклапанным бензиновым мотором (2,0 л, 63 л.с.), коробкой
передач с 4 ступенями переднего и заднего хода и 2-ступенчатой раздаточной,
шарнирами равных угловых скоростей "Тракта" (Tracta) и независимой торсионной
подвеской всех колес с фрикционными амортизаторами. Он весил 1360 кг и достигал
скорости 105 км/ч. Джип получился слишком тяжелым и дорогим, и в процессе
дальнейшей доводки фирма безуспешно пыталась упростить и облегчить его. Тем
временем появилась необходимость замены джипов "Виллис-МВ" (Willys), количество
которых во Франции достигало 10 тыс. единиц. Так модернизированный, но еще сырой
вариант "Делаэ" в 1951 г. был принят на вооружение как "легкий разведывательный
автомобиль" VLR (Voiture Legere de Reconnaissance). Он отличался плоской
передней облицовкой радиатора и полукруглым капотом. До самого конца
производства фирма не переставала его совершенствовать: в заднюю подвеску был
введен регулятор жесткости в зависимости от нагрузки, а на модели 1953 г.
усилили рулевое управление, установили упрощенные сиденья и из обоих мостов
убрали механизмы блокировки дифференциалов, доставлявшие особые хлопоты при
эксплуатации. Несмотря ни на что джип оставался ненадежным, а его масса возросла
на 100 кг.
В 1952 г., в рамках программы "Армет", на "Делаэ" был построен опытный образец
автомобиля "ОТ8" (4x4) грузоподъемностью 800 кг, напоминавший "Додж WC51"
(Dodge) времен войны. Его оборудовали 6-цилиндровым 95-сильным двигателем,
4-ступенчатой коробкой передач с валом отбора мощности и лебедкой. С сентября
1952 г. фирма вела разработку облегченного джипа "Делаэ-185 Коб" (Cob) с новой
подвеской и обычными карданными шарнирами в приводе колес. В 1953 г. были
проведены его испытания и доводка, но и этот джип, весивший 1650 кг, оказался
неконкурентоспособным. Понеся огромные и бесполезные расходы, "Делаэ" подписала
контракт с фирмой "Гочкисс" (Hotchkiss) об обмене акциями, что фактически
означало ее поглощение, состоявшееся 31 декабря 1953 г. "Гочкисс",
ориентировавшийся на сотрудничество с "Виллисом", прекратил нерентабельное
производство джипов "Делаэ VLR". До конца 1954 г. их было изготовлено 9630
экземпляров.
Делаэ-6В, 1905 г.
"Делаэ-78" с аэростатной лебедкой, 1915 г.
Делаэ-103, 1938 г.
Делаэ-182 Дельта, 4x4, 1949 г.
Делаэ-185 Коб, 4x4, 1953 г.
Делаэ VLR, 4x4, 1954 г.