DELAHAYE
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

ДЕЛАЭ
(DELAHAYE)
Париж
Франция
1897–1954
Свое имя этой фирме дал конструктор Эмиль Делаэ (Emile Delahaye, 1843–1905), успевший разработать лишь первые образцы легких самоходных экипажей и очень скоро отошедший от дел. Между тем в создании первого армейского автомобиля он, видимо, принимал активное участие. В 1897 г. грузовик "Делаэ-6" на 600 кг грузов с местом водителя над двигателем участвовал в конкурсе на лучший военный автомобиль, а через год уже работал в интендантской службе для подвоза войскам мешков с мукой. В августе 1905 г. улучшенный вариант "Делаэ-6В" с 13-сильным мотором победил в конкурсе военных грузовиков и был принят на вооружение. Это предоставило фирме "Делаэ" возможность поставки своих грузовых машин в вооруженные силы Франции и ее колоний. Их создавал главный инженер Шарль Вайффенбах (Charles Weiffenbach). В 1912 г. на Всероссийском пробеге грузовиков "Делаэ" представила свои новые армейские грузовики — 3-тонную бескапотную модель "36С" и классическую 2-тонную "53" с моноблочными 4-цилиндровыми двигателями (3,0–3,6 л, 20–24 л.с.), 3- и 4-ступенчатыми коробками передач и цепным приводом, развивавшие скорость 26–28 км/ч. В период Первой мировой войны в программу "Делаэ" входило около трех десятков машин грузоподъемностью до 5 т с лонжеронной рамой, 4-ступенчатой коробкой передач и цепным приводом. Среди них были стандартные пикапы модели "46", 1,5-тонные грузовики "43" и фургоны "56", а основными армейскими 3-тонными автомобилями стали модели "59" и "60" с 30-сильным двигателем, выпускавшиеся до середины 20-х гг. Шасси "63", "78" и "80" (24–60 л.с.) грузоподъемностью 2,5–5,0 т были приспособлены для инженерных работ, установки аэростатных лебедок, вооружения и даже передвижных прачечных. В 1917 г. на базе грузовика "Делаэ-60" был построен опытный 3,5-тонный полугусеничный тягач.
В послевоенное время фирма переключилась на гражданские грузовые и пожарные автомобили. Лишь в конце 30-х гг., с приближением новой войны, она получила заказы на армейские грузовики. К этому времени компания предлагала только две унифицированные гражданские модели. Первая 1,5-тонная "Делаэ-140" выпускалась с 1932 г. и оснащалась 4-цилиндровым мотором мощностью 42 л.с. В 1939–40 гг. в армию было поставлено 578 таких грузовиков с низкими бортовыми кузовами, вмещавшими 12 солдат. На их основе выпустили крупную партию санитарных машин, а в 1940 г. был создан опытный образец 6x6 с задним ведущим мостом "Традо" (Trado) голландской фирмы ДАФ (DAF). Вторым базовым автомобилем стал "Делаэ-103" грузоподъемностью 3,5–4,0 т с 6-цилиндровым мотором (3,2 л, 60 л.с.), выпускавшийся с 1933 г. Его особенностями были сварная лонжеронная рама, фрикционные амортизаторы в передней подвеске, барабанные тормоза с гидроприводом. С середины 1938 г. по май 1940 г. на "Делаэ" изготовили для армии 724 таких автомобиля в бортовом исполнении, развивавших скорость 62 км/ч.
Вскоре после освобождения Франции компания "Делаэ" полностью перешла на выпуск легковых автомобилей, но в соответствии с программой "Армет" (Armet), принятой Генштабом сухопутных войск в 1947 г., включилась в работу по созданию легких многоцелевых полноприводных автомобилей. Главной заслугой "Делаэ" в этой области является создание "полностью французского армейского джипа", работы над которым начались в 1948 г. Прототип автомобиля "Делаэ182 Дельта" (Delta) 4x4 с колесной базой 2150 мм и открытым 4-местным кузовом на лонжеронной раме оснащался 4-цилиндровым верхнеклапанным бензиновым мотором (2,0 л, 63 л.с.), коробкой передач с 4 ступенями переднего и заднего хода и 2-ступенчатой раздаточной, шарнирами равных угловых скоростей "Тракта" (Tracta) и независимой торсионной подвеской всех колес с фрикционными амортизаторами. Он весил 1360 кг и достигал скорости 105 км/ч. Джип получился слишком тяжелым и дорогим, и в процессе дальнейшей доводки фирма безуспешно пыталась упростить и облегчить его. Тем временем появилась необходимость замены джипов "Виллис-МВ" (Willys), количество которых во Франции достигало 10 тыс. единиц. Так модернизированный, но еще сырой вариант "Делаэ" в 1951 г. был принят на вооружение как "легкий разведывательный автомобиль" VLR (Voiture Legere de Reconnaissance). Он отличался плоской передней облицовкой радиатора и полукруглым капотом. До самого конца производства фирма не переставала его совершенствовать: в заднюю подвеску был введен регулятор жесткости в зависимости от нагрузки, а на модели 1953 г. усилили рулевое управление, установили упрощенные сиденья и из обоих мостов убрали механизмы блокировки дифференциалов, доставлявшие особые хлопоты при эксплуатации. Несмотря ни на что джип оставался ненадежным, а его масса возросла на 100 кг.
В 1952 г., в рамках программы "Армет", на "Делаэ" был построен опытный образец автомобиля "ОТ8" (4x4) грузоподъемностью 800 кг, напоминавший "Додж WC51" (Dodge) времен войны. Его оборудовали 6-цилиндровым 95-сильным двигателем, 4-ступенчатой коробкой передач с валом отбора мощности и лебедкой. С сентября 1952 г. фирма вела разработку облегченного джипа "Делаэ-185 Коб" (Cob) с новой подвеской и обычными карданными шарнирами в приводе колес. В 1953 г. были проведены его испытания и доводка, но и этот джип, весивший 1650 кг, оказался неконкурентоспособным. Понеся огромные и бесполезные расходы, "Делаэ" подписала контракт с фирмой "Гочкисс" (Hotchkiss) об обмене акциями, что фактически означало ее поглощение, состоявшееся 31 декабря 1953 г. "Гочкисс", ориентировавшийся на сотрудничество с "Виллисом", прекратил нерентабельное производство джипов "Делаэ VLR". До конца 1954 г. их было изготовлено 9630 экземпляров.
Делаэ-6В, 1905 г.
"Делаэ-78" с аэростатной лебедкой, 1915 г.
Делаэ-103, 1938 г.
Делаэ-182 Дельта, 4x4, 1949 г.
Делаэ-185 Коб, 4x4, 1953 г.
Делаэ VLR, 4x4, 1954 г.