DE DOIN-BOUTON | |
111222333444555777888
|
Де ДИОН-БУТОН
(De DION-BOUTON)
Париж/Пюто, Франция, 1886-1918
В 1883 г. граф Альбер де Дион (Albert de Dion, 1856-1946) совместно с механиками
Жоржем Бутоном (Georges Bouton) и Шарлем Трепарду (Charles Trepardoux) основал в
Париже фирму «Де Дион, Бутон и Трепарду» (De Dion, Bouton et Trepardoux),
ставшую одним из старейших в мире автомобильных изготовителей и крупнейшим в
свое время французским производителем военной автотехники. Ее первой продукцией
были простые паровые автомобили, в том числе 5-тонный грузовик, построенный и
испытанный военным ведомством в 1886 г. Через несколько лет фирма создала его
улучшенный вариант с центральным расположением поста управления, короткой
бортовой платформой, вертикальным паровым котлом переднего расположения и
горизонтальной 2-цилиндровой паровой машиной мощностью 50 л.с. Он весил 8 т и
развивал скорость 12 км/ч. Два таких автомобиля использовали в 1900 г. для
подвоза грузов во время военных маневров. В 1896 г. военное ведомство провело
испытания 4-местного легкового паровика с кузовом «тонно», впервые оснащенного
пневматическими шинами «Мишлен» (Michelin). В 1894 г., прекратив работы над
паровой техникой, фирма начала переход на более совершенные бензиновые
автомобили. Она переехала в Пюто, пригород Парижа, и получила укороченное
название «Де Дион-Бутон».
Армейский паровик «Де Дион, Бутон и Трепарду», 1896 г.
Де Дион-Бутон серии Е, 1913 г.
Де Дион-Бутон FR, 1914 г.
Штабной «Де Дион-Бутон ER», 1915 г.
Прожекторный бронеавтомобиль «Де Дион-Брэге», 1917 г.
Де Дион-Брэге DO, 1914 г.
Автомобиль-лафет «Де Дион-Бутон FZ», 1914 г.
В 1899-1902 гг. во французскую армию поступали первые легковые автомобили «Де
Дион-Бутон» с двигателями внутреннего сгорания, служившие прежде всего для
перевозки высшего офицерского состава. В 1905 г. фирма приняла участие в военном
конкурсе, представив на нем свой легкий грузовик AG с 12-сильным бензиновым
мотором, карданным приводом задних колес и пневматическими шинами. Со следующего
года грузовые машины этой марки получили характерную круглую облицовку с
трехконечной звездой, за которой скрывался радиатор «Солекс» (Solex) с
центральным вентилятором охлаждения. К 1908 г. мощность 4-цилиндровых двигателей
с боковыми клапанами и несъемными головками блоков достигла 40 л.с. В 1912 г. на
Всероссийском пробеге военных грузовиков фирма представила свой 3-тонный
капотный вариант DV с 30-сильным двигателем, 3-ступенчатой коробкой передач,
карданным приводом и всеми барабанными тормозами. Его максимальная скорость не
превышала 25 км/ч. На следующий год началось изготовление новой 3-тонной серии Е
с местом водителя над двигателем, представленной на конкурсах военных машин.
С началом войны в армии Франции появились многочисленные гражданские легковые
автомобили «Де Дион-Бутон», включая самые престижные модели EF и ER с двигателем
V8 (4,0 л, 40 л.с.), служившие штабными и санитарными машинами. Многие из них
были снабжены упрощенными кузовами со специальными боковыми ящиками для
перевозки вооружения и амуниции. В августе-сентябре 1914 г. для доставки из
Парижа на фронт резервных войск использовались обычные городские 30-местные
автобусы DA. Вместе с тем основную долю принятых в 1914 г. на вооружение военных
автомобилей составляла обширная грузовая гамма, состоявшая из многочисленных
моделей грузоподъемностью от 500 кг до 5 т с 4-цилиндровыми моторами мощностью
12-40 л.с., карданным или цепным приводом задних колес, 3- и 4-ступенчатыми
коробками передач, литыми или пневматическими шинами. Главными среди них были
бортовые капотные модели FE, FQ, FR и FS с полезной нагрузкой 2-5 т и разными
двигателями (3,6-5,8 л, 30-40 л.с.). В 1915-16 гг. к ним добавились модели GF,
GD, GS и HS, а наиболее распространенным стал 3,5-тонный 35-сильный грузовик FR,
выпускавшийся до конца 1918 г. Их шасси служили базой для броневиков.
Фирма «Де Дион-Бутон» стала первым в мире изготовителем специальных армейских
машин, разработанных в соответствии с требованиями Генштаба сухопутных войск и
поступивших на вооружение артиллерийских и инженерных частей. Среди них можно
выделить семейство прожекторных автомобилей для быстрой доставки к местам боев
мощных военных прожекторов «Брэге» (Breguet) диаметром 600, 900 или 1500 мм и
снабжения их электроэнергией. Для этого все шасси, носившие марку «Де Дион-Брэге»,
снабжали установленной за местом водителя динамо-машиной, комплектом
электрических кабелей на катушках, подставками для установки прожекторов и
местами для экипажа. Первое бескапотное шасси BY для перевозки прожекторов на
4-колесной подкатной тележке было создано еще в 1910 г. Его развитием в 1914 г.
стало усиленное шасси DO с лебедкой, а в 1917 г. фирма изготовила 4
бронированных капотных прожекторных автомобиля с дистанционным управлением
световыми приборами. В состав осветительных команд входили грузовики FR и HS с
катушками для кабеля и ручными лебедками для его намотки, применявшиеся для
буксировки самых крупных 1,5-метровых прожекторов «Брэге».
Компания «Де Дион-Бутон» входила также в число первых в мире изготовителей
специальных передвижных автолафетов - шасси для установки 75-мм зенитных орудий,
перевозки боеприпасов и орудийного расчета. Первая такая машина была создана еще
в 1907 г., а ее улучшенный вариант - в 1910 г. Они снабжались 6-цилиндровыми
двигателями, выдвижными опорами с ручными домкратами и ящиками на 180 снарядов.
В 1913 г. появилось низкорамное капотное шасси FZ с 40-сильным двигателем V8,
карданным приводом и бронированным капотом, весившее 5 т и развивавшее скорость
30 км/ч. Установленная на нем 75-мм пушка с лафетом на поворотном круге имела
угол горизонтального обстрела 120° и угол возвышения ствола 70°. После
модификации в 1914 г. и принятия на вооружение было изготовлено 30 передвижных
лафетов FZ с механизмами блокировки тормозов и подвески во время стрельбы. Эти
шасси использовали также для изготовления тяжелых санитарных машин и установки
кузовов-фургонов, внутри которых размещалась бактериологическая лаборатория. С
1915 г. в армию поступали тяжелые зарядные автомобили GO с двигателем V8 (7,8 л,
74 л.с.) и вместительными ящиками для боеприпасов, обслуживавшие батареи
зенитных установок. В общей сложности было построено около 60
автомобилей-лафетов марки «Де Дион-Бутон».
В последующие годы из-за отсутствия государственных заказов фирма оказалась на
грани банкротства и о выпуске военной техники больше не помышляла. Между тем
находившиеся на вооружении зенитные автомобили «Де Дион-Бутон» в 1934 г. были
модернизированы и участвовали в первых боях Второй мировой войны.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
Дe ДИОН-БУТОН
(De DION-BOUTON)
Париж/Пюто
Франция
1886-1918
В 1883 г. граф Альбер де Дион (Albert de Dion, 1856-1946) совместно с механиками
Жоржем Бутоном (Georges Bouton) и Шарлем Трепарду (Charles Trepardoux) основал в
Париже фирму "Де Дион, Бутон и Трепарду" (De Dion, Bouton et Trepardoux),
ставшую одним из старейших в мире автомобильных изготовителей и крупнейшим в
свое время французским производителем военной автотехники. Ее первой продукцией
были простые паровые автомобили, в том числе 5-тонный грузовик, построенный и
испытанный военным ведомством в 1886 г. Через несколько лет фирма создала его
улучшенный вариант с центральным расположением поста управления, короткой
бортовой платформой, вертикальным паровым котлом переднего расположения и
горизонтальной 2-цилиндровой паровой машиной мощностью 50 л.с. Он весил 8 т и
развивал скорость 12 км/ч. Два таких автомобиля использовали в 1900 г. для
подвоза грузов во время военных маневров. В 1896 г. военное ведомство провело
испытания 4-местного легкового паровика с кузовом "тонно", впервые оснащенного
пневматическими шинами "Мишлен" (Michelin). В 1894 г., прекратив работы над
паровой техникой, фирма начала переход на более совершенные бензиновые
автомобили. Она переехала в Пюто, пригород Парижа, и получила укороченное
название "Де Дион-Бутон".
В 1899-1902 гг. во французскую армию поступали первые легковые автомобили "Де
Дион-Бутон" с двигателями внутреннего сгорания, служившие прежде всего для
перевозки высшего офицерского состава. В 1905 г. фирма приняла участие в военном
конкурсе, представив на нем свой легкий грузовик AG с 12-сильным бензиновым
мотором, карданным приводом задних колес и пневматическими шинами. Со следующего
года грузовые машины этой марки получили характерную круглую облицовку с
трехконечной звездой, за которой скрывался радиатор "Солекс" (Solex) с
центральным вентилятором охлаждения. К 1908 г. мощность 4-цилиндровых двигателей
с боковыми клапанами и несъемными головками блоков достигла 40 л.с. В 1912 г. на
Всероссийском пробеге военных грузовиков фирма представила свой 3-тонный
капотный вариант DV с 30-сильным двигателем, 3-ступенчатой коробкой передач,
карданным приводом и всеми барабанными тормозами. Его максимальная скорость не
превышала 25 км/ч. На следующий год началось изготовление новой 3-тонной серии Е
с местом водителя над двигателем, представленной на конкурсах военных машин.
С началом войны в армии Франции появились многочисленные гражданские легковые
автомобили "Де Дион-Бутон", включая самые престижные модели EF и ER с двигателем
V8 (4,0 л, 40 л.с.), служившие штабными и санитарными машинами. Многие из них
были снабжены упрощенными кузовами со специальными боковыми ящиками для
перевозки вооружения и амуниции. В августе-сентябре 1914 г. для доставки из
Парижа на фронт резервных войск использовались обычные городские 30-местные
автобусы DA. Вместе с тем основную долю принятых в 1914 г. на вооружение военных
автомобилей составляла обширная грузовая гамма, состоявшая из многочисленных
моделей грузоподъемностью от 500 кг до 5 т с 4-цилиндровыми моторами мощностью
12-40 л.с., карданным или цепным приводом задних колес, 3- и 4-ступенчатыми
коробками передач, литыми или пневматическими шинами. Главными среди них были
бортовые капотные модели FE, FQ, FR и FS с полезной нагрузкой 2-5 т и разными
двигателями (3,6-5,8 л, 30-40 л.с.). В 1915-16 гг. к ним добавились модели GF,
GD, GS и HS, а наиболее распространенным стал 3,5-тонный 35-сильный грузовик FR,
выпускавшийся до конца 1918 г. Их шасси служили базой для броневиков.
Фирма "Де Дион-Бутон" стала первым в мире изготовителем специальных армейских
машин, разработанных в соответствии с требованиями Генштаба сухопутных войск и
поступивших на вооружение артиллерийских и инженерных частей. Среди них можно
выделить семейство прожекторных автомобилей для быстрой доставки к местам боев
мощных военных прожекторов "Брэге" (Breguet) диаметром 600, 900 или 1500 мм и
снабжения их электроэнергией. Для этого все шасси, носившие марку "Де Дион-Брэге",
снабжали установленной за местом водителя динамо-машиной, комплектом
электрических кабелей на катушках, подставками для установки прожекторов и
местами для экипажа. Первое бескапотное шасси BY для перевозки прожекторов на
4-колесной подкатной тележке было создано еще в 1910 г. Его развитием в 1914 г.
стало усиленное шасси DO с лебедкой, а в 1917 г. фирма изготовила 4
бронированных капотных прожекторных автомобиля с дистанционным управлением
световыми приборами. В состав осветительных команд входили грузовики FR и HS с
катушками для кабеля и ручными лебедками для его намотки, применявшиеся для
буксировки самых крупных 1,5-метровых прожекторов "Брэге".
Компания "Де Дион-Бутон" входила также в число первых в мире изготовителей
специальных передвижных автолафетов - шасси для установки 75-мм зенитных орудий,
перевозки боеприпасов и орудийного расчета. Первая такая машина была создана еще
в 1907 г., а ее улучшенный вариант - в 1910 г. Они снабжались 6-цилиндровыми
двигателями, выдвижными опорами с ручными домкратами и ящиками на 180 снарядов.
В 1913 г. появилось низкорамное капотное шасси FZ с 40-сильным двигателем V8,
карданным приводом и бронированным капотом, весившее 5 т и развивавшее скорость
30 км/ч. Установленная на нем 75-мм пушка с лафетом на поворотном круге имела
угол горизонтального обстрела 120° и угол возвышения ствола 70°. После
модификации в 1914 г. и принятия на вооружение было изготовлено 30 передвижных
лафетов FZ с механизмами блокировки тормозов и подвески во время стрельбы. Эти
шасси использовали также для изготовления тяжелых санитарных машин и установки
кузовов-фургонов, внутри которых размещалась бактериологическая лаборатория. С
1915 г. в армию поступали тяжелые зарядные автомобили GО с двигателем V8 (7,8 л,
74 л.с.) и вместительными ящиками для боеприпасов, обслуживавшие батареи
зенитных установок. В общей сложности было построено около 60
автомобилей-лафетов марки "Де Дион-Бутон".
В последующие годы из-за отсутствия государственных заказов фирма оказалась на
грани банкротства и о выпуске военной техники больше не помышляла. Между тем
находившиеся на вооружении зенитные автомобили "Де Дион-Бутон" в 1934 г. были
модернизированы и участвовали в первых боях Второй мировой войны.
Армейский паровик "Де Дион, Бутон и Трепарду", 1896 г.
Де Дион-Бутон серии Е, 1913 г.
Автомобиль-лафет "Де Дион-Бутон FZ", 1914 г.
Де Дион-Брэге DO, 1914 г.
Де Дион-Бутон FR, 1914 г.
Штабной "Де Дион-Бутон ER", 1915 г.
Прожекторный бронеавтомобиль "Де Дион-Брэге", 1917 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с