DIAMOND T | |
777888999000222333111
|
1. Легковые автомобили Diamond T |
ДАЙМОНД Т
(DIAMOND Т)
Чикаго/Лэнсинг, США, 1912-1967
В 1905 г. Чарльз Артур Тилт (Charles Arthur Tilt) основал в Чикаго фирму «Даймонд»,
добавив к этому популярному названию первую букву своей фамилии. Так в Америке
появилась компания «Даймонд Т», выпускавшая поначалу мощные и роскошные легковые
автомобили, но потерпев неудачу, в 1911 г. Тилт переключился на изготовление
грузовиков, сделавших его фирму одной из наиболее известных в мире. Первые же
1,5-тонные машины «Даймонд Т» с 1912 г. применялись в военных действиях в
Мексике, а во время Первой мировой войны американская армия уже использовала
автомобили этой марки грузоподъемностью 35 т, собиравшиеся на конвейере.
Грузовик «Даймонд Т» с зенитной установкой Т1, 6X4, 1930 г.
Даймонд Т-968, 6X6, 1941 г.
Даймонд Т-968В, 6X6, 1945 г.
В 1918 г. фирма изготовила также 638 стандартизованных армейских грузовиков «Либерти»
(Liberty). Постепенно она превратилась в одного из наиболее авторитетных
изготовителей тяжелых коммерческих грузовиков, специальных машин и военной
автотехники. На переломе 20-30-х гг. для вооруженных сил США компания предлагала еще более обширную гамму машин с полезной нагрузкой от 1 до 10 т. В армии
распространение получили 10-тонные грузовики 6x4 с 93-сильным мотором, всеми
двускатными колесами и задними съемными гусеницами, которые применялись для
установки счетверенных зенитных установок Т1 и перевозки инженерного
оборудования. К концу 30-х гг. фирма «Даймонд Т» поставляла в армию США
60-сильные цельнометаллические пикапы модели «201» и достаточно совершенные
бортовые машины серии «614/704» грузоподъемностью 2,5-3,0 т, которые
использовали для установки кузовов общего назначения и специальных фургонов. Их
оборудовали 6-цилиндровым двигателем «Геркулес» (Hercules) мощностью 85 л.с., 4-
или 5-ступенчатыми коробками передач и гидроприводом тормозов с вакуумным
усилителем.
Самый активный период создания армейской техники пришелся на годы Второй мировой
войны, когда компания «Даймонд Т» вошла в число основных автомобильных
изготовителей, получавших от государства крупные военные заказы. По результатам
конкурса, организованного управлением Квартирмейстерского корпуса сухопутных сил
США в конце 1939 г., специализацией «Даймонд Т» стало производство семейства
полноприводных 3-осных грузовиков 4-тонного класса. В 1940 г. фирма начала
выпуск своего первого автомобиля Т-967 (6х6) с цельнометаллическими 2-местной
кабиной и бортовой платформой с тентом и откидными продольными сиденьями. На нем
использовались 6-цилиндровый двигатель «Геркулес RXB» (8,2 л, 98 л.с.), сухое
однодисковое сцепление «Лайп» (Lipe), 5-ступенчатая коробка «Кларк» (Clark) с
ускоряющей передачей, 2-ступенчатая раздаточная «Висконсин» (Wisconsin),
пневматический привод тормозов «Бендикс-Вестингауз» (Bendix-Westinghouse),
передний мост с отключаемым приводом и задняя ведущая тележка «Тимкен» (Timken)
с двойными главными передачами. «Даймонд Т-967» получил статус основного
стандартизованного 4-тонного грузовика армии США, но к началу 1941 г. их было
собрано всего 366 экземпляров. Его сменил чуть облегченный и более мощный
автомобиль Т-968, выпускавшийся в нескольких вариантах вплоть до окончания войны.
При сохранении колесной базы 3835 мм и большинства агрегатов он получил новый
мотор «Геркулес RXC» (8,7 л, 118 л.с.) и переднюю лебедку «Гар Вуд» (Gar Wood)
стяговым усилием 6,8 тс, а внешне отличался отдельными решетками ограждения
радиатора и обеих фар вместо одной общей на Т-967. В последующие годы грузовик
выпускался в модернизированных исполнениях Т-968А/968В, причем с 1943 г.
большинство машин снабжалось открытыми 3-местными кабинами с брезентовым верхом
и откидным лобовым стеклом, а иногда - с турелью для 12,7-мм зенитного пулемета.
Их вариантами были 3-кубовые самосвалы Т-972 с задней разгрузкой и
цистерны-топливозаправщики, а ряд машин переоборудовали в седельные и балластные
тягачи.
Даймонд Т-972, 6X6, 1942 г.
Даймонд Т-975А, 6X6, 1944 г.
Даймонд Т-981 (М20), 6Х4, 1944 г.
Даймонд Т-969А, 6X6, 1943 г.
Наиболее известной продукцией компании «Даймонд Т» военного времени стали
ремонтно-эвакуационные машины Т-969, созданные на шасси Т-968 и оборудованные
выносными опорами и механическим краном W45 фирмы «Эрнест Холмс» (Ernest Holms)
с двумя стрелами грузоподъемностью по 2,7 т, способными работать вместе или
раздельно, поворачиваясь вокруг своего основания на угол 120°. Эвакуаторы имели
массу 9850 кг, развивали скорость 60 км/ч и расходовали до 71,3 л бензина на 100
км. Их выпуск превысил половину от общего количества военных автомобилей «Даймонд
Т» семейства «967/969» - 6420 единиц из 12748 машин разных типов. Развитием этой
гаммы стали еще две модели. Для перевозки инженерного оборудования, понтонов и
легких судов, установки различных фургонов, кранов и эвакуаторов использовалось
шасси Т-970/970А с колесной базой 4369 мм, а в Канаду было поставлено 1533
усиленных длиннобазных шасси и бортовых автомобилей Т-975/975А (база - 5105 мм)
с деревянными кузовами длиной около 8,3 м. Некоторые варианты не имели передней
решетки ограждения и снабжались только одной фарой.
Особую группу в военной программе «Даймонд Т» составили 12-тонные балластные
тягачи 6x4 для буксировки танковых прицепов и 155-мм орудий. Их оснащали мощными
лебедками, установленными между кабиной и коробчатым стальным кузовом, в который
для повышения тягово-сцепных качеств машины укладывали балласт - металлические
болванки или камни. Базовый тягач Т-980 (стандартизованный военный индекс М20),
оснащался верхнеклапанным 6-цилиндровым дизельным двигателем «Геркулес DXFE»
(13,4 л, 185 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач и дополнительным
3-ступенчатым редуктором, закрытой или открытой кабиной. Модернизированный
вариант Т-981 внешне отличался выводом троса лебедки вперед - через отверстие в
бампере с направляющими роликами.
Даймонд Т-981 (М20), 6X4, 1943 г.
Даймонд Т М3, 1941 г.
Даймонд Т МЗА1, 1943 г.
Даймонд Т Т54, 1942 г.
Даймонд Т Т16, 1943 г.
Тягачи весили чуть более 12 т, развивали скорость 36 км/ч, имели запас хода до
1000 км и стали первыми серийными танковыми транспортерами. Автопоезд с
45-тонным 3-осным низкорамным прицепом М9 имел стандартизованное обозначение
М19. До конца войны собрали 5871 тягач, а в целом в период Второй мировой войны
компания изготовила около 50 тыс. армейских автомобилей, в том числе 31245 машин
с колесной формулой 6x6.
Вторым направлением деятельности «Даймонд Т» стало производство
стандартизованных 1,5-тонных полугусеничных бронетранспортеров. Их разработку
начали в 1938-39 гг. совместно с компанией «Уайт» (White), а в сентябре 1940 г.
был организован выпуск грузопассажирской модели M3 со 147-сильным мотором «Уайт»,
резинометаллическим движителем с четырьмя опорными катками и 10-местным
бронекорпусом с открытым верхом и задней дверью. Через год в серию пошел вариант
M3A1 с бронированным ограждением турели над 3-местной кабиной для зенитного
пулемета. На их шасси в небольших объемах фирма изготовляла самоходные
установки Т19, Т21, Т48 и Т54 с зенитными пулеметами и пушками калибра 40, 57,
81 и 105 мм. В марте 1943 г. фирма «Даймонд Т» включилась в работу по созданию
2,5-тонного полугусеничного бронетранспортера-тягача, создав собственный вариант
Т16 с плоской наклонной передней панелью кузова, открытыми кабиной и корпусом
для перевозки 12 солдат или установки вооружения. Он получил бензиновый мотор «Геркулес»
(9,1 л, 174 л.с.), гидромеханическую коробку передач «Спайсер» (Spicer) со
встроенным блокируемым дифференциалом, передний ведущий управляемый мост и
усиленный гусеничный движитель с шестью опорными катками. Тягач имел боевую
массу 13,6 т и развивал скорость 56 км/ч. Таких машин построили лишь два
экземпляра.
В послевоенное время компания «Даймонд Т» возобновила поставку в вооруженные
силы США доработанных коммерческих грузовиков, а свою основную военную продукцию
изготовляла совместно с компанией «Интернэшнл» (International), с которой
подписала кооперационное соглашение. Речь идет о новой гамме apмейских 5-тонных
грузовиков 6x6, известных впоследствии как семейство М54. Их оборудовали
6-цилиндровым верхнеклапанным бензиновым двигателем «Континентал» (Continental)
модели R6602 (9,9 л, 190 л.с.), механической 5-ступенчатой коробкой передач «Спайсер»
с 2-ступенчатой раздаточной, механизмом автоматического включения переднего
моста, пневмоприводом тормозов, 12-вольтовым электрооборудованием, 3-местными
кабинами с брезентовым верхом и 9-тонной лебедкой «Гар Вуд». Они получили
характерную для всех американских стандартизованных грузовиков облицовку, а от
машин 2,5-тонного класса отличались чуть сдвинутым вперед передним мостом.
Максимальная скорость составляла 84 км/ч. Аналогичные машины собирала также
фирма «Мак» (Mack), оснащавшая их собственными моторами.
Даймонд Т М41, 6X6, 1951 г.
Даймонд Т М54, 6X6, 1952 г.
Даймонд Т М62, 6Х6, 1960 г.
С марта 1951 г. компания «Даймонд Т» собирала преимущественно базовое шасси М39
и бортовой грузовик М41 с колесной базой 4550 мм и всеми односкатными колесами с
шинами размером 14.00x20. В 1951-63 гг. параллельно с компанией «Интернэшнл» она
изготовляла также шасси М40, М63 и М61 с задними двускатными колесами и базой
4550, 5460, 4240 мм соответственно. На их основе была создана обширная гамма
различных военных автомобилей: бортовые грузовики М46, М54, М55 и М78, самосвал
М51, седельный тягач М52, эвакуатор М62 с 10-тонным краном, многоцелевые фургоны
М64 и М291, автоцистерна М268, перегружатель частей ракет М280 и др. Усиленное
длиннобазное шасси М139 в разных исполнениях служило для мостоукладчиков М328 и
установок М289 и М386 для запуска неуправляемых тактических ракет «Онест Джон»
(Honest John).
Между тем финансовое положение фирмы «Даймонд Т» постоянно ухудшалось, и в 1958
г. ее приобрела компания «Уайт». Через два года она перевела все производство из
Чикаго в Лэнсинг, на предприятие принадлежавшей ей фирмы РИО (REO), которая
выпускала семейство стандартизованных 2,5-тонных грузовиков. В 1962-63 гг. там
началось изготовление второго 5-тонного поколения А2, оборудованного
многотопливным двигателем «Континентал LDS-465-1/1A» (7,8 л, 210 л.с.) с
турбонаддувом. При поддержке компании «Интернэшнл» фирма «Даймонд Т» взялась за
изготовление шасси М40А2, М61А2 и М63А2, послуживших базой для грузовиков М54А2
и М55А2, самосвала М51А2 и седельного тягача М52А2. Развернуть их серийный
выпуск так и не удалось: весной 1967 г. фирмы «Даймонд Т» и РИО были объединены
в группу «Даймонд РИО», что привело к прекращению выпуска военных автомобилей.
Сначала их производство перешло к фирме «Кайзер Джип» (Kaiser Jeep), а затем - к
военной компании «АМ Дженерал» (AM General).
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
ДАЙМОНД Т
(DIAMOND T)
Чикаго/Лэнсинг
США
1912-1967
В 1905 г. Чарльз Артур Тилт (Charles Arthur Tilt) основал в Чикаго фирму "Даймонд",
добавив к этому популярному названию первую букву своей фамилии. Так в Америке
появилась компания "Даймонд Т", выпускавшая поначалу мощные и роскошные легковые
автомобили, но потерпев неудачу, в 1911 г. Тилт переключился на изготовление
грузовиков, сделавших его фирму одной из наиболее известных в мире. Первые же
1,5-тонные машины "Даймонд Т" с 1912 г. применялись в военных действиях в
Мексике, а во время Первой мировой войны американская армия уже использовала
автомобили этой марки грузоподъемностью 3-5 т, собиравшиеся на конвейере. В 1918
г. фирма изготовила также 638 стандартизованных армейских грузовиков "Либерти"
(Liberty). Постепенно она превратилась в одного из наиболее авторитетных
изготовителей тяжелых коммерческих грузовиков, специальных машин и военной
автотехники. На переломе 20-30-х гг. для вооруженных сил США компания предлагала
еще более обширную гамму машин с полезной нагрузкой от 1 до 10 т. В армии
распространение получили 10-тонные грузовики 6x6 с 93-сильным мотором, всеми
двускатными колесами и задними съемными гусеницами, которые применялись для
установки счетверенных зенитных установок Т1 и перевозки инженерного
оборудования. К концу 30-х гг. фирма "Даймонд Т" поставляла в армию США
60-сильные цельнометаллические пикапы модели "201" и достаточно совершенные
бортовые машины серии "614/704" грузоподъемностью 2,5-3,0 т, которые
использовали для установки кузовов общего назначения и специальных фургонов. Их
оборудовали 6-цилиндровым двигателем "Геркулес" (Hercules) мощностью 85 л.с., 4-
или 5-ступенчатыми коробками передач и гидроприводом тормозов с вакуумным
усилителем.
Самый активный период создания армейской техники пришелся на годы Второй мировой
войны, когда компания "Даймонд Т" вошла в число основных автомобильных
изготовителей, получавших от государства крупные военные заказы. По результатам
конкурса, организованного управлением Квартирмейстерского корпуса сухопутных сил
США в конце 1939 г., специализацией "Даймонд Т" стало производство семейства
полноприводных 3-осных грузовиков 4-тонного класса. В 1940 г. фирма начала
выпуск своего первого автомобиля Т-967 (6x6) с цельнометаллическими 2-местной
кабиной и бортовой платформой с тентом и откидными продольными сиденьями. На нем
использовались 6-цилиндровый двигатель "Геркулес RXB" (8,2 л, 98 л.с.), сухое
однодисковое сцепление "Лайп" (Lipe), 5-ступенчатая коробка "Кларк" (Clark) с
ускоряющей передачей, 2-ступенчатая раздаточная "Висконсин" (Wisconsin),
пневматический привод тормозов "Бендикс-Вестингауз" (Bendix-Westinghouse),
передний мост с отключаемым приводом и задняя ведущая тележка "Тимкен" (Timken)
с двойными главными передачами. "Даймонд Т-967" получил статус основного
стандартизованного 4-тонного грузовика армии США, но к началу 1941 г. их было
собрано всего 366 экземпляров. Его сменил чуть облегченный и более мощный
автомобиль Т-968, выпускавшийся в нескольких вариантах вплоть до окончания войны.
При сохранении колесной базы 3835 мм и большинства агрегатов он получил новый
мотор "Геркулес RXC" (8,7 л, 118 л.с.) и переднюю лебедку "Гар Вуд" (Gar Wood) с
тяговым усилием 6,8 тс, а внешне отличался отдельными решетками ограждения
радиатора и обеих фар вместо одной общей на Т-967. В последующие годы грузовик
выпускался в модернизированных исполнениях Т-968А/968В, причем с 1943 г.
большинство машин снабжалось открытыми 3-местными кабинами с брезентовым верхом
и откидным лобовым стеклом, а иногда - с турелью для 12,7-мм зенитного пулемета.
Их вариантами были 3-кубовые самосвалы Т-972 с задней разгрузкой и
цистерны-топливозаправщики, а ряд машин переоборудовали в седельные и балластные
тягачи.
Наиболее известной продукцией компании "Даймонд Т" военного времени стали
ремонтно-эвакуационные машины Т-969, созданные на шасси Т-968 и оборудованные
выносными опорами и механическим краном W45 фирмы "Эрнест Холмс" (Ernest Holms)
с двумя стрелами грузоподъемностью по 2,7 т, способными работать вместе или
раздельно, поворачиваясь вокруг своего основания на угол 120°. Эвакуаторы имели
массу 9850 кг, развивали скорость 60 км/ч и расходовали до 71,3 л бензина на 100
км. Их выпуск превысил половину от общего количества военных автомобилей "Даймонд
Т" семейства "967/969" - 6420 единиц из 12748 машин разных типов. Развитием этой
гаммы стали еще две модели. Для перевозки инженерного оборудования, понтонов и
легких судов, установки различных фургонов, кранов и эвакуаторов использовалось
шасси Т-970/970А с колесной базой 4369 мм, а в Канаду было поставлено 1533
усиленных длиннобазных шасси и бортовых автомобилей Т-975/975А (база - 5105 мм)
с деревянными кузовами длиной около 8,3 м. Некоторые варианты не имели передней
решетки ограждения и снабжались только одной фарой.
Особую группу в военной программе "Даймонд Т" составили 12-тонные балластные
тягачи 6x6 для буксировки танковых прицепов и 155-мм орудий. Их оснащали мощными
лебедками, установленными между кабиной и коробчатым стальным кузовом, в который
для повышения тягово-сцепных качеств машины укладывали балласт - металлические
болванки или камни. Базовый тягач Т-980 (стандартизованный военный индекс М20),
оснащался верхнеклапанным 6-цилиндровым дизельным двигателем "Геркулес DXFE"
(13,4 л, 185 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач и дополнительным
3-ступенчатым редуктором, закрытой или открытой кабиной. Модернизированный
вариант Т-981 внешне отличался выводом троса лебедки вперед - через отверстие в
бампере с направляющими роликами. Тягачи весили чуть более 12 т, развивали
скорость 36 км/ч, имели запас хода до 1000 км и стали первыми серийными
танковыми транспортерами. Автопоезд с 45-тонным 3-осным низкорамным прицепом М9
имел стандартизованное обозначение М19. До конца войны собрали 5871 тягач, а в
целом в период Второй мировой войны компания изготовила около 50 тыс. армейских
автомобилей, в том числе 31245 машин с колесной формулой 6x6.
Вторым направлением деятельности "Даймонд Т" стало производство
стандартизованных 1,5-тонных полугусеничных бронетранспортеров. Их разработку
начали в 1938-39 гг. совместно с компанией "Уайт" (White), а в сентябре 1940 г.
был организован выпуск грузопассажирской модели М3 со 147-сильным мотором "Уайт",
резинометаллическим движителем с четырьмя опорными катками и 10-местным
бронекорпусом с открытым верхом и задней дверью. Через год в серию пошел вариант
М3А1 с бронированным ограждением турели над 3-местной кабиной для зенитного
пулемета. На их шасси в небольших объемах фирма изготовляла самоходные установки
Т19, Т21, Т48 и Т54 с зенитными пулеметами и пушками калибра 40, 57, 81 и 105 мм.
В марте 1943 г. фирма "Даймонд Т" включилась в работу по созданию 2,5-тонного
полугусеничного бронетранспортера-тягача, создав собственный вариант Т16 с
плоской наклонной передней панелью кузова, открытыми кабиной и корпусом для
перевозки 12 солдат или установки вооружения. Он получил бензиновый мотор "Геркулес"
(9,1 л, 174 л.с.), гидромеханическую коробку передач "Спайсер" (Spicer) со
встроенным блокируемым дифференциалом, передний ведущий управляемый мост и
усиленный гусеничный движитель с шестью опорными катками. Тягач имел боевую
массу 13,6 т и развивал скорость 56 км/ч. Таких машин построили лишь два
экземпляра.
В послевоенное время компания "Даймонд Т" возобновила поставку в вооруженные
силы США доработанных коммерческих грузовиков, а свою основную военную продукцию
изготовляла совместно с компанией "Интернэшнл" (International), с которой
подписала кооперационное соглашение. Речь идет о новой гамме армейских 5-тонных
грузовиков 6x6, известных впоследствии как семейство М54. Их оборудовали
6-цилиндровым верхнеклапанным бензиновым двигателем "Континентал" (Continental)
модели R6602 (9,9 л, 190 л.с.), механической 5-ступенчатой коробкой передач "Спайсер"
с 2-ступенчатой раздаточной, механизмом автоматического включения переднего
моста, пневмоприводом тормозов, 12-вольтовым электрооборудованием, 3-местными
кабинами с брезентовым верхом и 9-тонной лебедкой "Гар Вуд". Они получили
характерную для всех американских стандартизованных грузовиков облицовку, а от
машин 2,5-тонного класса отличались чуть сдвинутым вперед передним мостом.
Максимальная скорость составляла 84 км/ч. Аналогичные машины собирала также
фирма "Мак" (Mack), оснащавшая их собственными моторами. С марта 1951 г.
компания "Даймонд Т" собирала преимущественно базовое шасси М39 и бортовой
грузовик М41 с колесной базой 4550 мм и всеми односкатными колесами с шинами
размером 14.00x20. В 1951-63 гг. параллельно с компанией "Интернэшнл" она
изготовляла также шасси М40, М63 и М61 с задними двускатными колесами и базой
4550, 5460, 4240 мм соответственно. На их основе была создана обширная гамма
различных военных автомобилей: бортовые грузовики М46, М54, М55 и М78, самосвал
М51, седельный тягач М52, эвакуатор М62 с 10-тонным краном, многоцелевые фургоны
М64 и М291, автоцистерна М268, перегружатель частей ракет М280 и др. Усиленное
длиннобазное шасси М139 в разных исполнениях служило для мостоукладчиков М328 и
установок М289 и М386 для запуска неуправляемых тактических ракет "Онест Джон"
(Honest John).
Между тем финансовое положение фирмы "Даймонд Т" постоянно ухудшалось, и в 1958
г. ее приобрела компания "Уайт". Через два года она перевела все производство из
Чикаго в Лэнсинг, на предприятие принадлежавшей ей фирмы РИО (REO), которая
выпускала семейство стандартизованных 2,5-тонных грузовиков. В 1962-63 гг. там
началось изготовление второго 5-тонного поколения А2, оборудованного
многотопливным двигателем "Континентал LDS-465-1/1A" (7,8 л, 210 л.с.) с
турбонаддувом. При поддержке компании "Интернэшнл" фирма "Даймонд Т" взялась за
изготовление шасси М40А2, М61А2 и М63А2, послуживших базой для грузовиков М54А2
и М55А2, самосвала М51А2 и седельного тягача М52А2. Развернуть их серийный
выпуск так и не удалось: весной 1967 г. фирмы "Даймонд Т" и РИО были объединены
в группу "Даймонд РИО", что привело к прекращению выпуска военных автомобилей.
Сначала их производство перешло к фирме "Кайзер Джип" (Kaiser Jeep), а затем - к
военной компании "АМ Дженерал" (AM General).
Грузовик "Даймонд Т" с зенитной установкой Т1, 6x6, 1930 г.
Даймонд Т М3, 1941 г.
Даймонд Т-968, 6x6, 1941 г.
Даймонд Т Т54, 1942 г.
Даймонд Т-972, 6x6, 1942 г.
Даймонд Т М3А1, 1943 г.
Даймонд Т Т16, 1943 г.
Даймонд Т-969А, 6x6, 1943 г.
Даймонд Т-981 (М20), 6x6, 1943 г.
Даймонд Т-975А, 6x6, 1944 г.
Даймонд Т-980 (М20), 6x6, 1944 г.
Даймонд Т-968В, 6x6, 1945 г.
Даймонд Т М41, 6x6, 1951 г.
Даймонд Т М54, 6x6, 1952 г.
Даймонд Т М62, 6x6, 1960 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с