DIAMOND T
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

ДАЙМОНД Т
(DIAMOND T)
Чикаго/Лэнсинг
США
1912–1967
В 1905 г. Чарльз Артур Тилт (Charles Arthur Tilt) основал в Чикаго фирму "Даймонд", добавив к этому популярному названию первую букву своей фамилии. Так в Америке появилась компания "Даймонд Т", выпускавшая поначалу мощные и роскошные легковые автомобили, но потерпев неудачу, в 1911 г. Тилт переключился на изготовление грузовиков, сделавших его фирму одной из наиболее известных в мире. Первые же 1,5-тонные машины "Даймонд Т" с 1912 г. применялись в военных действиях в Мексике, а во время Первой мировой войны американская армия уже использовала автомобили этой марки грузоподъемностью 3–5 т, собиравшиеся на конвейере. В 1918 г. фирма изготовила также 638 стандартизованных армейских грузовиков "Либерти" (Liberty). Постепенно она превратилась в одного из наиболее авторитетных изготовителей тяжелых коммерческих грузовиков, специальных машин и военной автотехники. На переломе 20–30-х гг. для вооруженных сил США компания предлагала еще более обширную гамму машин с полезной нагрузкой от 1 до 10 т. В армии распространение получили 10-тонные грузовики 6x6 с 93-сильным мотором, всеми двускатными колесами и задними съемными гусеницами, которые применялись для установки счетверенных зенитных установок Т1 и перевозки инженерного оборудования. К концу 30-х гг. фирма "Даймонд Т" поставляла в армию США 60-сильные цельнометаллические пикапы модели "201" и достаточно совершенные бортовые машины серии "614/704" грузоподъемностью 2,5–3,0 т, которые использовали для установки кузовов общего назначения и специальных фургонов. Их оборудовали 6-цилиндровым двигателем "Геркулес" (Hercules) мощностью 85 л.с., 4- или 5-ступенчатыми коробками передач и гидроприводом тормозов с вакуумным усилителем.
Самый активный период создания армейской техники пришелся на годы Второй мировой войны, когда компания "Даймонд Т" вошла в число основных автомобильных изготовителей, получавших от государства крупные военные заказы. По результатам конкурса, организованного управлением Квартирмейстерского корпуса сухопутных сил США в конце 1939 г., специализацией "Даймонд Т" стало производство семейства полноприводных 3-осных грузовиков 4-тонного класса. В 1940 г. фирма начала выпуск своего первого автомобиля Т-967 (6x6) с цельнометаллическими 2-местной кабиной и бортовой платформой с тентом и откидными продольными сиденьями. На нем использовались 6-цилиндровый двигатель "Геркулес RXB" (8,2 л, 98 л.с.), сухое однодисковое сцепление "Лайп" (Lipe), 5-ступенчатая коробка "Кларк" (Clark) с ускоряющей передачей, 2-ступенчатая раздаточная "Висконсин" (Wisconsin), пневматический привод тормозов "БендиксВестингауз" (Bendix-Westinghouse), передний мост с отключаемым приводом и задняя ведущая тележка "Тимкен" (Timken) с двойными главными передачами. "Даймонд Т-967" получил статус основного стандартизованного 4-тонного грузовика армии США, но к началу 1941 г. их было собрано всего 366 экземпляров. Его сменил чуть облегченный и более мощный автомобиль Т-968, выпускавшийся в нескольких вариантах вплоть до окончания войны.
При сохранении колесной базы 3835 мм и большинства агрегатов он получил новый мотор "Геркулес RXC" (8,7 л, 118 л.с.) и переднюю лебедку "Гар Вуд" (Gar Wood) с тяговым усилием 6,8 тс, а внешне отличался отдельными решетками ограждения радиатора и обеих фар вместо одной общей на Т-967. В последующие годы грузовик выпускался в модернизированных исполнениях Т-968А/968В, причем с 1943 г. большинство машин снабжалось открытыми 3-местными кабинами с брезентовым верхом и откидным лобовым стеклом, а иногда — с турелью для 12,7-мм зенитного пулемета. Их вариантами были 3-кубовые самосвалы Т-972 с задней разгрузкой и цистерны-топливозаправщики, а ряд машин переоборудовали в седельные и балластные тягачи.
Наиболее известной продукцией компании "Даймонд Т" военного времени стали ремонтно-эвакуационные машины Т-969, созданные на шасси Т-968 и оборудованные выносными опорами и механическим краном W45 фирмы "Эрнест Холмс" (Ernest Holms) с двумя стрелами грузоподъемностью по 2,7 т, способными работать вместе или раздельно, поворачиваясь вокруг своего основания на угол 120°. Эвакуаторы имели массу 9850 кг, развивали скорость 60 км/ч и расходовали до 71,3 л бензина на 100 км. Их выпуск превысил половину от общего количества военных автомобилей "Даймонд Т" семейства "967/969" — 6420 единиц из 12748 машин разных типов. Развитием этой гаммы стали еще две модели. Для перевозки инженерного оборудования, понтонов и легких судов, установки различных фургонов, кранов и эвакуаторов использовалось шасси Т-970/ 970А с колесной базой 4369 мм, а в Канаду было поставлено 1533 усиленных длиннобазных шасси и бортовых автомобилей Т-975/975А (база — 5105 мм) с деревянными кузовами длиной около 8,3 м. Некоторые варианты не имели передней решетки ограждения и снабжались только одной фарой.
Особую группу в военной программе "Даймонд Т" составили 12-тонные балластные тягачи 6x6 для буксировки танковых прицепов и 155-мм орудий. Их оснащали мощными лебедками, установленными между кабиной и коробчатым стальным кузовом, в который для повышения тягово-сцепных качеств машины укладывали балласт — металлические болванки или камни. Базовый тягач Т-980 (стандартизованный военный индекс М20), оснащался верхнеклапанным 6-цилиндровым дизельным двигателем "Геркулес DXFE" (13,4 л, 185 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач и дополнительным 3-ступенчатым редуктором, закрытой или открытой кабиной. Модернизированный вариант Т-981 внешне отличался выводом троса лебедки вперед — через отверстие в бампере с направляющими роликами. Тягачи весили чуть более 12 т, развивали скорость 36 км/ч, имели запас хода до 1000 км и стали первыми серийными танковыми транспортерами. Автопоезд с 45-тонным 3-осным низкорамным прицепом М9 имел стандартизованное обозначение М19. До конца войны собрали 5871 тягач, а в целом в период Второй мировой войны компания изготовила около 50 тыс. армейских автомобилей, в том числе 31245 машин с колесной формулой 6x6.
Вторым направлением деятельности "Даймонд Т" стало производство стандартизованных 1,5-тонных полугусеничных бронетранспортеров. Их разработку начали в 1938–39 гг. совместно с компанией "Уайт" (White), а в сентябре 1940 г. был организован выпуск грузопассажирской модели М3 со 147-сильным мотором "Уайт", резинометаллическим движителем с четырьмя опорными катками и 10-местным бронекорпусом с открытым верхом и задней дверью. Через год в серию пошел вариант М3А1 с бронированным ограждением турели над 3-местной кабиной для зенитного пулемета. На их шасси в небольших объемах фирма изготовляла самоходные установки Т19, Т21, Т48 и Т54 с зенитными пулеметами и пушками калибра 40, 57, 81 и 105 мм. В марте 1943 г. фирма "Даймонд Т" включилась в работу по созданию 2,5-тонного полугусеничного бронетранспортера-тягача, создав собственный вариант Т16 с плоской наклонной передней панелью кузова, открытыми кабиной и корпусом для перевозки 12 солдат или установки вооружения. Он получил бензиновый мотор "Геркулес" (9,1 л, 174 л.с.), гидромеханическую коробку передач "Спайсер" (Spicer) со встроенным блокируемым дифференциалом, передний ведущий управляемый мост и усиленный гусеничный движитель с шестью опорными катками. Тягач имел боевую массу 13,6 т и развивал скорость 56 км/ч. Таких машин построили лишь два экземпляра.
В послевоенное время компания "Даймонд Т" возобновила поставку в вооруженные силы США доработанных коммерческих грузовиков, а свою основную военную продукцию изготовляла совместно с компанией "Интернэшнл" (International), с которой подписала кооперационное соглашение. Речь идет о новой гамме армейских 5-тонных грузовиков 6x6, известных впоследствии как семейство М54. Их оборудовали 6-цилиндровым верхнеклапанным бензиновым двигателем "Континентал" (Continental) модели R6602 (9,9 л, 190 л.с.), механической 5-ступенчатой коробкой передач "Спайсер" с 2-ступенчатой раздаточной, механизмом автоматического включения переднего моста, пневмоприводом тормозов, 12-вольтовым электрооборудованием, 3-местными кабинами с брезентовым верхом и 9-тонной лебедкой "Гар Вуд". Они получили характерную для всех американских стандартизованных грузовиков облицовку, а от машин 2,5-тонного класса отличались чуть сдвинутым вперед передним мостом. Максимальная скорость составляла 84 км/ч. Аналогичные машины собирала также фирма "Мак" (Mack), оснащавшая их собственными моторами. С марта 1951 г. компания "Даймонд Т" собирала преимущественно базовое шасси М39 и бортовой грузовик М41 с колесной базой 4550 мм и всеми односкатными колесами с шинами размером 14.00x00. В 1951–63 гг. параллельно с компанией "Интернэшнл" она изготовляла также шасси М40, М63 и М61 с задними двускатными колесами и базой 4550, 5460, 4240 мм соответственно. На их основе была создана обширная гамма различных военных автомобилей: бортовые грузовики М46, М54, М55 и М78, самосвал М51, седельный тягач М52, эвакуатор М62 с 10-тонным краном, многоцелевые фургоны М64 и М291, автоцистерна М268, перегружатель частей ракет М280 и др. Усиленное длиннобазное шасси М139 в разных исполнениях служило для мостоукладчиков М328 и установок М289 и М386 для запуска неуправляемых тактических ракет "Онест Джон" (Honest John).
Между тем финансовое положение фирмы "Даймонд Т" постоянно ухудшалось, и в 1958 г. ее приобрела компания "Уайт". Через два года она перевела все производство из Чикаго в Лэнсинг, на предприятие принадлежавшей ей фирмы РИО (REO), которая выпускала семейство стандартизованных 2,5-тонных грузовиков. В 1962– 63 гг. там началось изготовление второго 5-тонного поколения А2, оборудованного многотопливным двигателем "Континентал LDS-465-1/1A" (7,8 л, 210 л.с.) с турбонаддувом. При поддержке компании "Интернэшнл" фирма "Даймонд Т" взялась за изготовление шасси М40А2, М61А2 и М63А2, послуживших базой для грузовиков М54А2 и М55А2, самосвала М51А2 и седельного тягача М52А2. Развернуть их серийный выпуск так и не удалось: весной 1967 г. фирмы "Даймонд Т" и РИО были объединены в группу "Даймонд РИО", что привело к прекращению выпуска военных автомобилей. Сначала их производство перешло к фирме "Кайзер Джип" (Kaiser Jeep), а затем — к военной компании "АМ Дженерал" (AM General).
Грузовик "Даймонд Т" с зенитной установкой Т1, 6x6, 1930 г.
Даймонд Т-968, 6x6, 1941 г.
Даймонд Т М3, 1941 г.
Даймонд Т-972, 6x6, 1942 г.
Даймонд Т Т54, 1942 г.
Даймонд Т-969А, 6x6, 1943 г.
Даймонд Т-981 (М20), 6x6, 1943 г.
Даймонд Т Т16, 1943 г.
Даймонд Т М3А1, 1943 г.
Даймонд Т-975А, 6x6, 1944 г.
Даймонд Т-980 (М20), 6x6, 1944 г.
Даймонд Т-968В, 6x6, 1945 г.
Даймонд Т М41, 6x6, 1951 г.
Даймонд Т М54, 6x6, 1952 г.
Даймонд Т М62, 6x6, 1960 г.