DIAMOND T
777888999000222333111
 

1. Легковые автомобили Diamond T
Diamond T Model A (1907). Мощность - 40 л. с. Колесная базА - 114″
Diamond T Model B (1908). Мощность - 50 л. с. Колесная базА - 114″
Diamond T Model C (1909). Мощность - 50 л. с. Колесная базА - 114″
Diamond T Model D (1910). Мощность - 35 л. с. Колесная базА - 108″
Diamond T Model E (1910). Мощность - 45 л. с. Колесная базА - 124″
Diamond T Model F (1911). Мощность - 45 л. с. Колесная базА - 124"
ВСЕ модели, оснащались, четырехцилиндровыми бензиновыми двигателями.
Подробнее
1907 . 40 HP . R4 . 354,4 c.i. 6435 cm³ . 40 bhp 29,8 kW . 124 Zoll 3150 mm . Roadster . US$ 3250 . 114 Zoll (2896 mm) bei Kimes
1907 . 40 HP . R4 . 354,4 c.i. 5808 cm³ . 40 bhp 29,8 kW . 124 Zoll 3150 mm . Touring, 4/5 Sitze . US$ 3500 . 114 Zoll (2896 mm) bei Kimes
1907 . 40 HP . R4 . 354,4 c.i. 5808 cm³ . 40 bhp 29,8 kW . 124 Zoll 3150 mm . Chauffeur-Limousine . US$ 4250 . 114 Zoll (2896 mm) bei Kimes
1908 . 50 HP . R4 . 392,7 c.i. 6435 cm³ . 50 bhp 37,3 kW . 114 Zoll 2896 mm . Roadster . US$ 3500 .
1908 . 50 HP . R4 . 392,7 c.i. 6435 cm³ . 50 bhp 37,3 kW . 114 Zoll 2896 mm . Touring, 5 Sitze . US$ 4300 .
1908 . 50 HP . R4 . 392,7 c.i. 6435 cm³ . 50 bhp 37,3 kW . 114 Zoll 2896 mm . Chauffeur-Limousine . US$ 5200 . nur bei Dluhy
1909 . 40 HP . R4 . 354,4 c.i. 5808 cm³ . 40 bhp 29,8 kW . 124 Zoll 3150 mm . Touring, 5 Sitze . US$ 4300 . nur bei Dluhy
1909 . 45/50 HP . R4 . 354,4 c.i. 5808 cm³ . 45 bhp 33,6 kW . 124 Zoll 3150 mm . Roadster, 2 Sitze . US$ 2800 . nur bei Dluhy
1909 . 50 HP . R4 . 392,7 c.i. 6435 cm³ . 50 bhp 37,3 kW . 114 Zoll 2896 mm . Roadster, 3 Sitze . US$ 2750 . nur bei Kimes
1909 . 50 HP . R4 . 392,7 c.i. 6435 cm³ . 50 bhp 37,3 kW . 114 Zoll 2896 mm . Tourabout, 3 Sitze . US$ 3000 . nur bei Kimes
1909 . 50 HP . R4 . 392,7 c.i. 6435 cm³ . 50 bhp 37,3 kW . 114 Zoll 2896 mm . Touring, 7 Sitze . US$ 3250 . nur bei Kimes
1910 . D . R4 . 255,4 c.i. 4185 cm³ . 33 bhp 24,6 kW . 108 Zoll 2743 mm . Speedster, 2 Sitze . US$ 2250 . 30 bhp (22,4 kW) bei Kimes
1910 . D . R4 . 255,4 c.i. 4185 cm³ . 33 bhp 24,6 kW . 108 Zoll 2743 mm . Roadster, 3 Sitze . US$ 2250 . 30 bhp (22,4 kW) bei Kimes
1910 . D . R4 . 255,4 c.i. 4185 cm³ . 33 bhp 24,6 kW . 108 Zoll 2743 mm . Touring, 4 Sitze . US$ 2300 . 30 bhp (22,4 kW) bei Kimes
1910 . E . R4 . 392,7 c.i. 6435 cm³ . 45 bhp 33,6 kW . 124 Zoll 3150 mm . Roadster, 2 Sitze . US$ 2850 . 45/50 HP bei Dluhy ev. auch mit 114 Zoll
1910 . E . R4 . 392,7 c.i. 6435 cm³ . 45 bhp 33,6 kW . 124 Zoll 3150 mm . Touring, 5 Sitze . US$ 3000 . 45/50 HP bei Dluhy ev. auch mit 114 Zoll
1910 . E . R4 . 392,7 c.i. 6435 cm³ . 45 bhp 33,6 kW . 124 Zoll 3150 mm . Touring, 7 Sitze . US$ 3200 . 45/50 HP bei Dluhy ev. auch mit 114 Zoll
1911 . 45 HP . R4 . 392,7 c.i. 6435 cm³ . 45 bhp 33,6 kW . 124 Zoll 3150 mm . Fore-door Touring, 5 Sitze . US$ 3500 .
1911 . 45 HP . R4 . 392,7 c.i. 6435 cm³ . 45 bhp 33,6 kW . 124 Zoll 3150 mm . Chauffeur-Limousine, 7 Sitze . US$ 4200 .
1913 . F . R4 . 392,7 c.i. 6435 cm³ . 45 bhp 33,6 kW . 126 Zoll 3200 mm . Touring, 5 Sitze . US$ 3500 . nur bei Dluhy
курсивом выделены, модели, условно обозначенные

2. Грузовые автомобили Diamond T (гражданский сектор)

Легкие грузовые автомобили (до 1932 г.)
Diamond T 200 (4×2)
Diamond T 215 (4×2)
Diamond T 290 (4×2)
Diamond T 303 (4×2) - применялся, как тягач
Diamond T 506 (4×2)
Diamond T 551 (4×2)
Легкие грузовые автомобили (с 1932 г.)
Diamond T 11 (4×2)
Diamond T 80 (4×2)
Diamond T 90 (4×2)
Diamond T 201 (4×2)
Diamond T 211 (4×2)
Diamond T 212/212A (4×2) - применялся, как тягач
Diamond T 220 (4×2)
Diamond T 227 (4×2)
Diamond T 244 (4×2)
Diamond T 301 (4×2)
Diamond T 304 (4×2)
Diamond T 306 (4×2)
Средние грузовые автомобили (до 1932 г.)
Diamond T 504 (4×2)
Diamond T 602 (4×2) - применялся, как тягач
Diamond T 606 (4×2)
Diamond T 700 (4×2)
Diamond T 801 (6×4)
Средние грузовые автомобили (с 1932 г.)
Diamond T 404 (4×2)
Diamond T 405 (4×2)
Diamond T 406 (4×2)
Diamond T 420 (4×2)
Diamond T 430 (4×2)
Diamond T 509 (4×2) - применялся, как автобус
Diamond T 612 (4×2)
Diamond T 614 (4×2) - применялся, как автобус
Diamond T 622 (4×2)
Diamond T 630 (4×2)
Diamond T 631 (4×2)
Тяжелые грузовые автомобили (до 1932 г.)
Diamond T 1000 (4×2)
Diamond T 1200 (6×4)
Diamond T 1600 (6×4)
Diamond T 1601 (6×4)
Тяжелые грузовые автомобили (с 1932 г.)
Diamond T 689/689A (6×4)
Diamond T 690 (6×4)
Diamond T 901 (6×4)
Diamond T 910 (6×4)
Diamond T 921 (6×4)
Diamond T 922 (6×4)
Diamond T 923 (6×4)
Diamond T 931 (6×4)
Diamond T 950 (6×4)

3. Военные машины Diamond T
Liberty Standard B (к/ф - 4×2 / г/п - 3 тонны)
Diamond T 967 (6×6) - (1000 единиц)
Diamond T 968/968A/968B (6×6)
Diamond T 969/969A/969B (6×6)
Diamond T 970/970A (6×6)
Diamond T 972 (6×6)
Diamond T 975/975A (6×6)
Diamond T 980 (6×4) - Diamond T Tank Transporter M20
Diamond T 981 (6×4) - Diamond T Tank Transporter M20
M2 Halftrack (White M2)
M3 Halftrack (Diamond T T19)
Diamond T M54 (6×6) - M51 (Muldenkipper) / M52 (Sattelzugmaschine)

1) Liberty Truck (Class-B Standardized Military Truck)

Производители, данного военного грузового автомобиля:
Bethlehem Motor Truck Corporation of Allentown, PA - 675
Brockway Motor Company of Cortland, NY - 589
Diamond T Motor Car Company of Chicago, IL - 638
Garford Motor Truck Co. of Lima, OH - 978
Gramm-Bernstein Company of Lima, OH - 1000
Indiana Motor and Vehicle Co. of Indianapolis, IN - 475
Kelly-Springfield Motor Truck Company of Springfield, OH - 301
Packard of Detroit, MI - 5
Pierce-Arrow Motor Car Company of Buffalo, NY - 975
Republic Motor Truck Company of Alma, MI - 967
Selden Motor Vehicle Company of Rochester, NY - 1000
Service Motor truck Company of Wabash, IN - 337
Sterling Motor Truck Company of Milwaukee, WI - 479
United States Motor Truck Company of Covington, KY - 490
Velie Motors Corporation of Moline, IL - 455

Основные ТТХ Liberty Truck

Колесная формулА - 4X2.
Двигатель - 4-тактный рядный 4-цилиндровый бензиновый, рабочим объемом 6.96 L (6960 см3) С L-образной ГБЦ. Мощность - 52 л. с. (39 кВт). Силовой агрегат, производился, пятью предприятиями: Buda Engine Company (timing gear), Continental (cylinders, crank case), Hercules Engine Company (pistons), Waukesha Engine (timing gear, governor, cylinders), Wisconsin Motor Manufacturing Company (timing gear, oiling system).
Трансмиссия - 4-скоростная механическая КПП.
Расход топливА - 3.5-7 миль НА галлон, В зависимости ОТ дорожного покрытия, манеры вождения, погодных условий. Запас топливА - 22 галлонА.
Максимальная скорость - 15 миль/час (24 км/ч).
Габариты:
Колесная базА - 160.5 in (408 см).
ДЛИНА - 22 ft (671 см).
ШИРИНА - 7.4 ft (226 см).
ВЫСОТА - 6.25 ft (191 см) / 10.5 ft (320 см) С - bows . canvas.
Снаряженная массА - 10400 lb (4717 кг).

МОДИФИКАЦИИ Liberty Truck

Liberty Truck Series I
Battery, generator and distributor with electrical lighting system, in addition to the independent magneto ignition
Distributor and magneto systems with independent sparkplugs and wires (two per cylinder)
Ball and coil spring device to hold starter crank up in front
Primarily wooden spoke wheels vs. more robust steel wheels but Steel wheels were issued on 1st variant in later production (reference photo of Indiana manufacturing plant storage lot)
Single clamp hold-down radiator cap threaded in the center into the radiator
Electric side lights
Electric Guide lights up front on the frame horn members inside wheel area
Electric tail lamp
Electrical troubleshooting lamp plug in dash
Dual ignition switch on dash for battery and magneto ignition simultaneous operation.
Ammeter in dash switch cluster (lights/battery/mag, the gauge and a plug socket for a trouble light)
Single dash-mounted fuel tank which gravity fed the carburetor
Liberty Truck Series II
Magneto only (distributor, battery, generator and electrical light systems removed)
Pressed steel spring clip to hold starting crank, vs. ball under spring clamp
Carbide Gas illuminated spot/driving light in the center of the dashboard powered by 'Solar' brand gas generator
Oil wick illuminated side lights (possible transition from electric as they dropped the battery system)
Oil wick rear taillamp
Spring-mounted oil fill caps raised to vertical level for easier filling on suspension
Oil filler for engine moved to rear of block
Radiator uses flip-type cap with hinge to rear and lock bolts on the sides
Reserve fuel tank under passenger seat
Manual fuel transfer hand pump on extreme right of cab for transferring fuel from the underseat-mounted reserve tank to primary dash mounted tank (co-driver job)
А также, НА базе Class-B был создан, 3-осный грузовой автомобиль Class-C (опытный). Шасси Liberty Truck использовалось, ДЛЯ изготовления - автокраны, автоцистерны... и т.д.

M19 Tank Transporter (G159) - транспортер танков, состоящий ИЗ - M20 (седельный тягач), Diamond T Model 980 (наименование по Е. Д. Кочневу - Даймонд Т-980, Т-980); M9 (6-осный полуприцеп-платформА).

ДАЙМОНД Т

(DIAMOND Т)

Чикаго/Лэнсинг, США, 1912-1967

В 1905 г. Чарльз Артур Тилт (Charles Arthur Tilt) основал в Чикаго фирму «Даймонд», добавив к этому популярному названию первую букву своей фамилии. Так в Америке появилась компания «Даймонд Т», выпускавшая поначалу мощные и роскошные легковые автомобили, но потерпев неудачу, в 1911 г. Тилт переключился на изготовление грузовиков, сделавших его фирму одной из наиболее известных в мире. Первые же 1,5-тонные машины «Даймонд Т» с 1912 г. применялись в военных действиях в Мексике, а во время Первой мировой войны американская армия уже использовала автомобили этой марки грузоподъемностью 35 т, собиравшиеся на конвейере.

Грузовик «Даймонд Т» с зенитной установкой Т1, 6X4, 1930 г.

Даймонд Т-968, 6X6, 1941 г.

Даймонд Т-968В, 6X6, 1945 г.

В 1918 г. фирма изготовила также 638 стандартизованных армейских грузовиков «Либерти» (Liberty). Постепенно она превратилась в одного из наиболее авторитетных изготовителей тяжелых коммерческих грузовиков, специальных машин и военной автотехники. На переломе 20-30-х гг. для вооруженных сил США компания предлагала еще более обширную гамму машин с полезной нагрузкой от 1 до 10 т. В армии распространение получили 10-тонные грузовики 6x4 с 93-сильным мотором, всеми двускатными колесами и задними съемными гусеницами, которые применялись для установки счетверенных зенитных установок Т1 и перевозки инженерного оборудования. К концу 30-х гг. фирма «Даймонд Т» поставляла в армию США 60-сильные цельнометаллические пикапы модели «201» и достаточно совершенные бортовые машины серии «614/704» грузоподъемностью 2,5-3,0 т, которые использовали для установки кузовов общего назначения и специальных фургонов. Их оборудовали 6-цилиндровым двигателем «Геркулес» (Hercules) мощностью 85 л.с., 4- или 5-ступенчатыми коробками передач и гидроприводом тормозов с вакуумным усилителем.

Самый активный период создания армейской техники пришелся на годы Второй мировой войны, когда компания «Даймонд Т» вошла в число основных автомобильных изготовителей, получавших от государства крупные военные заказы. По результатам конкурса, организованного управлением Квартирмейстерского корпуса сухопутных сил США в конце 1939 г., специализацией «Даймонд Т» стало производство семейства полноприводных 3-осных грузовиков 4-тонного класса. В 1940 г. фирма начала выпуск своего первого автомобиля Т-967 (6х6) с цельнометаллическими 2-местной кабиной и бортовой платформой с тентом и откидными продольными сиденьями. На нем использовались 6-цилиндровый двигатель «Геркулес RXB» (8,2 л, 98 л.с.), сухое однодисковое сцепление «Лайп» (Lipe), 5-ступенчатая коробка «Кларк» (Clark) с ускоряющей передачей, 2-ступенчатая раздаточная «Висконсин» (Wisconsin), пневматический привод тормозов «Бендикс-Вестингауз» (Bendix-Westinghouse), передний мост с отключаемым приводом и задняя ведущая тележка «Тимкен» (Timken) с двойными главными передачами. «Даймонд Т-967» получил статус основного стандартизованного 4-тонного грузовика армии США, но к началу 1941 г. их было собрано всего 366 экземпляров. Его сменил чуть облегченный и более мощный автомобиль Т-968, выпускавшийся в нескольких вариантах вплоть до окончания войны. При сохранении колесной базы 3835 мм и большинства агрегатов он получил новый мотор «Геркулес RXC» (8,7 л, 118 л.с.) и переднюю лебедку «Гар Вуд» (Gar Wood) стяговым усилием 6,8 тс, а внешне отличался отдельными решетками ограждения радиатора и обеих фар вместо одной общей на Т-967. В последующие годы грузовик выпускался в модернизированных исполнениях Т-968А/968В, причем с 1943 г. большинство машин снабжалось открытыми 3-местными кабинами с брезентовым верхом и откидным лобовым стеклом, а иногда - с турелью для 12,7-мм зенитного пулемета. Их вариантами были 3-кубовые самосвалы Т-972 с задней разгрузкой и цистерны-топливозаправщики, а ряд машин переоборудовали в седельные и балластные тягачи.

Даймонд Т-972, 6X6, 1942 г.

Даймонд Т-975А, 6X6, 1944 г.

Даймонд Т-981 (М20), 6Х4, 1944 г.

Даймонд Т-969А, 6X6, 1943 г.

Наиболее известной продукцией компании «Даймонд Т» военного времени стали ремонтно-эвакуационные машины Т-969, созданные на шасси Т-968 и оборудованные выносными опорами и механическим краном W45 фирмы «Эрнест Холмс» (Ernest Holms) с двумя стрелами грузоподъемностью по 2,7 т, способными работать вместе или раздельно, поворачиваясь вокруг своего основания на угол 120°. Эвакуаторы имели массу 9850 кг, развивали скорость 60 км/ч и расходовали до 71,3 л бензина на 100 км. Их выпуск превысил половину от общего количества военных автомобилей «Даймонд Т» семейства «967/969» - 6420 единиц из 12748 машин разных типов. Развитием этой гаммы стали еще две модели. Для перевозки инженерного оборудования, понтонов и легких судов, установки различных фургонов, кранов и эвакуаторов использовалось шасси Т-970/970А с колесной базой 4369 мм, а в Канаду было поставлено 1533 усиленных длиннобазных шасси и бортовых автомобилей Т-975/975А (база - 5105 мм) с деревянными кузовами длиной около 8,3 м. Некоторые варианты не имели передней решетки ограждения и снабжались только одной фарой.

Особую группу в военной программе «Даймонд Т» составили 12-тонные балластные тягачи 6x4 для буксировки танковых прицепов и 155-мм орудий. Их оснащали мощными лебедками, установленными между кабиной и коробчатым стальным кузовом, в который для повышения тягово-сцепных качеств машины укладывали балласт - металлические болванки или камни. Базовый тягач Т-980 (стандартизованный военный индекс М20), оснащался верхнеклапанным 6-цилиндровым дизельным двигателем «Геркулес DXFE» (13,4 л, 185 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач и дополнительным 3-ступенчатым редуктором, закрытой или открытой кабиной. Модернизированный вариант Т-981 внешне отличался выводом троса лебедки вперед - через отверстие в бампере с направляющими роликами.

Даймонд Т-981 (М20), 6X4, 1943 г.

Даймонд Т М3, 1941 г.

Даймонд Т МЗА1, 1943 г.

Даймонд Т Т54, 1942 г.

Даймонд Т Т16, 1943 г.

Тягачи весили чуть более 12 т, развивали скорость 36 км/ч, имели запас хода до 1000 км и стали первыми серийными танковыми транспортерами. Автопоезд с 45-тонным 3-осным низкорамным прицепом М9 имел стандартизованное обозначение М19. До конца войны собрали 5871 тягач, а в целом в период Второй мировой войны компания изготовила около 50 тыс. армейских автомобилей, в том числе 31245 машин с колесной формулой 6x6.

Вторым направлением деятельности «Даймонд Т» стало производство стандартизованных 1,5-тонных полугусеничных бронетранспортеров. Их разработку начали в 1938-39 гг. совместно с компанией «Уайт» (White), а в сентябре 1940 г. был организован выпуск грузопассажирской модели M3 со 147-сильным мотором «Уайт», резинометаллическим движителем с четырьмя опорными катками и 10-местным бронекорпусом с открытым верхом и задней дверью. Через год в серию пошел вариант M3A1 с бронированным ограждением турели над 3-местной кабиной для зенитного пулемета. На их шасси в небольших объемах фирма изготовляла самоходные установки Т19, Т21, Т48 и Т54 с зенитными пулеметами и пушками калибра 40, 57, 81 и 105 мм. В марте 1943 г. фирма «Даймонд Т» включилась в работу по созданию 2,5-тонного полугусеничного бронетранспортера-тягача, создав собственный вариант Т16 с плоской наклонной передней панелью кузова, открытыми кабиной и корпусом для перевозки 12 солдат или установки вооружения. Он получил бензиновый мотор «Геркулес» (9,1 л, 174 л.с.), гидромеханическую коробку передач «Спайсер» (Spicer) со встроенным блокируемым дифференциалом, передний ведущий управляемый мост и усиленный гусеничный движитель с шестью опорными катками. Тягач имел боевую массу 13,6 т и развивал скорость 56 км/ч. Таких машин построили лишь два экземпляра.

В послевоенное время компания «Даймонд Т» возобновила поставку в вооруженные силы США доработанных коммерческих грузовиков, а свою основную военную продукцию изготовляла совместно с компанией «Интернэшнл» (International), с которой подписала кооперационное соглашение. Речь идет о новой гамме apмейских 5-тонных грузовиков 6x6, известных впоследствии как семейство М54. Их оборудовали 6-цилиндровым верхнеклапанным бензиновым двигателем «Континентал» (Continental) модели R6602 (9,9 л, 190 л.с.), механической 5-ступенчатой коробкой передач «Спайсер» с 2-ступенчатой раздаточной, механизмом автоматического включения переднего моста, пневмоприводом тормозов, 12-вольтовым электрооборудованием, 3-местными кабинами с брезентовым верхом и 9-тонной лебедкой «Гар Вуд». Они получили характерную для всех американских стандартизованных грузовиков облицовку, а от машин 2,5-тонного класса отличались чуть сдвинутым вперед передним мостом. Максимальная скорость составляла 84 км/ч. Аналогичные машины собирала также фирма «Мак» (Mack), оснащавшая их собственными моторами.

Даймонд Т М41, 6X6, 1951 г.

Даймонд Т М54, 6X6, 1952 г.

Даймонд Т М62, 6Х6, 1960 г.

С марта 1951 г. компания «Даймонд Т» собирала преимущественно базовое шасси М39 и бортовой грузовик М41 с колесной базой 4550 мм и всеми односкатными колесами с шинами размером 14.00x20. В 1951-63 гг. параллельно с компанией «Интернэшнл» она изготовляла также шасси М40, М63 и М61 с задними двускатными колесами и базой 4550, 5460, 4240 мм соответственно. На их основе была создана обширная гамма различных военных автомобилей: бортовые грузовики М46, М54, М55 и М78, самосвал М51, седельный тягач М52, эвакуатор М62 с 10-тонным краном, многоцелевые фургоны М64 и М291, автоцистерна М268, перегружатель частей ракет М280 и др. Усиленное длиннобазное шасси М139 в разных исполнениях служило для мостоукладчиков М328 и установок М289 и М386 для запуска неуправляемых тактических ракет «Онест Джон» (Honest John).

Между тем финансовое положение фирмы «Даймонд Т» постоянно ухудшалось, и в 1958 г. ее приобрела компания «Уайт». Через два года она перевела все производство из Чикаго в Лэнсинг, на предприятие принадлежавшей ей фирмы РИО (REO), которая выпускала семейство стандартизованных 2,5-тонных грузовиков. В 1962-63 гг. там началось изготовление второго 5-тонного поколения А2, оборудованного многотопливным двигателем «Континентал LDS-465-1/1A» (7,8 л, 210 л.с.) с турбонаддувом. При поддержке компании «Интернэшнл» фирма «Даймонд Т» взялась за изготовление шасси М40А2, М61А2 и М63А2, послуживших базой для грузовиков М54А2 и М55А2, самосвала М51А2 и седельного тягача М52А2. Развернуть их серийный выпуск так и не удалось: весной 1967 г. фирмы «Даймонд Т» и РИО были объединены в группу «Даймонд РИО», что привело к прекращению выпуска военных автомобилей. Сначала их производство перешло к фирме «Кайзер Джип» (Kaiser Jeep), а затем - к военной компании «АМ Дженерал» (AM General).

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

ДАЙМОНД Т
(DIAMOND T)
Чикаго/Лэнсинг
США
1912-1967
В 1905 г. Чарльз Артур Тилт (Charles Arthur Tilt) основал в Чикаго фирму "Даймонд", добавив к этому популярному названию первую букву своей фамилии. Так в Америке появилась компания "Даймонд Т", выпускавшая поначалу мощные и роскошные легковые автомобили, но потерпев неудачу, в 1911 г. Тилт переключился на изготовление грузовиков, сделавших его фирму одной из наиболее известных в мире. Первые же 1,5-тонные машины "Даймонд Т" с 1912 г. применялись в военных действиях в Мексике, а во время Первой мировой войны американская армия уже использовала автомобили этой марки грузоподъемностью 3-5 т, собиравшиеся на конвейере. В 1918 г. фирма изготовила также 638 стандартизованных армейских грузовиков "Либерти" (Liberty). Постепенно она превратилась в одного из наиболее авторитетных изготовителей тяжелых коммерческих грузовиков, специальных машин и военной автотехники. На переломе 20-30-х гг. для вооруженных сил США компания предлагала еще более обширную гамму машин с полезной нагрузкой от 1 до 10 т. В армии распространение получили 10-тонные грузовики 6x6 с 93-сильным мотором, всеми двускатными колесами и задними съемными гусеницами, которые применялись для установки счетверенных зенитных установок Т1 и перевозки инженерного оборудования. К концу 30-х гг. фирма "Даймонд Т" поставляла в армию США 60-сильные цельнометаллические пикапы модели "201" и достаточно совершенные бортовые машины серии "614/704" грузоподъемностью 2,5-3,0 т, которые использовали для установки кузовов общего назначения и специальных фургонов. Их оборудовали 6-цилиндровым двигателем "Геркулес" (Hercules) мощностью 85 л.с., 4- или 5-ступенчатыми коробками передач и гидроприводом тормозов с вакуумным усилителем.
Самый активный период создания армейской техники пришелся на годы Второй мировой войны, когда компания "Даймонд Т" вошла в число основных автомобильных изготовителей, получавших от государства крупные военные заказы. По результатам конкурса, организованного управлением Квартирмейстерского корпуса сухопутных сил США в конце 1939 г., специализацией "Даймонд Т" стало производство семейства полноприводных 3-осных грузовиков 4-тонного класса. В 1940 г. фирма начала выпуск своего первого автомобиля Т-967 (6x6) с цельнометаллическими 2-местной кабиной и бортовой платформой с тентом и откидными продольными сиденьями. На нем использовались 6-цилиндровый двигатель "Геркулес RXB" (8,2 л, 98 л.с.), сухое однодисковое сцепление "Лайп" (Lipe), 5-ступенчатая коробка "Кларк" (Clark) с ускоряющей передачей, 2-ступенчатая раздаточная "Висконсин" (Wisconsin), пневматический привод тормозов "Бендикс-Вестингауз" (Bendix-Westinghouse), передний мост с отключаемым приводом и задняя ведущая тележка "Тимкен" (Timken) с двойными главными передачами. "Даймонд Т-967" получил статус основного стандартизованного 4-тонного грузовика армии США, но к началу 1941 г. их было собрано всего 366 экземпляров. Его сменил чуть облегченный и более мощный автомобиль Т-968, выпускавшийся в нескольких вариантах вплоть до окончания войны. При сохранении колесной базы 3835 мм и большинства агрегатов он получил новый мотор "Геркулес RXC" (8,7 л, 118 л.с.) и переднюю лебедку "Гар Вуд" (Gar Wood) с тяговым усилием 6,8 тс, а внешне отличался отдельными решетками ограждения радиатора и обеих фар вместо одной общей на Т-967. В последующие годы грузовик выпускался в модернизированных исполнениях Т-968А/968В, причем с 1943 г. большинство машин снабжалось открытыми 3-местными кабинами с брезентовым верхом и откидным лобовым стеклом, а иногда - с турелью для 12,7-мм зенитного пулемета. Их вариантами были 3-кубовые самосвалы Т-972 с задней разгрузкой и цистерны-топливозаправщики, а ряд машин переоборудовали в седельные и балластные тягачи.
Наиболее известной продукцией компании "Даймонд Т" военного времени стали ремонтно-эвакуационные машины Т-969, созданные на шасси Т-968 и оборудованные выносными опорами и механическим краном W45 фирмы "Эрнест Холмс" (Ernest Holms) с двумя стрелами грузоподъемностью по 2,7 т, способными работать вместе или раздельно, поворачиваясь вокруг своего основания на угол 120°. Эвакуаторы имели массу 9850 кг, развивали скорость 60 км/ч и расходовали до 71,3 л бензина на 100 км. Их выпуск превысил половину от общего количества военных автомобилей "Даймонд Т" семейства "967/969" - 6420 единиц из 12748 машин разных типов. Развитием этой гаммы стали еще две модели. Для перевозки инженерного оборудования, понтонов и легких судов, установки различных фургонов, кранов и эвакуаторов использовалось шасси Т-970/970А с колесной базой 4369 мм, а в Канаду было поставлено 1533 усиленных длиннобазных шасси и бортовых автомобилей Т-975/975А (база - 5105 мм) с деревянными кузовами длиной около 8,3 м. Некоторые варианты не имели передней решетки ограждения и снабжались только одной фарой.
Особую группу в военной программе "Даймонд Т" составили 12-тонные балластные тягачи 6x6 для буксировки танковых прицепов и 155-мм орудий. Их оснащали мощными лебедками, установленными между кабиной и коробчатым стальным кузовом, в который для повышения тягово-сцепных качеств машины укладывали балласт - металлические болванки или камни. Базовый тягач Т-980 (стандартизованный военный индекс М20), оснащался верхнеклапанным 6-цилиндровым дизельным двигателем "Геркулес DXFE" (13,4 л, 185 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач и дополнительным 3-ступенчатым редуктором, закрытой или открытой кабиной. Модернизированный вариант Т-981 внешне отличался выводом троса лебедки вперед - через отверстие в бампере с направляющими роликами. Тягачи весили чуть более 12 т, развивали скорость 36 км/ч, имели запас хода до 1000 км и стали первыми серийными танковыми транспортерами. Автопоезд с 45-тонным 3-осным низкорамным прицепом М9 имел стандартизованное обозначение М19. До конца войны собрали 5871 тягач, а в целом в период Второй мировой войны компания изготовила около 50 тыс. армейских автомобилей, в том числе 31245 машин с колесной формулой 6x6.
Вторым направлением деятельности "Даймонд Т" стало производство стандартизованных 1,5-тонных полугусеничных бронетранспортеров. Их разработку начали в 1938-39 гг. совместно с компанией "Уайт" (White), а в сентябре 1940 г. был организован выпуск грузопассажирской модели М3 со 147-сильным мотором "Уайт", резинометаллическим движителем с четырьмя опорными катками и 10-местным бронекорпусом с открытым верхом и задней дверью. Через год в серию пошел вариант М3А1 с бронированным ограждением турели над 3-местной кабиной для зенитного пулемета. На их шасси в небольших объемах фирма изготовляла самоходные установки Т19, Т21, Т48 и Т54 с зенитными пулеметами и пушками калибра 40, 57, 81 и 105 мм. В марте 1943 г. фирма "Даймонд Т" включилась в работу по созданию 2,5-тонного полугусеничного бронетранспортера-тягача, создав собственный вариант Т16 с плоской наклонной передней панелью кузова, открытыми кабиной и корпусом для перевозки 12 солдат или установки вооружения. Он получил бензиновый мотор "Геркулес" (9,1 л, 174 л.с.), гидромеханическую коробку передач "Спайсер" (Spicer) со встроенным блокируемым дифференциалом, передний ведущий управляемый мост и усиленный гусеничный движитель с шестью опорными катками. Тягач имел боевую массу 13,6 т и развивал скорость 56 км/ч. Таких машин построили лишь два экземпляра.
В послевоенное время компания "Даймонд Т" возобновила поставку в вооруженные силы США доработанных коммерческих грузовиков, а свою основную военную продукцию изготовляла совместно с компанией "Интернэшнл" (International), с которой подписала кооперационное соглашение. Речь идет о новой гамме армейских 5-тонных грузовиков 6x6, известных впоследствии как семейство М54. Их оборудовали 6-цилиндровым верхнеклапанным бензиновым двигателем "Континентал" (Continental) модели R6602 (9,9 л, 190 л.с.), механической 5-ступенчатой коробкой передач "Спайсер" с 2-ступенчатой раздаточной, механизмом автоматического включения переднего моста, пневмоприводом тормозов, 12-вольтовым электрооборудованием, 3-местными кабинами с брезентовым верхом и 9-тонной лебедкой "Гар Вуд". Они получили характерную для всех американских стандартизованных грузовиков облицовку, а от машин 2,5-тонного класса отличались чуть сдвинутым вперед передним мостом. Максимальная скорость составляла 84 км/ч. Аналогичные машины собирала также фирма "Мак" (Mack), оснащавшая их собственными моторами. С марта 1951 г. компания "Даймонд Т" собирала преимущественно базовое шасси М39 и бортовой грузовик М41 с колесной базой 4550 мм и всеми односкатными колесами с шинами размером 14.00x20. В 1951-63 гг. параллельно с компанией "Интернэшнл" она изготовляла также шасси М40, М63 и М61 с задними двускатными колесами и базой 4550, 5460, 4240 мм соответственно. На их основе была создана обширная гамма различных военных автомобилей: бортовые грузовики М46, М54, М55 и М78, самосвал М51, седельный тягач М52, эвакуатор М62 с 10-тонным краном, многоцелевые фургоны М64 и М291, автоцистерна М268, перегружатель частей ракет М280 и др. Усиленное длиннобазное шасси М139 в разных исполнениях служило для мостоукладчиков М328 и установок М289 и М386 для запуска неуправляемых тактических ракет "Онест Джон" (Honest John).
Между тем финансовое положение фирмы "Даймонд Т" постоянно ухудшалось, и в 1958 г. ее приобрела компания "Уайт". Через два года она перевела все производство из Чикаго в Лэнсинг, на предприятие принадлежавшей ей фирмы РИО (REO), которая выпускала семейство стандартизованных 2,5-тонных грузовиков. В 1962-63 гг. там началось изготовление второго 5-тонного поколения А2, оборудованного многотопливным двигателем "Континентал LDS-465-1/1A" (7,8 л, 210 л.с.) с турбонаддувом. При поддержке компании "Интернэшнл" фирма "Даймонд Т" взялась за изготовление шасси М40А2, М61А2 и М63А2, послуживших базой для грузовиков М54А2 и М55А2, самосвала М51А2 и седельного тягача М52А2. Развернуть их серийный выпуск так и не удалось: весной 1967 г. фирмы "Даймонд Т" и РИО были объединены в группу "Даймонд РИО", что привело к прекращению выпуска военных автомобилей. Сначала их производство перешло к фирме "Кайзер Джип" (Kaiser Jeep), а затем - к военной компании "АМ Дженерал" (AM General).
Грузовик "Даймонд Т" с зенитной установкой Т1, 6x6, 1930 г.
Даймонд Т М3, 1941 г.
Даймонд Т-968, 6x6, 1941 г.
Даймонд Т Т54, 1942 г.
Даймонд Т-972, 6x6, 1942 г.
Даймонд Т М3А1, 1943 г.
Даймонд Т Т16, 1943 г.
Даймонд Т-969А, 6x6, 1943 г.
Даймонд Т-981 (М20), 6x6, 1943 г.
Даймонд Т-975А, 6x6, 1944 г.
Даймонд Т-980 (М20), 6x6, 1944 г.
Даймонд Т-968В, 6x6, 1945 г.
Даймонд Т М41, 6x6, 1951 г.
Даймонд Т М54, 6x6, 1952 г.
Даймонд Т М62, 6x6, 1960 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с