DODGE
444333222111555777888
 

ДОДЖ

(DODGE)

Детройт/Уоррен, США, 1915-

В годы Второй мировой войны компания «Додж», известная к тому времени прежде всего своими легковыми машинами, неожиданно превратилась в крупнейшего в мире изготовителя легких и средних многоцелевых полноприводных автомобилей, поставлявшихся в вооруженные силы США и страны антигитлеровской коалиции по ленд-лизу. Под названием «Братья Додж» (Dodge Brothers) она была основана в 1914 г. в Детройте и вскоре стала одним из ведущих изготовителей простых и надежных легковых автомобилей, оснащенных электростартером и электрическими фарами. В качестве штабных, санитарных машин и полевых мастерских они использовались в армии США во время Первой мировой войны.

Додж 30/35НР, 1915 г.

Додж КС, 1934 г.

Додж VK62B, 1939 г

Додж Т202 VC1, 4X4, 1939 г.

Додж Т207/Т215 WC1/WC40, 4X4, 1941/43 гг.

Додж Т215 WC24, 4X4, 1943 г.

Додж Т207/Т215 WC10/WC26 «Кэрриолл», 4X4, 1942/43 гг.

Появлению грузовиков в программе «Доджа» способствовало присоединение в 1925 г. небольшой фирмы «Грэхем» (Graham), а включение компании «Додж» через два года в состав концерна «Крайслер» (Chrysler) позволило расширить гамму выпускаемой продукции и стабилизировать финансовое положение. К этому времени относится создание открытых штабных машин на легковых шасси, новой гаммы 3/4-тонных грузовиков с мотором мощностью 30 л.с. и грузопассажирских автомобилей с колесной формулой 6x4. В 30-е гг. «Додж» уже поставлял в вооруженные силы несколько штабных легковых автомобилей и капотных грузовиков с полезной нагрузкой от 500 кг до 3 т с рядными 6-цилиндровыми моторами (70-110 л.с.), отличавшихся от серийных лишь цельнометаллическими кузовами с тентом и решеткой перед радиатором.

Создание в середине 30-х гг. полноприводных 2-осных грузовиков дало толчок развитию новой военной автотехники. Первые из них, военные пикапы Т5А и 1,5-тонные модели Т9-К45 и LG45, были построены в 1934-36 гг. в кооперации с компаниями «Мармон-Херрингтон» (Магmon-Herrington) и «Тимкен» (Timken), однако уже через три года новый 1,5-тонный вариант ТЕ30 (4x4) получил все агрегаты собственного изготовления. В 1939-42 гг. в армии использовали также доработанные гражданские легковые автомобили и 3-тонные капотные грузовики VH48, VK62B (4x2) и WK60 (6x4) с 6-цилиндровыми моторами мощностью 90-100 л.с. и 5-ступенчатыми коробками передач.

Между тем славу «Доджу» принесли семейства легких военных автомобилей, разработанные собственными силами и оснащенные шарнирами равных угловых скоростей «Бендикс-Вейсс» (Bendix-Weiss). С началом Второй мировой войны фирма начала серийный выпуск первой 1/2-тонной военной серии Т202 (4х4) полной массой до 2,4 т с колесной базой 2945 мм. Она базировалась на шасси серийных 1-тонных пикапов и унаследовала от них специфические для коммерческих машин того времени внешние обтекаемые формы с округлым капотом и «надутыми» крыльями. Как и все последующие серии, они получили маркировку по модели 6-цилиндрового двигателя Т202 (3,3 л, 79 л.с.) и комплектовались 4-ступенчатой коробкой передач и одноступенчатой раздаточной, отключаемым приводом переднего моста, гидроприводом тормозов, неразрезными мостами «Додж» на полуэллиптических рессорах, 6-вольтовым электрооборудованием и всеми односкатными колесами с шинами размером 7.50-16. Их максимальная скорость составляла 80 км/ч.

Додж Т214 WC52, 4X4, 1942/45 гг.

Додж Т214 WC51, 4X4, 1942/45 гг.

Додж Т214 WC56, 4X4, 1942/45 гг.

Додж Т214 WC58, 4X4, 1943/45 гг.

Штабной «Додж Т214 WC57» генерала Паттона, 1945 г.

Эта серия заложила основу всего будущего ряда военных автомобилей «Додж» разного назначения, оборудованных соответствующими открытыми или закрытыми кузовами. Гамму Т202 составляли 5-местные штабные и разведывательные машины VC1 с цельнометаллическим кузовом фирмы «Бадд» (Budd) без дверей с укрепленным сбоку запасным колесом и аналогичные им VC2 с радиостанцией за задним сиденьем, пикапы VC3, VC4 и VC5 с открытыми или закрытыми 2-местными кабинами и цельнометаллической платформой для легкого вооружения, а также грузопассажирский VC6 «Кэрриолл» (Carryall) с закрытым цельнометаллическим остекленным 3-дверным кузовом. В 1939-40 гг. машин серии Т202 собрали 4640 единиц.

В 1940 г., выиграв конкурс военного ведомства, на основе своего семейства Т202 компания «Додж» приступила к выпуску гаммы Т207 с типичными армейскими очертаниями, решетчатой облицовкой радиатора, крыльями плоской формы, двигателем Т207 (3,6 л, 85 л.с.) и передней 2,3-тонной лебедкой. Прежний ряд исполнений был существенно расширен и включал базовый пикап WC1 с цельнометаллической кабиной, штабной WC6 с тентом и его варианты с лебедкой WC7 и радиостанцией WC8, открытое шасси с откидным лобовым стеклом WC3 для установки вооружения, в том числе 37-мм пушки Т36 (с лебедкой - WC4), грузопассажирский WC10 «Кэрриолл» и аналогичный ему фургон WC11, а также санитарный WC9 с удлиненной до 3125 мм базой, закрытым кузовом и задними двускатными колесами. В 1941-42 гг. выпускалась усиленная гамма Т211 с модернизированным 85-сильным мотором Т211, параллельно с которой изготовлялась серия Т215 с новым силовым агрегатом Т215 (3,8 л, 92 л.с.), внешне неотличавшиеся друг от друга. Многочисленный шлейф их исполнений был аналогичен гамме Т207, но в серии Т211 они носили обозначения от WC12 до WC20, а в серии Т215 - от WC21 до WC43. Дополнительно к прежним вариантам в первой гамме появилась мастерская WC20 на длиннобазном шасси, а во второй - машина службы телефонной связи WC43. До 1944 г. в общей сложности было выпущено 78229 машин 1/2-тонного ряда.

Додж Т214 WC54, 4X4, 1944/45 гг.

Додж Т214 WC64, 4X4, 1945 гг.

Додж Т214 WC53 «Кэрриолл», 4X4, 1943/45 гг.

Додж Т214 WC60, 4X4, 1944/45 гг.

Додж Т225, 4X4, 1942 г.

Самую большую известность приобрели 3/4-тонные автомобили «Додж» серии Т214 (4x4), имевшие в США прозвище «Бип» (Веер) - Big Jeep («Большой джип»), а в Красной армии известные как «Додж три четверти». Прототип этой машины был готов в конце 1941 г., а производство базовых многоцелевых вариантов WC51 с открытым 10-местным цельнометаллическим кузовом с тентом и WC52 с лебедкой развернулось в начале 1942 г. Они имели колесную базу 2490 мм, сухую массу 2577 и 2700 кг соответственно, оснащались 92-сильным мотором Т214, фактически аналогичным модели Т215, а по общей конструкции не отличались от 1/2-тонного семейства. Исключение составляли широкопрофильные шины размером 9.00-16 и 12-вольтовое электрооборудование на последних выпусках. Базовые машины стали основой 5-местных штабных и разведывательных вариантов WC56, WC57 с лебедкой и WC58 с радиостанцией и открытыми кузовами «Бадд», шасси WC55 для спаренных зенитных пулеметов, 37-мм зенитной пушки и установки Т62 для запуска противотанковых реактивных снарядов. На шасси с удлиненной до 2896 мм базой предлагали 7-местные грузопассажирские машины WC53 «Кэрриолл», а длиннобазное шасси (3073 мм) служило для ремонтных мастерских WC59, WC60 и WC61 с разными надстройками и санитарных машин WC54 с цельнометаллическим кузовом на 7 сидячих раненых. В 1945 г. выпускали также варианты WC64 со съемным авиатранспортабельным деревометаллическим кузовом и WC54M (S7MA) с высоким цельнометаллическим фирмы «Бойертаун» (Boyertown) со складной боковой дверью. Автомобили серии Т214 имели габаритную длину 4215-4940 мм, дорожный просвет 270 мм, сухую массу - 2430-3120 кг, развивали скорость 87 км/ч и расходовали в среднем 13 л бензина на 100 км. В 1943-44 гг. на шасси WC52 построили опытные образцы компактных низкопрофильных вариантов Т225 и Т226 с колесной базой 2490 и 2540 мм соответственно. На модели Т225 с 4,6-литровым мотором «Шевроле» V8 десять человек располагались на двух передних 4-местных поперечных сиденьях и на одном заднем 2-местном. На Т226 место водителя было сдвинуто вперед на 300 мм и установлено рядом с двигателем. Спиной к нему располагался один пассажир, сбоку которого крепилось запасное колесо. Это позволило существенно уменьшить высоту машины, но полезную длину 6-местной грузовой платформы удалось увеличить всего на 125 мм. До конца войны 2-осных автомобилей серии WC было собрано 255193 экземпляра, часть из них поставили в СССР по ленд-лизу.

Развитием гаммы Т214 стала серия 1,5-тонных многоцелевых армейских автомобилей Т223 (6x6), отличавшихся лишь установкой 2-ступенчатой раздаточной коробки, колесной базой 3700 мм, увеличенной до 5,7 м габаритной длиной и собственной массой, возросшей до 3430 кг.

Додж Т223 WC63, 6X6, 1943/45 гг.

Додж Т223 С62, 6X6, 1942/45 гг.

Самоходная установка М33 на шасси «Додж Т223 С63», 1944 г.

Бронеавтомобиль на шасси «Додж Т223 WC62», 6X6, 1942 г.

Додж Т203 (VF405), 4X4, 1940 г.

В нее входили только два варианта с открытыми цельнометаллическими кузовами - базовый WC62 и WC63 с лебедкой. На них устанавливали цистерны-топливозаправщики, эвакуационное оборудование и различное вооружение, включая зенитную установку М33 и систему залпового огня Т75, а в 1942 г. был изготовлен образец бронеавтомобиля, весившего 3,8 т. В 1943-45 гг. машин серии Т223 собрали 43224 экземпляра. Своеобразным исключением из сложившейся военной программы «Доджа» был 1,5-тонный капотный грузовик Т203 (VF405) 4x4 с двигателем Т209 (3,95 л, 85 л.с.), 8-ступенчатой трансмиссией и вакуумным усилителем в гидроприводе тормозов, изготовленный в 1940-42 гг. в количестве 6,5 тыс. экземпляров. Последним армейским грузовиком «Додж» периода Второй мировой войны стал 3-тонный Т234 (4x2) с 5,4-литровым двигателем мощностью 91 л.с., поставлявшийся в 1944-46 гг. в Австралию и Китай. В общей сложности во время войны компания «Додж» выпустила 437892 различных автомобиля. Их собирали также в Канаде и Австралии, а при государственных поставках в ряд стран они носили марку «Фарго» (Fargo).

По окончании войны компания «Додж», как и известная фирма «Виллис» (Willys), прочно привязанная к выпуску полноприводных армейских машин, долгое время занималась их модернизацией. В августе 1945 г. она построила опытный образец Т233 с удлиненной базой и двумя рядами сидений, а затем вариант Т47 с задними продольными сиденьями, отличавшиеся внешне от серии WC51/52 только тем, что напоминали увеличенные в размерах джипы «Виллис-МВ». Созданные впоследствии перспективные армейские автомобили с двигателями воздушного охлаждения носили марку «Крайслер», а фирма «Додж» продолжала заниматься совершенствованием своих машин военного времени.

Додж Т245 (М37), 4X4, 1950 г.

Додж Т245А (М37В1), 4X4, 1957 г.

Додж WM300 Пауэр Вэгон (М615), 4X4, 1967 г.

Додж М886, 4X4, 1975 г.

Долгая и кропотливая работа принесла результат: в 1949 г. начался выпуск обновленного 3/4-тонного семейства Т245 (4x4) с известным стандартизованным индексом М37. Внешне базовый пикап М37 отличался от модели WC51 измененными формами оперения, капота, бампера и 3-местной кабины с тентом. Он имел колесную базу 2845 мм, но оснащался прежним 3,8-литровым двигателем с новым индексом Т245, развивавшим мощность 78-81 л.с., зато получил 2-ступенчатую раздаточную коробку, 24-вольтовое электрооборудование и новую лебедку с тяговым усилием 3,4 тс. В 1957-70 гг. фирма предлагала вариант Т245А (М37В1) с модернизированными трансмиссией и водяным насосом системы охлаждения. Основой нового семейства были шасси с кабиной М56, М56В1 и М56С с усиленной задней подвеской, послужившие также базой открытого штабного варианта М42, санитарных машин М43 и М43В1 с алюминиевым кузовом, 1,75-тонного грузовика М53, передвижной мастерской М201, пожарных и эвакуационных машин. Среди опытных разработок были автомобили ХМ195 и М37Е2 со 106-сильным мотором и 1,75-тонный самосвал ХМ708. В целом машин этой серии сделали 130 тыс. единиц. Выпускавшийся с 1946 г. цельнометаллический 1-тонный пикап «Пауэр Вэгон» (Power Wagon) с колесной базой 3200 мм - гражданский вариант военной серии WC51/52 - также широко использовался в армии США, в странах Азии и Африки, особенно его последняя версия WM300. В 1959-68 гг. на таком шасси со 125-сильным мотором фирма собирала армейский пикап М601 и санитарный автомобиль М615.

В конце 60-х гг. на смену этим давно устаревшим машинам пришла более совершенная 1,25-тонная тактическая гамма М715 компании «Кайзер Джип» (Kaiser Jeep). В свою очередь, фирма «Додж» вместе с тремя другими американскими компаниями в начале 70-х гг. приняла участие в конкурсе на создание принципиально нового семейства вспомогательных 1,25-тонных армейских автомобилей. В марте 1975 г. был подписан крупный контракт на поставку таких машин. Их производство началось в мае, и до конца 1978 г. было построено около 44 тыс. автомобилей. Базовыми являлись пикапы М880 (4x4) и М890 (4x2), выполненные на коммерческих шасси W200 и D200 соответственно, оснащенных верхнеклапанным бензиновым двигателем «Крайслер» V8 мощностью 150 л.с., автоматической 3-ступенчатой коробкой передач «ЛоудФлайт» (LoadFlite) и 2-ступенчатой раздаточной «Нью Просесс» (New Process), рессорной подвеской и передними дисковыми тормозами. В семейство, известное как М880, входили также санитарные машины М886/М893, полноприводные шасси М883/М885 для перевозки легких контейнеров и мастерские М887/М888 для прокладки и ремонта сетей связи.

В начале 80-х гг. очередной контракт на автомобили такого класса выиграл концерн «Дженерал Моторс» (General Motors), практически полностью вытеснивший компанию «Крайслер» и ее подразделение «Додж» из военного сектора. К настоящему времени в вооруженных силах разных стран мира служат в основном доработанные коммерческие автомобили «Додж», основная доля которых приходится на вседорожники и легкие грузовики серии «Рэм» (Ram). Наиболее интересным среди них является армейский пикап «Рэм-2500HEV» (4x4) с гибридным приводом от 5,9-литрового дизеля и электромоторов, получающих энергию от генератора или аккумуляторных батарей и обеспечивающих машине возможность практически бесшумного передвижения в боевых условиях.

Додж Рэм-2500HEV (США), 4X4, 2004 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

ДОДЖ
(DODGE)
Детройт/Уоррен
США
1915-
В годы Второй мировой войны компания "Додж", известная к тому времени прежде всего своими легковыми машинами, неожиданно превратилась в крупнейшего в мире изготовителя легких и средних многоцелевых полноприводных автомобилей, поставлявшихся в вооруженные силы США и страны антигитлеровской коалиции по ленд-лизу. Под названием "Братья Додж" (Dodge Brothers) она была основана в 1914 г. в Детройте и вскоре стала одним из ведущих изготовителей простых и надежных легковых автомобилей, оснащенных электростартером и электрическими фарами. В качестве штабных, санитарных машин и полевых мастерских они использовались в армии США во время Первой мировой войны.
Появлению грузовиков в программе "Доджа" способствовало присоединение в 1925 г. небольшой фирмы "Грэхем" (Graham), а включение компании "Додж" через два года в состав концерна "Крайслер" (Chrysler) позволило расширить гамму выпускаемой продукции и стабилизировать финансовое положение. К этому времени относится создание открытых штабных машин на легковых шасси, новой гаммы 3/4-тонных грузовиков с мотором мощностью 30 л.с. и грузопассажирских автомобилей с колесной формулой 6x6. В 30-е гг. "Додж" уже поставлял в вооруженные силы несколько штабных легковых автомобилей и капотных грузовиков с полезной нагрузкой от 500 кг до 3 т с рядными 6-цилиндровыми моторами (70-110 л.с.), отличавшихся от серийных лишь цельнометаллическими кузовами с тентом и решеткой перед радиатором.
Создание в середине 30-х гг. полноприводных 2-осных грузовиков дало толчок развитию новой военной автотехники. Первые из них, военные пикапы Т5А и 1,5-тонные модели Т9-К45 и LG45, были построены в 1934-36 гг. в кооперации с компаниями "Мармон-Херрингтон" (Marmon-Herrington) и "Тимкен" (Timken), однако уже через три года новый 1,5-тонный вариант ТЕ30 (4x4) получил все агрегаты собственного изготовления. В 1939-42 гг. в армии использовали также доработанные гражданские легковые автомобили и 3-тонные капотные грузовики VH48, VK62B (4x4) и WK60 (6x6) с 6-цилиндровыми моторами мощностью 90-100 л.с. и 5-ступенчатыми коробками передач.
Между тем славу "Доджу" принесли семейства легких военных автомобилей, разработанные собственными силами и оснащенные шарнирами равных угловых скоростей "Бендикс-Вейсс" (Bendix-Weiss). С началом Второй мировой войны фирма начала серийный выпуск первой 1/2-тонной военной серии Т202 (4x4) полной массой до 2,4 т с колесной базой 2945 мм. Она базировалась на шасси серийных 1-тонных пикапов и унаследовала от них специфические для коммерческих машин того времени внешние обтекаемые формы с округлым капотом и "надутыми" крыльями. Как и все последующие серии, они получили маркировку по модели 6-цилиндрового двигателя Т202 (3,3 л, 79 л.с.) и комплектовались 4-ступенчатой коробкой передач и одноступенчатой раздаточной, отключаемым приводом переднего моста, гидроприводом тормозов, неразрезными мостами "Додж" на полуэллиптических рессорах, 6-вольтовым электрооборудованием и всеми односкатными колесами с шинами размером 7.50-16. Их максимальная скорость составляла 80 км/ч. Эта серия заложила основу всего будущего ряда военных автомобилей "Додж" разного назначения, оборудованных соответствующими открытыми или закрытыми кузовами. Гамму Т202 составляли 5-местные штабные и разведывательные машины VC1 с цельнометаллическим кузовом фирмы "Бадд" (Budd) без дверей с укрепленным сбоку запасным колесом и аналогичные им VC2 с радиостанцией за задним сиденьем, пикапы VC3, VC4 и VC5 с открытыми или закрытыми 2-местными кабинами и цельнометаллической платформой для легкого вооружения, а также грузопассажирский VC6 "Кэрриолл" (Carryall) с закрытым цельнометаллическим остекленным 3-дверным кузовом. В 1939-40 гг. машин серии Т202 собрали 4640 единиц.
В 1940 г., выиграв конкурс военного ведомства, на основе своего семейства Т202 компания "Додж" приступила к выпуску гаммы Т207 с типичными армейскими очертаниями, решетчатой облицовкой радиатора, крыльями плоской формы, двигателем Т207 (3,6 л, 85 л.с.) и передней 2,3-тонной лебедкой. Прежний ряд исполнений был существенно расширен и включал базовый пикап WC1 с цельнометаллической кабиной, штабной WC6 с тентом и его варианты c лебедкой WC7 и радиостанцией WC8, открытое шасси с откидным лобовым стеклом WC3 для установки вооружения, в том числе 37-мм пушки Т36 (с лебедкой - WC4), грузопассажирский WC10 "Кэрриолл" и аналогичный ему фургон WC11, а также санитарный WC9 с удлиненной до 3125 мм базой, закрытым кузовом и задними двускатными колесами. В 1941-42 гг. выпускалась усиленная гамма Т211 с модернизированным 85-сильным мотором Т211, параллельно с которой изготовлялась серия Т215 с новым силовым агрегатом Т215 (3,8 л, 92 л.с.), внешне не отличавшиеся друг от друга. Многочисленный шлейф их исполнений был аналогичен гамме Т207, но в серии Т211 они носили обозначения от WC12 до WC20, а в серии Т215 - от WC21 до WC43. Дополнительно к прежним вариантам в первой гамме появилась мастерская WC20 на длиннобазном шасси, а во второй - машина службы телефонной связи WC43. До 1944 г. в общей сложности было выпущено 78229 машин 1/2-тонного ряда.
Самую большую известность приобрели 3/4-тонные автомобили "Додж" серии Т214 (4x4), имевшие в США прозвище "Бип" (Beep) - Big Jeep ("Большой джип"), а в Красной армии известные как "Додж три четверти". Прототип этой машины был готов в конце 1941 г., а производство базовых многоцелевых вариантов WC51 с открытым 10-местным цельнометаллическим кузовом с тентом и WC52 с лебедкой развернулось в начале 1942 г. Они имели колесную базу 2490 мм, сухую массу 2577 и 2700 кг соответственно, оснащались 92-сильным мотором Т214, фактически аналогичным модели Т215, а по общей конструкции не отличались от 1/2-тонного семейства. Исключение составляли широкопрофильные шины размером 9.00-16 и 12-вольтовое электрооборудование на последних выпусках. Базовые машины стали основой 5-местных штабных и разведывательных вариантов WC56, WC57 с лебедкой и WC58 с радиостанцией и открытыми кузовами "Бадд", шасси WC55 для спаренных зенитных пулеметов, 37-мм зенитной пушки и установки Т62 для запуска противотанковых реактивных снарядов. На шасси с удлиненной до 2896 мм базой предлагали 7-местные грузопассажирские машины WC53 "Кэрриолл", а длиннобазное шасси (3073 мм) служило для ремонтных мастерских WC59, WC60 и WC61 с разными надстройками и санитарных машин WC54 с цельнометаллическим кузовом на 7 сидячих раненых. В 1945 г. выпускали также варианты WC64 со съемным авиатранспортабельным деревометаллическим кузовом и WC54M (S7MA) с высоким цельнометаллическим фирмы "Бойертаун" (Boyertown) со сдвижной боковой дверью. Автомобили серии Т214 имели габаритную длину 4215-4940 мм, дорожный просвет 270 мм, сухую массу - 2430-3120 кг, развивали скорость 87 км/ч и расходовали в среднем 13 л бензина на 100 км. В 1943-44 гг. на шасси WC52 построили опытные образцы компактных низкопрофильных вариантов Т225 и Т226 с колесной базой 2490 и 2540 мм соответственно. На модели Т225 с 4,6-литровым мотором "Шевроле" V8 десять человек располагались на двух передних 4-местных поперечных сиденьях и на одном заднем 2-местном. На Т226 место водителя было сдвинуто вперед на 300 мм и установлено рядом с двигателем. Спиной к нему располагался один пассажир, сбоку которого крепилось запасное колесо. Это позволило существенно уменьшить высоту машины, но полезную длину 6-местной грузовой платформы удалось увеличить всего на 125 мм. До конца войны 2-осных автомобилей серии WC было собрано 255193 экземпляра, часть из них поставили в СССР по ленд-лизу.
Развитием гаммы Т214 стала серия 1,5-тонных многоцелевых армейских автомобилей Т223 (6x6), отличавшихся лишь установкой 2-ступенчатой раздаточной коробки, колесной базой 3700 мм, увеличенной до 5,7 м габаритной длиной и собственной массой, возросшей до 3430 кг. В нее входили только два варианта с открытыми цельнометаллическими кузовами - базовый WC62 и WC63 с лебедкой. На них устанавливали цистерны-топливозаправщики, эвакуационное оборудование и различное вооружение, включая зенитную установку М33 и систему залпового огня Т75, а в 1942 г. был изготовлен образец бронеавтомобиля, весившего 3,8 т. В 1943-45 гг. машин серии Т223 собрали 43224 экземпляра. Своеобразным исключением из сложившейся военной программы "Доджа" был 1,5-тонный капотный грузовик Т203 (VF405) 4x4 с двигателем Т209 (3,95 л, 85 л.с.), 8-ступенчатой трансмиссией и вакуумным усилителем в гидроприводе тормозов, изготовленный в 1940-42 гг. в количестве 6,5 тыс. экземпляров. Последним армейским грузовиком "Додж" периода Второй мировой войны стал 3-тонный Т234 (4x4) с 5,4-литровым двигателем мощностью 91 л.с., поставлявшийся в 1944-46 гг. в Австралию и Китай. В общей сложности во время войны компания "Додж" выпустила 437892 различных автомобиля. Их собирали также в Канаде и Австралии, а при государственных поставках в ряд стран они носили марку "Фарго" (Fargo).
По окончании войны компания "Додж", как и известная фирма "Виллис" (Willys), прочно привязанная к выпуску полноприводных армейских машин, долгое время занималась их модернизацией. В августе 1945 г. она построила опытный образец Т233 с удлиненной базой и двумя рядами сидений, а затем вариант Т47 с задними продольными сиденьями, отличавшиеся внешне от серии WC51/52 только тем, что напоминали увеличенные в размерах джипы "Виллис-МВ". Созданные впоследствии перспективные армейские автомобили с двигателями воздушного охлаждения носили марку "Крайслер", а фирма "Додж" продолжала заниматься совершенствованием своих машин военного времени. Долгая и кропотливая работа принесла результат: в 1949 г. начался выпуск обновленного 3/4-тонного семейства Т245 (4x4) с известным стандартизованным индексом М37. Внешне базовый пикап М37 отличался от модели WC51 измененными формами оперения, капота, бампера и 3-местной кабины с тентом. Он имел колесную базу 2845 мм, но оснащался прежним 3,8-литровым двигателем с новым индексом Т245, развивавшим мощность 78-81 л.с., зато получил 2-ступенчатую раздаточную коробку, 24-вольтовое электрооборудование и новую лебедку с тяговым усилием 3,4 тс. В 1957-70 гг. фирма предлагала вариант Т245А (М37В1) с модернизированными трансмиссией и водяным насосом системы охлаждения. Основой нового семейства были шасси с кабиной М56, М56В1 и М56С с усиленной задней подвеской, послужившие также базой открытого штабного варианта М42, санитарных машин М43 и М43В1 с алюминиевым кузовом, 1,75-тонного грузовика М53, передвижной мастерской М201, пожарных и эвакуационных машин. Среди опытных разработок были автомобили ХМ195 и М37Е2 со 106-сильным мотором и 1,75-тонный самосвал ХМ708. В целом машин этой серии сделали 130 тыс. единиц. Выпускавшийся с 1946 г. цельнометаллический 1-тонный пикап "Пауэр Вэгон" (Power Wagon) с колесной базой 3200 мм - гражданский вариант военной серии WC51/52 - также широко использовался в армии США, в странах Азии и Африки, особенно его последняя версия WM300. В 1959-68 гг. на таком шасси со 125-сильным мотором фирма собирала армейский пикап М601 и санитарный автомобиль М615.
В конце 60-х гг. на смену этим давно устаревшим машинам пришла более совершенная 1,25-тонная тактическая гамма М715 компании "Кайзер Джип" (Kaiser Jeep). В свою очередь, фирма "Додж" вместе с тремя другими американскими компаниями в начале 70-х гг. приняла участие в конкурсе на создание принципиально нового семейства вспомогательных 1,25-тонных армейских автомобилей. В марте 1975 г. был подписан крупный контракт на поставку таких машин. Их производство началось в мае, и до конца 1978 г. было построено около 44 тыс. автомобилей. Базовыми являлись пикапы М880 (4x4) и М890 (4x4), выполненные на коммерческих шасси W200 и D200 соответственно, оснащенных верхнеклапанным бензиновым двигателем "Крайслер" V8 мощностью 150 л.с., автоматической 3-ступенчатой коробкой передач "ЛоудФлайт" (LoadFlite) и 2-ступенчатой раздаточной "Нью Просесс" (New Process), рессорной подвеской и передними дисковыми тормозами. В семейство, известное как М880, входили также санитарные машины М886/М893, полноприводные шасси М883/М885 для перевозки легких контейнеров и мастерские М887/М888 для прокладки и ремонта сетей связи.
В начале 80-х гг. очередной контракт на автомобили такого класса выиграл концерн "Дженерал Моторс" (General Motors), практически полностью вытеснивший компанию "Крайслер" и ее подразделение "Додж" из военного сектора. К настоящему времени в вооруженных силах разных стран мира служат в основном доработанные коммерческие автомобили "Додж", основная доля которых приходится на вседорожники и легкие грузовики серии "Рэм" (Ram). Наиболее интересным среди них является армейский пикап "Рэм-2500HEV" (4x4) с гибридным приводом от 5,9-литрового дизеля и электромоторов, получающих энергию от генератора или аккумуляторных батарей и обеспечивающих машине возможность практически бесшумного передвижения в боевых условиях.
Додж 30/35НР, 1915 г.
Додж KC, 1934 г.
Додж Т202 VC1, 4x4, 1939 г.
Додж VK62B, 1939 г.
Додж Т203 (VF405), 4x4, 1940 г.
Додж Т207/Т215 WC1/WC40, 4x4, 1941/43 гг.
Бронеавтомобиль на шасси "Додж Т223 WC62", 6x6, 1942 г.
Додж Т225, 4x4, 1942 г.
Додж Т207/Т215 WC10/WC26 "Кэрриолл", 4х4, 1942/43 гг.
Додж Т214 WC51, 4x4, 1942/45 гг.
Додж Т214 WC52, 4x4, 1942/45 гг.
Додж Т214 WC56, 4x4, 1942/45 гг.
Додж Т223 WC62, 6x6, 1942/45 гг.
Додж Т215 WC24, 4x4, 1943 г.
Додж Т214 WC53 "Кэрриолл", 4x4, 1943/45 гг.
Додж Т214 WC58, 4x4, 1943/45 гг.
Додж Т223 WC63, 6x6, 1943/45 гг.
Самоходная установка М33 на шасси "Додж Т223 WC63", 1944 г.
Додж Т214 WC54, 4x4, 1944/45 гг.
Додж Т214 WC60, 4x4, 1944/45 гг.
"Додж Т214 WC54М" (S7MA) с кузовом "Бойертаун", 4x4, 1945 г.
Штабной "Додж Т214 WC57" генерала Паттона, 1945 г.
Додж Т245 (М37), 4x4, 1950 г.
Додж Т245А (М37В1), 4x4, 1957 г.
Додж WM300 Пауэр Вэгон (М601), 4x4, 1967 г.
Додж М886, 4x4, 1975 г.
Додж Рэм-2500HEV (США), 4x4, 2004 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с