MACK
999999999999999999999
 

МАК

(MACK)

Аллентаун/Плейнфилд/Хейуорд/Макэнги, США, 1915-

Автомобильную компанию «Мак Бразерс» (Mack Brothers Company) в феврале 1901 г. основали братья Джон (John), Август (Augustus) и Уильям Мак (William Mack), потомки семьи французского гугенота, сбежавшего в Германию, а в середине XIX века эмигрировавшего в Америку. Впоследствии она присоединила к себе несколько небольших фирм и со временем превратилась в одного из наиболее известных и престижных в мире изготовителей тяжелых коммерческих грузовиков. Менее известно, что с первых же лет своего существования «Мак» стал крупнейшим поставщиком военной техники для вооруженных сил США и других стран мира.

Первыми на военную службу в 1915 г. поступили обычные 2-тонные 45-сильные грузовики «Мак АВ» классической компоновки, за которыми последовали машины легкой 32-сильной серии «Юниор» (Junior).

Мак АС, 1917 г.

Броневик на шасси «Мак АВ», 1916 г.

Мак Е2, 1915 г.

Шасси АВ послужило базой для оригинальных низкопрофильных бронеавтомобилей, отправленных союзникам США в Западной Европе. Они предлагались с разными видами корпусов с толщиной брони до 5 мм, башнями с 37-мм пушкой или пулеметами. Главным же достижением компании «Мак» того времени считается создание грузовиков серии АС, в которых было использовано 18 оригинальных патентов. Их выпуск в многочисленных исполнениях продолжался до 1938 г., а за свою характерную внешность с утюго-образной формой массивного капота, приземистую осанку и широко расставленные колеса они получили прозвище «Бульдог», которое стало поводом к появлению известной фирменной эмблемы. Этот автомобиль разработал конструктор Альфред Мейзьюри (Alfred Masury), работавший на фирме «Хьюитт» (Hewitt), в 1912 г. включенной в состав «Мака». Первый прототип Е2 построили в августе 1915 г., а серийное производство обширной гаммы АС началось через год. Эти машины появились в разгар Первой мировой войны, и потому до ее окончания компания «Мак» отправила в европейские страны более 2,5 тыс. грузовиков АС. Это были в основном бортовые 3,5- и 5-тонные варианты, оснащенные 4-цилиндровым двигателем (7,7 л, 40 л.с.), 3-ступенчатой коробкой передач, цепным приводом задних колес с массивными шинами и прочной рамой из хромоникелевой стали. Характерную форму передка определило расположение водяного радиатора между моторным отсеком и открытой кабиной, что позволяло, откинув капот, получить доступ к двигателю с трех сторон.

Мак AC, 1918 г.

Мак АС, 1921 г.

Мак ЕЕ, 1939 г.

Мак EHU, 1940 г.

Мак ЕНТ, 1942 г.

Мак NB1, 6X4, 1939 г.

С 1917 г. выпускался 7,5-тонный грузовик АС, способный перевозить легкие французские танки «Рено FT17» (Renault). До 1920 г. было изготовлено около 4,5 тыс. машин серии АС, большинство из которых использовались в вооруженных силах как бортовые грузовики, артиллерийские тягачи, самосвалы, ремонтные мастерские, лебедки для аэростатов и т.д. В 20-е гг. эта гамма пополнилась 8-тонным длиннобазным шасси с генераторной станцией, размещенной перед двигателем и служившей для питания осветительных прожекторов, а также несколькими опытными полугусеничными машинами. С 1929 г. в армии США применяли 8-тонные грузовики АР (6x2/6x4), ставшие развитием серии АС, которые использовались как артиллерийские тягачи Т2. Они получили 6-цилиндровый 150-сильный мотор, закрытую кабину и дисковые колеса с пневмошинами. В 1932 г. их сменили тягачи Т12, выполненные на облегченном 3-тонном гражданском шасси BG (6x4) с 90-сильным двигателем и 4-ступенчатой коробкой передач.

Несмотря на систематическую работу над военными грузовиками, к началу Второй мировой войны фирма «Мак» могла предложить вооруженным силам США и союзникам лишь свои доработанные коммерческие машины. Их основой стали две серийные капотные гаммы - 2,5-тонная ЕЕ и 5-тонная ЕН с собственными 6-цилиндровыми двигателями мощностью 75 и 90 л.с. соответственно, основными 5-ступенчатыми и дополнительными 2-ступенчатыми коробками передач, гидроприводом тормозов и цельнометаллическими кабинами. Их поставляли в основном в британские войска как бортовые грузовики с деревометаллическими кузовами с тентом, самосвалы, цистерны и различные фургоны. Помимо них во вторую серию входили 110-сильные седельные тягачи ЕНТ, а также грузовики полукапотной компоновки EHU и тягачи ЕН и Т для буксировки 10-тонных полуприцепов общего назначения. Они оказались настолько прочными и практичными, что в 1942-43 гг. на их базе наладили выпуск специальной военной серии ЕН5779 со 110-сильным мотором и упрощенной армейской облицовкой, открытой кабиной с мягким верхом, боковыми целлулоидными стеклами и защитной решеткой радиатора.

Мак ЕХВХ, 6X4, 1940 г.

Мак LMSW-53, 6X4, 1942 г.

Мак NJU1, 4X4, 1942 г.

Мак NM1, 6X6, 1939 г.

Мак NM6, 6X6, 1943 г.

В первые два года войны в части береговой охраны США поступал также 3-тонный грузовик NB1 (6x4) полукапотной компоновки с двойной кабиной на коммерческом шасси EEU с двигателем «Континентал» (Continental) мощностью 77 л.с. В мае 1940 г., получив заказ на поставку во Францию 260 топливозаправщиков вместимостью 18 тыс. л., «Мак» начал изготовление 18-тонных капотных машин ЕХВХ (6x4) с собственным 131-сильным мотором «Термодайн» (Termodyne), 10-ступенчатой трансмиссией и шинами размером 22-24 дюйма. После оккупации Франции их переправили в Великобританию, где приспособили под перевозку легких танков M3. Создание в 1940 г. тяжелых 3-осных грузовиков серии L, прообразов будущих магистральных тягачей, позволило разработать многоцелевое военное шасси LMSW (6x4) с 6-цилиндровым верхнеклапанным бензиновым двигателем (10,0 л, 160 л.с.) и 5-ступенчатой коробкой передач. В 1941-44 гг. на его базе было изготовлено 664 балластных тягача и шасси для ремонтно-эвакуационных машин.

Осенью 1939 г. компания «Мак» получила от военного ведомства США задание на разработку полноприводных тягачей и гаммы тяжелых 3-осных грузовиков. В 1941-42 гг. для инженерных войск было построено 700 бескапотных седельных тягачей NJU1 (4х4) с двигателем EN532 (8,7 л, 136 л.с.), 10-ступенчатной трансмиссией и пневмоприводом тормозов, служивших для буксировки элементов понтонного парка. Внешне они выделялись вместительным ящиком за кабиной, где располагалась лебедка, хранились сцепные приспособления и тросы. Вариант NJU2 без такого ящика использовался в армейской топографической службе.

9 декабря 1939 г. фирма подписала первый контракт на поставку гаммы 6-тонных армейских грузовиков-тягачей с колесной формулой 6х6. Так появилась известная капотная серия NM, созданная на коммерческом шасси NB и оборудованная верхнеклапанным 6-цилиндровым бензиновым мотором EY (11,6 л, 159 л.с.), 5-ступенчатой коробкой передач «Мак», 2-ступенчатой «Висконсин» (Wisconsin), мостами «Тимкен» (Timken) с двойной главной передачей, пневматической системой привода тормозов «Вестингауз» (Westinghouse) и 22-дюймовыми колесами. Зимой 1939-40 гг. построили первую партию из 87 машин NM1 с цельнометаллической кабиной, стальной грузовой платформой с деревянными решетчатыми бортами и лебедкой, установленной между ними. До 1945 г. фирма выпустила 8293 автомобиля серии NM в 8 модификациях (от NM1 до NM8), отличавшихся друг от друга мощностью двигателя (до 170 л.с.), задними одно- или двускатными колесами, закрытыми или открытыми кабинами, типами кузовов, разными лебедками и рядом деталей. Эта гамма послужила базой небольшого семейства 7,5-тонных артиллерийских тягачей NO (6х6) для буксировки 155-мм орудий. Они отличались укороченной с 4496 до 3962 мм колесной базой, открытой кабиной с пулеметной турелью, всеми 24-дюймовыми колесами и передней лебедкой с тяговым усилием 18 тс.

Мак NO6, 6X6, 1944 г.

Мак NQ, 6X6, 1942 г.

Мак NR6, 6X4, 1942 г.

Maк NR14, 6X4, 1944 г.

До 1945 г. был построен 2051 автомобиль этой серии в 6 исполнениях (от NO1 до NO6), отличавшихся назначением, размерами и мелкими деталями, в том числе - длиннобазные шасси NO4 и NO5 для ремонтно-эвакуационных машин. В процессе работы над серией NO изготовили также три седельных тягача NO для буксировки 240-мм гаубицы.

В 1940 г. начался выпуск второй не менее известной 10-тонной серии NR (6x4), созданной с использованием шасси ЕХВХ. Эти грузовики использовали для переброски на дальние расстояния крупных воинских формирований, различных грузов и буксировки тяжелых орудий. На них применялся рядный 6-цилиндровый дизель ED (8,5 л, 123-131 л.с.) с непосредственным впрыском и головкой блока системы «Ланова» (Lanova), сухое однодисковое сцепление, 10-ступенчатая коробка «Мак Дьюплекс» (Duplex) с двумя передачами заднего хода, двойные главные передачи, передние 24-дюймовые колеса и задние с шинами размером 14.00-20. До конца войны фирма «Мак» построила 16548 машин серии NR в 20 исполнениях (от NR1 до NR20), которые поставляли также в СССР по ленд-лизу. Они различались типами кузовов, задними одно- или двускатными колесами, комплектацией и назначением. Первые партии оснащали закрытой цельнометаллической кабиной, а в 1942 г. машины получили открытую кабину с тентом. Вариант NR4 грузоподъемностью 13 т служил для перевозки легких танков M3, модели NR6 и NR7 применяли для буксировки различных артиллерийских орудий, грузовик NR14 получил удлиненный деревометаллический кузов и задние двускатные 24-дюймовые колеса, машины NR15 и NR16 с теми же колесами снабжали цельнометаллическими платформами. В общей сложности в военные годы фирма «Мак» изготовила свыше 30 тыс. армейских грузовиков, а также выпускала пожарные автомобили, самолеты-торпедоносцы и трансмиссии для танков.

Мак Т19, 1942 г.

Мак Т8, 8X8, 1945 г.

Мак М51, 6X6, 1961 г.

Мак М54А1, 6X6, 1962 г.

Мак М78А1, 6X6, 1963 г.

В течение всей войны компания «Мак» оставалась в стороне от выпуска полугусеничных бронетранспортеров, заказы на которые выполняли другие американские фирмы. Между тем работы над такими машинами она начала еще в 20-е гг., построив опытные образцы грузовиков АВ и АС с гусеничными движителями конструкции Кристи (Christie) и Гиллиленда (Gilliland). В 1941 г. фирма предприняла попытку обосноваться и в этом секторе, создав опытное полугусеничное шасси Т1 со 192-сильным двигателем заднего расположения и движителями от танка M3. Сначала на этом шасси устанавливалась автоматическая зенитная 40-мм пушка «Бофорс» (Bofors), а затем на нем построили бронетранспортер T3. В 1942 г. фирма собрала два экземпляра 2,5-тонных бронемашин Т19 с 215-сильным мотором «Континентал R6572» заднего расположения, передним ведущим мостом и 7-тонной лебедкой. Они вмещали 13 солдат, могли буксировать тяжелые орудия и развивали скорость 60 км/ч.

Во время войны фирма участвовала также в разработке перспективных танковых транспортеров с колесной формулой 8х8 по идее братьев Кук (Cook). Машины состояли из двух идентичных короткобазных седельных тягачей 4х4 - переднего и заднего, между которыми крепилась низкорамная платформа для танков. Для погрузки и разгрузки она отцеплялась от тягачей и опускалась на землю. В 1945 г. был построен опытный транспортер Т8 полной массой 43 т и длиной 18 м, включавший два тягача с 240-сильными 18-литровыми двигателями «Холл Скотт» (Hall Scott) и всеми односкатными 29-дюймовыми колесами. Он был рассчитан на перевозку танка M26 и развивал скорость 50 км/ч. Вариант Т8Е1 получил два танковых двигателя «Форд» (Ford) мощностью по 500 л с. Транспортер Т9 (1950 г.) служил для перевозки гаубицы калибра 280 мм.

В послевоенное время компания «Мак» продолжала активно заниматься военным бизнесом. В начале 1951 г. совместно с фирмами «Даймонд Т» (Diamond Т) и «Интернэшнл» (International) она включилась в производство стандартизованных 5-тонных армейских грузовиков серии М54 (6х6). Первые партии машин всех трех изготовителей практически не отличались друг от друга, хотя фирма «Мак» изготовляла преимущественно специализированные исполнения: самосвалы М51 с задней разгрузкой, длиннобазные грузовики М46 и М78 для транспортировки ракет и их частей, тяжелые эвакуаторы, машины со специальными надстройками, а также шасси М139 с колесной базой 5460 мм под 60-тонный мостоукладчик М328, служившее также для перевозки понтонов и легких десантных судов. С 1958 г. усиленное шасси M139D использовалось в качестве пусковой установки М289 для ракет «Онест Джон» (Honest John) класса «земля-земля». Все машины оснащали бензиновым двигателем «Континентал R6602» мощностью 190 л.с. и механической 5-ступенчатой коробкой передач «Спайсер» (Spicer). В 1962 г. начался выпуск собственной гаммы А1, включавшей базовые грузовик М54А1, самосвал М51А1 и седельный тягач М52А1, оборудованные 6-цилиндровым дизелем «Мак ENDT-673» с турбонаддувом (11,0 л, 205 л.с.) и новой коробкой передач «Спэйсер».

Мак M139, 6X6, 1953 г.

Ракетная установка М289 на шасси «Мак M139D», 6X6, 1959 г.

Мак М123 (6X6) с полуприцепом М15А2, 1953 г.

Мак М123А1С, 6X6, 1968 г.

Позднее на длиннобазном шасси М63А1 выпускали бортовой вариант М78А1 для доставки ракет, на шасси M139F - машину обслуживания ракетных систем М386, принятые на вооружение Бундесвера.

В 50-е гг. развитием военной серии NR стала 10-тонная гамма стандартизированных грузовиков и тягачей 6х6. По индексу первого автомобиля, построенного в 1953 г., она известна как М123. Это был седельный тягач для перевозки основных боевых танков на полуприцепе М15А2 грузоподъемностью 45-50 т. В 1955 г. началось изготовление бортового автомобиля-тягача М125 с 20-тонной лебедкой для буксировки тяжелых орудий калибра 155 и 203 мм. В эту гамму входили также самосвал М122 и шасси М121 и М124 грузоподъемностью до 16 т с разной колесной базой. Их комплектовали верхнеклапанным бензиновым мотором V8 (13,8 л, 286 л.с.) фирмы «Ле Рой» (Le Roi), 5-ступенчатой коробкой передач, пневмоприводом тормозов, 24-вольтовым электрооборудованием, 2-дверной кабиной с мягким верхом, металлическими кузовами, гидрокраном и 24-дюймовыми колесами. Машины с дорожным просветом 523 мм преодолевали брод глубиной 76 см (с дополнительной подготовкой - около 2 м) и развивали скорость 70 км/ч. В 60-е гг. их сменили грузовик М125А1 и седельные тягачи М123С и M123D с одной или двумя лебедками и пониженным расположением сцепного устройства. В 1968 г. это производство было передано компании «Консолидэйтед Дизел Электрик» (Consolidated Diesel Electric Company) из штата Коннектикут, известной как «КонДизель» (ConDiesel) или КОНДЭК (CONDEC). Она собирала тягач М123А1С с 300-сильным дизелем «Камминс» (Cummins) V8, а затем - вариант М123Е2, предназначенный для буксировки полуприцепа М747 грузоподъемностью 60 т.

Мак DM6116S, 6X6, 1968 г.

Мак RD8266SX, 6X6, 1984 г.

Мак RM6866SX, 6X6, 1980 г.

Мак CL713, 8X4, 2000 г.

Серьезные организационные преобразования 60-х гг. в области стандартизованных армейских грузовиков привели к концентрации производства сначала на фирме «Кайзер Джип» (Kaiser Jeep), а с 1971 г. их выпуск продолжила новая военно-промышленная компания «АМ Дженерал» (AM General). Процесс централизации военной промышленности США привел кто му, что крупные американские автомобильные компании практически полностью лишились заказов на специальную технику, довольствуясь поставками в вооруженные силы своих доработанных коммерческих машин. Армейская гамма «Мак» ограничилась военизированными вариантами тяжелых капотных грузовиков, тягачей и шасси серий RD, RM и DM, разработанных в середине 60-х гг. для строительства. В 1968 г. для ВВС США начался выпуск партии седельных тягачей DM6116S (6х6) со 180-сильным дизелем END6, 18-ступенчатой коробкой передач и всеми односкатными колесами. Впоследствии к ним добавились 210-сильные шасси DM492S (6x4) с автоматической коробкой «Эллисон» (Allison), на которые монтировали топливозаправочное оборудование. К этому времени относится попытка фирмы «Мак» выиграть конкурс на новый тяжелый танковый тягач НЕТ, в качестве которого она предложила 375-сильный вариант F900 (6х6). В середине 70-х гг. контракт на эти машины получила небольшая компания «Ошкош» (Oshkosh). На «Маке» это поражение компенсировали выпуском 10-тонного многоцелевого грузовика RM6866SX (6х6) с 3-местной кабиной со съемным верхом, металлическим кузовом и гидрокраном. В базовом исполнении он оснащался 300-сильным дизелем ЕМЕ6 с турбонаддувом и 5-ступенчатой коробкой, а по заказу предлагался с другими силовыми агрегатами мощностью 250-350 л.с. В начале 80-х гг. новый танковый седельный тягач RD8266SX (6х6) для работы с 52-тонным полуприцепом в составе автопоезда полной массой 93 т, комплектовался 500-сильным дизелем «Мак ЕЕ9» V8, 20-ступенчатой трансмиссией, 24-дюймовыми колесами и развивал скорость 79 км/ч. В вооруженные силы США поставлялись также и тяжелые бескапотные тягачи «Мак» серии F и карьерные самосвалы.

Отсутствие государственных заказов в 80-е гг. привело к резкому сокращению военных поставок и переориентации фирмы на активное развитие гражданской программы. Все это не могло не сказаться на ухудшении финансового положения компании, которая в 1979 г. ввела в свою программу французские грузовики «Рено Мидлайнер» (Midliner), также поступавшие в армию США. В 1990 г. фирма «Мак» превратилась в американский филиал группы «Рено», что позволило развернуть производство 3-осных магистральных тягачей серии CH/CL. Так к концу XX века военную гамму «Мак» составил единственный танковый тягач CL713 (8x4) с не свойственными такой машине обтекаемыми формами, различными дизельными двигателями мощностью до 560 л.с. и средним подъемным мостом. Он предназначался для скоростной перевозки тяжелой бронетехники в составе 127-тонного автопоезда. С конца 2000 г. компания «Мак» продолжает свою деятельность в составе корпорации «Вольво» (Volvo). В 2005 г. она поставила в американские войска в Ираке партию тяжелых грузовиков «Гранит» (Granite) с погрузочно-разгрузочным оборудованием.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

МАК
(MACK)
Аллентаун/Плейнфилд/Хейуорд/Макэнги
США
1915-
Автомобильную компанию "Мак Бразерс" (Mack Brothers Company) в феврале 1901 г. основали братья Джон (John), Август (Augustus) и Уильям Мак (William Mack), потомки семьи французского гугенота, сбежавшего в Германию, а в середине XIX века эмигрировавшего в Америку. Впоследствии она присоединила к себе несколько небольших фирм и со временем превратилась в одного из наиболее известных и престижных в мире изготовителей тяжелых коммерческих грузовиков. Менее известно, что с первых же лет своего существования "Мак" стал крупнейшим поставщиком военной техники для вооруженных сил США и других стран мира.
Первыми на военную службу в 1915 г. поступили обычные 2-тонные 45-сильные грузовики "Мак АВ" классической компоновки, за которыми последовали машины легкой 32-сильной серии "Юниор" (Junior). Шасси АВ послужило базой для оригинальных низкопрофильных бронеавтомобилей, отправленных союзникам США в Западной Европе. Они предлагались с разными видами корпусов с толщиной брони до 5 мм, башнями с 37-мм пушкой или пулеметами. Главным же достижением компании "Мак" того времени считается создание грузовиков серии АС, в которых было использовано 18 оригинальных патентов. Их выпуск в многочисленных исполнениях продолжался до 1938 г., а за свою характерную внешность с утюгообразной формой массивного капота, приземистую осанку и широко расставленные колеса они получили прозвище "Бульдог", которое стало поводом к появлению известной фирменной эмблемы. Этот автомобиль разработал конструктор Альфред Мейзьюри (Alfred Masury), работавший на фирме "Хьюитт" (Hewitt), в 1912 г. включенной в состав "Мака". Первый прототип Е2 построили в августе 1915 г., а серийное производство обширной гаммы АС началось через год. Эти машины появились в разгар Первой мировой войны, и потому до ее окончания компания "Мак" отправила в европейские страны более 2,5 тыс. грузовиков АС. Это были в основном бортовые 3,5- и 5-тонные варианты, оснащенные 4-цилиндровым двигателем (7,7 л, 40 л.с.), 3-ступенчатой коробкой передач, цепным приводом задних колес с массивными шинами и прочной рамой из хромоникелевой стали. Характерную форму передка определило расположение водяного радиатора между моторным отсеком и открытой кабиной, что позволяло, откинув капот, получить доступ к двигателю с трех сторон. С 1917 г. выпускался 7,5-тонный грузовик АС, способный перевозить легкие французские танки "Рено FT17" (Renault). До 1920 г. было изготовлено около 4,5 тыс. машин серии АС, большинство из которых использовались в вооруженных силах как бортовые грузовики, артиллерийские тягачи, самосвалы, ремонтные мастерские, лебедки для аэростатов и т.д. В 20-е гг. эта гамма пополнилась 8-тонным длиннобазным шасси с генераторной станцией, размещенной перед двигателем и служившей для питания осветительных прожекторов, а также несколькими опытными полугусеничными машинами. С 1929 г. в армии США применяли 8-тонные грузовики АР (6x6/6x6), ставшие развитием серии АС, которые использовались как артиллерийские тягачи Т2. Они получили 6-цилиндровый 150-сильный мотор, закрытую кабину и дисковые колеса с пневмошинами. В 1932 г. их сменили тягачи Т12, выполненные на облегченном 3-тонном гражданском шасси BG (6x6) с 90-сильным двигателем и 4-ступенчатой коробкой передач.
Несмотря на систематическую работу над военными грузовиками, к началу Второй мировой войны фирма "Мак" могла предложить вооруженным силам США и союзникам лишь свои доработанные коммерческие машины. Их основой стали две серийные капотные гаммы - 2,5-тонная ЕЕ и 5-тонная ЕН с собственными 6-цилиндровыми двигателями мощностью 75 и 90 л.с. соответственно, основными 5-ступенчатыми и дополнительными 2-ступенчатыми коробками передач, гидроприводом тормозов и цельнометаллическими кабинами. Их поставляли в основном в британские войска как бортовые грузовики с деревометаллическими кузовами с тентом, самосвалы, цистерны и различные фургоны. Помимо них во вторую серию входили 110-сильные седельные тягачи ЕНТ, а также грузовики полукапотной компоновки EHU и тягачи EHUT для буксировки 10-тонных полуприцепов общего назначения. Они оказались настолько прочными и практичными, что в 1942-43 гг. на их базе наладили выпуск специальной военной серии ЕН5779 со 110-сильным мотором и упрощенной армейской облицовкой, открытой кабиной с мягким верхом, боковыми целлулоидными стеклами и защитной решеткой радиатора. В первые два года войны в части береговой охраны США поступал также 3-тонный грузовик NB1 (6x6) полукапотной компоновки с двойной кабиной на коммерческом шасси EEU с двигателем "Континентал" (Continental) мощностью 77 л.с. В мае 1940 г., получив заказ на поставку во Францию 260 топливозаправщиков вместимостью 18 тыс. л., "Мак" начал изготовление 18-тонных капотных машин ЕХВХ (6x6) с собственным 131-сильным мотором "Термодайн" (Termodyne), 10-ступенчатой трансмиссией и шинами размером 22-24 дюйма. После оккупации Франции их переправили в Великобританию, где приспособили под перевозку легких танков М3. Создание в 1940 г. тяжелых 3-осных грузовиков серии L, прообразов будущих магистральных тягачей, позволило разработать многоцелевое военное шасси LMSW (6x6) с 6-цилиндровым верхнеклапанным бензиновым двигателем (10,0 л, 160 л.с.) и 5-ступенчатой коробкой передач. В 1941-44 гг. на его базе было изготовлено 664 балластных тягача и шасси для ремонтно-эвакуационных машин.
Осенью 1939 г. компания "Мак" получила от военного ведомства США задание на разработку полноприводных тягачей и гаммы тяжелых 3-осных грузовиков. В 1941-42 гг. для инженерных войск было построено 700 бескапотных седельных тягачей NJU1 (4x4) с двигателем EN532 (8,7 л, 136 л.с.), 10-ступенчатной трансмиссией и пневмоприводом тормозов, служивших для буксировки элементов понтонного парка. Внешне они выделялись вместительным ящиком за кабиной, где располагалась лебедка, хранились сцепные приспособления и тросы. Вариант NJU2 без такого ящика использовался в армейской топографической службе.
9 декабря 1939 г. фирма подписала первый контракт на поставку гаммы 6-тонных армейских грузовиков-тягачей с колесной формулой 6x6. Так появилась известная капотная серия NM, созданная на коммерческом шасси NB и оборудованная верхнеклапанным 6-цилиндровым бензиновым мотором EY (11,6 л, 159 л.с.), 5-ступенчатой коробкой передач "Мак", раздаточной "Висконсин" (Wisconsin), мостами "Тимкен" (Timken) с двойной главной передачей, пневматической системой привода тормозов "Вестингауз" (Westinghouse) и 22-дюймовыми колесами. Зимой 1939-40 гг. построили первую партию из 87 машин NM1 с цельнометаллической кабиной, стальной грузовой платформой с деревянными решетчатыми бортами и лебедкой, установленной между ними. До 1945 г. фирма выпустила 8293 автомобиля серии NM в 8 модификациях (от NM1 до NM8), отличавшихся друг от друга мощностью двигателя (до 170 л.с.), задними одно- или двускатными колесами, закрытыми или открытыми кабинами, типами кузовов, разными лебедками и рядом деталей. Эта гамма послужила базой небольшого семейства 7,5-тонных артиллерийских тягачей NO (6x6) для буксировки 155-мм орудий. Они отличались укороченной с 4496 до 3962 мм колесной базой, открытой кабиной с пулеметной турелью, всеми 24-дюймовыми колесами и передней лебедкой с тяговым усилием 18 тс. До 1945 г. был построен 2051 автомобиль этой серии в 6 исполнениях (от NO1 до NO6), отличавшихся назначением, размерами и мелкими деталями, в том числе - длиннобазные шасси NO4 и NO5 для ремонтно-эвакуационных машин. В процессе работы над серией NO изготовили также три седельных тягача NQ для буксировки 240-мм гаубицы.
В 1940 г. начался выпуск второй не менее известной 10-тонной серии NR (6x6), созданной с использованием шасси ЕХВХ. Эти грузовики использовали для переброски на дальние расстояния крупных воинских формирований, различных грузов и буксировки тяжелых орудий. На них применялся рядный 6-цилиндровый дизель ED (8,5 л, 123-131 л.с.) с непосредственным впрыском и головкой блока системы "Ланова" (Lanova), сухое однодисковое сцепление, 10-ступенчатая коробка "Мак Дьюплекс" (Duplex) с двумя передачами заднего хода, двойные главные передачи, передние 24-дюймовые колеса и задние с шинами размером 14.00-20. До конца войны фирма "Мак" построила 16548 машин серии NR в 20 исполнениях (от NR1 до NR20), которые поставляли также в СССР по ленд-лизу. Они различались типами кузовов, задними одно- или двускатными колесами, комплектацией и назначением. Первые партии оснащали закрытой цельнометаллической кабиной, а в 1942 г. машины получили открытую кабину с тентом. Вариант NR4 грузоподъемностью 13 т служил для перевозки легких танков М3, модели NR6 и NR7 применяли для буксировки различных артиллерийских орудий, грузовик NR14 получил удлиненный деревометаллический кузов и задние двускатные 24-дюймовые колеса, машины NR15 и NR16 с теми же колесами снабжали цельнометаллическими платформами. В общей сложности в военные годы фирма "Мак" изготовила свыше 30 тыс. армейских грузовиков, а также выпускала пожарные автомобили, самолеты-торпедоносцы и трансмиссии для танков.
В течение всей войны компания "Мак" оставалась в стороне от выпуска полугусеничных бронетранспортеров, заказы на которые выполняли другие американские фирмы. Между тем работы над такими машинами она начала еще в 20-е гг., построив опытные образцы грузовиков АВ и АС с гусеничными движителями конструкции Кристи (Christie) и Гиллиленда (Gilliland). В 1941 г. фирма предприняла попытку обосноваться и в этом секторе, создав опытное полугусеничное шасси Т1 со 192-сильным двигателем заднего расположения и движителями от танка М3. Сначала на этом шасси устанавливалась автоматическая зенитная 40-мм пушка "Бофорс" (Bofors), а затем на нем построили бронетранспортер Т3. В 1942 г. фирма собрала два экземпляра 2,5-тонных бронемашин Т19 с 215-сильным мотором "Континентал R6572" заднего расположения, передним ведущим мостом и 7-тонной лебедкой. Они вмещали 13 солдат, могли буксировать тяжелые орудия и развивали скорость 60 км/ч.
Во время войны фирма участвовала также в разработке перспективных танковых транспортеров с колесной формулой 8x8 по идее братьев Кук (Cook). Машины состояли из двух идентичных короткобазных седельных тягачей 4x4 - переднего и заднего, между которыми крепилась низкорамная платформа для танков. Для погрузки и разгрузки она отцеплялась от тягачей и опускалась на землю. В 1945 г. был построен опытный транспортер Т8 полной массой 43 т и длиной 18 м, включавший два тягача с 240-сильными 18-литровыми двигателями "Холл Скотт" (Hall Scott) и всеми односкатными 29-дюймовыми колесами. Он был рассчитан на перевозку танка М26 и развивал скорость 50 км/ч. Вариант Т8Е1 получил два танковых двигателя "Форд" (Ford) мощностью по 500 л.с. Транспортер Т9 (1950 г.) служил для перевозки гаубицы калибра 280 мм.
В послевоенное время компания "Мак" продолжала активно заниматься военным бизнесом. В начале 1951 г. совместно с фирмами "Даймонд Т" (Diamond T) и "Интернэшнл" (International) она включилась в производство стандартизованных 5-тонных армейских грузовиков серии М54 (6x6). Первые партии машин всех трех изготовителей практически не отличались друг от друга, хотя фирма "Мак" изготовляла преимущественно специализированные исполнения: самосвалы М51 с задней разгрузкой, длиннобазные грузовики М46 и М78 для транспортировки ракет и их частей, тяжелые эвакуаторы, машины со специальными надстройками, а также шасси М139 с колесной базой 5460 мм под 60-тонный мостоукладчик М328, служившее также для перевозки понтонов и легких десантных судов. С 1958 г. усиленное шасси M139D использовалось в качестве пусковой установки М289 для ракет "Онест Джон" (Honest John) класса "земля-земля". Все машины оснащали бензиновым двигателем "Континентал R6602" мощностью 190 л.с. и механической 5-ступенчатой коробкой передач "Спайсер" (Spicer). В 1962 г. начался выпуск собственной гаммы А1, включавшей базовые грузовик М54А1, самосвал М51А1 и седельный тягач М52А1, оборудованные 6-цилиндровым дизелем "Мак ENDT-673" с турбонаддувом (11,0 л, 205 л.с.) и новой коробкой передач "Спайсер". Позднее на длиннобазном шасси М63А1 выпускали бортовой вариант М78А1 для доставки ракет, на шасси M139F - машину обслуживания ракетных систем М386, принятые на вооружение Бундесвера.
В 50-е гг. развитием военной серии NR стала 10-тонная гамма стандартизированных грузовиков и тягачей 6x6. По индексу первого автомобиля, построенного в 1953 г., она известна как М123. Это был седельный тягач для перевозки основных боевых танков на полуприцепе М15А2 грузоподъемностью 45-50 т. В 1955 г. началось изготовление бортового автомобиля-тягача М125 с 20-тонной лебедкой для буксировки тяжелых орудий калибра 155 и 203 мм. В эту гамму входили также самосвал М122 и шасси М121 и М124 грузоподъемностью до 16 т с разной колесной базой. Их комплектовали верхнеклапанным бензиновым мотором V8 (13,8 л, 286 л.с.) фирмы "Ле Рой" (Le Roi), 5-ступенчатой коробкой передач, пневмоприводом тормозов, 24-вольтовым электрооборудованием, 2-дверной кабиной с мягким верхом, металлическими кузовами, гидрокраном и 24-дюймовыми колесами. Машины с дорожным просветом 523 мм преодолевали брод глубиной 76 см (с дополнительной подготовкой - около 2 м) и развивали скорость 70 км/ч. В 60-е гг. их сменили грузовик М125А1 и седельные тягачи М123С и M123D с одной или двумя лебедками и пониженным расположением сцепного устройства. В 1968 г. это производство было передано компании "Консолидэйтед Дизел Электрик" (Consolidated Diesel Electric Company) из штата Коннектикут, известной как "КонДизель" (ConDiesel) или КОНДЭК (CONDEC). Она собирала тягач М123А1С с 300-сильным дизелем "Камминс" (Cummins) V8, а затем - вариант М123Е2, предназначенный для буксировки полуприцепа М747 грузоподъемностью 60 т.
Серьезные организационные преобразования 60-х гг. в области стандартизованных армейских грузовиков привели к концентрации производства сначала на фирме "Кайзер Джип" (Kaiser Jeep), а с 1971 г. их выпуск продолжила новая военно-промышленная компания "АМ Дженерал" (AM General). Процесс централизации военной промышленности США привел к тому, что крупные американские автомобильные компании практически полностью лишились заказов на специальную технику, довольствуясь поставками в вооруженные силы своих доработанных коммерческих машин. Армейская гамма "Мак" ограничилась военизированными вариантами тяжелых капотных грузовиков, тягачей и шасси серий RD, RM и DM, разработанных в середине 60-х гг. для строительства. В 1968 г. для ВВС США начался выпуск партии седельных тягачей DM6116S (6x6) со 180-сильным дизелем END6, 18-ступенчатой коробкой передач и всеми односкатными колесами. Впоследствии к ним добавились 210-сильные шасси DM492S (6x6) с автоматической коробкой "Эллисон" (Allison), на которые монтировали топливозаправочное оборудование. К этому времени относится попытка фирмы "Мак" выиграть конкурс на новый тяжелый танковый тягач НЕТ, в качестве которого она предложила 375-сильный вариант F900 (6x6). В середине 70-х гг. контракт на эти машины получила небольшая компания "Ошкош" (Oshkosh). На "Маке" это поражение компенсировали выпуском 10-тонного многоцелевого грузовика RM6866SX (6x6) с 3-местной кабиной со съемным верхом, металлическим кузовом и гидрокраном. В базовом исполнении он оснащался 300-сильным дизелем EME6 с турбонаддувом и 5-ступенчатой коробкой, а по заказу предлагался с другими силовыми агрегатами мощностью 250-350 л.с. В начале 80-х гг. новый танковый седельный тягач RD8266SX (6x6) для работы с 52-тонным полуприцепом в составе автопоезда полной массой 93 т, комплектовался 500-сильным дизелем "Мак EE9" V8, 20-ступенчатой трансмиссией, 24-дюймовыми колесами и развивал скорость 79 км/ч. В вооруженные силы США поставлялись также и тяжелые бескапотные тягачи "Мак" серии F и карьерные самосвалы.
Отсутствие государственных заказов в 80-е гг. привело к резкому сокращению военных поставок и переориентации фирмы на активное развитие гражданской программы. Все это не могло не сказаться на ухудшении финансового положения компании, которая в 1979 г. ввела в свою программу французские грузовики "Рено Мидлайнер" (Midliner), также поступавшие в армию США. В 1990 г. фирма "Мак" превратилась в американский филиал группы "Рено", что позволило развернуть производство 3-осных магистральных тягачей серии CH/CL. Так к концу ХХ века военную гамму "Мак" составил единственный танковый тягач CL713 (8x8) с не свойственными такой машине обтекаемыми формами, различными дизельными двигателями мощностью до 560 л.с. и средним подъемным мостом. Он предназначался для скоростной перевозки тяжелой бронетехники в составе 127-тонного автопоезда. С конца 2000 г. компания "Мак" продолжает свою деятельность в составе корпорации "Вольво" (Volvo). В 2005 г. она поставила в американские войска в Ираке партию тяжелых грузовиков "Гранит" (Granite) с погрузочно-разгрузочным оборудованием.
Мак Е2, 1915 г.
Броневик на шасси "Мак АВ", 1916 г.
Мак АС, 1917 г.
Мак АС, 1918 г.
Мак АС, 1921 г.
Мак ЕЕ, 1939 г.
Мак NB1, 6x6, 1939 г.
Мак NM1, 6x6, 1939 г.
Мак EHU, 1940 г.
Мак ЕХВХ, 6x6, 1940 г.
Мак ЕНТ, 1942 г.
Мак LMSW-53, 6x6, 1942 г.
Мак NJU1, 4x4, 1942 г.
Мак NQ, 6x6, 1942 г.
Мак NR6, 6x6, 1942 г.
Мак Т19, 1942 г.
Мак NM4, 6x6, 1944 г.
Мак NO6, 6x6, 1944 г.
Мак NR14, 6x6, 1944 г.
Мак Т8, 8x8, 1945 г.
Мак М123 (6x6) с полуприцепом М15А2, 1953 г.
Мак М139, 6x6, 1953 г.
Мак М139, 6x6, 1953 г.
Ракетная установка М289 на шасси "Мак M139D", 6x6, 1959 г.
Мак М51, 6x6, 1961 г.
Мак М62А1, 6x6, 1962 г.
Мак М78А1, 6x6, 1963 г.
Мак DM6116S, 6x6, 1968 г.
Мак М123А1С, 6x6, 1968 г.
Мак RM6866SX, 6x6, 1980 г.
Мак RD8266SX, 6x6, 1984 г.
Мак CL713, 8x8, 2000 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с