MARMON-HERRINGTON
999999999999999999999
 

МАРМОН-ХЕРРИНГТОН

(MARMON-HERRINGTON)

Hью-Йорк/Индианаполис, США, 1931-1963

В 1930-е гг. фирма «Мармон-Херрингтон» завоевала славу ведущего американского изготовителя полноприводных автомобилей для вооруженных сил страны. Инициатива их создания принадлежала инженеру Артуру Херрингтону (Arthur Herrington), который в 1923-25 гг., служа в Квартирмейстерском корпусе сухопутных сил США (Quartermaster Corps), сокращенно QMC (Кью-Эм-Си), участвовал в разработке легких грузовиков TTL (4х4) на 40-сильном шасси «Либерти» (Liberty). Для них Херрингтон разработал неразрезные ведущие и управляемые мосты с шариковыми шарнирами равных угловых скоростей «Рцеппа» (Rzeppa).

Шасси «Мармон-Херрингтон ТН300-4», 4х4, 1934 г.

Штабной автомобиль «Мармон-Херрингтон ТН300-4», 4х4, 1934 г.

Мармон-Херрингтон А30-6, 6х6, 1934 г.

Мармон-Херрингтон ТН315-6, 6х6, 1935 г.

В 1930 г., покинув военную службу, он начал сотрудничество с Уолтером Мармоном (Walter Marmon), братом известного изобретателя Говарда Мармона (Howard Marmon), выпускавшего легковые автомобили высшего класса. К тому времени его фирма в Индианаполисе оказалась на грани банкротства, и в марте 1931 г. на ее базе была образована компания «Мармон-Херрингтон» с главной конторой в Нью-Йорке. За основу новых машин, выпускавшихся лишь в течение первых 5-6 лет, Херрингтон принял конструкции, созданные в Квартирмейстерском корпусе. В 1931 г. фирма получила заказ от ВВС США на 33 аэродромных топливозаправщика «33Т1» (4х4), которые от стандартизованных грузовиков «Кью-Эм-Си» группы 2 отличались только мостами. В 1933 г. начался выпуск семейства ТН (4х4/6х6) грузоподъемностью 1,5-7,5 т с мотором «Геркулес RXC» (Hercules). Из них в армии использовали прежде всего 3-тонные грузовики ТН310-6 (6х6), применявшиеся как эвакуаторы ТН315-6 и полевые мастерские. В 1934-35 гг. компания «Мармон-Херрингтон» поставила в Персию партию многоцелевых шасси ТН300-4 (4х4) и построенных на их базе штабных машин и пулеметных бронеавтомобилей TH310-ALF.

Мармон-Херрингтон Т11Е2, 4х4, 1936 г.

«Мармон-Херрингтон LD3-4» на шасси «Форд V8», 4х4, 1935 г.

Мармон-Херрингтон Скаут Кар A7SC4, 4х4, 1935 г.

«Мармон-Херрингтон Е5-4» на шасси «Форд V8», 4х4, 1938 г.

Мармон-Херрингтон Т9, 1937 г.

В ноябре 1933 г. фирма представила автомобили нового поколения А, получившие двигатели «Геркулес», 4- или 5-ступенчатые коробки передач «Фуллер» (Fuller), ведущие мосты «Тимкен» (Timken) и характерную внешность с защитной решеткой радиатора, открытыми кабинами с тентом и двумя запасными колесами, укрепленными по обеим сторонам кабины. В последующие два года для американской армии компания «Мармон-Херрингтон» выпускала 1,5-тонные грузовики А10-4 (4х4) и 3-тонные бортовые артиллерийские тягачи и эвакуаторы А30-6 (6х6) с 94-сильным мотором. Одним из последних собственных комплектных автомобилей в 1937 г. была 6-тонная ремонтно-эвакуационная машина TL31-6 (6х6) с краном «Гар Вуд» (Gar Wood). В 1934 г. фирма изготовила опытные образцы заднемоторных бронеавтомобилей Т11 (4х4) со 115-сильным мотором «Геркулес», коробкой передач с 6 ступенями переднего и тремя заднего хода и пулеметной башней с полусферическим куполом. Второй вариант Т11Е1 отличался деталями корпуса, третий Т11Е2 получил новую башню с двумя пулеметами калибра 7,62 и 12,7 мм и еще одним пулеметом в задней стенке. Таких бронемашин построили 6 экземпляров.

Непомерные расходы на разработку новых автомобилей привели к резкой переориентации фирмы на изготовление полноприводных вариантов стандартных автомобилей крупных американских компаний. Ее главным партнером стал концерн «Форд» (Ford), а созданные совместно с ним многочисленные машины имели марку «Форд-Мармон-Херрингтон» и особую индексацию Херрингтона. Первыми в 1935 г. появились легкие грузовики и тягачи А5-4 (4х4) на стандартном 1,5-тонном шасси «Форд» с 80-сильным двигателем V8, усиленными рамой, подвеской и тормозами, а также передним мостом «Мармон-Херрингтон». По этому принципу была создана обширная гамма самых разнообразных военных исполнений серийных пикапов, фургонов и грузовиков «Форд» с полезной нагрузкой от 500 кг до 3 т, выпускавшихся до 1942 г. и применявшихся в армии, ВВС и ВМС США и Канады. Пикапы серии LD/OT использовались как штабные, разведывательные и санитарные машины, 1-тонные шасси служили легкими артиллерийскими тягачами Т5, а самыми известными стали капотные и бескапотные 1,5-тонные грузовики с ежегодно менявшимися индексами (от А5-4 до Е5-4). Собиравшиеся в период 1937-38 гг. 3-тонные грузовики-тягачи В5-6 и С5-6 (6х6) представляли собой обычные 1,5-тонные шасси 4x2, дополненные двумя ведущими мостами - передним и задним. В единичных экземплярах аналогичные машины предлагались на шасси «Додж» (Dodge), «Интернэшнл» (International) и «Корбитт» (Corbitt). В 1935 г. на 1-тонном шасси «Форд» с мотором V8 (85 л.с.) построили полубронированные разведывательные машины «Скаут Кар A7SC4» (Scout Car) с открытым верхом, способные развивать скорость 120 км/ч. Их развитием стал бронеавтомобиль Т13 с 12,7-мм зенитным пулеметом, собранный в 38 экземплярах. Поставлявшиеся в СССР по ленд-лизу полноприводные грузовики «Мармон-Херрингтон» служили базой реактивных установок «катюша».

Малоизвестной областью деятельности фирмы была попытка создания обширного семейства военных полугусеничных машин. В 1936 г. Херрингтон завершил работу над легким гусеничным движителем с передней ведущей звездочкой, 4 опорными катками и резинометаллической лентой шинной компании «Гудрич» (Goodrich). Впервые его установили вместо задних колес на 1,5-тонном грузовике «Форд V8-79» (4х4). Он прошел испытания, получил статус легкого полугусеничного тягача Т9 для буксировки 75-мм пушек и выпускался короткое время. Такой же движитель был смонтирован и на стандартном грузовике «Отокар» (Autocar), а через год появился вариант Т9Е1 с движителем от легкого танка. Во время сравнительных испытаний с прототипами полугусеничных бронетранспортеров с движителями Джеймса Каннингхэма (James Cunningham) конструкция Херрингтона оказалась хрупкой и недолговечной. В последний раз ее использовали в 1940 г. на опытном бронеавтомобиле DHT5 с 37-мм пушкой.

Мармон-Херрингтон DHT5, 1940 г.

Мармон-Херрингтон Mk-IV, 4х4, 1944 г.

Мармон-Херрингтон Mk-VI, 8х8, 1942 г.

Мармон-Херрингтон 0-12, 8х8, 1958 г.

К 1939 г. программа компании «Мармон-Херрингтон» насчитывала 66 моделей, но с началом Второй мировой войны, когда полноприводные машины стали выпускать многие американские фирмы, спрос на ее продукцию резко сократился. Это заставило Херрингтона взяться за создание новых, ранее не свойственных ему видов техники, из которых признание получил лишь прототип легкого плавающего автомобиля - прообраз известной амфибии «Форд GPA». После вступления США в войну фирма выпускала ведущие мосты, эвакуаторы и передвижные лебедки для аэростатов, собирала танки Т22 «Локаст» (Locust), а в 1944-45 гг. построила 3,2 тыс. седельных тягачей «Интернэшнл» серии Н-542. Между тем в разгар войны эпицентр создания новых бронемашин марки «Мармон-Херрингтон» переместился из США в другие страны, остро нуждавшиеся в собственной технике. Самые оригинальные разработки появились в Южной Африке, где их изготовлял местный сборочный завод «Форд». В начале 40-х гг. на 1,5-тонном шасси там серийно выпускались капотные бронеавтомобили Mk-II, Mk-III и Mk-IV (4х4), но наиболее примечательным был вариант Mk-VI (8х8) с двумя моторами «Форд» V8 и двумя трансмиссиями, пулеметными или пушечными башнями. Австралийский завод «Форд» выпускал тягачи и бронеавтомобили на шасси 4х4 и 6х6, переоборудованные по проекту Херрингтона.

В послевоенное время в положении компании «Мармон-Херрингтон» мало что изменилось. К этому времени серийное производство полноприводных военных автомобилей освоили многие фирмы разных стран, а переделка стандартных машин в полноприводные уже не требовалась в больших объемах. Одними из немногих военных автомобилей, создававшихся при участии Херрингтона, были 3-тонные грузовики F6 (4х4), собиравшиеся в 1948-50 гг. на заводе «Форд» в Бельгии. Главным достижением 50-х гг. была разработка полноприводных шасси для аэродромных пожарных автомобилей с надстройками разных изготовителей. Машины серий 0-10 и 0-11 (6х6), выпускавшиеся в 1950-54 гг. фирмой «Америкэн ЛаФранс» (American LaFrance) для ВВС США, оснащались двигателями мощностью от 240 до 310 л.с., весили 20 т и развивали скорость 96 км/ч. В 1956-58 г. компания «Мармон-Херрингтон» самостоятельно собирала уникальные для своего времени пожарные автомобили 0-12 (8х8) с 810-сильным двигателем «Континентал» (Continental) V12 воздушного охлаждения и автоматической 3-ступенчатой коробкой передач. Для привода водяного насоса с подачей 4750 л/мин служил собственный 500-сильный оппозитный мотор, расположенный в заднем отсеке кузова. Машина длиной около 11 м и полной массой 31 т могла доставлять к месту пожара 8,4 тыс. л воды. Одновременно фирма изготовляла спецшасси для аэродромного оборудования, а также продолжала переоборудовать автомобили «Форд», создав в 1956 г. на шасси F750 (4х4) армейский грузовик, получивший военный индекс М754. К этому времени она отметила выпуск 100-тысячного переоснащенного «Форда». На следующий год, после 14 лет разработки, был продемонстрирован опытный образец плавающего вездехода «Рино» (Rhino) 4х4 - «Носорог» с полусферическими колесами, так и не получивший никакого развития.

С образованием в 1963 г. компании «Мармон» по выпуску коммерческих грузовиков, переехавшей на новый завод в Дентоне, прежнее предприятие в Индианаполисе пришлось закрыть. В 1973 г. фирма «Мармон-Херрингтон» возродилась в Ноксвилле, но военных машин уже не выпускала. Она существует до сего дня и по-прежнему занимается переоборудованием автомобилей.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

МАРМОН-ХЕРРИНГТОН
(MARMON-HERRINGTON)
Нью-Йорк/Индианаполис
США
1931-1963
В 1930-е гг. фирма "Мармон-Херрингтон" завоевала славу ведущего американского изготовителя полноприводных автомобилей для вооруженных сил страны. Инициатива их создания принадлежала инженеру Артуру Херрингтону (Arthur Herrington), который в 1923-25 гг., служа в Квартирмейстерском корпусе сухопутных сил США (Quartermaster Corps), сокращенно QMC (Кью-Эм-Си), участвовал в разработке легких грузовиков TTL (4x4) на 40-сильном шасси "Либерти" (Liberty). Для них Херрингтон разработал неразрезные ведущие и управляемые мосты с шариковыми шарнирами равных угловых скоростей "Рцеппа" (Rzeppa). В 1930 г., покинув военную службу, он начал сотрудничество с Уолтером Мармоном (Walter Marmon), братом известного изобретателя Говарда Мармона (Howard Marmon), выпускавшего легковые автомобили высшего класса. К тому времени его фирма в Индианаполисе оказалась на грани банкротства, и в марте 1931 г. на ее базе была образована компания "Мармон-Херрингтон" с главной конторой в Нью-Йорке. За основу новых машин, выпускавшихся лишь в течение первых 5-6 лет, Херрингтон принял конструкции, созданные в Квартирмейстерском корпусе. В 1931 г. фирма получила заказ от ВВС США на 33 аэродромных топливозаправщика "33Т1" (4x4), которые от стандартизованных грузовиков "Кью-Эм-Си" группы 2 отличались только мостами. В 1933 г. начался выпуск семейства ТН (4x4/6x6) грузоподъемностью 1,5-7,5 т с мотором "Геркулес RXC" (Hercules). Из них в армии использовали прежде всего 3-тонные грузовики ТН310-6 (6x6), применявшиеся как эвакуаторы ТН315-6 и полевые мастерские. В 1934-35 гг. компания "Мармон-Херрингтон" поставила в Персию партию многоцелевых шасси ТН300-4 (4x4) и построенных на их базе штабных машин и пулеметных бронеавтомобилей ТН310-ALF.
В ноябре 1933 г. фирма представила автомобили нового поколения А, получившие двигатели "Геркулес", 4- или 5-ступенчатые коробки передач "Фуллер" (Fuller), ведущие мосты "Тимкен" (Timken) и характерную внешность с защитной решеткой радиатора, открытыми кабинами с тентом и двумя запасными колесами, укрепленными по обеим сторонам кабины. В последующие два года для американской армии компания "Мармон-Херрингтон" выпускала 1,5-тонные грузовики А10-4 (4x4) и 3-тонные бортовые артиллерийские тягачи и эвакуаторы А30-6 (6x6) с 94-сильным мотором. Одним из последних собственных комплектных автомобилей в 1937 г. была 6-тонная ремонтно-эвакуационная машина TL31-6 (6x6) с краном "Гар Вуд" (Gar Wood). В 1934 г. фирма изготовила опытные образцы заднемоторных бронеавтомобилей Т11 (4x4) со 115-сильным мотором "Геркулес", коробкой передач с 6 ступенями переднего и тремя заднего хода и пулеметной башней с полусферическим куполом. Второй вариант Т11Е1 отличался деталями корпуса, третий Т11Е2 получил новую башню с двумя пулеметами калибра 7,62 и 12,7 мм и еще одним пулеметом в задней стенке. Таких бронемашин построили 6 экземпляров.
Непомерные расходы на разработку новых автомобилей привели к резкой переориентации фирмы на изготовление полноприводных вариантов стандартных автомобилей крупных американских компаний. Ее главным партнером стал концерн "Форд" (Ford), а созданные совместно с ним многочисленные машины имели марку "Форд-Мармон-Херрингтон" и особую индексацию Херрингтона. Первыми в 1935 г. появились легкие грузовики и тягачи А5-4 (4x4) на стандартном 1,5-тонном шасси "Форд" с 80-сильным двигателем V8, усиленными рамой, подвеской и тормозами, а также передним мостом "Мармон-Херрингтон". По этому принципу была создана обширная гамма самых разнообразных военных исполнений серийных пикапов, фургонов и грузовиков "Форд" с полезной нагрузкой от 500 кг до 3 т, выпускавшихся до 1942 г. и применявшихся в армии, ВВС и ВМС США и Канады. Пикапы серии LD/ОТ использовались как штабные, разведывательные и санитарные машины, 1-тонные шасси служили легкими артиллерийскими тягачами Т5, а самыми известными стали капотные и бескапотные 1,5-тонные грузовики с ежегодно менявшимися индексами (от А5-4 до Е5-4). Собиравшиеся в период 1937-38 гг. 3-тонные грузовики-тягачи В5-6 и С5-6 (6x6) представляли собой обычные 1,5-тонные шасси 4x4, дополненные двумя ведущими мостами - передним и задним. В единичных экземплярах аналогичные машины предлагались на шасси "Додж" (Dodge), "Интернэшнл" (International) и "Корбитт" (Corbitt). В 1935 г. на 1-тонном шасси "Форд" с мотором V8 (85 л.с.) построили полубронированные разведывательные машины "Скаут Кар A7SC4" (Scout Car) с открытым верхом, способные развивать скорость 120 км/ч. Их развитием стал бронеавтомобиль Т13 с 12,7-мм зенитным пулеметом, собранный в 38 экземплярах. Поставлявшиеся в СССР по ленд-лизу полноприводные грузовики "Мармон-Херрингтон" служили базой реактивных установок "катюша".
Малоизвестной областью деятельности фирмы была попытка создания обширного семейства военных полугусеничных машин. В 1936 г. Херрингтон завершил работу над легким гусеничным движителем с передней ведущей звездочкой, 4 опорными катками и резинометаллической лентой шинной компании "Гудрич" (Goodrich). Впервые его установили вместо задних колес на 1,5-тонном грузовике "Форд V8-79" (4x4). Он прошел испытания, получил статус легкого полугусеничного тягача Т9 для буксировки 75-мм пушек и выпускался короткое время. Такой же движитель был смонтирован и на стандартном грузовике "Отокар" (Autocar), а через год появился вариант Т9Е1 с движителем от легкого танка. Во время сравнительных испытаний с прототипами полугусеничных бронетранспортеров с движителями Джеймса Каннингхэма (James Cunningham) конструкция Херрингтона оказалась хрупкой и недолговечной. В последний раз ее использовали в 1940 г. на опытном бронеавтомобиле DHT5 с 37-мм пушкой.
К 1939 г. программа компании "Мармон-Херрингтон" насчитывала 66 моделей, но с началом Второй мировой войны, когда полноприводные машины стали выпускать многие американские фирмы, спрос на ее продукцию резко сократился. Это заставило Херрингтона взяться за создание новых, ранее не свойственных ему видов техники, из которых признание получил лишь прототип легкого плавающего автомобиля - прообраз известной амфибии "Форд GPA". После вступления США в войну фирма выпускала ведущие мосты, эвакуаторы и передвижные лебедки для аэростатов, собирала танки Т22 "Локаст" (Locust), а в 1944-45 гг. построила 3,2 тыс. седельных тягачей "Интернэшнл" серии Н-542. Между тем в разгар войны эпицентр создания новых бронемашин марки "Мармон-Херрингтон" переместился из США в другие страны, остро нуждавшиеся в собственной технике. Самые оригинальные разработки появились в Южной Африке, где их изготовлял местный сборочный завод "Форд". В начале 40-х гг. на 1,5-тонном шасси там серийно выпускались капотные бронеавтомобили Mk-II, Mk-III и Mk-IV (4x4), но наиболее примечательным был вариант Mk-VI (8x8) с двумя моторами "Форд" V8 и двумя трансмиссиями, пулеметными или пушечными башнями. Австралийский завод "Форд" выпускал тягачи и бронеавтомобили на шасси 4x4 и 6x6, переоборудованные по проекту Херрингтона.
В послевоенное время в положении компании "Мармон-Херрингтон" мало что изменилось. К этому времени серийное производство полноприводных военных автомобилей освоили многие фирмы разных стран, а переделка стандартных машин в полноприводные уже не требовалась в больших объемах. Одними из немногих военных автомобилей, создававшихся при участии Херрингтона, были 3-тонные грузовики F6 (4x4), собиравшиеся в 1948-50 гг. на заводе "Форд" в Бельгии. Главным достижением 50-х гг. была разработка полноприводных шасси для аэродромных пожарных автомобилей с надстройками разных изготовителей. Машины серий 0-10 и 0-11 (6x6), выпускавшиеся в 1950-54 гг. фирмой "Америкэн ЛаФранс" (American LaFrance) для ВВС США, оснащались двигателями мощностью от 240 до 310 л.с., весили 20 т и развивали скорость 96 км/ч. В 1956-58 г. компания "Мармон-Херрингтон" самостоятельно собирала уникальные для своего времени пожарные автомобили 0-12 (8x8) с 810-сильным двигателем "Континентал" (Continental) V12 воздушного охлаждения и автоматической 3-ступенчатой коробкой передач. Для привода водяного насоса с подачей 4750 л/мин служил собственный 500-сильный оппозитный мотор, расположенный в заднем отсеке кузова. Машина длиной около 11 м и полной массой 31 т могла доставлять к месту пожара 8,4 тыс. л воды. Одновременно фирма изготовляла спецшасси для аэродромного оборудования, а также продолжала переоборудовать автомобили "Форд", создав в 1956 г. на шасси F750 (4x4) армейский грузовик, получивший военный индекс М754. К этому времени она отметила выпуск 100-тысячного переоснащенного "Форда". На следующий год, после 14 лет разработки, был продемонстрирован опытный образец плавающего вездехода "Рино" (Rhino) 4x4 - "Носорог" с полусферическими колесами, так и не получивший никакого развития.
С образованием в 1963 г. компании "Мармон" по выпуску коммерческих грузовиков, переехавшей на новый завод в Дентоне, прежнее предприятие в Индианаполисе пришлось закрыть. В 1973 г. фирма "Мармон-Херрингтон" возродилась в Ноксвилле, но военных машин уже не выпускала. Она существует до сего дня и по-прежнему занимается переоборудованием автомобилей.
Мармон-Херрингтон А30-6, 6x6, 1934 г.
Шасси "Мармон-Херрингтон ТН300-4", 4x4, 1934 г.
Штабной автомобиль "Мармон-Херрингтон ТН300-4", 4x4, 1934 г.
"Мармон-Херрингтон LD3-4" на шасси "Форд V8", 4x4, 1935 г.
Мармон-Херрингтон ТН315-6, 6x6, 1935 г.
Мармон-Херрингтон Скаут Кар A7SC4, 4x4, 1935 г.
Мармон-Херрингтон Т11Е2, 4x4, 1936 г.
Мармон-Херрингтон Т9, 1937 г.
"Мармон-Херрингтон Е5-4" на шасси "Форд V8", 4x4, 1938 г.
Мармон-Херрингтон DHT5, 1940 г.
Мармон-Херрингтон Mk-VI, 8x8, 1942 г.
Мармон-Херрингтон Mk-IV, 4x4, 1944 г.
Мармон-Херрингтон 0-12, 8x8, 1958 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с