МАЗ | |
999999999999999999999
|
МАЗ
(MAZ)
Минск, СССР/Беларусь, 1947-
Минский автомобильный завод (МАЗ) приступил к работе через 6 дней после
освобождения города от немецко-фашистских войск, когда 9 августа 1944 г. в
корпусах недостроенного немцами автосборочного предприятия началась подготовка к
изготовлению армейских грузовиков «Студебекер» (Studebaker). В ноябре 1944 г.
была готова первая партия из 50 машин, а в 1945 г. Советское правительство
приняло решение о строительстве на этом месте завода тяжелых грузовиков. 7
ноября 1947 г. там были собраны первые 6-тонные самосвалы МАЗ-205, разработанные
на Ярославском автозаводе (ЯАЗ) и сразу же поступившие в инженерно-строительные
батальоны Советской армии. В 1950 г. из Ярославля в Минск перевели производство
7-тонных грузовиков ЯАЗ-200, которые с февраля 1951 г. собирали под маркой
МАЗ-200. Оба автомобиля оснащались 4-цилиндровым двухтактным дизельным
двигателем ЯАЗ-204 (4,65 л, 110 л.с.), 5-ступенчатой коробкой передач,
пневматическим приводом тормозов и дерево-металлической кабиной. Одновременно
выпускался армейский вариант МАЗ-200Г с металлической грузовой платформой и
деревянными решетчатыми надставками, откидными скамейками и тентом. Пониженные
передаточные числа в трансмиссии обеспечивали более высокое тяговое усилие, но
максимальная скорость уменьшилась с 65 до 52 км/ч. В армии автомобили серии
«200» использовались как тягачи артиллерийских систем массой до 10 т, шасси для
штабных пунктов, автоцистерн АЦ-8-200 и аэродромных топливозаправщиков АТЗ-8-200
(ТЗ-200) вместимостью 8 тыс. л.
МАЗ-200Г, 1951 г.
МАЗ-502, 4х4, 1957 г.
МАЗ-505, 4х4, 1962 г.
МАЗ-5335, 1978 г.
МАЗ-6317, 6х6, 1996 г.
Система залпового огня «БелГрад» на шасси МАЗ-6317, 1998 г.
В 1955 г. появился полноприводный автомобиль-лесовоз МАЗ-501 (4х4) с задними
двускатными колесами, который через год послужил базой 4-тонного армейского
капотного грузовика МАЗ-502 со всеми односкатными колесами и его варианта «502А»
с передней 6-тонной лебедкой. Впервые конструктор А. X. Лефаров применил на них
постоянный привод всех колес с несимметричным межосевым блокируемым
дифференциалом, еще не получивший тогда широкого распространения. Первые образцы
снабжались 120-сильным мотором ЯАЗ-М204А, а серийные, выпускавшиеся в 1957-66
гг., - дизелем ЯАЗ-М204В мощностью 135 л.с. В армии использовался также
седельный тягач «502В», буксировавший 12-тонный полуприцеп с зенитным ракетным
комплексом «Даль».
В 1954 г. в соответствии с постановлением Советского правительства на МАЗе было
образовано специальное конструкторское бюро (СКБ), создавшее гамму тяжелых
полноприводных военных автомобилей и преобразованное впоследствии в Минский
завод колесных тягачей (МЗКТ). Их деятельности посвящена следующая статья
энциклопедии. Что же касается головного Минского автозавода, то в рамках этого
постановления в середине 50-х гг. на нем было изготовлено два опытных образца
многоцелевого тягача МАЗ-532 (4х4) со 165-сильным дизелем ЯАЗ-206, а в
последующее время для армии завод предлагал только доработанные варианты своих
серийных грузовиков. Поначалу к ним относились бескапотные 7,5-тонные автомобили
МАЗ-500 со 180-сильным дизелем ЯМЗ-236 V6, выпускавшиеся с 1965 г. Для армии был
создан высокобортный МАЗ-500Г, а серийные шасси использовались в основном для
топливозаправщиков АТЗ-8-500 и ТЗА-7,5-500А. Единственной специальной армейской
машиной того времени был бескапотный грузовик МАЗ-505 (4х4) - вариант серии
«502», собранный в опытных образцах в начале 60-х гг., в процессе доводки 500-й
серии. Во второй половине 70-х гг. эту гамму сменила 8-тонная серия МАЗ-5335, а
в 80-е гг. - МАЗ-5337. Они поступали на вооружение в версиях с металлической
платформой и тентом или как топливозаправщики.
В начале 90-х гг., после образования независимой Республики Беларусь, положение
МАЗа оказалось достаточно сложным, но уже через несколько лет он мог предложить
ряд новых гражданских и армейских автомобилей. С 1995 г. для национальных
вооруженных сил завод выпускает 11-тонный грузовик-тягач МАЗ-6317 (6х6) со всеми
односкатными колесами и металлической платформой, дизельными двигателями
ЯМЗ-238Д или ЯМЗ-7511 мощностью 330 и 390 л.с., механической 9-ступенчатой
коробкой передач, системой регулирования давления воздуха в шинах, 12-тонной
лебедкой и удлиненной кабиной со спальным местом. В 1996 г. на его базе создан
седельный тягач «6425» для работы в составе 44-тонного автопоезда, а в 1999 г. -
армейский 6-тонный грузовик МАЗ-531605 (4х4). В декабре 1997 г. прошли первые
испытания 40-зарядной системы залпового огня «БелГрад», аналогичной установке
БМ-21 «Град», но смонтированной на шасси «6317» с 425-сильным дизелем и задними
винтовыми домкратами. Удлиненная грузовая платформа МАЗа позволила разместить на
ней также стеллажи для реактивных снарядов и места для боевого расчета.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
МАЗ (Минский автомобильный завод)
(MAZ)
Минск
СССР/Беларусь
1947-
Минский автомобильный завод (МАЗ) приступил к работе через 6 дней после
освобождения города от немецко-фашистских войск, когда 9 августа 1944 г. в
корпусах недостроенного немцами автосборочного предприятия началась подготовка к
изготовлению армейских грузовиков "Студебекер" (Studebaker). В ноябре 1944 г.
была готова первая партия из 50 машин, а в 1945 г. Советское правительство
приняло решение о строительстве на этом месте завода тяжелых грузовиков. 7
ноября 1947 г. там были собраны первые 6-тонные самосвалы МАЗ-205, разработанные
на Ярославском автозаводе (ЯАЗ) и сразу же поступившие в инженерно-строительные
батальоны Советской армии. В 1950 г. из Ярославля в Минск перевели производство
7-тонных грузовиков ЯАЗ-200, которые с февраля 1951 г. собирали под маркой
МАЗ-200. Оба автомобиля оснащались 4-цилиндровым двухтактным дизельным
двигателем ЯАЗ-204 (4,65 л, 110 л.с.), 5-ступенчатой коробкой передач,
пневматическим приводом тормозов и деревометаллической кабиной. Одновременно
выпускался армейский вариант МАЗ-200Г с металлической грузовой платформой и
деревянными решетчатыми надставками, откидными скамейками и тентом. Пониженные
передаточные числа в трансмиссии обеспечивали более высокое тяговое усилие, но
максимальная скорость уменьшилась с 65 до 52 км/ч. В армии автомобили серии
"200" использовались как тягачи артиллерийских систем массой до 10 т, шасси для
штабных пунктов, автоцистерн АЦ-8-200 и аэродромных топливозаправщиков АТЗ-8-200
(ТЗ-200) вместимостью 8 тыс. л.
В 1955 г. появился полноприводный автомобиль-лесовоз МАЗ-501 (4x4) с задними
двускатными колесами, который через год послужил базой 4-тонного армейского
капотного грузовика МАЗ-502 со всеми односкатными колесами и его варианта "502А"
с передней 6-тонной лебедкой. Впервые конструктор А. Х. Лефаров применил на них
постоянный привод всех колес с несимметричным межосевым блокируемым
дифференциалом, еще не получивший тогда широкого распространения. Первые образцы
снабжались 120-сильным мотором ЯАЗ-М204А, а серийные, выпускавшиеся в 1957-66
гг., - дизелем ЯАЗ-М204В мощностью 135 л.с. В армии использовался также
седельный тягач "502В", буксировавший 12-тонный полуприцеп с зенитным ракетным
комплексом "Даль".
В 1954 г. в соответствии с постановлением Советского правительства на МАЗе было
образовано специальное конструкторское бюро (СКБ), создавшее гамму тяжелых
полноприводных военных автомобилей и преобразованное впоследствии в Минский
завод колесных тягачей (МЗКТ). Их деятельности посвящена следующая статья
энциклопедии. Что же касается головного Минского автозавода, то в рамках этого
постановления в середине 50-х гг. на нем было изготовлено два опытных образца
многоцелевого тягача МАЗ-532 (4x4) со 165-сильным дизелем ЯАЗ-206, а в
последующее время для армии завод предлагал только доработанные варианты своих
серийных грузовиков. Поначалу к ним относились бескапотные 7,5-тонные автомобили
МАЗ-500 со 180-сильным дизелем ЯМЗ-236 V6, выпускавшиеся с 1965 г. Для армии был
создан высокобортный МАЗ-500Г, а серийные шасси использовались в основном для
топливозаправщиков АТЗ-8-500 и ТЗА-7,5-500А. Единственной специальной армейской
машиной того времени был бескапотный грузовик МАЗ-505 (4x4) - вариант серии
"502", собранный в опытных образцах в начале 60-х гг., в процессе доводки 500-й
серии. Во второй половине 70-х гг. эту гамму сменила 8-тонная серия МАЗ-5335, а
в 80-е гг. - МАЗ-5337. Они поступали на вооружение в версиях с металлической
платформой и тентом или как топливозаправщики.
В начале 90-х гг., после образования независимой Республики Беларусь, положение
МАЗа оказалось достаточно сложным, но уже через несколько лет он мог предложить
ряд новых гражданских и армейских автомобилей. С 1995 г. для национальных
вооруженных сил завод выпускает 11-тонный грузовик-тягач МАЗ-6317 (6x6) со всеми
односкатными колесами и металлической платформой, дизельными двигателями
ЯМЗ-238Д или ЯМЗ-7511 мощностью 330 и 390 л.с., механической 9-ступенчатой
коробкой передач, системой регулирования давления воздуха в шинах, 12-тонной
лебедкой и удлиненной кабиной со спальным местом. В 1996 г. на его базе создан
седельный тягач "6425" для работы в составе 44-тонного автопоезда, а в 1999 г. -
армейский 6-тонный грузовик МАЗ-531605 (4x4). В декабре 1997 г. прошли первые
испытания 40-зарядной системы залпового огня "БелГрад", аналогичной установке
БМ-21 "Град", но смонтированной на шасси "6317" с 425-сильным дизелем и задними
винтовыми домкратами. Удлиненная грузовая платформа МАЗа позволила разместить на
ней также стеллажи для реактивных снарядов и места для боевого расчета.
МАЗ-200Г, 1951 г.
МАЗ-502, 4x4, 1957 г.
МАЗ-505, 4x4, 1962 г.
Топливозаправщик ТЗА-7,5 на шасси МАЗ-5334, 1984 г.
МАЗ-6317, 6x6, 1996 г.
Система залпового огня "БелГрад" на шасси МАЗ-6317, 1998 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с