MERCEDES-BENZ | |
999999999999999999999
|
МЕРСЕДЕС-БЕНЦ
(MERCEDES-BENZ)
Штутгарт/Мангейм/Берлин-Мариенфельде/Гаггенау/Ворт/Дюссельдорф, Германия // Грац,
Австрия
1926-
19 июня 1926 г. в результате слияния немецких фирм «Даймлер-Моторен-Гезелльшафт»
(Daimler-Motoren-Gesellschaft) и «Бенц и Компания» (Benz und Cie.) был создан
всемирно известный концерн «Даймлер-Бенц АГ» (Daimler-Benz AG), автомобили
которого несут марку «Мерседес-Бенц». С первых же лет существования его главным
заказчиком стали германские вооруженные силы, для которых «Даймлер-Бенц»
изготовлял обширное семейство доработанных серийных легковых и грузовых машин,
тягачей и автобусов, заняв к настоящему времени лидирующее положение в военных
поставках автотехники в армии многих стран мира. Специальная колесная
бронетехника выпускалась под маркой «Даймлер-Бенц».
Мерседес-Бенц Штутгарт-260 (10/50PS), 1930 г.
Разработка специализированных армейских машин началась в середине 20-х гг. с
создания легких многоцелевых автомобилей с упрощенными открытыми кузовами без
дверей, снабженных тентом, боковыми запасными колесами, креплениями для
стрелкового оружия, шанцевым инструментом, дополнительными канистрами и
вездеходными шинами с посадочным диаметром 17-20 дюймов. Они служили для
доставки командного состава, штабных целей и обеспечения связи, составив
самостоятельный класс «кюбельвагенов» (Kubelwagen или Kubel-PKW). Первые такие
машины появились в 1926-27 гг. на легковых шасси 8/36PS и 15/70/100PS, а с 1929
г. фирма выпускала «кюбельвагены» на базе серийных моделей «Штутгарт-200/260» (Stuttgart)
с 6-цилиндровыми двигателями мощностью 38 и 50 л.с. С приходом к власти Адольфа
Гитлера работы по военной автотехнике резко активизировались. В 1934-40 гг. «Даймлер-Бенц»
предлагал наиболее широкую гамму «кюбельвагенов» с разными двигателями (38-78
л.с.), для которых использовали легковые серии «290», «320», «340» и даже
заднемоторные «130» и «170Н» В общей сложности в то время построили свыше 4 тыс.
«кюбельвагенов», а наиболее распространенным стал военный вариант «170VK»,
выпущенный в 1938-42 гг. в количестве более 19 тыс. экземпляров. Он базировался
на серийной 38-сильной легковой модели «170V» с 4-ступенчатой коробкой передач,
независимой подвеской всех колес и Х-образной рамой из труб овального сечения.
Машины предлагались в многоцелевом исполнении Sd.Kfz.2, разведывательном
Sd.Kfz.3 и как полевая мастерская Sd.Kfz.2/40.
В 1935-36 гг., в процессе работы над машиной «170VK», были созданы
полноприводные образцы «170VG» и «170VL» (W136) 4х4 с 4- и 5-ступенчатыми
коробками передач, причем второй вариант получил все управляемые колеса. Он-то и
стал прообразом специально разработанного «кюбельвагена» G5 (W152) - первого
джипа марки «Мерседес-Бенц», намного опередившего американские конструкции.
Внешне он напоминал серийный вариант «170V», но получил 45-сильный двигатель,
5-ступенчатую коробку передач, все три блокируемых дифференциала и задние
управляемые колеса с механизмом фиксирования в прямолинейном движении,
позволявшие уменьшить радиус поворота с 12 до 7 м. Автомобиль имел полную массу
2150 кг и развивал скорость 30 км/ч. В 1937-41 гг. их построили 378 штук.
Мерседес-Бенц 320WK, 1936 г.
Мерседес-Бенц G4 (W139), 6х4, 1938 г.
Мерседес-Бенц G5 (W152), 4х4, 1940 г.
Мерседес-Бенц 770K (W150II), 1942 г. - личный автомобиль Гитлера
В 1926 г. «Даймлер-Бенц» приступил к разработке семейства легких военных
автомобилей повышенной проходимости с колесной формулой 6x4. Первым появился
8-местный грузопассажирский прототип G1 с 50-сильным мотором и всеми
неразрезными мостами на поперечных рессорах. Полученный опыт был использован не
только для создания новых поколений 3-осных армейских грузовиков, но и одного из
наиболее известных легковых автомобилей G4 с открытыми 5- и 7-местными кузовами.
Ими пользовалось высшее руководство фашистского Рейха и союзных стран. В 1934-39
гг. на реконструированном заводе в Мариенфельде изготовили 72 экземпляра машин
G4 (W139) с рядными 8-цилиндровыми моторами объемом 5,0-5,4 л (100-115 л.с.).
Все оснащались 4-ступенчатой коробкой передач с 2-ступенчатым редуктором,
неразрезными ведущими мостами с блокируемыми дифференциалами и
пневмогидравлическим приводом тормозов. Автомобили длиной 5,4 м имели полную
массу 4,4 т и двигались со скоростью до 67 км/ч. Во время войны их использовали
как штабные (Kfz.21) и передвижные радиостанции, для установки санитарных и
почтовых кузовов, а патрульный вариант для сопровождения важных персон по
неспокойным районам, известный как «партизаненваген», снабжался двумя
крупнокалиберными пулеметами. У высшего военного командования были популярны
также комфортные легковые и спортивные машины «Мерседес-Бенц», а лидерам
Германии и стран фашистской коалиции принадлежали бронированные лимузины и
фаэтоны серии «770» с двигателями мощностью от 150 до 400 л.с., весившие до 4,8
т и развивавшие скорость 180 км/ч. В 1938-43 гг. выпускался самый мощный и
тяжелый « Мерседес-Бенц-770К» (W150II) или «Гитлер-Ваген».
Мерседес-Бенц G3a, 6x4, 1929 г.
Мерседес-Бенц G3a(p) Sd.Kfz.231, 6x4, 1931 г.
Мерседес-Бенц L1500E (Kfz.31), 1938 г.
Мерседес-Бенц L3000S (Kfz.33), 1940 г.
Мерседес-Бенц L4500S, 1942 г.
Первые военизированные грузовые автомобили «Мерседес-Бенц» стали поступать в
германский Рейхсвер в 1928 г. и от серийных отличались бортовыми кузовами с
продольными скамьями для солдат, тентом и передним ограждением. Приход в
Германию фашистской диктатуры и активная милитаризация экономики придали мощный
толчок их развитию. В результате в 1933-39 гг. доработанные коммерческие машины
«Мерседес-Бенц» составили основную массу немецких армейских грузовиков.
Разработка специальных армейских автомобилей в 1928 г. привела к созданию
опытных 1,5-тонных грузовиков G3 (6x4), за которыми через год последовал
модернизированный 68-сильный вариант G3a, собранный в Мариенфельде за 6 лет в
количестве более 2 тыс. экземпляров. По его подобию свои машины изготовляли
также компании «Бюссинг-НАГ» (Bussing-NAG) и «Магирус» (Magirus), создавшие
первое стандартизованное 1,5-тонное грузовое семейство. По сравнению с ними
вариант G3a имел самую длинную колесную базу (3000 мм). Он предлагался как шасси
для штабных машин Kfz.77, радиостанций Kfz.61 и других надстроек. В 1929-35 гг.
было построено 2,1 тыс. грузовиков серии G3. На их шасси изготовили также 800
бронеавтомобилей G3a(p) с двумя постами управления, которые известны в версиях
Sd.Kfz.231 с 20-мм пушкой и пулеметом, Sd.Kfz.232 с радиостанцией и в штабном
исполнении Sd.Kfz.263.
В 1938 г. выпуск военной продукции превысил объемы изготовления гражданских
машин, а в 1940 г. все производство концерна «Даймлер-Бенц» было переведено на
военные рельсы. Накануне Второй мировой войны стало ясно, что разработка
специальных армейских автомобилей слишком дорога и нерентабельна, поэтому на
первое место вышли доработанные коммерческие грузовики, крупномасштабный выпуск
которых можно было организовать в сжатые сроки. В 1937-44 гг. основой легкой
гаммы стали 1,5-тонные шасси L1500E, L1500S (4x2) и L1500A (4х4) с бензиновыми
4- и 6-цилиндровыми моторами (44-60 л.с.). Среднюю и тяжелую гаммы составили
грузовики L3000S, L4500S, L6500 (4x2) и их варианты L3000A и L4500A (4х4) с
дизельными двигателями мощностью от 65 до 135 л.с., выпускавшиеся практически на
всех заводах концерна. В общей сложности в Вермахт поступило свыше 51 тыс. таких
машин. К специальным военным исполнениям относились санитарные автомобили Kfz.31
на 44-сильном шасси L1500E (1937-38 гг.), штабные машины Kfz.16 на 60-сильном
шасси L1500A (1941-43 гг.), радиостанции Kfz.33 на базе L3000S/A, самоходные 37-
и 50-мм артиллерийские установки на шасси L4500A (1941-44 гг.), а также
полугусеничные бортовые грузовики L4500R со 112-сильным дизелем, входившие в
серию «Маультир» (Maultier) и снабженные более надежным гусеничным движителем от
легкого танка Pz.Kpfw.II. Они имели полную массу 12,7 т и могли передвигаться со
скоростью до 36 км/ч, потребляя до 200 л топлива на 100 км.
Мерседес-Бенц L701, 1944 г.
Мерседес-Бенц L3500, 1951 г.
Мерседес-Бенц LG315/46, 4х4, 1958 г.
Пожарная машина «Мерседес-Бенц LG315/46», 4х4, 1959 г.
В 30-е гг. фирма построила несколько опытных полноприводных машин, в том числе
грузовик LG65/3 (6х6) на базе L3000 и тягач LG65/4 (8х8) со 100-сильным дизелем.
В конце войны, неся большие потери на всех фронтах, военное ведомство решило
подключить «Даймлер-Бенц» к выпуску 3-тонных грузовиков «Опель Блиц 3.6-365» (Opel
Blitz) с упрощенной кабиной. Из более 70 тыс. таких машин на долю концерна
пришлось всего 3,5 тыс. автомобилей, собиравшихся в Мангейме под индексом L701.
Другие заводы «Даймлер-Бенц» выпускали полугусеничные транспортеры, практически
все типы танков, артиллерийские установки и авиамоторы. С 1926 г. и до конца
войны концерн выпустил 152 тыс. машин военного назначения.
Конец войны концерн «Даймлер-Бенц» встретил на руинах почти всех своих
предприятий. Их быстрое восстановление связывают как с благосклонностью к нему
оккупационных властей, так и с возвратом дорогого оборудования, прятавшегося в
тайных схронах. Первыми послевоенными автомобилями летом 1945 г. стали грузовики
L701, поступившие на пополнение автопарка сил союзников. Важную роль в
последующих военных поставках сыграло образование ФРГ и необходимость
обеспечения автотехникой пограничной охраны и полиции. В начале 50-х гг. туда
стали поступать легковые автомобили и грузовики L3500 со специальными кузовами,
за которыми последовали модели L4500, L5500 и L6600. В 1954-55 гг. они были
преобразованы в варианты L311, L312, L325 и L315, включая полноприводные с
индексом LA. Создание Бундесвера и вступление ФРГ в НАТО позволили открыто
взяться за производство военной техники. К этому времени в Гаггенау уже
развернулось производство многоцелевых машин «Унимог» (Unimog) 4х4, которым
посвящена отдельная статья энциклопедии. Выиграв конкурс на разработку 5-тонного
грузовика для НАТО, в 1956-64 гг. «Даймлер-Бенц» собрал в Гаггенау 8283 машины
серии LG315/46 (4х4), ставшей комбинацией модели L4500A военного времени и
послевоенной LA315. Армейский «Мерседес» сохранил традиционный округлый капот,
крылья и цельнометаллическую кабину, в крыше которой имелся люк, но в 1958 г.
основная доля машин получила плоские крылья и открытую кабину. Грузовик LG315/46
оснащался многотопливным двигателем ОМ315 (8,3 л, 145 л.с.), 6-ступенчатой
коробкой передач, гидроусилителем рулевого механизма, двухконтурным
пневмоприводом тормозов и всеми односкатными колесами. На его шасси
устанавливали различные кузова, противопожарное, крановое и
ремонтно-эвакуационное оборудование. Другие попытки закрепиться на рынке военных
автомобилей закончились неудачей: в 1956 г. «Даймлер-Бенц» проиграл конкурс на
3-тонный грузовик для НАТО, а модернизация 5-тонной серии свелась к изготовлению
опытного образца LG326/46 (4х4). Это были последние автомобили «Мерседес-Бенц»,
специально разработанные для военных нужд. Прошло почти полвека, прежде чем
фирма вернулась к ним.
Грузовик «Мерседес-Бенц LA328/42», сзади - LA911/42, 4х4, 1965 г.
Мерседес-Бенц 2648S, 6х4, 1986 г.
Мерседес-Бенц 2628А, 6х6, 1979 г.
Мерседес-Бенц 3336, 8х4, 1984 г.
Мерседес-Бенц 3850AS, 6х6, 1987 г.
В 60-е гг. «Даймлер-Бенц» неоднократно участвовал в конкурсах на создание новых
армейских грузовиков, но до начала XXI века его главной военной продукцией
оставались доработанные гражданские автомобили. Их популярность в Германии и
армиях многих стран мира была настолько высокой, что автомобильное отделение
концерна «Даймлер-Бенц», переименованное в 1989 г. в «Мерседес-Бенц», всегда
занимало лидирующее положение в этой области. С конца 50-х гг. в Бундесвер
поставлялись практически все серийные автомобили «Мерседес-Бенц» - от развозных
фургонов L319D до 320-сильных тягачей LP52232 (6x4), а наиболее
распространенными стали полукапотные 4,5-тонные автомобили LA328/42 и LA911/42
(4х4).
К началу 70-х гг. номенклатура «полувоенной» техники стала столь обширной, что в
1975 г. Федеральное управление военных поставок (BWB) учредило технические
требования к милитаризованным гражданским автомобилям. Это привело к
упорядочению их гаммы и к многократному сокращению номенклатуры. К концу 70-х
гг. программа грузовых машин общего назначения постепенно ограничилась
доработанными моделями легкого и среднего класса, а на первое место вышли более
тяжелые многоцелевые полноприводные грузовики, оснащенные кабинами с пулеметной
турелью, кронштейнами для стрелкового оружия, экранированным
электрооборудованием и приспособленные для монтажа военного оборудования,
вооружения и перевозки воздушным транспортом. Развитию этого класса
способствовало присоединение к концерну «Даймлер-Бенц» предприятия «Крупп» (Krupp)
в Эссене (1968 г.) и приобретение фирмы «Хеншель» (Henschel) из Касселя (1973
г.), а также усиленная разработка новых дизельных силовых агрегатов. В конце
70-х гг. и в 80-е гг. базовая армейская гамма включала многочисленные модели от
тактических машин «1017А» (4х4) до 4-осных шасси «3336» (8x4) грузоподъемностью
5-18 т. Самой распространенной была серия «1017», выпущенная в 1977-87 гг. в
количестве 11 тыс. единиц, а все тяжелые машины входили в новое поколение NG.
Роль тактического грузовика-тягача играл 12-тонный бортовой автомобиль «2628А»
(6х6) с 280-сильным дизелем V8, применявшийся для буксировки тяжелой гаубицы
FH70, а для скоростной доставки бронетехники по шоссе использовали седельные
тягачи «2636А5» (6х6), «26485» (6x4), «3850AS» (6х6) и «4850А5» (8х8) с
двигателями V10 (355-500 л.с.) и гидромеханическими 16-ступенчатыми коробками
передач, способные работать в составе автопоездов полной массой до 220 т и
развивать по шоссе скорость 80-90 км/ч.
Мерседес-Бенц LK917A, 4х4, 1995 г.
«Мерседес-Бенц SK3538» (8х4) частей гражданской обороны, 1993 г.
Мерседес-Бенц 250GD Вольф, 4х4, 1989 г.
Мерседес-Бенц 290GD Вольф, 4х4, 1995 г.
Авиатранспортабельный «Мерседес-Бенц 290GD Вольф», 1995 г.
Последнее десятилетие XX века стало наиболее плодотворным для компании
«Мерседес-Бенц». Оно началось с приобретения в 1990 г. австрийской фирмы «Штайр»
(Steyr), а завершились формированием весной 1998 г. крупнейшего
транснационального автомобильного концерна «Даймлер-Крайслер»
(Daimler-Chrysler), включавшего не только корпорацию «Крайслер» (Chrysler), но и
ряд известных американских и канадских изготовителей грузовиков. В первой
половине 90-х гг. Бундесвер пополнился новыми поколениями военных автомобилей
«Мерседес-Бенц». В семействе LK среднего класса появились военизированные
варианты «917А», «1114А» и «1117А» (4х4) с полезной нагрузкой 3-4 т и дизелями
мощностью 136-170 л.с., а обновленное тяжелое поколение SK включало тактические
грузовики и танковые тягачи с колесной формулой 6х6 (модели от «2028А» до
«3850AS»), а также тяжелые шасси «3538/3644А» (8x4/8х8) с моторами V8 и V10
(280-500 л.с.). Во второй половине 90-х гг., когда программа коммерческих
грузовиков «Мерседес-Бенц» полностью обновилась, на ее основе сформировалось и
новое поколение военных машин.
Современную гамму военных автомобилей «Мерседес-Бенц» составляют многочисленные
модели грузоподъемностью от 500 кг до 200 т. Самыми легкими являются
многоцелевые машины серии G (Gelandewagen) 4х4 - наиболее известные и
распространенные немецкие джипы. Их разработкой «Даймлер-Бенц» стал заниматься
еще в начале 70-х гг., а в феврале 1979 г. на австрийском заводе
«Штайр-Даймлер-Пух» (Steyr-Daimler-Puch) в Граце началось изготовление сразу
четырех типов гражданских вседорожников. Некоторые из них поступали в
вооруженные силы разных стран, но в Бундесвер, куда в то время поставляли
простые джипы «Фольксваген Ильтис» (Volkswagen litis), путь более дорогих машин
серии G оказался долгим и трудным. Лишь в конце ноября 1989 г. начались
испытания военного варианта «250GD», принятого на вооружение под кодовым
названием «Вольф» (Wolf) - «Волк». Это был упрощенный многоцелевой автомобиль с
открытыми кабиной и цельнометаллическим кузовом для доставки 4-6 человек личного
состава, развивавший скорость 125 км/ч. Он предлагался на шасси G461 с
5-цилиндровым дизелем OM602D25 (2,5 л, 92 л.с.), механической 4-ступенчатой
коробкой передач, неразрезными мостами на пружинной подвеске, отключаемым
приводом передних колес, блокировкой межколесных дифференциалов и тремя
размерами колесной базы (2400, 2850, 3120 мм).
Мерседес-Бенц 250GDT Вольф, 4х4, 1998 г.
«Мерседес-Бенц 250GD Вольф» с ракетами «Мистраль», 1997 г.
Мерседес-Бенц G270CDI Вольф, 4х4, 2003 г.
Мерседес-Бенц G270CDI Вольф LIV, 4х4, 2005 г.
Впоследствии автомобиль получил закрытые 3- и 5-местные кузова для штабных
целей, а также предлагался как фургон и санитарная машина. В 1994 г. ему на
смену пришла модель «290GD» с 95-сильным мотором от легких фургонов 210D/310D,
автоматической 4-ступенчатой коробкой передач и передними дисковыми тормозами. В
1998 г. в серию пошел 120-сильный вариант «290GDT» с турбонаддувом, а к прежним
исполнениям добавились авиадесантируемый и 10-местный длиннобазный вариант (3400
мм), пикапы с короткой или двойной кабиной, шасси для контейнеров и вооружения с
полезной нагрузкой до 2 т. С 2002 г. выпускается джип G270CDI с 20-клапанным
дизелем (2,7 л, 156 л.с.) с турбонаддувом, промежуточным охлаждением и общей
магистралью подачи топлива, автоматической 5-ступенчатой коробкой передач и
всеми блокируемыми дифференциалами. В июне 2003 г. на таком шасси компания
«Райнметалл» (Rheinmetall) начала сборку низкопрофильного автомобиля быстрого
реагирования LIV с открытым кузовом фирмы «Бинц» (Binz) и мощным вооружением.
Новые модели серии G развивают максимальную скорость до 140 км/ч, преодолевают
подъемы крутизной 80% и могут буксировать прицепы массой до 3,5 т. Для армий
ряда стран их выпускают под маркой «Пух» (Puch), а во Франции собирают аналог
«Пежо Р4» (Peugeot). До середины 2005 г. только в Бундесвер было поставлено
свыше 60 тыс. джипов серии G.
Современную легкую гамму армейских грузовиков представляет семейство «Шпринтер»
(Sprinter), выпускающееся в Дюссельдорфе в многочисленных полноприводных
исполнениях: фургоны, грузопассажирские машины, микроавтобусы и пикапы с
полезной нагрузкой 1,2-2,4 т, дизельными двигателями мощностью 129-156 л.с.,
механическими или автоматическими коробками передач, дисковыми тормозами с АБС.
В 1998 г. фирма приступила к выпуску средней военизированной гаммы «Варио»
(Vario), которая включает модели «815DA» и «818DA» (4х4) грузоподъемностью
2,5-3,5 т (152 или 177 л.с.). В первые годы XXI века свою новую среднюю гамму
«Атэго» (Atego) «Мерседес-Бенц» представил в нескольких военных вариантах (от
«1017А» до «1528А») 4х4 с силовыми агрегатами мощностью 170-279 л.с. и
механическими 6-ступенчатыми коробками передач.
Мерседес-Бенц Варио-815DA, 4х4, 2000 г.
Мерседес-Бенц Шпринтер-414CDI, 4х4, 2002 г.
Мерседес-Бенц Атэго-1323А, 4х4, 2001 г.
Мерседес-Бенц Актрос-1835, 1995 г.
Мерседес-Бенц Актрос-4148SA, 8х8, 2001 г.
С 1997 г. в вооруженные силы поступает наиболее широкая военизированная гамма
«Актрос» (Actros), включающая более 30 базовых многоцелевых шасси с колесными
формулами 4х4 и 6х6 (модели от «1831А» до «3350А»), которую дополняют дорожные
грузовики и седельные тягачи 4x2/6x4, внедорожные тягачи и шасси 8х8 для
перевозки тяжелых грузов и монтажа оборудования (модели от «4140А» до «4150А»),
а также танковые тягачи «3331/3360AS» (6х6) с допустимой нагрузкой на сцепное
устройство 22 т, кабинами от магистральных тягачей и лебедками, работающие в
составе автопоездов полной массой до 300 т. Все вместе они образуют обширное
семейство военных автомобилей общего и тактического назначения грузоподъемностью
6-18 т, оснащенных дизельными двигателями V6 и V8 (313-603 л.с.), механическими
или автоматизированными 16-ступенчатыми коробками передач, рессорной или
пневматической подвеской, дисковыми тормозами с АБС и ASR. Низкорамные шасси
«Эконик» (Econic), созданные для городского хозяйства, в Бундесвере служат
аэродромными топливозаправщиками, несут на себе инженерное и ремонтное
оборудование.
В июне 2002 г. «Мерседес-Бенц» представил первые прототипы капотных армейских
машин нового тактического семейства S2000, выполненного на агрегатах серийных
грузовиков и рассчитанного на насыщение вооруженных сил новых членов НАТО, а
также для замены прежних поколений машин армий других стран.
Мерседес-Бенц S1828A, 4х4, 2002 г.
Мерседес-Бенц S2633A, 6х6, 2005 г.
В него входят грузовики с полезной нагрузкой 4-12 т и колесными формулами 4х4 и
6х6 (модели от S1823A до 52633А), оборудованные рядными 6-цилиндровыми дизелями
мощностью 230-326 л.с., 9-ступенчатой коробкой передач, удлиненной 3-местной
кабиной со спальным местом, люком в крыше, креплениями для ручного оружия и
ящиками для амуниции, созданной совместно с британской компанией «Мэйфлауэр»
(Mayflower). Для монтажа тяжелого оборудования предлагается 18-тонное
бескапотное шасси S3243A (8х8) с 428-сильным дизелем. Серийное производство
серии S2000 разворачивается на венгерском заводе «Раба» (Raba).
Сегодня машины «Мерседес-Бенц» находятся на вооружении всех стран-членов НАТО и
большинства государств мира.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
МЕРСЕДЕС-БЕНЦ
(MERCEDES-BENZ)
Штутгарт/Мангейм/Берлин-Мариенфельде/Гаггенау/Ворт/Дюссельдорф
Германия
Грац
Австрия
1926-
28 июня 1926 г. в результате слияния немецких фирм "Даймлер-Моторен-Гезелльшафт"
(Daimler-Motoren-Gesellschaft) и "Бенц и Компания" (Benz und Cie.) был создан
всемирно известный концерн "Даймлер-Бенц АГ" (Daimler-Benz AG), автомобили
которого несут марку "Мерседес-Бенц". С первых же лет существования его главным
заказчиком стали германские вооруженные силы, для которых "Даймлер-Бенц"
изготовлял обширное семейство доработанных серийных легковых и грузовых машин,
тягачей и автобусов, заняв к настоящему времени лидирующее положение в военных
поставках автотехники в армии многих стран мира. Специальная колесная
бронетехника выпускалась под маркой "Даймлер-Бенц".
Разработка специализированных армейских машин началась в середине 20-х гг. с
создания легких многоцелевых автомобилей с упрощенными открытыми кузовами без
дверей, снабженных тентом, боковыми запасными колесами, креплениями для
стрелкового оружия, шанцевым инструментом, дополнительными канистрами и
вездеходными шинами с посадочным диаметром 17-20 дюймов. Они служили для
доставки командного состава, штабных целей и обеспечения связи, составив
самостоятельный класс "кюбельвагенов" (Kubelwagen или Kubel-PKW). Первые такие
машины появились в 1926-27 гг. на легковых шасси 8/36PS и 15/70/100PS, а с 1929
г. фирма выпускала "кюбельвагены" на базе серийных моделей "Штутгарт-200/260" (Stuttgart)
с 6-цилиндровыми двигателями мощностью 38 и 50 л.с. С приходом к власти Адольфа
Гитлера работы по военной автотехнике резко активизировались. В 1934-40 гг. "Даймлер-Бенц"
предлагал наиболее широкую гамму "кюбельвагенов" с разными двигателями (38-78
л.с.), для которых использовали легковые серии "290", "320", "340" и даже
заднемоторные "130" и "170Н". В общей сложности в то время построили свыше 4
тыс. "кюбельвагенов", а наиболее распространенным стал военный вариант "170VK",
выпущенный в 1938-42 гг. в количестве более 19 тыс. экземпляров. Он базировался
на серийной 38-сильной легковой модели "170V" с 4-ступенчатой коробкой передач,
независимой подвеской всех колес и Х-образной рамой из труб овального сечения.
Машины предлагались в многоцелевом исполнении Sd.Kfz.2, разведывательном
Sd.Kfz.3 и как полевая мастерская Sd.Kfz.2/40.
В 1935-36 гг., в процессе работы над машиной "170VK", были созданы
полноприводные образцы "170VG" и "170VL" (W136) 4x4 с 4- и 5-ступенчатыми
коробками передач, причем второй вариант получил все управляемые колеса. Он-то и
стал прообразом специально разработанного "кюбельвагена" G5 (W152) - первого
джипа марки "Мерседес-Бенц", намного опередившего американские конструкции.
Внешне он напоминал серийный вариант "170V", но получил 45-сильный двигатель,
5-ступенчатую коробку передач, все три блокируемых дифференциала и задние
управляемые колеса с механизмом фиксирования в прямолинейном движении,
позволявшие уменьшить радиус поворота с 12 до 7 м. Автомобиль имел полную массу
2150 кг и развивал скорость 30 км/ч. В 1937-41 гг. их построили 378 штук.
В 1926 г. "Даймлер-Бенц" приступил к разработке семейства легких военных
автомобилей повышенной проходимости с колесной формулой 6x6. Первым появился
8-местный грузопассажирский прототип G1 с 50-сильным мотором и всеми
неразрезными мостами на поперечных рессорах. Полученный опыт был использован не
только для создания новых поколений 3-осных армейских грузовиков, но и одного из
наиболее известных легковых автомобилей G4 с открытыми 5- и 7-местными кузовами.
Ими пользовалось высшее руководство фашистского Рейха и союзных стран. В 1934-39
гг. на реконструированном заводе в Мариенфельде изготовили 72 экземпляра машин
G4 (W139) с рядными 8-цилиндровыми моторами объемом 5,0-5,4 л (100-115 л.с.).
Все оснащались 4-ступенчатой коробкой передач с 2-ступенчатым редуктором,
неразрезными ведущими мостами с блокируемыми дифференциалами и
пневмогидравлическим приводом тормозов. Автомобили длиной 5,4 м имели полную
массу 4,4 т и двигались со скоростью до 67 км/ч. Во время войны их использовали
как штабные (Kfz.21) и передвижные радиостанции, для установки санитарных и
почтовых кузовов, а патрульный вариант для сопровождения важных персон по
неспокойным районам, известный как "партизаненваген", снабжался двумя
крупнокалиберными пулеметами. У высшего военного командования были популярны
также комфортные легковые и спортивные машины "Мерседес-Бенц", а лидерам
Германии и стран фашистской коалиции принадлежали бронированные лимузины и
фаэтоны серии "770" с двигателями мощностью от 150 до 400 л.с., весившие до 4,8
т и развивавшие скорость 180 км/ч. В 1938-43 гг. выпускался самый мощный и
тяжелый "Мерседес-Бенц-770К" (W150II) или "Гитлер-Ваген".
Первые военизированные грузовые автомобили "Мерседес-Бенц" стали поступать в
германский Рейхсвер в 1928 г. и от серийных отличались бортовыми кузовами с
продольными скамьями для солдат, тентом и передним ограждением. Приход в
Германию фашистской диктатуры и активная милитаризация экономики придали мощный
толчок их развитию. В результате в 1933-39 гг. доработанные коммерческие машины
"Мерседес-Бенц" составили основную массу немецких армейских грузовиков.
Разработка специальных армейских автомобилей в 1928 г. привела к созданию
опытных 1,5-тонных грузовиков G3 (6x6), за которыми через год последовал
модернизированный 68-сильный вариант G3a, собранный в Мариенфельде за 6 лет в
количестве более 2 тыс. экземпляров. По его подобию свои машины изготовляли
также компании "Бюссинг-НАГ" (Bussing-NAG) и "Магирус" (Magirus), создавшие
первое стандартизованное 1,5-тонное грузовое семейство. По сравнению с ними
вариант G3a имел самую длинную колесную базу (3000 мм). Он предлагался как шасси
для штабных машин Kfz.77, радиостанций Kfz.61 и других надстроек. В 1929-35 гг.
было построено 2,1 тыс. грузовиков серии G3. На их шасси изготовили также 800
бронеавтомобилей G3a(p) с двумя постами управления, которые известны в версиях
Sd.Kfz.231 с 20-мм пушкой и пулеметом, Sd.Kfz.232 с радиостанцией и в штабном
исполнении Sd.Kfz.263.
В 1938 г. выпуск военной продукции превысил объемы изготовления гражданских
машин, а в 1940 г. все производство концерна "Даймлер-Бенц" было переведено на
военные рельсы. Накануне Второй мировой войны стало ясно, что разработка
специальных армейских автомобилей слишком дорога и нерентабельна, поэтому на
первое место вышли доработанные коммерческие грузовики, крупномасштабный выпуск
которых можно было организовать в сжатые сроки. В 1937-44 гг. основой легкой
гаммы стали 1,5-тонные шасси L1500E, L1500S (4x4) и L1500A (4x4) с бензиновыми
4- и 6-цилиндровыми моторами (44-60 л.с.). Среднюю и тяжелую гаммы составили
грузовики L3000S, L4500S, L6500 (4x4) и их варианты L3000A и L4500A (4x4) с
дизельными двигателями мощностью от 65 до 135 л.с., выпускавшиеся практически на
всех заводах концерна. В общей сложности в Вермахт поступило свыше 51 тыс. таких
машин. К специальным военным исполнениям относились санитарные автомобили Kfz.31
на 44-сильном шасси L1500E (1937-38 гг.), штабные машины Kfz.16 на 60-сильном
шасси L1500A (1941-43 гг.), радиостанции Kfz.33 на базе L3000S/A, самоходные 37-
и 50-мм артиллерийские установки на шасси L4500A (1941-44 гг.), а также
полугусеничные бортовые грузовики L4500R со 112-сильным дизелем, входившие в
серию "Маультир" (Maultier) и снабженные более надежным гусеничным движителем от
легкого танка Pz.Kpfw.II. Они имели полную массу 12,7 т и могли передвигаться со
скоростью до 36 км/ч, потребляя до 200 л топлива на 100 км.
В 30-е гг. фирма построила несколько опытных полноприводных машин, в том числе
грузовик LG65/3 (6x6) на базе L3000 и тягач LG65/4 (8x8) со 100-сильным дизелем.
В конце войны, неся большие потери на всех фронтах, военное ведомство решило
подключить "Даймлер-Бенц" к выпуску 3-тонных грузовиков "Опель Блиц 3.6-36S" (Opel
Blitz) с упрощенной кабиной. Из более 70 тыс. таких машин на долю концерна
пришлось всего 3,5 тыс. автомобилей, собиравшихся в Мангейме под индексом L701.
Другие заводы "Даймлер-Бенц" выпускали полугусеничные транспортеры, практически
все типы танков, артиллерийские установки и авиамоторы. С 1926 г. и до конца
войны концерн выпустил 152 тыс. машин военного назначения.
Конец войны концерн "Даймлер-Бенц" встретил на руинах почти всех своих
предприятий. Их быстрое восстановление связывают как с благосклонностью к нему
оккупационных властей, так и с возвратом дорогого оборудования, прятавшегося в
тайных схронах. Первыми послевоенными автомобилями летом 1945 г. стали грузовики
L701, поступившие на пополнение автопарка сил союзников. Важную роль в
последующих военных поставках сыграло образование ФРГ и необходимость
обеспечения автотехникой пограничной охраны и полиции. В начале 50-х гг. туда
стали поступать легковые автомобили и грузовики L3500 со специальными кузовами,
за которыми последовали модели L4500, L5500 и L6600. В 1954-55 гг. они были
преобразованы в варианты L311, L312, L325 и L315, включая полноприводные с
индексом LA. Создание Бундесвера и вступление ФРГ в НАТО позволили открыто
взяться за производство военной техники. К этому времени в Гаггенау уже
развернулось производство многоцелевых машин "Унимог" (Unimog) 4x4, которым
посвящена отдельная статья энциклопедии. Выиграв конкурс на разработку 5-тонного
грузовика для НАТО, в 1956-64 гг. "Даймлер-Бенц" собрал в Гаггенау 8283 машины
серии LG315/46 (4x4), ставшей комбинацией модели L4500A военного времени и
послевоенной LA315. Армейский "Мерседес" сохранил традиционный округлый капот,
крылья и цельнометаллическую кабину, в крыше которой имелся люк, но в 1958 г.
основная доля машин получила плоские крылья и открытую кабину. Грузовик LG315/46
оснащался многотопливным двигателем ОМ315 (8,3 л, 145 л.с.), 6-ступенчатой
коробкой передач, гидроусилителем рулевого механизма, двухконтурным
пневмоприводом тормозов и всеми односкатными колесами. На его шасси
устанавливали различные кузова, противопожарное, крановое и
ремонтно-эвакуационное оборудование. Другие попытки закрепиться на рынке военных
автомобилей закончились неудачей: в 1956 г. "Даймлер-Бенц" проиграл конкурс на
3-тонный грузовик для НАТО, а модернизация 5-тонной серии свелась к изготовлению
опытного образца LG326/46 (4x4). Это были последние автомобили "Мерседес-Бенц",
специально разработанные для военных нужд. Прошло почти полвека, прежде чем
фирма вернулась к ним.
В 60-е гг. "Даймлер-Бенц" неоднократно участвовал в конкурсах на создание новых
армейских грузовиков, но до начала XXI века его главной военной продукцией
оставались доработанные гражданские автомобили. Их популярность в Германии и
армиях многих стран мира была настолько высокой, что автомобильное отделение
концерна "Даймлер-Бенц", переименованное в 1989 г. в "Мерседес-Бенц", всегда
занимало лидирующее положение в этой области. С конца 50-х гг. в Бундесвер
поставлялись практически все серийные автомобили "Мерседес-Бенц" - от развозных
фургонов L319D до 320-сильных тягачей LPS2232 (6x6), а наиболее
распространенными стали полукапотные 4,5-тонные автомобили LA328/42 и LA911/42
(4x4).
К началу 70-х гг. номенклатура "полувоенной" техники стала столь обширной, что в
1975 г. Федеральное управление военных поставок (BWB) учредило технические
требования к милитаризованным гражданским автомобилям. Это привело к
упорядочению их гаммы и к многократному сокращению номенклатуры. К концу 70-х
гг. программа грузовых машин общего назначения постепенно ограничилась
доработанными моделями легкого и среднего класса, а на первое место вышли более
тяжелые многоцелевые полноприводные грузовики, оснащенные кабинами с пулеметной
турелью, кронштейнами для стрелкового оружия, экранированным
электрооборудованием и приспособленные для монтажа военного оборудования,
вооружения и перевозки воздушным транспортом. Развитию этого класса
способствовало присоединение к концерну "Даймлер-Бенц" предприятия "Крупп"
(Krupp) в Эссене (1968 г.) и приобретение фирмы "Хеншель" (Henschel) из Касселя
(1973 г.), а также усиленная разработка новых дизельных силовых агрегатов. В
конце 70-х гг. и в 80-е гг. базовая армейская гамма включала многочисленные
модели от тактических машин "1017А" (4x4) до 4-осных шасси "3336" (8x8)
грузоподъемностью 5-18 т. Самой распространенной была серия "1017", выпущенная в
1977-87 гг. в количестве 11 тыс. единиц, а все тяжелые машины входили в новое
поколение NG. Роль тактического грузовика-тягача играл 12-тонный бортовой
автомобиль "2628А" (6x6) с 280-сильным дизелем V8, применявшийся для буксировки
тяжелой гаубицы FH70, а для скоростной доставки бронетехники по шоссе
использовали седельные тягачи "2636AS" (6x6), "2648S" (6x6), "3850AS" (6x6) и
"4850АS" (8x8) с двигателями V10 (355-500 л.с.) и гидромеханическими
16-ступенчатыми коробками передач, способные работать в составе автопоездов
полной массой до 220 т и развивать по шоссе скорость 80-90 км/ч.
Последнее десятилетие ХХ века стало наиболее плодотворным для компании
"Мерседес-Бенц". Оно началось с приобретения в 1990 г. австрийской фирмы "Штайр"
(Steyr), а завершились формированием весной 1998 г. крупнейшего
транснационального автомобильного концерна "Даймлер-Крайслер"
(Daimler-Chrysler), включавшего не только корпорацию "Крайслер" (Chrysler), но и
ряд известных американских и канадских изготовителей грузовиков. В первой
половине 90-х гг. Бундесвер пополнился новыми поколениями военных автомобилей
"Мерседес-Бенц". В семействе LK среднего класса появились военизированные
варианты "917А", "1114А" и "1117А" (4x4) с полезной нагрузкой 3-4 т и дизелями
мощностью 136-170 л.с., а обновленное тяжелое поколение SK включало тактические
грузовики и танковые тягачи с колесной формулой 6x6 (модели от "2028А" до
"3850AS"), а также тяжелые шасси "3538/3644А" (8x8/8x8) с моторами V8 и V10
(280-500 л.с.). Во второй половине 90-х гг., когда программа коммерческих
грузовиков "Мерседес-Бенц" полностью обновилась, на ее основе сформировалось и
новое поколение военных машин.
Современную гамму военных автомобилей "Мерседес-Бенц" составляют многочисленные
модели грузоподъемностью от 500 кг до 200 т. Самыми легкими являются
многоцелевые машины серии G (Gelandewagen) 4x4 - наиболее известные и
распространенные немецкие джипы. Их разработкой "Даймлер-Бенц" стал заниматься
еще в начале 70-х гг., а в феврале 1979 г. на австрийском заводе
"Штайр-Даймлер-Пух" (Steyr-Daimler-Puch) в Граце началось изготовление сразу
четырех типов гражданских вседорожников. Некоторые из них поступали в
вооруженные силы разных стран, но в Бундесвер, куда в то время поставляли
простые джипы "Фольксваген Ильтис" (Volkswagen Iltis), путь более дорогих машин
серии G оказался долгим и трудным. Лишь в конце ноября 1989 г. начались
испытания военного варианта "250GD", принятого на вооружение под кодовым
названием "Вольф" (Wolf) - "Волк". Это был упрощенный многоцелевой автомобиль с
открытыми кабиной и цельнометаллическим кузовом для доставки 4-6 человек личного
состава, развивавший скорость 125 км/ч. Он предлагался на шасси G461 с
5-цилиндровым дизелем ОМ602D25 (2,5 л, 92 л.с.), механической 4-ступенчатой
коробкой передач, неразрезными мостами на пружинной подвеске, отключаемым
приводом передних колес, блокировкой межколесных дифференциалов и тремя
размерами колесной базы (2400, 2850, 3120 мм). Впоследствии автомобиль получил
закрытые 3- и 5-местные кузова для штабных целей, а также предлагался как фургон
и санитарная машина. В 1994 г. ему на смену пришла модель "290GD" с 95-сильным
мотором от легких фургонов 210D/310D, автоматической 4-ступенчатой коробкой
передач и передними дисковыми тормозами. В 1998 г. в серию пошел 120-сильный
вариант "290GDT" с турбонаддувом, а к прежним исполнениям добавились
авиадесантируемый и 10-местный длиннобазный вариант (3400 мм), пикапы с короткой
или двойной кабиной, шасси для контейнеров и вооружения с полезной нагрузкой до
2 т. С 2002 г. выпускается джип G270CDI с 20-клапанным дизелем (2,7 л, 156 л.с.)
с турбонаддувом, промежуточным охлаждением и общей магистралью подачи топлива,
автоматической 5-ступенчатой коробкой передач и всеми блокируемыми
дифференциалами. В июне 2003 г. на таком шасси компания "Райнметалл"
(Rheinmetall) начала сборку низкопрофильного автомобиля быстрого реагирования
LIV с открытым кузовом фирмы "Бинц" (Binz) и мощным вооружением. Новые модели
серии G развивают максимальную скорость до 140 км/ч, преодолевают подъемы
крутизной 80% и могут буксировать прицепы массой до 3,5 т. Для армий ряда стран
их выпускают под маркой "Пух" (Puch), а во Франции собирают аналог "Пежо Р4"
(Peugeot). До середины 2005 г. только в Бундесвер было поставлено свыше 60 тыс.
джипов серии G.
Современную легкую гамму армейских грузовиков представляет семейство "Шпринтер"
(Sprinter), выпускающееся в Дюссельдорфе в многочисленных полноприводных
исполнениях: фургоны, грузопассажирские машины, микроавтобусы и пикапы с
полезной нагрузкой 1,2-2,4 т, дизельными двигателями мощностью 129-156 л.с.,
механическими или автоматическими коробками передач, дисковыми тормозами с АБС.
В 1998 г. фирма приступила к выпуску средней военизированной гаммы "Варио"
(Vario), которая включает модели "815DA" и "818DA" (4x4) грузоподъемностью
2,5-3,5 т (152 или 177 л.с.). В первые годы XXI века свою новую среднюю гамму
"Атэго" (Atego) "Мерседес-Бенц" представил в нескольких военных вариантах (от
"1017А" до "1528А") 4x4 с силовыми агрегатами мощностью 170-279 л.с. и
механическими 6-ступенчатыми коробками передач. С 1997 г. в вооруженные силы
поступает наиболее широкая военизированная гамма "Актрос" (Actros), включающая
более 30 базовых многоцелевых шасси с колесными формулами 4x4 и 6x6 (модели от
"1831А" до "3350А"), которую дополняют дорожные грузовики и седельные тягачи
4x4/6x6, внедорожные тягачи и шасси 8x8 для перевозки тяжелых грузов и монтажа
оборудования (модели от "4140А" до "4150А"), а также танковые тягачи
"3331/3360AS" (6x6) с допустимой нагрузкой на сцепное устройство 22 т, кабинами
от магистральных тягачей и лебедками, работающие в составе автопоездов полной
массой до 300 т. Все вместе они образуют обширное семейство военных автомобилей
общего и тактического назначения грузоподъемностью 6-18 т, оснащенных дизельными
двигателями V6 и V8 (313-603 л.с.), механическими или автоматизированными
16-ступенчатыми коробками передач, рессорной или пневматической подвеской,
дисковыми тормозами с АБС и ASR. Низкорамные шасси "Эконик" (Econic), созданные
для городского хозяйства, в Бундесвере служат аэродромными топливозаправщиками,
несут на себе инженерное и ремонтное оборудование.
В июне 2002 г. "Мерседес-Бенц" представил первые прототипы капотных армейских
машин нового тактического семейства S2000, выполненного на агрегатах серийных
грузовиков и рассчитанного на насыщение вооруженных сил новых членов НАТО, а
также для замены прежних поколений машин армий других стран. В него входят
грузовики с полезной нагрузкой 4-12 т и колесными формулами 4x4 и 6x6 (модели от
S1823A до S2633A), оборудованные рядными 6-цилиндровыми дизелями мощностью
230-326 л.с., 9-ступенчатой коробкой передач, удлиненной 3-местной кабиной со
спальным местом, люком в крыше, креплениями для ручного оружия и ящиками для
амуниции, созданной совместно с британской компанией "Мэйфлауэр" (Mayflower).
Для монтажа тяжелого оборудования предлагается 18-тонное бескапотное шасси
S3243A (8x8) с 428-сильным дизелем. Серийное производство серии S2000
разворачивается на венгерском заводе "Раба" (Raba).
Сегодня машины "Мерседес-Бенц" находятся на вооружении всех стран-членов НАТО и
большинства государств мира.
Мерседес-Бенц G3a, 6x6, 1929 г.
Мерседес-Бенц Штутгарт-260 (10/50PS), 1930 г.
Мерседес-Бенц G3a(р) Sd.Kfz.231, 6x6, 1931 г.
Мерседес-Бенц 320WK, 1936 г.
Мерседес-Бенц G4 (W139), 6x6, 1938 г.
Мерседес-Бенц L1500E (Kfz.31), 1938 г.
Мерседес-Бенц G5 (W152), 4x4, 1940 г.
Мерседес-Бенц L3000S (Kfz.33), 1940 г.
Мерседес-Бенц-770К (W150II), 1942 г. - личный автомобиль Гитлера
Мерседес-Бенц L4500S, 1942 г.
Мерседес-Бенц L701, 1944 г.
Мерседес-Бенц L3500, 1951 г.
Мерседес-Бенц LG315/46, 4x4, 1958 г.
Пожарная машина "Мерседес-Бенц LG315/46", 4x4, 1959 г.
Грузовик "Мерседес-Бенц LA328/42", сзади - LA911/42, 4x4, 1965 г.
Мерседес-Бенц 2628A, 6x6, 1979 г.
Мерседес-Бенц 3336, 8x8, 1984 г.
Мерседес-Бенц 2648S, 6x6, 1986 г.
Мерседес-Бенц 3850AS, 6x6, 1987 г.
Мерседес-Бенц 250GD Вольф, 4x4, 1989 г.
"Мерседес-Бенц SK3538" (8x8) частей гражданской обороны, 1993 г.
Авиатранспортабельный "Мерседес-Бенц 290GD Вольф", 1995 г.
Мерседес-Бенц 290GD Вольф, 4x4, 1995 г.
Мерседес-Бенц LK917A, 4x4, 1995 г.
"Мерседес-Бенц 250GD Вольф" с ракетами "Мистраль", 1997 г.
Мерседес-Бенц 250GDТ Вольф, 4x4, 1998 г.
Мерседес-Бенц Варио-815DA, 4x4, 2000 г.
Мерседес-Бенц S1828A, 4x4, 2002 г.
Мерседес-Бенц Шпринтер-414CDI, 4x4, 2002 г.
Мерседес-Бенц G270CDI Вольф, 4x4, 2003 г.
Мерседес-Бенц G270CDI Вольф LIV, 4x4, 2005 г.
Мерседес-Бенц S2633A, 6x6, 2005 г.
Мерседес-Бенц Актрос-3344А, 6x6, 2005 г.
"Мерседес-Бенц Актрос-3648А" (8x8) с бронекабиной, 2006 г.
Мерседес-Бенц Атэго-1018А, 4x4, 2006 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с