MITSUBISHI
999999999999999999999
 

МИЦУБИСИ

(MITSUBISHI)

Токио/Кобе/Нагоя, Япония, 1934-

Первый японский серийный легковой автомобиль появился в 1917 г., когда судостроительная компания «Мицубиси Шипбилдинг» (Mitsubishi Shipbuilding Со.) приступила к выпуску по лицензии итальянской машины «ФИАТ Дзеро» (FIAT Zero). Следующий этап автомобильного производства на «Мицубиси» начался в 1934 г. и был непосредственно связан с милитаризацией всей японской экономики. К этому времени Министерство промышленности выработало технические условия на гамму стандартизованных армейских автомобилей, для серийного производства которых при отделении тяжелого машиностроения «Мицубиси Хэви Индастриз» (Mitsubishi Heavy Industries) образовали автомобильное отделение. Его первой продукцией, созданной по заказу Квантунской армии, были полноприводные 7-местные штабные автомобили РХ33 (4х4) с индивидуальным карданным приводом каждого колеса, задними консольными рессорами и механическим приводом тормозов.

Мицубиси Тип-93 (М2593), 6х4, 1935 г.

Мицубиси CJ3B-J4B (J54A), 4х4, 1953 г.

Мицубиси W121P, 6х6, 1983 г.

Мицубиси FW115LD1, 6х6, 1979 г.

Мицубиси FW415L, 6х6, 1984 г.

За три года их сделали всего несколько экземпляров. В 1935 г. это отделение подключилось к производству стандартизованного 1,5-тонного грузовика «Тип-93» (М2593), выпускавшегося также под марками «Исудзу» (Isuzu), «Сумида» (Sumida) и «Чийода» (Chiyoda). Как и модель РХ33, он получил 6-цилиндровый 70-сильный бензиновый двигатель и 4-ступенчатую коробку передач, а главные передачи неразрезных мостов снабжались червячными механизмами. Судя по всему, становление автомобильного отделения «Мицубиси» проходило с огромными усилиями: этих машин собрали всего 70 единиц, а основной продукцией в те годы были автобусы «Фусо» (Fuso), служившие в ВМС Японии. В последующие годы в небольших количествах «Мицубиси» поставляла в армию дизельные грузовики TD35 и TD45 классической конструкции, предлагавшиеся также в исполнении 4х4. В годы войны на заводах «Мицубиси» собирали легкие и средние танки.

В трудное послевоенное время концерн «Мицубиси» еще долго не мог найти своего места в автомобильной области. Определиться ему помогли крупные военные заказы на армейские машины для американских оккупационных войск, серийное производство которых осуществлялось на средства госбюджета США. В декабре 1953 г. у компании «Виллис» (Willys) была приобретена лицензия на гражданские вседорожники CJ3B (4х4), выпускавшиеся в Японии в многочисленных версиях до 1983 г. Для сил самообороны, а затем и для экспорта в азиатские страны фирма предлагала армейский вариант CJ3B-J4B (J54A), аналогичный американскому джипу М606. Его единственным отличием был 75-сильный бензиновый двигатель JM - копия американского 2,2-литрового силового агрегата. Вариант J4C имел 24-вольтовое электрооборудование. В 1973 г. появился собственный 5-местный джип «Тип-73» (J25A) с 80-сильным дизелем, 4-ступенчатой коробкой передач, шинами размером 7.00-15 и колесной базой, удлиненной с 2032 до 2225 мм. Эти машины, выпускавшиеся до 1998 г., служили легкими артиллерийскими тягачами, предлагались с санитарными кузовами, комплектовались разными пулеметами, безоткатными орудиями или противотанковыми ракетами, имели запас хода до 500 км и развивали скорость свыше 90 км/ч.

Ракетная система «Тип-88» на шасси «Мицубиси FW415L», 1989 г.

Мицубиси FW435L, 6х6, 1992 г.

Мицубиси Паджеро, 4х4, 1998 г.

Мицубиси FW455LRS2, 6х6, 1985 г.

В 80-е гг. они стали уступать место военным вариантам вседорожника «Паджеро» (Pajero), которые приняли на вооружение сил самообороны Японии. Современный военный джип «Паджеро» с полезной нагрузкой 440 кг оснащен открытым 5-местным кузовом и 125-сильным двигателем, имеет полную массу 1940 кг и развивает скорость 140 км/ч. Серийные вседорожники и пикапы «Мицубиси» применяются в вооруженных силах разных стран и в войсках ООН.

В середине 50-х гг. на «Мицубиси» развернулось серийное производство 6-тонных армейских капотных грузовиков с колесной формулой 6х6. Будучи конструктивно схожими с аналогичными американскими машинами периода Второй мировой войны, они получили японские 6-цилиндровый дизель DH12W (13,7 л, 210 л.с.), 5-ступенчатую коробку передач, 2-ступенчатую раздаточную и пневматический привод тормозов. Базовым являлся бортовой грузовик-тягач W23 с лебедкой, установленной за кабиной. На его шасси выпускали седельные тягачи, самосвалы, шасси для мостоукладчиков, ремонтно-эвакуационные машины полной массой до 22 т, достигавшие на шоссе скорости 72 км/ч. В 1963 г. появилось второе поколение W121/W200 с 200-сильным мотором DH22, предлагавшееся до середины 70-х гг. с различной передней облицовкой. В 1973 г. эту гамму пополнил танковый седельный тягач NW204 (6х6) с 375-сильным дизелем V10, работавший в сцепе с 40-тонным низкорамным полуприцепом. В 50-е гг. по лицензии компании «Америкэн ЛаФранс» (American LaFrance) на «Мицубиси» собирали аэродромные бескапотные пожарные автомобили W32L (6х6) пенного тушения полной массой 20,3 т с двумя лафетными стволами на крыше и 280-сильным дизелем с турбонаддувом.

В апреле 1970 г. автомобильное отделение «Мицубиси Хэви Индастриз» превратилось в независимую корпорацию «Мицубиси Моторс» (Mitsubishi Motors Corporation). С этого времени на смену специальным армейским машинам пришли доработанные военные варианты серийных бескапотных 10-тонных грузовиков серии FW (6х6). Самыми распространенными стали автомобили FW103, FW105, FW115 и FW125 с удлиненной 3-местной цельнометаллической кабиной, имевшие полную массу 20 т и развивавшие скорость 95 км/ч. Их предлагали как бортовые грузовики с двумя размерами колесной базы и разными кузовами, артиллерийские тягачи для буксировки 155-мм гаубиц, ремонтно-эвакуационные машины и шасси различного назначения. В 1984 г. эстафета перешла к серии FW415 с безнаддувным 320-сильным дизелем, в которой появились новые седельные тягачи, самосвалы, мостоукладчики, понтоновозы, перегружатели пакетированных грузов, а также 430-сильный танковый тягач FW455LRS для переброски по шоссе бронемашин массой до 40 т. В национальные вооруженные силы компания «Мицубиси» поставляет также свои коммерческие машины, модернизированные в соответствии с военными требованиями. В конце 70-х гг. на «Мицубиси» был разработан штабной бронеавтомобиль, выпускавшийся с 1982 г. фирмой «Комацу» (Komatsu) под индексом «Тип-82».

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

МИЦУБИСИ
(MITSUBISHI)
Токио/Кобе/Нагоя
Япония
1934-
Первый японский серийный легковой автомобиль появился в 1917 г., когда судостроительная компания "Мицубиси Шипбилдинг" (Mitsubishi Shipbuilding Co.) приступила к выпуску по лицензии итальянской машины "ФИАТ Дзеро" (FIAT Zero). Следующий этап автомобильного производства на "Мицубиси" начался в 1934 г. и был непосредственно связан с милитаризацией всей японской экономики. К этому времени Министерство промышленности выработало технические условия на гамму стандартизованных армейских автомобилей, для серийного производства которых при отделении тяжелого машиностроения "Мицубиси Хэви Индастриз" (Mitsubishi Heavy Industries) образовали автомобильное отделение. Его первой продукцией, созданной по заказу Квантунской армии, были полноприводные 7-местные штабные автомобили РХ33 (4x4) с индивидуальным карданным приводом каждого колеса, задними консольными рессорами и механическим приводом тормозов. За три года их сделали всего несколько экземпляров. В 1935 г. это отделение подключилось к производству стандартизованного 1,5-тонного грузовика "Тип-93" (М2593), выпускавшегося также под марками "Исудзу" (Isuzu), "Сумида" (Sumida) и "Чийода" (Chiyoda). Как и модель РХ33, он получил 6-цилиндровый 70-сильный бензиновый двигатель и 4-ступенчатую коробку передач, а главные передачи неразрезных мостов снабжались червячными механизмами. Судя по всему, становление автомобильного отделения "Мицубиси" проходило с огромными усилиями: этих машин собрали всего 70 единиц, а основной продукцией в те годы были автобусы "Фусо" (Fuso), служившие в ВМС Японии. В последующие годы в небольших количествах "Мицубиси" поставляла в армию дизельные грузовики TD35 и TD45 классической конструкции, предлагавшиеся также в исполнении 4x4. В годы войны на заводах "Мицубиси" собирали легкие и средние танки.
В трудное послевоенное время концерн "Мицубиси" еще долго не мог найти своего места в автомобильной области. Определиться ему помогли крупные военные заказы на армейские машины для американских оккупационных войск, серийное производство которых осуществлялось на средства госбюджета США. В декабре 1953 г. у компании "Виллис" (Willys) была приобретена лицензия на гражданские вседорожники CJ3B (4x4), выпускавшиеся в Японии в многочисленных версиях до 1983 г. Для сил самообороны, а затем и для экспорта в азиатские страны фирма предлагала армейский вариант CJ3B-J4B (J54A), аналогичный американскому джипу М606. Его единственным отличием был 75-сильный бензиновый двигатель JM - копия американского 2,2-литрового силового агрегата. Вариант J4C имел 24-вольтовое электрооборудование. В 1973 г. появился собственный 5-местный джип "Тип-73" (J24A) с 80-сильным дизелем, 4-ступенчатой коробкой передач, шинами размером 7.00-15 и колесной базой, удлиненной с 2032 до 2225 мм. Эти машины, выпускавшиеся до 1998 г., служили легкими артиллерийскими тягачами, предлагались с санитарными кузовами, комплектовались разными пулеметами, безоткатными орудиями или противотанковыми ракетами, имели запас хода до 500 км и развивали скорость свыше 90 км/ч. В 80-е гг. они стали уступать место военным вариантам вседорожника "Паджеро" (Pajero), которые приняли на вооружение сил самообороны Японии. Современный военный джип "Паджеро" с полезной нагрузкой 440 кг оснащен открытым 5-местным кузовом и 125-сильным двигателем, имеет полную массу 1940 кг и развивает скорость 140 км/ч. Серийные вседорожники и пикапы "Мицубиси" применяются в вооруженных силах разных стран и в войсках ООН.
В середине 50-х гг. на "Мицубиси" развернулось серийное производство 6-тонных армейских капотных грузовиков с колесной формулой 6x6. Будучи конструктивно схожими с аналогичными американскими машинами периода Второй мировой войны, они получили японские 6-цилиндровый дизель DH12W (13,7 л, 210 л.с.), 5-ступенчатую коробку передач, 2-ступенчатую раздаточную и пневматический привод тормозов. Базовым являлся бортовой грузовик-тягач W23 с лебедкой, установленной за кабиной. На его шасси выпускали седельные тягачи, самосвалы, шасси для мостоукладчиков, ремонтно-эвакуационные машины полной массой до 22 т, достигавшие на шоссе скорости 72 км/ч. В 1963 г. появилось второе поколение W121/W200 с 200-сильным мотором DH22, предлагавшееся до середины 70-х гг. с различной передней облицовкой. В 1973 г. эту гамму пополнил танковый седельный тягач NW204 (6x6) с 375-сильным дизелем V10, работавший в сцепе с 40-тонным низкорамным полуприцепом. В 50-е гг. по лицензии компании "Америкэн ЛаФранс" (American LaFrance) на "Мицубиси" собирали аэродромные бескапотные пожарные автомобили W32L (6x6) пенного тушения полной массой 20,3 т с двумя лафетными стволами на крыше и 280-сильным дизелем с турбонаддувом.
В апреле 1970 г. автомобильное отделение "Мицубиси Хэви Индастриз" превратилось в независимую корпорацию "Мицубиси Моторс" (Mitsubishi Motors Corporation). С этого времени на смену специальным армейским машинам пришли доработанные военные варианты серийных бескапотных 10-тонных грузовиков серии FW (6x6). Самыми распространенными стали автомобили FW103, FW105, FW115 и FW125 с удлиненной 3-местной цельнометаллической кабиной, имевшие полную массу 20 т и развивавшие скорость 95 км/ч. Их предлагали как бортовые грузовики с двумя размерами колесной базы и разными кузовами, артиллерийские тягачи для буксировки 155-мм гаубиц, ремонтно-эвакуационные машины и шасси различного назначения. В 1984 г. эстафета перешла к серии FW415 с безнаддувным 320-сильным дизелем, в которой появились новые седельные тягачи, самосвалы, мостоукладчики, понтоновозы, перегружатели пакетированных грузов, а также 430-сильный танковый тягач FW455LRS для переброски по шоссе бронемашин массой до 40 т. В национальные вооруженные силы компания "Мицубиси" поставляет также свои коммерческие машины, модернизированные в соответствии с военными требованиями. В конце 70-х гг. на "Мицубиси" был разработан штабной бронеавтомобиль, выпускавшийся с 1982 г. фирмой "Комацу" (Komatsu) под индексом "Тип-82".
Мицубиси Тип-93 (М2593), 6x6, 1935 г.
Мицубиси W121P, 6x6, 1963 г.
Мицубиси Тип-73 (J24A), 4x4, 1973 г.
Мицубиси FW115M2, 6x6, 1978 г.
Мицубиси FW415L, 6x6, 1984 г.
Мицубиси FW455LRS2, 6x6, 1985 г.
Ракетная система "Тип-88" на шасси "Мицубиси FW415L", 1989 г.
Мицубиси FW435L, 6x6, 1992 г.
Мицубиси Паджеро, 4x4, 1998 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с