MOWAG | |
999999999999999999999
|
МОВАГ
(MOWAG)
Кройцлинген, Швейцария, 1950-
Уже в первые годы своего существования частная машиностроительная фирма «Моторвагенфабрик
АГ» (Motorwagenfabrik AG) или МОВАГ, основанная инженером Вальтером Руфом (Walter
Ruf), превратилась в главного швейцарского изготовителя колесной военной
техники. Ее первый автомобиль, построенный в 1950 г., представлял собой 1-тонный
армейский грузовик GW3500 (4х4), собиравшийся на укороченном шасси американской
машины «Додж Пауэр Вэгон» (Dodge Power Wagon).
МОВАГ GW3500, 4х4, 1952 г.
Он получил рядный 6-цилиндровый двигатель «Додж» (3,8 л, 91 л.с., позднее - 103
л.с.), 4-ступенчатую коробку передач с 2-ступенчатой раздаточной и отключаемый
передний мост. Внешне автомобиль отличался клиновидной передней панелью кабины с
3,5-тонной лебедкой, правым расположением органов управления и
цельнометаллическим открытым 10-местным кузовом. Для установки фургонов и
специальных надстроек служило шасси GW4500. В 1951-62 гг. таких грузовиков
собрали 1668 экземпляров. В 1954 г. на их укороченных шасси появились первые
4-местные учебные бронетранспортеры, заложившие основы будущей обширной
программы колесной боевой техники МОВАГ.
После долгого перерыва развитие автомобильного направления в деятельности фирмы
МОВАГ наступило лишь в 1995 г., когда она начала выпускать многоцелевую
разведывательную машину «Игл» (Eagle) 4х4, представлявшую швейцарский вариант
известного американского автомобиля «Хаммер» (Hummer).
МОВАГ GW4500, 4х4, 1955 г.
МОВАГ Игл-I, 4х4, 1995 г.
МОВАГ Игл-III, 4х4, 2002 г.
МОВАГ Дуро-IIIР, 6х6, 2003 г.
МОВАГ MR8-01, 4х4, 1959 г.
Действительно, его основой являлось шасси «Хаммера» с дизельным двигателем V8
(6,5 л, 160 л.с.), автоматической 4-ступенчатой коробкой передач, независимой
подвеской всех колес, всеми дисковыми тормозами и рулевым механизмом с
гидроусилителем. Первый вариант «Игл-I» с полезной нагрузкой 1,2 т и боевой
массой 5,1 т отличался от оригинала 6-местным бронированным кузовом с
полноповоротной башней конструкции МОВАГ, в которой были установлены 7,62-мм
пулемет, гранатометы и система наблюдения с приборами ночного видения. Его
максимальная скорость достигала 125 км/ч. По заказу для него предлагали
дополнительный отопитель, лебедку, систему подкачки шин и кондиционер. На
варианте «Игл-II» полной массой 5,5 т прежний мотор оснащался турбонаддувом и
развивал 190 л.с. С 2002 г. выпускается штабной «Игл-III» полной массой 5,8 т с
электронными навигационными и наблюдательными системами. Очередным шагом вперед
в области легких бронемашин в 2004 г. стал 2,4-тонный вариант «Игл-IV» полной
массой 7,6 т с 250-сильным дизелем «Камминс» (Cummins) и автоматической
5-ступенчатой коробкой передач.
В ноябре 2002 г. автомобильная программа МОВАГа расширилась за счет приобретения
у швейцарской фирмы «Бухер-Гуйер» (Bucher-Guyer) производства семейства
авиатранспортабельных тактических грузовиков «Дуро» (Duro) 4х4/6х6. Теперь они
выпускаются в исполнении «Дуро-II» грузоподъемностью 3-4 т с дизельным
двигателем «Камминс» (5,9 л, 185 л.с.), автоматической 5-ступенчатой коробкой
передач «Эллисон» (Allison), дисковыми тормозами с АБС и централизованной
системой регулирования давления в шинах. Новый 2-тонный вариант «Дуро-IIIР»
(6х6) с тем же мотором мощностью 245 л.с. оборудован бронированной кабиной и
специальным кузовом-бронекапсулой с люком в крыше и легким вооружением немецкой
компании «Райнметалл» (Rheinmetall).
С конца 50-х гг. главной продукцией компании МОВАГ стала колесная боевая
техника, которую она начинала изготовлять в инициативном порядке за счет
собственных средств. Основой первых бронетранспортеров MR8-01 (4х4) с боевой
массой до 8,2 т оставались переоборудованные шасси серии GW с колесной базой
2600 мм, в левой задней части которых устанавливали верхнеклапанный бензиновый
двигатель «Крайслер» (Chrysler) V8 (5,2 л, 161-178 л.с.) в блоке с 5-ступенчатой
коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной. Все колеса с односкатными
20-дюймовыми шинами были управляемыми, двухконтурный гидропривод тормозов
снабжался вакуумным усилителем, рулевой механизм имел гидроусилитель.
МОВАГ Роланд, 4х4, 1965 г.
МОВАГ Спай, 4х4, 1995 г.
МОВАГ Пиранья-I, 6х6, 1973 г.
«МОВАГ Пиранья-I» с зенитным комплексом, 8х8, 1990 г.
«МОВАГ Пиранья-II» со 120-мм минометом, 8х8, 1989 г.
Несущий корпус с характерным клиновидным расположением броневых листов толщиной
6-12 мм служил для доставки 4-6 человек. Машина развивала скорость 82 км/ч,
имела запас хода 400 км и могла преодолевать 1,1-метровый брод. Наибольшее
распространение она получила в 60-е гг. в Германии, где по лицензии под
индексами SW-I и SW-II ее изготовляли фирмы «Хеншель» (Henschel) и «Бюссинг» (Bussing).
В Швейцарии развитием первой модели стали башенные бронеавтомобили MR8-09 и
MR8-23 с пушками калибра 20 или 90 мм, а также MR9-32 с открытой крышей для
установки 120-мм миномета или ракетной системы. В 1964 г. развитием серии MR8
стал многоцелевой бронеавтомобиль «Роланд» (Roland). Мощность его двигателя
повысили до 202 л.с., скорость возросла до 110 км/ч, коробка передач стала
4-ступенчатой, в башне устанавливали пулеметы или 20-мм пушку, а отделение для
десанта вмещало на трех человек больше. Современным представителем легких
2-осных бронемашин является разведывательный бронеавтомобиль «Спай» (Spy) 4х4
полной массой 7,7 т, выпускающийся с 1995 г. Он оснащен передним 210-сильным
дизелем «Камминс», автоматической 4-ступенчатой коробкой передач «Эллисон» и
небольшой пулеметной башней с дистанционным управлением.
Главным достижением компании МОВАГ является создание одного из наиболее
совершенных и обширных в мире семейств многоцелевых плавающих колесных боевых
машин «Пиранья» (Piranha) для вооруженных сил стран НАТО. Их разработка
начиналась в конце 60-е гг. по собственной инициативе, не подкрепленной тогда
никакими заказами. В первоначальном проекте сразу же была заложена возможность
серийного выпуска унифицированных боевых машин с колесными формулами 4х4, 6х6 и
8х8, способных выполнять функции бронеавтомобиля, бронетранспортера и боевой
машины пехоты, а также создание семейства специальных исполнений (штабной,
санитарный, ремонтно-эвакуационный и др.). Прототипы 1972-75 гг. оснащались
бензиновыми или дизельными двигателями мощностью 190, 300 и 325 л.с.,
расположенными в правой передней части сварного корпуса, механической
5-ступенчатой коробкой передач «Крайслер» или автоматической «Эллисон»,
независимыми передней пружинной и задней торсионной подвесками, армированными
шинами, двумя гребными винтами и различным легким вооружением. Они имели боевую
массу 7,0-12,5 т, запас хода до 1200 км, развивали скорость на шоссе 100 км/ч и
на воде - 9,5-10 км/ч.
В 1976 г. началось производство первого поколения «Пиранья-I» с двигателями
«Детройт Дизель» (Detroit Diesel) V6 с турбонаддувом мощностью 210-325 л.с. и
автоматической 4-ступенчатой коробкой передач «Эллисон». В зависимости от
назначения они оснащались различными пулеметами и пушками калибра от 20 до 155
мм, безоткатными орудиями, зенитными комплексами, минометами или ракетным
вооружением, могли доставлять 8-10 десантников и перевозить специальное
оборудование.
«МОВАГ Пиранья-II» с 25-мм пушкой, 8х8, 1993 г.
«МОВАГ Пиранья-II» с 40-мм пушкой, 10х10, 1997 г.
«МОВАГ Пиранья-III» с 7,62-мм пулеметом, 6х6, 1994 г.
«МОВАГ Пиранья-IIIH» с 12,7-мм пулеметом, 8х8, 1996 г.
Санитарный «МОВАГ Пиранья-IIIН», 8х8, 1991 г.
В том же году первые образцы стали поступать на экспорт, причем легкий
бронетранспортер «Пиранья» (4х4) со 190-сильным бензиновым мотором «Крайслер»
предлагался под маркой «Гренадёр» (Grenadier). Дальнейшую судьбу этого семейства
предопределило военное ведомство Канады, решившее принять машины «Пиранья» на
вооружение. В 1979 г. их сборку наладило канадское отделение корпорации «Дженерал
Моторс» (General Motors), и впоследствии они стали известны под маркой LAV. В
1982 г. на шасси «Пиранья» (8х8) был представлен опытный бронеавтомобиль «Шарк»
(Shark) со 105-мм пушкой. К началу 80-х гг. относится принятие машин «Пиранья»
на вооружение швейцарской армии, начало их сборки по лицензиям и поставки
крупных партий в страны Африки, Азии и Южной Америки, что создало фирме прочную
коммерческую базу, позволявшую постоянно модернизировать все семейство,
пользующееся неизменным успехом до сих пор. Тесные контакты с
североамериканскими компаниями и широкое использование выпускавшихся ими
агрегатов стали поводом для включения фирмы МОВАГ в 1999 г. в состав
военно-промышленного отделения концерна «Дженерал Моторс».
Второе поколение «Пиранья-II» (6х6/8х8), выпускающееся с 1995 г., получило
колеса увеличенного диаметра с широкопрофильными шинами и более вместительный
корпус, на котором устанавливаются башни с пушками калибра 25-90 мм. Главной
новинкой стал единственный в мире серийный 5-осный авиатранспортабельный
бронеавтомобиль с колесной формулой 10x10, прототип которого был построен в
апреле 1993 г. Машина с боевой массой 18 т оборудуется пушками калибра до 105 мм
или специальным оснащением. В 1995 г. для вооруженных сил Швейцарии и других
стран началось производство боевых машин третьего авиатранспортабельного
поколения «Пиранья-III» (6х6/8х8/10x10) с боевой массой 12,5-20,0 т и различным
вооружением, внешне отличающихся скругленной кромкой носовой части корпуса с
усиленной бронезащитой, немного увеличенными габаритами, дополнительными
топливными баками и емкостями для вспомогательного оборудования. На
многочисленных исполнениях используются дизели «Камминс», «Детройт Дизель», «Катерпиллар»
(Caterpillar), «Мерседес-Бенц» (Mercedes-Benz) или МТУ (MTU) мощностью 350-450
л.с., автоматические 5-, 6- или 7-ступенчатые коробки передач,
гидропневматическая подвеска, тормозная система с АБС и централизованная
подкачка шин. Это семейство поставляется в США и Канаду, где оснащается иным
вооружением и носит обозначение LAV-III.
Штабной «МОВАГ Пиранья-IIIС», 10х10, 1999 г.
МОВАГ Пиранья-III (LAV-III/LAV-25T), 8х8, 2002 г.
МОВАГ Пиранья-IV, 8х8, 2002 г.
В конце 2000 г. фирмой МОВАГ был создан прототип машины четвертого поколения
«Пиранья-IV» (8х8) с боевой массой до 25 т с наиболее крупным и хорошо
защищенным корпусом, вместимость которого возросла с 8,4 куб. м у первой
«Пираньи» до 12 куб. м. На нем устанавливают различные моторы мощностью 350-544
л.с. и автоматическую 7-ступенчатую коробку передач «ЦФ Экомат» (ZF Ecomat). Все
четыре семейства «Пиранья» выпускаются параллельно до сих пор и по заказам
предлагаются в разной комплектации, с различным оснащением и вооружением. 19
декабря 2002 г. компанию МОВАГ за 1,1 млрд долларов США выкупил американский
военно-промышленный концерн «Дженерал Дайнэмикс» (General Dynamics).
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
МОВАГ
(MOWAG)
Кройцлинген
Швейцария
1950-
Уже в первые годы своего существования частная машиностроительная фирма "Моторвагенфабрик
АГ" (Motorwagenfabrik AG) или МОВАГ, основанная инженером Вальтером Руфом (Walter
Ruf), превратилась в главного швейцарского изготовителя колесной военной
техники. Ее первый автомобиль, построенный в 1950 г., представлял собой 1-тонный
армейский грузовик GW3500 (4x4), собиравшийся на укороченном шасси американской
машины "Додж Пауэр Вэгон" (Dodge Power Wagon). Он получил рядный 6-цилиндровый
двигатель "Додж" (3,8 л, 91 л.с., позднее - 103 л.с.), 4-ступенчатую коробку
передач с 2-ступенчатой раздаточной и отключаемый передний мост. Внешне
автомобиль отличался клиновидной передней панелью кабины с 3,5-тонной лебедкой,
правым расположением органов управления и цельнометаллическим открытым
10-местным кузовом. Для установки фургонов и специальных надстроек служило шасси
GW4500. В 1951-62 гг. таких грузовиков собрали 1668 экземпляров. В 1954 г. на их
укороченных шасси появились первые 4-местные учебные бронетранспортеры,
заложившие основы будущей обширной программы колесной боевой техники МОВАГ.
После долгого перерыва развитие автомобильного направления в деятельности фирмы
МОВАГ наступило лишь в 1995 г., когда она начала выпускать многоцелевую
разведывательную машину "Игл" (Eagle) 4x4, представлявшую швейцарский вариант
известного американского автомобиля "Хаммер" (Hummer). Действительно, его
основой являлось шасси "Хаммера" с дизельным двигателем V8 (6,5 л, 160 л.с.),
автоматической 4-ступенчатой коробкой передач, независимой подвеской всех колес,
всеми дисковыми тормозами и рулевым механизмом с гидроусилителем. Первый вариант
"Игл-I" с полезной нагрузкой 1,2 т и боевой массой 5,1 т отличался от оригинала
6-местным бронированным кузовом с полноповоротной башней конструкции МОВАГ, в
которой были установлены 7,62-мм пулемет, гранатометы и система наблюдения с
приборами ночного видения. Его максимальная скорость достигала 125 км/ч. По
заказу для него предлагали дополнительный отопитель, лебедку, систему подкачки
шин и кондиционер. На варианте "Игл-II" полной массой 5,5 т прежний мотор
оснащался турбонаддувом и развивал 190 л.с. С 2002 г. выпускается штабной
"Игл-III" полной массой 5,8 т с электронными навигационными и наблюдательными
системами. Очередным шагом вперед в области легких бронемашин в 2004 г. стал
2,4-тонный вариант "Игл-IV" полной массой 7,6 т с 250-сильным дизелем "Камминс"
(Cummins) и автоматической 5-ступенчатой коробкой передач.
В ноябре 2002 г. автомобильная программа МОВАГа расширилась за счет приобретения
у швейцарской фирмы "Бухер-Гуйер" (Bucher-Guyer) производства семейства
авиатранспортабельных тактических грузовиков "Дуро" (Duro) 4x4/6x6. Теперь они
выпускаются в исполнении "Дуро-II" грузоподъемностью 3-4 т с дизельным
двигателем "Камминс" (5,9 л, 185 л.с.), автоматической 5-ступенчатой коробкой
передач "Эллисон" (Allison), дисковыми тормозами с АБС и централизованной
системой регулирования давления в шинах. Новый 2-тонный вариант "Дуро-IIIP"
(6x6) с тем же мотором мощностью 245 л.с. оборудован бронированной кабиной и
специальным кузовом-бронекапсулой с люком в крыше и легким вооружением немецкой
компании "Райнметалл" (Rheinmetall).
С конца 50-х гг. главной продукцией компании МОВАГ стала колесная боевая
техника, которую она начинала изготовлять в инициативном порядке за счет
собственных средств. Основой первых бронетранспортеров MR8-01 (4x4) с боевой
массой до 8,2 т оставались переоборудованные шасси серии GW с колесной базой
2600 мм, в левой задней части которых устанавливали верхнеклапанный бензиновый
двигатель "Крайслер" (Chrysler) V8 (5,2 л, 161-178 л.с.) в блоке с 5-ступенчатой
коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной. Все колеса с односкатными
20-дюймовыми шинами были управляемыми, двухконтурный гидропривод тормозов
снабжался вакуумным усилителем, рулевой механизм имел гидроусилитель. Несущий
корпус с характерным клиновидным расположением броневых листов толщиной 6-12 мм
служил для доставки 4-6 человек. Машина развивала скорость 82 км/ч, имела запас
хода 400 км и могла преодолевать 1,1-метровый брод. Наибольшее распространение
она получила в 60-е гг. в Германии, где по лицензии под индексами SW-I и SW-II
ее изготовляли фирмы "Хеншель" (Henschel) и "Бюссинг" (Bussing). В Швейцарии
развитием первой модели стали башенные бронеавтомобили MR8-09 и MR8-23 с пушками
калибра 20 или 90 мм, а также MR9-32 с открытой крышей для установки 120-мм
миномета или ракетной системы. В 1964 г. развитием серии MR8 стал многоцелевой
бронеавтомобиль "Роланд" (Roland). Мощность его двигателя повысили до 202 л.с.,
скорость возросла до 110 км/ч, коробка передач стала 4-ступенчатой, в башне
устанавливали пулеметы или 20-мм пушку, а отделение для десанта вмещало на трех
человек больше. Современным представителем легких 2-осных бронемашин является
разведывательный бронеавтомобиль "Спай" (Spy) 4x4 полной массой 7,7 т,
выпускающийся с 1995 г. Он оснащен передним 210-сильным дизелем "Камминс",
автоматической 4-ступенчатой коробкой передач "Эллисон" и небольшой пулеметной
башней с дистанционным управлением.
Главным достижением компании МОВАГ является создание одного из наиболее
совершенных и обширных в мире семейств многоцелевых плавающих колесных боевых
машин "Пиранья" (Piranha) для вооруженных сил стран НАТО. Их разработка
начиналась в конце 60-х гг. по собственной инициативе, не подкрепленной тогда
никакими заказами. В первоначальном проекте сразу же была заложена возможность
серийного выпуска унифицированных боевых машин с колесными формулами 4x4, 6x6 и
8x8, способных выполнять функции бронеавтомобиля, бронетранспортера и боевой
машины пехоты, а также создание семейства специальных исполнений (штабной,
санитарный, ремонтно-эвакуационный и др.). Прототипы 1972-75 гг. оснащались
бензиновыми или дизельными двигателями мощностью 190, 300 и 325 л.с.,
расположенными в правой передней части сварного корпуса, механической
5-ступенчатой коробкой передач "Крайслер" или автоматической "Эллисон",
независимыми передней пружинной и задней торсионной подвесками, армированными
шинами, двумя гребными винтами и различным легким вооружением. Они имели боевую
массу 7,0-12,5 т, запас хода до 1200 км, развивали скорость на шоссе 100 км/ч и
на воде - 9,5-10 км/ч.
В 1976 г. началось производство первого поколения "Пиранья-I" с двигателями
"Детройт Дизель" (Detroit Diesel) V6 с турбонаддувом мощностью 210-325 л.с. и
автоматической 4-ступенчатой коробкой передач "Эллисон". В зависимости от
назначения они оснащались различными пулеметами и пушками калибра от 20 до 155
мм, безоткатными орудиями, зенитными комплексами, минометами или ракетным
вооружением, могли доставлять 8-10 десантников и перевозить специальное
оборудование. В том же году первые образцы стали поступать на экспорт, причем
легкий бронетранспортер "Пиранья" (4x4) со 190-сильным бензиновым мотором
"Крайслер" предлагался под маркой "Гренадёр" (Grenadier). Дальнейшую судьбу
этого семейства предопределило военное ведомство Канады, решившее принять машины
"Пиранья" на вооружение. В 1979 г. их сборку наладило канадское отделение
корпорации "Дженерал Моторс" (General Motors), и впоследствии они стали известны
под маркой LAV. В 1982 г. на шасси "Пиранья" (8x8) был представлен опытный
бронеавтомобиль "Шарк" (Shark) со 105-мм пушкой. К началу 80-х гг. относится
принятие машин "Пиранья" на вооружение швейцарской армии, начало их сборки по
лицензиям и поставки крупных партий в страны Африки, Азии и Южной Америки, что
создало фирме прочную коммерческую базу, позволявшую постоянно модернизировать
все семейство, пользующееся неизменным успехом до сих пор. Тесные контакты с
североамериканскими компаниями и широкое использование выпускавшихся ими
агрегатов стали поводом для включения фирмы МОВАГ в 1999 г. в состав
военно-промышленного отделения концерна "Дженерал Моторс".
Второе поколение "Пиранья-II" (6x6/8x8), выпускающееся с 1995 г., получило
колеса увеличенного диаметра с широкопрофильными шинами и более вместительный
корпус, на котором устанавливаются башни с пушками калибра 25-90 мм. Главной
новинкой стал единственный в мире серийный 5-осный авиатранспортабельный
бронеавтомобиль с колесной формулой 10x00, прототип которого был построен в
апреле 1993 г. Машина с боевой массой 18 т оборудуется пушками калибра до 105 мм
или специальным оснащением. В 1995 г. для вооруженных сил Швейцарии и других
стран началось производство боевых машин третьего авиатранспортабельного
поколения "Пиранья-III" (6x6/8x8/10x00) с боевой массой 12,5-20,0 т и различным
вооружением, внешне отличающихся скругленной кромкой носовой части корпуса с
усиленной бронезащитой, немного увеличенными габаритами, дополнительными
топливными баками и емкостями для вспомогательного оборудования. На
многочисленных исполнениях используются дизели "Камминс", "Детройт Дизель",
"Катерпиллар" (Caterpillar), "Мерседес-Бенц" (Mercedes-Benz) или МТУ (MTU)
мощностью 350-450 л.с., автоматические 5-, 6- или 7-ступенчатые коробки передач,
гидропневматическая подвеска, тормозная система с АБС и централизованная
подкачка шин. Это семейство поставляется в США и Канаду, где оснащается иным
вооружением и носит обозначение LAV-III. В конце 2000 г. фирмой МОВАГ был создан
прототип машины четвертого поколения "Пиранья-IV" (8x8) с боевой массой до 25 т
с наиболее крупным и хорошо защищенным корпусом, вместимость которого возросла с
8,4 куб. м у первой "Пираньи" до 12 куб. м. На нем устанавливают различные
моторы мощностью 350-544 л.с. и автоматическую 7-ступенчатую коробку передач "ЦФ
Экомат" (ZF Ecomat). Все четыре семейства "Пиранья" выпускаются параллельно до
сих пор и по заказам предлагаются в разной комплектации, с различным оснащением
и вооружением. 19 декабря 2002 г. компанию МОВАГ за 1,1 млрд долларов США
выкупил американский военно-промышленный концерн "Дженерал Дайнэмикс" (General
Dynamics).
МОВАГ GW3500, 4x4, 1952 г.
МОВАГ GW4500, 4x4, 1955 г.
МОВАГ MR8-01, 4x4, 1959 г.
МОВАГ Роланд, 4x4, 1965 г.
МОВАГ Пиранья-I, 6x6, 1973 г.
"МОВАГ Пиранья-II" со 120-мм минометом, 8x8, 1989 г.
"МОВАГ Пиранья-I" с зенитным комплексом, 8x8, 1990 г.
Санитарный "МОВАГ Пиранья-IIIН", 8x8, 1991 г.
"МОВАГ Пиранья-II" с 25-мм пушкой, 8x8, 1993 г.
"МОВАГ Пиранья-III" с 7,62-мм пулеметом, 6x6, 1994 г.
МОВАГ Игл-I, 4x4, 1995 г.
МОВАГ Спай, 4x4, 1995 г.
"МОВАГ Пиранья-IIIН" с 12,7-мм пулеметом, 8x8, 1996 г.
"МОВАГ Пиранья-II" с 40-мм пушкой, 10x10, 1997 г.
Штабной "МОВАГ Пиранья-IIIС", 10x10, 1999 г.
МОВАГ Пиранья-III (LAV-III/LAV-25T), 8x8, 2002 г.
МОВАГ Пиранья-IV, 8x8, 2002 г.
МОВАГ Дуро-IIIP, 6x6, 2003 г.
МОВАГ Игл-IV, 4x4, 2004 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с