НАМИ/НАТИ | |
Допомога проекту
WebMoney E558684278515 WebMoney R339002842822 WebMoney Z368823732896 |
НАМИ/НАТИ
(NAMI/NATI)
Москва
СССР/Россия
1931–
Весной 1921 г. на базе Научной автомобильной лаборатории (НАЛ) был образован
Научный автомобильный и моторный институт (НАМИ), превратившийся в главный
научно-исследовательский центр советского автомобилестроения. В 1931 г., когда
он стал заниматься тракторами, его переименовали в Научный автотракторный
институт (НАТИ). Среди первых разработок 30-х гг. были автомобили 6x6, ставшие
прототипами серийных машин ГАЗ-ААА, ЯГ-10 и др. В 1936–39 гг. под руководством
конструктора Н. И. Коротоношко были созданы первые полноприводные автомобили К1
(6x6) и К2 (4x4), послужившие основой опытного грузовика ЗИС-36 (6х6) и
выпущенного небольшой партией варианта ЗИС-32 (4x4). В 1937–39 гг. был
спроектирован бронеавтомобиль БА-НАТИ (4x4) с 72-сильным мотором "Додж" (Dodge),
башней и тремя пулеметами, построенный Выксинским заводом в августе 1939 г. под
индексом ЛБ-НАТИ.
Одним из важнейших направлений деятельности НАТИ стали работы по созданию
полугусеничных автомобилей, которыми руководил конструктор Г. А. Сонкин. Первый
грузопассажирский НАТИ-2 был построен в 1931 г. на базе "Форд-АА" и снабжался
движителями с резинометаллическими гусеницами и двумя парами двускатных ведущих
фрикционных катков, приводившихся цепными передачами от стандартного заднего
моста. Его развитием в 1932–36 гг. стали грузовики НАТИ-3 и НАТИ-В, из которых
последний выпускался под маркой ГАЗ-60, а прототип НАТИ-ВЗ в 1938 г. послужил
основой автомобиля ЗИС-22. В 1937 г. под руководством Н. И. Коротоношко на шасси
НАТИ-3 построили партию бронемашин НАТИ-БА-30 с пулеметной башней от БА-20,
которые применялись в советско-финской войне. Сложность и ненадежность первых
конструкций привела к созданию в 1940–41 гг. автомобиля НАТИ-52, у которого
движитель снабжался передними ведущими зубчатыми колесами. Он стал базой
грузовика ЗИС-22М, а с середины 1942 г. его выпускали под маркой ЗИС-42.
В начале 1941 г. параллельно с Горьковским автозаводом в НАТИ под руководством
А. Ф. Андронова на агрегатах ГАЗ-61 разрабатывался легкий автомобиль-разведчик
АР-НАТИ (4x4) с 57-сильным двигателем и коробкой передач от ГАЗ-АА. Его
особенностью была довольно сложная рама, позволявшая более компактно разместить
узлы подвески. Два опытных образца были готовы в марте 1941 г., затем прошли
испытания, но в июле для серийного производства был выбран более технологичный
вариант ГАЗ-64.
В июне 1946 г. институт был переименован в НАМИ. Одной из первых послевоенных
работ в 1948–49 гг. стала амфибия НАМИ-011 (4x4) на агрегатах ГАЗ-67Б,
выпускавшаяся как ГАЗ-011, а затем ставшая основой модели ГАЗ-46. Наиболее
существенной разработкой 50-х гг. в военной области было создание коллективом
под руководством Н. И. Коротоношко 5-тонного армейского грузовика-тягача
НАМИ-020 (6x6). В 1956 г. был построен опытный образец со 180-сильным бензиновым
двигателем V8, гидромеханической коробкой передач (впоследствии — механической
5-ступенчатой), раздаточной коробкой с несимметричным межосевым дифференциалом,
шариковыми шарнирами равных угловых скоростей в приводе передних колес,
проходным средним мостом, самоблокирующимися межколесными дифференциалами,
планетарными колесными редукторами и централизованной системой регулирования
давления в шинах (0,8–2,5 кгс/см2).
В 1958 г. по результатам совместных с Уральским автозаводом испытаний появился
модернизированный "УралЗИС-НАМИ-375", доработанный вариант которого с 1961 г.
выпускался под маркой "Урал-375". В НАМИ эти работы были продолжены в 1958–66
гг., когда на базе "Урала-375" создавалось поколение армейских грузовиков 8x8.
Бескапотный армейский вариант НАМИ-058 грузоподъемностью 8–9 т оснащался
двигателями мощностью 280 или 320 л.с. и двумя одноместными кабинами, имел
дорожный просвет 410 мм, весил около 12 т и развивал скорость 75 км/ч. Он лег в
основу опытного грузовика "Урал-395", ставшего, в свою очередь, базой семейства
"Урал-5323". Последней работой НАМИ в этом направлении был капотный седельный
тягач "058С", построенный в 1966 г. для работы с активным полуприцепом в составе
автопоезда 12x22 грузоподъемностью 12–15 т. В 1957 г. в рамках создания
семейства микролитражных автомобилей появилась низкопрофильная амфибия "ТПК"
(4x4) с мотоциклетным мотором (21 л.с.), послужившая прообразом военного
транспортера ЛуАЗ-967М (ТПК).
Другие работы послевоенного периода к армии имели косвенное отношение, хотя
представители Министерства обороны СССР наблюдали за испытаниями всех
автомобилей высокой проходимости. Среди них были инженерный тягач "044" на
арочных шинах (1958 г.), вездеходы "044Э" и "094" на пневмокатках (1959–63 гг.),
легкая амфибия "055" (4x4) и ее вариант "055В" на подводных крыльях, 25-тонный
грузовик НАМИ-076 "Ермак" (6x6), вездеходы "0102" с шарнирно-сочлененной рамой и
четырьмя пневматическими гусеницами (1965 г.), "0127" (8x8) на арочных шинах
(1967 г.) и др. В конце 80-х гг. появилась 1,25-тонная амфибия НАМИ-0281 (4x4)
для сил быстрого реагирования, снабженная 8-местным несущим кузовом с
центральным постом управления, двигателем заднего расположения и регулируемой
гидропневматической подвеской. В последующие годы институт участвовал в создании
новых семейств военных автомобилей УАЗ, ЗИЛ, БАЗ, "Урал" и бронетранспортера
БТР-90.
НАТИ-3, 1935 г.
НАТИ К2, 4x4, 1938 г.
ЛБ-НАТИ, 4x4, 1939 г.
АР-НАТИ, 4x4, 1941 г.
НАМИ-020, 6x6, 1956 г.
НАМИ ТПК, 4x4, 1958 г.
НАМИ-058, 8x8, 1962 г.
НАМИ-0281, 4x4, 1990 г.