НАМИ/НАТИ
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

НАМИ/НАТИ
(NAMI/NATI)
Москва
СССР/Россия
1931–
Весной 1921 г. на базе Научной автомобильной лаборатории (НАЛ) был образован Научный автомобильный и моторный институт (НАМИ), превратившийся в главный научно-исследовательский центр советского автомобилестроения. В 1931 г., когда он стал заниматься тракторами, его переименовали в Научный автотракторный институт (НАТИ). Среди первых разработок 30-х гг. были автомобили 6x6, ставшие прототипами серийных машин ГАЗ-ААА, ЯГ-10 и др. В 1936–39 гг. под руководством конструктора Н. И. Коротоношко были созданы первые полноприводные автомобили К1 (6x6) и К2 (4x4), послужившие основой опытного грузовика ЗИС-36 (6х6) и выпущенного небольшой партией варианта ЗИС-32 (4x4). В 1937–39 гг. был спроектирован бронеавтомобиль БА-НАТИ (4x4) с 72-сильным мотором "Додж" (Dodge), башней и тремя пулеметами, построенный Выксинским заводом в августе 1939 г. под индексом ЛБ-НАТИ.
Одним из важнейших направлений деятельности НАТИ стали работы по созданию полугусеничных автомобилей, которыми руководил конструктор Г. А. Сонкин. Первый грузопассажирский НАТИ-2 был построен в 1931 г. на базе "Форд-АА" и снабжался движителями с резинометаллическими гусеницами и двумя парами двускатных ведущих фрикционных катков, приводившихся цепными передачами от стандартного заднего моста. Его развитием в 1932–36 гг. стали грузовики НАТИ-3 и НАТИ-В, из которых последний выпускался под маркой ГАЗ-60, а прототип НАТИ-ВЗ в 1938 г. послужил основой автомобиля ЗИС-22. В 1937 г. под руководством Н. И. Коротоношко на шасси НАТИ-3 построили партию бронемашин НАТИ-БА-30 с пулеметной башней от БА-20, которые применялись в советско-финской войне. Сложность и ненадежность первых конструкций привела к созданию в 1940–41 гг. автомобиля НАТИ-52, у которого движитель снабжался передними ведущими зубчатыми колесами. Он стал базой грузовика ЗИС-22М, а с середины 1942 г. его выпускали под маркой ЗИС-42.
В начале 1941 г. параллельно с Горьковским автозаводом в НАТИ под руководством А. Ф. Андронова на агрегатах ГАЗ-61 разрабатывался легкий автомобиль-разведчик АР-НАТИ (4x4) с 57-сильным двигателем и коробкой передач от ГАЗ-АА. Его особенностью была довольно сложная рама, позволявшая более компактно разместить узлы подвески. Два опытных образца были готовы в марте 1941 г., затем прошли испытания, но в июле для серийного производства был выбран более технологичный вариант ГАЗ-64.
В июне 1946 г. институт был переименован в НАМИ. Одной из первых послевоенных работ в 1948–49 гг. стала амфибия НАМИ-011 (4x4) на агрегатах ГАЗ-67Б, выпускавшаяся как ГАЗ-011, а затем ставшая основой модели ГАЗ-46. Наиболее существенной разработкой 50-х гг. в военной области было создание коллективом под руководством Н. И. Коротоношко 5-тонного армейского грузовика-тягача НАМИ-020 (6x6). В 1956 г. был построен опытный образец со 180-сильным бензиновым двигателем V8, гидромеханической коробкой передач (впоследствии — механической 5-ступенчатой), раздаточной коробкой с несимметричным межосевым дифференциалом, шариковыми шарнирами равных угловых скоростей в приводе передних колес, проходным средним мостом, самоблокирующимися межколесными дифференциалами, планетарными колесными редукторами и централизованной системой регулирования давления в шинах (0,8–2,5 кгс/см2).
В 1958 г. по результатам совместных с Уральским автозаводом испытаний появился модернизированный "УралЗИС-НАМИ-375", доработанный вариант которого с 1961 г. выпускался под маркой "Урал-375". В НАМИ эти работы были продолжены в 1958–66 гг., когда на базе "Урала-375" создавалось поколение армейских грузовиков 8x8. Бескапотный армейский вариант НАМИ-058 грузоподъемностью 8–9 т оснащался двигателями мощностью 280 или 320 л.с. и двумя одноместными кабинами, имел дорожный просвет 410 мм, весил около 12 т и развивал скорость 75 км/ч. Он лег в основу опытного грузовика "Урал-395", ставшего, в свою очередь, базой семейства "Урал-5323". Последней работой НАМИ в этом направлении был капотный седельный тягач "058С", построенный в 1966 г. для работы с активным полуприцепом в составе автопоезда 12x22 грузоподъемностью 12–15 т. В 1957 г. в рамках создания семейства микролитражных автомобилей появилась низкопрофильная амфибия "ТПК" (4x4) с мотоциклетным мотором (21 л.с.), послужившая прообразом военного транспортера ЛуАЗ-967М (ТПК).
Другие работы послевоенного периода к армии имели косвенное отношение, хотя представители Министерства обороны СССР наблюдали за испытаниями всех автомобилей высокой проходимости. Среди них были инженерный тягач "044" на арочных шинах (1958 г.), вездеходы "044Э" и "094" на пневмокатках (1959–63 гг.), легкая амфибия "055" (4x4) и ее вариант "055В" на подводных крыльях, 25-тонный грузовик НАМИ-076 "Ермак" (6x6), вездеходы "0102" с шарнирно-сочлененной рамой и четырьмя пневматическими гусеницами (1965 г.), "0127" (8x8) на арочных шинах (1967 г.) и др. В конце 80-х гг. появилась 1,25-тонная амфибия НАМИ-0281 (4x4) для сил быстрого реагирования, снабженная 8-местным несущим кузовом с центральным постом управления, двигателем заднего расположения и регулируемой гидропневматической подвеской. В последующие годы институт участвовал в создании новых семейств военных автомобилей УАЗ, ЗИЛ, БАЗ, "Урал" и бронетранспортера БТР-90.
НАТИ-3, 1935 г.
НАТИ К2, 4x4, 1938 г.
ЛБ-НАТИ, 4x4, 1939 г.
АР-НАТИ, 4x4, 1941 г.
НАМИ-020, 6x6, 1956 г.
НАМИ ТПК, 4x4, 1958 г.
НАМИ-058, 8x8, 1962 г.
НАМИ-0281, 4x4, 1990 г.