OM
999999999999999999999
 

ОМ

(ОМ)

Брешия, Италия, 1932-1970

Аббревиатура ОМ принадлежит Миланской машиностроительной компании «Оффичине Мекканике» (Officine Meccaniche). Она была основана в 1899 г. и весной 1918 г. начала производство легковых машин. К самым необычным автомобилям ОМ относится первый военный грузовик «Аутокарретта да Монтанья» (Autocarretta da Montagna) или ОМ-32 (4х4) с колесной базой 2000 мм и всеми управляемыми дисковыми колесами с литыми шинами.

ОМ-32 «Аутокарретта да Монтанья», 4х4, 1932 г.

OM-36DM, 4х4, 1936 г.

ОМ Таурус, 1940 г.

ОМ Титано, 1937 г.

ОМ CL51, 1951 г.

Его разработал инженер Чезаре Каппа (Cesare Сарра) для подразделений итальянских горных стрелков. Автомобиль имел открытую 2-местную кабину, короткий бортовой кузов для перевозки 800 кг грузов, 4-цилиндровый бензиновый мотор воздушного охлаждения (1,6 л, 20 л.с.), 4-ступенчатую коробку передач и 2-ступенчатую раздаточную с блокируемым дифференциалом. Габаритная длина составляла 3770 мм, ширина - всего 1300 мм, обе колеи - по 1000 мм. При полной массе 2400 кг ОМ-32 мог буксировать 75-мм пушку, развивая скорость 25 км/ч. В середине 30-х гг. его сборку наладили в Эритрее. В 1936 г. эту серию пополнили 23-сильные автомобили с пневматическими шинами - бортовой ОМ-36М и грузопассажирские ОМ-36Р и OM-36DM с открытыми кузовами на 7-10 мест и 1-2 пулеметами, способные двигаться со скоростью 34 км/ч. С установкой в 1938 г. более мощного мотора она возросла до 48 км/ч.

Основой конструкции достаточно совершенных дизельных грузовиков ОМ была лицензия, закупленная в 1928 г. у швейцарской фирмы «Заурер» (Saurer), а первый лицензионный 2,5-тонный автомобиль 3BOD с 70-сильным дизелем поступил на вооружение итальянской армии в 1932 г. На следующий год продажа части акций концерну ФИАТ (FIAT) и прекращение выпуска легковых машин позволили фирме ОМ полностью сосредоточиться на изготовлении грузовиков, идентичных продукции «Заурера». В 1936-39 гг. она предлагала несколько военных исполнений коммерческих моделей 1CRD, «Урсус» (Ursus) и «Титано» (Titano) грузоподъемностью 3, 6 и 7 т соответственно с 4- и 6-цилиндровыми дизелями мощностью от 50 до 137 л.с. Основным итальянским 3-тонным грузовиком периода Второй мировой войны стал «Таурус N» (Taurus) с 67-сильным дизелем CR1D, 10-ступенчатой трансмиссией и гидроприводом тормозов, выпускавшийся в 1939-50 гг. Его вариантами были «Таурус В» с бензиновым мотором, «колониальный» «Таурус С» для Северной Африки и длиннобазный «Таурус 2С». Часть машин получила пневматические стартеры, позволявшие отказаться от аккумуляторной батареи.

По окончании войны все усилия фирма ОМ направила на разработку автомобилей малой грузоподъемности. В 1950 г. появилась серия 2-тонных грузовиков «Леончино» (Leoncino) с 2-местной цельнометаллической кабиной над двигателем. В 1951 г. переоборудованный 1,8-тонный «Леончино» (4x2/4х4) был принят на вооружение как основной легкий тактический автомобиль CL51. Он предлагался с 4-цилиндровым верхнеклапанным бензиновым мотором (2,5 л, 54-56 л.с.) или с 4,2-литровым дизелем, снабжался 5-ступенчатой коробкой передач, рессорной подвеской с гидроамортизаторами двойного действия, задними одно- или двускатными колесами с 20-дюймовыми шинами, имел массу 2700 кг и развивал скорость 75 км/ч.

OM-20.110 (CL52), 4х4, 1952 г.

ОМ-6600 (СР56), 6х6, 1956 г.

В 1952 г. при финансовой поддержке США компания ОМ на 56-сильном шасси «Леончино» создала многоцелевой авиатранспортабельный 1,1-тонный грузопассажирский автомобиль ОМ-20.110 или CL52 (4х4), своеобразную версию известной модели «Додж WC51» (Dodge), выполненную в итальянском стиле и в соответствии с требованиями НАТО. Он имел весьма привлекательную внешность с встроенными в плоскую переднюю облицовку фарами, «стремительной» формой передних крыльев, запасным колесом и канистрой, укрепленными на подножках. Место водителя в открытой кабине располагалось справа, а в цельнометаллическом кузове с тентом могли разместиться 12 солдат. Автомобиль предлагался как санитарная машина или радиостанция, служил тягачом для буксировки пушек массой до 2 т, развивая скорость 85 км/ч. Следующим шагом в создании новой военной техники для НАТО стала сборка в Брешии стандартизованного американского грузовика М139 (6х6), который получил индексы ОМ-6600 или СР56 и в зависимости от условий эксплуатации имел грузоподъемность 7,6-9,2 т. В отличие от своего прототипа он комплектовался 6-цилиндровым бензиновым мотором ФИАТ-203В (10,7 л, 210-220 л.с.), а внешне отличался только дисками передних колес с 6 широкими литыми спицами. ОМ-6600, выпускавшийся в 1956-65 гг., возглавил новую серию военной автотехники «6600», которую ФИАТ изготовлял до середины 80-х гг. К этому времени фирма ОМ уже не могла в одиночку противостоять сильной конкуренции и в 1968 г. окончательно вошла в состав концерна ФИАТ. Это привело к прекращению выпуска многих моделей и унификации программы ОМ с продукцией ФИАТ. Последним военным автомобилем марки ОМ был грузовик CL52, снятый с производства в 1970 г. С образованием в 1975 г. международного автомобильного холдинга ИВЕКО (IVECO) на основе гражданской программы ОМ было разработано обновленное семейство легких коммерческих грузовиков ФИАТ, а марка ОМ сохранялась на них лишь до конца 70-х гг.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

OM
(OM) (Officine Meccaniche)
Брешия
Италия
1932-1970
Аббревиатура ОМ принадлежит Миланской машиностроительной компании "Оффичине Мекканике" (Officine Meccaniche). Она была основана в 1899 г. и весной 1918 г. начала производство легковых машин. К самым необычным автомобилям ОМ относится первый военный грузовик "Аутокарретта да Монтанья" (Autocarretta da Montagna) или ОМ-32 (4x4) с колесной базой 2000 мм и всеми управляемыми дисковыми колесами с литыми шинами. Его разработал инженер Чезаре Каппа (Cesare Cappa) для подразделений итальянских горных стрелков. Автомобиль имел открытую 2-местную кабину, короткий бортовой кузов для перевозки 800 кг грузов, 4-цилиндровый бензиновый мотор воздушного охлаждения (1,6 л, 20 л.с.), 4-ступенчатую коробку передач и 2-ступенчатую раздаточную с блокируемым дифференциалом. Габаритная длина составляла 3770 мм, ширина - всего 1300 мм, обе колеи - по 1000 мм. При полной массе 2400 кг ОМ-32 мог буксировать 75-мм пушку, развивая скорость 25 км/ч. В середине 30-х гг. его сборку наладили в Эритрее. В 1936 г. эту серию пополнили 23-сильные автомобили с пневматическими шинами - бортовой ОМ-36М и грузопассажирские ОМ-36Р и ОМ-36DM с открытыми кузовами на 7-10 мест и 1-2 пулеметами, способные двигаться со скоростью 34 км/ч. С установкой в 1938 г. более мощного мотора она возросла до 48 км/ч.
Основой конструкции достаточно совершенных дизельных грузовиков ОМ была лицензия, закупленная в 1928 г. у швейцарской фирмы "Заурер" (Saurer), а первый лицензионный 2,5-тонный автомобиль 3BOD с 70-сильным дизелем поступил на вооружение итальянской армии в 1932 г. На следующий год продажа части акций концерну ФИАТ (FIAT) и прекращение выпуска легковых машин позволили фирме ОМ полностью сосредоточиться на изготовлении грузовиков, идентичных продукции "Заурера". В 1936-39 гг. она предлагала несколько военных исполнений коммерческих моделей 1CRD, "Урсус" (Ursus) и "Титано" (Titano) грузоподъемностью 3, 6 и 7 т соответственно с 4- и 6-цилиндровыми дизелями мощностью от 50 до 137 л.с. Основным итальянским 3-тонным грузовиком периода Второй мировой войны стал "Таурус N" (Taurus) с 67-сильным дизелем CR1D, 10-ступенчатой трансмиссией и гидроприводом тормозов, выпускавшийся в 1939-50 гг. Его вариантами были "Таурус В" с бензиновым мотором, "колониальный" "Таурус С" для Северной Африки и длиннобазный "Таурус 2С". Часть машин получила пневматические стартеры, позволявшие отказаться от аккумуляторной батареи.
По окончании войны все усилия фирма ОМ направила на разработку автомобилей малой грузоподъемности. В 1950 г. появилась серия 2-тонных грузовиков "Леончино" (Leoncino) с 2-местной цельнометаллической кабиной над двигателем. В 1951 г. переоборудованный 1,8-тонный "Леончино" (4x4/4x4) был принят на вооружение как основной легкий тактический автомобиль CL51. Он предлагался с 4-цилиндровым верхнеклапанным бензиновым мотором (2,5 л, 54-56 л.с.) или с 4,2-литровым дизелем, снабжался 5-ступенчатой коробкой передач, рессорной подвеской с гидроамортизаторами двойного действия, задними одно- или двускатными колесами с 20-дюймовыми шинами, имел массу 2700 кг и развивал скорость 75 км/ч.
В 1952 г. при финансовой поддержке США компания ОМ на 56-сильном шасси "Леончино" создала многоцелевой авиатранспортабельный 1,1-тонный грузопассажирский автомобиль ОМ-20.110 или СL52 (4x4), своеобразную версию известной модели "Додж WC51" (Dodge), выполненную в итальянском стиле и в соответствии с требованиями НАТО. Он имел весьма привлекательную внешность с встроенными в плоскую переднюю облицовку фарами, "стремительной" формой передних крыльев, запасным колесом и канистрой, укрепленными на подножках. Место водителя в открытой кабине располагалось справа, а в цельнометаллическом кузове с тентом могли разместиться 12 солдат. Автомобиль предлагался как санитарная машина или радиостанция, служил тягачом для буксировки пушек массой до 2 т, развивая скорость 85 км/ч. Следующим шагом в создании новой военной техники для НАТО стала сборка в Брешии стандартизованного американского грузовика М139 (6x6), который получил индексы ОМ-6600 или СР56 и в зависимости от условий эксплуатации имел грузоподъемность 7,6-9,2 т. В отличие от своего прототипа он комплектовался 6-цилиндровым бензиновым мотором ФИАТ-203В (10,7 л, 210-220 л.с.), а внешне отличался только дисками передних колес с 6 широкими литыми спицами. ОМ-6600, выпускавшийся в 1956-65 гг., возглавил новую серию военной автотехники "6600", которую ФИАТ изготовлял до середины 80-х гг. К этому времени фирма ОМ уже не могла в одиночку противостоять сильной конкуренции и в 1968 г. окончательно вошла в состав концерна ФИАТ. Это привело к прекращению выпуска многих моделей и унификации программы ОМ с продукцией ФИАТ. Последним военным автомобилем марки ОМ был грузовик CL52, снятый с производства в 1970 г. С образованием в 1975 г. международного автомобильного холдинга ИВЕКО (IVECO) на основе гражданской программы ОМ было разработано обновленное семейство легких коммерческих грузовиков ФИАТ, а марка ОМ сохранялась на них лишь до конца 70-х гг.
ОМ-32 "Аутокарретта да Монтанья", 4x4, 1932 г.
ОМ-36DM, 4x4, 1936 г.
ОМ Титано, 1937 г.
ОМ Таурус, 1940 г.
ОМ CL51, 1951 г.
ОМ-20.110 (CL52), 4x4, 1952 г.
ОМ-6600 (СР56), 6x6, 1956 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с