OPEL | |
999999999999999999999
|
ОПЕЛЬ
(OPEL)
Рюссельсхайм/Бранденбург/Бохум, Германия, 1914-
Известная фирма «Опель» никогда не стремилась к выпуску армейской продукции,
хотя к этому ее вынуждали крупные военные конфликты. Так и получилось, что самой
громкой славы удостоились грузовые автомобили «Опель», выпускавшиеся в больших
количествах для Вермахта. Первые легковые машины этой марки поступили на военную
службу во время Первой мировой войны, а из достаточно обширной грузовой
программы для армии выпускался в основном 4-тонный вариант 24/50PS с 50-сильным
мотором, 4-ступенчатой коробкой передач и цепным приводом задних колес с литыми
шинами, предназначенный для работы с 3-тонным прицепом.
Опель 24/50PS, 1915 г.
Опель Капитан, 1939 г.
Опель Адмирал, 1938 г.
Опель Блиц 2.5-32, 1938 г.
Опель Блиц 3.6-36S, 1940 г.
Опель Блиц 3.6-6700А, 4х4, 1942 г
«Опель Блиц 3.6-47» (СПРАВА - «Блиц 2.0-12»), 1943 г.
В 1928 г. фирма «Опель» вошла в состав американской корпорации «Дженерал Моторс»
(General Motors), а активизация военных разработок наступила лишь после
установления в Германии фашистского режима. Первой военной машиной фирмы
считается бронеавтомобиль, собиравшийся в 1935-38 гг., хотя «Опель» не имел к
нему никакого отношения. Это была бутафорская боевая машина на легковом шасси
«Опель Р4», напоминавшая легкий танк и служившая для обучения курсантов. В
1937-38 гг. на этом шасси построили партию открытых 3-местных машин для военной
полиции, поступавших в болгарскую армию. В 1936-43 гг. Вермахт получал
доработанные серийные легковые автомобили «Кадет» (Kadett), «Олимпия» (Olympia),
«Супер-6» (Super), «Капитан» (Kapitan) и «Адмирал» (Admiral) с разными кузовами
для перевозки офицеров всех уровней вплоть до высшего генералитета. На них
монтировали также открытые многоцелевые кузова разведывательных и штабных «кюбельвагенов»,
санитарные фургоны, передвижные радиостанции, громкоговорители и сирены
воздушной тревоги, осветительные прожекторы и мастерские. В 1940-43 гг. было
собрано около 6 тыс. стандартизованных многоцелевых автомобилей «Опель mPl»
(4х4), идентичных машинам «Вандерер Тип-40» (Wanderer). От базовой модели
«Хорьх-901 Тип-40» (Horch) они отличались собственными 6-цилиндровым бензиновым
двигателем (3,3 л, 68 л.с.) и 4-ступенчатой коробкой передач, а также
уменьшенной на 380 кг массой и соответственно возросшей полезной нагрузкой.
Главной сферой деятельности фирмы «Опель» накануне и во время Второй мировой
войны стал массовый выпуск на новом заводе в Бранденбурге гаммы унифицированных
капотных грузовиков «Блиц» (Blitz) - «Молния». Ее возглавляли 1,0- и 1,5-тонные
модели «2.0-12» и «2.5-32» с 6-цилиндровыми моторами (36 и 53 л.с.), но самыми
многочисленными немецкими грузовыми машинами военного времени стали 3-тонные
модели «3.6-36S» (4x2) и «3.6-6700А» (4х4), изготовленные в количестве 95 тыс.
экземпляров. Это были простые и прочные автомобили с лонжеронной рамой из
П-образных профилей, оснащенные верхнеклапанным 6-цилиндровым двигателем (3,6 л,
68 л.с.) от легковой модели «Адмирал», сухим однодисковым сцеплением,
5-ступенчатой коробкой передач, неразрезными мостами на продольных рессорах,
гидроприводом тормозов, цельнометаллической или упрощенной деревометаллической
кабиной и задними двускатными колесами. Базовый грузовик «3.6-36S» имел колесную
базу 3600 мм, полноприводный «3.6-6700А» (4х4) - 3450 мм, длиннобазные
3,5-тонные версии «3.6-42» и «3.6-47» - 4200 и 4650 мм. Они снабжались
различными бортовыми кузовами, надстройками, специальным оборудованием и
вооружением, имели полную массу 5,7-6,1 т, на шоссе развивали скорость 80-85
км/ч и могли буксировать 2-тонный прицеп.
Опель Блиц 3.6-47/W39, 1939 г.
Опель Блиц 3.6-36S/SSM Маультир (Sd.Kfz.3), 1943 г.
Опель Блиц 3.6-36S/SSM Маультир (Sd.Kfz.4/1), 1944 г.
Опель Блиц A, 4х4, 1956 г.
На длиннобазном шасси выпускался армейский автобус с 30-местным кузовом W39
фирмы «Людвиг» (Ludewig). Такое шасси использовалось также для установки
грузопассажирских, санитарных или штабных надстроек других изготовителей. В
1942-44 г. на шасси «3.6-36S» собрали 4 тыс. полугусеничных 2-тонных
грузовиков-тягачей SSM (Sd.Kfz.3) серии «Маультир» (Maultier) с гусеничным
движителем от английских танкеток «Карден-Лойд» (Carden-Loyd). Он имел передние
ведущие звездочки, четыре дисковых опорных катка, установленных попарно на
рычажно-пружинной балансирной подвеске, и рулевое управление с механическим
приводом бортовых тормозов для подтормаживания одной из гусениц. По своим
эксплуатационным показателям грузовой «Опель-Маультир» занимал промежуточное
положение между аналогичными машинами «Магирус» (Magirus) и «Форд» (Ford). В
разгар войны на полубронированном шасси «Опель SSM» с зенитным пулеметом или
прожектором собрали 300 пусковых установок Sd.Kfz.4/1 - первых немецких систем
залпового огня с 10 трубчатыми направляющими для запуска 158,5-мм реактивных
снарядов с дальностью полета 6,9 км, которые немцы пытались противопоставить
советским «катюшам». В общей сложности в 1938-44 гг. фирма «Опель» изготовила
свыше 130 тыс. военных автомобилей, не считая небольшого количества грузовиков
«3.6-36S», собранных фирмой «Даймлер-Бенц» (Daimler-Benz) под индексом L701.
Летом 1944 г. бомбардировками союзных войск оба главных завода «Опеля» были
наполовину разрушены, а затем часть оборудования из Бранденбурга вывезли в СССР.
К разработке военной автотехники фирма приступила лишь в середине 50-х гг.,
когда Федеральное управление военных поставок BWB объявило конкурс на
многоцелевой 0,75-тонный автомобиль для НАТО. В 1956 г. «Опель» представил свой
вариант «Блиц А» (4х4) в штабном исполнении с открытым 8-местным кузовом и как
1-тонный грузовик. Он получил двигатель от легковой модели «Капитан» (2,5 л, 71
л.с.) и 4-ступенчатую коробку передач, а по общим параметрам был сходен с
конкурентом «Боргвард В2000А/O» (Borgward), который и был признан победителем. К
этому времени в пограничных силах ФРГ уже широко использовались легкие грузовики
новой серии «Блиц 1,75t» с 62-сильным бензиновым мотором и разными
цельнометаллическими кузовами. В 50-60-е гг. их наследники «Блиц 1,9t», «2t» и
«2,1t» полукапотной компоновки, поступившие в Бундесвер, практически не
отличались от обычных коммерческих машин. Не выдержав конкуренции в секторе
легких грузовиков, в 1975 г. фирма прекратила их производство, но военные
поставки продолжались. В последующее время для Бундесвера, подразделений НАТО и
армий многих стран мира «Опель» предлагал практически всю гамму своих легковых
автомобилей, пикапов, развозных фургонов и микроавтобусов, доработанных в
соответствии с военными нормативами.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. -
М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.
ОПЕЛЬ
(OPEL)
Рюссельсхайм/Бранденбург/Бохум
Германия
1914-
Известная фирма "Опель" никогда не стремилась к выпуску армейской продукции,
хотя к этому ее вынуждали крупные военные конфликты. Так и получилось, что самой
громкой славы удостоились грузовые автомобили "Опель", выпускавшиеся в больших
количествах для Вермахта. Первые легковые машины этой марки поступили на военную
службу во время Первой мировой войны, а из достаточно обширной грузовой
программы для армии выпускался в основном 4-тонный вариант 24/50PS с 50-сильным
мотором, 4-ступенчатой коробкой передач и цепным приводом задних колес с литыми
шинами, предназначенный для работы с 3-тонным прицепом.
В 1928 г. фирма "Опель" вошла в состав американской корпорации "Дженерал Моторс"
(General Motors), а активизация военных разработок наступила лишь после
установления в Германии фашистского режима. Первой военной машиной фирмы
считается бронеавтомобиль, собиравшийся в 1935-38 гг., хотя "Опель" не имел к
нему никакого отношения. Это была бутафорская боевая машина на легковом шасси
"Опель Р4", напоминавшая легкий танк и служившая для обучения курсантов. В
1937-38 гг. на этом шасси построили партию открытых 3-местных машин для военной
полиции, поступавших в болгарскую армию. В 1936-43 гг. Вермахт получал
доработанные серийные легковые автомобили "Кадет" (Kadett), "Олимпия" (Olympia),
"Супер-6" (Super), "Капитан" (Kapitan) и "Адмирал" (Admiral) с разными кузовами
для перевозки офицеров всех уровней вплоть до высшего генералитета. На них
монтировали также открытые многоцелевые кузова разведывательных и штабных "кюбельвагенов",
санитарные фургоны, передвижные радиостанции, громкоговорители и сирены
воздушной тревоги, осветительные прожекторы и мастерские. В 1940-43 гг. было
собрано около 6 тыс. стандартизованных многоцелевых автомобилей "Опель mPl"
(4x4), идентичных машинам "Вандерер Тип-40" (Wanderer). От базовой модели
"Хорьх-901 Тип-40" (Horch) они отличались собственными 6-цилиндровым бензиновым
двигателем (3,3 л, 68 л.с.) и 4-ступенчатой коробкой передач, а также
уменьшенной на 380 кг массой и соответственно возросшей полезной нагрузкой.
Главной сферой деятельности фирмы "Опель" накануне и во время Второй мировой
войны стал массовый выпуск на новом заводе в Бранденбурге гаммы унифицированных
капотных грузовиков "Блиц" (Blitz) - "Молния". Ее возглавляли 1,0- и 1,5-тонные
модели "2.0-12" и "2.5-32" с 6-цилиндровыми моторами (36 и 53 л.с.), но самыми
многочисленными немецкими грузовыми машинами военного времени стали 3-тонные
модели "3.6-36S" (4x4) и "3.6-6700А" (4x4), изготовленные в количестве 95 тыс.
экземпляров. Это были простые и прочные автомобили с лонжеронной рамой из
П-образных профилей, оснащенные верхнеклапанным 6-цилиндровым двигателем (3,6 л,
68 л.с.) от легковой модели "Адмирал", сухим однодисковым сцеплением,
5-ступенчатой коробкой передач, неразрезными мостами на продольных рессорах,
гидроприводом тормозов, цельнометаллической или упрощенной деревометаллической
кабиной и задними двускатными колесами. Базовый грузовик "3.6-36S" имел колесную
базу 3600 мм, полноприводный "3.6-6700А" (4x4) - 3450 мм, длиннобазные
3,5-тонные версии "3.6-42" и "3.6-47" - 4200 и 4650 мм. Они снабжались
различными бортовыми кузовами, надстройками, специальным оборудованием и
вооружением, имели полную массу 5,7-6,1 т, на шоссе развивали скорость 80-85
км/ч и могли буксировать 2-тонный прицеп. На длиннобазном шасси выпускался
армейский автобус с 30-местным кузовом W39 фирмы "Людвиг" (Ludewig). Такое шасси
использовалось также для установки грузопассажирских, санитарных или штабных
надстроек других изготовителей. В 1942-44 г. на шасси "3.6-36S" собрали 4 тыс.
полугусеничных 2-тонных грузовиков-тягачей SSM (Sd.Kfz.3) серии "Маультир" (Maultier)
с гусеничным движителем от английских танкеток "Карден-Лойд" (Carden-Loyd). Он
имел передние ведущие звездочки, четыре дисковых опорных катка, установленных
попарно на рычажно-пружинной балансирной подвеске, и рулевое управление с
механическим приводом бортовых тормозов для подтормаживания одной из гусениц. По
своим эксплуатационным показателям грузовой "Опель-Маультир" занимал
промежуточное положение между аналогичными машинами "Магирус" (Magirus) и "Форд"
(Ford). В разгар войны на полубронированном шасси "Опель SSM" с зенитным
пулеметом или прожектором собрали 300 пусковых установок Sd.Kfz.4/1 - первых
немецких систем залпового огня с 10 трубчатыми направляющими для запуска
158,5-мм реактивных снарядов с дальностью полета 6,9 км, которые немцы пытались
противопоставить советским "катюшам". В общей сложности в 1938-44 гг. фирма
"Опель" изготовила свыше 130 тыс. военных автомобилей, не считая небольшого
количества грузовиков "3.6-36S", собранных фирмой "Даймлер-Бенц" (Daimler-Benz)
под индексом L701.
Летом 1944 г. бомбардировками союзных войск оба главных завода "Опеля" были
наполовину разрушены, а затем часть оборудования из Бранденбурга вывезли в СССР.
К разработке военной автотехники фирма приступила лишь в середине 50-х гг.,
когда Федеральное управление военных поставок BWB объявило конкурс на
многоцелевой 0,75-тонный автомобиль для НАТО. В 1956 г. "Опель" представил свой
вариант "Блиц А" (4x4) в штабном исполнении с открытым 8-местным кузовом и как
1-тонный грузовик. Он получил двигатель от легковой модели "Капитан" (2,5 л, 71
л.с.) и 4-ступенчатую коробку передач, а по общим параметрам был сходен с
конкурентом "Боргвард В2000А/О" (Borgward), который и был признан победителем. К
этому времени в пограничных силах ФРГ уже широко использовались легкие грузовики
новой серии "Блиц 1,75t" с 62-сильным бензиновым мотором и разными
цельнометаллическими кузовами. В 50-60-е гг. их наследники "Блиц 1,9t", "2t" и
"2,1t" полукапотной компоновки, поступившие в Бундесвер, практически не
отличались от обычных коммерческих машин. Не выдержав конкуренции в секторе
легких грузовиков, в 1975 г. фирма прекратила их производство, но военные
поставки продолжались. В последующее время для Бундесвера, подразделений НАТО и
армий многих стран мира "Опель" предлагал практически всю гамму своих легковых
автомобилей, пикапов, развозных фургонов и микроавтобусов, доработанных в
соответствии с военными нормативами.
Опель 24/50PS, 1915 г.
Опель Адмирал, 1938 г.
Опель Блиц 2.5-32, 1938 г.
Опель Блиц 3.6-47/W39, 1939 г.
Опель Олимпия OL38, 1939 г.
Опель Блиц 3.6-36S, 1940 г.
Опель Блиц 3.6-6700А, 4x4, 1942 г.
Опель Блиц 3,6-36S/SSM Маультир (Sd.Kfz.3), 1943 г.
Опель Блиц 3.6-47, 1943 г.
Опель Блиц 3,6-36S/SSM Маультир (Sd.Kfz.4/1), 1944 г.
Опель Блиц А, 4x4, 1956 г.
Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное
издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с