OPEL | |
Допомога проекту
WebMoney E558684278515 WebMoney R339002842822 WebMoney Z368823732896 |
ОПЕЛЬ
(OPEL)
Рюссельсхайм/Бранденбург/Бохум
Германия
1914–
Известная фирма "Опель" никогда не стремилась к выпуску армейской продукции,
хотя к этому ее вынуждали крупные военные конфликты. Так и получилось, что самой
громкой славы удостоились грузовые автомобили "Опель", выпускавшиеся в больших
количествах для Вермахта. Первые легковые машины этой марки поступили на военную
службу во время Первой мировой войны, а из достаточно обширной грузовой
программы для армии выпускался в основном 4-тонный вариант 24/50PS с 50-сильным
мотором, 4-ступенчатой коробкой передач и цепным приводом задних колес с литыми
шинами, предназначенный для работы с 3-тонным прицепом.
В 1928 г. фирма "Опель" вошла в состав американской корпорации "Дженерал Моторс"
(General Motors), а активизация военных разработок наступила лишь после
установления в Германии фашистского режима. Первой военной машиной фирмы
считается бронеавтомобиль, собиравшийся в 1935–38 гг., хотя "Опель" не имел к
нему никакого отношения. Это была бутафорская боевая машина на легковом шасси
"Опель Р4", напоминавшая легкий танк и служившая для обучения курсантов. В
1937–38 гг. на этом шасси построили партию открытых 3-местных машин для военной
полиции, поступавших в болгарскую армию. В 1936–43 гг. Вермахт получал
доработанные серийные легковые автомобили "Кадет" (Kadett), "Олимпия" (Olympia),
"Супер-6" (Super), "Капитан" (Kapitan) и "Адмирал" (Admiral) с разными кузовами
для перевозки офицеров всех уровней вплоть до высшего генералитета. На них
монтировали также открытые многоцелевые кузова разведывательных и штабных "кюбельвагенов",
санитарные фургоны, передвижные радиостанции, громкоговорители и сирены
воздушной тревоги, осветительные прожекторы и мастерские. В 1940–43 гг. было
собрано около 6 тыс. стандартизованных многоцелевых автомобилей "Опель mPl"
(4x4), идентичных машинам "Вандерер Тип-40" (Wanderer). От базовой модели
"Хорьх-901 Тип-40" (Horch) они отличались собственными 6-цилиндровым бензиновым
двигателем (3,3 л, 68 л.с.) и 4-ступенчатой коробкой передач, а также
уменьшенной на 380 кг массой и соответственно возросшей полезной нагрузкой.
Главной сферой деятельности фирмы "Опель" накануне и во время Второй мировой
войны стал массовый выпуск на новом заводе в Бранденбурге гаммы унифицированных
капотных грузовиков "Блиц" (Blitz) — "Молния". Ее возглавляли 1,0- и 1,5-тонные
модели "2.0-12" и "2.5-32" с 6-цилиндровыми моторами (36 и 53 л.с.), но самыми
многочисленными немецкими грузовыми машинами военного времени стали 3-тонные
модели "3.6-36S" (4x4) и "3.6-6700А" (4x4), изготовленные в количестве 95 тыс.
экземпляров. Это были простые и прочные автомобили с лонжеронной рамой из
П-образных профилей, оснащенные верхнеклапанным 6-цилиндровым двигателем (3,6 л,
68 л.с.) от легковой модели "Адмирал", сухим однодисковым сцеплением,
5-ступенчатой коробкой передач, неразрезными мостами на продольных рессорах,
гидроприводом тормозов, цельнометаллической или упрощенной деревометаллической
кабиной и задними двускатными колесами. Базовый грузовик "3.6-36S" имел колесную
базу 3600 мм, полноприводный "3.6-6700А" (4x4) — 3450 мм, длиннобазные
3,5-тонные версии "3.6-42" и "3.6-47" — 4200 и 4650 мм. Они снабжались
различными бортовыми кузовами, надстройками, специальным оборудованием и
вооружением, имели полную массу 5,7–6,1 т, на шоссе развивали скорость 80–85
км/ч и могли буксировать 2-тонный прицеп. На длиннобазном шасси выпускался
армейский автобус с 30-местным кузовом W39 фирмы "Людвиг" (Ludewig). Такое шасси
использовалось также для установки грузопассажирских, санитарных или штабных
надстроек других изготовителей. В 1942–44 г. на шасси "3.6-36S" собрали 4 тыс.
полугусеничных 2-тонных грузовиков-тягачей SSM (Sd.Kfz.3) серии "Маультир" (Maultier)
с гусеничным движителем от английских танкеток "Карден-Лойд" (Carden-Loyd). Он
имел передние ведущие звездочки, четыре дисковых опорных катка, установленных
попарно на рычажно-пружинной балансирной подвеске, и рулевое управление с
механическим приводом бортовых тормозов для подтормаживания одной из гусениц.
По своим эксплуатационным показателям грузовой "Опель-Маультир" занимал
промежуточное положение между аналогичными машинами "Магирус" (Magirus) и "Форд"
(Ford). В разгар войны на полубронированном шасси "Опель SSM" с зенитным
пулеметом или прожектором собрали 300 пусковых установок Sd.Kfz.4/1 — первых
немецких систем залпового огня с 10 трубчатыми направляющими для запуска
158,5-мм реактивных снарядов с дальностью полета 6,9 км, которые немцы пытались
противопоставить советским "катюшам". В общей сложности в 1938–44 гг. фирма
"Опель" изготовила свыше 130 тыс. военных автомобилей, не считая небольшого
количества грузовиков "3.6-36S", собранных фирмой "Даймлер-Бенц" (Daimler-Benz)
под индексом L701.
Летом 1944 г. бомбардировками союзных войск оба главных завода "Опеля" были
наполовину разрушены, а затем часть оборудования из Бранденбурга вывезли в СССР.
К разработке военной автотехники фирма приступила лишь в середине 50-х гг.,
когда Федеральное управление военных поставок BWB объявило конкурс на
многоцелевой 0,75-тонный автомобиль для НАТО. В 1956 г. "Опель" представил свой
вариант "Блиц А" (4x4) в штабном исполнении с открытым 8-местным кузовом и как
1-тонный грузовик. Он получил двигатель от легковой модели "Капитан" (2,5 л, 71
л.с.) и 4-ступенчатую коробку передач, а по общим параметрам был сходен с
конкурентом "Боргвард В2000А/О" (Borgward), который и был признан победителем. К
этому времени в пограничных силах ФРГ уже широко использовались легкие грузовики
новой серии "Блиц 1,75t" с 62-сильным бензиновым мотором и разными
цельнометаллическими кузовами. В 50–60-е гг. их наследники "Блиц 1,9t", "2t" и
"2,1t" полукапотной компоновки, поступившие в Бундесвер, практически не
отличались от обычных коммерческих машин. Не выдержав конкуренции в секторе
легких грузовиков, в 1975 г. фирма прекратила их производство, но военные
поставки продолжались. В последующее время для Бундесвера, подразделений НАТО и
армий многих стран мира "Опель" предлагал практически всю гамму своих легковых
автомобилей, пикапов, развозных фургонов и микроавтобусов, доработанных в
соответствии с военными нормативами.
Опель 24/50PS, 1915 г.
Опель Адмирал, 1938 г.
Опель Блиц 2.5-32, 1938 г.
Опель Олимпия OL38, 1939 г.
Опель Блиц 3.6-47/W39, 1939 г.
Опель Блиц 3.6-36S, 1940 г.
Опель Блиц 3.6-6700А, 4x4, 1942 г.
Опель Блиц 3.6-47, 1943 г.
Опель Блиц 3,6-36S/SSM Маультир (Sd.Kzf.3), 1943 г.
Опель Блиц 3,6-36S/SSM Маультир (Sd.Kzf.4/1), 1944 г.
Опель Блиц А, 4x4, 1956 г.