OPEL
999999999999999999999
 

ОПЕЛЬ

(OPEL)

Рюссельсхайм/Бранденбург/Бохум, Германия, 1914-

Известная фирма «Опель» никогда не стремилась к выпуску армейской продукции, хотя к этому ее вынуждали крупные военные конфликты. Так и получилось, что самой громкой славы удостоились грузовые автомобили «Опель», выпускавшиеся в больших количествах для Вермахта. Первые легковые машины этой марки поступили на военную службу во время Первой мировой войны, а из достаточно обширной грузовой программы для армии выпускался в основном 4-тонный вариант 24/50PS с 50-сильным мотором, 4-ступенчатой коробкой передач и цепным приводом задних колес с литыми шинами, предназначенный для работы с 3-тонным прицепом.

Опель 24/50PS, 1915 г.

Опель Капитан, 1939 г.

Опель Адмирал, 1938 г.

Опель Блиц 2.5-32, 1938 г.

Опель Блиц 3.6-36S, 1940 г.

Опель Блиц 3.6-6700А, 4х4, 1942 г

«Опель Блиц 3.6-47» (СПРАВА - «Блиц 2.0-12»), 1943 г.

В 1928 г. фирма «Опель» вошла в состав американской корпорации «Дженерал Моторс» (General Motors), а активизация военных разработок наступила лишь после установления в Германии фашистского режима. Первой военной машиной фирмы считается бронеавтомобиль, собиравшийся в 1935-38 гг., хотя «Опель» не имел к нему никакого отношения. Это была бутафорская боевая машина на легковом шасси «Опель Р4», напоминавшая легкий танк и служившая для обучения курсантов. В 1937-38 гг. на этом шасси построили партию открытых 3-местных машин для военной полиции, поступавших в болгарскую армию. В 1936-43 гг. Вермахт получал доработанные серийные легковые автомобили «Кадет» (Kadett), «Олимпия» (Olympia), «Супер-6» (Super), «Капитан» (Kapitan) и «Адмирал» (Admiral) с разными кузовами для перевозки офицеров всех уровней вплоть до высшего генералитета. На них монтировали также открытые многоцелевые кузова разведывательных и штабных «кюбельвагенов», санитарные фургоны, передвижные радиостанции, громкоговорители и сирены воздушной тревоги, осветительные прожекторы и мастерские. В 1940-43 гг. было собрано около 6 тыс. стандартизованных многоцелевых автомобилей «Опель mPl» (4х4), идентичных машинам «Вандерер Тип-40» (Wanderer). От базовой модели «Хорьх-901 Тип-40» (Horch) они отличались собственными 6-цилиндровым бензиновым двигателем (3,3 л, 68 л.с.) и 4-ступенчатой коробкой передач, а также уменьшенной на 380 кг массой и соответственно возросшей полезной нагрузкой.

Главной сферой деятельности фирмы «Опель» накануне и во время Второй мировой войны стал массовый выпуск на новом заводе в Бранденбурге гаммы унифицированных капотных грузовиков «Блиц» (Blitz) - «Молния». Ее возглавляли 1,0- и 1,5-тонные модели «2.0-12» и «2.5-32» с 6-цилиндровыми моторами (36 и 53 л.с.), но самыми многочисленными немецкими грузовыми машинами военного времени стали 3-тонные модели «3.6-36S» (4x2) и «3.6-6700А» (4х4), изготовленные в количестве 95 тыс. экземпляров. Это были простые и прочные автомобили с лонжеронной рамой из П-образных профилей, оснащенные верхнеклапанным 6-цилиндровым двигателем (3,6 л, 68 л.с.) от легковой модели «Адмирал», сухим однодисковым сцеплением, 5-ступенчатой коробкой передач, неразрезными мостами на продольных рессорах, гидроприводом тормозов, цельнометаллической или упрощенной деревометаллической кабиной и задними двускатными колесами. Базовый грузовик «3.6-36S» имел колесную базу 3600 мм, полноприводный «3.6-6700А» (4х4) - 3450 мм, длиннобазные 3,5-тонные версии «3.6-42» и «3.6-47» - 4200 и 4650 мм. Они снабжались различными бортовыми кузовами, надстройками, специальным оборудованием и вооружением, имели полную массу 5,7-6,1 т, на шоссе развивали скорость 80-85 км/ч и могли буксировать 2-тонный прицеп.

Опель Блиц 3.6-47/W39, 1939 г.

Опель Блиц 3.6-36S/SSM Маультир (Sd.Kfz.3), 1943 г.

Опель Блиц 3.6-36S/SSM Маультир (Sd.Kfz.4/1), 1944 г.

Опель Блиц A, 4х4, 1956 г.

На длиннобазном шасси выпускался армейский автобус с 30-местным кузовом W39 фирмы «Людвиг» (Ludewig). Такое шасси использовалось также для установки грузопассажирских, санитарных или штабных надстроек других изготовителей. В 1942-44 г. на шасси «3.6-36S» собрали 4 тыс. полугусеничных 2-тонных грузовиков-тягачей SSM (Sd.Kfz.3) серии «Маультир» (Maultier) с гусеничным движителем от английских танкеток «Карден-Лойд» (Carden-Loyd). Он имел передние ведущие звездочки, четыре дисковых опорных катка, установленных попарно на рычажно-пружинной балансирной подвеске, и рулевое управление с механическим приводом бортовых тормозов для подтормаживания одной из гусениц. По своим эксплуатационным показателям грузовой «Опель-Маультир» занимал промежуточное положение между аналогичными машинами «Магирус» (Magirus) и «Форд» (Ford). В разгар войны на полубронированном шасси «Опель SSM» с зенитным пулеметом или прожектором собрали 300 пусковых установок Sd.Kfz.4/1 - первых немецких систем залпового огня с 10 трубчатыми направляющими для запуска 158,5-мм реактивных снарядов с дальностью полета 6,9 км, которые немцы пытались противопоставить советским «катюшам». В общей сложности в 1938-44 гг. фирма «Опель» изготовила свыше 130 тыс. военных автомобилей, не считая небольшого количества грузовиков «3.6-36S», собранных фирмой «Даймлер-Бенц» (Daimler-Benz) под индексом L701.

Летом 1944 г. бомбардировками союзных войск оба главных завода «Опеля» были наполовину разрушены, а затем часть оборудования из Бранденбурга вывезли в СССР. К разработке военной автотехники фирма приступила лишь в середине 50-х гг., когда Федеральное управление военных поставок BWB объявило конкурс на многоцелевой 0,75-тонный автомобиль для НАТО. В 1956 г. «Опель» представил свой вариант «Блиц А» (4х4) в штабном исполнении с открытым 8-местным кузовом и как 1-тонный грузовик. Он получил двигатель от легковой модели «Капитан» (2,5 л, 71 л.с.) и 4-ступенчатую коробку передач, а по общим параметрам был сходен с конкурентом «Боргвард В2000А/O» (Borgward), который и был признан победителем. К этому времени в пограничных силах ФРГ уже широко использовались легкие грузовики новой серии «Блиц 1,75t» с 62-сильным бензиновым мотором и разными цельнометаллическими кузовами. В 50-60-е гг. их наследники «Блиц 1,9t», «2t» и «2,1t» полукапотной компоновки, поступившие в Бундесвер, практически не отличались от обычных коммерческих машин. Не выдержав конкуренции в секторе легких грузовиков, в 1975 г. фирма прекратила их производство, но военные поставки продолжались. В последующее время для Бундесвера, подразделений НАТО и армий многих стран мира «Опель» предлагал практически всю гамму своих легковых автомобилей, пикапов, развозных фургонов и микроавтобусов, доработанных в соответствии с военными нормативами.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

ОПЕЛЬ
(OPEL)
Рюссельсхайм/Бранденбург/Бохум
Германия
1914-
Известная фирма "Опель" никогда не стремилась к выпуску армейской продукции, хотя к этому ее вынуждали крупные военные конфликты. Так и получилось, что самой громкой славы удостоились грузовые автомобили "Опель", выпускавшиеся в больших количествах для Вермахта. Первые легковые машины этой марки поступили на военную службу во время Первой мировой войны, а из достаточно обширной грузовой программы для армии выпускался в основном 4-тонный вариант 24/50PS с 50-сильным мотором, 4-ступенчатой коробкой передач и цепным приводом задних колес с литыми шинами, предназначенный для работы с 3-тонным прицепом.
В 1928 г. фирма "Опель" вошла в состав американской корпорации "Дженерал Моторс" (General Motors), а активизация военных разработок наступила лишь после установления в Германии фашистского режима. Первой военной машиной фирмы считается бронеавтомобиль, собиравшийся в 1935-38 гг., хотя "Опель" не имел к нему никакого отношения. Это была бутафорская боевая машина на легковом шасси "Опель Р4", напоминавшая легкий танк и служившая для обучения курсантов. В 1937-38 гг. на этом шасси построили партию открытых 3-местных машин для военной полиции, поступавших в болгарскую армию. В 1936-43 гг. Вермахт получал доработанные серийные легковые автомобили "Кадет" (Kadett), "Олимпия" (Olympia), "Супер-6" (Super), "Капитан" (Kapitan) и "Адмирал" (Admiral) с разными кузовами для перевозки офицеров всех уровней вплоть до высшего генералитета. На них монтировали также открытые многоцелевые кузова разведывательных и штабных "кюбельвагенов", санитарные фургоны, передвижные радиостанции, громкоговорители и сирены воздушной тревоги, осветительные прожекторы и мастерские. В 1940-43 гг. было собрано около 6 тыс. стандартизованных многоцелевых автомобилей "Опель mPl" (4x4), идентичных машинам "Вандерер Тип-40" (Wanderer). От базовой модели "Хорьх-901 Тип-40" (Horch) они отличались собственными 6-цилиндровым бензиновым двигателем (3,3 л, 68 л.с.) и 4-ступенчатой коробкой передач, а также уменьшенной на 380 кг массой и соответственно возросшей полезной нагрузкой.
Главной сферой деятельности фирмы "Опель" накануне и во время Второй мировой войны стал массовый выпуск на новом заводе в Бранденбурге гаммы унифицированных капотных грузовиков "Блиц" (Blitz) - "Молния". Ее возглавляли 1,0- и 1,5-тонные модели "2.0-12" и "2.5-32" с 6-цилиндровыми моторами (36 и 53 л.с.), но самыми многочисленными немецкими грузовыми машинами военного времени стали 3-тонные модели "3.6-36S" (4x4) и "3.6-6700А" (4x4), изготовленные в количестве 95 тыс. экземпляров. Это были простые и прочные автомобили с лонжеронной рамой из П-образных профилей, оснащенные верхнеклапанным 6-цилиндровым двигателем (3,6 л, 68 л.с.) от легковой модели "Адмирал", сухим однодисковым сцеплением, 5-ступенчатой коробкой передач, неразрезными мостами на продольных рессорах, гидроприводом тормозов, цельнометаллической или упрощенной деревометаллической кабиной и задними двускатными колесами. Базовый грузовик "3.6-36S" имел колесную базу 3600 мм, полноприводный "3.6-6700А" (4x4) - 3450 мм, длиннобазные 3,5-тонные версии "3.6-42" и "3.6-47" - 4200 и 4650 мм. Они снабжались различными бортовыми кузовами, надстройками, специальным оборудованием и вооружением, имели полную массу 5,7-6,1 т, на шоссе развивали скорость 80-85 км/ч и могли буксировать 2-тонный прицеп. На длиннобазном шасси выпускался армейский автобус с 30-местным кузовом W39 фирмы "Людвиг" (Ludewig). Такое шасси использовалось также для установки грузопассажирских, санитарных или штабных надстроек других изготовителей. В 1942-44 г. на шасси "3.6-36S" собрали 4 тыс. полугусеничных 2-тонных грузовиков-тягачей SSM (Sd.Kfz.3) серии "Маультир" (Maultier) с гусеничным движителем от английских танкеток "Карден-Лойд" (Carden-Loyd). Он имел передние ведущие звездочки, четыре дисковых опорных катка, установленных попарно на рычажно-пружинной балансирной подвеске, и рулевое управление с механическим приводом бортовых тормозов для подтормаживания одной из гусениц. По своим эксплуатационным показателям грузовой "Опель-Маультир" занимал промежуточное положение между аналогичными машинами "Магирус" (Magirus) и "Форд" (Ford). В разгар войны на полубронированном шасси "Опель SSM" с зенитным пулеметом или прожектором собрали 300 пусковых установок Sd.Kfz.4/1 - первых немецких систем залпового огня с 10 трубчатыми направляющими для запуска 158,5-мм реактивных снарядов с дальностью полета 6,9 км, которые немцы пытались противопоставить советским "катюшам". В общей сложности в 1938-44 гг. фирма "Опель" изготовила свыше 130 тыс. военных автомобилей, не считая небольшого количества грузовиков "3.6-36S", собранных фирмой "Даймлер-Бенц" (Daimler-Benz) под индексом L701.
Летом 1944 г. бомбардировками союзных войск оба главных завода "Опеля" были наполовину разрушены, а затем часть оборудования из Бранденбурга вывезли в СССР. К разработке военной автотехники фирма приступила лишь в середине 50-х гг., когда Федеральное управление военных поставок BWB объявило конкурс на многоцелевой 0,75-тонный автомобиль для НАТО. В 1956 г. "Опель" представил свой вариант "Блиц А" (4x4) в штабном исполнении с открытым 8-местным кузовом и как 1-тонный грузовик. Он получил двигатель от легковой модели "Капитан" (2,5 л, 71 л.с.) и 4-ступенчатую коробку передач, а по общим параметрам был сходен с конкурентом "Боргвард В2000А/О" (Borgward), который и был признан победителем. К этому времени в пограничных силах ФРГ уже широко использовались легкие грузовики новой серии "Блиц 1,75t" с 62-сильным бензиновым мотором и разными цельнометаллическими кузовами. В 50-60-е гг. их наследники "Блиц 1,9t", "2t" и "2,1t" полукапотной компоновки, поступившие в Бундесвер, практически не отличались от обычных коммерческих машин. Не выдержав конкуренции в секторе легких грузовиков, в 1975 г. фирма прекратила их производство, но военные поставки продолжались. В последующее время для Бундесвера, подразделений НАТО и армий многих стран мира "Опель" предлагал практически всю гамму своих легковых автомобилей, пикапов, развозных фургонов и микроавтобусов, доработанных в соответствии с военными нормативами.
Опель 24/50PS, 1915 г.
Опель Адмирал, 1938 г.
Опель Блиц 2.5-32, 1938 г.
Опель Блиц 3.6-47/W39, 1939 г.
Опель Олимпия OL38, 1939 г.
Опель Блиц 3.6-36S, 1940 г.
Опель Блиц 3.6-6700А, 4x4, 1942 г.
Опель Блиц 3,6-36S/SSM Маультир (Sd.Kfz.3), 1943 г.
Опель Блиц 3.6-47, 1943 г.
Опель Блиц 3,6-36S/SSM Маультир (Sd.Kfz.4/1), 1944 г.
Опель Блиц А, 4x4, 1956 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с