OSHKOSH
999999999999999999999
 

ОШКОШ

(OSHKOSH)

Ошкош, США, 1933-

Сегодня компания «Ошкош» прочно занимает ведущее место по выпуску сверхмощных многоосных армейских транспортных средств, способных выполнять важные военные задачи в экстремальных дорожных и климатических условиях в непосредственной близости от зоны боевых действий. Путь фирмы «Ошкош» к мировому лидерству оказался достаточно долгим и трудным: из своих 90 лет существования военной техникой всерьез она занимается всего лишь три последних десятилетия. Ее корни уходят в 1917 г., когда инженер Уильям Бессердих (William Besserdich), изобретатель шарниров равных угловых скоростей и один из основателей фирмы «Фор Уил Драйв» (FWD) из Клинтонвилла, вынужден был покинуть ее и основать собственную компанию «Висконсин Дуплекс» (Wisconsin Duplex). Вскоре она переехала в городок Ошкош и была переименована в «Ошкош Мотор Трак» (Oshkosh Motor Truck). Ее первой продукцией стал 1-тонный капотный грузовик «Ошкош А» (4х4) с 72-сильным двигателем, пневматическими шинами, 4-ступенчатой коробкой передач и оригинальным самоблокирующимся межосевым дифференциалом, встроенным в раздаточную коробку. К тому времени первый мировой военный конфликт XX века завершился и рассчитывать на какие либо государственные заказы небольшой фирме не приходилось.

Ошкош TR, 4х4, 1933 г.

Ошкош W709 (слева) и W712, 4х4, 1941/44 гг.

Ошкош WT2206, 4х4, 1965 г.

Ошкош МВ-5, 4х4, 1968 г.

Главным направлением ее деятельности стало создание многочисленных вариантов коммерческих полноприводных грузовиков, тягачей, снегоочистителей и специальных шасси. Первой попыткой утвердиться на военном рынке в 1933 г. был 5-тонный артиллерийский тягач TR (4х4) со всеми управляемыми односкатными колесами, выполненный на базе обычного строительного шасси и предназначенный для буксировки 155-мм пушек массой до 27 т. Он прошел испытания, но заказов на него не поступило, поэтому еще очень долго в обширной программе мощных полноприводных машин «Ошкош» не было ярко выраженной серии военной техники, а все последующие контракты на армейские автомобили носили случайный характер.

Ситуация существенно не изменилась даже во время Второй мировой войны. Небольшой заказ от военно-воздушных сил поступил в 1941 г. только на 5-тонные седельные тягачи и аэродромные эвакуаторы W709 (4х4) с механическим краном «Гар Вуд» (Gar Wood). Для них использовалось стандартное коммерческое шасси «Ошкош W700» с 6-цилиндровым двигателем «Геркулес» (Hercules) мощностью 128 л.с., 5-ступенчатой коробкой передач «Фуллер» (Fuller), собственными раздаточными коробками и ведущими мостами. В 1944 г. для армии США на «Ошкоше» изготовили 75 самосвалов W712 и роторных снегоочистителей с дополнительным 175-сильным мотором для привода рабочих органов.

В 50-60-е гг. ВВС США по традиции заказывали у фирмы доработанные 5-тонные грузовики W314 (4х4) и 10-тонные шасси WT2206 (4х4) с 295-сильным двигателем «Холл-Скотт» (Hall-Scott) и автоматической 3-ступенчатой коробкой передач «Эллисон» (Allison), служившие базой самосвалов, седельных тягачей и аэродромных снегоочистителей. В то время в различных военных подразделениях служили также серийные 5-тонные капотные грузовики М4616, бескапотные ТС444 и 7,5-тонные шасси U44L (4х4) для буровых установок, хотя потенциальные возможности «Ошкоша» к тому времени уже могли удовлетворить куда более крупные потребности военного ведомства. В 60-е гг. фирма сформировала обширное семейство многоосных строительных шасси полной массой до 50 т, а также начала разработку мощных аэродромных автомобилей. Первыми для ВВС и ВМС США были построены быстроходные бескапотные пожарные машины МВ-1 и МВ-5 (4х4) с дизельными моторами мощностью до 275 л.с. и автоматическими коробками передач, емкостями для воды и специальных огнегасящих средств, насосами с подачей до 5000 л/мин и лафетными стволами на крыше кабины. В 1965-68 гг. на американские военные аэродромы начали поступать также тяжелые низкопрофильные тягачи МВ-2 и A/S32U-30 (4х4) со всеми управляемыми колесами и дизельными двигателями мощностью 245 и 575 л.с., способные буксировать боевые и военно-транспортные самолеты массой 230-450 т.

Ошкош М911 НЕТ, 8х6, 1979 г.

Ошкош М911 НЕТ, 6х6, 1983 г.

Ошкош Р15, 8х8, 1978 г.

В середине 70-х гг. военное ведомство США выработало новые технические требования на 25-тонный «транспортер тяжелой боевой техники» НЕТ (Heavy Equipment Transporter), представлявший собой вседорожный тягач для доставки основного танка М60А1 и замены прежних машин М123 и М746. В конкурсе приняли участие четыре фирмы, но в сентябре 1976 г. первый контракт на 747 машин получила компания «Ошкош». Их серийное производство под стандартизованным индексом М911 началось два года спустя. Тягач М911 (8x6) был создан на стандартном строительном шасси J2065 (6х6), получившем средний подъемный мост «Рокуэлл» (Rockwell) с односкатными колесами на пневматической подвеске с допустимой нагрузкой 10 т. Он комплектовался двухтактным двигателем «Детройт Дизель 8V92TA» (Detroit Diesel) V8 с турбонаддувом (12,1 л, 435 л.с.), автоматической 5-ступенчатой коробкой передач «Эллисон», 2-ступенчатой раздаточной «Фуллер» или одноступенчатой «Ошкош», рессорной подвеской, передним ведущим и управляемым мостом «Ошкош» с углом поворота колес 30° в каждую сторону и задней тележкой «Хендриксон» (Hendrickson) с мостами «Итон» (Eaton). В сцепе с низкорамным 4-осным 60-тонным танковым полуприцепом М747 полная масса автопоезда достигала 103 т, максимальная скорость с грузом - 56 км/ч. Для погрузки тяжелой техники за кабиной установили две лебедки с тяговым усилием по 20 тс. Параллельно выпускался упрощенный вариант на гражданском шасси F2365 (6х6). До начала 90-х гг. было построено 1,2 тыс. тягачей серии М911.

Одержав первую и весьма внушительную победу на рынке военной автотехники, компания «Ошкош» активно взялась за разработку новых машин. В 1981 г. развитием тягача М911 стал бескапотный 600-сильный седельный вариант К2358 (6х6) с высокой удлиненной кабиной, служивший для буксировки контейнеров с баллистическими ракетами. Их построили только 7 экземпляров. В 80-е гг. в строительные подразделения поступали также стандартные 220-сильные бетоносмесители F2546 (6х6), а для ВВС было изготовлено 1600 низкопрофильных топливозаправщиков R11 (6x4) с 250-сильным дизелем, цистерной вместимостью 22,7 тыс. л и насосным оборудованием фирмы «Ковач» (Kovatch). В то время наибольших успехов компания «Ошкош» достигла в области военных аэродромных пожарных автомобилей, став практически монопольным поставщиком такой техники в американские ВВС. С 1973 г. она выпускала вариант A/S32P-4 (М1500) 6х6 с 425-сильным мотором «Детройт Дизель» и полуавтоматической 6-ступенчатой коробкой передач, имевший полную массу 21 т и общую емкость цистерн 13,6 тыс. л. В 1977-90 гг. изготовлялся один из крупнейших в мире аэродромный пожарный автомобиль пенного тушения Р15 (8х8) длиной 13,5 м и полной массой 65 т. В его задней части устанавливали два двигателя «Детройт Дизель» V8 с турбонаддувом общей мощностью 884 л.с., позволявшие тяжелой машине разгоняться с места до скорости 80 км/ч всего за 70 с. На ней использовали полуавтоматическую 7-ступенчатую коробку передач «Ошкош», планетарные колесные редукторы, односкатные колеса с шинами размером 26.5x24, два центробежных водяных насоса производительностью по 4750 л/мин и цистерны на 22,8 тыс. л огнегасящих средств. В конце 80-х гг. на смену этой машине пришли модели Р19А (4х4) и Р23 (8х8) меньших габаритов с дизелями мощностью 400-575 л.с. и общей вместимостью цистерн до 15 тыс. л. В 90-е гг. фирма предлагала тяжелые аэродромные пожарные автомобили Т1500 (4х4) и Т3000 (6х6) с двигателями заднего расположения (575-585 л.с.), автоматической 5-ступенчатой коробкой «Эллисон», цистернами из стеклопластика на 5,7-11,4 тыс. л воды и насосами производительностью 5800-7600 л/мин. При полной массе 45,2 и 66,6 т соответственно они развивали максимальную скорость 105 км/ч и с места до 80 км/ч разгонялись за 25-35 с. С 2001 г. выпускается новое пожарное семейство «Страйкер» (Striker), которое служит и на военных объектах.

Ошкош М977 НЕМТТ, 8х8, 1983 г.

Ошкош М978 НЕМТТ, 8х8, 1985 г.

Ошкош М1120 HEMTT-LHS, 8х8, 1998 г.

Тягач «Ошкош М983А2» в составе комплекса «Пэтриот», 1985 г.

Ошкош М1977 НЕМТТ, 8х8, 1996 г.

В мае 1981 г. компания «Ошкош» выиграла конкурс автобронетанкового управления сухопутных сил США на авиатранспортабельное семейство «высокомобильных тяжелых тактических грузовиков» НЕМТТ (Heavy Expanded Mobility Tactical Truck) 8х8 со средней полезной нагрузкой на бездорожье 10 т, которое должно было сменить гамму «Гоуэр» (Goer). Прототип был готов в декабре того же года, а производство унифицированного семейства НЕМТТ началось в сентябре 1982 г. и продолжается до сих пор. Машины первого поколения оснащались двигателем «Детройт Дизель» V8 (12,1 л, 445-450 л.с.), размещенным за цельнометаллической 2-местной кабиной пониженного расположения, автоматической 4-ступенчатой коробкой передач «Эллисон», собственной 2-ступенчатой раздаточной коробкой с пневматическим управлением и самоблокирующимся дифференциалом, передними управляемыми колесами с отключаемым приводом, рессорной подвеской неразрезных мостов «Итон», пневматическим двухконтурным приводом тормозов, 20-дюймовыми камерными шинами «Мишлен» (Michelin) с системой подкачки и лебедкой с тяговым усилием 9,1 тс. Пониженное расположение центра тяжести и дорожный просвет 603 мм обеспечивали машинам НЕМТТ полной массой 27-43 т высокую проходимость на местности. Они преодолевали подъемы крутизной 60% и брод глубиной 1,2 м, на шоссе развивали скорость 100 км/ч и имели запас хода 644 км. Основой этой серии являлось многоцелевое шасси М977 с колесной базой 5334 мм, бортовой платформой и 1-тонным гидрокраном «Гроув» (Grove). Его развитием стали цистерна-заправщик М978 на 9,5 тыс. л с насосной станцией и многофункциональное шасси М985 для монтажа кузовов и вооружения. Седельный тягач М983 и ремонтно-эвакуационная машина М984 с 20-тонной лебедкой имели колесную базу 4850 мм. В 90-е гг. в эту гамму вошли эвакуатор М984А1 с 6,4-тонным краном и лебедкой, инженерное шасси М1977 и многоцелевое полубронированное М1120 с системой «Мультилифт» (Multilift) или LHS (Load Handling System) для обработки грузов на стандартных поддонах, сменных кузовов и контейнеров. В 2000 г. появился тактический пожарный автомобиль TFFT со спасательным оборудованием, созданный совместно с фирмой «Пирс» (Pierce). С 2002 г. выпускается второе поколение А2 с автоматической 6-ступенчатой коробкой передач и бескамерными шинами, лучше приспособленное к реальным боевым потребностям. В него вошли короткобазные седельные тягачи М983А2 (4597 мм) для буксировки пусковой ракетной установки «Пэтриот» (Patriot). Осенью 2001 г. фирма представила опытный вариант НЕМТТ с 505-сильным дизелем и электрической трансмиссией «ПроПульс» (ProPulse), состоящей из генератора мощностью 400 кВт и тяговых электромоторов переменного тока для привода всех 8 колес на независимой подвеске, который способен передвигаться и на аккумуляторных батареях. После испытаний и доработки в начале 2005 г. автомобиль принят за основу третьего поколения A3. К настоящему времени изготовлено более 16 тыс. машин серии НЕМТТ.

Ошкош Mk-48/16LVS, 8х8, 1989 г.

Ошкош LVSR, 10х10, 1998 г.

Ошкош M1070 HETS, 8х8, 1992 г.

Ошкош М1070Е1 HETS, 8х8, 2001 г.

Ошкош M1070F HETS, 8х8, 2003 г.

Лицензия на многоцелевой армейский грузовик «Дрэгон Вэгон» (Dragon Wagon) 8х8 с шарнирно-сочлененной рамой, приобретенная в 1980 г. у концерна «Локхид» (Lockheed), легла в основу второго семейства высокомобильных тактических машин LVS (Logistical Vehicle System), получивших индекс Mk-48. Прототипы были изготовлены в 1981-82 гг. и поставлены в ВВС США. Первый контракт на 1433 машины поступил в сентябре 1983 г., а его исполнение началось со следующего года. В конструктивном отношении гамма LVS унифицирована с семейством НЕМТТ за исключением центрального разъемного шарнира, обеспечивавшего передней и задней 2-осным секциям возможность поворота относительно друг друга в горизонтальной плоскости на угол 32° в каждую сторону и на 6° в вертикальной и вокруг продольной оси. Они могли отсоединяться друг от друга для замены задней секции с разным оснащением. Эту гамму составили шасси Mk-48/14 с 6-метровой платформой, ремонтно-эвакуационная машина Mk-48/15 с 27-тонной лебедкой, 9-тонный бортовой грузовик Mk-48/17 с гидрокраном и седельный тягач Mk-48/16, работавший в составе автопоездов полной массой до 85 т. Их максимальная скорость на шоссе составляла 84 км/ч, а построенная на таком шасси аэродромная пожарная машина «Вайпер» (Viper) достигала 105 км/ч. В общей сложности машин серии LVS было построено 1,7 тыс. экземпляров. В конце 90-х гг. начался выпуск реконструированного семейства LVSR (10x10) с сочлененной рамой.

В 1990 г. в рамках очередной программы военного ведомства компания «Ошкош» собрала прототипы авиатранспортабельного семейства «транспортеров тяжелой боевой техники» HETS (Heavy Equipment Transporter System) 8х8 для работы в составе автопоездов полной массой до 105 т и скоростной переброски по шоссе американского основного танка М1А1. Выпускавшийся с августа 1992 г. огромный тупоносый седельный тягач М1070 HETS имел характерную внешность с высоким угловатым капотом и 4 ведущими мостами с односкатной ошиновкой колес, из которых три задних объединены в тележку с межосевыми самоблокирующимися дифференциалами, а управляемыми являлись передние и задние колеса. Конструктивно он был унифицирован с семейством НЕМТТ и оборудован тем же дизелем мощностью 500 л.с., автоматической 4-ступенчатой коробкой передач, 2-ступенчатой раздаточной и колесными редукторами. Его рама изготовлена из стальных лонжеронов высотой 356 мм и шириной 89 мм, полубронированная кабина рассчитана на 6 человек, включая экипаж перевозимого танка. В стандартное оборудование входили две гидравлические лебедки с тяговым усилием по 25 тс и одна вспомогательная 1,4-тонная, а также система регулирования давления в шинах тягача и 4-осного полуприцепа М88А1. В 2001 г. для британской армии был построен прототип М1070Е1 с 6-цилиндровым мотором «Детройт Дизель» (14,0 л, 600 л.с.) и автоматической 7-ступенчатой коробкой передач, способный работать в составе автопоезда полной массой 117 т и развивать скорость 72 км/ч. В 2003 г. фирма представила тягач второго поколения M1070F с обтекаемыми формами и 700-сильным дизелем «Катерпиллар С18» (Caterpillar), который предлагается также в варианте 37-тонного ремонтно-эвакуационного автомобиля. До 2005 г. в общей сложности тягачей HETS изготовлено около 2 тыс. единиц.

«Ошкош М1075 PLS» (10х10) с прицепом М1076, 1997 г.

Топливная цистерна на шасси «Ошкош М1077 PLS», 10х10, 2000 г.

Ремонтно-эвакуационная машина «Ошкош М1074 PLS», 10х10, 1999 г.

Многоцелевое шасси «Ошкош М1077 PLS», 10х10, 2001 г.

Самосвал на шасси «Ошкош М1077 PLS», 10х10, 2002 г.

В середине 90-х гг. очередным развитием серии НЕМТТ стала мобильная «погрузочно-разгрузочная система обработки грузов на стандартных поддонах» PLS (Palletized Load System). Она базируется на шасси 5-осного транспортера М1075 (10x10) в сцепе с 3-осным прицепом М1076, общая масса которых достигает 62,4 т, а максимальная скорость - 91 км/ч. Базовый вариант оснащался перегрузочной системой для амуниции, рассчитанной на использование в артиллерийских подразделениях, но впоследствии стал широко применяться во всех видах вооруженных сил США. Для работы с ним была создана обширная система быстросменных модульных надстроек, включавшая цистерны-топливозаправщики, самосвальные кузова с одним гидроцилиндром опрокидывания, мастерские, компрессорные и генераторные станции, крановое, ремонтно-эвакуационное оборудование и др. Фирма предлагает также вариант М1074 с 2,5-тонным гидрокраном и многоцелевое шасси М1077 с грузовой платформой. В конструктивном отношении транспортер PLS унифицирован с семействами НЕМТТ и HETS оснащен 500-сильным дизелем, задней 3-осной тележкой и системой подкачки шин. Для привода навесного и вспомогательного оборудования имеется гидронасос производительностью 1150 л/мин. Сегодня эти машины считаются наиболее совершенным комплексом для оперативной перевозки и перегрузки тяжелых военных грузов и оборудования. Машин серии PLS построено около 3 тыс штук. Унифицированное с ними реконструированное семейство LVSR (10х10) снабжено шарнирно-сочлененной рамой.

Крупные и регулярные военные заказы вывели компанию «Ошкош» в ранг ведущих мировых изготовителей тяжелой автотехники военного и гражданского назначения с объемом годовых продаж около 2 млрд долларов. Это позволило ей в 90-е гг. присоединить несколько небольших американских и европейских фирм гражданского профиля, а также включиться в борьбу за монопольное право выпуска тактических грузовиков разных классов.

Ошкош Mk-23 MTVR, 6х6, 2001 г.

Ошкош Mk-27 MTVR, 6х6, 2003 г.

Ошкош Mk-31 MET, 6х6, 2004 г.

Грузовик-робот «Ошкош ТэрраМакс» на шасси MTVR, 6х6, 2004 г.

В мае 2001 г. фирма представила первые прототипы авиатранспортабельного капотного семейства «средних тактических грузовиков замены» MTVR (Medium Tactical Vehicle Replacement), предназначенных для смены устаревших стандартизованных 5-тонных машин. Автомобиль MTVR (6х6) полной массой 26-28 т (грузоподъемность на шоссе - 11 т, на бездорожье - 7 т) является принципиально новой конструкцией с 6-цилиндровым двигателем «Катерпиллар С12» (11,9 л, 425 л.с.), автоматической 7-ступенчатой коробкой передач «Эллисон» с электронным управлением, независимой рычажно-пружинной подвеской с ходом каждого колеса 325-406 мм, электронными системами изменения давления в шинах, автоматического регулирования силы тяги на колесах и АБС, сварной алюминиевой кабиной с люком в крыше и турелью для зенитного пулемета. В гамму MTVR входят шасси и бортовые варианты Mk-23 и Mk-27 с колесными базами 4674 и 5486 мм соответственно (с лебедками - Mk-25 и Mk-28), самосвалы Mk-29/30, 15-тонная ремонтно-эвакуационная машина Mk-36 и седельный тягач Mk-31 или МЕТ (Medium Equipment Transporter) для буксировки топливных цистерн вместимостью 10-15 тыс. л. Их производство началось в конце 2002 г., и первые образцы поступили в американские части, участвовавшие в военных действиях в Ираке. В 2002 г. в конкурсе на новый британский армейский грузовик компания «Ошкош» представила бескапотный прототип Z (6х6), унифицированный с серией MTVR, однако весной 2003 г. заказ был выдан американской компании «Стюарт-Стивенсон» (Stewart & Stevenson). В связи с этим на «Ошкоше» началась работа над легкими и тяжелыми капотными тактическими автомобилями 6х6 и 8х8 грузоподъемностью 6 и 15 т с дизелями «Катерпиллар» (275-410 л.с.) и автоматическими коробками передач. Учитывая опыт боевых действий в Ираке, компания «Ошкош» разработала и в октябре 2004 г. продемонстрировала опытный грузовик «ТэрраМакс» (ТеггаМах) на шасси MTVR с автономной компьютеризированной системой автоматического управления, получающей информацию от нескольких телекамер, лазерных датчиков, радиолокаторов, компаса и различных устройств навигации. В октябре 2005 г. он преодолел дистанцию длиной 132 мили. Принять на вооружение такие автомобили-роботы планируется в 2015 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. / Издание 1-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2006 г.

 

ОШКОШ
(OSHKOSH)
Ошкош
США
1933-
Сегодня компания "Ошкош" прочно занимает ведущее место по выпуску сверхмощных многоосных армейских транспортных средств, способных выполнять важные военные задачи в экстремальных дорожных и климатических условиях в непосредственной близости от зоны боевых действий. Путь фирмы "Ошкош" к мировому лидерству оказался достаточно долгим и трудным: из своих 90 лет существования военной техникой всерьез она занимается всего лишь три последних десятилетия. Ее корни уходят в 1917 г., когда инженер Уильям Бессердих (William Besserdich), изобретатель шарниров равных угловых скоростей и один из основателей фирмы "Фор Уил Драйв" (FWD) из Клинтонвилла, вынужден был покинуть ее и основать собственную компанию "Висконсин Дьюплекс" (Wisconsin Duplex). Вскоре она переехала в городок Ошкош и была переименована в "Ошкош Мотор Трак" (Oshkosh Motor Truck). Ее первой продукцией стал 1-тонный капотный грузовик "Ошкош А" (4x4) с 72-сильным двигателем, пневматическими шинами, 4-ступенчатой коробкой передач и оригинальным самоблокирующимся межосевым дифференциалом, встроенным в раздаточную коробку. К тому времени первый мировой военный конфликт ХХ века завершился и рассчитывать на какие-либо государственные заказы небольшой фирме не приходилось. Главным направлением ее деятельности стало создание многочисленных вариантов коммерческих полноприводных грузовиков, тягачей, снегоочистителей и специальных шасси. Первой попыткой утвердиться на военном рынке в 1933 г. был 5-тонный артиллерийский тягач TR (4x4) со всеми управляемыми односкатными колесами, выполненный на базе обычного строительного шасси и предназначенный для буксировки 155-мм пушек массой до 27 т. Он прошел испытания, но заказов на него не поступило, поэтому еще очень долго в обширной программе мощных полноприводных машин "Ошкош" не было ярко выраженной серии военной техники, а все последующие контракты на армейские автомобили носили случайный характер.
Ситуация существенно не изменилась даже во время Второй мировой войны. Небольшой заказ от военно-воздушных сил поступил в 1941 г. только на 5-тонные седельные тягачи и аэродромные эвакуаторы W709 (4x4) с механическим краном "Гар Вуд" (Gar Wood). Для них использовалось стандартное коммерческое шасси "Ошкош W700" с 6-цилиндровым двигателем "Геркулес" (Hercules) мощностью 128 л.с., 5-ступенчатой коробкой передач "Фуллер" (Fuller), собственными раздаточными коробками и ведущими мостами. В 1944 г. для армии США на "Ошкоше" изготовили 75 самосвалов W712 и роторных снегоочистителей с дополнительным 175-сильным мотором для привода рабочих органов.
В 50-60-е гг. ВВС США по традиции заказывали у фирмы доработанные 5-тонные грузовики W314 (4x4) и 10-тонные шасси WT2206 (4x4) с 295-сильным двигателем "Холл-Скотт" (Hall-Scott) и автоматической 3-ступенчатой коробкой передач "Эллисон" (Allison), служившие базой самосвалов, седельных тягачей и аэродромных снегоочистителей. В то время в различных военных подразделениях служили также серийные 5-тонные капотные грузовики М4616, бескапотные ТС444 и 7,5-тонные шасси U44L (4x4) для буровых установок, хотя потенциальные возможности "Ошкоша" к тому времени уже могли удовлетворить куда более крупные потребности военного ведомства. В 60-е гг. фирма сформировала обширное семейство многоосных строительных шасси полной массой до 50 т, а также начала разработку мощных аэродромных автомобилей. Первыми для ВВС и ВМС США были построены быстроходные бескапотные пожарные машины MB-1 и МВ-5 (4x4) с дизельными моторами мощностью до 275 л.с. и автоматическими коробками передач, емкостями для воды и специальных огнегасящих средств, насосами с подачей до 5000 л/мин и лафетными стволами на крыше кабины. В 1965-68 гг. на американские военные аэродромы начали поступать также тяжелые низкопрофильные тягачи МВ-2 и A/S32U-30 (4x4) со всеми управляемыми колесами и дизельными двигателями мощностью 245 и 575 л.с., способные буксировать боевые и военно-транспортные самолеты массой 230-450 т.
В середине 70-х гг. военное ведомство США выработало новые технические требования на 25-тонный "транспортер тяжелой боевой техники" НЕТ (Heavy Equipment Transporter), представлявший собой вседорожный тягач для доставки основного танка М60А1 и замены прежних машин М123 и М746. В конкурсе приняли участие четыре фирмы, но в сентябре 1976 г. первый контракт на 747 машин получила компания "Ошкош". Их серийное производство под стандартизованным индексом М911 началось два года спустя. Тягач М911 (8x8) был создан на стандартном строительном шасси J2065 (6x6), получившем средний подъемный мост "Рокуэлл" (Rockwell) с односкатными колесами на пневматической подвеске с допустимой нагрузкой 10 т. Он комплектовался двухтактным двигателем "Детройт Дизель 8V92TA" (Detroit Diesel) V8 с турбонаддувом (12,1 л, 435 л.с.), автоматической 5-ступенчатой коробкой передач "Эллисон", 2-ступенчатой раздаточной "Фуллер" или одноступенчатой "Ошкош", рессорной подвеской, передним ведущим и управляемым мостом "Ошкош" с углом поворота колес 30° в каждую сторону и задней тележкой "Хендриксон" (Hendrickson) с мостами "Итон" (Eaton). В сцепе с низкорамным 4-осным 60-тонным танковым полуприцепом М747 полная масса автопоезда достигала 103 т, максимальная скорость с грузом - 56 км/ч. Для погрузки тяжелой техники за кабиной установили две лебедки с тяговым усилием по 20 тс. Параллельно выпускался упрощенный вариант на гражданском шасси F2365 (6x6). До начала 90-х гг. было построено 1,2 тыс. тягачей серии М911.
Одержав первую и весьма внушительную победу на рынке военной автотехники, компания "Ошкош" активно взялась за разработку новых машин. В 1981 г. развитием тягача М911 стал бескапотный 600-сильный седельный вариант К2358 (6x6) с высокой удлиненной кабиной, служивший для буксировки контейнеров с баллистическими ракетами. Их построили только 7 экземпляров. В 80-е гг. в строительные подразделения поступали также стандартные 220-сильные бетоносмесители F2546 (6x6), а для ВВС было изготовлено 1600 низкопрофильных топливозаправщиков R11 (6x6) с 250-сильным дизелем, цистерной вместимостью 22,7 тыс. л и насосным оборудованием фирмы "Ковач" (Kovatch). В то время наибольших успехов компания "Ошкош" достигла в области военных аэродромных пожарных автомобилей, став практически монопольным поставщиком такой техники в американские ВВС. С 1973 г. она выпускала вариант A/S32P-4 (М1500) 6x6 с 425-сильным мотором "Детройт Дизель" и полуавтоматической 6-ступенчатой коробкой передач, имевший полную массу 21 т и общую емкость цистерн 13,6 тыс. л. В 1977-90 гг. изготовлялся один из крупнейших в мире аэродромный пожарный автомобиль пенного тушения Р15 (8x8) длиной 13,5 м и полной массой 65 т. В его задней части устанавливали два двигателя "Детройт Дизель" V8 с турбонаддувом общей мощностью 884 л.с., позволявшие тяжелой машине разгоняться с места до скорости 80 км/ч всего за 70 с. На ней использовали полуавтоматическую 7-ступенчатую коробку передач "Ошкош", планетарные колесные редукторы, односкатные колеса с шинами размером 26.5х24, два центробежных водяных насоса производительностью по 4750 л/мин и цистерны на 22,8 тыс. л огнегасящих средств. В конце 80-х гг. на смену этой машине пришли модели Р19А (4x4) и Р23 (8x8) меньших габаритов с дизелями мощностью 400-575 л.с. и общей вместимостью цистерн до 15 тыс. л. В 90-е гг. фирма предлагала тяжелые аэродромные пожарные автомобили Т1500 (4x4) и Т3000 (6x6) с двигателями заднего расположения (575-585 л.с.), автоматической 5-ступенчатой коробкой "Эллисон", цистернами из стеклопластика на 5,7-11,4 тыс. л воды и насосами производительностью 5800-7600 л/мин. При полной массе 45,2 и 66,6 т соответственно они развивали максимальную скорость 105 км/ч и с места до 80 км/ч разгонялись за 25-35 с. С 2001 г. выпускается новое пожарное семейство "Страйкер" (Striker), которое служит и на военных объектах.
В мае 1981 г. компания "Ошкош" выиграла конкурс автобронетанкового управления сухопутных сил США на авиатранспортабельное семейство "высокомобильных тяжелых тактических грузовиков" HEMTT (Heavy Expanded Mobility Tactical Truck) 8x8 со средней полезной нагрузкой на бездорожье 10 т, которое должно было сменить гамму "Гоуэр" (Goer). Прототип был готов в декабре того же года, а производство унифицированного семейства НЕМТТ началось в сентябре 1982 г. и продолжается до сих пор. Машины первого поколения оснащались двигателем "Детройт Дизель" V8 (12,1 л, 445-450 л.с.), размещенным за цельнометаллической 2-местной кабиной пониженного расположения, автоматической 4-ступенчатой коробкой передач "Эллисон", собственной 2-ступенчатой раздаточной коробкой с пневматическим управлением и самоблокирующимся дифференциалом, передними управляемыми колесами с отключаемым приводом, рессорной подвеской неразрезных мостов "Итон", пневматическим двухконтурным приводом тормозов, 20-дюймовыми камерными шинами "Мишлен" (Michelin) с системой подкачки и лебедкой с тяговым усилием 9,1 тс. Пониженное расположение центра тяжести и дорожный просвет 603 мм обеспечивали машинам НЕМТТ полной массой 27-43 т высокую проходимость на местности. Они преодолевали подъемы крутизной 60% и брод глубиной 1,2 м, на шоссе развивали скорость 100 км/ч и имели запас хода 644 км. Основой этой серии являлось многоцелевое шасси М977 с колесной базой 5334 мм, бортовой платформой и 1-тонным гидрокраном "Гроув" (Grove). Его развитием стали цистерна-заправщик М978 на 9,5 тыс. л с насосной станцией и многофункциональное шасси М985 для монтажа кузовов и вооружения. Седельный тягач М983 и ремонтно-эвакуационная машина М984 с 20-тонной лебедкой имели колесную базу 4850 мм. В 90-е гг. в эту гамму вошли эвакуатор М984А1 с 6,4-тонным краном и лебедкой, инженерное шасси М1977 и многоцелевое полубронированное М1120 с системой "Мультилифт" (Multilift) или LHS (Load Handling System) для обработки грузов на стандартных поддонах, сменных кузовов и контейнеров. В 2000 г. появился тактический пожарный автомобиль TFFT со спасательным оборудованием, созданный совместно с фирмой "Пирс" (Pierce). С 2002 г. выпускается второе поколение А2 с автоматической 6-ступенчатой коробкой передач и бескамерными шинами, лучше приспособленное к реальным боевым потребностям. В него вошли короткобазные седельные тягачи М983А2 (4597 мм) для буксировки пусковой ракетной установки "Пэтриот" (Patriot). Осенью 2001 г. фирма представила опытный вариант HEMTT с 505-сильным дизелем и электрической трансмиссией "ПроПульс" (ProPulse), состоящей из генератора мощностью 400 кВт и тяговых электромоторов переменного тока для привода всех 8 колес на независимой подвеске, который способен передвигаться и на аккумуляторных батареях. После испытаний и доработки в начале 2005 г. автомобиль принят за основу третьего поколения А3. К настоящему времени изготовлено более 19 тыс. машин серии НЕМТТ.
Лицензия на многоцелевой армейский грузовик "Дрэгон Вэгон" (Dragon Wagon) 8x8 с шарнирно-сочлененной рамой, приобретенная в 1980 г. у концерна "Локхид" (Lockheed), легла в основу второго семейства высокомобильных тактических машин LVS (Logistical Vehicle System), получивших индекс Mk-48. Прототипы были изготовлены в 1981-82 гг. и поставлены в ВВС США. Первый контракт на 1433 машины поступил в сентябре 1983 г., а его исполнение началось со следующего года. В конструктивном отношении гамма LVS унифицирована с семейством НЕМТТ за исключением центрального разъемного шарнира, обеспечивавшего передней и задней 2-осным секциям возможность поворота относительно друг друга в горизонтальной плоскости на угол 32° в каждую сторону и на 6° в вертикальной и вокруг продольной оси. Они могли отсоединяться друг от друга для замены задней секции с разным оснащением. Эту гамму составили шасси Mk-48/14 с 6-метровой платформой, ремонтно-эвакуационная машина Mk-48/15 с 27-тонной лебедкой, 9-тонный бортовой грузовик Mk-48/17 с гидрокраном и седельный тягач Mk-48/16, работавший в составе автопоездов полной массой до 85 т. Их максимальная скорость на шоссе составляла 84 км/ч, а построенная на таком шасси аэродромная пожарная машина "Вайпер" (Viper) достигала 105 км/ч. В общей сложности машин серии LVS было построено 1,7 тыс. экземпляров. В конце 90-х гг. начался выпуск реконструированного семейства LVSR (10x00) с неразрезной рамой.
В 1990 г. в рамках очередной программы военного ведомства компания "Ошкош" собрала прототипы авиатранспортабельного семейства "транспортеров тяжелой боевой техники" HETS (Heavy Equipment Transporter System) 8x8 для работы в составе автопоездов полной массой до 105 т и скоростной переброски по шоссе американского основного танка М1А1. Выпускавшийся с августа 1992 г. огромный тупоносый седельный тягач М1070 HETS имел характерную внешность с высоким угловатым капотом и 4 ведущими мостами с односкатной ошиновкой колес, из которых три задних объединены в тележку с межосевыми самоблокирующимися дифференциалами, а управляемыми являлись передние и задние колеса. Конструктивно он был унифицирован с семейством НЕМТТ и оборудован тем же дизелем мощностью 500 л.с., автоматической 4-ступенчатой коробкой передач, 2-ступенчатой раздаточной и колесными редукторами. Его рама изготовлена из стальных лонжеронов высотой 356 мм и шириной 89 мм, полубронированная кабина рассчитана на 6 человек, включая экипаж перевозимого танка. В стандартное оборудование входили две гидравлические лебедки с тяговым усилием по 25 тс и одна вспомогательная 1,4-тонная, а также система регулирования давления в шинах тягача и 4-осного полуприцепа М88А1. В 2001 г. для британской армии был построен прототип М1070Е1 с 6-цилиндровым мотором "Детройт Дизель" (14,0 л, 600 л.с.) и автоматической 7-ступенчатой коробкой передач, способный работать в составе автопоезда полной массой 117 т и развивать скорость 72 км/ч. В 2003 г. фирма представила тягач второго поколения M1070F с обтекаемыми формами и 700-сильным дизелем "Катерпиллар С18" (Caterpillar), который предлагается также в варианте 37-тонного ремонтно-эвакуационного автомобиля. До 2005 г. в общей сложности тягачей HETS изготовлено около 2 тыс. единиц.
В середине 90-х гг. очередным развитием серии НЕМТТ стала мобильная "погрузочно-разгрузочная система обработки грузов на стандартных поддонах" PLS (Palletized Load System). Она базируется на шасси 5-осного транспортера М1075 (10x00) в сцепе с 3-осным прицепом М1076, общая масса которых достигает 62,4 т, а максимальная скорость - 91 км/ч. Базовый вариант оснащался перегрузочной системой для амуниции, рассчитанной на использование в артиллерийских подразделениях, но впоследствии стал широко применяться во всех видах вооруженных сил США. Для работы с ним была создана обширная система быстросменных модульных надстроек, включавшая цистерны-топливозаправщики, самосвальные кузова с одним гидроцилиндром опрокидывания, мастерские, компрессорные и генераторные станции, крановое, ремонтно-эвакуационное оборудование и др. Фирма предлагает также вариант М1074 с 2,5-тонным гидрокраном и многоцелевое шасси М1077 с грузовой платформой. В конструктивном отношении транспортер PLS унифицирован с семействами НЕМТТ и HETS: оснащен 500-сильным дизелем, задней 3-осной тележкой и системой подкачки шин. Для привода навесного и вспомогательного оборудования имеется гидронасос производительностью 1150 л/мин. Сегодня эти машины считаются наиболее совершенным комплексом для оперативной перевозки и перегрузки тяжелых военных грузов и оборудования. Машин серии PLS построено около 3 тыс. штук. Унифицированное с ними реконструированное семейство LVSR (10x00) снабжено шарнирно-сочлененной рамой.
Крупные и регулярные военные заказы вывели компанию "Ошкош" в ранг ведущих мировых изготовителей тяжелой автотехники военного и гражданского назначения с объемом годовых продаж около 2 млрд долларов. Это позволило ей в 90-е гг. присоединить несколько небольших американских и европейских фирм гражданского профиля, а также включиться в борьбу за монопольное право выпуска тактических грузовиков разных классов. В мае 2001 г. фирма представила первые прототипы авиатранспортабельного капотного семейства "средних тактических грузовиков замены" MTVR (Medium Tactical Vehicle Replacement), предназначенных для смены устаревших стандартизованных 5-тонных машин. Автомобиль MTVR (6x6) полной массой 26-28 т (грузоподъемность на шоссе - 11 т, на бездорожье - 7 т) является принципиально новой конструкцией с 6-цилиндровым двигателем "Катерпиллар С12" (11,9 л, 425 л.с.), автоматической 7-ступенчатой коробкой передач "Эллисон" с электронным управлением, независимой рычажно-пружинной подвеской с ходом каждого колеса 325-406 мм, электронными системами изменения давления в шинах, автоматического регулирования силы тяги на колесах и АБС, сварной алюминиевой кабиной с люком в крыше и турелью для зенитного пулемета. В гамму MTVR входят шасси и бортовые варианты Mk-23 и Mk-27 с колесными базами 4674 и 5486 мм соответственно (с лебедками - Mk-25 и Mk-28), самосвалы Mk-29/30, 15-тонная ремонтно-эвакуационная машина Mk-36 и седельный тягач Mk-31 или МЕТ (Medium Equipment Transporter) для буксировки топливных цистерн вместимостью 10-15 тыс. л. Их производство началось в конце 2002 г., и первые образцы поступили в американские части, участвовавшие в военных действиях в Ираке. В 2002 г. в конкурсе на новый британский армейский грузовик компания "Ошкош" представила бескапотный прототип Z (6x6), унифицированный с серией MTVR, однако весной 2003 г. заказ был выдан американской компании "Стюарт-Стивенсон" (Stewart & Stevenson). В октябре 2004 г. был продемонстрирован опытный грузовик "ТэрраМакс" (TerraMax) на шасси MTVR (6x6) с автономной системой автоматического управления, но на следующий год работы над ним были заморожены. В ноябре 2006 г. фирма приступила к испытаниям более компактного образца 4x4 со всеми управляемыми колесами. Летом 2006 г. фирма представила новое семейство средних тактических грузовиков МТТ (Medium Tactical Truck) в вариантах 4x4 и 6x6, получивших принципиально новые округлые внешние формы, двигатели "Камминс ISB" (Cummins) или "Катерпиллар С7" (220 и 300 л.с.), механическую 10-ступенчатую коробку передач, переднюю рессорную и заднюю пневматическую подвеску. В феврале 2005 г. компания "Ошкош" объявила о включении в свою программу грузовиков НЕМТТ (8x8) третьего поколения А3 с гибридным приводом "ПроПульс", состоящим из 400-сильного дизеля, генератора переменного тока мощностью 305 кВт и четырех тяговых электромоторов. В ноябре 2007 г. началось изготовление автомобилей НЕМТТ четвертого поколения А4.
Ошкош TR, 4x4, 1933 г.
Ошкош W709 (слева) и W712, 4x4, 1941/44 гг.
Ошкош WT2206, 4x4, 1965 г.
Ошкош МВ-5, 4x4, 1968 г.
Ошкош Р15, 8x8, 1978 г.
Ошкош М911 НЕТ, 8x8, 1979 г.
Ошкош М911 НЕТ, 6x6, 1983 г.
Ошкош М977 НЕМТТ, 8x8, 1983 г.
Ошкош М978 НЕМТТ, 8x8, 1985 г.
Ошкош Mk-48/16 LVS, 8x8, 1989 г.
Ошкош М1070 HETS, 8x8, 1992 г.
Ошкош М1977 НЕМТТ, 8x8, 1996 г.
"Ошкош М1075 PLS" (10x10) с прицепом М1076, 1997 г.
Ошкош LVSR, 10x10, 1998 г.
Ошкош М1120 НЕМТТ-LHS, 8x8, 1998 г.
Ремонтно-эвакуационная машина "Ошкош М1074 PLS", 10x10, 1999 г.
Топливная цистерна на шасси "Ошкош М1077 PLS", 10x10, 2000 г.
Многоцелевое шасси "Ошкош М1077 PLS", 10x10, 2001 г.
Ошкош М1070Е1 HETS, 8x8, 2001 г.
Ошкош Mk-23 MTVR, 6x6, 2001 г.
Самосвал на шасси "Ошкош М1077 PLS", 10x10, 2002 г.
Тягач "Ошкош М983А2" в составе комплекса "Пэтриот", 2002 г.
Ошкош М1070F HETS, 8x8, 2003 г.
Ошкош Mk-31 MET, 6x6, 2004 г.
Ошкош М977А3 HEMTT, 8x8, 2005 г.
Ошкош МТТ, 6x6, 2006 г.

Е. Д. Кочнев - Энциклопедия военных автомобилей / Издание 2-е. - М.: ООО Книжное издательство «За рулём», 2008 г. - 640 с